Абхазия лыхны

Село Лыхны — позднесредневековая столицы Абхазии. Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой и возвышающимися над нею зарослями. Храм действующий. Он относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Наружный облик храма очень прост: гладкие плоскости стен, облицованных крупными гладкими плитами красноватого известняка, выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом. Гораздо более значителен, впечатляющ этот храм изнутри. Сначала входим в нартекс — западнее поперечное помещение, отделенное от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом в ней. Нартекс двухэтажный, из нижнего этажа в верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами.

Исключительно богаты росписи Лыхненского храма. Древнейшие из них представлены в диаконнике — это элементы геометрического линейного орнамента, возможно относящегося к VIII-IX векам, и изображение головы старца с грузинской надписью «Закария» с фрагментами других фигур, относящееся к рубежу Х-XI веков. Основные же росписи храма относятся к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе изображений той же апсиды — сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе — фигуры святителей (св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Кирилл и св. Фока). На западной стене — фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. На столбах и пилястрах — изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Иоанна Евангелиста и др. Снаружи над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею два ангела. Основные росписи Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем говорит единство красок, композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время прослеживается почерк, по меньшей мере, трех живописцев. Одним из них, последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере, характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали центральную апсиду. Стены храма были также украшены греческими надписями.

Информация с сайта www.apsny.ru

Лыхненский храм Успения Богородицы — один из немногих средневековых православных храмов, дошедших до нас в почти первозданном виде. Он был построен в X–XI веках. А вот сохранившиеся внутри фрески в византийском стиле появились позже — в XIV веке. Когда грузино-абхазская война закончилась, святыня оказалась на территории Абхазии. Но грузины мечтают вернуть ее и даже подают всевозможные прошения в международные комитеты, надеясь остановить инициированные абхазцами реставрационные работы.

Лыхненский храм

© grau59

Важная деталь в истории храма — его расположение. Это сейчас Лыхны является обычным селом. А когда-то оно было самой настоящей столицей, из которой абхазские правители руководили своим княжеством.

Церковь в Лыхны относят к крестово-купольному виду сооружений, типичному для Абхазии раннесредневекового периода. И снаружи, и внутри здание отличается строгими, но гармоничными формами, а также четкими пропорциями, свидетельствующими о высоком уровне мастерства зодчих.

В какие конкретно годы был построен храм Успения Богородицы в Лыхны и при каком из правителей, до сих пор не установлено. Большинство исследователей полагают, что закладка сооружения из очищенного камня пепельного цвета состоялась в начале X века. Скорее всего, строительством руководило сразу несколько архитекторов, подчинявшихся местному епископу.

Лыхненский храм

Что еще интересного в храме в Лыхны, помимо его многовековой истории? Это, конечно, его великолепные фрески.

Первым, кто изучил храм в селе Лыхны внутри и снаружи, был француз Марий Броссе, посвятивший свою жизнь востоковедению и грузинской археологии. Он описал постройку в 1848 году. Внутри Броссе обнаружил небольшие фрагменты настенной живописи X–XI веков. Но куда лучше уцелели византийские фрески XIV века. Среди изображений можно увидеть сидящую на троне Богородицу с младенцем и двумя ангелами. Также на фресках запечатлены такие важные для христианского мира сцены, как «Жёны-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча жён-мироносиц с воскресшим Христом», «Гостеприимство Авраама», «Жертвоприношение Авраама», эпизод передачи пояса апостолу Фоме и, конечно, «Успение Пресвятой Богородицы».

Фрески храма в Лыхны сопровождаются надписями на грузинском и греческом языках. Одна из надписей, сделанная шрифтом ассомтаврули, рассказывает о комете Галлея, пролетавшей над Землей в 1066 году в период правления грузинского царя Баграта IV.

Доподлинно известно, что в XV веке христианская вера стала непопулярна среди населения Абхазии. Но храм Успения Богородицы в селе Лыхны не разрушили по милости княжеского рода Шервашидзе, представители которого долгое время оставались приверженцами христианства. Позже они все же приняли исламскую веру, но Успенский храм все равно не тронули.

