12 век до нашей эры

История и современностьКраткая история летосчисления от Рождества Христова

Богатырев А.

Любой современный человек, спроси его, какой сейчас год, не задумываясь, ответит – год 2010-й. Спроси его, какая сейчас эра – он удивится, но ответит, что сейчас «наша эра”. А дату «год 2010-й нашей эры” можно записать как «год 2010-й от Рождества Христова”. Иначе говоря, почти все современное человечество, не особенно задумываясь об этом, живет по летоисчислению от даты рождения Иисуса Христа.

Однако далеко не каждый сможет ответить, как, когда и где была вычислена эта самая дата «Рождества Христова”, а самое главное — когда система отсчета лет от этой даты стала настолько привычной, что сегодня мы даже не задумываемся о ее происхождении?
Попытаемся найти ответ на этот вопрос. Для этого нам придется вернуться далеко назад во времени, в глубокое прошлое, и дойти до основателя христианской религии – самого Иисуса Христа.
Споры об историчности Христа, то есть о том, является ли Иисус Христос реальным историческим лицом, ведутся в среде ученых и знатоков богословия до сих пор. Однако большинство историков в наши дни склоняются к выводу, что, скорее всего, в основе мифа о Христе лежит реальный человек – вероятно, это был глава небольшой религиозно-философской секты, близкой к иудаизму, а также бродячий проповедник и самопровозглашенный «пророк” и «мессия”. Персонажей, подобных Христу, было немало в Палестине в те времена (I век до н.э – I век н.э), что было обусловлено общим кризисом иудаизма и влиянием на иудеев эллинистической философии.
Очевидно, Христос действительно был распят на кресте – распространенным в Римской Империи способом казни опасных преступников и смутьянов. Однако, последовавшая вслед за смертью Христа, активная проповедническая деятельность и фанатизм его сторонников привели к широкому распространению в Средиземноморье нового религиозного учения, и, в конце концов, к утверждению его как официальной религии Римской Империи в начале IV века нашей эры.
При этом, как это ни покажется странным, вопрос о точной дате рождения Христа очень долго не был важным для христиан. Проходящие года первые христиане отсчитывали вовсе не от даты рождения Иисуса. Счет лет в разных частях огромной Римской Империи и за ее пределами велся по своим местным, традиционным летоисчислениям («эрам”). Некоторые люди в то время могли считать года «от разрушения Иерусалима” (69-й год н.э.), другие «от основания Рима” (753-й год до н.э.), очень популярна в поздней Римской Империи была «эра Диоклетиана” (284-й год н.э.). На Востоке использовали свои собственные «эры” – «от сотворения мира» (т.н. «Константинопольская эра”), «эра Набоссара”, «после Александра Македонского” и другие. Все эти «эры” брали свое начало от начала правления или смерти какого-то правителя, важного события, или даже от мифического момента сотворения мира.
Даже праздник Рождества в первые века существования христианской религии был вовсе не самым важным празднеством (свое значение он приобретет только в Средние Века). Рождество христиане начали отмечать только в III веке, вначале оно приходилось на 6 января, а затем на 25 декабря, скорее всего, потому, что на конец декабря приходится зимнее солнцестояние, имеющее традиционно большое сакральное значение во множестве культур и религий. Так, на 25 декабря приходился день почитания иранского языческого бога Митры, чей культ был широко распространен в поздней Римской Империи, и христиане, таким образом, стремились вытеснить «языческий” праздник. Римляне же, именно 25 декабря праздновали День Солнца. Таким образом, привязывая свои праздники к широко известным языческим праздникам, христиане стремились расширить число своих сторонников и облегчить новым верующим переход из язычества в веру Христа, а также вытеснить «языческие” памятные даты, заменив их своими. Отсутствие традиции празднования Рождества первыми христианами связано также с тем, что самые первые последователи веры Христа были евреями, у которых в принципе было не принято отмечать Дни Рождения.
Главной же датой в году для ранних христиан была, без сомнения, дата годовщины важнейшего места в библейском мифе о Христе – смерть на кресте и воскрешение Спасителя. Так как эти события произошли в еврейский праздник «Песах” — праздник годовщины Исхода евреев из Египта под руководством Моисея, то «Песах” автоматически стал и главным праздником христиан. Это было тем легче, что раннее христианство, по сути, вышло из религии древних евреев. Постепенно, из-за разнообразных звуковых искажений при передаче еврейского слова на греческом и латыни, «Песах” превратился в слово «Пасха”.
После периода бурного развития и распространения, гонений со стороны римских властей, внутренних расколов и споров, христианство, наконец, стало официальной религией Римской Империи при императоре Константине I (323-337 н.э.). Сразу же встал вопрос о внесении единообразия в обряды, тексты писаний, догматы и даты праздников – в те времена в христианстве было множество отдельных направлений и течений (несторианство, арианство, манихейство и другие), которые яростно спорили между собой по тем или иным богословским вопросам. Наконец, местные Церкви в разных частях огромной Римской Империи многие обряды и праздники отправляли не так, как в других местах. Одним из важнейших спорных вопросов стал вопрос о дне праздновании Пасхи.

