5 примеров гиперболы

Гипербола — это чрез­мер­ное пре­уве­ли­че­ние каких-либо каче­ствен­ных или коли­че­ствен­ных свойств пред­ме­тов, явле­ний, процессов.

Узнаем, что такое гипер­бо­ла в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре, если сна­ча­ла выяс­ним, что это сло­во по сво­е­му про­ис­хож­де­нию явля­ет­ся гре­че­ским: hyperbole — это бук­валь­но зна­чит «пре­уве­ли­че­ние». Начальная часть гипер- явля­ет­ся при­став­кой во мно­гих сло­вах и пере­во­дит­ся как «сверх», «над», «выше нор­мы», напри­мер:

гипер­то­ния, гипер­тро­фия, гиперемия.

Одним из средств уси­ле­ния эмоционально-оценочного и рас­ши­ре­ния смыс­ло­во­го диа­па­зо­на сло­ва, уве­ли­че­ния опо­сред­ствен­но­го отра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи явля­ют­ся худо­же­ствен­ные тропы:

эпи­те­ты, мета­фо­ры, мето­ни­мия, синек­до­ха, лито­та, иро­ния, пери­фра­за, алле­го­рия и, нако­нец, гипербола.

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре сло­вом «гипер­бо­ла» назы­ва­ют при­ём, состо­я­щий в наме­рен­ном пре­уве­ли­че­нии каких-либо качеств или свойств, явле­ний, про­цес­сов с целью созда­ния ярко­го и впе­чат­ля­ю­ще­го обра­за, например:

  • реки кро­ви;
  • веч­но опаздываете;
  • горы тру­пов;
  • сто лет не виделись;
  • напу­гать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • мил­ли­он извинений;
  • море поспев­шей пшеницы;
  • целую веч­ность жду;
  • весь день простояла;
  • хоть залей­ся;
  • дом за тыся­чу километров;
  • посто­ян­но опаздывает.

Гипербола - это...

Гипербола - это...

Гипербола часто встре­ча­ет­ся в уст­ном народ­ном твор­че­стве, напри­мер, в были­нах: Илья Муромец берёт в руки «шалы­гу желез­ную, да кото­рая была весу ров­но сто пудов»,
Да куда ни мах­нёт, ули­ца падёт,
А назад отмах­нёт — переулицы…

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре писа­те­ли при­ме­ня­ют гипер­бо­лу с целью уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти, созда­ния образ­ной харак­те­ри­сти­ки героя, ярко­го и инди­ви­ду­аль­но­го пред­став­ле­ния о нём. С помо­щью гипер­бо­лы выяв­ля­ет­ся автор­ское отно­ше­ние к пер­со­на­жу, созда­ёт­ся общее впе­чат­ле­ние от высказывания.

Примеры использования гиперболы в художественной литературе

И сос­на до звезд доста­ёт. (О. Мандельштам)

Во сне двор­ник сде­лал­ся тяже­лым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)

Быть может, качеств ваших тьму, любу­ясь ими, вы при­да­ли ему; не гре­шен он ни в чём, вы во сто раз греш­нее. (А.С. Грибоедов)

Редкая пти­ца доле­тит до сере­ди­ны Днепра. (Н.В. Гоголь)

Порядочный чело­век от вас за три­де­вять земель убе­жать готов. (Ф.Достоевский)

Миллион тер­за­ний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Намеренное пре­уве­ли­че­ние с целью созда­ния гро­тес­ка исполь­зу­ет Н.В. Гоголь в пове­сти «Как поссо­ри­лись Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»- шаро­ва­ры шири­ной в Черное море.

К гипер­бо­ле часто при­бе­гал В.В. Маяковский:

Намозолив от пяти­лет­не­го сиде­ния тазы, креп­кие, как умы­валь­ни­ки.

Любовь мою, как апо­стол во вре­мя оно, по тыся­че тысяч раз­не­су дорог.

Видеоурок: Изобразительно-выразительные средства в литературе

Тест

«Я тебе тысячу раз говорил об этом!» — укоряет один собеседник другого. И тот, понурив голову, соглашается с критикой, не пытаясь доказывать, что на самом деле выслушал не тысячу напоминаний, а шесть или семь. Дело в том, что «тысяча раз» — это гипербола, преувеличение — речевой прием, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие.

В таком же качестве гипербола входит в язык художественной литературы, являясь важным средством выразительной речи. Гоголевские выражения: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «рот величиною в арку главного штаба», шаровары «шириною с Черное море» — никем не воспринимаются буквально, но незамедлительно создают эффект — патетический или комический.

Однако гипербола не просто речевая фигура. Художественное преувеличение — один из важных способов построения сюжета, образной системы, одно из необходимых средств передачи авторской мысли. Нужно уметь видеть и правильно понимать не только явные, очевидные гиперболы, но и более сложные разновидности этого приема, ощущать постоянно присущую литературе внутреннюю потребность в гиперболичности художественного отражения мира.

