Адаптация для инвалидов

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Д.Н. ВЛАДЕЛЬЩИКОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия О.А. ОБУХОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

е-шаИ: ресhеrskiih-13@mаil.ru

Аннотация

В статье рассмотрена социально-психологическая адаптация детей в целом, детей-инвалидов в частности, раскрываются причины трудной адаптации детей-инвалидов в социуме. Уделяется внимание видам адаптации, факторам, влияющим на социально-психологическую адаптацию; ход и последствия социальной адаптации детей-инвалидов в обществе.

Ключевые слова: адаптация, социум, социальная адаптация, дети-инвалиды, проблемы адаптации в социуме, нарушения в развитии, факторы адаптации, особенности психологического развития, раскрытие потенциала.

Актуальность. Социальная адаптация является непрерывным процессом динамичного приспособления человека к условиям общественной среды. Первый опыт адаптации к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, но общественная жизнь этим не ограничивается. Взаимодействие с социумом неизбежно в жизни абсолютно для каждого индивида. Вступление в социально активную жизнь многоэтапно. Важными ступенями которого становятся: дошкольное учреждение, школа, формальные и не формальные группы общения, участие в трудовой деятельности и многое другое.

Как отмечает Батуева С.В., в ряду основополагающих факторов, которые определяют тенденцию вхождения в социальную среду, лежат многие личностные качества самого ребёнка и особенности микросреды, в которую он включается. К персональным особенностям ребёнка, которых зависит продуктивность его адаптации, можно отнести его эмоциональные и интеллектуальные качества, потребностно-мотивационную сферу, а также некоторые индивидуальные характерно-типологические особенности . Способность и умение подстраиваться под критерии общественных суждений и принципов складывается в процессе целенаправленного воспитания.

У детей, которые имеют какие-либо ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в общественной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в

достижении поставленных целей в рамках существующих норм.

Согласно последним данным число детей-инвалидов с каждым годом только неуклонно растет. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Ведущими среди них следует признать экологические, экономические и социальные проблемы, низкий уровень отечественной медицины. Было бы замечательно, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной, но ее острота только возрастает. В нашей стране вплоть до XXI века вопросы инвалидов оставались где-то на краю общественного сознания и никогда не поднимались на поверхность. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» внимания в жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, изолировано от общества.

Сейчас ожили и практика, и наука, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Появились новые идеи по способам решения возрастающего количества детей-инвалидов. Общество по-новому воспринимает саму суть данной проблематики . Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться совсем иным содержанием, приобретая не только медицинский, но и новый социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» были обозначены еще в семидесятые годы двадцатого века в декларацию правах инвалидов. Согласно ей «инвалид» означает любое лицо, которое не

может самостоятельно обеспечить частично или полностью потребности нормальной индивидуальной и / или общественной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей. Очевидно, что несовершеннолетний ребенок, не имеющий трудоспособность, потерять ее не может. Детьми-инвалидами сейчас принято называть детей, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности,приводящиек

общественной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к передвижению,ориентации,

самообслуживанию, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А «инвалидность» в детском возрасте можно объяснить, как «состояние стойкой общественной дезадаптации, обусловленное хроническимизаболеваниямиили

патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» .

Все это отражает особенную категорию проблеминвалидов:реабилитацию,

общественную адаптацию, общественную интеграцию, адаптацию к сложным жизненным ситуациям . Никому из этой категории людей не удается избежать решения этих проблем в той или иной форме, а детям-инвалидам удается это особенно трудно. Они нуждаются в помощи не только со стороны родителей, но и со стороны социума в целом, и посторонних людей, в частности.

Главными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются: нехватка здоровья как физического, так и психического; отсутствие социального опыта; критическая семейно-экономическая ситуация .

По данным ЮНЕСКО число детей-инвалидов по всему миру составляет около 3% от общего количества, и с каждым годом этот показатель растет, что ясно говорит о необходимости заниматься разработкой продуктивных мер по их общественной приспособленности к жизни в обществе.