император Константин I

Для разрешения всех этих спорных моментов в 325-м нашей эры году был созван первый Вселенский (т.е. всехристианский) церковный собор (съезд) в городе Никея (ныне Изник, Турция) в Малой Азии. На соборе присутствовало множество легатов из всех концов христианского мира, и немало епископов, впоследствии причисленных к лику святых (например, Святитель Николай, или Александр Александрийский). Председательствовал на соборе сам император Константин I.
На соборе были приняты основные догматы и постулаты христианской веры, включая Символ Веры (формула вероисповедания). Среди прочего, Собор также четко установил время празднования Пасхи: в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (каждый год это разная дата). Одновременно с этим были составлены Пасхалии – таблицы вычисленных дат празднования Пасхи в следующие годы.

Никейский собор

Здесь можно остановиться и спросить — но как это все связано с летосчислением от «Рождества Христова”? Как ни странно, но самое непосредственное. Столь длинная «пасхальная” история приведена тут потому, что именно вопрос о дате празднования Пасхи оказал решающее влияние на появление счета лет от даты рождения Христа.
Вернемся к нашему повествованию. В последующие за Никейским собором годы Пасхалии неоднократно уточнялись и продлевались разными церковными деятелями. В 525-м году папа римский Иоанн I (523-526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию (Дени), получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов.
Дионисий (годы жизни его, увы, неизвестны), принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Однако он столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались «эрой Диоклетиана”. Римский император Диоклетиан (284-305) был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего — известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления (284-й год по нашему счету). «Эра Диоклетиана” была очень популярна в IV-VI веках для отсчета лет в Европе и на Ближнем Востоке.
Дионисий высказал мнение, что не подобает христианам светлый праздник Пасхи хоть как-то связывать с личностью жестокого «языческого” императора и гонителя христиан. Иначе говоря, нечестиво датировать Пасхалии «эрой Диоклетиана”. Но чем ее заменить?
Как уже говорилось выше, в то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летосчисления – «от основания Города” (она же «от основания Рима”), «от сотворения мира” и другие, но ни одна не являлась чисто «христианской”. Даже датировка «от сотворения мира” вела свое происхождение из Ветхого Завета, то есть, от евреев, кроме того, она широко использовалась в Византийской Империи. В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения.
В этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое — использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!
Тогда аббат Дионисий сам вычислил год рождения Христа – согласно его подсчетам, это оказался год 284-й до эры Диоклетиана, или 753-й год «от основания Рима”. Таким образом, текущим годом для самого Дионисия был 525-й год после рождения Христа («от Рождества Христова”). В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату – 25 декабря.

