14 глава от Иоанна

Ин.14:1. Да не смущается сердце ваше;…

Да не смущается сердце ваше;…

Так как Господь сказал к Петру: «последи же по Мне идеши» (Ин.13:36) и – «отвержешися Мене трищи» (Ин.13:38), то апостолы были смущены и теми и другими словами Его, боясь как того, чтобы не оказаться отвергнутыми от Иисуса Христа в то время, как за Ним последует один Петр, – так и того, чтобы и самим не отречься от Иисуса Христа, как отречется от Него первый из числа их. Успокаивая такое смущение учеников Своих, Иисус Христос утешает их сначала относительно страха за отречение, а потом относительно страха за отвержение.

Ин.14:1. …веруйте в Бога, и в Меня веруйте.:

…веруйте в Бога, и в Мя веруйте,

твердо веруйте в Бога Отца и в Меня, и эта вера в Нас сохранит вас непоколебимыми.

Ин.14:2. В доме Отца Моего обителей много.

В дому Отца Моего обители многи суть.

Обителей этих достаточно для того, чтобы поместить вас всех, которые всегда будете с Нами.

Ин.14:2. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

Аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам.

Если бы не было там много обителей, то Я сказал бы вам, что иду приготовить место обители для вас, как своих, и, конечно, Я прежде всего позаботился бы о том, чтобы и вы были там, где Я. И прежде еще Иисус Христос сказал ученикам: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин.12:26).

Ин.14:3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

И аще (аще пойду и) уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз, и вы будете.

Сказал бы Я вам и это: «аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе». Итак, не следует смущаться. Так как уже давно приготовлено много обителей и они распределены между достойными, то должно иметь твердую веру, а не отчаиваться. Можно и иначе объяснить. Хотя Я, говорит Иисус Христос, пойду, чтобы приготовить место вам, т.е. чтобы обновить восход на небеса, куда никто из людей никогда не восходил, – однако Я опять приду во второе Свое пришествие и вас, воскресших из мертвых, возьму к Себе, чтобы вечно со Мною царствовать. Правда апостолы тотчас после смерти взошли ко Господу, но, пока еще, без тела, и хотя находятся с Ним, но не соцарствуют Ему. Видя тайные помышления учеников, Иисус Христос знал, что они хотят узнать, куда Он идет и какой путь туда ведет; поэтому Он говорит:

Ин.14:4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

И аможе Аз иду, весте, и путь весте,

на основании того, что Я в различное время говорил вам; и то, и другое знаете, если все это припомните. Иисус Христос шел к Богу Отцу, от Которого и пришел, а путь – это Он Сам, так как через Него мы приходим к Богу Отцу, как об этом Он дальше говорит.

Ин.14:5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?:

Глагола ему Фома: Господи, не вемы, камо идеши; и како можем путь ведети?

Место, куда шел Иисус Христос, Фома представлял себе каким-нибудь чувственным, равным образом и путь.

Ин.14:6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;…

Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот;…

путь, потому что вы по Мне ходите, – истина, потому что Я говорю истину, и все, что говорю, конечно, исполнится, – жизнь, потому что Я Владыка смерти. Итак, если Я – путь, то буду руководить вами, – если истина, то не обманываю, – если жизнь, то значит и смерть не разлучит вас от Меня.

Ин.14:6. …никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

…никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною.

Прежде Иисус Христос сказал: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин.6:44), потому что Бог Отец привлекает, а Он руководит и оба Они вместе действуют для спасения людей.

Ин.14:7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте .

Сказав ученикам немного прежде: «и аможе Аз иду, весте, и путь весте» (Ин.14:4), Иисус Христос показал, что они знают и Бога Отца и Его, а приведенными здесь словами: «аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте «, Он показывает, что ученики не знают ни Бога Отца, ни Его. Так Он говорит очень часто. Ученики, конечно, знали и Бога Отца и Его, но не так, как следовало бы. Совершенное знание об этом сообщил им впоследствии сошедший на них Всесвятой Дух. Поэтому-то, Иисус Христос иногда говорит, что ученики знают Его и Бога Отца, так как они имели кое-какое познание, а иногда говорит, что они не знают, потому что они не имели должного познания. Теперь же Он говорит: «аще Мя бысте знали», как должно, кто Я по существу Своему, «и Отца Моего знали бысте «. Так как Отец равен Мне и не отличен от Меня, то познавший Меня, познал и Отца.

Ин.14:7. И отныне знаете Его…

И отселе познасте Его,…

Так как вы узнали Меня, хотя и не так, как должно было бы, то таким же образом вы знаете и Отца. Златоуст слово «познасте» (γινώσκετε) толкует в смысле «познаете» (γνώσεσθε), т.е. узнаете Его, как должно, в скором времени, когда сойдет на вас Дух Святой.

Ин.14:7. …и видели Его.

…и видесте Его.

И видели силу Бога Отца, в Моей силе, в тех Божественных знамениях, которые Я совершил. Что могу Я, то и Он может.

