Адвентисты 7

  • English
  • Ўзбекча

Адвентизм на территории Узбекистана возник в 1905 году, еще во времена царской России благодаря верующим семьям, которые переехали сюда. Но в 30-х годах во время репрессий адвентистскую ветвь сослали в Сибирь. И только в 1956 году в страну снова вернулись последователи адвентизма.

Подпишитесь на наш канал в Telegram!

* Материал опубликован в рамках серии статей CABAR.asia, посвященной информированию аудитории о религиозном многообразии в странах Центральной Азии. Авторы не преследуют цель пропаганды той или иной религиозной конфессии.

Община в Ташкенте была образована в 1976 году, когда адвентисты купили небольшое здание, которое находилось в районе М. Горького. Эта церковь работала вплоть до прошлого года, пока не переехала в новое здание недалеко от метро «Машинасозлар» («Машиностроителей»).

Photo: CABAR.asia

Пастор церкви адвентистов седьмого дня в Ташкенте Сергей Лазаренко считает себя адвентистом с 6 лет. Он с родителями жил в поселке Красногорск Ташкентской области и посещали местную адвентистскую церковь:

Сергей Лазаренко с супругой Наргизой Лазаренко. Фото из личного архива

– Мы понимаем, что мы верим в одного Бога, поэтому у нас никогда не было с мусульманами никакой напряженности или трудностей. В основном нас от других христиан отличает день поклонения. Мы называемся адвентисты седьмого дня, потому что мы проводим службы по субботам. Мы строим свое вероучение на основе Библии и там нигде не говорится про поклонение в воскресенье.

Как и мусульмане мы тоже делим пищу на чистую и нечистую, согласно Священному Писанию. Даже многие христиане не знают о том, что, как и мусульманам, нам нельзя есть свинину. Об этом говорится и в Библии, и в Коране. И мы стараемся, насколько это возможно, придерживаться именно того, чему учит Библия.

Адвентизм рассматривает человека как целостную личность, то есть мы не разделяем, что есть духовное начало и плотское. Мы говорим, что Бог создал человека целым, гармоничным и поэтому через все, что ты делаешь, ты должен прославлять Бога.

А еще в адвентизме сильно развита линия здоровья, у нас по всему миру есть множество очень серьезных клиник. Потому что мы считаем, что здоровье – это тоже часть дара от Бога.

Кроме того мы делаем акцент на семью, ведь без нее человек не будет счастлив. Мы стараемся, чтобы дети получили лучшее образование для того, чтобы прославлялся Бог в этом, а люди, которые занимаются бизнесом, преуспевали в своем деле, чтобы и в этом тоже прославлялся Бог.

Адвентизм возник в США в 1830-х гг. Его основателем был про­по­вед­ник Уиль­ям Мил­лер. Это религиозное направление объединяет людей, которые верят во второе пришествие Иисуса Христа (лат. «adventus» — «пришествие»). Адвентисты седьмого дня – одно из ответвлений адвентизма. Они опираются на Библию как единственное правило веры и жизни, строго соблюдают 10 заповедей с акцентом на почитание субботы, а также не принимают участие в политической деятельности, отрицательно относятся к ношению и применению оружия.

Photo: CABAR.asia

Здание в котором сейчас находится церковь адвентистов седьмого дня было приобретено еще в 1990 году, но там не было условий, чтобы собираться и совершать службу. И только в прошлом году они смогли перебраться на новое место.

Наргиза Лазаренко, супруга пастора:

– Мне было 23 года, когда я пришла в адвентизм. Я пережила развод и для меня жизнь на тот момент была закончена.

У нас дома была Библия и я просто открыла ее и с первой страницы начала читать о том, как Бог сотворил мир, мужчину и женщину. О том, что сотворил семью для счастья, а вокруг я видела друзей, родителей и это все были несчастные семьи, потому что мужья изменяли, верности вообще не было в семьях.

В церковь адвентистов седьмого дня я попала благодаря подруге семьи, которая ходила сюда. Я видела как она изменилась, как в ее жизни появилось счастье и радость. Как-то раз она пригласила меня пойти с ней, а после я уже сама стала ходить. Меня очень поразило, что в этой церкви мужья не изменяют своим женам, потому что они боятся Бога.

У меня интернациональная семья: папа – мусульманин, а мама – русская и как таковой религии в семье не было. Мы верили в Бога в душе.

Папа не сразу принял мой выбор, но когда увидел, что ничего плохого со мной не происходит, разрешил посещать церковь. Сейчас вот сам просит молиться нашу церковь за те сложности, что у него есть в жизни и с уважением относится к моему выбору.

