3 эмоция

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Гурьев Михаил Евгеньевич

канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии, ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургского университета министерства внутренних дел

Российской Федерации» РФ, г. Санкт-Петербург

E-mail: mgurev@bk.ru

SUBJECT MATTER AND STRUCTURE OF PERSONALITY AFFECTION

Mikhail Guriev

Russia, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

В последнее время все большее внимание уделяется тем аспектам эмоциональной сферы, которые связаны с особенностями профессиональной деятельности человека. Ведь именно в структуре реализации различных видов деятельности, человек проводит большую часть своей жизни. И именно эмоциональное благополучие определяет, в конечном итоге, успешность профессиональной деятельности индивида.

Актуальность данной проблемы обусловливается необходимостью разработки теоретических и практических аспектов эмоциональной сферы личности.

Ключевые слова: эмоции; эмоциональные состояния; психосоматические расстройства; эмоциональное напряжение; эмоциональная реакция; эмоциональное отношение; переживание; настроение; стресс; тревога; страх; паника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на активный интерес к понятию эмоций на протяжении нескольких столетий, психология эмоций, как научное направление, начало развиваться не так уж давно. Это свидетельствует о том, что некоторые ученые, исследующие природу человека, еще задолго до научных открытий этого феномена, говорили о важности эмоций для самосознания человека и развития социальных отношений субъекта.

Изучением эмоций, в отечественной и зарубежной науке, занимались многие ученые. Последние годы охарактеризовались самыми разнообразными подходами и точками зрения на природу эмоций и их значение. Одни полагают, что исследуя поведение человека, необходимо большее внимания уделять понятиям «возбуждение» и «активация», а категорию «эмоция» можно не учитывать, так как эти понятия не так аморфны, как сфера эмоций. Вторые разделяют точку зрения, что первичная мотивационная система человека образуется эмоциями .

Некоторые авторы определяют эмоциям роль кратковременных, переходящих состояний, другие же считают, что нахождение человека под влиянием той или иной эмоции, постоянное. Они утверждают, что поведение человека неразрывно связано с аффектом .

Отдельные ученые выражают точку зрения, что поведение человека разрушается и дезорганизуется эмоциями и что они ведут к психосоматическим заболеваниям . Другие же отводят эмоциям положительную роль, как

организующие, мотивирующие и подкрепляющие человеческое поведение .

Первыми, кто отметил важность эмоций в человеческом поведении, были: Р. Липер (1948), являющийся ведущим специалистом по теории личности и О. Мауэр (1960), один из выдающихся специалистов по психологии научения. В своих трудах они утверждали, что «эмоции» выступают в качестве того важнейшего фактора и тех изменений поведения, и его результативности, которые получили название «научением» и впервые признали (в отличие от большинства западных психологов) значимость изучения проблемы эмоций, наряду с проблемами поведения и интеллекта, которые в тот период достаточно интенсивно изучались в западной психологии .

Подобной позиции придерживался И.П. Павлов, который изучал приспособительную роль эмоций в связи с развитием учения о динамическом стереотипе — устойчивой системе ответных, в том числе и эмоциональных реакций животного и человека, соответствующей определенной комбинации внешних сигналов. По мнению автора, отрицательные эмоции возникают, когда нет удовлетворения потребности, действия не достигают цели. Положительные эмоции являются компенсаторным механизмом, восполняющим дефицит информации .

П.К. Анохин полагал, что эмоции являются наиболее древней формой реагирования индивида, а зачастую и единственной возможностью оценить ситуацию .

Интересными представляются взгляды на эмоциональную сферу У. Кеннона, Д. Барда, У. Джеймса, которые попытались исследовать не просто эмоции, но и их детерминанты. В работах авторов прослеживается детальное изучение взаимосвязи физиологических и психологических компонентов эмоций.

Несколько позже, в рамках информационной теории эмоций, П.В. Симонов высказывается о природе эмоций следующим образом: «Почему возникли эмоции, почему природа не могла обойтись одним разумом,

мышлением?». Отвечая на данный вопрос, автор полагает, что эмоции явились предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции. П.В. Симонов полагает, что эмоции возникают тогда, когда недостаточно информации для того, чтобы реализовать цель. Эмоции помогают человеку достигать того, что для него полезно, вызывает удовлетворение и радость, либо уберегают его от негативных воздействий.

В Большой советской энциклопедии можно прочесть, что эмоции это: радость, уверенность, наслаждение, бесстрашие, страх, горе, ненависть, отвращение, это человеческие переживания и отношения к миру, окружающему его и к самому себе .