Ин.14:8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам,

и довольно для нас, так как мы уже знаем Тебя. Поскольку Филипп хотел узнать Бога Отца, то Иисус Христос показывает ему, что он уже узнал Его.

Ин.14:9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?:

Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе?

Эти слова нужно читать вопросительно. «Толико время с вами есмь», совершая богоприличные знамения, – и неужели на основании этих знамений ты не узнал, Кто Я по Своему достоинству и силе? Что Я – всемогущий Бог? Конечно, ты узнал это; а если узнал Меня, то узнал и Отца, потому что Я – образ Отца, ни в чем не отличный от Него.

Ин.14:9. Видевший Меня видел Отца;…

Видевый Мене виде Отца;…

Кто узнал Мое достоинство и силу, тот узнал достоинство и силу Отца, потому что Мы совершенно подобны и познаемся один через другого.

Ин.14:9. …как же ты говоришь, покажи нам Отца?:

…и како ты глаголеши: покажи нам Отца?

Зачем ты хочешь узнать Того, Кого уже знаешь? Понимают и иначе эти слова, именно – что Филипп хотел видеть Бога Отца чувственными глазами, потому, может быть, что он слышал, что Бог многим пророкам являлся часто в человеческом образе. При этом он прибавил: «и довлеет нам», так как Самого Сына он уже видел и знал. А Иисус Христос показывает Филиппу, что и Самого Сына он не видел и не узнал, в Его Божественной природе. Он говорит: «толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе», потому что Божественная природа невидима и непознаваема («видевый Мене виде Отца», а не могущий видеть Меня, не может видеть и Бога Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца», когда ты не видишь и не знаешь Меня, хотя и думаешь, что ты видел и узнал Меня?).

Ин.14:10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?:

Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть,

потому что Мы познаемся один через другого, как совершенно подобные. Найди в десятой главе изречение: «да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем» (Ин.10:38) и прочитай объяснение его.

Ин.14:10. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя;…

Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю;…

говорю не от Себя, потому что все Мое – Его и все Его – Мое: все Мы имеем общее и равное. Сказав об учении, затем говорит Иисус Христос и о делах.

Ин.14:10. Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела.

В конце вышеупомянутой главы написано, что Иисус Христос сказал: «аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры» (Ин.10:37), а здесь Он говорит, что «Отец творит те дела, которые Я творю». И там, и здесь Он выразил одну и ту же мысль, именно – что Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова – «во Мне пребываяй» – значат то же, что – неотделимый от Меня или – во Мне отобразившийся.

Ин.14:11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;…

Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне;…

Верьте Моим словам, что Отец созерцается во Мне и Я в Отце.

Ин.14:11. …а если не так, то верьте Мне по самым делам.

…аще ли же ни, за та дела веру имите Ми.

А если вы не верите Мне ради одних только слов Моих, то верьте по крайней мере ради дел Моих, так как они сверхъестественны и свойственны только Богу. Подобным же образом Иисус Христос и прежде сказал: «аще и Мне не веруете, делом веруйте» (Ин.10:38).

Ин.14:12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит,…

Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит,…

Не сказал Иисус Христос: Я могу совершить даже большие дела, чем совершил уже, но говорит: Я и другим дам силу совершать такие дела, – что достойно гораздо большего удивления. Затем присоединяет нечто еще большее, говоря:

Ин.14:12. …и больше сих сотворит,…

…и болша сих сотворит,…

Это служит доказательством силы Того, Кто даровал такую силу, а не того, кто совершает чудеса. Кто именем Иисуса Христа творит еще большие чудеса, чем сотворил Иисус Христос, тот свидетельствует о силе Самого Иисуса Христа.

Ин.14:12. …потому что Я к Отцу Моему иду.

…яко Аз ко Отцу Моему гряду.

Теперь, говорит Иисус Христос ученикам, уже ваше дело – творить чудеса, потому что Я иду к Своему Отцу, чтобы войти в Свою прежнюю славу. Все это говорил Иисус Христос в утешение Своим ученикам, которые были смущены и совершенно пали духом, так как не понимали учения Его о Своем Воскресении.

Ин.14:13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,…

И еже аще что просите во имя Мое, то сотворю,…

все, чего только вы попросите, призвав Мое имя. Словом – «сотворю» Иисус Христос указал на Свое могущество.

Ин.14:13. …да прославится Отец в Сыне.

…да прославится Отец в Сыне,

так как всемогущество Сына – слава для Отца.

Ин.14:14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю.

Я сделаю, как всемогущий наравне с Отцом. Иисус Христос повторяет то же самое, усиливая этим повторением Свою речь. Так как те, которые просят Отца, должны любить Сына, то Иисус Христос учит, как должно любить Его, именно – не только словом, но и делом.

