3 святителя

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Икона трех святителей

Икона трех святителей

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

Три святителя в византийских литературных источниках

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X — н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах

Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.

Изображения Трех Святителей

Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.

Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.

Три святителя на славянской почве

В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую — на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения — псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

К происхождению праздника

В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque («и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».

Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

Желающие принять участие в нашей лотерее смогут записать три новых для себя немецких слова на почтовую карточку и отправить её по любому из адресов «Немецкой волны».

Евангелие от Матфея рассказывает, что младенцу Христу в Вифлееме пришли поклониться пастухи и мудрецы с Востока. Число их в Библии не указано, но по количеству даров богословы заключили, что мудрецов (или волхвов) было трое. В шестом веке они были перетолкованы в королей. Были названы их имена: Балтасар, Мельхиор и Каспар. Позднее они стали символизировать три возраста – Балтасар – старец, Мельхиор – муж, Каспар – юноша.

Звезда (der Stern), которую видели они на востоке (im Morgenland gesehen hatten), шла перед ними (ging vor ihnen hin), как наконец пришла (kam) и остановилась над местом, где был Младенец (und stand über da das Kindlein war). Увидев же звезду (da sie den Stern sahen), они возрадовались радостью весьма великою (wurden sie hocherfreut) и, войдя в дом (gingen in das Haus) увидели Младенца с Мариею, Матерью Его (fanden das Kindlein mit Maria, seiner Mutter) и, пав, поклонились Ему (und fielen nieder und beteten es an) и, открыв сокровища свои (und taten ihre Schätze auf) принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (schenkten ihm Gold, Weihrauch und Myrrhe ).

День памяти Трёх Святых королей-волхвов отмечают в Германии так называемым «воспеванием звезды» (Sternsingen). По всей стране дети в бумажных коронах под символом Вифлеемской звезды поют и собирают деньги на нужды детей в бедных странах. Более пятисот тысяч маленьких певцов (Sternsinger) набирают каждый год немалые средства – десятки миллионов евро. Самых активных канцлер страны приглашает в Берлин на приём.

В Кёльне дети знают немало историй о Трёх Святых королях-волхвах (Heilige Drei Könige). Одиннадцатилетняя кёльнская школьница Анна расскажет о том, что связывает Святых волхвов с её родным городом.

Mit welcher Geschichte soll ich anfangen:

Mit den Heiligen drei Königen? Gut.

Во времена около 1200-го года (um zwölfhundert) жил кёльнский архиепископ (der Kölner Erzbischof) Райнальд фон Дассель. И он доставил в Кёльн (brachte nach Köln) мощи (die Gebeine) Трёх Святых королей (der Heiligen drei Könige).

Как это было (wie das kam)?

Мэр (der Bürgermeister) одного итальянского города (von einer italienischen Stadt) был очень мужественным парнем (war ein sehr mutiger Kerl) и сопротивлялся (wehrte sich) против жёстких законов (gegen die harten Gesetze) императора Барбароссы (des Kaisers Barbarossa), который в это время (zu dieser Zeit) правил (regierte) городами и странами (über die Städte und Länder). Из-за этого император Барбаросса хотел повелеть его казнить (wollte ihn hinrichten lassen). Тогда к нему пришёл (kam zu ihm) архиепископ и сказал… . В этом месте Анна сделала отступление, чтобы объяснить обычаи того времени. Архиепископ фон Дассель был также рыцарем (war auch ein Ritter) и одержал очень много побед (viele Siege), и было принято (es war üblich), что после победы рыцарь мог взять себе (durfte sich nehmen) то, что ему хотелось (das, was er wollte) и творить с этой вещью, что вздумается (das anstellen, nach welcher Laune es ihm war).

Wie das kam?

Райнальд фон Дассель попросил императора Барбароссу о следующем (bat um Folgendes): Ваше императорское величество (Eure Kaiserlichkeit), если настоятельница монастыря (die Äbtissin des Klosters) что-то вынесет на спине (etwas auf dem Rücken trägt) через ворота (durch das Tor), то я хочу получить то (möchte das haben), что она будет нести на спине (was sie auf dem Rücken trägt). Император ничего не заподозрил (dachte sich nichts dabei) и сказал (sagte): Да, конечно (natürlich), возьми себе, что хочешь (nimm dir das, was du willst). Мне всё равно (ist mir doch egal).

