7 печатей

Фильм «Апокалипсис» – творение известного голливудского актёра и режиссёра Мэла Гибсона («Человек без лица», «Храброе сердце», «Страсти Христовы»), созданное по его собственному сценарию и вышедшее в прокат в 2006 г. Картина представляет собой историческую драму о жизни цивилизации майя до вторжения испанских конкистадоров. Реалистичность событий подчёркивается красивыми пейзажами и оригинально подобранным составом непрофессиональных актёров со специфической центрально-американской внешностью. В 2007 году «Апокалипсис» был удостоен премии «Оскар» в трёх номинациях, а также премий «Золотой глобус» и «БАФТА» как лучший фильм на иностранном языке.

Фильм «Апокалипсис» окупился в прокате, заработав более 120 миллионов долларов. Бюджет картины при этом составил 40 миллионов долларов.

В целом, фильм»Апокалипсис» получил положительные отзывы критиков. Однако, он был негативно воспринят учеными-майянистами и археологами.

Оператор Дин Семлер, работавший над картиной, в 2017 году принял участие в съемках фильма «Сэнди Уэкслер».

Сюжет

Затерявшаяся в джунглях деревушка, в которой живёт небольшая община индейцев, подвергается нападению врага, посланного жрецами майя. Разрушены хижины, захвачены в плен местные жители, среди которых сын вождя, молодой юноша по имени Лапа Ягуара. Пытаясь защитить своё селение, он успевает спрятать своего маленького сына и беременную жену в глубокую яму. Однако его участь, как и других пленников предрешена – мужчин принесут в жертву богу-солнцу, а женщин продадут в рабство.

Лапа Ягуара не собирается мириться со своей судьбой, ведь он обещал жене и сыну, что вернётся за ними, освободит их.

Это мой лес! Мой отец жил здесь, я живу здесь и мои дети будут жить здесь.

И Боги услышали его: во время ритуального жертвоприношения на вершине пирамиды, когда нож судьбы уже занесён над ним, начинается солнечное затмение, которое жрецы трактуют положительно и пленникам дают небольшую отсрочку. Им предлагает стать участником жестокой забавы, во время которой они парами бегут через поля к зарослям, а в спину им летят копья и стрелы. Добравшимся невредимыми до конца поля разрешают скрыться в джунглях. Пересилив жуткий страх и пытаясь вырваться из лап неминуемой гибели, Лапа Ягуара совершает отчаянный рывок и спасается. Он серьёзно ранен и его преследует погоня, жаждущая возмездия за убийство главаря. Удастся ли ему спасти самое дорогое в жизни, и, какая судьба ждёт его семью?

Главный исполнитель роли Лапы Ягуара, Руди Янгблад, является дебютантом в кинематографе, как и остальные актёры «Апокалипсиса». Ради съёмок Руди выучил один из языков майя – юкатек, на котором говорят герои фильма. Благодаря прекрасной атлетической подготовке, он блестяще справился со сценами погони и сам исполнил большую часть трюков.

Картина Мэла Гибсона эффектом присутствия и своей натуралистичностью. Он изобилует яркими динамичными сценами и держит в напряжении до самого финала. Но «Апокалипсис» трудно причислить к развлекательному кино. Жестокие сцены и эмоциональный накал – приёмы, с помощью которых автор хотел донести до зрителя главную идею – многие из проблем человечества – коррупция, порча природных ресурсов – актуальны во все времена.

  • Перед съёмками фильма Мел Гибсон и соавтор сценария Фарад Сафиния несколько месяцев подробно изучали тексты майя, в том числе и самый известный из них «Пополь-Вух».
  • Перевод оригинального названия «Apocalypto» не совсем корректен. Это слово имеет греческие корни и означает «показывать себя» или «обнаруживать истину».
  • После выхода в прокат картины, учёный обвинили Мэла Гибсона в том, что общество майя он представил зрителю слишком кровожадным и жестоким. А представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан о дискриминации и очернении культуры майя.

ИЕРИХОНСКИЕ ТРУБЫ

Тот, кто держит путь из Иерусалима на восток, после тяжелого горного перехода попадает в долину Иордана, туда, где река впадает в Мертвое море. Приблизительно в двух часах пути к западу от Иордана лежит бедная деревня Риха (Эр-Риху) с греческим монастырем и развалинами башни, воздвигнутой крестоносцами.