Сущность эмоций диалектически двойственна и исходно определяется тем, что они объективно нужны не только для ориентировки организма во внешнем мире, но и для нормального функционирования организма в целом. Структура эмоциональных процессов тесно связана с познавательной сферой индивида, однако отличается от познавательных процессов тем, что эмоции не только осмысливаются и осознаются, но и переживаются. Тем самым переживания человека превращаются в непосредственное отражение собственных телесных, физиологических и душевных состояний.

В Психологическом словаре эмоции (от лат. emovero — волную, потрясаю) выделяются в самостоятельный разряд психических состояний и процессов, которые связаны с потребностями, мотивами и инстинктами, и которые проявляются в виде переживания (удовлетворенности, неудовлетворенности, радости, печали, страха, спокойствия и т. д.) значимости воздействующих ситуаций и явлений на индивида, которые осуществляют его жизнедеятельность. Эмоции сопровождают любую активность субъекта, они выполняют функцию основного и главного механизма, осуществляющего регуляцию поведения и психической активности, направленных на удовлетворение, наиболее значимых для человека, потребностей .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что эмоции, в том числе и эмоциональные состояния субъекта, являются той областью психического, которая является наиболее

близкой к сфере органических ощущений, что обеспечивает взаимосвязь эмоций с физиологическими особенностями индивида. У переживающего какую либо эмоцию человека, фиксируются изменения электрической активности лица и, в том числе, мышечной ткани всего организма. Эти же изменения отмечаются в мозговой электрической активности и в функционировании дыхательной и кровеносной систем. Пульс сердечной мышцы, у испугавшегося и разгневавшегося человека, может превышать нормальные показатели на 40—60 ударов в минуту. Эти существенные изменения показателей работы организма человека, под воздействием эмоций, свидетельствуют о том, что в их осуществлении участвуют практически все его соматические и нейрофизиологические структуры. Все эти изменения прямо пропорционально сказываются на протекание психических познавательных процессов, таких как: ощущение, восприятия, внимание, представление, воображение, мышление, на особенности поведения индивида, а иногда могут приводить к соматическим заболеваниям и даже нарушениям психики. Различные эмоции активируют деятельность вегетативной нервной системы, которая в свою очередь активируют деятельность всех внутренних систем организма, среди которых и нервно-гуморальная и эндокринная. В том случае, когда поведение индивида, по каким-либо причинам, неадекватно протекаемой эмоции, ему могут грозить нарушения как со стороны психосоматических расстройств, так и со стороны процесса осуществляемой им деятельности.

Любое эмоциональное состояние может оказать серьезное влияние на соматические и физиологические функции организма человека, для этого нет необходимости пережить психосоматический криз. Любая переживаемая человеком эмоция, независимо от силы ее протекания, приводит к физиологическим изменениям которые происходят в его организме и которые, как правило, способствуют изменениям в нем, игнорировать которые порой просто не возможно. Многие нейрофизиологические исследования доказывают, что и эмоции, и эмоциональные состояния непосредственно влияют на иммунную систему человека, а в случае негативного стечения обстоятельств,

способствует снижению сопротивляемости организма к болезням. При условии, когда человек продолжительное время находится под влиянием негативных эмоций, таких как: злость, ненависть, тревога, ожидание, депрессивное состояние, у него гораздо больше вероятности, что он может заболеть простудными заболеваниями, расстройствами кишечника, вирусными инфекционными заболеваниями. Переживания, вызванные соответственными эмоциями, приводят к изменениям уровня электрической активности больших полушарий головного мозга человека, что способствует напряжению либо расслаблению соответственных мышц лица, влиянию на эндокринную кровеносную и дыхательную систему организма .

В период эмоционального напряжения человека, резко меняются физиологические реакции организма, такие как: артериальное давление крови, показатели сахара в крови, частота дыхания и пульса, мышечная напряженность. У. Джемс высказал предположение, что именно в этих изменениях кроется сущность эмоций. Однако дальнейшее исследование эмоций показало, что существенные органические изменения не являются ее сущностью, поскольку при исключении всех ее физиологических проявлений, содержание субъективных переживаний не изменяется и не исчезает. Таким образом, было выявлено, что наиболее значимым является психологический компонент эмоций, который в большей мере и оказывает влияние на изменения в сфере поведения и деятельности индивида .