Ин.14:15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите,…

Знаком вашей любви ко Мне будет служить соблюдение Моих заповедей. Соблюдение же заповедей значит исполнение их, осуществление на деле. Вероятно, ученики желали, чтобы Иисус Христос пребывал всегда с ними телесно и вел с ними обычные Свои беседы; поэтому Он продолжает еще успокаивать их смущение.

Ин.14:16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя,…

…и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам,…

С этого места Иисус Христос начинает открывать ученикам Своим учение о Святом Духе. «Иного Утешителя» – чем Меня, т.е. наставника и руководителя в подвигах добродетели, утешителя и заступника в скорбях. Сказав – «иного», Иисус Христос указал на различие ипостаси, а сказав «Утешителя», указал на единство существа, потому что Утешители – и Сын, и Дух Святой. И не сказал Иисус Христос: «пошлю», чтобы не показаться противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти, а теперь Он только обещает умолить Отца, как по вышеуказанной причине, так и для того, чтобы поверили Ему. Впоследствии же Иисус Христос открывает и Свою власть в этом отношении, говоря: «аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще же иду, послю Его к вам» (Ин.16:7), и еще: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22). Но каким образом дается и посылается другим вездесущий и раздающий дары каждому в особенности, как Ему угодно (1Кор.12:11)? Дается и посылается не как раб, а как равносущный Отцу и Сыну, и имеющий одну волю с Ними. По отношению к Несотворенной Троице слова эти имеют не такое значение, какое имеют они по отношению к тварям. Дух Святой дается Отцом, как от Него исходящий, а посылается Сыном, как содействующий Ему и не противящийся. Теперь Иисус Христос говорит о Святом Духе, что Он дается и посылается, а впоследствии Он показал и власть Святого Духа, когда говорил: «егда же приидет Он, Дух истины» и т.д. (Ин.16:13).

Ин.14:16. …да пребудет с вами вовек,…

…да будет с вами в век,…

не оставляя вас даже после вашей смерти. Затем излагается учение о том, что это за «Утешитель иной».

Ин.14:17. …Духа истины,…

…Дух истины,…

т.е. истинный, или особенный в сравнении с другими духами, так как духом называется и Ангел, и душа, и ветер, и многое другое. А чтобы ученики, слыша об ином Утешителе, не подумали, что и Он во плоти и видим для чувственных глаз, Иисус Христос говорит.

Ин.14:17. …Которого мир не может принять,…

…Егоже мир не может прияти,…

Не может принять чувственно.

Ин.14:17. …потому что не видит Его…

…яко не видит Его,…

телесно, потому что Он бестелесен.

Ин.14:17. …и не знает Его;…

…ниже знает Его;…

так как не может Его видеть. Понимают эти слова и иначе. Заботящийся о мирском не может принять Духа Святого, потому что не видит Его, будучи слеп разумными очами, и не знает Его, потому что не может понять ничего высокого.

Ин.14:17. …а вы знаете Его,…

…вы же знаете Его,…

Знаете Его отчасти; а немного спустя Дух Святой сойдет на вас и научит вас. Или – вы знаете Духа Святого, потому что знаете Меня. Подобно тому как узнавший Меня узнал Отца, так – с другой стороны – узнавший Меня узнал уже и Духа Святого, потому что все Мы имеем одно существо, природу, силу и достоинство.

Ин.14:17. …ибо Он с вами пребывает…

…яко в вас пребывает…

Как Отец со Мной находится, так и Дух Святой, потому что блаженная Троица нераздельна.

Ин.14:17. …и в вас будет.

…и в вас будет,

не умрет, как Я, потому что Он и не воплотился, подобно Мне. Хотя Иисус Христос много уже говорил, но Он не рассеял уныния учеников, которые все еще смущались и печалились при мысли о том, что остаются сиротами; поэтому Он и обращается к этой печальной их мысли.

Ин.14:18. Не оставлю вас сиротами;…

Не оставлю вас сиры;…

Выражение отеческой нежности, доставляющее ученикам великое утешение и облегчение. Не совершенно оставлю Я вас, детей Своих.

Ин.14:18. …приду к вам.

…прииду к вам.

Опять приду, воскреснув в третий день, хотя буду жить с вами не так, как прежде.

Ин.14:19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня;…

Еще мало, и мир ктому не увидит Мене,…

когда Я умру, как человек.

Ин.14:19. …а вы увидите Меня,…

…вы же увидите Мя,…

являющегося вам время от времени, между тем как другой Утешитель будет жить с вами всегда.

Ин.14:19. …ибо Я живу,…

…яко Аз живу,…

опять, воскреснув из мертвых.

Ин.14:19. …и вы будете жить.:

…и вы живи будете,

так как не будете убиты тотчас вместе со Мною, но силой Моей будете сохраняемы еще некоторое время. Или: вы будете жить после смерти блаженной жизнью.

Ин.14:20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем,…

В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем,…

В тот день, т.е. в день Моего Воскресения, вы узнаете, что Я неотделим от Отца Своего, именно по Своей силе творить то же, что Отец.