Дионисий Малый

Нам неизвестно в точности, как Дионисий проводил свои расчеты. Сегодня мы может лишь предположительно восстановить ход его мыслей и вычислений.
Без сомнения, что Дионисий опирался в своих вычислениях на евангельские тексты — иного источника сведений о жизни Христа у него просто не было. Однако тексты Евангелий содержат весьма туманные свидетельства, что Христос был «лет около 30” в момент распятия. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали. Единственной подсказкой Дионисию могло служить только прямое указание в Евангелиях, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, в праздник Пасхи (вернее, тогда еще «Песах”).
Ближайшим к Дионисию годом, когда Пасха приходилась бы на воскресенье 25 марта, был 279-й год «эры Диоклетиана” (563-й год нашей эры). От этого числа Дионисий отнял 532, а затем еще 30, и получил год 284-й до начала эры Диоклетиана в качестве первого года жизни Христа.
Но что за странные числа отнимал Дионисий? Число 30 – указание на возраст Христа в момент распятия («лет около 30”). Число, мягко говоря, не самое точное, но с ним, по крайней мере, все просто и ясно. А число 532?
Число 532 – это так называемый «Великий Индиктион”. Число 532 играло большую роль при вычислении Пасхалий в те времена. «Великий Индиктион” состоит из перемножения двух чисел – «круга Луны” (19) и «круга Солнца” (28). Действительно, 19х28=532.
«Круг Луны” – это число лет (19), через которое все фазы Луны приходятся на те же самые числа месяца, что и в предыдущий «круг”. Что касаемо «круга Солнца”, то 28 – число лет, когда все числа месяца приходятся снова на те же самые дни недели в юлианском календаре, что и в предыдущий «круг”.
Т.к. Пасха, согласно постановлениям Никейского собора, привязана к первому воскресенью после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, то спустя каждые 532 года (число «Великого Индиктиона”) Пасха будет приходиться на одно и тоже число. И если Пасха попадала на воскресенье 25 марта в евангельской записи о распятии Христа, а ближайшая к Дионисию Пасха с такими же параметрами была в 279-м году «эры Диоклетиана”, то предыдущее выпадение такой же Пасхи было в 254-м году до наступления эры Диоклетиана. Оставалось отнять еще 30 лет (предполагаемый возраст Христа в момент распятия) и получить год рождения Христа, ставший 1-м годом новой эры.
Нетрудно заметить, что вычисление даты рождения Христа Дионисием, опиралось на весьма обрывочные и местами вольно трактуемые сведения из библейских текстов. Кстати, в настоящее время предположительная дата рождения Христа приходится по разным теориям и предположениям историков на интервал с 12 по 4 года до н.э., так что Дионисий все равно ошибся.
Как бы то ни было, но Дионисий сделал своей дело – основал новую эру, где счет лет велся от даты рождения Иисуса Христа. Однако сам Дионисий даже не знал этого – новую датировку он придумал исключительно для своих Пасхалий и более нигде ее не применял. В итоге, его счет лет очень долго так и оставался исключительно придумкой Дионисия для Пасхалий. В Риме по-прежнему предпочитали летосчисление или «от основания Города”, или «от сотворения мира”. Второй вариант был также основным в Византийской Империи и вообще в христианских Церквях на Востоке.
Лишь в начале VIII века ученый англосаксонский монах и богослов из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673-735), впервые использовал летосчисление Дионисия вне пасхальных таблиц, применив его для датировки событий в своем знаменитом историческом труде «Церковная история народа Англов” («Historia ecclesiastica gentis Anglorum”), которую он закончил около 731 года. Счет лет от рождения Христа у Беды назывался «годы от Явления Господа”.

