А ты улыбайся куприн

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Институт развития образования Республики Татарстан

Бугульминский центр повышения квалификации

работников образования ИРО РТ

До боли в сердце жалко мне детей, страдающих недугом

Методическая разработка урока внеклассного чтения

в форме заседания творческих микрогрупп

по рассказу «Женя Касаткин»

с презентационной программой

Выполнена учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Зелено-Рощинской общеобразовательной средней

щколы Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Мутагировой Ириной Федоровной

в рамках курсов повышения квалификации

учителей русского языка и литературы

с 26 февраля по 1 марта

Бугульма, 2008 год

Цель урока: Знакомство с творчеством писателя

и его рассказом «Женя Касаткин».

Задачи:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством ;

2) формировать понятия «милосердие», «жалость», «сочувствие», «сострадание», «альтруист»;

3) формировать умение анализировать художественный текст;

4) воспитывать чувство сочувствия и сострадания.

Оборудование: Портрет писателя ,

текст рассказа «Женя Касаткин»,

презентация к уроку.

(слайд 1)

Учитель:

Доброе утро всем присутствующим в нашем классе: и вам, дорогие ребята, и Вам, уважаемые коллеги. Я желаю всем добра, а главное, как говорит ведущий телевизионной программы Геннадий Петрович Малахов: «Доброго нам всем здоровьечка».

Да, от здоровья зависит жизнь человека. А жизнь, как свеча, может долго гореть, а может сразу погаснуть. Мы зажигаем свечу и надеемся, что она будет гореть до конца, но как бывает обидно, когда она гаснет преждевременно.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что, к сожалению, жизнь бывает порой жестока к людям, что мы иногда оказываемся в трагических ситуациях, изменить которые невозможно.

Итак, тема урока:

«До боли в сердце жалко мне детей, страдающих недугом»

(слайд 2)

по рассказу Владимира Николаевича Крупина «Женя Касаткин». Наш урок пройдет в форме заседания творческих микрогрупп.

Ребята, ответьте на вопрос: вы написали хорошее сочинение, его учитель зачитывает в классе перед всеми учащимися, но не называет вашего имени, вам будет обидно?

Учащиеся: Конечно, обидно.

Учитель: Поэтому было бы несправедливо говорить о рассказе» Женя Касаткин», ничего не сказав о его авторе.

К сегодняшнему уроку вы все выполняли те задания, которые выбрали сами, которые вам понравились. Как знать, может быть, выполнение этих заданий подтолкнет вас к выбору вашего взрослого жизненного пути.

Итак, я предоставляю слово творческой микрогруппе «Биографов». Ирина и Айгуль сегодня должны нас познакомить с жизнью и творчеством Владимира Николаевича Крупина.

Ирина Дятлова: Я хочу сказать, что при выполнении задания мы ходили в сельскую библиотеку, что-то брали в нашей школьной библиотеке, и будем рассказывать о том, что нам запомнилось и что нас удивило.

(слайд 3)

Айгуль Ахметова: Владимир Николаевич Крупин родился в деревне Кильмезь Кировской области в 1941 году, и его детство легло на голодный конец войны, на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои собственные силы, пробивался он к образованию и высокой культуре. Мне кажется, у него интересными рассказы получаются потому, что он сам шел сложным жизненным путем. Он работал и слесарем, и грузчиком, служил в армии. Окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской. Работал учителем в школе, журналистом на телевидении, редактором журнала «Москва». Он преподавал в духовной академии. Написал он более 30 книг.

(слайд 4)

Ирина: Первое произведение писателя «Зерна» появилось в печати в 1974 году. В 2005 году вышла книга «Освящение престола: будни сельского храма». Писатель и сегодня продолжает работать над многими произведениями. Произведения Владимира Николаевича Крупина притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни.

(слайд 5)

Айгуль: Владимир Николаевич писал о писателях своего поколения: «…мы шли по трем направлениям: 1) поклон всем предкам, 2) воспоминания детства и юности, 3) осмысление современности».

Меня и Ирину удивило то, что он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев он оценивает с точки зрения соблюдения ими заповедей Божьих. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.

(слайд 6)

Ирина: Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Прочитав его рассказы «А ты улыбайся», «Передаю», «Сбрось мешок», «Конец связи», «Красота есть природа жизни», мы почувствовали его желание через слово помочь людям стать лучше.

Айгуль: В каждом произведении – его собственная боль, частица его души. Каждое произведение заставляет задуматься о смысле жизни, учит ценить в людях духовность, доброту, умение любить и быть милосердным.