Вспомним «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Почему это вдруг генералы, выйдя в отставку, очутились на необитаемом острове? Да потому, что для них, просидевших свой век «в какой‑то регистратуре», жизнь так же непонятна, как необитаемый остров. Сюжетная гипербола Щедрина основана на укрупнении и заострении реального явления, действительного противоречия, и задача читателя не изумляться наивно злоключениям генералов, а вникать в смысл сюжетных гипербол. Проголодавшись, генералы начинают искать мужика, который бы их накормил, — и находят. Опять гипербола! А за ней — важная мысль о том, что генералы, как и прочие сильные мира сего, без мужика, без труженика просто не могут существовать. Накормив генералов, мужик по их приказанию свивает веревочку, чтобы господа могли его к дереву привязать, — и это тоже гипербола, передающая досадную и необъяснимую покорность русского мужика, противоречащую его силе, его богатым возможностям.

Гиперболы М. Е. Салтыкова-Щедрина отчетливы, порой они переходят в смелое отклонение от житейского правдоподобия, в гротеск. А бывают сюжеты без фантастических элементов, но с большим количеством неожиданных совпадений, внезапных встреч, хитроумных обманов, роковых поединков между героями. Такой гиперболичностью сюжетов отмечены, к примеру, романы О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского. И здесь надо думать и говорить не о том, часто ли так бывает в жизни, а о том, каков глубинный смысл «невероятных» с житейской точки зрения событий. В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в результате рокового совпадения случайностей на одного из главных героев — Митю Карамазова ложится тяжкое обвинение в убийстве собственного отца. Но для Достоевского это не просто юридический казус, а нравственно-философская гипербола: Митя не виновен в убийстве, но виновен в моральной безответственности, в утрате границ между добром и злом, в том, что он мог убить отца.

Гипербола — важный способ обрисовки характеров. И это касается не только былинныхбогатырей с их гигантской силой и доблестью, могучих, полных жизненных сил великанов из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Возьмем такого вполне реалистически изображенного героя, как Базаровиз романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Поначалу он казался многим критикам и читателям каким‑то неправдоподобным. Категоричность мнений и взглядов, грубоватая раскованность поведения, полное равнодушие к благополучию и комфорту, увлеченность наукой и недоверие к искусству — все эти острые углы характера Базарова воспринимались как чересчур преувеличенные и даже карикатурные. Критик М. А. Антонович упрекал Тургенева за увлечение крайностями, утверждая, что литература должна описывать «не аномалии, не исключения, а явления обыкновенные, часто встречающиеся, средние цифры». Д. И. Писарев тоже обратил внимание на гиперболичность образа Базарова, но истолковал и оценил героя иначе: «…в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя». Время подтвердило правоту Писарева — и в оценке образа Базарова, и в вопросе о художественном отражении жизни. Не «средние цифры», не бледные копии повседневной жизни, а яркие и отчетливые личности, не всегда похожие на реальных людей, но «группирующие» черты многих современников, — таковы подлинные герои своего времени в литературе. Гипербола — одно из важнейших средств художественной типизации.

Художественная гипербола нередко касается и самой авторской мысли. Точка зрения поэта в лирическом произведении не всегда может быть выражена буквальным суждением, высказыванием по принципу «один к одному». Мысль порой сгущена, заострена до предела, её логическая суть может быть подвергнута эмоциональному преувеличению. Тем самым достигается наивысшее напряжение, кульминация развития сложной авторской идеи. Так, А. С. Пушкин в стихотворении «(Из Пиндемонти)» в резкой форме формулирует свои заветные желания: «Никому / Отчета не давать, себе лишь самому // Служить и угождать…» В этом гиперболически заостренном высказывании выражен вовсе не эгоизм, а страстная жажда свободы, независимости (что становится понятным с учетом последующих слов: «…для власти, для ливреи // Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…»). Но, если бы Пушкин не прибегнул бы здесь к гиперболе, мы не могли бы ощутить ту глубину страдания, что звучит в стихотворении. Такой же категоричной остроты исполнены лирические формулы А. А. Блока:

Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта — нет. Покоя — нет!

Мы понимаем эти высказывания не буквально, не как желание «сгинуть», а как сложное выражение позиции автора, находящего подлинную суть жизни в её трагических сторонах.

Гипербола в лирической поэзии — мощный способ соединения мысли и эмоции, средство создания того прочного сплава, который В. В. Маяковский называл «чувствуемой мыслью».

В советской лирике замечательные образцы гиперболы представлены в поэзии В. В. Маяковского, С. А. Есенина, В. В. Хлебникова, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. А. Луговского, Э. Г. Багрицкого, М. И. Цветаевой, С. И. Кирсанова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского.