Ин.14:20. …и вы во Мне, и Я в вас.:

…и вы во Мне, и Аз в вас.

Узнаете также, что и вы во Мне, охраняемые и укрепляемые Мной, и что Я в вас, охраняющий и укрепляющий вас. Это же самое вы узнаете и тогда, когда враги успокоятся; вы будете свободно проповедовать, и проповедь евангельская с каждым днем будет возрастать. Когда говорится, что Иисус Христос в Отце, то здесь имеется в виду равная их сила, а когда говорится, что апостолы в Иисусе Христе или Иисус Христос в апостолах, то тогда имеется в виду помощь Его апостолам. Очень часто Священное Писание употребляет одни и те же выражения и о Боге, и о человеке, но не в одном и том же смысле. И Иисус Христос, и мы называемся сынами Божиими, богами, образом Божиим и славой Божией, но большое различие в этих названиях. И много других подобных выражений можно найти.

Ин.14:21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;…

Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя;…

Не достаточно только иметь заповеди, но нужно и исполнять их. Хотя Иисус Христос и прежде говорил это, но говорит и теперь, чтобы показать ученикам, что признаком любви их к Нему служит не скорбь о разлуке с Ним, что служит скорее признаком робости – а исполнение заповедей Его.

Ин.14:21. …а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его,…

…а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его,…

и Я, войдя после Воскресения в Свое прежнее достоинство. Обрати внимание на удивительную последовательность мысли. Кто исполняет заповеди Мои, говорит Иисус Христос, тот любит Меня; кто любит Меня, того возлюбит Отец Мой; а кого возлюбит Отец Мой, того, конечно, возлюблю и Я, потому что оба Мы одного и того же желаем и одно и то же принимаем.

Ин.14:21. …и явлюсь ему Сам.

…и явлюся ему Сам,

иногда в человеческом образе, а иногда в Божественном свете. Слыша это, Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей и Фаддей, подумал, что Иисус Христос будет являться во сне, как часто являются мертвые. Смущенный этим, он не осмелился прямо высказать своих мыслей: «Увы! Ты умрешь и будешь являться, как мертвый», – но, предложив вопрос, открывает свое смущение другим образом.

Ин.14:22. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?:

Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови?

«Что бысть» – это слова сильно взволнованного и смущенного. Что значит, что Ты явишься нам во сне, а не явишься миру обыкновенным образом? Так как ученики не желали, чтобы Иисус Христос умер, то и смерть Его они считали странной и безнадежной.

Ин.14:23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

Отвеща Иисус и рече ему: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него совторима.

К тому, кто любит Меня, Я и Отец «приидем», т.е. так явимся, как является Отец Мой, а не так, как мертвые, «и обитель у него совторим», живя в Нем так, как живет Бог, а не так, как бывает во сне.

Ин.14:24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

Не любяй Мя словес Моих не соблюдает; и слово, еже слышасте, несть Мое, но пославшаго Мя Отца.

Иисус Христос показывает, что не исполняющий слов Его не любит ни Его, ни Бога Отца. Он говорит: «не любяй Мя словес Моих не соблюдает», – «словес», о которых Я сказал, что они принадлежат не Мне, а пославшему Меня Отцу; значит, не исполняющий слов Бога Отца и не любит Его, потому что доказательством любви служит исполнение заповедей. Каким образом слово, которое говорит Иисус Христос, и Его, и не Его, – об этом уже сказано прежде. Так как Иисус Христос знал, что ученики кое-чего не понимают, а кое в чем сомневаются, то затем Он обещает, что они вполне уразумеют то, чего теперь не понимают и относительно чего сомневаются.

Ин.14:25. Сие сказал Я вам, находясь с вами.

Сия глаголах вам в вас сый.

«Сия», т.е. то, что кажется вам неясным. «В вас сый»… Эти слова Иисус Христос присоединил, чтобы показать, что скоро Он отойдет к Отцу.

Ин.14:26. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему…

Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему,…

относительно чего у вас есть еще недоумение. «Во имя Мое» – значит здесь: вместо Меня. Так как Иисус Христос, по исполнении Божественного Домостроительства взошел к Отцу, то вместо Него снизошел Дух Святой, чтобы мы не были лишены Утешителя, – как говорит Григорий Богослов. Но почему Сам Иисус Христос не научил тогда учеников тому, относительно чего у них было недоумение? Потому что тогда они не могли понимать более высокого учения, – как Он Сам скажет об этом впереди.

Ин.14:26. …и напомнит вам все, что Я говорил вам.

…и воспомянет вам вся, яже Рех вам,

в более совершенном виде, потому что вы тогда будете совершеннее. Вероятно также, ученики кое-что уже и забыли.

Ин.14:27. Мир оставляю вам,…

Мир оставляю вам,…

Другие люди, умирая, оставляют своим родственникам деньги и имущество, а Иисус Христос оставил Своим ученикам мир: «мир, – говорит Он, – оставляю вам», чтобы вы были в мире и между собою, и со Мною, и чтобы вам нисколько не препятствовало и не вредило возмущение мира.