Беда Достопочтенный

По сути, Беда заново открыл и ввел в широкое употребление счет лет Дионисия, чему способствовала большая популярность его исторического труда. Скорее всего, появление отсчета лет как «годы от Явления Господа” в труде Беды произошло только потому, что значительная часть хроники англосаксонского монаха посвящена вопросам вычисления дат празднования Пасхи, а, значит, Беда не мог не воспользоваться Пасхалиями Дионисия.
В 742 году дата, записанная как «год от Рождества Христова” впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев майордома (военно-политического правителя) Франкского государства Карломана (741-747). Скорее всего, это появление даты, записанной в годах от рождения Христа, явилось самостоятельной инициативой франков, независимо от труда Беды.
Во времена императора франков Карла I Великого (774-814), отсчет лет от рождения Христа («от воплощения господа нашего”), уже широко распространяется в его государстве в официальных документах двора. IX век окончательно вводит привычное нам летоисчисление в разного рода юридические и политические документы Европы, а начиная с X века большая часть документов, хроник и указов королей в Западной Европе датированы именно годами по Христу. При этом, датировка имела разные названия – «от воплощения Господа нашего”, «от прихода Господа в мир”, «от рождения Господа”, «от Рождества Христова” и т.д.
В конце концов, общеупотребительной в Европе при записи года стала формулировка «от Рождества Христова”, или в латинском написании — «Anno Domini” (дословно «Год Господа”). Краткой формой было «от Р.Х.” – «A.D.”.
Интересно, однако, что в канцелярии римских пап, откуда и появилась новая эра, новое летоисчисление приживалось медленнее, чем в указах и законах светских правителей – лишь в X веке запись датами от рождения Христа начинает часто применяться в актах Престола Святого Петра, а обязательной дата «A.D.” в папских документах стала только в XV веке. Таким образом, католическая церковь полностью и окончательно приняла изобретенный ее же служителем, аббатом Дионисием, счет лет только спустя почти тысячелетие. Большая часть светских государей перешла на эру от Христа гораздо раньше церковников – последней страной в Западной Европе, которая это сделала, стала Португалия в 1422-м году.
На Востоке, однако, православные христиане по-прежнему использовали «Константинопольскую эру” – счет лет «от сотворения мира”. В России, где православие имело византийские корни, еще очень долго использовали счет «от сотворения мира” и лишь в 1699-м году указом Петра I (1689-1725), был введен счет лет «от Рождества Христова”, с формулировкой в указе «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах”. Таким образом, за 31 декабря 7208-го года «от сотворения мира” последовало 1 января 1700-го года «от Рождества Христова”. Введение в России счета лет в уже устоявшейся в Европе христианской эре являлось одним из шагов в реформах Петра I, призванных повернуть Россию на западный путь развития.
В XVIII-XX веках распространение в мире эры от рождения Христа продолжалось. Имеющая религиозный оттенок формулировка «от Рождества Христова” в названии эры, постепенно была заменена на более нейтральную: «наша эра”. Т.е. все годы до года рождения Христа стали именовать «года до нашей эры”, а после – «года нашей эры”. За 1-м годом до нашей эры следовал 1-й год нашей эры. В настоящее время летосчисление по «нашей эре” используется практически во всех странах мира. Даже мусульманские страны, которые считают года «от Хиджры” (года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622-м году), порой используют «мусульманскую” эру во внутренних документах, но для внешнеполитических вопросов предпочитают все же «нашу эру”.
Без сомнения, введение единой системы христианского летосчисления было во время Средних Веков важнейшим шагом в религиозной и культурной консолидации западного мира. Однако позже, с присвоением эре нейтрального обозначения «наша эра”, религиозная подоплека исчезла, и теперь христианское летосчисление превратилось просто в стандартный и понятный всем инструмент отсчета лет, которым мы и пользуемся сегодня, даже не вспоминая о причинах и истории его появления.