Прием, внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью, — литота, т. е. художественное преуменьшение. Литота тоже берет начало в обыденной речи. «Я на минуту», — говорит человек, заходя к другому, из чего отнюдь не следует, что он удалится именно через минуту, а не через две или через пять. Как и гипербола, литота широко представлена в фольклоре (классический пример: мальчик с пальчик). Достаточно вспомнить два путешествия Гулливера — в Страну лилипутов и в Страну великанов, чтобы увидеть, как гипербола и литота дополняют друг друга, являясь как бы двумя сторонами одной медали (литоту по этой причине иногда называют обратной гиперболой).

Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в её противоречия.

Гибербола Что такое гипербола? Гипербола (в математике)
  • KtoNaNovenkogo
  • ЧаВо
  • Вы здесь

9 февраля 2020

  1. Гипербола — это…
  2. Примеры из литературы
  3. Примеры использования гипербол в рекламе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Примеры гиперболы в речи и литературе

Примеры в обиходе

Мы часто используем гиперболы в разговоре. Например:

  • миллион извинений;
  • реки крови;
  • горы трупов;
  • ждать целую вечность;
  • море слёз;
  • сто раз повторял(а);
  • напугать до смерти.

Примеры из литературы

Но и писатели любят использовать этот приём преувеличения в своих литературных произведениях. Например:

«Редкая птица долетит до середины Днепра». «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь

«Чуден Днепр при тихой погоде… без меры в ширину, без конца в длину…». «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь

«И сосна до звезды достает». «За гремучую доблесть грядущих веков…», О. Э. Мандельштам

Примеры гипербол в английском языке

«It was so cold, I saw polar bears wearing hats and jackets” («Было так холодно: я видел белых медведей в шапках и куртках”);

«We’re so poor we don’t have two cents to rub together” («Мы так бедны, что у нас нет и двух центов, чтобы потереть вместе”);

«His brain is the size of a pea” («У него мозг размером с горошину”).

Для чего нужна гипербола

Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

Тропы

Гипербола считается тропом. Троп — это выразительный оборот речи, в котором автор использует слово/выражение в переносном значении либо сопоставляет предметы и явления, которые каким-то образом переплетаются между собой по смыслу.

Главные виды тропов, которые существуют в русском языке:

  • аллегория (иносказание, выражение абстрактных идей конкретными);
  • гипербола (явное преувеличение);
  • дисфемизм (замена одного слова другим, более вульгарным);
  • ирония (скрытая тонкая насмешка);
  • каламбур (шутка с игрой разных значений одного слова либо словами, схожими по звучанию);
  • литота (сильное преуменьшение либо двойное отрицание);
  • метафора (переносное значение, сравнение и перенос с одного предмета на другой);
  • метонимия (переименование одного слова другим; существует логическая связь замены);
  • оксюморон (постановка слов противоположного значения бок о бок, создавая парадокс);
  • олицетворение (одушевление, сравнение чего-то неодушевлённого с живым);
  • перифраз (иносказание);
  • сарказм (негативная ирония);
  • синекдоха (узкое понятие заменяется более широким или наоборот);
  • сравнение (сравниваются два предмета, часто присутствуют союзы «как», «будто» и другие);
  • эвфемизм (замена социально непристойных/неудобных слов на более мягкие);
  • эпитет (прилагательное, наречие, причастие или глагол, которые выразительно описывают что-то).

Смотрите подробнее про Метафору и Эпитет.

Литота и её значение

Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Авторы пользуются литотой так же часто, как и гиперболой.

«Единица — вздор, единица-ноль, голос единицы тоньше писка.» (В. Маяковский.)

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием сравнение в литературе и русском языке.

Гипербола в математике

Гипербола — это множество точек плоскости, для которых модуль разности расстояний от двух данных точек (F1 и F2 на рисунке, называемых фокусами гиперболы) — это величина постоянная и меньшая, чем расстояние между фокусами.

Гипербола

F1 и F2 — фокусы гиперболы.

Из определения гиперболы мы знаем, что модуль разности расстояний от фокусов гиперболы — это величина постоянная, это означает:

фокусы гиперболы

|MF1 − MF2| = константа; т. е. расстояние от (M до F1) минус (M до F2) всегда будет постоянной величиной (константой; постоянной; цифрой с определённым числовым значением).

Каноническое уравнение гиперболы

Каноническое уравнение гиперболы выглядит так:

Каноническое уравнение гиперболы

где a и b — длины полуосей (действительной и мнимой); т. е. a = расстояние от 0 до а и b = расстояние от 0 до b, как показано на этом рисунке:

Гипербола

Примечание: уравнение аналогично каноническому уравнению эллипса: x²/a² + y²/b² = 1, разница в сложении вместо вычитания.

Эксцентриситет гиперболы

Эксцентриситет (обычно обозначаемый буквой е) показывает, насколько гипербола является «некривой», т. е. чем он ближе к 1, тем более вытянут её прямоугольник в направлении оси (меньше углы, образуемые асимптотами) и тем больше эта гипербола будет «растягиваться» вдоль своей действительной оси.

