21 сентября 2018

21 сентября (7 сентября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Понедельник 14-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется великий двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Далее коротко расскажем об этом дне и одной из посвящённых ему святынь первопрестольного града Москвы.

* * *

В московском районе Отрадное на территории бывшего села Владыкино есть церковь удивительной красоты. Этот храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый в XVII столетии и перестроенный в середине века XIX, за свою историю пережил немало. Однако покровительством Божией Матери и других своих Небесных заступников не только уцелел в годы советского лихолетья, но и оказался в числе тех немногочисленных столичных церквей, которые никогда не закрывали свои двери. Настоятель храма протоиерей Сергий Ткаченко рассказал телеканалу «Царьград»:

Видно, при освящении митрополитом Филаретом Московским храму был дан такой Ангел Хранитель, что он сохранялся всегда и всегда здесь были службы. Даже в революционные годы, когда забирали священников. И здесь были замечательные клирики, которые ныне причислены к лику святых. Это – священник Иоанн Хрусталёв, который был расстрелян на Бутовском полигоне, диакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов. Здесь также была похоронена причисленная к лику святых блаженная Матрона Анемнясевская, которая также особо почитается в нашем храме и похоронена в церковной ограде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Фото: www.patriarchia.ru

Увы, церковный погост владыкинского храма не уцелел, хотя на нём было погребено немало известных людей. В том числе – великая русская актриса Мария Ермолова, чей прах был перенесён на Новодевичье кладбище. И буквально чудом удалось сохранить несколько особо почитаемых храмовых икон, в числе которых Смоленский образ Божией Матери XVII века и другая богородичная икона, написанная на Святой горе Афон в веке XIX специально для владыкинского храма. По словам отца Сергия Ткаченко:

Иконы были увешаны драгоценностями, и, конечно, советская власть первым делом изъяла эти ризы. В то время наш храм посещала раба Божия Мария, которую я ещё застал, и она всегда хвалилась, что подновляла эти иконы. И она так подновила эти иконы, что закрасила, и когда их хотели изъять, то подошли, посмотрели и решили, что эти иконы современного письма…

Относительно недавно эти уникальные образа отреставрировала известный иконописец и реставратор Татьяна Мусатова. Так же как и находящуюся в иконостасе храма икону Рождества Пресвятой Богородицы, одного из величайших событий библейской истории, в честь которого освящён владыкинский храм.

О Рождестве Пресвятой Богородицы нет упоминаний в Новом Завете, но благодаря Священному Преданию известно, что Приснодева Мария родилась в галилейском городе Назарете. Её родителями были праведники Иоаким и Анна. Они дожили до преклонных лет, но были бездетны. Это было источником их скорби, а также вызывало порицания и осуждения. Но однажды, когда безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анне явился ангел и сказал, что Господь внял их молитвам.

А через девять месяцев у этих великих ветхозаветных праведников родилась дочь, которую назвали Мария. Маленькая беззащитная девочка, которой всего полтора десятилетия спустя суждено было стать выше всех Небесных сил бесплотных, положить начало всей христианской новозаветной истории и тем самым Самой стать началом Спасения всего мира.

* * *

Поздравляем православных христиан с высокоторжественным праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Даже беглый взгляд на историю страны объясняет, в чем тут дело. Отправляясь из Кремля на Мамая, московский князь Дмитрий I Иванович, прозванный позже Донской, вместе с войском проходит мимо церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове — любимого храма князя и княгини, там в этот тревожный час звучат молебны о победе. А потом, накануне решающего боя, войско молится перед иконой Богородицы. Да и сам факт того, что день жесточайшего сражения выпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, был для русских дружин знаком: Божья Матерь не оставит наших воинов.

После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской возводит храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Бесспорно, тут личностные отношения: призыв человека к Божьей Матери о помощи, и Ее милостивое заступничество за русских воинов.

Или вот другой великий полководец, семидесятилетний генералиссимус Суворов. Свой легендарный, невероятный, потрясший всю Европу Швейцарский поход он не случайно начал в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

«На каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые и поглотить готовые гробы смерти… Там явилась зрению нашему гора Сен-Готард, этот колосс гор, ниже которых громоносные тучи и облака плавают, и другая, уподобляющаяся ей, Фогельсберг. Все опасности, все трудности были преодолены и, при такой борьбе со всеми стихиями, неприятель, согнездившийся в ущелинах и неприступных, выгоднейших местоположениях, не мог противостоять храбрости воинов… Войска Вашего Императорского Величества прошли через темную горную пещеру Урзерн-Лох, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооруженный… Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей. Доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду», — сообщал Суворов Павлу I.

Несмотря на предательство австрийцев, семидесятилетний больной генералиссимус не только вывел из окружения армию, но и нанес мощнейший удар французам, «одержав верх в этот раз над самой природой». Клаузевиц, прусский военачальник, считал Швейцарский поход Суворова чудом. Сам Александр Васильевич был убежден: без помощи Божьей — никуда, на Богородицу уповал особо. Называл Россию Ее Домом, солдат учил молитве, «без коей оружия не обнажать, ружья не заряжать»: «Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю Николае Чудотворче моли Бога о нас!» Два столпа побед: военная выучка и вера в Бога. В честь Рождества Богородицы и Суворов ставит храм — в селе Рождествено (Мытищи).

Но что за событие отмечает Церковь 21 сентября? Священное предание бережно доносит до нас сведения о земной жизни Божьей Матери. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, именно из этого рода, по пророчествам, должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия.

Но Иоаким и Анна были женаты двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично ее отверг: бесплодие в те времена считалось знаком Божьей немилости, наказанием за грехи. Обиженный, снедаемый стыдом, праведный Иоаким с горечью удалился из храма и не осмелился возвращаться домой. Решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился, послал им с Анной ребенка.