Близ этой деревни расположен оазис. Когда-то в древности он напоминал пышно разросшийся в тропическом климате долины сад с многочисленными пальмами и благоухающими кустами. Там, у одного из источников, раскинулся «город пальм» — Иерихон.

Если идти к городу с востока, надо перейти Иордан, который протекает близ Иерихона.

Об этом говорится в Ветхом завете, в 4-й главе книги Иисуса Навина, где описывается чудо, сотворенное богом, который во время бегства израильтян из Египта заставил отступить воды Иордана: «Ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его…»

Потом свершилось второе чудо перед Иерихоном. Иерихон был крепостью, загораживавшей вход в Северную Палестину. Чтобы добраться в Палестину и осесть там, надо было взять Иерихон.

Как удалось взять этот могущественный город, рассказывает 6-я глава книги Иисуса Навина. Иерихон с его мощными стенами нельзя было взять силой оружия. Здесь могло помочь только чудо — священные трубы, от звука которых обрушились стены города, и «ковчег господний», который в течение семи дней носили вокруг Иерихона, пока город не попал в руки детей Израиля.

В тысячелетней истории войн и разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона, хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей.

Уже только из-за своих оборонительных стен Иерихон представляет интересный объект для археологических исследований.

В 1907 и 1909 годах профессор Эрнст Зеллин вместе с группой немецких археологов и архитекторов раскапывал у Аин-эс-Султана развалины Иерихона. Само собой разумеется, что главное внимание было направлено на тщательное исследование таинственных стен. Архитекторы измерили эти удивительные городские стены и стали искать те слабые места кладки, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены приблизительно 1,5 метра, внутренней даже 3,5 метра. Расстояние между этими циклопическими стенами примерно от 3 до 4 метров.

Неужели же такие стены могли упасть?

И всего только от трубных звуков, заклинаний при помощи «ковчега господня» и магического числа семь?

Даже самая богобоязненная душа не сможет подавить в себе известные сомнения по поводу такого вмешательства бога в военные действия. Уж тем более не верили в это археологи, которые принялись за методические исследования с рулеткой в руках и с профессиональным скепсисом в душе.

Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали на самом деле. Это подтверждали огромные трещины и обвал больших частей внешних стен наружу, а внутренних — внутрь.

Значит, все-таки чудо!

При этом не имеет большого значения, разрушило ли стены гигантское землетрясение

Карта раскопок Иерихона в районе Аин-эс-Султан. Пунктиром обозначены раскопки, ведущиеся с 1930 года.

в долине Иордана у Мертвого моря, как считают современные архитекторы.

Но когда?

Когда же произошло это землетрясение?

Решением этого вопроса интересовались не только знатоки библейской хронологии, но также геологи, историки и, конечно, археологи. И здесь надо прямо сказать, что мнения по этому важному вопросу расходятся.

Одни ученые считают, что речь должна идти о сильных сотрясениях земли в XV веке до н. э., другие же убеждены, что это случилось в XIII или XII веке до н. э., то есть как раз в то время, когда, согласно Библии, дети Израиля перешли через Иордан и увидели, как разрушались стены Иерихона.

С тех пор очень многие пытались объяснить, что представляли из себя стены Иерихона. Библейская легенда известна. Именно она и побудила английских, американских, австрийских и немецких ученых вступить в спор о том, могли ли эти стены упасть именно в тот момент, когда дети Израиля переходили Иордан. Зеллин и Ватцингер решительно отвергли предлагаемую ранее датировку этого события, выдвинув новые соображения, отвечавшие в какой-то степени потребностям теологии.

Между тем нам представляется, что не так уж важно, упали ли стены Иерихона на сто либо даже на двести лет раньше или на сто лет позже. Так или иначе, но Иерихон попал в руки детей Израиля благодаря измене. А поскольку в этом нетрудно увидеть «божественное предначертание», то нельзя обвинять хрониста в том, что он приписал его действию и таинственное землетрясение, которое, конечно, еще более выразительно передает волю бога, чем простая измена.

Библия вовсе не отрицает, что измена могла иметь здесь место. Более того, в ней подробно описывается, как господь пощадил предательницу блудницу Рахав и ее семью, тогда как все жители Иерихона вместе со своим скотом были уничтожены: «мужчины и женщины, молодые и старые, овцы и ослы». Чудо в Иерихоне бледнеет таким образом перед теми методами завоеваний, которые велись в древности.