На современном этапе теоретических исследований эмоциональной сферы выявлено, что эмоциональные реакции и состояния играют не только условно отрицательную, но и положительную роль, поскольку являются необходимым условием активизации всех сил организма для усиленной мышечной, интеллектуальной и других видов деятельности. На этом основании можно утверждать, что эмоциональные состояния позволяют осуществлять энергетическую мобилизацию организма.

Формы проявления эмоций индивида могут быть совершенно различными, начиная от кратковременных эмоциональных реакций на ситуативные

обстоятельства (собственно эмоции), до стабильных форм личностного эмоционального реагирования на различные объекты и ситуации (эмоциональные свойства личности) .

Эмоциональные реакции и состояния являются наиболее динамичными формами проявления эмоций, а, следовательно, могут считаться гибкими индикаторами изменений, которые возникают в организме под влиянием средовых воздействий, условий деятельности, позволяют быстро настроиться на ту или иную деятельность. Необходимо более подробно остановиться на проблеме эмоциональных состояний.

Указанная проблема стала изучаться как самостоятельная с 60-х годов XX столетия. Первой работой, посвященной данной проблеме была книга Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека», которая вышла в свет в 1964 году. В частности он отмечал, что никакая сфера психической деятельности так не связана с термином «состояние», как эмоциональная жизнь, поскольку в чувствах и эмоциях достаточно сильно прослеживается сложившаяся тенденция особым образом окрашивать деятельность и переживания человека, создавая им временное направление или так называемый тембр, или качественное своеобразие психической жизни. Продолжая далее, он замечал, что когда даже отдельные авторы не пытаются использовать «психические состояния» как особую психическую категорию, в отдельных случаях, для определения понятий «чувства» и «эмоции» они пользуются ею.

Понимание эмоциональной реакции, как состояния, очень важно, поскольку это делает возможным более полно и конкретно понять сущность эмоции, ее влияния на организм человека, устранить поверхностный подход к эмоции только как к способу выразить свое отношение к чему-либо или кому-либо. Н.Д. Левитов отмечал, что любое состояние является в одно и то же время и способом переживания субъекта, и результатом деятельности самых разнообразных функциональных систем его организма. Оно внешне выражается не только психофизиологическими показателями, но и поведением

человека. Формулируя категорию «состояние», Н.Д. Левитов определил его как совокупную характеристику психической деятельности в определенную единицу времени, которая показывает то своеобразие, с которым протекают психические процессы. Однако автор замечал, что при характеристике переживаний нельзя ограничиваться лишь внешними показателями форм проявления поведения, поскольку самые различные переживания и связанные с ними психические состояния, могут выражаться одинаковой формой проявления поведения. Он же полагал, что продукты человеческой деятельности могут многое рассказать о психическом состоянии .

Л.В. Куликов считал, что механизмы взаимодействия человека с жизненной средой отражаются в психических состояниях, как это можно наблюдать в других психических явлениях. Изменения, которые возникают во внешней среде, организме человека, внутри его личности находят отклик, который проявляется в новых психических состояниях, влияющих на изменение уровня активности, настроения и переживаний субъекта. Автор относил категорию «состояние» к метакатегориальным понятиям. Так например физика определяет «состояние» как сиюминутную характеристику объекта. «Процессом» обозначается множественная совокупность измененных состояний, «функцией» тогда следует обозначить отношение внешнего проявления состояния системы к другим системам. Состояние системы, во внешнем проявлении, которая находится в относительно неизменном состоянии, во времени, получило название «свойство» .

Психология «состоянием» называет достаточно устойчивую, в небольшом временном промежутке, определенную внутреннюю характеристику человеческой психики. Необходимо отметить, что с развитием психологии, категория эмоциональных состояний достаточно часто стала исследоваться учеными. Дифференцируя понятие «состояние», Н.Д. Левитов отмечал, что в основу его классификации, как правило, ставят либо доминирующий психический процесс (познавательный, волевой, эмоциональный), либо доминирующий характерологический аспект (решительность, подъем, лень).

В.Н. Мясищев эмоциональные состояния определил в самостоятельный класс эмоциональных явлений. Он утверждал, что чувства (эмоции) охватывают три группы разнородных эмоциональных явлений таких, как: реакции, состояния и отношения. В его оценке эмоциональные состояния представлены как класс, где на первый план выдвигаются эмоциональные характеристики. Относя состояния к данному классу, В.Н. Мясищев предполагал, что если индивид находится в данном состоянии, то он переживает сильные эмоции .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несколько позже, интересную классификацию эмоциональных состояний предложил Л.В. Куликов. Автор рассматривает эмоциональные состояния в качестве самостоятельного явления. В свою очередь, к этой группе он относит целый класс проявлений человека, автор полагает, что эмоциональные состояния отличаются от других групп состояний тем, что является частью любого другого психического состояния.

