Акафист Иисусу сладчайшему слушать валаамский

Ака­фист «Сла­ва Богу за всё с ударениями”

См. так­же: Ака­фи­сты в аудиоформате

Аудио:

Кондак 1

Нетлен­ный Царю веков, содер­жа­щий в дес­ни­це Сво­ей все пути жиз­ни чело­ве­че­ской силою спа­си­тель­но­го про­мыс­ла Тво­е­го, бла­го­да­рим Тя за все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ства Тво­е­го буду­ще­го. Про­сти­рай нам и впредь Твои мило­сти, пою­щим: Сла­ва Тебе, Боже, во веки.

Икос 1

Сла­бым бес­по­мощ­ным ребен­ком родил­ся я в мир, но Твой Ангел про­стер свет­лые кры­лья, охра­няя мою колы­бель. С тех пор любовь Твоя сия­ет на всех путях моих, чуд­но руко­во­дя меня к све­ту веч­но­сти. Слав­но щед­рые дары Тво­е­го Про­мыс­ла явле­ны с пер­во­го дня и доныне. Бла­го­да­рю и взы­ваю со все­ми, познав­ши­ми Тя:

Сла­ва Тебе, при­звав­ше­му меня к жизни;
Слава Тебе, явив­ше­му мне кра­со­ту вселенной.
Слава Тебе, рас­крыв­ше­му пре­до мною небо и зем­лю как веч­ную кни­гу мудрости;
Слава Тво­ей веч­но­сти сре­ди мира временного.
Слава Тебе за тай­ные и явные мило­сти Твои;
Слава Тебе за каж­дый вздох гру­ди моей.
Слава Тебе за каж­дый шаг жиз­ни, за каж­дое мгно­ве­ние радости;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 2

Гос­по­ди, как хоро­шо гостить у Тебя: бла­го­уха­ю­щий ветер, горы, про­стер­тые в небо, воды, как бес­пре­дель­ные зер­ка­ла, отра­жа­ю­щие золо­то лучей и лег­кость обла­ков. Вся при­ро­да таин­ствен­но шеп­чет­ся, вся пол­на лас­ки, и пти­цы и зве­ри носят печать Тво­ей люб­ви. Бла­го­сло­вен­на мать-зем­ля с ее ско­ро­те­ку­щей кра­со­той, про­буж­да­ю­щей тос­ку по веч­ной отчизне, где в нетлен­ной кра­со­те зву­чит: Аллилуия!

Икос 2

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чару­ю­щий рай. Мы уви­де­ли небо, как глу­бо­кую синюю чашу, в лазу­ри кото­рой зве­нят пти­цы, мы услы­ша­ли уми­ро­тво­ря­ю­щий шум леса и слад­ко­звуч­ную музы­ку вод, мы ели бла­го­ухан­ные и слад­кие пло­ды и души­стый мед. Хоро­шо у Тебя на зем­ле, радост­но у Тебя в гостях.

Сла­ва Тебе за празд­ник жизни;
Слава Тебе за бла­го­уха­ние лан­ды­шей и роз.
Слава Тебе за сла­дост­ное раз­но­об­ра­зие ягод и плодов;
Слава Тебе за алмаз­ное сия­ние утрен­ней росы.
Слава Тебе за улыб­ку свет­ло­го пробуждения;
Слава Тебе за зем­ную жизнь, пред­вест­ни­цу небесной.
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 3

Силою Духа Свя­то­го обо­ня­ет каж­дый цве­ток, тихое вея­ние аро­ма­та, неж­ность окрас­ки, кра­со­та Вели­ко­го в малом. Хва­ла и честь живо­тво­ря­ще­му Богу, про­сти­ра­ю­ще­му луга, как цве­ту­щий ковер, вен­ча­ю­ще­му поля золо­том коло­сьев и лазу­рью василь­ков, а души — радо­стью созер­ца­ния. Весе­ли­тесь и пой­те Ему: Аллилуия!

Икос 3

Как Ты пре­кра­сен в тор­же­стве вес­ны, когда вос­кре­са­ет вся тварь и на тыся­чи ладов радост­но взы­ва­ет к Тебе: Ты источ­ник жиз­ни, Ты побе­ди­тель смер­ти. При све­те меся­ца и песне соло­вья сто­ят доли­ны и леса в сво­их бело­снеж­ных под­ве­неч­ных убо­рах. Вся зем­ля — неве­ста Твоя, она ждет Нетлен­но­го Жени­ха. Если Ты тра­ву так оде­ва­ешь, то как же нас пре­об­ра­зишь в буду­щий век вос­кре­се­ния, как про­све­тят­ся наши тела, как заси­я­ют наши души!

Сла­ва Тебе, извед­ше­му из тем­но­ты зем­ли раз­но­об­раз­ные крас­ки, вкус и аромат;
Слава Тебе за раду­шие и лас­ку всей природы.
Слава Тебе за то, что Ты окру­жил нас тыся­ча­ми Тво­их созданий;
Слава Тебе за глу­би­ну Тво­е­го разу­ма, отпе­чат­лен­но­го во всем мире.
Слава Тебе, бла­го­го­вей­но целую сле­ды Тво­ей незри­мой стопы;
Слава Тебе, зажег­ше­му впе­ре­ди яркий свет веч­ной жизни.
Слава Тебе за надеж­ду бес­смерт­ной иде­аль­ной нетлен­ной красоты;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 4

Как Ты услаж­да­ешь дума­ю­щих о Тебе, как живо­твор­но свя­тое Сло­во Твое, мяг­че елея и сла­дост­нее сот бесе­да с Тобой. Окры­ля­ет и живит молит­ва к Тебе; каким тре­пе­том напол­ня­ет­ся серд­це и как вели­ча­ва и разум­на ста­но­вит­ся тогда при­ро­да и вся жизнь! Где нет Тебя — там пусто­та. Где Ты — там богат­ство души, там живым пото­ком изли­ва­ет­ся песнь: Аллилуия!

Икос 4

Когда на зем­лю схо­дит закат, когда воца­ря­ет­ся покой ноч­но­го сна и тиши­на уга­са­ю­ще­го дня, я вижу Твой чер­тог под обра­зом сия­ю­щих палат и облач­ных сеней зари. Огонь и пур­пур, золо­то и лазурь про­ро­че­ски гово­рят о неиз­ре­чен­ной кра­со­те Тво­их селе­ний, тор­же­ствен­но зовут: пой­дем к Отцу!