Немцы покинули холм Иерихона (высотой 30 метров), состоящий из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Они знали из Библии, что Иерихон был позднее вновь восстановлен и что Хиль из Бет-Эля замуровал в качестве жертвы в стены новой постройки двух своих сыновей — самого старшего и самого младшего. Потом холм над бывшим «городом пальм» снова погрузился в ленивый сон.

В 1918 году его внезапно разбудили. На английском фронте у Иерихона случайная турецкая граната, разорвавшись на холме, обнажила надпись. Воспользовавшись этим, после окончания первой мировой войны доминиканцы из Библейской школы в Иерусалиме раскопали здесь израильскую синагогу.

С интересом раскрыли доминиканцы сохранившийся, хотя и в сильно поврежденном виде, мозаичный пол древней синагоги. В центре мозаик находился круг, в котором были изображены животные, пророк Даниил во рву со львами и другие сюжеты из библейской мифологии.

По обе стороны от средних дверей на мозаичном полу изображены два огромных животных. Обращенные головами к входу, они как бы сторожили древнюю израильскую святыню. Это были знаменательные фигуры — лев и бык. Никакими словами нельзя было бы яснее выразить ту связь, какая существует между этими изображениями и древнейшими культурами Месопотамии. Через два-три тысячелетия после львов и быков Ассиро-Вавилонии символический образ луны появляется в мозаике синагоги Иерихона. И это почти через два тысячелетия после ритуальных плясок вокруг золотого тельца: ведь синагога была построена в VI веке н. э.

Обезглавленные скелеты

В 1929—1930 годах англичанин Джон Герстенг вновь занялся раскопками Иерихона. Продолжались они в течение многих лет. В 1935—1936 годах Герстенг натолкнулся на самые нижние слои населения каменного века. Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия до н. э., когда еще не знали глиняной посуды — горшков, чаш и кувшинов. Но люди этого времени уже вели оседлый образ жизни, они жили сначала в круглых, а потом и в прямоугольных домах.

Глиняные полы в домах были тщательно выровнены. Иногда их красили и полировали. Стены уже выкладывали из кирпича и утрамбованной земли. В одном из этих доисторических слоев Иерихона обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это был храм — примитивный предшественник будущего святилища. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не нашли предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных — лошадей, коров, овец, коз, свиней и пластические модели мужских половых органов.

Нет никаких сомнений в том, что древнейшее население Иерихона, которое не пользовалось глиняной посудой, уже умело лепить из глины фигурки животных и другие изображения. Можно вполне реально себе представить, как одному из создателей такой скульптуры в один прекрасный день пришла в голову мысль слепить из того же материала чашу или горшок для еды и питья.

В одном из доисторических слоев Иерихона были найдены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их использовалась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще весьма примитивными и плоскостными: ведь объемному пластическому искусству предшествовали в течение многих веков наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Найденные фигуры показывают, какой большой интерес проявлял доисторический человек из Иерихона к чуду зарождения жизни и созданию семьи: это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека. Понятно, что эти впечатления он перенес потом на представления о богах и их семьях.

После окончания второй мировой войны англичане снова в течение нескольких лет вели раскопки в Иерихоне. В 1953 году Катли Кэньон руководила экспедицией, с деятельностью которой связаны дальнейшие открытия в этом «древнейшем городе мира». Для участия в раскопках, становящихся все более и более интересными, англичане пригласили немецких антропологов, работавших там несколько лет. Ученые выяснили, что люди, жившие в Иерихоне приблизительно 8—10 тысячелетий назад, вели в этом райском краю полную опасностей исключительно тяжелую жизнь, и средний возраст их не превышал 20 лет.

Правда, этот средний возраст объясняется высокой детской смертностью. Но и взрослому человеку, который избежал тысячи опасностей в детском возрасте, также угрожала ранняя смерть. Только немногие из них доживали до 40—45 лет. Людей старше в Иерихоне, очевидно, вообще не было.

У этих людей были полностью изношены зубы — следствие грубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах. Люди уже не способны были пережевывать пищу и, очевидно, медленно шли навстречу смерти. При этом бросается в глаза, что в древнейших могилах Иерихона за 6500 лет до н. э. большей частью находили скелеты без головы. Черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно.

