1 из проблем биоэтики

№ 1, 2001

нике и завершался там же. А вот Достоевский последнего периода жизни, базируясь не только на своих художественных прозрениях, но и на своем духовном опыте, заявляет: «Христианин возможен», — и вся неисчерпаемость

его воцерковленной, художественно-одаренной личности подтверждает это. Личности, которая продолжает служить собою Богу и

людям и после завершения своего земного пути.

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К

ПРОБЛЕМАМ БИОЭТИКИ

Е.Л. Русакова, аспирант кафедры философии гуманитарных

факультетов МГУ им. Н.П.Огарева

Интенсивно развивающиеся биомедицинские технологии активно вторгаются в жизнь современного человека. Возникающие при этом многочисленные моральные дилеммы не находят ответа в рамках традиционной медицинской этики. К проблемам, порожденным прогрессом в области биологии и медицины, относятся: проблемы аборта, новых репродуктивных технологий, эвтаназии, трансплантологии, генетической инженерии, клонирования. Все они входят в компетенцию биоэтики. Проблемы эти во многом являются новыми для человечества, но отнюдь не удаленными от повседневной жизни рядового человека. Минимум знаний в области биоэтики необходим каждому. А для студента-ме-дика, биолога или психолога, который готовится лечить человека, либо проводить с его участием научные исследования специальная подготовка в области этических проблем медицинской науки и практики является необходимой, то же самое относится и к медицинскому персоналу.

Вопросы, рассматриваемые биоэтикой, оказываются сегодня в центре размышлений юристов, экономистов, политиков. Они не могут быть оставлены без внимания и представителями теологии, так как затрагивают основные для религиозного мировосприятия темы. К большому сожалению, развитие науки и технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. Данное обстоятельство вызывает у Церкви чувство глубокой

пастырской озабоченности .

Подход Восточного Православия к биоэтике рассматривается в двух важнейших аспектах: защита жизни и продолжение жизни. Формулируя свое отношение к проблемам биоэтики Церковь исходит из представлений, основанных на Божественном откровении .

Согласно Православной христианской этической мысли жизнь есть бесценный дар Божий. Каждая человеческая личность обладает неотъемлемой свободой и богоподобным достоинством. Она призвана «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе , к

достижению совершенства Небесного Отца и к обожению, то есть причастию Божеского естества» . Иными словами, каждый человек создан по образу и подобию Божьему, со своим собственным предназначением постичь божественную сущность, а вся жизнь его -непрерывное и нескончаемое развитие к божественности и совершенной гуманности.

Камнем преткновения в биоэтике является проблематичность в установлении границ человеческого существования. Так, например, в вопросе о моральной оправданности абортов, представителей биоэтики волнует вопрос об установлении того временного момента, начиная с которого плод можно рассматривать как человеческий индивидуум. Для Церкви такой проблемы не существует. Уже с момента зачатия плод рассматривается как будущая человеческая личность, посягательство на жизнь которой преступно и является грехом. Человеческое достоинство признается даже за эмбрионом . Церковь обеспокоена тем фактом, что в мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

Выражая свое отношение к репродуктивным технологиям, Церковь исходит из того, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Пути к деторождению не согласные с замыслом Творца жизни Церковь не может считать нравственно оправданными. Нельзя забывать, что человеческая природа есть единство души и тела, а расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенность биоэтических ситуаций заключается в том, что вовлеченные в них люди оказываются вынужденными взять на себя ответственность за установление пределов собственного существования. Но для Православия Бог является единственным властителем над жизнью и

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

смертью. Человек является лишь хранителем следственных заболеваний. Однако целью гене-

жизни, которая проистекает из источника отличного от него. Поэтому становится понятной позиция Церкви к проблеме эвтаназии. Церковь не может преступить заповедь Божию «Не убивай»

. Попытки легализации намеренного умерщвления безнадежных больных (в том числе по их желанию) нравственно неприемлемы.

Чтобы облегчить страдания больного, Церковь призывает окружить его заботой. Больной, окруженный христианской заботой в последние дни земного бытия, способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход становится возможностью служения самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» .

Оправданный и самый живой интерес представители богословия проявляют к современной генетике человека. Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Наукой установлено, что причиной болезни служат нарушения в генах (мутации). Мутации могут возникать вследствие воздействия на организм внешних факторов: различные виды радиационного излучения, вредные вещества, содержащиеся в атмосфере и др.