Сла­ва Тебе в тихий час вечера;
Слава Тебе, излив­ше­му миру вели­кий покой.
Слава Тебе за про­щаль­ный луч захо­дя­ще­го солнца;
Слава Тебе за отдых бла­го­дат­но­го сна.
Слава Тебе за Твою бла­гость во мра­ке, когда далек весь мир;
Слава Тебе за уми­лен­ные молит­вы рас­тро­ган­ной души.
Слава Тебе за обе­щан­ное про­буж­де­ние к радо­сти веч­но­го неве­чер­не­го дня; Сла­ва Тебе, Боже, во веки.

Кондак 5

Не страш­ны бури житей­ские тому, у кого в серд­це сия­ет све­тиль­ник Тво­е­го огня. Кру­гом непо­го­да и тьма, ужас и завы­ва­ние вет­ра. А в душе у него тиши­на и свет: там Хри­стос! И серд­це поет: Аллилуия!

Икос 5

Я вижу небо Твое, сия­ю­щее звез­да­ми. О, как Ты богат, сколь­ко у Тебя све­та! Луча­ми дале­ких све­тил смот­рит на меня веч­ность, я так мал и ничто­жен, но со мною Гос­подь, Его любя­щая дес­ни­ца всю­ду хра­нит меня.

Сла­ва Тебе за непре­стан­ные забо­ты обо мне;
Слава Тебе за про­мыс­ли­тель­ные встре­чи с людьми.
Слава Тебе за любовь род­ных, за пре­дан­ность друзей;
Слава Тебе за кро­тость живот­ных, слу­жа­щих мне.
Слава Тебе за свет­лые мину­ты моей жизни;
Слава Тебе за ясные радо­сти сердца.
Слава Тебе за сча­стье жить, дви­гать­ся и созерцать;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 6

Как Ты велик и бли­зок в мощ­ном дви­же­нии гро­зы, как вид­на Твоя могу­чая рука в изги­бах осле­пи­тель­ных мол­ний, див­но вели­чие Твое. Глас Гос­по­день над поля­ми и в шуме лесов, глас Гос­по­день в рож­де­стве гро­мов и дождей, глас Гос­по­день над вода­ми мно­ги­ми. Хва­ла Тебе в гро­хо­те огне­ды­ша­щих гор. Ты сотря­са­ешь зем­лю, как одеж­ду. Ты взды­ма­ешь до неба вол­ны мор­ские. Хва­ла сми­ря­ю­ще­му чело­ве­че­скую гор­ды­ню, истор­га­ю­ще­му пока­ян­ный вопль: Аллилуия!

Икос 6

Как мол­ния, когда осве­тит чер­то­ги пира, то после нее жал­ки­ми кажут­ся огни све­тиль­ни­ков — так Ты вне­зап­но бли­стал в душе моей во вре­мя самых силь­ных радо­стей жиз­ни. И после мол­ние­нос­но­го све­та Тво­е­го каки­ми бес­цвет­ны­ми, тем­ны­ми, при­зрач­ны­ми каза­лись они. Душа гна­лась за Тобою.

Сла­ва Тебе, край и пре­дел высо­чай­шей чело­ве­че­ской мечты!
Слава Тебе за нашу неуто­ли­мую жаж­ду Богообщения.
Слава Тебе, вдох­нув­ше­му в нас неудо­вле­тво­рен­ность земным;
Слава Тебе, облек­ше­му нас тон­чай­ши­ми луча­ми Твоими.
Слава Тебе, сокру­шив­ше­му власть духов тьмы, обрек­ше­му на уни­что­же­ние вся­кое зло;
Слава Тебе за откро­ве­ния Твои, за сча­стье чув­ство­вать Тебя и жить с Тобою.
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 7

В див­ном соче­та­нии зву­ков слы­шит­ся зов Твой. Ты откры­ва­ешь нам пред­две­рия гря­ду­ще­го рая и мело­дич­ность пения в гар­мо­нич­ных тонах, в высо­те музы­каль­ных кра­сок, в блес­ке худо­же­ствен­но­го твор­че­ства. Все истин­но пре­крас­ное могу­чим при­зы­вом уно­сит душу к Тебе, застав­ля­ет вос­тор­жен­но петь: Аллилуия!

Икос 7

Наи­ти­ем Свя­то­го Духа Ты оза­ря­ешь мысль худож­ни­ков, поэтов, гени­ев нау­ки. Силой Сверх­со­зна­ния они про­ро­че­ски пости­га­ют зако­ны Твои, рас­кры­вая нам без­дну твор­че­ской пре­муд­ро­сти Тво­ей. Их дела неволь­но гово­рят о Тебе: о, как Ты велик в Сво­их созда­ни­ях, о, как Ты велик в человеке.

Сла­ва Тебе, явив­ше­му непо­сти­жи­мую силу в зако­нах вселенной;
Слава Тебе, вся при­ро­да пол­на зако­нов Тво­е­го бытия.
Слава Тебе за все откры­тое нам по бла­го­сти Твоей;
Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по муд­ро­сти Твоей.
Слава Тебе за гени­аль­ность чело­ве­че­ско­го ума;
Слава Тебе за живо­тво­ря­щую силу труда.
Слава Тебе за огнен­ные язы­ки вдохновения;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 8

Как бли­зок Ты во дни болез­ни, Ты Сам посе­ща­ешь боль­ных, Ты Сам скло­ня­ешь­ся у стра­даль­че­ско­го ложа, и серд­це бесе­ду­ет с Тобой. Ты миром оза­ря­ешь душу во вре­мя тяж­ких скор­бей и стра­да­ний, Ты посы­ла­ешь неждан­ную помощь. Ты уте­ша­ешь, Ты любовь испы­ту­ю­щая и спа­са­ю­щая, Тебе поем песнь: Аллилуия!