Лыхненский храм

В 1821 году храм Успения Пресвятой Богородицы в Лыхны в Абхазии стал местом захоронения князя Георгия II Шервашидзе, также известного как Сафар-бей. Этот правитель вошел в историю в первую очередь тем, что при нем Абхазия попала под покровительство Российской империи.

За тысячу лет храм в Лыхны ни разу не подвергался серьезным реставрациям, благодаря чему сохранил исходный облик. Однако в 2010 году абхазские власти все же посчитали, что сооружение нуждается в частичном восстановлении. Против развернувшихся реставрационных работ активно протестует грузинская сторона. Специалисты из Грузии считают, что старинная церковь в Лыхны не должна подвергаться ремонту из-за огромного риска нарушить подлинность.

Храм Успения в Лыхны по-прежнему открыт для верующих. Туристам входить в церковь тоже не запрещается. Но фотографировать внутри нельзя.

Лыхненский храм

Чудотворная икона

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лыхны — место намоленное. Сюда приезжают сотни верующих из разных стран мира. Недаром ведь долгое время Лыхненский храм считался едва ли не главным православным храмом Кавказа.

Самая известная чудотворная икона в храме Успения Богородицы в Лыхны — это икона «Знамение» с надписями на абхазском языке. В 1855 году ее подарил Абхазии Александр II. Надпись, нанесенная вокруг лика Божьей Матери, гласит: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Лыхненский храм

Как добраться до храма Успения Богородицы в Лыхны

Храм Успения Богородицы в Лыхны — главная достопримечательность села Лыхны в Гудаутском районе Абхазии. Она расположена рядом с руинами дворца, принадлежавшего князьям Чачба-Шеваршидзе.

Ближайший к селу Лыхны крупный город — Гудаута. Сюда можно добраться на поезде (до станции «Гудаута»). Затем от ж/д-вокзала пройти пешком около 5–7 минут до конечной остановки общественного транспорта, которая расположена у поворота на улицу Независимости (перед рекой Адзлагара). На этом остановочном пункте следует сесть на маршрутку. До Лыхны останется проехать всего около 10 минут.

Тем, кто путешествует по Сочи и Абхазии на автомобиле, необходимо выехать на Сухумское шоссе, которое затем перейдет в Гагрское шоссе. Далее, доехав до Гудауты, свернуть на улицу Независимости и по ней добраться до храма.

Точные координаты храма в Лыхны: 43.134387, 40.613669.

Еще один вариант — воспользоваться услугами такси. Например, из Гагры можно вызвать такси «Престиж» или «Гаруда-Экспресс», а из Сухуми — «Gt Абхазия» или «Такси 24 часа».

Также всегда есть возможность присоединиться к одной из экскурсионных групп или найти гида с автомобилем среди местных жителей.

Храм Успения Богородицы в селе Лыхны на Google-панораме:

Церковь в Лыхны на видео

СУХУМ, 27 мая – Sputnik, Бадрак Авидзба. Лекция «Вакцинация: правда, популизм и дезинформация», в рамках которого участники ответили на самые распространенные вопросы, связанные с прививкой от COVID-19, состоялась в Сухумском доме юношества в четверг 27 мая.

Представитель проекта «Ауасхыр», кандидат биологических наук Лариса Ахуба отметила, что просветительскую работу было решено начать с наиболее актуального вопроса, который существует в республике на данный момент – вакцинации населения от коронавирусной инфекции.

«Мы ни в коем случае не агитируем кого-то, хотим ответить на те вопросы, которые волнуют людей в силу возможно сложного доступа к информации, и того, что в интернете нет ответов на многие вопросы, мы привыкли искать ответы там. Следующие друг за другом публикации могут кардинально разниться в своих сведениях», — подчеркнула Ахуба.

Она также обратила внимание на то, что в некоторых маленьких государствах удалось искоренить коронавирусную инфекцию.

«Это Сан-Марино, Гибралтар, которые полностью провакцинировали свое население и у них нет ни единого случая заражения коронавирусной инфекцией на протяжении долгого времени, за исключением каких-то завозных случаев. Но население уже не заражается. Поэтому, мы должны следовать позитивным примерам и идти по пути выхода из этого кризиса», — сказала кандидат биологических наук.