Возможно, знание о генетической обусловленности болезней, в какой-то мере снижает чувство ответственности человека за собственные поступки, мысли. Поэтому неслучайно Церковь пытается привлечь внимание людей к нравственным причинам недугов. Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни. Если из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец не праведного рода» (Прем.3.19). И наоборот, «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится»

Но вместе с тем Церковь приветствует усилия медиков направленные на врачевание на-

Литература

1.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000г.

2.Стэнли Харакас. Православие и биоэтика // Биоэтика: принципы, правила, проблемы.-М.: Эдиториал УРСС, 1998.-С.315-327.

3.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его Слово при открытии Соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора по теме: «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий». Москва — Сергиев Посад, 18-20 марта 1998г.

5.»О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви». М 1995

тического вмешательства не должно быть искус ственное «усовершенствование» человеческого рода, которое рассматривается как вторжение в Божий план о человеке . Православная Церковь верна строгости понимания таинственности (сакральности) человеческой жизни. Каждая личность уникальна. Человек не в праве претендовать на роль творца себе подобных существ. Попытки клонирования человека, манипуляции с генетическим материалом с целью «улучшения» человеческой природы Церковь рассматривает как формы богоборчества, следствие превратно понимаемой свободы личности.

Но тем не менее, Русская Православная Церковь признает неправильными призывы совсем отказаться от современной техники, насильственными внешними мерами ограничить ее развитие. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий» (Москва — Сергиев Посад, 18-20 марта 1998г) сказал, что отказаться от науки и техники сегодня невозможно да и не нужно .

Одним из способов защиты от бедствий, которыми чревата наука как деяние человека, является соблюдение нравственного закона. Великий старец Нектарий Оптинский поучал своих современников, живших в 20 веке: «Если вы будете жить ^1 учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность

научности, то получится полный успех вашей жизни» . По образному выражению святых отцов Церкви ум философа и ученого должен «плавать во святом Евангельском учении».

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. Русская Православная Церковь рассматривает проблемы биоэтики в рамках христианских традиций. Этика Восточного Православия исповедует трепетное отношение к жизни каждого человека, как к Божественному дару, на который никто не в праве посягать. Церковь не считает научно-техническое знание чем-то принципиально враждебным Богу и ей самой. Православие лишь требует, чтобы люди науки ни на минуту не забывали о том, что они христиане.

БИОЭТИКА – МОСТ В БУДУЩЕЕ

Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия в США как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом науки. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, «наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности». Он предложил для ее обозначения термин биоэтика. В 70-е годы в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание врачей, биологов, политиков, журналистов, религиозных деятелей, юристов, психологов,вообще самой широкой публики. В следующем десятилетии биоэтика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х годов – в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).

Научные и технические достижения последних десятилетий XX века показали, как велика (и в то же время разрушительна) власть людей над собственной и внешней природой, формировавшейся тысячи лет. Но в связи с возникновением кризисных ситуаций в различных сферах человеческого бытия приходит осознание ответственности за негативные последствия вторжения в естество окружающего мира, за попытку противопоставления человека и природы. К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы: защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью); взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий); аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; выработки критериев диагностики смерти; трансплантологии; современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии); манипуляций со стволовыми клетками; клонирования (терапевтического и репродуктивного); самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Остановимся на двух из них.

Клонирование (от греч. — «веточка, побег, отпрыск») — в самом общем значении — точное воспроизведение какого-либо объекта любое требуемое количество раз. Объекты, полученные в результате клонирования называются клоном. Животные, произведенные на свет этим методом, уже так не удивляют, как еще лет 10-15 лет тому назад. Овца До́лли — первое клонированное млекопитающее животное, которое было получено путём пересадки ядра соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки. Овца Долли являлась генетической копией овцы-донора клетки.Эксперимент был поставлен в Рослинском институте в Шотландии в 1996 году. Эксперимент считается прорывом в технологиях, сравнимым с расщеплением атома.

Сама Долли стала самой известной овцой в истории науки. Она прожила 6,5 лет и оставила после себя 6 ягнят.