Ю.Е. Сосновикова предложила несколько оснований для классификации психических состояний. Так по ее мнению, состояния можно классифицировать с учетом возраста, ведущей деятельности, которая их характеризует, виду труда, в котором возникают эти состояния, а также с учетом принципа значимости и максимальной выраженности в них наиболее значимых личностных свойств человека. При этом она выдвигает точку зрения, что классификация психических состояний не сводится только к выявлению и указанию признаков, на основании которых их можно классифицировать, но и в том, чтобы привести их к определенной систематизации.

Наиболее широкой классификацией состояний является та, которую предложил В.А. Ганзен. В предложенной им классификации, все состояния разделены на: праксические, гуманитарные, мотивационные, эмоциональные и состояния внимания. Предполагается, что любое состояние содержит следующие структурные компоненты: эмоциональный (так как не бывает состояний без эмоций); мотивационный; когнитивный; составляющую отношений (своеобразия самооценки, осознания и принятия себя самого);

составляющую физического самочувствия (активационная и тоническая); тензионную составляющую.

Состояние может быть определено в каждый следующий момент, по преобладающему параметру в структуре отношений. Так модальность преобладающей эмоции определяет эмоциональное состояние: радости, эйфории, паники, страха и т. д.). Данный подход к структуре состояний был предложен Л.В. Куликовым и на данный момент может считаться наиболее целесообразным.

Функциональная система, отражающую состояния, представлена рядом уровней: психологическим (включающим человеческие переживания); физиологическим (включающим центральную и вегетативную нервную систему); поведенческим (включающим мимику, психомоторные реакции и пантомимику). Любое психофизиологическое состояние должно содержать эти уровни и только при соединении их показателей, которые отражают каждый из них, дает возможность сделать заключение о том состоянии, в котором находится человек.

Состояния, с эмоциональной стороны, проявляются в эмоциональных переживаниях (скука, неудовлетворенность деятельностью, усталость, апатия, радость, страх, удовлетворенность успехами и т. д.). Физиологическая составляющая проявляется в изменениях отдельных функций, среди которых вегетативные и двигательные.

Переживания и связанные с ними физиологические изменения достаточно тесно взаимодействуют. Это единство может выделять каждый из этих признаков состояний в приоритетный причинный фактор. Так например, когда развивается состояние монотонии, в результате усиливающихся парасимпатических воздействий, развиваются чувства скуки и усталости, когда же развивается состояние утомления, появляется чувство усталости, которое может быть причиной возникающих физиологических изменений в мышцах или в нервных двигательных центрах и ощущениях которые с ними связаны.

Любая деятельность человека протекает под воздействием психических состояний. Данному тезису соответствует и представление о том, что эмоциональное состояние выступает в качестве фона на основании которого функционирует и практическая, и психическая человеческая деятельность. Однако необходимо учитывать и тот факт, что именно в процессе деятельности (сенсорной, физической и умственной) возникает и видоизменяется то или иное психическое состояние. Исходя из этого оно, чаще всего, выступает как продукт деятельности. Бывают и такие случаи, когда состояния возникают в результате бездеятельности. Из этого следует, что необходимо оценивать те ситуации, которые их вызывают.

Для того, чтобы создать оптимальное эмоциональное состояние, необходимо правильно оценить значимость происходящего события, так как для человека большее значение оказывает индивидуальная ценность этого события, а не его продолжительность и интенсивность. При возникновении чрезвычайного события, даже если оно слабой интенсивности, оно может, в короткий срок, вызвать состояние дезадаптации. Необходимо учитывать, что при возникновении сильного эмоционального возбуждения, человек достаточно тенденциозно начинает оценивать ситуацию: хорошее — кратно усиливается, до степени головокружения от успеха, плохое — кратно омрачается.

Исходя из теоретических фактов, можно выделить несколько закономерностей, позволяющих отразить взаимосвязь деятельности и эмоций. Так в эмоциональных состояниях выражаются оценочные отношения человека к ситуациям, которые возможны или складываются. Прослеживается теснейшая связь эмоций с мотивационной сферой индивида и, чаще всего, они носят предметный характер. На базе положительного эмоционального фона можно говорить о том, что положительные эмоциональные состояния могут играть мотивирующую роль по отношению к выполняемой деятельности. Не все эмоциональные состояния проявляются в видимых изменениях. Определенные состояния всегда характерны для человека. Могут существовать смешанные состояния. Возникая, они не заменяют предыдущие в один момент, мгновенно,

а чаще всего, медленно переходят одно в другое, исходя из этого, наиболее важной характеристикой состояний является их непрерывность, которая тесным образом связана с устойчивостью и интенсивностью.