Икос 8

Когда я в дет­стве пер­вый раз созна­тель­но при­звал Тебя, Ты испол­нил мою молит­ву, и душу осе­нил бла­го­го­вей­ный покой. Тогда я понял, что Ты — благ и бла­жен­ны при­бе­га­ю­щие к Тебе. Я стал при­зы­вать Тебя сно­ва и сно­ва, и ныне зову:

Сла­ва Тебе, испол­ня­ю­ще­му во бла­гих жела­ния мои;
Слава Тебе, бодр­ству­ю­ще­му надо мной день и ночь.
Слава Тебе, вра­чу­ю­ще­му скор­би и утра­ты цели­тель­ным тече­ни­ем времени;
Слава Тебе, с Тобою нет без­на­деж­ных потерь. Ты дару­ешь всем веч­ную жизнь.
Слава Тебе, Ты ода­рил бес­смер­ти­ем все доб­рое и высо­кое, Ты обе­щал жела­е­мую встре­чу с умершими;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 9

Отче­го вся при­ро­да улы­ба­ет­ся во дни празд­ни­ков? Отче­го тогда в серд­це раз­ли­ва­ет­ся див­ная лег­кость, ни с чем зем­ным не срав­ни­мая, и самый воз­дух алта­ря и хра­ма ста­но­вит­ся све­то­нос­ным? Это вея­ние бла­го­да­ти Тво­ей, это отблеск Фавор­ско­го све­та; тогда и небо и зем­ля хва­леб­но поют: Аллилуия!

Икос 9

Когда Ты вдох­нов­лял меня слу­жить ближ­ним, а душу оза­рял сми­ре­ни­ем, то один из бес­чис­лен­ных лучей Тво­их падал на мое серд­це, и оно ста­но­ви­лось све­то­нос­ным, как желе­зо в огне. Я видел Твой таин­ствен­ный, неуло­ви­мый Лик.

Сла­ва Тебе, пре­об­ра­зив­ше­му нашу жизнь дела­ми добра;
Слава Тебе, запе­чат­лев­ше­му неска­зан­ную сла­дость в каж­дой запо­ве­ди Твоей.
Слава Тебе, явно пре­бы­ва­ю­ще­му там, где бла­го­уха­ет милосердие;
Слава Тебе, посы­ла­ю­ще­му нам неуда­чи и скор­би, дабы мы были чут­ки­ми к стра­да­ни­ям других.
Слава Тебе, поло­жив­ше­му вели­кую награ­ду в само­цен­но­сти добра;
Слава Тебе, при­ем­лю­ще­му высо­кий порыв.
Слава Тебе, воз­вы­сив­ше­му любовь пре­вы­ше все­го зем­но­го и небесного;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 10

Раз­би­тое в прах нель­зя вос­ста­но­вить, но Ты вос­ста­нав­ли­ва­ешь тех, у кого истле­ла совесть, Ты воз­вра­ща­ешь преж­нюю кра­со­ту душам, без­на­деж­но поте­ряв­шим ее. С Тобой нет непо­пра­ви­мо­го. Ты весь любовь. Ты — Тво­рец и Вос­ста­но­ви­тель. Тебя хва­лим пес­нью: Аллилуия!

Икос 10

Боже мой, ведый отпа­де­ние гор­до­го анге­ла Ден­ни­цы, спа­си меня силою бла­го­да­ти, не дай мне отпасть от Тебя, не дай усо­мнить­ся в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все мину­ты жиз­ни я слы­шал Твой таин­ствен­ный голос и взы­вал к Тебе, вездесущему:

Сла­ва Тебе за про­мыс­ли­тель­ное сте­че­ние обстоятельств;
Слава Тебе за бла­го­дат­ные предчувствия.
Слава Тебе за ука­за­ние тай­но­го голоса;
Слава Тебе за откро­ве­ния во сне и наяву.
Слава Тебе, раз­ру­ша­ю­ще­му наши бес­по­лез­ные замыслы;
Слава Тебе, стра­да­ни­я­ми отрезв­ля­ю­ще­му нас от уга­ра страстей.
Слава Тебе, спа­си­тель­но сми­ря­ю­ще­му гор­ды­ню сердца;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 11

Через ледя­ную цепь веков я чув­ствую теп­ло Тво­е­го Боже­ствен­но­го дыха­ния, слы­шу стру­я­щу­ю­ся кровь. Ты уже бли­зок, часть, вре­ме­ни рас­се­я­лась. Я вижу Твой Крест — он ради меня. Мой дух в пра­хе пред Кре­стом: здесь тор­же­ство люб­ви и Спа­се­ния, здесь не умол­ка­ет во веки хва­ла: Аллилуия!

Икос 11

Бла­жен, кто вку­сит вече­рю во Цар­ствии Тво­ем, но Ты уже на зем­ле при­об­щил меня это­го бла­жен­ства. Сколь­ко раз Ты про­сти­рал мне Боже­ствен­ной дес­ни­цей Тело и Кровь Твои, и я, мно­го­греш­ный, при­ни­мал эту свя­ты­ню и чув­ство­вал Твою любовь, неска­зан­ную, сверхъестественную.

Сла­ва Тебе за непо­сти­жи­мую живи­тель­ную силу благодати;
Слава Тебе, воз­двиг­ше­му Цер­ковь Твою как тихое при­ста­ни­ще изму­чен­но­му миру.
Слава Тебе, воз­рож­да­ю­ще­му нас живо­тво­ря­щи­ми вода­ми крещения;
Слава Тебе, Ты воз­вра­ща­ешь каю­щим­ся чисто­ту непо­роч­ных лилий.
Слава Тебе, неис­ся­ка­е­мая без­дна прощения;
Слава Тебе за чашу жиз­ни, за хлеб веч­ной радости.
Слава Тебе, воз­вед­ше­му нас на небо;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 12

Я видел мно­го раз отра­же­ние сла­вы Тво­ей на лицах умер­ших. Какой незем­ной кра­со­той и радо­стью све­ти­лись они, как воз­душ­ны, нема­те­ри­аль­ны были их чер­ты, это было тор­же­ство достиг­ну­то­го сча­стья, покоя; мол­ча­ни­ем они зва­ли к Тебе. В час кон­чи­ны моей про­све­ти и мою душу, зову­щую: Аллилуия!