Не только социальное, политическое и экономическое значение имеет проблема общественной адаптации и реабилитации детей-

инвалидов, но и морально-этическое. На уровне государства для этой категории людей должны быть максимально натурально воссозданы все обязательные условия, облегчающие их жизнь. Также врачами, психологами, социальными работниками должны быть проведены действенные работы с обществом по подготовке к принятию детей с недостатком возможностей. Данные меры помогут снизить положительно растущуютенденциюпроявлений

психосоматическихзаболеванийи

невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно снизит затраты на их лечение на уровне семей и государства. Благополучная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет этой категории детей более успешно приспособиться к нормальной жизни, усилить гуманные тенденции в обществе, вернуть их общественную ценность, но единого пути решения проблемы общественной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, поэтому для ее решения используются различные разработки педагогов и психологов. Из-за того, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои характерные особенности, то и направления в способах разрешения этой проблемы должны быть и динамичными, и разноуровневыми, и многофакторными. В свою же очередь в более масштабных планах — на государственном уровне, правительством должны быть предприняты все возможные наиболее эффективные способы для широкого раскрытия адаптивного потенциала детей-инвалидов.

Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация «Больничный клоун», основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям .

В исследованиях Батуевой С.В., Соболевой Е.В., Шлепотиной Н.М. отмечается, что у каждого человека в зависимости от особенностей его характера, специфики поведения, типа высшей нервной деятельности, состояния его физического и психического здоровья, своеобразия воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, коммуникативности, уровня развития игровых навыков, дружественности и эмоциональной зависимости ребенка и матери социально-психологическая адаптация идет по разным путям становления .

Следуя из этих умозаключений, напрашивается логичный вывод о том, что социальная адаптация — это сложный, многоэтапный (в некоторых случаях протекающий с осложнениями) процесс как для здорового ребенка, таки для детей с ОВЗ. Основополагающим фактором успешного вхождения ребенка в социум является его непосредственное окружение: работники дошкольных учреждений, члены семьи и

социума — все они несут ответственность за осуществление наиболее продуктивного, безболезненного процесса становления его как полноправного члена общества. Если каждый ребенок будет расти в подобной здоровой психологической обстановке, в независимости от того, инвалид он или полноценный, можно быть абсолютно уверенными в здоровом развитии будущего поколения в общем.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и общественной защиты детей с отклонениями в развитии /Л.И. Аксенова //Дефектология. — 1997 — №1 — с. 6.

2.Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. — №11 . URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 24.12.2015).

3.Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 — 2014. — №5 — с. 47-52

4.Батуева С.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии : дис. … канд. пед. наук / С.В. Батуева; Уральский гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — 148 с.

5.Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

6.Килина Д.А. Реализация проекта «Больничный клоун» студентами ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России / Д.А. Килина, О.А. Безбабная / Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. — №5 (7).

-с. 81-88

7.Маляр К.В. Научные подходы в решении актуальных проблем развития детской паллиативной медицины /К.В. Маляр, О.В. Денисов, Л.А. Драчук // Здоровье населения промышленных моногородов: материалы междисциплинар. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. — Челябинск: АБРИС, 2014. — с. 138-142.

8.Пешиков О.В. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» за 5 лет в Челябинской области / О.В. Пешиков // Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. — Челябинск: ПЦ «ПринтМед», 2010. -с. 136-139.

9.Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-хТ., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. -М.,1981, с. 282.

10.Пешикова М.В. Клинико-иммунологические особенности инфекционных осложнений у детей с острым лимфобластным лейкозом и не-В-клеточными неходжкинскими лимфомами, получающих химиотерапию по протоколу BFM-ALL-90(M): дис. … канд. мед. наук. — Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГМА, 2004.

11.Сероусова О.В. Коппинг-стратегии, стресс и алекситимия у больных мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, А.И. Долгушина, и др. // Уральский медицинский журнал. — 2015. — №2 (125). — с. 57-61.

12.Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования / Е.В. Соболева //Вестн. ЮУрГУ. — 2013. — Т.5, №2. — с. 129-135. — (Серия «Образование. Педагогические науки»)

13.Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. — Июль 2014. -№7. — — URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.

14.Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. — №3 (3). — с. 42-45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. — 2014. — №06. — с. 74-80.

16.Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». — 2013. -№1 (3). — с. 220 — 223

17.Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. — 2014. — с. 132-136

18.Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2011.

-№1 (15). — с. 149-151.

19. Peshikova M.V. Etiology and structure of infectious complications of cytostatic therapy in children with acute lymphoblastic leukemia and non-B-cell non-Hodgkin lymphomas /M.V. Peshikova, I.I. Dolgushin, N.N. Rusanova //Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2002. — №1. — с. 70-71.