Ин.14:27. …мир Мой даю вам;…

…мир Мой даю вам;…

мир, приятный для Меня, соединенный с душевной пользой, а не тот, который приятен для мира и соединен со вредом для души.

Ин.14:27. …не так, как мир дает, Я даю вам.

…не якоже мир дает, Аз даю вам,

потому что мир, или люди, заботящиеся только о мирском, дают мир во зло, а Я даю вам мир во благо. Или иначе: мир дает своим деньги и имущество, а Я даю вам, как Своим, мир. Так как словами: «мир оставляю вам», которые указывали на разлуку, Иисус Христос привел учеников в еще большее смущение, то далее Он говорит:

Ин.14:27. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.:

Да не смущается сердце ваше, ни устрашает.

Видишь ли, что ученики не столько страдали вследствие любви к Спасителю, сколько вследствие опасения, чтобы их не растерзали враги Его?

Ин.14:28. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам.

Слышасте, яко Аз Рех вам: иду и прииду к вам.

Я сказал вам не только, что иду от вас, но и что приду к вам; чего же вы боитесь?

Ин.14:28. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу;…

Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте , яко рех: иду ко Отцу;…

Не зная еще Моей силы, вы, конечно, думаете, что, если Я умру, то после смерти Я не могу охранять вас; но вы должны радоваться тому, что Я сказал: иду ко Отцу, Который может спасти вас от всякого нападения, – должны радоваться, при мысли, что Я буду пред Ним вашим заступником.

Ин.14:28. …ибо Отец Мой более Меня.

…яко Отец Мой болий Мене есть

по силе, как вы думаете на основании того, что о Нем гораздо яснее сказано в Священном Писании. Все это говорит Иисус Христос, снисходя к пониманию о немощи учеников и обличая их на основании этого самого неправильного понимания их. Действительно, Бог Отец больше, но не по силе, а в значении причины, так как Сын рождается от Отца.

Ин.14:29. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

И ныне Рех вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете.

Я сказал вам о том, что Я уйду, что опять приду, сказал вам о другом Утешителе, чтобы вы, видя исполнение всего этого, поверили, что Я все знал и все это мог сделать. Утешив учеников таким образом, Иисус Христос опять говорит о печальном, и постоянным напоминанием об этом упражняет их, чтобы они не смущались во время опасностей, так как то, чего ожидают, обыкновенно не так сильно поражает.

Ин.14:30. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего,…

Ктому не много глаголю с вами; грядет бо сего мира князь,…

Миром Иисус Христос называет здесь зло, а князем зла – диавола, так как он не может быть князем неба и земли, потому что все разрушил бы и нисповерг бы. Он же называется и князем тьмы, т.е. греха. Итак, Иисус Христос говорит: идет против Меня диавол с лукавыми иудеями, потому что им дана на это власть свыше. Поэтому-то и сказал Иисус Христос к тем, которые брали Его: «се есть ваша година и область темная», как повествует Лука (Лк.22:53).

Ин.14:30. …и во Мне не имеет ничего.

…и во Мне не имать ничесоже.

В других людях причиной смерти служит грех и, так как никто не свободен от греха, то никто не свободен и от смерти; а во Мне диавол не имеет никакой причины для Моей смерти, так как Я безгрешен. Поэтому-то он и будет осужден, как сказано при толковании того места двенадцатой главы Евангелия от Иоанна, где говорится: «ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31).

Ин.14:31. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца…

Но да разумеет мир, яко люблю Отца,…

Но Я умираю, чтобы все знали, что Я люблю Отца, так как повинуюсь Его воле; воля же Его такова, чтобы Я умер за спасение людей.

Ин.14:31. …и как заповедал Мне Отец, так и творю:…

…и якоже заповеда Мне Отец, тако творю:…

И чтобы все знали, что умирая Я исполняю заповедь Его…

Ин.14:31. …встаньте, пойдем отсюда.

…востаните, идем отсюду.

Иисус Христос видел, что ученики сильно испугались и воображали, что их сейчас возьмут и убьют, и часто оборачиваясь во все стороны, не могли быть внимательны к Его словам. Еще больший страх на них наводило самое место, многим известное, а также ночь и слова Его: «грядет сего мира князь». Поэтому Он переводит учеников в другое более безопасное место, чтобы, считая себя безопасными, они слушали без страха, так как они должны были выслушать важное учение. Затем опять продолжает речь.

© Хармс Д., наследники, 2014

© Селиванова Е. Д., иллюстрации, 2014

© Бугославская Н. В., иллюстрации, 2014

© Оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014

Machaon®

Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litrеs.ru)

Цирк Принтинпрам

Считалка

Пуговка – верёвочка,
Палочка – воровочка!
Пряткой будет Женька,
Прячься хорошенько!
Где мы все и сколько нас,
Долго нам рассказывать.
Только очень просим вас
Женьке не подсказывать!

