2 заповеди

В дни Великого поста напомним верующим о десяти заповедях Божиих, полученных пророком Моисеем от Самого Господа. О каких же духовных законах, установленных Господом, говорит каждая из десяти заповедей Ветхого Завета и какие поступки приводят к нарушению каждой из них?

В шуме стихии – голос Божий

Сегодня в мире, наверное, сложно встретить взрослого человека, кому не приходилось слышать о десяти заповедях Божиих, полученных пророком Моисеем от Самого Господа. Что же они представляют, при каких обстоятельствах были получены, от совершения каких грехов предупреждают и чем чревато их нарушение? Осмысление этого поможет осознать глубину и смысл заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай много веков назад и их актуальность для современного человека, для спасения его бессмертной души.

Обстановка, в которой Бог дал Моисею и сынам Израиля Десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом; земля дрожала; гремел гром; блистали молнии; и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» или «Скрижалях Завета» и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришел в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей. Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Библейские заповеди

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

О каких же духовных законах, установленных Господом, говорит каждая из десяти заповедей Ветхого Завета и какие поступки приводят к нарушению каждой из них?

Первая заповедь: Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя – Единого Истинного Бога. Кроме Него, никому не должно воздавать Божеского почитания, потому что других богов просто не существует, истинный Бог один. И только в богооткровенной вере человеку дается правильное о Боге знание, потому что здесь Господь обращается к человеку Сам. Слова «Я Господь, Бог твой…» означают, что Он, как любящий Отец всех людей, рядом с человеком, что только в Нем можно найти опору, утешение, радость. От Господа человеку дано все доброе, святое. Только с Его помощью можно победить зло и в своем сердце, и противостоять искушения окружающего мира.

Грехи против первой заповеди: безбожие (атеизм); многобожие; неверие в Слово Божие, а также уход в ересь, раскол, а также такие греховные проявления души как маловерие, духовная леность, суеверие, увлечение астрологией, гадание, обращение к экстрасенсам.

Вторая заповедь: Не делай себе кумира

Кумир – это идол, принимаемый за божество, сделанный по воображению человека, которому приносится поклонение как Богу. В древности идолы иногда изображали силы природы, которые олицетворялись и почитались как властители мира. И даже некоторые современные люди слишком почитают амулеты, думая, что камушки сделают их жизнь счастливой. Но Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. В наше время кумирами буквально называют известных актеров, спортсменов, артистов, пытаясь им подражать, видят в них идеал жизни. Святитель же Николай Сербский напоминает: «Не обожествляй творение вместо Творца…»

Нарушениями против второй заповеди являются такие греховные проявления как гордость, любоначалие (желание повелевать), чревоугодие, сребролюбие, человекоугодие, пристрастность к вещам, развлечениям и зависимость от сигарет, алкоголя, азартных игр.

Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно

Третья заповедь касается святого Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя. Не случайно в Молитве Господней обращаемся к Богу словами «Да святится имя Твое». Эта заповедь запрещает ложные клятвы и те обычные слова, когда имя Божие произносится напрасно. Нельзя небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа.

Четвертая заповедь: Помни день субботний

Четвертая заповедь касается субботнего дня. В этот день все люди должны отдыхать. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Суббота представлена здесь как день, утвержденный при творении. Мы должны помнить о нем и соблюдать его в память о делах Творца. В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Непочитание воскресных и праздничных церковных дней, непосещение церковных богослужений в эти дни является действиями, выступающими против этой заповеди. Данная заповедь напоминает, что наши дела должны являть путь к Богу, вне Которого нет упокоения.

Пятая заповедь: Почитай отца своего и матерь свою

Пятая заповедь определяет должное поведение детей по отношению к родителям – с уважением, любовью, послушанием, заботой. Дети для родителей должны быть помощниками и утешением в преклонные годы. Господь ставит условие, что только так человек может жить счастливо и пребывать в долгоденствии на земле.

Холодность и равнодушие к родителям, грубое, непочтительное обращение с родителями, пренебрежение родительским благословением, оставление родителей без помощи в болезни и старости – все это действия, противоречащие пятой заповеди Ветхого Завета.

