А ларчик просто открывался басня

Басня Ивана Крылова «Ларчик»

Каждая басня Ивана Андреевича Крылова не просто остроумное произведение, поражающее лаконичной формой и особенным литературным языком, но и очевидный морализаторский посыл, который учит, воспитывает, обличает, наставляет или предупреждает. К тому же это кладезь крылатых выражений, которые поражают своей точностью и образностью. Представленная басня также породила очень популярную словоформу – «а ларчик просто открывался», которая обозначает лишние и нецелесообразные действия.

Исторические факты

Почти все басни Крылова, прежде чем оказаться на страницах уважаемых печатных изданий, проходили проверку слушателями – баснописец читал её друзьям. «Ларчик» также не стал исключением. Впервые произведение было прочитано в мае 1807 года в гостях у князя Шаховского, а спустя год с текстом этой забавной истории смогли ознакомиться остальные любители русской поэзии – басня была опубликована в одном из номеров журнала «Драматический вестник».

Сюжет басни

Главными героями басни выступают Механик и Ларчик, то есть лицо одушевлённое и неодушевлённый предмет. Подобного типа герои встречаются в крыловских баснях достаточно редко. Под ларцом подразумевается шкатулка со сложным замком, который отрыть можно только, если знаешь секрет. То есть это такая замудрённая шкатулка с секретным замком.

И вот, однажды, «кому-то» принесли от мастера красивый ларец. Красоты эта шкатулка была такой, что каждый гость непременно восхищался и заинтересовывался этой чудесной вещью. Случилось заприметить этот ларец Механику, который сразу определил «на глаз», что ларец этот с секретом (ведь на нём нет замка), но он, как настоящий мастер, сможет отпереть красивую шкатулку, справившись с потайным засовом.

И вот стал Механик и так, и так корпеть над ларцом. Однако, сколько бы не старался, открыть его не смог. Уже и толпа зевак собралась за его спиной, чтобы посмотреть, как справиться наш герой с этим делом. Устав, Механик отступил от ларца. Но как оказалось, никакого секрета в шкатулке не было – открывался ларчик просто.

Мораль сказки

По месторасположению столбика морализаторского характера, все басни Крылова можно разделить на два типа: басни с моралью в начале, то есть с моралью-эпиграфом, и басни, где мораль озвучена в конце – с моралью-эпилогом. Наша басня относится к первому типу. Автор готовит нас с первых строчек к финалу этой истории.

Крылов предупреждает, что нередко мы думаем слишком сложно об определённых вещах, в то время как всё на самом деле гораздо проще. Не придумывайте себе проблем, там, где их нет – вот как могла бы звучать мораль этой басни на современном языке.

Также можно увидеть в этой басне и другой подтекст – порою мы искусственно наделяем мудростью то, что на деле оказывается простым и понятным.

И ещё один смысл был предложен педагогом В. Водовозовым, который считает, что здесь иллюстрируется русская пословица «догадка лучше разума». Чрезмерное мудрование только запутывает дело. Механик, как человек не глупый, скорее всего, имеет знания отвлечённые от практики, а посему его умения оказываются пустыми и бесполезными.

В басне можно разглядеть и бахвальство. Ведь Механика никто не просил открывать Ларчик, напротив, он сам вызвался это сделать, желая продемонстрировать свои знания в механике. Но эта показная бравада была обречена на неудачу, и Механика ждали насмешки публики.

Сколько скрытых подтекстов и смыслов в столь лаконичном по форме произведении?! Это и есть феномен мастера русского слова, баснописца Крылова, который и спустя почти 200 лет, вызывает восхищение и признательность.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Ларчик» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этого произведения.

Творчество Крылова соприкасается не только с баснями Эзопа, но и с русским фольклором. Если читать басню «Ларчик” Крылова Ивана Андреевича внимательно, можно рассмотреть в ней элементы бытовых сказок.

Басня была создана в мае 1807 г. Впервые ее напечатали в журнале «Драматический вестник”. Главным героем является Механик. Это не просто опытный мастер, а «механики мудрец”. Любимец публики, привыкший к успеху, он уверен в том, что без труда справится с Ларцом. Это гротескный персонаж, напоминающий сказочных придворных мудрецов. В отличие от сказок, в которых всегда появляется человек из народа и побеждает высокомерного вельможу, текст басни Крылова «Ларчик” заканчивается на самом интересном месте. Баснописец утверждает, что «ларчик просто открывался”. Не стоит чересчур усложнять поставленную перед собой задачу. Чаще всего ответ на любой вопрос лежит на поверхности.

Также мораль этого произведения, которое проходят на уроке литературы в 5 классе, может заключаться в том, что ни одна проблема не имеет универсального решения. К каждому делу нужен свой подход. Если подойти к проблеме с уже готовым решением, успеха не будет. Скачать эту басню полностью или учить ее онлайн можно на нашем сайте.

Сочинение на тему: Крылов «Ларчик»

В своем произведении Иван Андреевич Крылов рассказывает о том, что иногда бывает слишком большой ум создает такие же большие проблемы. Одному такому механику принесли ларец, и этот механик начал искать секрет его открытия. Кроме того, этот механик еще был и хвастун. Он решил похвастаться своим мастерством перед людьми.
«»Ларец с секретом,
Так, он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»
В механике и я чего-нибудь да стою».
Присутствующие люди по всей видимости уже знали «секрет» этого ларца. Об этом говорит автор. То что над «горе мудрецом» просто смеялись: «Не тут, не так, не там! Механик пуще рвется.» Несчастный искал различные секреты в ларце, нажимал на гвоздики и скобки:
«Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает»
И приходил чуть ли не в отчаяние от безуспешных попыток открыть ларец. А в конце – концов оказалось очень простое решение: » А Ларчик просто открывался».

Ларчик как выяснилось был без секрета и замка. И так, чему учит эта басня? А учит она тому, чтобы не слишком умничать, для начала попробовать простое решение, а затем уж размышлять о более сложных вещах. Основной смысл этой басни направлен к тем, кто слишком мудрит над баснями самого Крылова. Все басни Крылова имеют своей целью обличать пороки, такие как кичливость, жадность, самовлюбленность. Ларчик раскрывается очень просто – увидеть свои недостатки в этих баснях. Тем кто не видит эти пороки не зря приписываются различные образы, в данном случае это механик, человек наделенный умом оказался в дурацком положении. Так и те кто задумываются над смыслом простых вещей, ища сложности там где их нет, тоже окажутся в посмеянии. В своем творчестве не зря Иван Андреевич использует различные образы, то ослов, мартышек, лис, символизируя этим различные пороки людей. В данном случае это заумные мудрецы, ищущие смысл того что итак очевидно, но итог его деятельности выражался в другой басне: «А Васька слушает и ест»…ЛАРЧИК
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.
читает А.Папанов
Анато́лий Дми́триевич Папа́нов (30 октября 1922, Вязьма — 5 августа 1987, Москва) — советский актёр театра и кино]. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).
Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ] ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».