На следующий день (am nächsten Tag) всё должны были штурмовать (sollte alles gestürmt werden). Городская стена (die Stadtmauer) практически была разрушена (wurde in Einzelteile zerlegt), так что она больше не существует (existiert nicht mehr). — Не кёльнская городская стена (nicht die Kölner Stadtmauer), конечно, а этого римского города (dieser römischen Stadt). – И настоятельница монастыря вынесла через ворота на своей спине брата, мэра города (den Bürgermeister)

У императора Барбароссы чуть глаза из орбит не вывалились (fielen fast die Augäpfel heraus). «Райнальд, ты надо мной издеваешься (willst du mich veräppeln)?» Райнальд фон Дассель дерзко (keck) ответил: «Вы мне обещали (habt es versprochen), теперь сдерживайте своё обещание (nun haltet Euer Versprechen), Вы же знаете (Ihr wisst ja): Ваша хорошая репутация (Euer guter Ruf).»

Барбароссе ничего другого не оставалось (blieb nichts anderes übrig), как оставить им мэра города (ihnen den Bürgermeister zu überlassen). И он сказал: «Люди добрые (ihr guten Leute), мэра не убивать (soll nicht getötet werden).

Потом Райнаьд фон Дассель отправился в пещеру (in eine Grotte) в горах между сегодняшней Швейцарией и Италией (in den Bergen zwischen der Schweiz und Italien). Там, якобы (angeblich), лежали мощи Трёх Святых королей (die Gebeine der Heiligen Drei Könige). Ещё говорят «Reliquien». Их он привёз в Кёльн (brachte nach Köln) в трёх гробах (in drei Särgen). И он сказал, что если будут спрашивать (wenn man fragen würde), то чтобы рыцарские оруженосцы (die Knappen) говорили: «Это умершие рыцари (verstorbene Ritter), гробы которых мы хотим перевезти в Кёльн (nach Köln transportieren möchten).

Так останки (Gebeine) трёх Святых королей-волхвов беспрепятственно попали в Кёльн (kamen ungeschoren nach Köln). Архиепископ Райнальд фон Дассель повелел воздвигнуть Раку (ließ einen Schrein bauen) для останков Трёх Святых королей. Эта рака и сегодня стоит в Кёльнском соборе (steht im Kölner Dom). Рака сделана из золота (aus Gold) и из дорогих камней (aus wertvollen Steinen): изумрудов (Smaragden), азуритов (Azuriten), ониксов (Onyxen), алмазов (Diamanten). И повсюду (überall) стоят фигуры святых (stehen Heiligenfiguren). Святая Урсула (die Heilige Ursula), Святой Гереон (der Heilige Gereon). И голова (der Kopf) Райнальда фон Дасселя, вернее сказать бюст (die Büste eher gesagt) тоже стоит на задней части (auf dem hinteren Teil) раки (des Schreins).

Поклониться волхвам в Кёльн вплоть до 18 века ежегодно приезжали тысячи паломников со всего христианского мира.

Анна Ваннер, Элизабет Вибе, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА

Трехсвятие. День Василия Теплого. Звериный свадебник

Василий – звериный праздник, звериный свадебник, народное название дня праздника Собора Трех святителей. Охотники в этот день молились Трем святителям. Звериный род берет рост. В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший.

Красная луна — к большому ветру. Ветер понесся — к сырому году. Начинает портиться санный путь. Зачернели проталины по косогорам. По народному поверью в этот день нельзя прясть, а потому называют его еще «днем трех святителей-непрядильщиков».

Приходят зайцы в сады — будет еще зима суровая. Волки воют под жильем — к морозу. За сутки до оттепели мыши выходят из-под лесной подстилки на снег. Деревья покрылись инеем — к теплу. Подул ветер с северной стороны, а туч нет — к большим холодам. Солнце зимой закатывается в тучу — будет буран. Снегирь скрипит — на снег, вьюгу, слякоть.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

1833 г. Действующим источником права был объявлен «Свод законов Российской империи»

В этот день император Николай I издал манифест о введении в действие с 13 января 1835 года «Свода законов Российской империи». Он был подготовлен Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством Михаила Сперанского. Свод заменил устаревшее Соборное уложение царя Алексея Михайловича, действующее с 1649 года.

«Свод законов Российской империи» состоял из 15 томов, которые содержали более 40 тысяч статей. Он включал в себя основные законы России, законодательство о губернских учреждениях, государственных финансах, гражданские и уголовные законы и др. В 1892 году в Свод был добавлен шестнадцатый том, который содержал законы о судопроизводстве.

1865 г. Родился Алексей Александрович Бахрушин

Русский купец, меценат, создатель литературно-театрального музея.