Шестая заповедь: Не убивай

Шестая заповедь гласит «Не убивай». Бог – источник жизни. Человеческая жизнь является святым даром Божьим, ведь только Он Один может дать жизнь. Человек не имеет права отнимать ее – ни у ближнего, ни у себя, и тем самым вмешиваться в замысел Создателя о каждом человеке. Заповедь «не убивай» означает также – не сердись, не ненавидь, не гневайся. Все действия, сокращающие жизнь, пропитанные духом ненависти, мести – в некоторой степени соотносимы с убийством. Дух злобы не может приносить человеку счастье. К греху детоубийства относится и совершение абортов.

Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и ее нельзя бездумно сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полноценной, счастливой и долгой жизнью.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй

Брачный союз изначально установил Творец мира. Учреждая семью, Господь имел цель – сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаешь свое доверие и преданность на протяжении всей жизни. Соблюдая Завет Божий, человек будет жить в полноте любви, надежно защищенной супружеством.

Все блудные грехи, супружеская измена, извращения основываются на отсутствии настоящей любви к другому. Подлинная любовь – когда любящий видит в другом высочайшую ценность, благоговеет перед целомудрием любимого, и в браке сохранит взаимную верность.

Восьмая заповедь: Не кради

Запрет «Не укради» прежде всего порицает воровство и грабеж и многие иные тайные грехи. Восьмая заповедь в прежние времена осуждала похищение людей, работорговлю и захватнические войны. И сегодня этот завет требует честности во всех житейских делах, не допускает мошенничества в торговле, требует справедливого расчета с долгами. Эта заповедь говорит о том, что любое извлечение выгоды за счет чьей-то слабости, незнания или несчастья таит в себе грех воровства и обмана.

Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Любая клевета, умышленное преувеличение, намек, рассчитанные на то, чтобы очернить человека, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение – является ложью. Эта заповедь запрещает порочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Каждый хочет найти друга искреннего и верного, который никогда и нигде не подведет. Уважение и любовь других достигаются лишь открытостью и честностью.

Десятая заповедь: Не желай дома ближнего твоего

Если шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают наносить вред ближнему делом, а девятая – словом, то десятая запрещает вредить ему даже мыслью, ведь желание – это семя греха. Желание присвоить собственность другого – значит уже сделать первый шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Нарушение десятой заповеди может служить порождением всех грехов и источником беззаконных поступков, поэтому так важно быть внимательным к своему сердцу. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6). Жизненный опыт многих людей показывает, что счастлив тот, кто не завидует.

«Итак, десятая заповедь служит переходом к Закону Христа, который нравственнее, возвышеннее и важнее Закона Моисея, — отмечает святитель Николай Сербский».

«Взволнованы тем, что услышали»

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним ее», – решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях. «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18). Тогда люди, задыхавшиеся прежде в условиях духовной пустоты, обратили свой взор к надежде на лучшее будущее. Распространялась вера, что должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. Это совпадало с тем ожиданием Избавителя мира, Мессии, которое с веками сильнее нарастало в богоизбранном народе, а посредством иудеев распространялось среди язычников и разных народов.

Для всех времен и народов

Неслучайно духовное значение ветхозаветных заповедей находит отклик во всех авраамических религиях, не только в христианстве, но и в исламе, иудаизме. Таким образом, посредством пророка Моисея Господь дал человечеству Десять заповедей. В них заповедан путь, следуя которому, человек минует многие ненужные ошибки. Каждая заповедь – указатель, знак, как человеку стоило бы поступать, чтобы избежать духовных травм и не заблудиться в буреломе жизни.

Конечно, для христианина соблюдение заповедей Ветхого Завета – это та основа, от которой начинается движение души к Богу. Но если посмотреть шире, то эти Десять заповедей завещаны Богом для всех людей. Их соблюдение делает жизнь человека полной и счастливой, а взаимоотношения между людьми – честными и здоровыми, не случайно многие из заповедей (не убей, не укради…) закреплены даже в государственных законах разных стран. Поэтому заповеди Ветхого Завета остаются актуальными для всех времен и народов. Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям, тогда и жизнь каждого человека изменится к лучшему…

По материалам открытых православных источников

Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями.