Эксцентриситет гиперболы всегда больше 1.

Эксцентриситет гиперболы

(величина отрезка F1F2 = 2c; c = расстояние от нуля до F1 и, соответственно, от нуля до F2 )

M — точка на кривой;

F1— это фокус;

N — точка на директрисе (отрезок MN перпендикулярен директрисе).

Эксцентриситет (обозначамый буквой е) является соотношением MF1/MN и имеет формулу:

Эксцентриситет гиперболы формула

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Ярким примером служит
сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.
Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Интересно знать: Понятие синекдоха.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Из художественных произведений

Нередко писатели используют гиперболу. Примеры из литературы довольно разнообразны. Так, очень часто к этому приему обращался Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам».

Есенин при создании образа Руси использовал преувеличение: «Не видать конца и края, только синь сосет глаза».

Есть гиперболы в лирике Маяковского:

  • «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою».
  • Поэма «Облако в штанах» завершается очень интересным образом, основанном на приеме преувеличения: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Это помогает поэту выразить силу и мощь человеческой личности.
  • Нередко поэт преувеличивает и размеры человеческого тела, создавая емкий и острый сатирический образ: «Два аршина безлицевого розового теста, голова в Казбек, желудок в ров».

Можно привести несколько интересных примеров гиперболы в русском языке, когда преувеличение касается неодушевленных предметов: до небес баобабы, жало в километр.

Нередко для эффекта преувеличения поэт использует слова в переносном смысле: глыба, туша. Или же сочетания слов, которые по отдельности не обладают подобным свойством, но поставленные вместе создают гиперболизацию: очки-велосипеды, глаза два луга.

Пример гиперболы из литературы можно найти и в творчестве других писателей: «шаровары, шириной с Черное море» (Гоголь), «четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили» (Высоцкий).

Мы рассмотрели, что такое гипербола, и примеры ее употребления мастерами слова. Этот прием дает возможность делать речь писателей образной и более выразительной, привлечь внимание читателя к какому-либо свойству или особенности описываемого предмета или лица. Также именно намеренное преувеличение нередко помогало автору выразить свое отношение к происходящему.

Каждый человек хоть раз сталкивался с понятием гиперболы в литературе. Но не каждый знает, что обозначает этот термин.

Гипербола — это стилистический прием, который применяется в литературе

  • для преувеличения какого-либо действия,
  • для создания усиления производимого впечатления на читателей.

Данным стилистическим приемом пользуются многие современные писатели и авторы.

Что такое гипербола

В математике, гипербола — это незамкнутая кривая с двумя ветвями.

В качестве приема в публицистике, гипербола — это преувеличение (например, говорить тысячу раз). Противоположностью гиперболы является литота (мужичок с ноготок).

что такое гипербола

Гипербола это математическая функция y=К/х (при К не равном нулю)

В разговорной речи гипербола это специальное сильное преувеличение чего либо для акцентирования на этом внимания собеседника.

У слова гипербола

есть несколько значений, но происхождение его общее, от древнегреческого слова, которое означает — переходить, избыточность, чрезмерность, преувеличение:

  • Для математиков она определяет плоскую кривую второго порядка.
  • Для остальных людей, а особенно для тех кто связан с риторикой означает сильное преувеличение чего-либо.
  • Поскольку указан тэг quot;математикаquot;, отвечу на вопрос в этом ключе, несмотря на то, что имеются и другие значения. Итак, гипербола — это кривая, которая, как и любая линия, состоит из множества точек. Физический смысл этой кривой в том, что она получается при сечении объемного конуса плоскостью.

    Гипербола — это множество точек плоскости, модуль разности расстояний которых от двух точек, называемых фокусами, есть величина постоянная.

    Каноническое уравнение гиперболы в декартовых координатах

    x^2/a^2-y^2/b^2=1

    Слово гипербола имеет несколько значений. Первое значение — математическое. Согласно Эвклиду, гипербола это плоская кривая второго порядка, которая состоит из двух отдельных кривых, которые не пересекаются. Формула гиперболы У=К/х, при условии, что к не равно 0. Тоесть вершины гиперболы стремятся к нолю, но никогда не пересекаются с ним.

    Второе значение — литературное. Гипербола это стилистическая фигура намеренного преувеличения.

    Гипербола Математическая функция, которая строится на площади ХУ состоящая из 5 точек соединенных между собой и расположены на вертикальных четвертях ХУ. Формула y=K/x.

    Так же значение этого слова литературе- преувеличение чего-либо, или ударение этого на внимание собеседника.

    Давайте сразу определимся, что мы рассматриваем, гипербола с математической стороны или гипербола, как риторика. Давайте сначала рассмотрим с математической стороны:Линия состоящая из точек.Или как написано в одном источнике

    Так же как эллипс и парабола, гипербола является коническим сечением.