В 23 года Алексей всерьез занялся купеческой деятельностью, у него появились свободные деньги, и он, по примеру двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина, увлекся коллекционированием. Сначала Алексей собирал восточные редкости, затем – все, что связано с Наполеоном и войной 1812 года. А в 1890 году перешел на коллекционирование русской театральной старины. Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве. Поиск театральных раритетов он вел целенаправленно, стремясь отразить в своей коллекции всю историю российского театра. В октябре 1894 года собиратель впервые представил свою коллекцию московским театралам. С этого времени и идет отсчет работы Московского литературно-театрального музея.

В ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию Российской Академии наук и возглавил правление музея, который стал носить его имя. На этом посту он остался и после революции.

Скончался Алексей Александрович Бахрушин 7 июня 1929 года в деревне Горки Московской области.

1881 г. Родилась Анна Матвеевна Павлова

Русская артистка балета, одна из величайших балерин ХХ века. После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М.Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и других. В 1908 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М.Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета 20 века. В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Афиша работы В.Серова с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».

Скончалась Анна Матвеевна Павлова в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии.

1943г. В ходе Великой Отечественной войны советские войска освободили Краснодар

Город был оккупирован в августе 1942 года. За шесть месяцев оккупации Краснодару был нанесен огромный урон: разрушены заводы, около 20 школ, 2 больницы, свыше 800 жилых домов, а также водопровод, электростанция и железнодорожный вокзал. По данным краевой комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, собранных на июнь 1945 года, в городе были уничтожены свыше 11 тысяч человек, из них более 2 тысяч детей. Именно в Краснодаре немецко-фашистские войска впервые применили газвагены (мобильные газовые камеры), предназначенные для массового уничтожения мирных жителей.

12 февраля 1943 года части 46-й армии под командованием генерал-майора Ивана Рослого освободили Краснодар от немецко-фашистской оккупации.

1955 г. Принято Постановление Совета Министров СССР о создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты и запуску искусственных спутников Земли

В 1954 году специальная комиссия нашла место для размещения полигона: пустынный район Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ: малонаселённость, равнинная полупустынная местность, а также более 300 солнечных дней в году и близость к экватору, которая даёт возможность использовать дополнительную скорость вращения Земли для запусков ракет. 2 июня 1955 года была утверждена организационно-штатная структура Научно-исследовательского испытательного полигона №5. А спустя 5 лет приказом министра обороны СССР этот день был определён как День основания полигона «Байконур».

Со стартовых площадок полигона была открыта человечеству дорога в космос: в 1957 году отсюда стартовала ракета с первым искусственным спутником Земли, а в 1961 году отправился в полёт первый космонавт Земли Юрий Гагарин. На Байконуре проходило испытание «лунной» ракеты Н-1, запуск многоразового космического корабля «Буран». Всего на счету полигона свыше 2,5 тысячи пусков космических ракет с различными аппаратами, отсюда на орбиту отправились более 130 космонавтов.

Трех Святителей у Красных ворот церковь (уничтожена).

Трехсвятительский храм находился в местности Старые Огородники, на площади Красные ворота. Деревянный храм известен здесь с 1630-х гг. В 1699 г. на его месте выстроили каменную церковь. В 1798 г. соорудили придел святителя Иоанна Богослова и колокольню, в 1823 г. – придел священномученика Харлампия. В 1880-е гг. был сделан ряд пристроек. Храм был известен своим великолепным внутренним убранством, главным многоярусным резным иконостасом XVIII века, выполненным в духе голландского барокко.

В иконостасе и на стенах находилось множество икон XVIII века, среди них известного мастера Ивана Арефусицкого. В 1742 г. рядом с храмом, на месте старых деревянных ворот Земляного города выстроили знаменитые Красные ворота (архитектор Д.В. Ухтомский) для коронационного въезда императрицы Елизаветы Петровны. В 1814 г. в Трехсвятительском храме был крещен будущий знаменитый поэт Михаил Лермонтов, который родился в стоявшем рядом доме. А 28 июня 1882 г. здесь отпевали прославленного полководца М.Д. Скобелева.

В начале XX века при очередном поновлении храма на паперти в киоте поместили в память о знаменитом генерале икону его небесного покровителя – архистратига Михаила. Храм был расписан и снаружи, на северной стене – иконы Спасителя, святителя Иоанна Богослова, священномученика Харлампия; на восточной стене – Трех Святителей.

В начале 1920-х годов в Трехсвятительский храм, принадлежавший в то время обновленческой общине, была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, ранее находившаяся в часовне у Варварских ворот Китай-города. В июне 1927 г. начали ломать Красные ворота, а весной 1928 г. дошла очередь и до храма. Большинство церковного имущество забрали в музейные фонды страны. Ценнейший главный иконостас передали в церковь мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».