«Да не будет блудницы…»

В советских школах на уроках обществоведения и биологии эту тему обычно пропускали, хотя вопросы пола играют в нашей жизни чрезвычайно важную роль, — настолько важную, что Тора включила их в состав Десяти заповедей.

Седьмая по счету заповедь — «не прелюбодействуй». Чтобы правильно понять ее смысл, нужно сказать несколько слов об институте брака и об интимных отношениях между людьми. Как относится к этому иудаизм?

Сразу отметим, в отличие, скажем, от христианства, Тора не рассматривает интимные отношения между мужем и женой как некую печальную необходимость или как вынужденную уступку зову плоти. Наоборот! В интимных отношениях между супругами не только нет греха, но они дают людям возможность проявить в своей жизни максимальную святость. Человеку, далекому от Торы, такое утверждение может показаться странным. Он привык ассоциировать вопросы пола с чем угодно, но только не со святостью и духовностью. Хотя и согласится с большинством людей, которые считают, что счастливая и гармоничная жизнь в браке — это огромное благо.

Еврейская традиция утверждает, что первый человек (прообраз всего человечества, «архетип» людей) поначалу был создан не однополым существом, а мужчиной и женщиной одновременно. Только после сотворения Всевышний разделил Адама на двух отдельных особей — мужчину и женщину. Главная особенность брачного союза в том и состоит, что восстанавливается первичное единство, заключенное в нашей природе. И если муж и жена соблюдают еврейские законы семейной чистоты, то во время их близости происходит максимально возможное проявление Б-жественного присутствия. Это чрезвычайно высокий уровень духовности; на более высокие ступени могут подняться сегодня лишь единицы. И, как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Неслучайно, именно сексуальная сфера стала источником нецензурной лексики почти во всех языках. Достаточно поменять «плюс» на «минус», и благороднейшая энергия, данная человеку, сбрасывает его, неумеющего этой энергией пользоваться, в бездну хамства и пошлости.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, каждая заповедь имеет как бы два диапазона прочтения: у нее есть узкий и широкий смысл. В узком смысле заповедь «не прелюбодействуй» означает запрет связи между замужней женщиной и посторонним мужчиной. В этом контексте ее нарушение карается смертью и мужчины, и женщины. «Что за дикость! — возмутится светский читатель. — Конечно, изменять мужу нехорошо и некрасиво. Измена есть измена. Но смертная казнь?..»

Воображение рисует такому человеку, как будет выглядеть религиозное государство, живущее по законам Алахи: «Это будет почище Ирана!» При нынешних нравах очередь на эшафот из неверных жен и их любовников растянулась бы на многие километры. Того и гляди, пришлось бы объявлять дополнительный набор в школы палачей…

Не волнуйтесь. Введя смертную казнь за ряд тяжелых преступлений, включая и прелюбодеяние, Тора установила чрезвычайно жесткие условия для ее реализации на практике. Даже в древности, когда у евреев функционировал Верховный суд (Санедрин), послать человека на смерть можно было только при наличии двух «кашерных» свидетелей, подтверждающих преступление, которое они видели своими глазами(!), причем нарушитель был заранее предупрежден непосредственно перед преступлением и дал понять, что предупреждение он понял, но собирается действовать вопреки ему.

На практике вся сцена должна выглядеть приблизительно так. Узнав о готовящемся преступлении, например, о намерении замужней еврейки изменить своему еврейскому мужу, свидетели говорят ей, что за это полагается смертная казнь, и получают ответ типа: «Да, я знаю, но мне все равно!» Затем, они лично присутствуют при совершении запрещенного деяния — не просто находясь в одной с нарушителями темной комнате, — нет, они все видят своими глазами! (Косвенные свидетельства не годятся для вынесения смертного приговора.) Ко всему прочему свидетели должны сделать все от них зависящее, чтобы предотвратить назревающее преступление. Согласитесь, трудно прелюбодействовать, отбиваясь от двух настырных свидетелей. Неудивительно, что добиться смертного приговора по суду для двух прелюбодеев можно было бы с великим трудом. Поэтому казнь, о которой говорится в Торе применительно к нашему случаю, имеет совершенно иное значение.