PROBLEMASOTSIALNO PSYCHOLOGICAL ADAPTATION DISABLED CHILDREN*

D.N. VLADELSCHIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia OA. OBUCHOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: pecherskiih-13@mail.ru

Краткое описание

3. Краткое описание проекта
Проблема социально-культурной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. У большинства людей с инвалидностью наблюдается снижение интереса к жизни и желания заниматься какой либо деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Взаимоотношение инвалидов и здоровых — мощнейший фактор адаптационного процесса.
Наша организация своей деятельностью старается создать и создаёт благоприятные условия для социокультурной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество путем организации досуговой деятельности. Создание таких условий есть реальный путь адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья ко многим процессам в отдельных сферах жизни. В ходе реализации проекта: «Раздвигая границы активности» будут созданы условия для социокультурной реабилитации людей с инвалидностью разных возрастных групп людей.
У людей с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социальной интеграции. Инвалидность – проблема не одного человека, и даже не определённой группы людей, а всего общества в целом.
Аннотация проекта
Проект направлен на проведение комплексных мероприятий, способствующих социокультурной реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Это формирование позитивных интересов в сфере досуга, организация праздников, спортивно оздоровительных мероприятий, и других культурных мероприятий в целях повышения коммуникативного потенциала.
В рамках проекта планируется организовать и провести праздничные мероприятия, посвященные Декаде инвалидов, Новый год, День Победы.
Также провести тематические занятия в библиотеке, в центре досуга ЛОО ВОИ, мастер классы по художественно-прикладному искусству. Члены общества примут активное участие, даже окажут помощь в их организации, это в свою очередь они почувствуют свою нужность окружающим, что оказывает благоприятное воздействие на формирование личности.

Проблемы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе рассмотрены на межведомственном круглом столе
Мероприятие, состоявшееся 22 ноября 2017 года на базе бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Кормиловского района», касалось мер социальной поддержки для граждан, имеющих группу инвалидности. Представители учреждений здравоохранения, образования, службы занятости и социальной защиты населения приняли активное участие в обсуждении вопросов социальной и трудовой адаптации инвалидов. Заместитель директора центра занятости населения Татьяна Гитал отметила, что в 2017 году в центр занятости обратилось граждан имеющих инвалидность – 42 человека, при содействии центра занятости трудоустроено 27 человек (64,3 процента на 2,1 процента выше уровня прошлого года). 4 человека направлены на обучение. Новым направлением в 2017 году стало включение данной категории граждан в программу дополнительных мероприятий, что позволило заинтересовать работодателей в приеме граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и получить возмещение затрат, направленных на выплату заработной платы в течение 2 месяцев.
Обучение осуществлялось, как безработных граждан, так и ищущих работу в рамках дополнительных мероприятий содействия занятости отдельных категорий. Обучение проходило по следующим специальностям: слесарь по ремонту автомобилей, машинист котельной, охранник, специалист по охране труда.
Также было отмечено, что законодательством определены полномочия, способствующие содействию полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящихся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня. Поэтому работодателям необходимо понимать, что не предоставляя информацию в центр занятости, они лишают граждан конституционного права на труд, на возможность выбора занятости. Особенно остро проблема занятости выражена для граждан имеющих группу инвалидности.
Работодателям, присутствующим на мероприятии, разъяснено о необходимости квотирования и возможности резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов. «Выполнение квоты для приема на работу инвалидов является обязанностью организации. Работодателям необходимо обеспечить соответствие рабочих мест, выделенных в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, а также в соответствии с рекомендациями индивидуальной программой реабилитации принимаемого на работу гражданина» — прокомментировала заместитель директора центра занятости населения, Татьяна Гитал.
По оперативным данным центра занятости населения в Кормиловском районе всего подлежит квотированию 15 организаций, по состоянию на 1 ноября 2017 года три учреждения не выполняют данные требования, причем все три учреждения не выполняют требование о создании специального рабочего места.
В настоящее время в банке вакансий Кормиловского района находится 3 вакансии на квотируемые рабочие места.
Информацию о вакансиях для людей, имеющих инвалидность, можно получить на Интерактивном портале государственной службы занятости населения Омской области www.omskzan.ru, в Общероссийской базе вакансий «Работа в России» www.trudvsem.ru.

УДК 316.4.05

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е.А Тавров

Рассмотрены социально-психологические аспекты социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья, такие, как удовлетворенность семейным положением, удовлетворенность отношениями с окружающими (их количественными и качественными значениями), удовлетворенность своим родом занятости, удовлетворенность уровнем своей самореализации, удовлетворенность степенью включенности в референтные группы

Ключевые слова:социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, люди с ограниченными возможностями здоровья, условия социальной адаптации.