    А если рассмотрим со стороны риторики:Стилистическая фигура, для усиления выразительности.

    quot;Гиперболquot; — математический термин означает плоскую кривую второго порядка. Значение quot;гиперболаquot; в литературе — преувеличение, для придания фразе выразительности,акцентировать внимание. Например выражение: quot;море слезquot;.

  • Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение). «Все большие произведения. — писал А.Горький, — все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений». Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное в наблюдаемых явлениях, извлечь из них основной смысл, сгустить его силой воображения в художественный образ.

    Преувеличение — «ядро» типизации.

    Один из самых эффектных и эффективных приемов художественного преувеличения — гипербола в литературе. Она позволяет «представить непредставляемость», «соотнести несоотносимое», то есть наиболее остро и резко дать ту или иную деталь — в портрете, во внутреннем облике персонажа, в явлении объективного мира. Подчеркнем — объективного. Потому что, говоря о гиперболе, следует иметь в виду, что какой бы невероятной, какой бы фантастической она ни была, в основе ее всегда — жизненный материал, жизненное содержание.

    Художественная убедительность и многозначность гиперболы тем весомее, чем яснее представляет себе читатель конкретную сущность образа или ситуации.

    Так, один из главных персонажей гоголевского «Ревизора» Хлестаков сам о себе говорит, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». В обществе, основанном на всеобщем чинопочитании, на всеохватном лицемерии, ложь Хлестакова, при всей ее гиперболической несуразности («как прохожу через департамент, — просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист» и т.п.), принимается провинциальными чиновниками за чистую правду.

    Еще пример. В романе Маркеса «Осень патриарха» рассказ о «тысячелетнем» патриархе ведется от «мы», и этот прием использования коллективной точки зрения, многоголосия, дает почувствовать и представить себе атмосферу слухов и недомолвок о герое. О диктаторе с самого начала ничего не известно наверняка — и до конца книги. Каждое новое толкование его поступков раскрывает лишь какую-либо одну из сторон его облика, где на первый план выдвигается исключительность, несходство с обыкновенными людьми. И это придает всему стилю повествования определенную гиперболичность.

    Для создания гиперболического художественного образа используются различные виды тропов: сравнения, уподобления, метафоры, эпитеты и т.д. Функция их состоит в том, чтобы преувеличить предмет, наглядно раскрыть противоречие между содержанием и формой его, сделать изображение более впечатляющим, броским. К слову, ту же цель может преследовать и преуменьшение, литота, которую можно рассматривать как разновидность гиперболы, как гипербола в литературе «со знаком минус». В зависимости от социально-эстетической направленности произведения одно и то же событие может восприниматься как «гигантское» или же как «мелкое». В романе Д.Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» гипербола и литота соседствуют: в первой части книги современная писателю Англия показана как бы через уменьшительное стекло, во второй — через увеличительное. В стране лилипутов волы и овцы до того крохотны, что герой сотнями грузит их в свою лодку. Под стать этим размерам и все прочее, с чем сталкивается Гулливер в этой стране, вплоть до социального уклада и политических событий. Сатирическим преуменьшением Свифт дает читателю понять, что претензии островной, «лилипутской», в сущности, Англии на мировое господство (на роль «владычицы морей», на обширные колониальные владения и проч.), казавшиеся многим англичанам великими, грандиозными, если задуматься, ничтожны и даже смешны.

    Впечатляющ и другой гиперболический образ — из самого начала романа: герой приходит в себя после кораблекрушения и не может оторвать головы от земли — каждый волос его накручен на вбитый в землю «лилипутский» колышек. Здесь гипербола в литературе обретает символическое звучание, наводит на мысль о личности в неволе у множества ничтожных страстей и обстоятельств…

    Именно в сатирическом произведении гипербола чаще всего уместна и художественно оправданна. В.Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью этого приема выявляет внутреннее убожество одного из «любителей природы», браконьера Грохотало: «Рыбак Грохотало недвижной глыбой лежал за жарко нагоревшим костром. сотрясая берег храпом, как будто из утробы в горло, из горла в утробу перекатывалась якорная цепь качаемого волнами корабля». Здесь проступает авторская оценка персонажа с его ненасытно-агрессивным отношением к природе, персонажа, олицетворяющего бездушную серость. Однако гипербола в литературе, даже и «осмеивающая», может и не быть явно сатирической. Диапазон использования этого прима достаточно широк, охватывает и юмор, и иронию, и комизм.