Достаточно интересным и важным является вопрос дифференциации и описания различных психических состояний. Чаще всего предметом измерения в психологии становятся, так называемые, интегральные психические состояния, которые отражают динамику протекания личностных эмоциональных состояний в целом, за определенный период времени. К таким состояниям относят, чаще всего, тревожность, настроение, как общее «разлитое» состояние личности, различные показатели адаптивности. особого внимания заслуживает диагностика такого эмоционального состояния как стресс. Такие эмоциональные проявления как страсть, аффект и т. д. вряд ли могли бы быть измерены с помощью применения стандартных методов диагностики .

Особого внимания заслуживают некоторые эмоциональные состояния субъекта, среди которых такое как настроение, которое характеризует человека в целом и выполняет роль основного фона его психической жизни. Настроение прямо пропорционально складывающимся, для личности, жизненно важных отношений с его окружением и тем, как протекает его собственная деятельность. Включенное в деятельность, вплетенное в действенное взаимоотношение с окружением, настроение там же и возникает. Очень важным для настроения не то, как протекает событие без личностного отношения к нему, а то как это событие относится к самому человеку и как он его расценивает. Исходя из этого, настроение в полной мере зависит от индивидуальных особенностей характеризующих человека, от того, как он переносит трудности: может ли он их оценивать и не падать духом, способен ли он преодолевать трудности, сохраняет ли он уверенность, что способен справится с ними .

Оптимистически настроенные люди способны поддерживать у себя хорошее настроение и наоборот, пессимистически настроенные, чаще

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

находятся в печальном, плохом настроении. Есть люди, у которых преобладает веселое настроение, тогда как другие не видят повода для веселья и находятся в состоянии переживания. Есть люди, которых можно назвать «поэтические натуры», настроение которых содержит много лирических и романтических ноток. Есть «прозаики», для которых такие настроения неприемлемы.

Проводимые эксперименты показывают, что для счастливых людей характерны такие качества, как готовность к щедрости и оказанию помощи другим людям. Наблюдения свидетельствуют, что при наличии у испытуемых хорошего настроения, проявляется готовность оказания ими разнообразной помощи экспериментаторам. Замечен такой факт, что когда у людей счастливое расположение духа и они замечают некоторое пониженное состояние духа у других людей, появляется, с их стороны, попытка в сглаживании этого несоответствия, для того, чтобы сбалансировать это различие. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что люди, для которых характерно хорошее настроение, дают более высокую оценку своему окружению. Установлено, что положительному взаимоотношению людей способствует та обстановка, в которой они находятся. Симпатии появляются гораздо чаще в уютной обстановке, а для антипатии характерна плохая, убогая обстановка.

Когда у человека возникает эмоциональная перегрузка, достаточно часто может возникать состояние стресса. Под стрессом понимается состояние, характеризующееся чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое может возникать у человека. Г. Селье дает определение стрессу, как неспецифическому ответу организма человека на любое требование, которое ему предъявляется. Это эмоциональное состояние, которое проявляется у человека, как нормальная реакция на ненормальное обстоятельство.

Стресс приводит к дезорганизации деятельности человека, к нарушению нормального хода его поведения. Частые и длительные стрессы приводят к нарушениям как психологического состояния, так и физического здоровья человека. Они являются главными причинами развития многих

сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний человека. В определение стресса (англ. stress — напряжение, давление) положена категория психического состояния, которое возникает как ответная реакция на различные запредельные воздействия на организм; это интегральная ответная реакция как организма, так и личности на эти запредельные воздействия и чрезмерную нагрузку. Стресс это явление, которое имеет разнообразные проявления, такие как: физиологическое, психологическое, биохимическое, социальное и социально-психологическое. Разрушительной, деструктивной формой стресса является дистресс. Он вызывает изменение адаптационной активности и если даже раздвигает возможности адаптации, в то же время вызывает торможение развития индивида, отодвигает достижение перспективных целей, истощает силы, которых может не хватить для преодоления стрессовой ситуации. Стресс выступает в качестве требования, которое предъявляется к возможностям адаптации тела и психики человека, к его жизненным обстоятельствам. Избежать стресса нельзя. Г. Селье по этому поводу говорил, что полную свободу от стресса можно обозначить смертью. Эта фраза находит постоянную интерпретацию в научных трудах ученых, занимающихся проблемой стресса. Вся жизнь человека пронизана радостными и вредоносными стрессами (дистрессами). Любая чрезмерно сильная эмоция может вызвать стресс. Принято считать, что причиной стресса может быть гнев или страх, однако его может вызвать и состояние сильной радости. В процессе стресса у человека возникает неприятное чувство напряжения в районе желудка, сухости во рту и учащение сердцебиения. Эти три симптома наиболее часто встречающиеся в период стресса. Помимо этого сильные эмоции могут вызвать в человеческом организме: усиление потоотделения, покраснение лица, учащение дыхания, расширение зрачков и напряжение мышц. Стресс приводит к активизации многих физиологических процессов. Увеличиваются показатели артериального давления, количество сокращений сердечной мышцы, растет мышечное кровообращение, отмечается рост содержания адреналина в крови, частота и глубина дыхания становится более интенсивным, меняется кожно-

гальваническая проводимость. Наблюдения показывают, что для разных людей одно и то же событие может выступать либо в качестве вызова, либо являться причиной дистресса. Современный исследователь эмоций Р. Лазарус считает, что «анализ физиологического стресса не ведет к пониманию психологического» .

Однако, если происходит периодическое воздействие на личность различными стрессогенными факторами, это может выступить в качестве серьезных стимулов и толчков дальнейшего ее развития. Важно, чтобы стрессовые воздействия были предсказуемые. Когда событие ожидаемое, оно вызывает меньше вероятности возникновения стресса, чем то, которое возникает внезапно. Стресс может усилится или ослабится в зависимости от того, как человек готовится справится с ним. Стрессогенное событие, по мнению Г. Селье, это то, которое вызывает стресс; это та ситуация, при которой действующие нагрузки превышают и не соответствуют адаптивным возможностям. Ситуация, при этом, может иметь субъективную и объективную оценку (так, когда нарастают субъективные ощущения стресса, может происходить изменение обстоятельств, при которых они и действительно могут оцениваться как стрессогенные).

Не менее важным является рассмотрение такого состояния, как тревога. Тревога, по мнению Н.Д. Левитова, является психическим состоянием, которое выражается в глубоком переживании опасения того, что покой может быть нарушен и что возможны и вероятны неприятности, что может привести к задержке желаемого и приятного. Тревога иногда рассматривается как особая форма адаптации в период стресса, в острой и хронической форме. Хотя тревога, скорее всего, является не столько формой психической адаптации, сколько способом активизации адаптивных механизмов. Исходя из этого, тревога играет роль охраны и мотивации. Интенсивность проявления тревоги зависит не столько от реальной значимости угрозы, сколько от индивидуальных особенностей субъекта. Несмотря на многочисленные исследования понятия «тревоги», подходы изложенные в теоретических концепциях, не имеют

однозначности. То направление исследований, которое выделило личностные факторы, разделило тревогу на ту черту личности, которая обуславливает готовность к реакциям тревоги, и ту актуальную тревогу, которая входит, в настоящее время, как структурный элемент психического состояния. Тревога является основой любого (адаптивного и неадаптивного) изменения поведения и психического состояния субъекта.

Когда возникает ситуация, связанная с дефицитом информации для осуществления действия, появляются негативные эмоции. Наиболее яркая из них, это страх, который по мнению П.В. Симонова, возникает из за недостатка информации, необходимой для защиты. Преимущественно страх относят к разновидности тревоги, который возникает при следующих обстоятельствах: угроза опасности, при планируемой встрече с людьми; когда предстоит важное дело либо встреча; во время протекания конфликта; неудачи в учебе и работе; планируемое выступление перед большим количеством людей; внезапно возникающая незнакомая ситуация; предстоящее знакомство с представителем противоположного пола. Как показывают наблюдения, страх резко меняет протекание психических процессов. Ухудшается или обостряется чувствительность, теряется суть усваемого материала, нарушается восприятие. Под воздействием страха меняются процессы мышления: может повышаться сообразительность (идет концентрация поиска выхода из сложившейся ситуации); может нарушатся продуктивность процесса мышления (возникает растерянность, исчезает логика в поступках и словах). Резко снижается способность совершать волевые действия, вплоть до способности предпринять какие-либо действия. Страх сильно влияет на такой психический процесс, как внимание. Это проявляется в рассеянности, невозможностью сосредоточения либо сужения сознания, которое может наблюдаться в нарушении концентрации внимания на конкретном объекте. Страх, как правило, сопровождают интенсивные проявления физиологической реактивности, такие как: сильная дрожь, ускоренное сокращение сердечной мышцы, учащенный

дыхательный ритм. Может либо увеличиваться либо снижаться аппетит. Может пробиваться «холодный пот».