Ирина: Выполняя задание, мы, к сожалению, ничего не нашли о детских годах Крупина, поэтому мы решили написать письмо Владимиру Николаевичу с просьбой рассказать нам о своем детстве и о юности.

(слайд 7)

А еще в письме мы задали вопрос о том, реальные ли события положены в основу рассказа «Женя Касаткин» и кто был прототипом Жени.

(слайд 8)

Мы ждем ответа на наше письмо.

Айгуль: Я хочу сказать, что мы будем еще читать рассказы Крупина, но прочтение рассказа «Женя Касаткин» оставило след в нашей душе.

Учитель: Спасибо, девочки. Мы все видим, что вы старались свое задание выполнить хорошо. Мы все вместе будем ждать ответа от Владимира Николаевича.

Мы идем дальше. Прежде чем приступить к анализу рассказа «Женя Касаткин», давайте передадим содержание этого рассказа от 3 лица, и я предоставляю слово Бамбуровой Вале, которая представляет творческую микрогруппу «Мастеров пересказа».

(слайд 9)

Валя: Повествование ведется от лица автора, его героя я назвала Володей.

Володя рассказывает, что к ним в 7 класс пришел ученик, которого звали Женя Касаткин. Женя болел неизлечимой болезнью: пороком сердца, поэтому из деревни семья переехала в село, чтобы вылечить Женю. Он учился очень хорошо. Хотя по болезни он пропускал очень часто занятия, но любой урок знал лучше всех.

Володя говорит, что ему сидеть с Женей было очень хорошо, что они подружились, но дружба их была неравна. Неравна потому, что Женя не мог угнаться за ребятами, но зато он изобрел авторучку. Он и другу своему подарил такую авторучку.

Однажды на уроке Володя спросил: «Как называется твоя болезнь?» Женя ответил, а Володя решил написать на промокашке «окорок сердца». Ему показалось это остроумно, он не подумал, что Жене было очень обидно.

Весной ребята ходили на речку и ловили усачей, которые жили под камешками. Однажды Володя и Женя пошли на речку. Вода была очень холодная. Володя решил выхвалиться и полез первым в воду, но колоть рыбу у него не получалось. А у Жени банка быстро наполнялась. Он ловил очень аккуратно.

Из-за того, что Женя около километра шел в ледяной воде, он попадает в больницу. В больнице ребята его навещали, рассказывали о своих делах и желали ему здоровья. Но произошла трагедия: на 4 день Женя умер. Как и полагается в таких случаях, весь класс и учительница пришли к гробу Жени.

Для мамы Жени уход сына был трагедией, и она просит всех одноклассников сына написать на тетради свои имена. Она сказала, что будет вспоминать всех за здравие. Хоронили Женю все. Учительница вела по руку маму Жени.

После похорон весь класс не расходился домой. Ребята долго стояли на спортивной площадке, молчали и «пинали» лед ногами. Они не могли понять и осознать, что Жени больше нет с ними рядом, что он умер.

Учитель: Спасибо, Валя. А теперь, ребята, нам всем вместе необходимо поговорить об этом нужном и очень важном рассказе.

( слайд 10)

Скажите, ребята, вам этот рассказ понравился?

Ученик: Да, мне рассказ «Женя Касаткин» очень понравился. Он растрогал мою душу. Речь идет о нашем сверстнике. У него вся жизнь была впереди, но смерть оказалась сильнее. Разве может такой рассказ оставить кого-то равнодушным? Мы все люди, а людям свойственно сочувствие и сострадание.

Учитель: А что в нем такого, что подкупает читателя?

Ученик: Мне кажется, что такие рассказы просто так не пишутся. Это исповедь души. Необычное начало. Писатель сразу говорит о смерти, и эти слова заставляют нас настроиться на очень серьезное чтение.

Учитель: Какие проблемы затрагивает в рассказе?

Ученик: По-моему, здесь несколько проблем: проблема здоровья человека, проблема человеческих взаимоотношений, проблема сочувствия и сострадания по отношению друг к другу.

Учитель: Жалко ли вам Женю? Почему?

Ученик: Конечно, очень жалко. Когда человек умирает, нам всегда его жалко, но когда он молод, его жалко вдвойне. Женя никого не обидел, он очень добрый, у него чистая душа.

Учитель: Что отличало Женю от остальных?

Ученик: Я считаю, что Женю отличало от остальных его благородство, терпимость, умение помочь другим, никогда не жаловаться на свою болезнь. Он начал изобретать, например, авторучку.

(слайд 11)

Учитель: Можно ли считать кого-то виноватым в смерти Жени?

Ученик 1: Я думаю, что никто не виноват, ведь порок сердца в то время не могли вылечить.