    История гиперболы уходит в далекое прошлое — в фольклор, в народные сказки, щедрые на сатирические образы и комические ситуации. Однако примерно в то же время возник и совершенно другой вид гиперболы — весьма далекой от смеха. В былинах, легендах, героических сказаниях мы обнаруживаем ту, которую можно назвать идеализирующей. Так, в русском эпосе запечатлен исторический опыт народа, его героическая борьба против захватчиков и притеснителей. В образах былинных героев народ выразил свое понимание долга и чести, мужества и патриотизма, доброты и самоотверженности. Герои былин -богатыри — наделены идеальными человеческими качествами, как правило, преувеличенными, гиперболизированными. В обрисовке былинного богатыря в первую очередь подчеркивается его сверхъестественная физическая сила: «Кабы было во земли кольцо, / И было бы во неби кольцо, / Захватил бы эти кольца в одну руку, / Притянул бы небо к земле», — говорится в былине об Илье Муромце. Подобным образом гиперболизируются его вооружение, его поступки. На поле брани он орудует железной палицею-шалыгой «весу ровно сто пулов», луком и стрелами «в косу сажень», а то и попросту хватает за ноги подвернувшегося противника и крушит им «великую силушку» вражескую: вправо махнет — появляется во вражьем скопище «улица», влево — «переулочек». Конь же Ильи Муромца может в один скок одолеть многие версты, ибо летит он «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего»…

    Гиперболизируются — но уже сатирически — и образы противников былинных богатырей. Например, если Илья Муромец внешне ничем не отличается от окружающих, то его «супостат» Идолище — и ростом в «две сажени», и в плечах «косая сажень», и глазищи у него что «пивные чашищи», и нос что «локоть»… Благодаря этому контрастному внешнему сопоставлению победа богатыря выглядит особенно внушительной, заслуживающей народного прославления.

    Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

    К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

    В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

    Гипербола в литературе — это художественное преувеличение

    . Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

    В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

    Самые простые примеры

    Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» — это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.

    Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:

    • «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
    • «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
    • «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
    • «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
    • «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.

    Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.

    Использование в литературе

    Гиперболы в литературе

    очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.

    И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.

    Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в ? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.

    Совет!

    Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!

    Как реализуется художественное преувеличение

    Чтобы ясно понять, что такое гиперболы в литературе нужно знать способы реализации усиления, присущие тексту художественного произведения. Выразительность достигается писателем путем использования лексических гипербол, включающих слова «совершенно», «совсем», «все». Метафорический прием основан на образном сравнении. Фразеологические гиперболы в литературе представляют собой устойчивые выражения. Количественное усиление включает обозначение числа.

    Лексические гиперболы

    Выразительность создается в литературе путем использования определенных слов:

    совсем скверно, совершенно непонятный почерк, никуда не годится, всем людям известно.

    Метафорические гиперболы

    Образный перенос содержат такие словосочетания: весь мир – театр, лес рук, безграничный океан любви, обещать золотые горы.

    Фразеологические гиперболы

    Устойчивыми выражениями являются следующие преувеличения:

    козе понятно, побью как младенца, контракт дешевле бумаги, на которой он написан.

    Количественные гиперболы

    Численные преувеличения содержат такие выражения:

    тысяча дел на вечер, миллион раз предупреждал, гора папок с бумагами.

    Причина возникновения гиперболы

    Сложно представить, что потребность в чрезмерном преувеличении зародилась еще в древние времена. Суждения людей современного общества разительно отличаются от мировоззрения древних людей, которые имели совсем фантастические представления о мире. В те далекие времена люди не могли иметь четкого понятия, что такое вымысел и реальность. Древнейшие люди наделяли волшебной силой те явления, которые не подавались объяснению. Они испытывали страх перед такими явлениями. Вследствие чего стали проявляться

    • благодарность,
    • удивление,
    • преклонение,
    • преувеличение.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

    И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

    Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

    Гипербола — это красивое преувеличение

    Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

    Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

    Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже . Любой иностранец, если будет переводить дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

    Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

    НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
    ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
    ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
    РЕКИ КРОВИ
    ГОРЫ ТРУПОВ
    ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
    ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
    ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
    КУЧА ДЕНЕГ
    ПИР НА ВЕСЬ МИР
    МОРЕ СЛЕЗ
    НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
    ОКЕАН СТРАСТЕЙ
    ВЕСИТ СТО ПУДОВ
    ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
    ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

    Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

    Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

    Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

    А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

    И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

    Примеры гипербол в художественной литературе

    На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался , а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

    Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

    На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

    Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

    Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

    Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

    Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

    «Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

    Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

    Редкая птица долетит до середины Днепра.
    Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

    Или использует преувеличения в своих , вкладывая их в уста героев:

    В муку бы вас все стер! (Городничий)
    Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

    А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

    Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

    Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

    Вот еще примеры гипербол в литературе:

    1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
    2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
    3. Миллион терзаний (Грибоедов)
    4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
    5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
    6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

    Примеры гипербол в рекламе

    Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

    1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
    2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
    3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

    В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

    В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

    Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

    Вместо заключения

    Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

    Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

    Называется такой прием » «. Об этом подробно – в нашей следующей статье.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    посмотреть еще ролики можно перейдя на

    «);»>

    Вам может быть интересно

    Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен Что такое парадокс — просто о сложном (с примерами) Афоризмы — это сокровищница человеческой мудрости Диалектизмы — это слова с местным колоритом Что такое демагогия и как с ней бороться

    Значение слова ГИПЕРБОЛА в Литературной энциклопедии

    ГИПЕРБОЛА

    — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и

    538 романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов — Маяковский (см. » Стилистика) «.