До Нового 2013ого года от Р.Х. (Рождества Христова) остаются считанные часы. Россия с нетерпением ждет прихода Деда Мороза с Снегурочкой, а также (особенно дети) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чертей, Соловья Разбойника и других злодеев, в борьбе с которыми девочке Насте (в Советское Время пионеру Вове) на елочном представлении удастся зажечь елку на празднике, передаваемом на всю страну – после чего все найдут под елкой подарки. В Католических Странах с таким же нетерпение ждут прихода Санта Клауса (по традиции толстенького, с животиком) передаваемого на весь мир падения Шара на Times Square, танцев десятков девушек в телешоу (которое, если понимать как шоу в теле и шоу тел, почти обнаженных, было бы справедливо), сопровождающихся синхронным поднятием десятков красивых ножек, и фейерверков. Совершенно не задумываясь – и даже не зная – о том, что и Новый Год, и Новая Эра ведут отсчет от совершенно иного праздника. Который никто в Христианских странах не отменял, но о котором все по причине, которая сама по себе важна и интересна, забыли.
Зададимся простым вопросом: если Новая Эра ведет начало от Рождества Христова, получается что Христос родился на 8 дней до начала Эры, начавшейся с рождения Иисуса. Потому что Рождество и в католических, и православных, и протестанстких странах – всюду! — отмечается на восемь дней раньше, чем Новый Год. Ответ (для тех кто не знает его, а не знает, потому что не афишируется) неожиданен. Наша Эра берет начало не от Рождества Христова, а от праздника, который отцами церкви был выбран в качестве Главного Праздника Христианства. Настолько Главного, что именно с него решено было начать отсчет Новой Эры и Каждый Новый Год. И праздник этот – Обрезание Господне. Обрезание еврейского мальчика Иисуса Христа.
Для современного христианина такое сообщение звучит странно и оскорбительно. Что говорит об эволюции христианства и удалении не только от представлений о том, что в христианстве является важным и главным, Самого Иисуса Христа, не только апостолов и евангелистов, но и Отцов Церкви, пришедших к власти в Римской Империи в пятом веке и учредивших в Римской Империи Новые Христианские Празднования вместо традиционных «языческих».

Напомним Историю. В Древнем Риме самым любимым праздником, начинавшемся 22 декабря (с началом прибавления Света в Северном Полушарии) были Сатруналии (в честь Бога Времени Сатурна). Во время которых господа прислушивали рабам (обычай с падением Рима исчезнувший), римляне обменивались подарками, зажигали свечи, устраивали карнавалы (как и сейчас)… Продолжавшийся до окончания месяца праздник заканчивался днем Януса, Бога с двумя лицами (а не двуличного, как думают некоторые), который старым лицом смотрел в прошлое, а молодым в будущее! Именно с встречи прошлого с будущим древние Римляне начинали Новый год. Задумываясь о прошлом и планируя будущее – мудрое состояние разума и души!
С приходом христианства и запретом не только всех кроме христианской религий, а из всех вер в Христа всех кроме Никейской Ортодоксии (что привело к гражданским войнам с арианами, считавшими, что Христос не Бог а Великий Пророк: вест готами, вандалами и другими, закончившихся падением Западной Римской Империи), а также Олимпийских Игр, гладиаторвских поединков – почти всего, составлявшего основу «язычества» читай античной цивилизации – запрещены были и традиционные праздники, до этого отмечавшиеся тысячу лет. Но чем заменить самый любимый праздник Римлян Сатурналии, продолжавшийся 11 дней? После глубоких раздумий решено было именно на это время (потому что день, в который родился Христос неизвестен, во всяком случае это была не зима, потому что зимой скот на пастбищах не пасут) назначить вомьмидневный праздник, начинавшийся рождением Иисуса и заканчивающийся Обрезанием Господа. Причем высшим празником Христианства было выбрано именно обрезание Младенца и именно с него решено было начинать каждый Новый Год и вести отсчет Новой Эры! Что с точки зрения христианства каким оно было не только при апостолах и евангелистах, но и спустя века, являлось совершенно естественным.
Согласно еврейской традиции, обрезание это момент единения человека с Богом. Именно в этот момент душа человека устремляется к Богу– согласно иудаизму, а также и христианству («не нарушить пришел я Закон, но исполнить» — эти слова Христа в Нагорной Проповеди в каждом столетии по разному забывают!). Именно в момент обрезания еврейскому ребенку давали имя. А Иисус Христос был не русским, украинским, немецким или римским ребенком, а само собой разумеется евреем, родился в еврейской семье и был обрезан по еврейскому обряду: в этом, кажется, ни у кого нет сомнения, даже у зоологических антисемитов. Восемь Дней после момента Рождения Отцы Церкви сделали праздником возвышения, приближения к Господу, заканчивавшимся кульминацией: Обрезанием Младенца. С которого решили отсчитывать не только каждый Новый Год, но даже и Новую Эру!