Где клубок?

Катился, крутился,
Крутился, катился,
Катился и скрылся клубок.
Но я догадался, куда он девался,
А кот догадаться не мог.

Я самый храбрый

Я сказал, поднявши лапу:
– Ну-ка, прыгнем через папу.
В это время папа сел —
Я и прыгнуть не поспел.
Я немного разбежался,
В это время папа встал.
Тут я прыгать отказался,
Потому что я устал.

Лиса и петух

Лиса поймала петуха
И посадила в клетку.
– Я откормлю вас,
Ха-ха-ха!
И съем вас,
Как конфетку.
Ушла лисица,
Но в замок
Забыла сунуть ветку.
Петух
Скорей
Из клетки
Скок!
И спрятался
За клетку.
Не видя в клетке петуха,
Лисица влезла в клетку.
Петух же крикнул:
– Ха-ха-ха! —
И запер дверь на ветку.

Мальчик Петя

Жил на свете
Мальчик Петя,
Мальчик Петя
Пинчиков.
И сказал он:
– Тётя, тётя,
Дайте, тётя,
Блинчиков.
Но сказала
Тётя Пете:
– Петя, Петя
Пинчиков!
Не люблю я,
Когда дети
Очень клянчут
Блинчиков.

В гостяхПридумай сказку

Мышь меня на чашку чая
Пригласила в новый дом.
Долго в дом войти не мог я,
Всё же влез в него с трудом.
А теперь вы мне скажите:
Почему и отчего
Нет ни дома и ни чая,
Нет буквально ничего?!

Крысаков и две собачки

Любитель маленьких щенков
Иван Иваныч Крысаков.
Он каждый вечер ровно в пять
Идёт на улицу гулять.
Погасла трубка. Не беда.
Её зажжём мы без труда.
В кармане книжка и пакет,
И только спичек нет как нет.
Иван Иваныч, погляди, —
Табак и спички позади.
– Друзья мои, я очень рад.
Вот вам в награду мармелад.
Иван Иваныч Крысаков
Берёт за пазуху щенков,
Приносит их к себе домой
И ставит на пол пред собой.
– Отныне, милые друзья,
Вы заживёте у меня.
Но, чур, не прыгать, не скакать,
Когда я буду рисовать.
Иван Иваныч вдруг зевнул,
В кровать зарылся и заснул.
И двое маленьких щенят
В ногах хозяина храпят.
Иван Иваныч Крысаков
Проснулся весел и здоров.
Мольберт подвинул и чуть свет
Рисует тётушкин портрет,
А два приятеля в углу
Кончают завтрак на полу.
Но из-за кости мозговой
Вдруг начинают страшный бой.
Уже вцепился в Бома Бим,
Как вихрь, он бросился за ним.
И от него несчастный Бом,
Визжа, спасается бегом.
– Держи его! —
Прыжок, другой…
– Иван Иваныч, что с тобой?
Куда девался твой портрет? —
Увы, на шею он надет!
И горько плачут две собаки:
Вот до чего доводят драки!

Упрямые козлы

На мосту два козла
Стукнулись рогами,
И упали два козла
В речку вверх ногами.

«Раз, два, три, четыре, пять!..»

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Запер домик на замочек
И пошёл в универмаг
Покупать себе платочек,
Лампу, зонтик и гамак.

Кто кого перехитрил?

Вот сидят четыре зайца.
Я капкан поставлю тут,
И в капкан четыре зайца
Моментально попадут.
Ой! Ой! Ой! Ой!
Сам в капкан попал ногой!
– Зайцы, зайцы,
Поглядите!
Подойдите!
Помогите!
Надо мной смеются зайцы:
– Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха!
Ты совсем теперь не страшен,
Не страшнее, чем блоха!
Тут я разом как вскочу!
Как их за уши схвачу!
И с восторгом
Очень громко
Во весь голос закричу:
– Вот вам, зайцы, и блоха!
Не уйдёте! Ха-ха-ха!

Дворник ДедМороз

В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник трубочку курил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:
– Ты летаешь или таешь?
Ничего тут не поймёшь!
Подметаешь, разметаешь,
Только без толку метёшь!
Да к чему ж я говорю?
Сяду я да покурю.
Дворник трубку курит, курит…
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
– Глянь-ка, Маня! – крикнул Ваня. —
Видишь, чучело сидит
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.
Это вроде снежной бабки
Или просто Дед Мороз.
Ну-ка, дай ему по шапке
Да схвати его за нос!
А оно как зарычит!
Как ногами застучит!
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричит:
– Будет вам уже мороз —
Как хватать меня за нос!

Кораблик

По реке плывёт кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя
Быстро под гору летел.
На охотника Володя
Полным ходом налетел.
Вот охотник
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На собачку налетели.
Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На лисичку налетели.
Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
И на зайца налетели.
Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На медведя налетели!
И Володя с той поры
Не катается с горы.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый…
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости…
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…

В соавторстве с Н. Гернет

«Еду-еду на коне…»

Еду-еду на коне —
Просто восхитительно!
Вон козёл бежит ко мне
Очень уж стремительно!
Вдруг верхом я на козле —
Это удивительно!