Здесь, как и во многих других случаях, связанных с вынесением высшей меры наказания, подразумевается, что человеку лучше умереть, чем причинить своей душе тот ущерб, к которому ведет прелюбодеяние.

Дело не только в супружеской измене. Например, что вы скажете, если замужняя женщина идет на сожительство с посторонним мужчиной с полного ведома и даже согласия своего мужа? Бывают такие случаи? Бывают. Так вот, такая связь тоже считается прелюбодеянием и тоже необратимо вредит душе. Согласие мужа ровным счетом ничего не меняет.Он может дать ей развод, но не может потворствовать подобным связям.

Ребенок, появившийся на свет от подобной запрещенной связи, считается незаконнорожденным (по-еврейски, мамзер). На него налагается целый ряд серьезных ограничений, — например, он не может вступать в брак с другим евреем, если тот не мамзер (мужского или женского пола). Но с другой стороны, мудрецы говорили, что если мамзер ведет праведный образ жизни, ему по силам сравняться с Первосвященником в духовном развитии. Как видим, ни один человек не лишен возможности личного совершенства, каким бы темным ни было его происхождение и какими бы страшными ни были грехи его родителей.

Поскольку в древности мужчина мог иметь несколько жен, внебрачная связь женатого мужчины с незамужней женщиной, хотя и была запрещена, все же не имела отношения к запрету «не прелюбодействуй» и не влекла за собой смертной казни. В этом смысле Тора предъявляет более строгие требования к замужней женщине, чем к женатому мужчине. Остановимся на этом моменте. Известно, что в иудаизме мера ответственности пропорциональна духовному уровню человека. Но не значит ли это, что женщина, которую Тора объявляет наделенной более высокой мерой ответственности, чем мужчина, стоит и на более высоком уровне? Действительно, именно так утверждает Устная Тора. Поэтому у мужчин есть все основания жаловаться на дискриминацию по половому признаку. Тора к ним более снисходительна, поскольку на самом деле считает, что в некоторых аспектах мужчина «ближе к обезьяне», нежели женщина.

Рассмотрим теперь незаконные связи в более широком контексте. Тора осуждает целый ряд интимных контактов, для каждого из которых существует отдельная запрещающая заповедь. Вот некоторые из них.

Запрещение гомосексуализма. Еще недавно такая связь повсеместно считалась аморальной и во многих странах преследовалась законодательно. Но теперь ситуация изменилась. Израильские судебные органы и часть общественности, чье мнение формируется средствами массовой информации, уже не считают предосудительными гомосексуальные отношения.

Это подтверждает недавнее постановление тель-авивского суда. Сожитель армейского офицера, умершего от болезни, получил через суд статус вдовы покойного и право на получение пенсии.

Наметившаяся тенденция абсолютно противоречит еврейской морали. Опасность состоит не только в том, что общество, где легализуются противоестественные связи, неизбежно теряет все нравственные ориентиры. Вынося подобные решения, суд попросту дискредитирует себя в глазах значительной части населения: теряя к нему доверие, люди начинают проявлять неуважение и к другим его постановлениям.

В расширенную концепцию запрета «не прелюбодействуй» входят также запрет на кровосмешение и сожительство с близкими родственниками, а также запрет скотоложства.

Все приведенные варианты половых отношений объединяет один важный момент. Общественная мораль настолько прочно внедрила в сознание людей, что кровосмешение и скотоложство мерзки и противоестественны, что многие даже не догадываются спросить себя: а что, собственно говоря, в них недозволенного? Если тенденции к подобному поведению «запрограммированы» природой (даны, скажем, в генах), то почему их надо выкорчевывать силой воли?