Преодолению страха способствует и информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий. Так, когда проводятся соревнования между равными по силе спортивными командами, чаще победы добиваются спортсмены сражающиеся на своем поле, в своем государстве. Когда спортсмены осведомлены о той стране, в которой им предстоит соревноваться, о ее обычаях и нравах, в их сознании исчезает тревога, сомнение и страх. Наиболее выраженной формой тревоги можно считать состояние паники, которая может рассматриваться как стадия тревоги, характеризующаяся полной дезорганизацией поведения человека. По продолжительности паника подразделяется на кратковременную (от нескольких секунд до нескольких минут); достаточно длительную (от десятка минут до нескольких часов); пролонгированную (от нескольких дней до нескольких недель). Пример кратковременной паники — это паника, возникшая в транспортном средстве, которое потеряло управление. Длительная паника характерна при землетрясении и других ярко выраженных стрессовых ситуациях .

Следует отметить, что изучение эмоциональных состояний имеет большое прикладное значение. Практически вся система психологической коррекции основана на работе с ситуативными особенностями индивида. Коррекция черт личности происходит на основе выработки и закрепления положительных состояний. кроме того, в исключительных случаях, диагностика эмоциональных состояний является единственным показателем эффективности деятельности субъекта.

Список литературы:

1.Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. СПб.: Питер,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010. — 464 с.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.

3.Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания // Вестник АМН СССР № 6, 1965.

4.Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 49. М.: Советская энциклопедия, 1972. — 680 с.

5.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.

6.Вилюнас В.К. Психология эмоций. М.: Смысл; Изд.дом «Академия», 2004.

—430 с.

7.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. — 175 с.

8.Джеймс У. Психология.: Академический проспект «Гаудеамус». М., 2011.

—320 с.

9.Изард К.С. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 467 с.

10.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с.

11.Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб: Речь, 2002. — 184 с.

12.Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. СПб6 Питер, 2001. — 512 с.

13.Левитов Н.Д. о психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—344 с.

14.Мясищев В.Н. Психология отношений. М. Воронеж, 1998. — 363 с.

15.Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983.

Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.

Понятие потребности и их виды.

Теория (иерархия) потребностей А. Маслоу.

Агрессия и особенности агрессивного поведения.

Виды потребностей и мотивов.

Понятие потребности и их виды.

План.

Потребности и мотивы поведения личности.

Основные понятия: потребность, виды потребностей, мотив, виды мотивов желание, агрессивность.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.

Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания.

Выделяют классификацию потребностей:

1) первичные, витальные(врожденные, биологические) потребности: впище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретенные потребностиимеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе.

Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности.

К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой.

Тест по теме: «Основы психологии»

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

3. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) гностические;

в) эстетическими;

г) практическими.

4. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

5. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

а) стресс;

б) фрустрация;

в) аффект;

г) страсть.

6. Для волевого регулирования присущи действия:

а) сознательные;

б) неосознанные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

7. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) сознательностью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) Настойчивостью.

8. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) радость;

г) апатия.

9. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

г) а, б, в.

10. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) овладении многочисленными отношениями между людьми;

б) развитии его врожденных свойств;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

11. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный (восприятие).

12. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении — это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

13. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

14. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

15. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик.

16. Высший регулятор поведения, — это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

17. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.

18. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер.

19. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

20. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности — это:

а) умения;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

21. Отдельный взятый человек — это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

22. Биологической основой развития способностей являются:

а) гены;

б) задатки;

в) происхождение;

г) род.

23. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, — это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

г) воля.

24. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

25. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

26. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

27. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

а) содержательной;

б) динамической;

в) процессуальной

28. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

29. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

б) содержательные;

в) динамические;

г) приобретенные.

30. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

31. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

32. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека, были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой.

  1. Ответы к тесту по теме: «Основы психологии личности»

  1. а

  2. б

  3. б

  4. в

  5. в

  6. а

  7. г

  8. г

  9. в

  10. а

  11. б

  12. г

  13. б

  14. б

  15. г

  16. б

  17. в

  18. в

  19. в

  20. г

  21. а

  22. б

  23. б

  24. а

  25. б

  26. г

  27. а

  28. в

  29. в

  30. б

  31. б

  32. в



Дети очень разные. Но все они нуждаются в нашей ласке любви и заботе: и забияки, и задиры, и тихони. Изучение эмоциональной сферы, создание благоприятных условий развития одна из важнейших задач современного общества.