Восемь дней праздника от Рождества до Обрезания (момента единения Христа, а также и каждого еврейского мальчика, а стало быть человека) с Богом на восьмой день после рождения, а не сразу после появленья из материнского чрева, шли по восходящей. Заканчиваясь кульминацией, выше которой ничего быть не может: Обрезанием Господа. Таково было понимание христиан на протяжении первой тысячи лет христианства.
Праздник Обрезания Господа 1 января существует и в Католической, и Православной Церквях – но (в отличие от христианских церквей на протяжении первой тысячи лет христианства), как праздник второстепенный, о котором верующим совсем не обязательно знать. Что говорит об эволюции христианства от Веры, какой она была не только во времена Иисуса и спустя века в четвером и пятом веке у Отцов Церви, но даже у крестоносцев. Для которых день Обрезания Господа был не просто Великим Праздником, но и системой отсчета («Константинополь взят нами через 105 дней после дня Обрезания Господня» — одно из типичных высказываний византийских летописей 13ого века). Что не мешало отмечавшим день Обрезания Господа как величайший праздник устраивать погромы по дороге в Святую Землю. Так же, как антисемитам, устраивавшим погромы в 19 веке в России то, что после погрома они шли в церковь молится перед иконами, на которых изображены 19 евреев (Иисус, Дева Мария, Иоанн Креститель – сын, кстати сказать, первосвященника, четыре Евангелиста и двенадцать Апостолов). Помолились перед евреями – и на еврейский погром! Помолились перед евреями – и грехи убийства евреев – которые вовсе не грех а «богоугодное» дело» – отпущены. Не сумасшествие ли?
Отцы Церкви, составляя Священное Писание из двух частей: Евангелий и Ветхого Завета (Танаха, Old Testament), включили в Библию описание происходившего с еврейским народом (занимающее по объему более двух третей священного писания) не случайно, а следуя словам Христа в Нагорной Проповеди «не нарушить закон пришел я, но исполнить». Обрезание для христиан первого тысячелетия христианства было священным обрядом. Замененным для неевреев крещением водой. Не презренным (как для подавляющего числа христиан второй половины второго тысячелетия христианства) а священным! При этом уважение к обрезанию у первых христиан (и потом на протяжении тысячи лет!) было громадным и колоссальным. Так, например, в Послании к Римлянам Апостол Павел пишет: «какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. (Римл. 2, 28 — 3, 2)» Вдумайтесь в эти слова Апостола те, кто считает себя христианином. Не еретики ль Вы, ненавидя евреев – если чувствуете и ведете себя противоположно тому, чему учили Христос и Апостолы? Обрезание христианами, как и иудеями, и Павлом, и Петром, и другими апостолами, и Отцами Церкви, считалось настолько важным, что Новую Эру (тот самый праздник, который с елочками и шариками празднует под Новой Год все человечество в ночь с 31 декабря на 1 января) отсчитывают с восьмого дня после Рождества Господня, от его Обрезания. Поместив Рождество на восемь дней раньше, чем началась Новая Эра. Которую стали отсчитывать с момента единения Христа с Отцом и наречения именем то есть с Обрезанья Иисуса. Поместив таким образом рождество Иисуса Христа в дохристианскую эру.