Зал, где проводятся субботние служения. Photo: CABAR.asia

Официально Адвентисты седьмого дня получили регистрацию в Узбекистане еще при советской власти в 1988 году, а в 1998 были перерегистрованы. Сейчас в церкви насчитывается около 120 прихожан. В основном это люди зрелого возраста, разных профессий и национальностей. По словам пастора, ни у кого из них не возникало проблем или непонимания с соседями или родственниками на почве религиозных взглядов.

Среди последователей адвентизма есть и русские, и узбеки. Однако последние распространяться на эту тему не хотят, говоря, что это личное.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иеговистам и без заботы одного из главных политических деятелей Третьего рейха неплохо живётся в современной России. Свои тайны они бережно хранят от посторонних глаз. Проникнуть в святая святых возможно, только если действовать инкогнито. Месяц я пробыла иеговисткой. А чтобы выяснить, чем эта религиозная организация отличается от других, называющих себя христианскими, на тот же срок затесалась в ряды адвентистов седьмого дня. Довольно неожиданные открытия последовали не сразу.

По воскресеньям в Зале Царства

Место действия — Балашов. Но в нашем случае это не играет особой роли. У свидетелей Иеговы и адвентистов занятия проходят по планам, так что не принципиально, где члены этих организаций проживают. Раз в квартал им выдают брошюры, в которых по номерам расписаны уроки. Они включают в себя статьи для изучения, вопросы по новому материалу, ссылки на главы и стихи из Библии. Без Священного Писания никак: каждый тезис должен быть подтверждён высшей инстанцией, дабы ни у кого не возникало сомнений, что на собраниях звучит богоугодная правда, не подлежащая опровержению.

Согласно Конституции РФ в нашей стране свобода вероисповедания. Главное — не нарушать закон. При таких благоприятных условиях жить бы всем духовно ищущим гражданам да радоваться, но скандалы периодически случаются. С апреля 2010 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) аннулировала разрешение на распространение на территории России печатного издания свидетелей Иеговы «Сторожевая башня», признав ряд его материалов экстремистскими. По этой же причине обыски и суды в отделениях этой организации прошли в Краснодарском крае, Ростовской, Кемеровской областях, Республике Алтай. На фоне вышеперечисленного в нашем регионе — тишь да благодать. Правда, в 2009 г. наши иеговисты всё-таки оказались в центре внимания центральных каналов и газет, когда родители из Питерки наотрез отказались от переливания крови для своего сына с опухолью мозга, поскольку это противоречит их вероучению. Ребёнок скончался в больнице Санкт-Петербурга.

Сами себя свидетели Иеговы позиционируют как члены всемирной христианской организации, а те, кто не входит в её ряды, зачастую называют одной из самых опасных деструктивных сект. Попасть на собрания иеговистов, не зная, во сколько они проводятся, непросто. Частный дом в микрорайоне кирпичного завода в Балашове, обитый современным отделочным материалом, с выложенной во дворе тротуарной плиткой, выглядит как игрушка. Материальный достаток его владельцев особенно заметен на фоне соседских владений, давно не видевших ремонта, утопающих весной и осенью в грязи за неимением на улицах асфальта. В тёмное время суток на доме отчётливо видны горящие огоньки, что свидетельствует о наличии сигнализации. Установлены камеры видеонаблюдения.

Мне повезло повстречаться с обитателями дома с третьего раза. Железная калитка была распахнута, дверь в дом тоже оказалась незапертой. Причина простая: члены общины активно готовились к конгрессу в Борисоглебске. Мужчина средних лет (как позже выяснилось, старейшина Спартак) принял меня радушно. А вот женщина насторожилась. Зорко рассматривая меня из-под очков, она задавала один вопрос за другим: зачем пришла, откуда узнала… Объяснив, что нахожусь в духовном поиске и меня заинтересовало учение, которого они придерживаются, сочиняла на месте легко и вдохновенно, за что была награждена литературой, которую принёс Спартак, пока женщина вела допрос. Помимо нескольких брошюр я получила приглашение на Тайную вечерю, единственный религиозный праздник, который отмечают иеговисты всего мира (государственные они не признают), а также пособие, по которому проходит обучение в Зале Царства (зал заседаний) каждое воскресенье в 10 и 13 час., поскольку все желающие, около 300 человек, не вмещаются за один приём.