    Литературная энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГИПЕРБОЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ГИПЕРБОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
      — (от греческого hyperbole — излишек, преувеличение) стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности …
    • ГИПЕРБОЛА в Словаре литературоведческих терминов:
      — (от греч. hyperbole — преувеличение, излишек) — вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого …
    • ГИПЕРБОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
      (от греч. hyperbole — преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови»). Ср. …
    • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      — риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, напр., в выражениях «кровь лилась ручьями», «пот катился градом». Намеренное уничижение …
    • ГИПЕРБОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
    • ГИПЕРБОЛА
      (от греческого hyperbole — преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови»). Сравни …
    • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словарике:
      I ы, ж. Стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении. Гиперболический — характеризую-щийся гиперболой, свойственный гиперболе. Гиперболизировать — преувеличивать. | Примеры …
    • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре:
      , -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще — преувеличение. II …
    • ГИПЕРБОЛА
      ГИП́ЕРБОЛА (от греч. hyperbol; — преувеличение), разновидность тропа, осн. на преувеличении («реки крови»). Ср. Литота …
    • ГИПЕРБОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ГИП́ЕРБОЛА (греч. hyperbol;), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Г. — множество точек М, разность расстояний …
    • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, например, в выражениях «кровь лилась ручьями», «пот катился градом». Намеренное уничижение …
    • ГИПЕРБОЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      гипе»рбола, гипе»рболы, гипе»рболы, гипе»рбол, гипе»рболе, гипе»рболам, гипе»рболу, гипе»рболы, гипе»рболой, гипе»рболою, гипе»рболами, гипе»рболе, …
    • ГИПЕРБОЛА в Словаре лингвистических терминов:
      Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал …
    • ГИПЕРБОЛА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -ы, ж. , лит. Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось …
    • ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    • ГИПЕРБОЛА в Новом словаре иностранных слов:
      1) (гр. hyperbole) стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр. : наметали стог выше тучи или вино лилось рекой …
    • ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русского языка:
      ‘литературный прием’ Syn: преувеличение, гиперболизация (кн.), утрирование (кн.) Ant: преуменьшение, …
    • ГИПЕРБОЛА в Словаре синонимов Абрамова:
      см. …
    • ГИПЕРБОЛА в словаре Синонимов русского языка:
      кривая, преувеличение, прием, …
    • ГИПЕРБОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      1. ж. 1) Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью …
    • ГИПЕРБОЛА в Словаре русского языка Лопатина:
      гип`ербола, …
    • ГИПЕРБОЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
      гипербола, …
    • ГИПЕРБОЛА в Орфографическом словаре:
      гип`ербола, …

    Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

    К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

    В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

    Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

    В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

    Гипербола в художественной литературе

    Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

    Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.”

    Часто использует гиперболы автор древнерусской повести Про князя Всеволода он пишет: «Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать», чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

    С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: «дорога, без меры в ширину, без конца в длину». «Редкая птица долетит до середины Днепра.» «И нет реки. равной ему в мире.»

    Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

    Гиперболы в монологах героев гоголевского”Ревизора»:

    • Осип – «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
    • Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
    • Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».

    Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

    «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

    Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

    • «В сто сорок солнц закат пылал…»
    • ” Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца”

    В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

    «Не видать конца и края

    Только синь сосёт глаза.»

    С. Есенин

    В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

    «Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,”

    «Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

    «Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

    Иногда при объяснении в любви:

    «Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

    Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

    Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

    Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

    Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

    Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

      Гипербола есть преувеличение. Встречаемся с ней, как в разговорной речи, так и в литературной.

      Гипербола призвана усиливать выразительность высказывания для того, чтобы показать е особую значимость.

      Сей прием весьма жаловал Маяковский.

      Приведем ещ один пример:

      Гипербола применяется для создания яркости текста и главным образом нужна для придания выразительности текста.Гипербола намеренно сильно преувеличивает идею или предмет,что это выглядит за почти за рамками реального.Гипербола должна применяться уместно и в тему.

      Гипербола (в литературе) — это некий литературный прием, смыслом которого является образное преувеличение того или иного действия в целом. К примеру: quot;Я говорил это уже тысячу и один разquot;, то есть чрезмерное преувеличение в этом предложении присутствует, так как нормальный человек не будет повторять какое либо слово или выражение тысячу раз.

      Гипербола стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчркивания сказанной.

      Гипербола — преувеличение в тексте. С помощью гиперболы автор усиливает необходимое впечатление, подчеркивает то, что прославляет или высмеивает.

      Я тебе сто раз говорил!

      Гипербола, в том числе и в литературе — это преувеличение какого-либо свойства или качества. К примеру в литературе используется есть такое выражение как темно, хоть глаза выколи. Это как раз и является гиперболой.