Умная рыба

Ты сам, конечно, понимаешь:
Такую рыбку не поймаешь.

Весёлый старичок

Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль!»
А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
«Гы-гы-гы
Да гу-гу-гу,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята,
Не могу!
Ой, ребята,
Ах, ах!»

Иван Иваныч Самовар

Иван Иваныч Самовар
был пузатый самовар,
трёхведёрный самовар.
В нём качался кипяток,
пыхал паром кипяток,
разъярённый кипяток,
лился в чашку через кран,
через дырку прямо в кран,
прямо в чашку через кран.

Утром рано подошёл,
к самовару подошёл,
дядя Петя подошёл.
Дядя Петя говорит:
– Дай-ка выпью, – говорит, —
выпью чаю, – говорит.

К самовару подошла,
тётя Катя подошла,
со стаканом подошла.
Тётя Катя говорит:
– Я, конечно, – говорит, —
выпью тоже, – говорит.

Вот и дедушка пришёл,
очень старенький пришёл,
в туфлях дедушка пришёл.
Он зевнул и говорит:
– Выпить разве, – говорит, —
чаю разве, – говорит.
Тут и бабушка пришла,
очень старая пришла,
даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит:
– Что ли, выпить, – говорит, —
что ли, чаю, – говорит.

Вдруг девчонка прибежала,
к самовару прибежала —
это внучка прибежала.
– Наливайте! – говорит. —
Чашку чая, – говорит, —
мне послаще, – говорит.
Тут и Жучка прибежала,
с кошкой Муркой прибежала,
к самовару прибежала,
чтоб им дали с молоком,
кипяточку с молоком,
с кипячёным молоком.

Вдруг Серёжа приходил,
неумытый приходил,
всех он позже приходил.
– Подавайте! – говорит. —
Чашку чая, – говорит, —
мне побольше, – говорит.

Наклоняли, наклоняли,
наклоняли самовар,
но оттуда выбивался
только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар,
будто шкап, шкап, шкап,
но оттуда выходило
только кап, кап, кап.
Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не даёт,
опоздавшим не даёт,
лежебокам не даёт.
Всё.

«Если я не упаду…»

Если я не упаду, —
Украду сковороду!
Непременно украду…
Так и знал, что упаду!

Собака и муха

На мягком стуле
Спит Жужу.
Вдруг слышит —
Муха: «Жу-жу-жу!»
На муху
Кинулся Жужу,
А муха в ухо:
«Жу-жу-жу!»
Не слышно больше «жу-жу-жу»,
Когтями роет стул Жужу.
И вдруг, подкладки вырвав клок,
Летит, как пробка, в потолок!

Врун

– Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно, знаете!
– Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
– А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных —
И не двадцать,
И не тридцать, —
Ровно сорок сыновей!
– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ещё двадцать,
Ещё тридцать,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, —
Это просто ерунда!

– А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы, —
Не как звери,
Не как рыбы, —
Точно ястребы летать!
– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну, ещё туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, —
Это просто ерунда!
– А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое —
Не тарелка,
Не лепёшка, —
А большое колесо!
– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, тарелка,
Ну, лепёшка,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж если колесо —
Это просто ерунда!
– А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьём?
Часовой стоит под морем
Не с дубиной,
Не с метёлкой,
А с заряженным ружьём.
– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метёлкой,
Ну, ещё туда-сюда,
А с заряженным ружьём —
Это просто ерунда!

– А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!
– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну, ещё туда-сюда,
А достать его руками —
Это
Просто
Ерунда!

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

Что это было?

Я шёл зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронёсся кто-то
На металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»

«Уж я бегал, бегал, бегал…»

Уж я бегал, бегал, бегал —
и устал.
Сел на тумбочку, а бегать
перестал.
Вижу, по небу летит
галка,
а потом ещё летит
галка,
а потом ещё летит
галка,
а потом ещё летит
галка.
Почему я не летаю?
Ах, как жалко!

Надоело мне сидеть,
захотелось полететь,
разбежаться,
размахаться
и как птица полететь.
Разбежался я, подпрыгнул,
крикнул: «Эй!»
Ногами дрыгнул.
Давай ручками махать,
давай прыгать и скакать.
Меня сокол охраняет,
сзади ветер подгоняет,
снизу реки и леса,
сверху тучи-небеса.
Надоело мне летать,
захотелось погулять,
топ
топ
топ
топ
захотелось погулять.
Я по садику гуляю,
я цветочки собираю,
я на яблоню влезаю,
в небо яблоки бросаю,
в небо яблоки бросаю
наудачу, на авось,
прямо в небо попадаю,
прямо в облако насквозь.