Икос 12

Что моя хва­ла пред Тобой! Я не слы­хал пения Херу­ви­мов, это удел высо­ких душ, но я знаю, как хва­лит Тебя при­ро­да. Я созер­цал зимой, как в лун­ном без­мол­вье вся зем­ля тихо моли­лась Тебе, обле­чен­ная в белую ризу, сияя алма­за­ми сне­га. Я видел, как радо­ва­лось о Тебе вос­хо­дя­щее солн­це и хоры птиц гре­ме­ли сла­ву. Я слы­шал, как таин­ствен­но о Тебе шумит лес, поют вет­ры, жур­чат воды, как про­по­ве­ду­ют о Тебе хоры све­тил сво­им строй­ным дви­же­ни­ем в бес­ко­неч­ном про­стран­стве. Что моя хва­ла! При­ро­да послуш­на, а я — нет, пока живу, я вижу любовь Твою, хочу бла­го­да­рить, молить­ся и взывать,

Сла­ва Тебе, пока­зав­ше­му нам свет;
Слава Тебе, воз­лю­бив­ше­му нас любо­вью глу­бо­кой, неиз­ме­ри­мой, божественной.
Слава Тебе, осе­ня­ю­ще­му нас све­том, сон­ма­ми Анге­лов и святых;
Слава Тебе, Все­свя­тый Отче, запо­ве­дав­ший нам Твое Царство.
Слава Тебе, Иску­пи­те­лю Сыне, открыв­ший нам путь к спасению;
Слава тебе, Душе Свя­тый, Живо­тво­ря­щее Солн­це буду­ще­го века.
Слава Тебе за все, о Тро­и­це Боже­ствен­ная, Всеблагая.
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 13

О Все­б­ла­гая и Живо­тво­ря­щая Тро­и­це, при­ми бла­го­да­ре­ние за вся мило­сти Твои и яви нас достой­ны­ми Тво­их бла­го­де­я­ний, дабы, умно­жив вве­рен­ные нам талан­ты, мы вошли в веч­ную радость Гос­по­да сво­е­го с побед­ной хва­лой: Аллилуия!

Этот кондак чита­ет­ся три­жды, затем 1‑й икос: «Сла­бым бес­по­мощ­ным ребен­ком…» и 1‑й кондак: «Нетлен­ный Царю…»