      Гипербола значит преувеличение. Так называется литературный прием, суть которого состоит в умышленном преувеличении качеств или свойств описываемого объекта или персонажа, чтобы усилить впечатление читателя. Например, знаменитое гоголевское quot;редкая птица долетит до середины Днепраquot; — гипербола. Понятно, что до середины Днепра долетит любая птица, но прием Гоголя подчеркивает величие и мощь реки.

      Я лично считаю, что применение гиперболы в литературе и особенно литературы для детей просто необходимо. Иначе скучно будет читать. А некоторые произведения просто бы не появились на свет. В многих произведениях это просто необходимо, чтобы подчеркнуть силу и масштаб действий.

      Гиперболой можно назвать преувеличение (если говорить просто). Писатели испозьзуют этот прием для большего выражения эмоции, для усиления впечатления.

      Пример гиперболы (преувеличения):

      Я же миллион раз говорил уже об этом!

      Очень часто можно встретить этот прием в народном творчестве (например, в былинах и сказках).

      Под таким понятием как quot;гиперболаquot; в литературе подразумевается преувеличение разного рода. Очень многие если сказать не все произведения содержать хоть какие-то преувеличения. Примером гиперболы может быть следующее:

      Собака была размером с огромную башню.

      Гипербола — это преувеличение. Например, Илья Муромец, сражаясь с врагами, побил все неприятельское войско. Один человек этого сделать не может. Значит, автор использовал гиперболу. Гипербола используется, чтобы заинтересовать читателя, усилить выразительность текста, для подчеркивания каких-то деталей.

    На вопрос приведите пожалуйста примеры гиперболы… заданный автором Sветлая лучший ответ это Ударил Змей Горыныч Ивана-царевича и вогнал по колено в сыру землю…

    Ответ от Ѐита Драгилева
    Гипербола (греч. hyperbole — избыток, преувеличение; от hyper — через, сверх и bole — бросок, метание) — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
    Язык, как явление, часто использует одни и те же слова для обозначения различных понятий. Термин «гипербола» был введён в научный обиход древнегреческим математиком Аполлонием Пергским. Но если в математике слово «гипербола» используют в его первоначальном греческом значении, то средневековый латинский вариант этого слова — hyperbole — с ХIII века стал использоваться для обозначения стилистического и риторического приема чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета, явления и т. д. , с целью усиления впечатления.
    В стилистике гипербола используется с целью усилить выразительность речи. У этого слова есть антоним — литота (см.) , то есть намеренное преуменьшение (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, дюймовочка). И есть синоним — преувеличение.
    Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский). Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М. Ю. Лермонтов). Или у Н. В. Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море» ; «Рот величиной в арку Главного штаба». Наибольшую роль гипербола приобретает в сатире. Гипербола может быть идеализирующей и уничтожающей.
    Гипербола проявлялась в человеческом мышлении и сознании с первобытного строя. Мышление первобытных людей, несомненно, сильно отличалось в своих особенностях от мышления людей цивилизованных.
    Важная особенность первобытнообщинного сознания заключалась также в том, что в нем еще не было расчлененности реально существующего и фантастического. Первобытные охотники не только высоко ценили в явлениях каждого рода наиболее полноценных и мощных его представителей — его родоначальников и управителей, и не только одушевляли их в своем воображении; они вместе с тем наивно и бессознательно преувеличивали их физические размеры, их силу, ум, хитрость, ловкость и т. п. Они мыслили, но принципу гиперболы, переходящей в фантастику. Это было неизбежным следствием зависимости первобытных людей от сил природы, непонимания ими закономерностей ее жизни, неспособности овладеть этими закономерностями и вытекающих из всего этого чувств страха, зависимости, беззащитности или же удивления, преклонения, благодарности.
    Тейлор приводит к этому утверждению несколко примеров. Так, он цитирует высказывание одного миссионера о взглядах североамериканских индейцев: «Они говорят… что все животные каждого вида имеют старшего брата, который служит как бы началом и корнем всех других особей; этот старший брат удивительно силен и велик. Старший брат бобров, говорили они мне, может быть величиной с нашу хижину». Или: «царем» змей, в воображении негров Юго-Западной Африки, «было громадное чудовище, превосходящее их всех величиной и считавшееся как бы прародителем их». Тейлор ссылается и на первобытные верования, отразившиеся и в стaринных русских сказках, согласно которым «на острове Буяне» «живет змея, старейшая из всех змей, вещий ворон — старший брат всех воронов. Птица, самая большая и старая из всех птиц, с железным клювом и медными когтями, и Пчелиная матка, старейшая из пчел» .

    Ответ от Алсу
    Преувеличение—«Раскроет рот шире Мексиканского залива»(Маяковский)
    «Он три тарелки съел»(Крылов»Демьянова уха»)

    Ответ от Irina ostrenko
    Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголль)
    В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
    Я видывал, как она косит —
    Что взмах — то готова копна (Некрасов)