Среди социально значимых проблем современного российского общества особое место занимают противоречия, связанные с социальным положением особых категорий населения и, прежде всего, с проблемами отсутствия благоприятных условий социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория населения, являющаяся довольно представительной частью общества (около 10 % населения Россиии), имеет свой интеллектуальный, творческий, профессиональный потенциал, реализовать который возможно при создании определенных условий, соответствующих ее особым потребностям. Социокультурные факторы, обусловливающие социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России, детерминируют возникновение барьеров этого значимого процесса. В российской практике отношение государства и общества к данной категории населения до сих пор проявляется исключительно с позиций дискриминации по физическому признаку, признаку здоровья. Факт приобретения лицом инвалидности расценивается как показание к социальной эксклюзии. Существующий в обществе дисбаланс из-за дезинтегрированности людей с ограниченными возможностями требует усилий по их социальной адаптации, формированию и укреплению их социальных отношений и взаимосвязей с различными группами населения. Конечной целью являетсясоздание благоприятных

социокультурных условий для социальной стабилизации и повышению эффективности жизнедеятельности общества.

Приспособление людей с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям жизни происходит стихийно, их социальная адаптация как социальная технология научно и концептуально не обоснована и осуществляется посредством разрозненных усилий отдельных социальных и медико-социальных служб, общественных организаций инвалидов и их семей. Стране необходима единая согласованная и научно обоснованная система социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Сущность данной системы, на наш взгляд, должна состоять в создании социокультурных условий для процесса социальной адаптации инвалидов.

Анализируя социально-психологическую составляющую социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, отметим, что наиболее показательный ее критерий — удовлетворенность различными сторонами своей жизнедеятельности (прежде всего, родом занятости, уровнем самореализации и включенности в референтные группы) имеет определен-ную корреляцию с их социально-демографическими характеристиками . Так, наиболее сопряжены признаки степени удовлетворенности опрошенных с различными сторонами своей жизни (табл. 1)

Таблица 1

Показатели социально-психологической адаптации инвалидов в г. Орле, в %

Семейное положение

Одинокий29

Семейный71

Итого100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широта социальных связей

Социальные связи ограничены микросоциумом57

Социальные связи сформированы в различных сферах жизнедеятельности (трудовой, общественной, досуговой и т.д.)43

Итого100

Удовлетворенность семейным положением

Полная и частичная удовлетворенность21

Полная и частичная неудовлетворенность79

Итого100

Удовлетворенность отношениями с окружающими (их количественными и качественными значениями)

Полная и частичная удовлетворенность61

Полная и частичная неудовлетворенность39

Итого100

По результатам анализа табл. 1. имеет место большая удовлетворенность женщин своим родом занятости, работающих — тем местом работы, которое занимают, неработающих — отсутствием необходимости работать. У мужчин же две трети опрошенных не удовлетворены либо имеющейся работой, либо отсутствием возможности работать. Однако в таких сторонах жизни, как самореализация и принадлежность к значимым общностям мужчины с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют несколько более высокую удовлетворенность, чем женщины с инвалидностью . Очевидно, что более весомые в структуре жизненных приоритетов женщин семейные ценности в связи с невозможностью создать собственную семью и реализоваться как жена и мать обусловливают довольно низкие значения указанных показателей (табл. 2).

Таблица 2

Сопряженность пола опрошенных и степени их удовлетворенности различными сторонами их жизни, в %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МужчиныЖенщины

Удовлетворенность своим родом занятости

Удовлетворены полностью или частично3454

Не удовлетворены полностью или частично6646

Всего100100

Удовлетворенность уровнем своей самореализации

Удовлетворены полностью или частично5438

Не удовлетворены полностью или частично4662

Всего100100

Удовлетворенность степенью включенности в референтные группы

Удовлетворены полностью или частично6044

Не удовлетворены полностью или частично4054

Всего100100

Ещеоднимсоциально-демографическимпризнаком,

дифференцирующим различные подгруппы людей с ограниченными возможностями здоровья по степени их удовлетворенности различными сторонами своей жизни является категория инвалидности. Наиболее удовлетворены различными сторонами своей жизни инвалиды по общему заболеванию . Для них характерен в целом высокий уровень удовлетворенности родом своей занятости (57 % в среднем по всей совокупности опрошенных), отношениями с окружающими (83 %), своей самооценкой (67 %) и включенностью в референтные группы (78 %). Наиболее низкие показатели удовлетворенности по всем рассматриваемым позициям имеют инвалиды-опорники. К примеру, среди этих людей с ограниченными возможностями здоровья две трети (68 %) не удовлетворены полностью или частично своим социальным положением, около трех четвертей (72 %) — своим родом занятости и более половины — степенью своей самореализации и уровнем включенности в значимые для них группы и общности. Известно, что существующие в стране проблемы с формированием безбарьерной среды и культивированием дискриминационных стереотипов инвалидности наиболее негативно влияют именно на людей с ограниченными возможностями передвижения, о чем и свидетельствуют данные осуществленного нами сопряжения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя наиболее актуальные проблемы, названные инвалидами, отметим, что проблемы устройства счастливой семейной жизни беспокоят 42 % опрошенных, а поддержание отношений с референтными социальными группами считают главной проблемой 30 % инвалидов.