И действительно, достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть: в прежние времена такие связи были весьма распространены в среде многих народов, в том числе таких, что считались эталоном цивилизованности и культуры и даже становились нормой для подражания в следующих поколениях, — греки и римляне, например. В некоторых африканских племенах традиции кровосмешения и скотоложства встречаются и поныне. Мы уже писали о том, насколько эта проблема была актуальна в древности. Две тысячи лет назад у евреев существовал закон, который запрещал продавать овцу нееврею. Почему? — спросите вы. Отвечаем: чтобы не способствовать скотоложству.

Сегодня, когда границы дозволенного сметены, когда понятия добра и зла, «приличного» и «неприличного» безнадежно перемешаны, когда обществом правит, в лучшем случае, универсальная формула: «делай, что хочешь, только не мешай другим, не причиняй им боль, неприятности и материальный ущерб», — попробуйте здраво объяснить, почему сожительство с козлом или овцой — это мерзость, которую надо запретить. И вы очень быстро обнаружите, что объяснить такой запрет не легче, а даже труднее, чем обосновать, к примеру, важность соблюдения еврейской субботы. Не удивляйтесь, вам просто еще не приходилось встречаться с людьми, которым надо доказывать такие вещи.

В отрыве от Торы все эти запреты становятся пустыми стереотипами, против которых так напористо и успешно борются «прогрессивно мыслящие интеллектуалы». Напомним, иудаизм относится к порочным связям так же, как сто, тысячу, три тысячи лет назад: лучше умереть, чем нарушить! Внутренняя суть человека остается неизменной, а пагубные последствия аморальных поступков, которые он совершает, одинаково гибельны для его души, в какую бы эпоху и в каком бы обществе он ни жил.

Кроме «навязанного» миру запрещения скотоложства, еврейская традиция говорит, что для человека плох любой разврат, любые его проявления. В Торе прямо сказано: «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сынов Израиля» (Дварим 23:17).

В браке, как мы уже сказали, интимные отношения способны привести супругов к высотам духовности, к максимальной гармонии. Но сегодня, к сожалению, секс стал, пожалуй, самым распространенным средством нанесения себе и партнеру тяжелых эмоциональных и душевных ран. Мне как психотерапевту очень часто приходится с этим сталкиваться…

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

У тебя был трудный день! Твой одноклассник спросил, можно ли списать у тебя домашнюю работу. Ты хотел быть честным, поэтому сказал ему «нет», но предложил свою помощь.

По дороге из школы домой ты увидел, что твоя соседка пытается поднять большую корзину с овощами, которые она собрала в своем огороде. Тебе хотелось побыстрее добраться домой, но ты подошел к ней и помог занести корзину в дом.

После ужина твой папа велел тебе выполнить домашнее задание по математике. Задание было трудным, и тебе не хотелось выполнять его, но ты решил быть послушным своему папе.

Перед сном ты был уже очень уставший, но все же встал на колени и поблагодарил Небесного Отца за свои благословения.

Знаешь ли ты, что, принимая все эти правильные решения, ты выполнял Десять заповедей? После того, как Израильтяне бежали из Египта, они нуждались в руководстве от Господа. Через Пророка Моисея Господь дал людям десять важных заповедей, которые нужно соблюдать, чтобы жить праведной жизнью. Эти Десять заповедей учат нас уважать Бога, быть честными, почитать своих родителей, соблюдать день субботний в святости и быть хорошими соседями. В наши дни эти правила столь же важны, как и тысячи лет назад. Соблюдая заповеди Господа, мы учимся любить и уважать Бога и быть добрыми и любящими по отношению к окружающим.

4 апреля 2018 | Akcent.info

Когда человек представляет себе внешность Бога, ему всегда свойственно заблуждаться. Поэтому вторая из десяти Божьих заповедей предостерегает нас от практики воображать и «творить» Бога по своим ограниченным человеческим представлениям. Ведь важно не то, как выглядит Бог, а как он ко мне относится.

