7 колено

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.

В Священном Писании Ветхого Завета Бог обращается к еврейскому народу сразу же после того, как вывел его из Египта: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:2–6). И несколько далее повторяется подобное: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6–7).

Толкуя приведенные слова, святые отцы, прежде всего, обращают внимание на то, в каких отношениях с Богом находится человек. Так, преподобный Максим Исповедник замечает: проклятие ложится на человека только в том случае, если он повторяет грехи своих родителей.

Бог не наказывает человека за проступки и прегрешения его предков, но каждый несет ответственность исключительно за личные грехи. Святой пророк Иезекииль пишет: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20).

Следовательно, у каждого человека, несмотря на его «генетический багаж», пусть даже он будет потомком самых отъявленных грешников в мире, есть возможность обратиться к Творцу и достичь спасения. Бог смотрит не на наше генеалогическое древо, а на наше сердце, насколько оно расположено к Нему. И только то, что Господь найдет внутри нас, определит нашу участь: подпадем мы под благословение или, увы, под проклятие.

«Дерево без корней – это безжизненное бревно». Точно так же казахи говорили и о людях, не знающих своих предков. Каждый кочевник был обязан помнить имена дедов и прадедов до седьмого колена. Такая генеалогическая родословная называется «шежире».

Древнюю традицию стараются соблюдать и по сей день. Память о предках – это не просто дань уважения к ним и повод гордиться достижениями канувших в лету родственников, а в первую очередь, забота о своем народе. Родственники вплоть до седьмого колена у казахов считались близкими и несли коллективную ответственность друг за друга. К примеру, бай был обязан обеспечить приданым девушку из бедной семьи, а также калымом неимущего сородича. Один человек мог как прославить весь свой род, так и опозорить его. Каждый был готов, не задумываясь, пожертвовать жизнью за родичей. У каждого рода был свой «ұран» (боевой клич) и «тамга» (родовой фамильный знак, печать).

Семь дедов: зачем казахи учили имена своих предков?

А еще обычай знать своих предков помогал заботиться о здоровье всей нации. Недаром казахи запрещали молодым парням жениться на девушках из своего рода. Родители предусмотрительно сватали своим сыновьям только тех невест, с которыми не было общих родственников вплоть до седьмого колена. Это уберегало супругов от кровосмешения, а их детей от тяжелых генетических заболеваний.

Семь дедов: зачем казахи учили имена своих предков?

Когда у казахов появился обычай составлять шежире – сказать сложно. Однако известно, что один из правителей казахского ханства Есим хан издал на рубеже XVI и XVII веков такой указ:

«Если казахи, являясь родственниками друг другу, будут вступать в брак, то они приговариваются к смертной казни».

Тем самым он внес лепту в сохранение чистокровности казахского народа. Эта норма, запрещающая браки до седьмого колена по мужской линии, была закреплена в кодексах «Есима исконный путь» и «Жеты Жаргы». Однако данный запрет игнорировался казахскими чингизидами – торе. По всей видимости, они не хотели «мешать» кровь с простолюдинами и выдавали своих дочерей замуж за близких родственников. Между тем, беспристрастные генетики утверждают, что держать дистанцию в таких случаях – более чем благоразумно.

О суровости действовавшего запрета рассказывает поэма «Калкаман и Мамыр», написанная Шакаримом Кудайбердыевым (кстати, он приходится родным племянником знаменитому Абаю Кунанбаеву). Поэма основана на народной легенде о любви батыра по имени Калкаман и девушке Мамыр. Они любят друг друга, но быть вместе им запрещено: оба из рода тобыкты и приходятся друг другу троюродными родственниками. Молодые решают бежать, но об этом узнаёт брат Мамыр. Он в гневе убивает её выстрелом из лука. А судьбу Калкамана решил совет аксакалов. Батыру устроили испытание, предложив проскакать на лошади перед братом Мамыр, в то время как тот будет стрелять из лука. В итоге ни одна стрела не задела Каркамана и он в одиночестве покинул родные места.

Семь дедов: зачем казахи учили имена своих предков?

После присоединения Казахстана к Российской империи законы «Жеты жаргы» утратили свою силу. Ислам к этому вопросу тоже подходит лояльно: бракосочетание с близкими родственниками, например, с двоюродной сестрой или двоюродным братом, по исламу разрешается, хоть и не рекомендуется. В современном законодательстве также нет запрета брака до седьмого колена, но есть запрет между родными братьями и сёстрами.

Семь дедов: зачем казахи учили имена своих предков?

И все же несмотря на то, что смертельной опасности в любви между родственниками сегодня нет, родители стараются привить детям знания об их предках. Недаром появились такие пословицы как «Жеті атасын білмеген жетесіз» (кто не знает своих предков, тот является неучем), и «Жеті атасын, білген ұл жеті жұрттың қамын жер» (кто знает имена своих предков, тот уважает свой народ).

Названия поколений:

Әке – отец
Ата – дед
Арғы ата – прадед
Баба – прапрадед
Түп ата – прапрапрадед
Тек ата – прапрапрапрадед

Бала – сын, ребенок
Немере – внук по линии сына
Шөбере – правнук
Шөпшек – праправнук
Немене – прапраправнук
Жекжат – прапрапраправнук
Жұрағат – прапрапрапраправнук

Семь дедов: зачем казахи учили имена своих предков?

Семь дедов: зачем казахи учили имена своих предков?

При знакомстве в Казахстане и сегодня часто можно услышать вопрос: «Сенің руын қандай?» (из какого ты рода?). Если девушка оказывается близкой родственницей, то в качестве будущей спутницы жизни она уже не рассматривается. А в социальных сетях нередко устраивается перекличка, своеобразная неофициальная перепись местного населения. Согласно этим данным, наиболее многочисленным казахским родом является аргын, представляющий Средний жуз – 509 тысяч человек. На втором месте еще один род Среднего жуза – найман (395 тысяч человек). Третье место с 334 тысячами человек занял род дулат из Старшего жуза. Наиболее многочисленными родами Младшего жуза, согласно неофициальной переписи, являются шомекей (100 тысяч), адай (90 тысяч) и табын – 80 тысяч человек.