Ученик 2: А я считаю, что в какой-то мере Володя виноват, потому что не отговорил Женю не лезть в ледяную воду. А на уроке пишет на листке: «окорок» сердца, тем самым проявляет жестокость и обижает Женю. Мы иногда бываем жестоки по отношению друг к другу.

Учитель: Можно ли, словом ранить человека?

Ученик: Я считаю, что словом можно ранить человека, слово имеет большую силу.

Учитель: Ребята, у поэта Солоухина есть хорошее стихотворение о силе слов. Послушайте его и сделайте для себя выводы.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет!

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить,

Того, кто слушает тебя!

Ребята, мы с вами знаем, что деталь художественного произведения может играть важную роль в идейном замысле писателя. Обратимся к тексту и зачитаем эпизод, изображающий Женю в больнице.

Каким мы видим Женю из окна больницы?

Ученик: (зачитывает) «Он улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся — он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед».

Учитель: Как вы думаете, случайно ли автор изображает Женю в белой рубашке?

Ученик: Я считаю, что не случайно, потому что Женя чист душой.

Учитель: Алена должна была узнать, что же означает этот цвет?

Алена: Я советовалась с Ириной Владимировной – сельским библиотекарем, она мне дала материл, и я узнала, что белый цвет – это цвет чистоты, цвет непорочности, невинности.

Учитель: Кого еще в этом рассказе мы очень жалеем?

Ученик: Мне очень жалко маму Жени.

Учитель: Да, ребята, я с вами согласна. Для матери ее дитя самое дорогое, и когда происходит беда, то на сердце матери остается шрам на всю жизнь.

Быть матерью – это огромная ответственность. Посмотрите на экран, перед вами репродукции картин разных времен и народов. На картинах изображены женщины с младенцами на руках.

( слайды 12 – 18)

Как вы думаете, почему лица матерей грустны?

Ученик: По-моему, они счастливы, но они переживают за своих детей. Что их ожидает в жизни? Мне кажется, что души матерей полны тревоги.

Учитель: Вы, ребята, правильно мыслите. Быть матерью – это прекрасная и сложная миссия. И мы искренне жалеем маму Жени. Ей невыносимо тяжело будет продолжать жить после такой утраты.

(слайд 19)

Учитель: Кто из друзей Жени плакал?

Ученик: Плакал Коля. Это мальчик, с которым занимался Женя.

Учитель: Я попрошу вас обратиться к тексту и прочитать последний эпизод.

Что скрывается за «пинанием» снега после похорон Жени?

Ученик: Я думаю, что ребятам очень жалко Женю. Они потрясены его смертью. Смерть трудно понять и осознать.

Учитель: Какие чувства пробудило чтение рассказа «Женя Касаткин»?

Ученик: После чтения рассказа я испытал чувство горького сожаления, сочувствия и сострадания.

(слайд 20)

Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочтем значения этих слов.

Кого же мы можем назвать альтруистом?

Ученик: Альтруистом мы можем назвать Женю.

(слайд 21)

Учитель: Ребята, у меня этот рассказ вызвал особые чувства. Мне как матери «до боли в сердце жалко детей, страдающих недугом». Мне не хотелось бы, что Женя умирал, хочется, чтобы он жил. Мы, конечно, не имеем права изменить рассказ известного писателя, это не этично, но все же, если бы Вам предоставили право завершить рассказ иначе, как бы вы его завершили?

Я предоставляю слово творческой группе «Соавторов».

Диляра: (читает свою концовку) «Женя улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.

В этом году мы его больше не увидели. Дело в том, что на следующий день в нашу поселковую больницу приехал из Германии доктор Карл Мюллер. Он приехал, чтобы поделиться опытом. Моя мама рассказала мне, что этому доктору очень понравился Женя, и он решил увезти его в Германию, чтобы там провести операцию на сердце. Чтобы Женя не тосковал по дому, доктор пригласил и маму Жени.

А через год наш Женька приехал бодрый и здоровый.

Теперь мы все учимся в 9 классе, потому что наш Женя не только в Германии лечился, но и много читал. Когда он приехал домой, то за лето изучил все предметы, которые мы изучали в 8 классе. Так что наш Женька молодец, мы очень рады за него».

Руслан: » Мы часто навещали Женю в больнице. Наша учительница, Вера Ивановна, однажды сказала нам: «Ребята, как же помочь Жене?» Она потом долго молчала, наверно что-то придумывала. Через неделю мы узнали, что нашего Женю увозят в город Москву лечить. Оказывается, наша Вера Ивановна написала письмо в Министерство здравоохранения в Москву. Она слезно просила помочь ее ученику. И из Министерства пришел вызов в больницу, где лечат сердце.