До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, тоже молит Бога, чтобы Он даровал ребенка, дает обет, обещая посвятить дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией».

Мария на древнееврейском означает «возвышенная», «превознесенная», но, одновременно, имя одного корня с выражением «горькая вода», то есть слезы.

Помня про свой обет, Иоаким и Анна посвящают ребенка Богу. В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Дева Мария была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Дева Мария рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, доступная человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитеты — Всенепорочная, Пресвятая. А праздник Рождества Богородицы — праздник вселенской радости, не случайно в этот день в храмах поют: «Рождение Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь».

Вера в заступничество Божьей Матери в России всегда была так крепка, что ни одно важное дело не начинали без молитв к Царице Небесной. Почти любой богородичный праздник или праздник конкретной иконы Божьей Матери связан с фактами спасения народа — от смут, голода, эпидемий, вражеских нашествий, пожаров. А святым богоотцам Иоакиму и Анне бесплодные пары издревле молятся о даровании ребенка.

Один из церковных писателей конца XVIII века так объяснял чувства к Божьей Матери: бывают минуты в нашей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. И вот в эти моменты тоски, сомнения, горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она («Ее тихая святыня», как говорит писатель) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы бы к Ней ни пришли. Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы есть. Мы жаждем, чтобы нашлось сердце, способное сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, заботе, ласке. Поэтому Богородицу называют в молитвах «Всемилостивая Заступница, Утешительница, Покровительница, Ходатаица (т. е. ходатайствующая за нас перед Господом), Предстательница (т. е. предстающая за нас перед Богом), Исцелительница».

И хотя установка «вот эта икона помогает в таком-то случае» не совсем верна — молясь, мы обращаемся не к изображению, а первообразу, к Богородице, сложился определенный опыт. Он отражен и в молитвах к иконам: «Казанскую» просят о прозрении — физическом и духовном. А еще ей молятся при «иноплеменных нашествиях», как и «Донской», «Смоленской», «Владимирской» иконам.

Образу «Всех скорбящих Радость» — в скорбях, бедах. Зафиксированы случаи помощи иконы «Неупиваемая Чаша» при алкоголизме и наркомании. Образ «Всецарицы» был известен как помогающий от эпидемий, от чумы, но сейчас на нее надеются при онкологии.

Есть иконы «Целительница», «Помощница в родах», «Млекопитательница», «Прибавление ума», «Скоропослушница», «Всех скорбящих Радость», «Утоли мои печали», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Спорительница хлебов», «Живоносный источник», «Спасительница утопающих» — это про грех, а не про воду! В дореволюционном справочнике я насчитала более 200 чудотворных образов. Строго зафиксированные эпизоды помощи по молитве перед этими иконами открывают перед нами целый пласт жизни народа.

Тема 2021 года: «Восстановлении по принципу «лучше чем было»»

Каждый год 21 сентября международная общественность отмечает Международный день мира. Этот День Генеральная Ассамблея объявила днем укрепления идеалов мира среди всех стран и народов — как на национальном, так и на международном уровне.

Пандемия COVID-19 продемонстрировала важность коллективных усилий по оказанию помощи каждому человеку в восстановлении по принципу «лучше чем было» и созданию более равноправного, справедливого, инклюзивного и устойчивого мира.

Пандемия в первую очередь ударила по обездоленным и уязвимым группам населения. К апрелю 2021 года во всем мире было произведено более 687 млн. вакцинаций от COVID-19, но более 100 стран не получили ни одной дозы вакцины. Люди, оказавшиеся в условиях конфликтов, находятся в особенно уязвимом положении в связи с отсутствием доступа к услугам в области здравоохранения.

23 марта 2020 Генеральный секретарь ООН призвал стороны всех конфликтов на планете прекратить военные действия и позволить людям справиться с пандемией коронавируса. По словам главы ООН, на фоне стремительно распространяющегося вируса абсурдность войны стала еще более очевидна. Совет Безопасности единогласно принял резолюцию, призывающую государства-члены выдержать «устойчивую гуманитарную паузу» в локальных конфликтах. Глобальное прекращение огня должно и впредь соблюдаться, чтобы обеспечить людям, застигнутым конфликтом, доступ к жизненно важной вакцинации и лечению.

Пандемия сопровождается всплеском стигматизации, дискриминации и ненависти, которые приводят к гибели людей. Вирус атакует всех. И не важно откуда мы родом и какой религии мы следуем. Столкнувшись с этим общим врагом человечества, мы должны помнить о том, что мы не враги друг другу. Чтобы оправиться от разрушительных последствий пандемии, мы должны заключить друг с другом мир.

Мы также должны заключить мир с природой. Несмотря на ограничения на передвижение и замедление экономической активности, процесс изменения климата не стоит на месте. Нам нужна «зеленая» и устойчивая глобальная экономика, создающая новые рабочие места, обеспечивающая сокращение вредных выбросов и повышающая устойчивость к последствиям изменения климата.

Тема Международного дня мира 2021 года — «Восстановлении по принципу «лучше чем было»» для создания справедливого и устойчивого мира». Присоединяйтесь к усилиям Организации Объединенных Наций по созданию более справедливого и устойчивого мира на планете.

Основные сведения

Международный день мира был учрежден Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций в 1981 году. Двадцать лет спустя, в 2001 году, Генеральная Ассамблея единогласно приняла решение ежегодно отмечать День мира как день отказа от насилия и день прекращения огня.

Организация Объединенных Наций призывает все страны и народы приветствовать прекращение военных действий на время празднования Международного дня мира и провести праздничные мероприятия по случаю Международного дня мира в формате просвещения и информирования общественности о вопросах, связанных с миром.