Повстречаться с адвентистами оказалось проще. Табличка на фасаде белого дома оповещает, что богослужение в церкви христиан адвентистов седьмого дня проходит в субботу в 10 часов.

Паства без пастора

Переступив порог адвентистской церкви, я увидела несколько комнат с самым простеньким ремонтом. Адвентисты не были столь подозрительны, как свидетели Иеговы, ограничившись парой вопросов, заданных без нажима, гостеприимно и любезно пригласив на занятия субботней школы. В зале заседаний свои места заняли чуть более 20 человек. Многие из них пришли с детьми. Богослужение посещают не только горожане и жители Балашовского района, но также Самойловки, Аркадака. Ко мне сразу же подсел мужчина с добрыми грустными глазами и вопросами, читала ли я Библию, откуда у меня взялось религиозное побуждение прийти в их церковь. Так я познакомилась со старшим диаконом Вячеславом Александровичем. Ему за 50. А вот пастор живет в Ртищеве и в Балашов наведывается нечасто. Местные адвентисты считают, что им доверяют, поскольку у них накоплен изрядный религиозный опыт и они могут обходиться без наставника дольше других.

К нам подсела Елена Прокофьевна и протянула фотографии своих улыбающихся родственниц в воде. «В прошлую субботу у нас было крещение, — пояснила она. — На снимке — моя племянница с дочерью и сваха. Их крестили в бассейне на дому у частника… В апреле уже 21 год, как я верующая». В адвентистскую церковь она попала через семью супруга. Нашу беседу прервал звоночек. После молитвы и исполнения гимна надежды под номером 175 «Боже милостив, прощение предлагает Иисус» присутствующие передали приветы от своих родственников, проживающих по всей стране и за рубежом. Затем последовало традиционное чтение очередной статьи из «Миссионерских вестей». Намного интереснее статьи о Бекки, которая отправилась покупать туфли для субботы (адвентисты почитают субботу, а не воскресенье, как православные, руководствуясь прямым наставлением Ветхого завета), мне показалась информация о том, как жители Папуа Новой Гвинеи Соломоновых островов и Вануату бесплатно получили

аудиоаппаратуру на солнечных батарейках, на которой записаны тексты религиозных книг. Мы помолились о тех, кто ещё не имеет аппаратов, через которые они могли бы познать милость Господню.

Положенную тему изучают, разбившись на три класса. С детьми занимаются отдельно. Из-за меня урок «Смирение мудрого» был сильно сокращён, зато стало ясно, когда в Балашове появились адвентисты. В 1997 г. в город приехали выпускники Заокской духовной академии из Тульской области. Молодые люди ходили по домам, квартирам и организациям, приглашая балашовцев посетить их программу во Дворцах культуры «Текстильщик» и «Железнодорожник». «Они рассказывали о том, что было всем интересно в то время, — вспоминает сидящая рядом со мной пожилая Любовь Ивановна. — Когда будет конец света, пришествие Христа, что значит число зверя «666»…» Народу собиралось столько, что даже в проходах было тесно. С религиозно безграмотными горожанами академики изучали Библию по своему усмотрению. Это продолжалось месяц. 70 человек сразу приняли крещение. После отъезда просветители на первое время оставили в городе пастора, который собрал группу. Жилой дом был выкуплен и переоборудован в стиле протестантской церкви, которая функционирует по сей день. Правда, со временем ряды адвентистов начали редеть. В итоге регулярно на богослужениях собираются чуть более 20 человек: те, кто вступил в общину в 1997-м, и их родственники, которых им удалось привлечь. Исключение составляет Елена. Разочаровавшись в работе, коллективе, семейной жизни, она начала искать утешение в религии. Пройдя общину Виссариона, пятидесятников в Саратове, женщина остановила свой выбор на адвентистах.

После урока следует очередное исполнение гимна и, после небольшого перерыва, почти полуторачасовая проповедь, которую подготовил один из членов общины.

Не называйте близкого сектантом

Слово «секта» при множестве оттенков смыслов означает группу, имеющую своё учение и практику, отличные от господствующей церкви и идеологии. Религиозных сект, активно действующих в Саратове и Саратовской области, около 60. Руководитель Саратовского отделения центра религиоведческих исследований священномученика Иринея ЛИОНСКОГО, кандидат философских наук, священник Александр КУЗЬМИН, изучающий религиозные секты 18 лет, пришёл к выводу, что вытаскивать человека из подобных организаций очень сложно, занимает годы и не всегда удаётся. Обычно к нему за помощью обращаются родственники пострадавших.