Культовое отрубание головы и охота за головами известны во многих частях света и встречаются вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, археологи стояли, по-видимому, у источника этого культа.

Почему восемь — десять тысяч лет назад у трупов отделяли головы и хоронили их отдельно? Этот вопрос очень интересен, и не следует проходить мимо него.

Делали ли это опять-таки потому, что подражали происходящему на небесах?

Не потому ли, что и луна постепенно изо дня в день убывает, до тех пор, пока вся ее «голова», все «лицо» полностью не исчезнет?

Явления обезглавленной и ущербной луны наблюдаются на земле так часто, что трудно отрицать возможность появления подобных мыслей.

Почему же возникло это подражание?

Почему понадобилось отрезать мертвым людям головы, как отрезают «голову» луне на небесах?

Какую цель преследовало это подражание?

Все дело в том, что отрезанная «голова» луны возрождается вновь. Из месяца в месяц луна начинает свою новую жизнь. Почему же не должна вечно повторяться жизнь человека?

Почему же человек не должен воскреснуть так же, как воскресает луна?

Могли ли древнейшие жители Иерихона 6500 лет до н. э., будучи мыслящими существами, вынести свою короткую жизнь, если бы у них не было этой надежды?

Были ли это Содом или Гоморра?

Недалеко от Иерихона, в восточной части долины Иордана, у загадочного холма щебня, который местные жители называли «Телль-эйлат-Хассул», начиная с 1930 года по поручению Папского библейского института вела работы группа известных археологов.

Первые же раскопы показали, что на этом месте погребен древнейший город, который был, по-видимому, старше Иерихона.

Здесь были обнаружены сосуды, украшенные рельефными изображениями женских грудей или змей. Змеи, казалось, пили из сосудов.

В наиболее глубоко расположенных слоях, которым, наверное, не менее шести тысяч лет, на гладкой выбеленной стене сияла огромная звезда с восемью чередующимися красными и черными лучами. Это, видимо, и была та самая звезда, которая уже сияла на пороге исторического времени в шумерской Месопотамии, и была знаком богини Инанны — Иштар или олицетворяла божество вообще. Звезда в Хассуле являлась центром большой композиции, которая, к сожалению, почти не сохранилась. Вокруг нее, очевидно, был изображен какой-то орнамент из переплетенных змеиных тел и глаз.

И опять исследователей волновал вопрос о времени этих находок. Археологи тщательно сравнивали отполированные кремневые топоры и многочисленные черепки с материалами ранней сирийской культуры из Телль-Халафа и египетской культуры IV тысячелетия до н. э. Потом они присвоили культурному слою Хассула с его восьмилучевой звездой наименование «хассулского» и определили его возраст приблизительно V или VI тысячелетием до н. э.

Когда арабские рабочие откопали обломки керамики, на которых виднелись процарапанные знаки, ученые заволновались. Сразу же появились лингвисты, которые набросились на заинтересовавшие их своеобразные надписи. Затем стали допрашивать арабов до тех пор, пока они, совершенно растерявшись, не признались, что сами нацарапали эти знаки на найденных черепках, чтобы получить особенно большой бакшиш. Археологи должны учитывать и такие случайности. Но тем точнее они смогли потом установить, что Хассул находился на очень высоком уровне культуры, когда в начале бронзового века он был уничтожен огромным пожаром. Этот пожар возник примерно в XX веке до н. э. и буквально превратил весь город в пепел, прекратив тем самым историю Хассула, города, настоящее имя которого пока еще не определено. Со времени пожара на этом месте никто больше не жил. Прошедшие с тех пор четыре тысячелетия сровняли остатки большого города с землей.

Был ли это Содом? Была ли это Гоморра?

Этого никто не знает. Известно только, что в долине Иордана не было никакого другого более значительного города, о котором сохранилось бы историческое предание. Поэтому остается лишь прочитать библейскую легенду о Содоме и Гоморре: «Солнце взошло над землею… И пролил Господь дождем серу и огонь… на Содом и Гоморру… и ниспроверг города сии… и (все) произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом» (I кн. Моисея, 19, 23—26) .

Такие соляные столбы еще и сегодня можно увидеть у Мертвого моря, у «моря Лота».