Надоело мне бросаться,
захотелось покупаться,
буль
буль
буль
буль
захотелось покупаться.
Посмотрите,
посмотрите,
как плыву я под водой,
как я дрыгаю ногами,
помогаю головой.
Народ кричит с берега:
– Рыбы, рыбы, рыбы, рыбы,
рыбы – жители воды,
эти рыбы,
даже рыбы
хуже плавают, чем ты!
Я говорю:
– Надоело мне купаться,
плавать в маленькой реке,
лучше прыгать, кувыркаться
и валяться на песке.
Мне купаться надоело,
я на берег – и бегом.
И направо и налево
бегал прямо и кругом.
Уж я бегал, бегал, бегал —
и устал.
Сел на тумбочку, а бегать
перестал.

и т. д.

Слово «никто» пишет­ся слит­но с при­став­кой ни-, если это отри­ца­тель­ное место­име­ние. «Ни кто» пишет­ся раз­дель­но как часть сою­за «ни…ни» и место­име­ние «кто» в слож­ном предложении.

Выясним, как пишет­ся инте­ре­су­ю­щее нас сло­во «никто» или «ни кто», слит­но или раз­дель­но с ни-, опре­де­лив часть речи в кон­крет­ном контексте.

Часть речи слова «никто»

Рассмотрим, поче­му сло­во «никто» пра­виль­но пишет­ся слит­но в высказывании:

Никто не под­ска­зал мне, как про­ехать туда поближе.

В этом пред­ло­же­нии рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во явля­ет­ся под­ле­жа­щим и отве­ча­ет на вопрос кто?

Оно ука­зы­ва­ет на лицо, кон­крет­но не назы­вая его. Такой спо­соб­но­стью ука­зы­вать на пред­ме­ты, при­зна­ки или коли­че­ства обла­да­ет само­сто­я­тель­ная часть речи — место­име­ние. Анализируемое сло­во име­ет отри­ца­тель­ное зна­че­ние. По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что сло­во «никто» явля­ет­ся отри­ца­тель­ным место­име­ни­ем, как и лек­се­мы это­го же разряда:

  • ничто
  • ника­кой
  • ничей

Никто или ни кто

Никто или ни кто

Слитное написание слова «никто»

Отрицательное место­име­ние обра­зу­ет­ся от сло­ва этой же части речи с помо­щью при­став­ки ни-:

кто → никто

Слово «никто» пишет­ся слит­но с при­став­кой ни-.

Поставив уда­ре­ние в ана­ли­зи­ру­е­мом сло­ве, убе­дим­ся, что при­став­ка ни- в соста­ве отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий явля­ет­ся без­удар­ной. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии эта мор­фе­ма все­гда пишет­ся с бук­вой «и» в отли­чие от удар­ной при­став­ки не- , кото­рая слы­шит­ся отчетливо.

Сравним:

  • никто́ — не́кто в пальто;
  • ни́что — не́что громкое;
  • не слы­шал никогда́ — не́когда было;
  • не слыш­но ниотку­да́ — не́откуда взяться;
  • нисколь­ко́ — несколь­ко опоздал.

Упражнение

Усвоить слит­ное напи­са­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го отри­ца­тель­но­го место­име­ние помо­гут при­ме­ры из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры. Обратим вни­ма­ние, что место­име­ние уси­ли­ва­ет отри­ца­ние, выра­жен­ное части­цей «не» при сказуемом.

Публика вол­но­ва­лась, но идти на сце­ну никто́ не решал­ся (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Никто́ это­му верить не хотел, а так вышло (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но никто́ не раз­де­лял его сча­стия; мол­ча­ли­вый това­рищ его смот­рел на все эти взры­вы даже враж­деб­но и с недо­вер­чи­во­стью (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

От тако­го пред­ло­же­ния никто́ не мог отка­зать­ся (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

Раздельное написание «ни» со словом «кто»

Раздельное напи­са­ние «ни» со сло­вом «кто» воз­мож­но в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в кото­ром встре­ти­лись рядом сочи­ни­тель­ный повто­ря­ю­щий­ся союз «ни…ни» и отно­си­тель­ное место­име­ние «кто», явля­ю­ще­е­ся союз­ным сло­вом.

Примеры

Мы не зна­ли, ни кто этот чело­век, ни кто его послал к нам с этим поручением.

В ново­год­ней кутерь­ме дети не уви­де­ли, ни кто при­нес подар­ки, ни кто спря­тал их под ёлкой.

Неясно, ни кто нака­нуне позво­нил, ни кто сей­час сту­чит­ся в нашу дверь.

После сне­го­па­да невоз­мож­но уста­но­вить, ни кто оста­вил тут свои сле­ды, ни кто обло­мал вет­ки с дерева.

Аналогично в кон­тек­сте раз­ли­ча­ем раз­дель­ное и слит­ное напи­са­ние слов:

  • нико­му — ни кому
  • ниче­го — ни чего
  • нику­да — ни куда
  • нико­гда и ни когда