Как же могло случиться, что величайший праздник Христианства, каким его понимали Отцы Церкви и христиане первого тысячелетия Эры от О..Г. (Обрезания Господня), символизирущей воспарение души человека к Богу, сменился на праздник Деда Мороза, шариков, фейерверков, а также Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чертей, поднимаемых ножек и другой «нечисти», с которой христианство боролось? Эволюция праздника, с которого начинаются Новый Год и Новая Эра, говорит об очень существенном: эволюция человечества на протяжении второй тысячи лет Христианства была эволюцией антисемитизма. Если бы обрезанные апостолы, обрезанные евангелисты, обрезанный Иоанн Креститель и само собой разумеется обрезанный Иисус Христос прознали, что христиане с евреев будут снимать штаны, чтобы проверить, обрезаны ли они, а если обрезаны, подвергать мукам, смерти или как минимум издевательствам, они без сомнения были бы потрясены. Как могла церковь уйти от понимания главного (с точки зрения Отцов Церкви) праздника во всей Истории человечества, настолько, что только в нем дозволять стала языческие обряды, лишь бы об Обрезании Господнем Забыли! И ведь забыли! По всему миру забыли!! Что говорит о том, что антисемитизм является частью Веры всего человечества. Которое антисемитизмом, как чумой, заразилось. И продолжает болеть.
Сказанного достаточно, для того, чтобы понять, до какой степени всякий раз при приближении Нового Года всем людям: и верующим, и не очень – полезно и более того: абсолютно необходимо! — вспомнить, чему был посвящен Новый Год во всем Христианском мире на протяжении пятисот лет после прихода христиан к власти в Римской Империи. Подумать о том, какие это были (и вновь должны стать если человечество хотело бы возродиться, как заповедано!) возвышающие каждого верующего человека восемь дней: с Рождества до Обрезания Господа. Так же, как в жизни каждого человека чудо прихода в мир и постепенное возвышение в нем на пути к Богу: от новорожденного к Человеку. И что именно чуду прихода в мир после рождения: и Младенца Христа, и каждого из нас, братья и сестры во человечестве, были посвящены восемь дней от Рождества Христова до Обрезания Господа. Что это были Восемь Дней Возвышения от появления из материнской утробы в качестве существа к превращению в Человека и воспарению к Богу. А не пьянки, гулянки, снежинок, борьбы с Бабой Ягой и шоу с полуголыми девочками.


Люди всегда хотели запомнить своё прошлое. С возникновением письменности возникла необходимость вести летоисчисление.

Самой первой и естественной единицей измерения были земные сутки. Наблюдение за Луной помогло установить, что одна Лунная фаза длится в среднем 30 суток. А через 12 лунных фаз начинается повторение первой. Календари, основанные на наблюдении за Луной, появились у многих народностей и хоть они и были неточными, но позволяли вести летоисчисление.

Оставалось понять, с какой точки начинать отсчет. Чаще всего за начало летоисчисления принималось какое-либо важное событие в эпохе народа. Такие промежутки стали называться эрами. Например, начало царствования нового вождя (эра Селевкидов – у жителей государства Селевкидов при восшествии на престол Селевка), заложение нового города (эра от основания Рима – у римлян) или просто знаменательное событие (эра от проведения первых Олимпийских игр – у греков).

Другой способ летоисчисления представлял собой последовательность событий. Его можно представить следующим образом: правитель X взошел на престол через 3 года после неурожая пшеницы; через 5 лет после начала правления X на государство был совершен набег варваров и т.д.

Практически у каждого государства существовало свое летоисчисление. С развитием торговли и науки в Европе, возникла необходимость создания единого календаря для христианских стран. В 525 году римский аббат Дионисий Малый предложил новую систему летоисчисления от Рождества Христова. Поначалу идеи аббата не пользовались популярностью, и каждая страна продолжала вести хронологию по-своему, однако спустя столетия в конце 10 века многие европейские страны начали переходить на предложенный Дионисием календарь. Теперь любая дата стала писать с припиской «от Рождества Христова» или «от Р.Х.). Окончательное упорядочивание календаря произошло в эпоху Возрождения, когда был введен термин «до Рождества Христова». Это значительно облегчило и систематизировало хронологию мировых событий. Уже ближе к 20 веку религиозная фраза «от Рождества Христова» заменилась фразой «нашей эры» и летоисчисление приобрело современный вариант.

Получается, современное человечество ведет летоисчисление по эрам, то есть использует те же способы, которыми пользовались наши далекие предки. Только теперь мы имеем более точный астрономический календарь, а точка отсчета летоисчисления является единой для всех стран.

Это интересно: в России переход на летоисчисление «от Р.Х.» произошло по историческим меркам совсем недавно – в 1700 году указом Петра I. До этого хронология событий велась по Константинопольской эре, которая начинала свой отсчет с 5509 до н.э. Получается, по старообрядческому календарю сейчас (на 2015 год) идет 7524 год. По результатам последнее переписи населения, старообрядцами на территории России являются 400 000 человек.

Основное фото: .com