Упущенное из виду

Словосочетание «десять заповедей» вошло в наш обиход и стало употребляться по отношению к общим принципам человеческой порядочности. Иными словами, часто люди считают, что если они не делают никому ничего плохого, то в этом и заключается исполнение Десяти Заповедей. Но такое представление далеко не полное. Однажды Иисус Христос, отвечая человеку на вопрос о том, какая наибольшая заповедь в Божьем законе, указал на два принципа, лежащих в его основе. Это любовь к Богу и любовь к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия. От Матфея 22:37–40).

Многие упускают из виду первую часть заповедей Десятисловного Закона, а также и его основополагающий принцип – возлюби Бога. Они скорее обращают внимание на вторую половину заповедей, которая регулирует взаимоотношения между людьми и основывается на принципе – возлюби ближнего. К сожалению, не все осознают, что без нормальных отношений с Создателем невозможно быть гармоничной личностью. Именно поэтому первые четыре из десяти заповедей регулируют наши взаимоотношения с Богом, а остальные шесть – с людьми.

Бог ни на кого не похож

Вторая заповедь Божьего Десятисловного Закона требует от человека: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Библия. Исход 20:4–6). На первый взгляд, кажется, что эта заповедь сегодня не актуальна, так как запрещает идолопоклонство и языческие культы. Ведь все эти мифические божки уже много столетий являются достоянием истории и отжили свой век. На самом деле о проблеме поклонения иным богам говорится в первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Библия. Исход 20:3). Во второй же заповеди внимание концентрируется не столько на запрете поклоняться иным богам (хотя к ним заповедь тоже имеет отношение), сколько на запрете создавать образ Бога по своим представлениям. Справедливо писал еврейский мыслитель Моисей Маймонид: «Бог ни на что и ни на кого не похож. Его облик не представим для человеческого воображения».

Плод фантазий

С начала IV века, когда император Константин легализовал христианство и сделал его государственной религией, христиане обрели свободу распространять евангельскую весть среди варварских племен. Язычники-варвары не имели терпения слушать чтение библейских историй, и из-за этого христианские учителя начали рисовать картины, которые иллюстрировали эти библейские сюжеты. Так появились первые иконы, ставшие объектами для поклонения.

С одной стороны, можно понять тех христиан, которые, желая более близкого ощущения присутствия Божьего, хотят представить Его образ. С другой стороны, даже лик Иисуса, изображенный как на старых иконах, так и на современных портретах, является плодом человеческой фантазии, смешанной с культурой и менталитетом того или иного народа.

Так, например, одна москвичка с упоением рассказывала о том, что когда она молится, ей представляется образ Иисуса, голубоглазого с длинными русыми волосами до плеч. Типичный образ славянского красавца. Однако такое описание облика Иисуса вызвало бы удивление у чернокожих прихожан одной из американских церквей. Этот образ русоволосого красавца славянской внешности никак не вписывался бы и в традиционные представления о красоте, присущие жителям Карибских островов.

«Всевышний» из золота

О проблеме воображения Бога предупреждает пророк Моисей, обращаясь со своей последней речью к древним израильтянам: «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас… Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Библия. Второзаконие 4:12–19).

Эти слова наставления связаны с одним печальным событием, которое произошло за сорок лет до этого. Тогда израильский народ находился у подножия горы Синай в ожидании своего вождя Моисея, который поднялся на вершину, чтобы получить откровение от Всевышнего.

Явление Славы Божьей на вершине Синая было весьма впечатляющим и даже устрашающим. Оно сопровождалось потрясающими происшествиями: «При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Библия. Исход 19:16–19).

Однако Моисей пробыл на горе Синай в Божьем присутствии не день и не два, а целых сорок дней. Как ни странно, явление Божьей Славы на горе начало народу «приедаться». Изо дня в день все те же громы, молнии и трубный звук. Постепенно люди привыкли к этим явлениям и возжелали нового источника чувственной подпитки. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Библия. Исход 32:1). Иными словами, в народе не собирались сделать себе какого-либо языческого бога для поклонения. Они просто пожелали сделать себе объект, который бы наглядно представлял им истинного Бога – того Бога, который вывел их из египетского рабства. «Всевышнего» изготовили из золота. Учитывая представления, существовавшие в то время, получилась уродливая статуя быка.