«Не стоит называть близкого сектантом: это только усиливает непонимание, — делится наработанным опытом отец Александр. — Обучаем методикам, которые помогают соединить семью. После этого встречаюсь с сектозависимым. Задача в процессе реабилитации — вернуть человеку критическое мышление. Предлагаю порассуждать о том, что такое секта, рассказываю о психологическом контроле сознания. Чем больше человек вкладывается в дело, тем больше убеждает себя, что был прав, не зря поверил тому, кто выдавал себя за авторитетного специалиста. В сектах происходит множество страшных вещей, о которых люди не готовы рассказывать. Нанесённую травму можно сравнить с травмой, полученной при изнасиловании».

Помимо резонансных случаев, связанных с передачей имущества, случаются международные скандалы. Члены религиозных организаций подозреваются в разведдеятельности в интересах других государств. А это уже совсем безобразие.

С недавних пор в Балашовской епархии каждый вторник в 5 часов вечера проходят встречи православной молодёжи. Их проводит руководитель отдела по делам молодёжи и руководитель миссионерского отдела Балашовской епархии Вадим ИНОЗЕМЦЕВ. Священнослужитель не согласился, что вступление граждан в альтернативные религиозные организации — это просчёт РПЦ. «В сектах играют на нашей лени, — рассуждает отец Вадим. — Зачем многочасовые службы? На собраниях встречают так, как будто только их и ждали. Всегда были и будут факторы, которые отвращают народ от церкви. Но, несмотря на бабушек, которые могут обругать, часы патриарха, народ идёт в храм. Значит, есть благодать».

Две общины — одна программа?

Пожилая Олимпиада и рыжая женщина средних лет так и не смогли определиться, сколько старейшин в балашовской общине свидетелей Иеговы. То ли 3, то ли 4. «А зачем нам столько?» — удивилась Олимпиада. «Так это же хорошо», — поразилась ответу рыжая. Ответственные братья, которые проводят собрания, — как на подбор: респектабельные молодые мужчины в костюмах как будто из рекламы дорогого мужского парфюма.

Встречи состоят из двух частей. После молитвы богу Иегове (Троицу иеговисты отвергают), исполнения песни из сборника «Гимны Иегове» выступает приезжий брат, затем один из старейшин проводит обсуждение статьи в брошюре.

Своего рода ответом на диалог моих соседок стало выступление брата Димы на тему «Собрание истинных христиан узнается по любви». «Не надо искать недостатки в наших собраниях, — вещал приезжий брат, — это мешает духовному росту». Брат Дима убеждён, что нехорошо распространять «злые сплетни» и уж тем более задаваться вопросом, почему одни братья становятся ответственными, а другие — нет. Их назначает Иегова. Для подтверждения своих слов он обратился к Священному Писанию. Правда, пользуются свидетели Иеговы не синодальным переводом, а «нового мира».

Кажется, слова сестёр радовали и удивляли даже старейшину Юру, проводившего занятия по теме «Стройте крепкую, счастливую семью». «Когда мы с мужем начали строить дом, я тогда была не в вере, — рассказывает о наступившем просветлении сестра Вера, — мы чуть не разошлись. Иегова сохранил нашу семью. Я изучила Библию, поняла, что неправа. Дьявол мужа подзуживал».

А на следующей неделе на собрании адвентистов озарение произошло уже у меня. Когда, разбившись на классы, мы изучали стихи из Библии, посвящённые вреду алкоголя, совершенно неожиданно под конец занятия разговор пошёл о верёвке, скрученной втрое, о том, как себя должна вести идеальная жена, как — муж, какая семья становится крепкой, всплыло даже правило золотой середины. То же самое обсуждали свидетели Иеговы на прошлой неделе.

На Тайной вечере, проходившей и у тех, и у других, вспоминали жертву Христа ради спасения человечества. На ум приходит два объяснения: это или совпадение, или программы двум различным религиозным организациям составлял один и тот же авторский коллектив. Правда, штаб-квартира иеговистов находится в Бруклине, а адвентистов — в Сейнт-Олбэнс, Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

У старейшины Спартака поинтересовалась, почему литературу свидетелей Иеговы запрещают. «Периодически церковь находит точки соприкосновения с государством, и они сотрудничают, — осторожно заметил собеседник. — Есть взаимный интерес… Но мы благодарны за то, что у нас есть возможность собираться».

Перед воротами брат Юра с голливудской улыбкой приветствовал молоденькую девушку и юношу. «Молодцы, что пришли! Вы такие смелые…» — не скупился на комплименты красавчик-брюнет…