* * *

См.: АКАФИСТ, раз­дел О БОГЕ

Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе

Бла­го­дар­ствен­ный ака­фист «Сла­ва Богу за все» напи­сал в после­ре­во­лю­ци­он­ные годы мит­ро­по­лит Три­фон (в миру Борис Пет­ро­вич Тур­ке­ста­нов). Родил­ся он 29 нояб­ря 1861 года в Москве. Отец его, князь Тур­ке­ста­нов (1830—1891), был пря­мым потом­ком древ­не­го кня­же­ско­го рода из Гру­зии. Пра­дед, князь Борис Пан­кра­тье­вич Тур­ке­ста­но­шви­ли, в память кото­ро­го он полу­чил имя, выехал в Рос­сию при Пет­ре I. Мать буду­ще­го свя­ти­те­ля — Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на, урож­ден­ная княж­на Нарышкина.
Во вре­мя тяже­лой болез­ни сына, еще мла­ден­ца, когда вра­чи поте­ря­ли надеж­ду на его выздо­ров­ле­ние, мать ходи­ла в цер­ковь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на и моли­лась об исце­ле­нии сына, обе­щая после выздо­ров­ле­ния посвя­тить его Богу и, если сын спо­до­бит­ся мона­ше­ско­го чина, дать ему имя Три­фон. Когда мла­де­нец выздо­ро­вел. Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на совер­ши­ла с ним поезд­ку в Опти­ну Пустынь к про­слав­лен­но­му на всю Рос­сию стар­цу Амвро­сию. Встре­чая их, ста­рец неожи­дан­но ска­зал сто­я­ще­му перед ним наро­ду: «Дай­те доро­гу, архи­ерей идет». Рас­сту­пив­ши­е­ся люди с удив­ле­ни­ем уви­де­ли вме­сто архи­ерея жен­щи­ну с ребен­ком. В 1887 году Борис, полу­чив бла­го­сло­ве­ние роди­те­лей, посту­пил послуш­ни­ком в Опти­ну Пустынь к стар­цу Амвро­сию, кото­рый и бла­го­сло­вил его на монашество.
В 1891 году Борис при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Три­фон в честь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на — так испол­нил­ся обет, дан­ный мате­рью. Вско­ре о. Три­фон был руко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­ны, а затем в иеро­мо­на­хи. Ста­рец Амвро­сий бла­го­сло­вил его на уче­бу в Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии. Во вре­мя уче­бы иеро­мо­нах Три­фон избрал слу­же­ние в пере­сыль­ной тюрь­ме. В 1895 году о. Три­фон окон­чил Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бого­сло­вия, защи­тив дис­сер­та­цию на тему «Древ­не­хри­сти­ан­ские и Оптин­ские стар­цы». Он знал пять язы­ков: гре­че­ский, латынь, фран­цуз­ский, немец­кий и английский.
С 1895 по 1901 год о. Три­фон был смот­ри­те­лем Мос­ков­ско­го Духов­но­го учи­ли­ща, рек­то­ром Вифан­ской, а затем Мос­ков­ской Духов­ных семи­на­рий. 18 июля 1901 года он стал епи­ско­пом Дмит­ров­ским, вика­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии, и был на этом посту почти 15 лет. Епи­скоп Три­фон часто совер­шал бого­слу­же­ния, очень полю­бив­ши­е­ся моск­ви­чам, мно­го про­по­ве­до­вал, вел огром­ную цер­ков­ную и обще­ствен­ную рабо­ту, не остав­ляя и сво­их науч­ных тру­дов. За уди­ви­тель­ный дар сло­ва веру­ю­щий народ про­звал его «Мос­ков­ским Зла­то­устом». Вла­ды­ка был духов­но свя­зан со мно­ги­ми подвиж­ни­ка­ми Рус­ской Церк­ви — Оптин­ски­ми стар­ца­ми Ана­то­ли­ем и Вар­со­но­фи­ем (кото­ро­го воз­вел в сан архи­манд­ри­та), стар­цем Геф­си­ман­ско­го ски­та Вар­на­вой, стар­цем Заха­ри­ей. После нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны епи­скоп слу­жил в дей­ству­ю­щей армии. На поль­ском фрон­те он полу­чил кон­ту­зию и вынуж­ден был воз­вра­тить­ся в Моск­ву с рас­стро­ен­ным здо­ро­вьем. В 1916 году епи­скоп Три­фон ушел на покой в Ново-Иеру­са­лим­ский Вос­кре­сен­ский мона­стырь. После поезд­ки на фронт он сно­ва воз­вра­тил­ся в 1917 году в Новый Иерусалим.
С 1918 года епи­скоп Три­фон жил в Москве, не при­ни­мая уча­стия в адми­ни­стра­тив­ных делах Церк­ви. К нему посто­ян­но шел поток посе­ти­те­лей за сове­том и по духов­ным и по житей­ским вопро­сам. Веру­ю­щий народ уже почи­тал его как вели­ко­го архи­ерея, заме­ча­тель­но­го про­по­вед­ни­ка и духо­нос­но­го стар­ца-подвиж­ни­ка. Его сове­ты и мне­ния неред­ко были реша­ю­щи­ми не толь­ко для судеб его мно­го­чис­лен­ных духов­ных детей, но и во мно­гих собы­ти­ях, свя­зан­ных с судь­бой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви после рево­лю­ции. Свя­той пат­ри­арх Тихон любил вла­ды­ку, часто слу­жил вме­сте с ним, а в 1923 году воз­вел его в сан архи­епи­ско­па. Они были дву­мя вели­ки­ми духов­ны­ми стол­па­ми, кото­рые под­дер­жи­ва­ли свя­тую Рус­скую Цер­ковь в жесто­кое и мно­госкорб­ное для Рос­сии время.
После кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Тихо­на в 1925 году роль архи­епи­ско­па Три­фо­на еще более воз­рос­ла. Нахо­дясь фор­маль­но на покое, он был поис­ти­не одним из глав­ных духов­ных води­те­лей Рос­сий­ско­го Пра­во­сла­вия, в 1931 году в годов­щи­ну 30-летия сво­е­го епи­скоп­ско­го слу­же­ния архи­епи­скоп Три­фон был воз­ве­ден в сан митрополита.
В 20–30‑е годы сло­во вла­ды­ки Три­фо­на было зако­ном для тех, кто сохра­нил истин­ную веру и духов­ный разум в ужа­сах рос­сий­ской жиз­ни; народ верил, что его уста­ми гово­рил сам Гос­подь. Худож­ник Павел Корин, напи­сав­ший с нату­ры порт­рет мит­ро­по­ли­та Три­фо­на, вспо­ми­нал, что боль­шин­ство порт­ре­тов духов­ных лиц для «Руси ухо­дя­щей» он смог напи­сать толь­ко бла­го­да­ря вла­ды­ке. Те, кого худож­ник при­гла­шал в мастер­скую, согла­ша­лись пози­ро­вать лишь после того, как узна­ва­ли о бла­го­сло­ве­нии почи­та­е­мо­го все­ми митрополита.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны мит­ро­по­лит Три­фон напи­сал этот уди­ви­тель­ный ака­фист, кото­рый стал его духов­ным заве­ща­ни­ем. «Сла­ва Богу за все» — в этих сло­вах глав­ный духов­ный опыт Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во вре­мя самых жесто­ких гоне­ний, когда-либо в исто­рии пере­но­си­мых Цер­ко­вью Хри­сто­вой. Вспом­ним, что эти­ми же сло­ва­ми закон­чил свое выступ­ле­ние на суде в 1924 году мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Вени­а­мин (Казан­ский), невин­но осуж­ден­ный и при­го­во­рен­ный к рас­стре­лу на про­цес­се по делу об изъ­я­тии цер­ков­ных ценностей.
Сам Хри­стос ска­зал: Мужай­тесь: Я побе­дил мир (Ин.16:33), и пото­му, каки­ми бы труд­ны­ми и печаль­ны­ми ни были собы­тия зем­ной исто­рии, сила Божия все­гда побеж­да­ет. Идет смер­тель­ный бой, и мы зна­ем, что Хри­стос уже побе­дил вра­га рода чело­ве­че­ско­го, но дол­жен побе­дить и каж­дый чело­век. Вос­кре­се­ние ста­ло воз­мож­ным толь­ко после Гол­го­фы, и кажу­ще­е­ся пора­же­ние мил­ли­о­нов уми­ра­ю­щих за веру и прав­ду ста­но­вит­ся побе­дой — путем к жиз­ни веч­ной, нескон­ча­е­мой, радост­ной. Об этом и поет вдох­но­вен­но вели­кий сын Рос­сии, бла­го­да­ря Бога за «все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ствия Тво­е­го буду­ще­го», что­бы, «умно­жив вве­рен­ные нам талан­ты, мы вошли в веч­ную радость Гос­по­да сво­е­го с побед­ной хва­лой: Аллилуия!»
Скон­чал­ся мит­ро­по­лит Три­фон 14 июня 1934 года и был погре­бен на Вве­ден­ском клад­би­ще в Москве. Моги­ла его и доныне явля­ет­ся пред­ме­том почи­та­ния мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных россиян.

Акафист СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ

  • Ака­фист Иису­су Слад­чай­ше­му с парал­лель­ным пере­во­дом на совре­мен­ный рус­ский язык
Ака­фист Иису­су Слад­чай­ше­му. Хор бра­тии Вала­ам­ско­го монастыря
Ака­фист Иису­су Слад­чай­ше­му. Хор Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лавры

Господь Иисус Христос

Кондак 1

Воз­бра́н­ный Вое­во́­до и Го́с­по­ди, а́да по­бе­ди́­те­лю, я́ко из­ба́вль­ся от ве́ч­ныя сме́р­ти, по­хва́ль­ная вос­пи­су́ю Ти, со­зда́­ние и раб Твой; но, я́ко име́яй ми­ло­се́р­дие не­из­ре­че́н­ное, от вся́­ких мя бед сво­бо­ди́, зо­ву́­ща: Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Соше­ствие Хри­ста во ад (Мф.12:40), (1Пет.3:18–19).