Вера от Слова

История с изготовлением золотого «Бога» весьма показательна и раскрывает глубинные проблемы, о которых говорит Вторая заповедь. Бог не желает, чтобы грешные люди познавали Его через зрение. Несмотря на то, что зрение является самым главным органом чувств, эти чувства весьма обманчивы. И хотя многие христиане считают допустимым поклонение Богу через «лицезрение образа Христа», апостол Павел в Священном Писании однозначно делает противопоставление между верой и зрительным восприятием: «Ибо мы ходим верою, а не видением»; «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия. 1-е Коринфянам 5:7; Евреям 11:1).

Удивительно, но вместо использования зрения Павел предлагает обрести веру с помощью слуха: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Библия. Римлянам 10:17).

Павел здесь ссылается на древнюю традицию чтения Священного Писания вслух для тех, кто был неграмотен и, конечно, не имел священные рукописи у себя дома. Ведь фактически до начала ХХ века большинство людей не могло узнать содержание Божьего Слова, если кто-нибудь не читал им Библию. Всеобщая грамотность и доступная цена на Библию стали достоянием человечества только в последние сто с лишним лет. Таким образом, для иудеев и христиан первого века нашей эры синагогальное чтение свитков Священного Писания вслух было единственным источником познания Слова Божьего. Cлушая и запоминая текст Божественного откровения, они обретали веру и познание о Боге.

«Чудеса» вместо Библии

Когда традиционное христианство отказалось от богослужебного чтения и изучения Библии, притом на понятном для всех языке, и заменило его на иконопочитание, это привело к необратимым последствиям. Постепенно, уже в период империи Карла Великого, миссионерская деятельность католических проповедников свелась к демонстрации чудес, которые, по их утверждению, совершали мощи святых. Несколько веков спустя чудотворная икона Владимирской Богоматери, якобы написанная евангелистом Лукой, стала избавлять Русь от татаро-монгольского ига. Насколько это средство было эффективным, мы знаем из истории.

Тихий голос Создателя

Недооценка значения второй заповеди в духовной жизни человека разрушает наши познания о Всевышнем. Стремясь к чувственному познанию Бога, мы отрываем себя от познания Его Слова, Его воли и принципов, в согласии с которыми Он желает, чтобы мы жили. Конечно, Бог непременно совершает в жизни верующего человека великое, и многие из них могут поделиться удивительными чудесами, которые совершал любящий Господь на их жизненном пути. Однако наша вера в Бога не может основываться исключительно на чудесах, так как будет охладевать, как скоро закончатся острые ощущения.

Именно это хотел донести Владыка Господь пророку Илии, когда тот пришел к Нему на гору Хорив (Синай): «И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (Библия. 1-я Царств 19:11–12).

В древнееврейском оригинале выражение «веяние тихого ветра» звучит как «тихий спокойный голос» или как «слабый голос в молчании». К такому голосу Бог хочет нас приучить. Голосом Святого Духа Он желает разговаривать с нами, открываясь нам в Своем Сыне Иисусе Христе через Священное Писание и через приближение к Нему в молитве и поклонении: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Библия. Второзаконие 4:15).

Образ Отца в сущности Сына

Затрагивая тему образа Божьего, апостол Иоанн написал: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. От Иоанна 1:17–18). Чем явил? Видимым образом, ходя по земле, или Своей сущностью? Конечно же, Своей Божественной сущностью. Обретая больше познаний в Библии об Иисусе Христе, мы увидим истинную сущность Бога Отца – Его любовь, милость, заботу, защиту, милосердие и т. д. Только благодаря Христу мы можем верой видеть Невидимого и поклоняться, и служить Ему, потому что всем Своим естеством Спаситель показал нам характер и намерения Небесного Отца по отношению к нам.

И потому вторая заповедь звучит сквозь тысячелетия и до сего дня: «Не делай себе кумира и никакого изображения». Настоящий верующий в Бога человек ищет не Его видимого образа, но Его личного живого присутствия в своем сердце и жизни.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»
Из журнала: Акцент 02.2014