Агасфер вечный жид

Интересные подробности

В далеком 1970 году режиссером Владимиром Наумовым был снят фильм великолепный фильм по мотивам произведений Михаила Булгакова, где произносятся эти слова. Смысл их понятен не всем и сейчас. Попытаемся в этом разобраться.

* кадры из фильма «Бег»

Легенда о «вечном жиде»

По легенде две с лишним тысячи лет назад, когда римские легионеры по приказу пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата вели на казнь измученного Иисуса Христа, он, проходя мимо дома иудея-сапожника попросил разрешения опереться на стену его дома, чтобы немного отдохнуть.

В ответ на эту просьбу иудей стал оскорблять и смеяться над ним сказав, «я дам тебе отдохнуть на обратном пути, жду твоего возвращения…», подразумевая, что если он действительно Сын Божий, то воскреснет и после этого сможет у него отдохнуть. За такое отношение Иисус Христос обрек этого человека на вечное скитание по миру, по разным странам в поисках его — Спасителя.

А еще он наказал его бессмертием, чтобы муки его длились вечно.

— «И не будет у тебя дома родного и везде будешь ты чужим и гонимым отовсюду, где бы ты не находился …»

Вот отсюда и появилось историческое выражение «вечный жид» — человек обреченный вечно искупать свой грех до второго пришествия Иисуса Христа.

Когда «вечному жиду» исполнялось 100 лет он умирал в своих бесконечных скитаниях, так никого и не найдя, и возрождался опять тридцатилетним, чтобы вновь начать свои мучительные и бесконечные поиски Спасителя.

По преданию, имя этого иудея-сапожника было «Агасфер» (в разных странах оно несколько отличалось, но потом общепринятым вариантом стал именно «Агасфер»)

Немного истории

Первые упоминания о «Вечном жиде» были найдены еще в IX веке нашей эры в Европе, а в 1602 году, когда вышла в печать книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер», где только не видели изможденного старца с характерными чертами лица и длинными грязными волосами: и в Лондоне, и в Париже, и в Лейпциге…

* вечный странник — Агасфер

И везде он искал и спрашивал о человеке, который нес бы на себе тяжеленный крест…

А спрашивал он о нем потому, что только Иисус Христос во втором своем пришествии в этот мир, был способен снять с него проклятие и ниспослать долгожданную смерть Агасферу.

В средние века в Европе отношение к евреям было, мягко говоря, не дружественным.

В этих людях, постоянно кочующих с места на место, не имеющих своей Родины, но удивительным образом сохранившим свои законы и национальную идентичность, видели осквернителей Нового Завета и убийц Христа.

Они воплощали как бы коллективный образ врага Иисуса.

Вечный жид — это значит навеки проклятый грешник, которому не будет прощения и покоя до второго пришествия Христа.

Образ «вечного жида» не раз отображался в искусстве, живописи и мировой литературе.

Александр Дюма посвятил этому персонажу роман «Исаак Лакедем». Упоминается Агасфер и в трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». В России об Агасфере писал Василий Андреевич Жуковский в неоконченной поэме «Странствующий жид», созданной под влиянием немецких романтиков. «Вечный жид» появляется даже в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Многие известные художники обращались к этой теме.

Так, на картине «Агасфер на краю мира», написанной в 1888 году венгерским художником Адольфом Хиреми-Хиршлом, рядом с Вечным жидом — последним человеком на земле (т.к. он бессмертен) – призрак Смерти и ангел Надежды. Перед ними – прекрасная, но бездыханная обнаженная женщина, воплощающая собой погибшее человечество.

И только зловещие вороны кружат над ними в ледяной пустыне…

Следует отметить, что Спаситель не лишает Агасфера средств к существованию. В кошеле его лежит что-то вроде неразменного пятака, благодаря чему сколько бы он не тратил, кошелёк никогда не пустеет.

В одной французской балладе, посвященной Вечному Жиду, говорилось, что в его кармане постоянно лежат пять су (французские деньги того времени), которые, несмотря на то, что он их тратит, снова появляются у него.