Икос 1

А́н­ге­лов Тво́р­че и Го́с­по­ди сил, от­ве́р­зи ми не­до­уме́н­ный ум и язы́к на по­хва­лу́ пре­чи́с­та­го Тво­его́ и́ме­не, я́ко­же глу­хо́­му и гуг­ни́­во­му дре́в­ле слух и язы́к от­ве́рзл еси́, и, гла­го́­ла­ше зо­вы́й такова́я:

Иису́­се пре­чу́д­ный, а́н­ге­лов удив­ле́­ние; Иису́­се пре­си́ль­ный, пра­ро­ди́­те­лей из­бав­ле́­ние. Иису́­се пре­сла́д­кий, па­три­а́р­хов ве­ли­ча́­ние; Иису́­се пре­сла́в­ный, ца­ре́й укреп­ле́­ние. Иису́­се пре­лю­би́­мый, про­ро́­ков ис­пол­не́­ние; Иису́­се пре­ди́в­ный, му́­че­ни­ков кре́­пос­те. Иису́­се пре­ти́­хий, мо­на́­хов ра́­дос­те; Иису́­се пре­ми́­ло­сти­вый, пре­сви́­те­ров сла́­дос­те. Иису́­се пре­ми­ло­се́р­дый, по́ст­ни­ков воз­дер­жа́­ние; Иису́­се пре­сла́­дост­ный, пре­по­до́б­ных ра́­до­ва­ние. Иису́­се пре­чест­ны́й, де́в­ствен­ных це­ло­му́д­рие; Иису́­се пред­ве́ч­ный, гре́ш­ни­ков спа­се́­ние. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Исце­ле­нии глу­хо­го кос­но­языч­но­го (Мк.7:31–37).

Ви́­дя вдо­ви́­цу зе́ль­не пла́­чу­щу, Го́с­по­ди, я́ко­же бо тог­да́ уми­ло­се́р­див­ся, сы́­на ея́ на по­гре­бе́­ние не­со́­ма вос­кре­си́л еси́; си́­це и о мне уми­ло­се́р­ди­ся, Че­ло­ве­ко­лю́б­че, и грех­ми́ умерщв­ле́н­ную мою́ ду́­шу вос­кре­си́, зо­ву́­щую: Аллилу́иа.

Вос­кре­ше­ние сына наин­ской вдо­вы (Лк.7:11–16).

Ра́­зум не­ура­зу­ме́н­ный ра­зу­ме́­ти Фи­ли́пп ища́, Го́с­по­ди, по­ка­жи́ нам От­ца́, гла­го́­ла­ше; Ты же к не­му́: то­ли́­кое вре́­мя сый со Мно́ю, не по­зна́л ли еси́, я́ко Оте́ц во Мне, и Аз во От­це́ есмь? Те́м­же, Не­из­сле́­до­ван­не, со стра́­хом зо­ву́ Ти:

Иису́­се, Бо́­же пред­ве́ч­ный; Иису́­се, Ца­рю́ пре­си́ль­ный. Иису́­се, Вла­ды́­ко дол­го­тер­пе­ли́­вый; Иису́­се, Спа́­се пре­ми́­ло­сти­вый. Иису́­се, хра­ни́­те­лю мой пре­бла­ги́й; Иису́­се, очи́с­ти гре­хи́ моя́. Иису́­се, оты­ми́ без­за­ко́­ния моя́; Иису́­се, от­пус­ти́ не­пра́в­ды моя́. Иису́­се, на­де́ж­до моя́, не оста́­ви ме­не́; Иису́­се, по­мо́щ­ни­че мой, не от­ри́­ни ме­не́. Иису́­се, Со­зда́­те­лю мой, не за­бу́­ди ме­не́; Иису́­се, Па́­сты­рю мой, не по­гу­би́ ме­не́. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Ответ Спа­си­те­ля апо­сто­лу Филип­пу (Ин.14:8–11).

Си́­лою свы́­ше апо́с­то­лы об­ле­ки́й, Иису́­се, во Иеру­са­ли́­ме се­дя́­щия, об­ле­цы́ и ме­не́, об­на­же́н­на­го от вся́­ка­го бла­го­тво­ре́­ния, теп­ло­то́ю Ду́­ха Свя­та́­го Тво­его́ и даждь ми с лю­бо́­вию пе́­ти Те­бе́: Аллилу́иа.

Соше­ствие Свя­то­го Духа на апо­сто­лов (Деян.2:1–18).

Име́яй бо­га́т­ство ми­ло­се́р­дия, мы­та­ри́ и гре́ш­ни­ки, и не­ве́р­ныя при­зва́л еси́, Иису́­се; не пре́­зри и ме­не́ ны́­не, по­до́б­на­го им, но, я́ко мно­го­це́н­ное ми́­ро, при­ими́ песнь сию́:

Иису́­се, си́­ло не­по­бе­ди́­мая; Иису́­се, ми́­лос­те без­ко­не́ч­ная. Иису́­се, кра­со­то́ пре­све́т­лая; Иису́­се, лю­бы́ не­из­ре­че́н­ная. Иису́­се, Сы́­не Бо́­га Жи­ва́­го; Иису́­се, по­ми́­луй мя гре́ш­на­го. Иису́­се, услы́­ши мя в без­за­ко́­ни­их за­ча́­та­го; Иису́­се, очи́с­ти мя во гре­се́х рож­де́н­на­го. Иису́­се, нау­чи́ мя не­по­тре́б­на­го; Иису́­се, осве­ти́ мя те́м­на­го. Иису́­се, очи́с­ти мя скве́р­на­го; Иису́­се, воз­ве­ди́ мя блу́д­на­го. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Хри­стос в доме мыта­ря Левия Мат­фея (Лк.5:27–32).

Бу́­рю внутрь име́яй по­мыш­ле́­ний су­мни́­тель­ных, Петр утопа́­ше; уз­ре́в же во пло́­ти Тя су́­ща, Иису́­се, и по во­да́м хо­дя́­ща, по­зна́ Тя Бо́­га и́с­тин­на­го и, ру́­ку спа­се́­ния по­лу­чи́в, ре­че́: Аллилу́иа.

Хожде́ние Иису­са Хри­ста по вода́м (Мф.14:22–33).