Кстати, мало кто знает, что самая первая попытка по клонированию принадлежит советским ученым. В 1987 году впервые появилась на свет мышка Маша – результат удачного эксперимента советских исследователей. Млекопитающее было клонировано на целых 10 лет раньше, чем Долли . Это делается для будущего человечества, утверждают ученые. Ради возможности испытывать на клонах новые лекарства от тяжелых болезней, для воссоздания естественных популяций вымерших животных, для выращивания органов для трансплантации. Клонирование человека — этическая и научная проблема конца 20-го начала 21-го века, состоящая в технической возможности приступить к формированию и выращиванию принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего — вместе с полной этической неподготовленностью к этому общества. Является ли действительно реальным клонирование человека? Должны ли вообще существовать клоны человека? Австралийская компания Sidney IVF получила первую в мире лицензию на клонирование человека. В ней создаются эмбрионы-клоны человека, из которых получают стволовые клетки. Вопрос состоит даже не в том, был ли клон человека действительно создан, или в том, имеются ли технические способности создавать людей, а в том, что клонирование человека является нарушением морали и этики. Мы знаем, что у людей есть не только физические тела, но также души, мысли и нравственные стандарты. Поэтому, люди могут быть радостными, злыми, печальными или счастливыми, и у них существует разум. Это является фундаментальным различием между людьми и животными. Что, если, в противовес этому, «клон», созданный путём переноса ДНК, будет иметь только тело без человеческих мыслей и отличительных черт человека. Так называемая, технология клонирования, распознает только физическую материю людей, но не духовность. Она принимает человека просто за объект и превращает людей в объекты, которые могут быть контролируемы технологией. Если такой технологии позволить продуцировать, она будет продолжать идти по опасному пути, пока люди не станут продуктами, которые будут создаваться в широких масштабах. Жизнь человека, даже клонированного, не должна рассматриваться как потребительский продукт. Даже эмбрион человека на самом начальном уровне, как предполагается, имеет жизнь. Поэтому, это не этично, а также аморально создавать человеческую жизнь, не более чем для того, чтобы использовать клетки, а затем уничтожать её. Принять клонирование человека трудно не только с точки зрения этики, есть серьёзное беспокойство и с технической точки зрения. В настоящее время многие страны, включая Россию приняли закон о запрещении экспериментов по клонированию на людях.

Еще одной из проблем является проблема эвтаназии. Термин эвтаназия происходит от греческих слов eu -«хорошо» и thanatos — «смерть» и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий. Обсуждается она давно. Однако особое внимание к ней возникло после ее легализации впервые годы нового тысячелетия в Голландии, Бельгии и Швейцарии. Понятие эвтаназии достаточно неоднородно. В теоретической литературе различают несколько видов. С практической точки зрения наибольшее значение имеет активная эвтаназия, представляющая собой действие врача, прерывающее жизнь пациента с целью прекращения тяжелого непереносимого страдания пациента. Вопрос о целесообразности легализации эвтаназии в России активно обсуждается в средствах массовой информации. Недавно он был включен в повестку дня для обсуждения соответствующего комитета Совета Федерации РФ. В российском законодательстве эвтаназия запрещена. Эта норма соответствует позиции отечественного медицинского сообщества. Со времен Гиппократа традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я никому, даже если кто-то попросит, не дам вызывающее смерть лекарство и не предложу подобного». Таким образом, врачи должны до конца бороться за жизнь больных. Но бывают случаи, когда медицина бессильна; например, если человек попадает в серьезное ДТП, зачастую таких больных выписывают домой умирать. Этично ли заставлять таких людей жить? В последнее время растет число граждан, в том числе и некоторых врачей, юристов и политиков, которые настаивают на легализации эвтаназии. Опросы общественного мнения так же свидетельствуют о наличии значительной общественной поддержки эвтаназии. Мотивируется эта поддержка правом человека распоряжаться своей жизнью и необходимостью оказать помощь пациентам, страдающим от непереносимых телесных страданий. Однако, с консервативных и христианских позиций, использование понятий «милосердие» и «справедливость» для оправдания принудительной эвтаназии — это путь к возможному социальному беспределу.

В целом только обстоятельное публичное обсуждение поможет обществу осознать реальные проблемы биоэтики. Понятно, что прогресс в науке не остановить. Однако любое открытие можно использовать как во благо, так и на зло. Но хочется верить, что именно открытое обсуждение таких вопросов, как плюсы и минусы новых технологий (в том числе и в биологии и медицине) сделают их максимально безопасными и продуктивными для человечества.

Ведь на то людям и дан разум, чтобы использовать его для развития и продолжения рода.