Проблема изучения, состояния и условий результативного развития эмоциональной сферы ребенка — одна из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Частью целостного процесса психического развития детей является вырабатывание эмоциональной сферы. Основы его исследования заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского . Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, повышение высших чувств — очень сложный, медленный, неоднозначно опосредованный процесс. Только что появившийся на свет новорожденный имеет очень ограниченный набор эмоциональных реакций — комплекс новорожденного .

Эмоциональное созревание зависит от правильности чередования фаз эмоционального развития в первом месяце жизни. В дальнейшем большую роль приобретает способность к обучению. В результате обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений . Основываясь на механизм окружающей среды взрослых людей, и у него образуется новая потребность — потребность в общении . Н. Я. Фигурин и М. П. Денисова описали эту новую форму реагирования, назвав «комплексом оживления». Выражается эта реакция в появлении улыбки и голосовой реакции на лицо знакомого взрослого .

К восьми месяцам у ребенка оформляется нервный аппарат для выражения эмоций. В дошкольном возрасте формируются и проявляются возможности детей сдерживать некоторые свои эмоции, с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций при их реальном отсутствии. Особенности эмоционального развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом определяют специфику его эмоционального развития в более поздние возрастные периоды, в частности, в период младшего школьного возраста. Данную проблему разрабатывал Якобсон П. М. .

Чувства ребенка-дошкольника к определенному времени теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются те эмоции, которые трудно контролируются. Это эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы оказывает свое влияние на эмоциональное развитие, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении периода дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. с 4 до 5 лет дошкольники осознают собственную индивидуальность, понимают моральные доводы, заинтересованы во взаимодействии с другими детьми, лучше осведомлены в чувствах других людей. У ребенка в возрасте 4–5 лет начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует осознанию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6–7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Основными моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

− освоение социальных форм выражения эмоций;

− формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

− благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

− эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые, родители любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Ребенок растет и развивается жизнерадостный, активный физически и психически, когда к нему хорошо относятся признают его права, постоянно внимательны. Эмоциональное благополучие способствует полноценному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Личность ребенка формируют эмоции. Эмоции так же могут утомлять ребенка до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Ему необходимо отдохнуть от своих собственных чувств.

Эмоции — это важнейшая сторона психики ребенка, характеризующая переживание им действительности. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: овладение социальных форм выражения эмоций; формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств; становление эмоций благодаря речевому развитию осознанными. В целом эмоции отбирают позицию, из которой ребенок будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга.

Во ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется вопросам по охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, развитию у детей социального и эмоционального интеллекта. Быть с эмоциями в ладу порой гораздо важнее, например, эрудиции. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  2. Изард, К. Э. Психология эмоции / К Э. Изард. — СПб.: Питер, 2000. — 280 с.
  3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
  4. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: «Генезис», 2007. — 282 с.
  5. Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка / Р. Кэмпбелл. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 190 с.
  6. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать / В. Леви // Семья и школа. — 2010. — № 3. — С. 16–18
  7. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. — 2016. — № 5. — С. 34–37.

Аффилиативная потребность – потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

Х. Хекхаузен под аффилиацией подразумевает определенный класс социальных взаимодействий между людьми, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Основным содержанием аффилиации является общение людей друг с другом (в том числе и общение с людьми незнакомыми или малознакомыми), которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. При этом целью человека, стремящегося к аффилиации, является поиск если не любви со стороны своего партнера по общению, то, по крайней мере, его приятия, дружеской поддержки и симпатии (Хекхаузен Х., 1986, с. 289).

Многие исследователи-персонологи утверждают, что фундамент детской личности закладывается в самый ранний период взаимодействия ребенка с ухаживающим за ним взрослым, при этом наиболее важную роль играет их аффективная связь. Потребность в любви, эмоциональной привязанности является одной из главенствующих потребностей, которая способна в значительной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. Так, еще в психоанализе З. Фрейда, а в настоящее время и в концепциях большинства психологов и психотерапевтов невроз понимается как нервно-психическое расстройство, в основе которого лежит неудовлетворенная, как правило в детстве, потребность в любви. Данный пример является яркой демонстрацией значимости удовлетворения любви и эмоциональной привязанности у ребенка в раннем детстве.