И вот уже 3 года подряд, каждое лето Женя ездит в Москву лечиться. После такого лечения он чувствует себя хорошо, но от уроков физкультуры все равно освобожден. Мы, мальчишки, всегда предлагаем ему самую важную должность: быть судьей на различных соревнованиях. Мы верим, что когда-нибудь наш Женя будет вместе с нами гонять мяч по футбольному полю».

Учитель: Читая рассказ, вы, ребята, обратили внимание на то, что нет ни одной иллюстрации. Творческой группе «Иллюстраторов» необходимо было проиллюстрировать рассказ «Женя Касаткин». Давайте послушаем, что у них получилось.

Айгуль: (представляет свой рисунок) Когда я прочитала этот рассказ, я поняла, что самое большое счастье для человека – это его здоровье. Мне тоже очень жалко Женю. Он рос талантливым мальчиком.

Я, конечно, не художник, но на своей картине я изобразила Женю Касаткина, сидящего на берегу реки. Он ловит рыбу. Вокруг него цветущая природа. Его взгляд устремлен не на удочку, а куда-то вперед. Наверно, он мечтает о своей дальнейшей жизни, о выздоровлении. Мечтает заниматься спортом, бегать, прыгать, поэтому он задумчив. Свою картину я назвала «Мечты Жени».

Ирина: «Свою работу я назвала «Если б ни эта рыбалка…». Я изобразила тот самый эпизод, когда Женя идет по речке в ледяной воде, ловит усачей и аккуратно накалывает их на вилку. Володя в это время кладет пойманных им усачей в ведро. Я изобразила солнце, заходящее за горизонт. Это символично: после ловли усачей жизнь Жени тоже «закатится», т. е. он умрет».

Наташа: «Свою работу я назвала «Наш просторный класс». Я изобразила класс, в котором учился Женя. Он очень просторный, уютный. Мне кажется, что здесь Жене было хорошо, здесь он забывал о своей болезни, здесь общался с друзьями. Женины друзья будут еще долго вспоминать его, а на парту, за которой сидел их друг, будут класть живые цветы»

Учитель: Спасибо, девочки. Я вижу, что вы старались и с заданием справились.

А мы идем дальше. Творческая микрогруппа «Музыковедов» должна была подобрать музыкальное оформление к последней сцене. Давайте послушаем, что у них получилось.

Лена: » Мне и Азату были предложены для прослушивания три музыкальных произведения. Нам очень понравилась «Лунная соната» Бетховена. Мне кажется, что, слушая эту музыку, можно думать о чем-то серьезном. В данном случае о безвременной кончине Жени Касаткина, о том, почему так несправедлива жизнь, почему нельзя было спасти Женю».

(звучит «Лунная соната» Бетховена)

(слайды 22-25)

Учитель: Ребята, мы с вами увидели, что в рассказе «Женя Касаткин» поднимает очень важные проблемы и одна из них – это здоровье детей.

(слайд 26)

Скажите, в наши дни существует такая проблема?

Кристина: Такая проблема всегда существовала. В наши дни это является проблемой потому, что нужны везде деньги, иногда очень большие. Я работала с газетой «Аргументы и факты» и увидела, что на страницах этой газеты объявлена акция «Доброе сердце». В статьях идет речь о детях, страдающих тем или иным заболеванием, а справа от статьи печатаются имена тех, кто уже кому-то помог.

Азат: А мне попался в руки пакет, на котором рекламируется акция под названием «Сердечная помощь». Я даже не знал, что когда мы покупаем стиральные порошки «Ariel», «Миф», «Tix», «Tide», мы жертвуем деньги на операции детям с пороком сердца.

(слайд 27)

Учитель: Спасибо, ребята, вы все молодцы. Вы все справились со своими заданиями. Но главное, я увидела, вы растете людьми, понимающими чужую боль, способны сочувствовать и сострадать. И мне хочется пожелать еще раз всем нам: и Вам, уважаемые коллеги, и вам, дорогие ребята, крепкого-крепкого здоровья.

Мудрец Востока Омар Хайям говорил: «Здоровье не купишь, никто не продаст, его берегите, как сердце, как глаз», а еще помните:

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век,

Подвержен всем изъянам.

Пусть никакой недуг не погасит свечу вашей жизни, пусть огонь свечи ярко горит всю вашу жизнь и согревает сердца других людей.

(слайд 28)

Домашние задания: 1. Составить кластеры к рассказу «Женя

Касаткин».

2. Записать в словари слова: «сочувствие»,

«сострадание», «альтруист» и объяснить их лексическое

Значение.