В числе приоритетных направлений совершенствования условий социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья авторы анализируемого исследования видят создание

условий социальной инклюзии инвалидов, в том числе условий реализации людьми с ограничениями жизнедеятельности различных социальных ролей, в том числе родителей и супругов. Это потребует обеспечения максимальной доступности жилой, городской и транспортной среды; улучшения медицинского сопровождения инвалидов, имеющих установку на деторождение

Выводы

В данной статье рассмотрены социально-психологические аспекты социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, такие как удовлетворенность семейным положением, удовлетворенность отношениями с окружающими (их количественными и качественными значениями), удовлетворенность своим родом занятости, удовлетворенность уровнем своей самореализации. Среди социально значимых проблем современного российского общества особое место занимают противоречия, связанные с социальным положением особых категорий населения и, прежде всего, с проблемами отсутствия благоприятных условий социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя наиболее актуальные проблемы, названные инвалидами, отметим, что проблемы устройства счастливой семейной жизни беспокоят 42 % опрошенных, а поддержание отношений с референтными социальными группами считают главной проблемой 30 % инвалидов.

Список литературы

1.Домбровская А.Ю. Социокультурные факторы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России. Орел: Изд-во «Картуш», 2013. 184 с.

2.Домбровская А.Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013.

3.Алексеенок А. А. Поиск взаимозависимостей и классификация объектов эмпирического социологического исследования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С.178-187

Тавров Евгений Александрович , аспирант, Tavrov.ev@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. A Tavrov

УДК 378.046.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т. С. Патрикова

Раскрываются подходы и технологии к реализации инклюзивного образования общеобразовательной организации в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, современные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, саморазвитие, профессиональный рост, педагогические технологии, методы педагогической коррекции.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 г., было задекларировано: «Наша новая школа -это школа для всех». Впоследствии в 2012 г. Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов, принятую на генеральной Ассамблее ООН в 2006 г. (Федеральный закон № 46-ФЗ от 3 мая 2012 г. «О ратификации конвенции о правах инвалидов»). Между этими двумя событиями была принята государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями утверждена постановлением правительства РФ № 297 от 15.04.2014 г.). Во всех трех нормативно-правовых актах прямо или косвенно идет речь о подготовке и переподготовке педагогов в области реализации инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях удовлетворения потребностей слушателей в повышении квалификации по данному направлению нами был проведен экспресс-опрос руководящих и

В ГБУ ТЦСО «Южнопортовый» филиале «Лефортово» в Отделении социальной реабилитации детей-инвалидов специалистами проводятся занятия с детьми по разным темам и напрвлениям.

Сегодня хотим поделиться социальной адаптации детей-инвалидов. Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Если же речь идет о детях с психологическими травмами и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческих способностей и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их возможностей.
Процесс интеграции детей – инвалидов с интеллектуальной недостаточностью осложнен в первую очередь тем, что современный детский, а иногда и взрослый коллектив не готов принять инвалида таким, каков он есть. Первое социальное общество, в которое попадает ребенок – это дошкольное образовательное учреждение и первая проблема, с которой сталкивается семья ребенка-инвалида – это тяжелый процесс адаптации, обусловленный особенностями психофизиологического развития.
По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества. Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе.
Достигнув возраста 7-8 лет, дети-инвалиды попадают в совершенно новую для себя среду – образовательных учреждений. Начало посещения школы требует от ребенка приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Для облегчения социальной адаптации детей в ОСРДИ с ранних лет учат малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку помогает педагог, который заранее изучает особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Доброжелательная и уютная атмосфера, создаваемая в коллективе отделения, родителями детей, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.
В последнее время внимание родителей привлекают занятия, которые направлены на сближение родителей между собой, обмен опытом воспитания ребенка в семье, коллективное решение сходных семейных проблем, организацию досуговой деятельности вне стен учреждения. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: что включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей приносят результаты.