© Sputnik / Бадри Есиава

После она передала слово руководителю проекта «Ауасхыр» Валерию Джинджолия, который отметил, что тема вакцинации стояла остро всегда.

«Раньше тема была острой потому, что свирепствовали эпидемии против которых не было средств, потом, потому, что эти вакцины стали восприниматься каким-то чужеродным страшным воздействием на организм. Сейчас, тема очень остро полыхает и очень быстро разработаны вакцины, люди говорят – «Как так, нас всех хотят «чипировать». В связи с этим мы решили коснуться этой темы», — проинформировал он.

Заведующая лабораторией иммунологии и вирусологии НИИЭПиТ Абхазии Алиса Матуа ответила на самые частые вопросы, связанные с вакцинацией от коронавирусной инфекции, которые возникают у людей.

«Вакцинация самый экономичный и самый эффективный метод защиты инфекционных заболеваний. Цель вакцинации – имитировать возбудителя, то есть вакцина создает у нас в организме ложное впечатление, что организм подвергается атаке, но не естественным возбудителем. Если говорить о «Спутник V», то в данном случае иммунитет создается против шоповидного грибка и вакцина делается для того, чтобы создать иммунитет против этого головного грибка», — заметила она.

Создание коллективного иммунитета – основная цель проведения вакцинации от коронавирусной инфекции.

© Sputnik / Томас Тхайцук

«Коллективный иммунитет может быть создан двумя способами. После того, как пациент переболел естественным путем и если пациенту создается иммунитет с помощью вакцинации. Некоторые говорят – «Зачем нам вакцинация, мы можем естественным путем переболеть, будет иммунитет и все будет замечательно». Но возбудитель возбудителю рознь, у одних пациентов они вызывают мало симптомов, у других симптомов нет, но есть случаи тяжелого течения заболевания и средней степени тяжести и предугадать это невозможно», — сказала Алиса Матуа.

Учитывая то, что предвосхитить последствия заболевания COVID-19 невозможно, коллективный иммунитет следует создать с помощью проведения вакцинации, считает специалист.

По имеющимся научным данным, которые еще не окончательные, для того, чтобы победить коронавирус у 70% населения должен быть иммунитет от болезни, говорит Алиса Матуа.

«Если делать прицел на нашу абхазскую популяцию нам еще далеко до такого процента, соответственно я большой сторонник вакцинации и надеюсь, что таким способом мы сможем создать коллективный иммунитет», — сказала она.

«При этом есть категория людей, которые по своему статусу не могут пройти вакцинацию – к ним в частности относятся люди с выраженной аутоиммунной патологией, иммунодефицитом, аллергическим статусом. «Если все остальные будут с иммунитетом, то эта категория людей будет защищена», — подчеркнула Матуа.

Она также сообщила, что антитела на коронавирус не вырабатываются раньше семи дней после вакцинации, вторую инъекцию спустя 21 день делают из-за того, что не у всех пациентов антитела вырабатываются после первого укола, заметила она.

© Sputnik / Томас Тхайцук

«Поэтому мы советуем набраться терпения и проверять свой ответ на антитела после второй вакцинации, хотя у большинства людей спустя 14 дней после первой инъекции первая концентрация антител появляется», — отметила она.

Также, Алиса Матуа ответила на вопрос, который волнует большое количество людей – можно ли заболеть коронавирусом после вакцинации.

«Пациент не может заболеть вирусом COVID-19 от прививки, потому что ни живой, ни убитый вирус в организм пациента не вводится, соответственно это априори невозможно – заразиться путем вакцинации. Также, часть пациентов полагает, что после вакцинации они могут быть носителями вируса, это тоже невозможно», — говорит врач.

В рамках проекта «Ауасхыр» будут проводиться публичные выступления известных ученых и врачей страны, открытые интерактивные лабораторные с непосредственным участием публики, беседы на интересующие темы в области медицины, биотехнологии, генетики, экологии, химии, нутрициологии.