Слы́­ша сле­пы́й ми­мо­хо­дя́­ща Тя, Го́с­по­ди, пу­те́м во­пия́­ше: Иису́­се, Сы́­не Да­ви́­дов, по­ми́­луй мя! И, при­зва́в, от­ве́рзл еси́ о́чи его́. Про­све­ти́ у́бо ми́­лос­тию Твое́ю о́чи мы́с­лен­ныя се́рд­ца и ме­не́, во­пию́­ща Ти и глаго́люща:

Иису́­се, вы́ш­них Со­зда́­те­лю; Иису́­се, ни́ж­них Ис­ку­пи́­те­лю. Иису́­се, пре­ис­по́д­них по­тре­би́­те­лю; Иису́­се, всея́ тва́­ри укра­си́­те­лю. Иису́­се, души́ моея́ уте́­ши­те­лю; Иису́­се, ума́ мо­его́ про­све­ти́­те­лю. Иису́­се, се́рд­ца мо­его́ ве­се́­лие; Иису́­се, те́­ла мо­его́ здра́­вие. Иису́­се, Спа́­се мой, спа­си́ мя; Иису́­се, све́­те мой, про­све­ти́ мя. Иису́­се, му́­ки вся́­кия из­ба́­ви мя; Иису́­се, спа­си́ мя, не­до­сто́й­на­го. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Иисус Хри­стос исце­ля­ет сле­по­го близ Иери­хо­на (Лк.18:35–43).

Бо­го­то́ч­ною Кро́­вию я́ко­же ис­ку­пи́л еси́ нас дре́в­ле от за­ко́н­ныя кля́т­вы, Иису́­се, си́­це из­ми́ нас от се́­ти, е́ю­же змий за­пя́т ны страсть­ми́ плот­ски́­ми, и блу́д­ным на­важ­де́­ни­ем, и злым уны́­нием, во­пию́­щия Ти: Аллилу́иа.

Хри­стос иску­па­ет чело­ве­че­ство ценой Сво­ей Кро­ви (1Петр.1:17–20), (Гал.3:13), (Откр.5:9).

Ви́­дев­ше о́т­ро­цы ев­ре́й­стии во о́б­ра­зе че­ло­ве́­чес­тем Со­зда́в­ша­го ру­ко́ю че­ло­ве́­ка, и Вла­ды́­ку ра­зу­ме́в­ше Его́, по­тща́­ша­ся ве́твь­ми уго­ди́­ти Ему́, оса́н­на во­пию́­ще. Мы же песнь при­но́­сим Ти, глаго́люще:

Иису́­се, Бо́­же и́с­тин­ный; Иису́­се, Сы́­не Да­ви́­дов. Иису́­се, Ца­рю́ пре­сла́в­ный; Иису́­се, А́гн­че не­по­ро́ч­ный. Иису́­се, Па́­сты­рю пре­ди́в­ный; Иису́­се, хра­ни́­те­лю во мла́­до­сти мое́й. Иису́­се, кор­ми́­те­лю во ю́нос­ти мое́й; Иису́­се, по­хва­ло́ в ста́­рос­ти мое́й. Иису́­се, на­де́ж­до в сме́р­ти мое́й; Иису́­се, жи­во­те́ по сме́р­ти мое́й. Иису́­се, уте­ше́­ние мое́ на су­де́ Тво­е́м; Иису́­се, же­ла́­ние мое́, не по­сра­ми́ ме­не́ тог­да́. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Мф.21:8–9), (Мк.11:8–10), (Ин.12:12–13), (Лк.19:37–40).

Про­по­ве́д­ник бо­го­но́с­ных ве­ща́­ние и гла­го́­лы ис­пол­ня́я, Иису́­се, на зем­ли́ я́вль­ся и с че­ло­ве́­ки Не­вме­сти́­мый по­жи́л еси́, и бо­ле́з­ни на́­ша подъ­я́л еси́, от­ню́­ду­же ра́­на­ми Тво­и́ми мы ис­це­ле́в­ше, пе́­ти на­вы­ко́­хом: Аллилу́иа.

См. (1Кор.15:3), (1Пет.2:24).

Воз­сия́ все­ле́н­ней про­све­ще́­ние и́с­ти­ны Тво­ея́, и от­гна́­ся лесть бе­со́в­ская: и́до­ли бо, Спа́­се наш, не тер­пя́­ще Тво­ея́ кре́­пос­ти, па­до́­ша. Мы же, спа­се́­ние по­лу­чи́в­ше, во­пи­е́м Ти:

Иису́­се, и́с­ти­но, лесть от­го­ня́­щая; Иису́­се, све́­те, пре­вы́ш­ший всех све́т­лос­тей. Иису́­се, Ца­рю́, пре­мо­га́­яй всех кре́­пос­ти; Иису́­се, Бо́­же, пре­бы­ва́яй в ми́­лос­ти. Иису́­се, Хле́­бе Жи­во́т­ный, на­сы́­ти мя а́л­чу­ща­го; Иису́­се, ис­то́ч­ни­че ра́­зу­ма, на­по́й мя жа́ж­ду­ща­го. Иису́­се, оде́ж­до ве­се́­лия, оде́й мя тле́н­на­го; Иису́­се, по­кро́­ве ра́­дос­ти, по­кры́й мя не­до­сто́й­на­го. Иису́­се, по­да́­те­лю про­ся́­щим, даждь мне плач за гре­хи́ моя́; Иису́­се, об­ре́­те­ние и́щу­щим, об­ря́­щи ду́­шу мою́. Иису́­се, от­вер­зи́­те­лю тол­ку́­щим, от­ве́р­зи се́рд­це мое́ окая́н­ное; Иису́­се, Ис­ку­пи́­те­лю гре́ш­ных, очи́с­ти без­за­ко́­ния моя́. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

См. (Иез.30:13), (Тов.14:6), (Прем.14:11), (Ис.2:18), (Ис.2:20), (Ис.31:7), (Зах.13:2).

Хо­тя́ со­кро­ве́н­ную та́й­ну от ве́­ка от­кры́­ти, я́ко ов­ча́ на за­ко­ле́­ние ве­де́н был еси́, Иису́­се, и я́ко а́г­нец пря́­мо стри­гу́­ща­го его́ без­гла́­сен, и я́ко Бог из ме́рт­вых вос­кре́сл еси́, и со сла́­вою на не­бе­са́ воз­не́сл­ся еси́, и нас со­воз­дви́гл еси́, зо­ву́­щих: Аллилу́иа.

Апо­стол Филипп и эфи­оп­ский евнух (Деян.8:26–40).

Ди́в­ную по­ка­за́ тварь, яв­ле́й­ся Тво­ре́ц нам: без се́­ме­не от Де́­вы во­пло­ти́­ся, из гро́­ба, пе­ча́­ти не ру­ши́в, вос­кре́­се, и ко апо́с­то­лом, две́­рем за­тво­ре́н­ным, с пло́­тию вни́­де. Те́м­же чудя́­щеся, воспои́м:

Иису́­се, Сло́­ве не­об­ыме́н­ный; Иису́­се, Сло́­ве не­со­гля­да́е­мый. Иису́­се, си́­ло не­по­сти­жи́­мая; Иису́­се, му́­дро­сте не­до­мы́с­ли­мая. Иису́­се, Бо­жест­во́ не­опи­са́н­ное; Иису́­се, гос­по́д­ство не­ис­че́т­ное. Иису́­се, ца́рст­во не­по­бе­ди́­мое; Иису́­се, вла­ды́­чест­во без­ко­не́ч­ное. Иису́­се, кре́­пос­те вы­со­ча́й­шая; Иису́­се, вла́­сте ве́ч­ная. Иису́­се, Тво́р­че мой, уще́д­ри мя; Иису́­се, Спа́­се мой, спа­си́ мя. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

См. (Мф.1:23), (Ин.20:19–20).

Стра́н­но Бо́­га во­че­ло­ве́ч­ша­ся ви́­дя­ще, устра­ни́м­ся су́ет­на­го ми́­ра и ум на Бо­же́ст­вен­ная воз­ло­жи́м. Се­го́ бо ра́­ди Бог на зе́м­лю сни́­де, да нас на не­бе­са́ воз­ве­де́т, во­пию́­щих Ему́: Аллилу́иа.

См. (Откр.19:6).

Весь бе в ни́ж­них, и вы́ш­них ни­ка́­ко­же от­сту­пи́ Не­ис­че́т­ный, ег­да́ во́­лею нас ра́­ди по­стра­да́, и сме́р­тию Свое́ю на́­шу смерть умерт­ви́, и вос­кре­се́­ни­ем жи­во́т да­ро­ва́ пою́щим:

Иису́­се, сла́­дос­те сер­де́ч­ная; Иису́­се, кре́­пос­те те­ле́с­ная. Иису́­се, све́т­лос­те ду­ше́в­ная; Иису́­се, быс­тро­то́ у́м­ная. Иису́­се, ра́­дос­те со́­вест­ная; Иису́­се, на­де́ж­до из­ве́ст­ная. Иису́­се, па́­мя­те пред­ве́ч­ная; Иису́­се, по­хва­ло́ вы­со́­кая. Иису́­се, сла́­во моя́ пре­воз­не­се́н­ная; Иису́­се, же­ла́­ние мое́, не от­ри́­ни ме­не́. Иису́­се, Па́­сты­рю мой, взы­щи́ ме­не́; Иису́­се, Спа́­се мой, спа­си́ ме­не́. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

См. (Рим.5:10).

Все ес­тес­тво́ а́н­гель­ское без­пре­ста́­ни сла́­вит пре­свя­то́е и́мя Твое́, Иису́­се, на не­бе­си́: Свят, Свят, Свят, во­пию́­ще; мы же, гре́ш­нии на зем­ли́ бре́н­ны­ми уст­на́­ми во­пи­е́м: Аллилу́иа.

См. (Ис.6:3), (Откр.4:8).

Ве­ти́я мно­го­ве­ща́н­ныя я́ко­же ры́­бы без­гла́с­ныя ви́­дим о Те­бе́, Иису́­се, Спа́­се наш: не­до­уме́­ют бо гла­го́­ла­ти, ка́­ко Бог не­пре­ло́ж­ный и че­ло­ве́к со­вер­ше́н­ный пре­бы­ва́е­ши? Мы же та́ин­ству ди­вя́­ще­ся, во­пи­е́м ве́рно:

Иису́­се, Бо́­же пред­ве́ч­ный; Иису́­се, Ца­рю́ ца́рст­вую­щих. Иису́­се, Вла­ды́­ко вла­де́ю­щих; Иису́­се, Су­дие́ жи­вы́х и ме́рт­вых. Иису́­се, на­де́ж­до не­на­де́ж­ных; Иису́­се, уте­ше́­ние пла́­чу­щих. Иису́­се, сла́­во ни́­щих; Иису́­се, не осу­ди́ мя по де­ло́м мо­и́м. Иису́­се, очи́с­ти мя по ми́­лос­ти Тво­е́й; Иису́­се, от­же­ни́ от ме­не́ уны́­ние. Иису́­се, про­све­ти́ моя́ мы́с­ли сер­де́ч­ныя; Иису́­се, даждь ми па́­мять сме́рт­ную. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

См. (Иов.12:7–9).

Спас­ти́ хо­тя́ мир, Вос­то́­че вос­то́­ком, к те́м­но­му за́­па­ду – ес­тес­тву́ на́­ше­му при­ше́д, сми­ри́л­ся еси́ до сме́р­ти; те́м­же пре­воз­не­се́­ся и́мя Твое́ па́­че вся́­ка­го и́ме­не, и от всех ко­ле́н не­бе́с­ных и зем­ны́х слы́­ши­ши: Аллилу́иа.

См. (Лк.1:76–79).

Ца­рю́ Пре­ве́ч­ный, Уте́­ши­те­лю, Хрис­те́ и́с­тин­ный, очи́с­ти ны от вся́­кия скве́р­ны, я́ко­же очи́с­тил еси́ де́­сять про­ка­же́н­ных, и ис­це­ли́ ны, я́ко­же ис­це­ли́л еси́ сре­бро­лю­би́­вую ду́­шу Зак­хе́а мы­та­ря́, да во­пи­е́м Ти, во уми­ле́­нии зову́ще:

Иису́­се, со­кро́­ви­ще не­тле́н­ное; Иису́­се, бо­га́т­ство не­ис­то­щи́­мое. Иису́­се, пи́­ще кре́п­кая; Иису́­се, пи­тие́ не­ис­чер­па́е­мое. Иису́­се, ни́­щих оде­я́ние; Иису́­се, вдов за­ступ­ле́­ние. Иису́­се, си́­рых за­щи́т­ни­че; Иису́­се, тру­жда́ю­щих­ся по́­мо­ще. Иису́­се, стра́н­ных на­ста́в­ни­че; Иису́­се, пла́­ваю­щих ко́рм­чий. Иису́­се, бу́р­ных оти́­шие; Иису́­се Бо́­же, воз­дви́г­ни мя па́д­ша­го. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Исце­ле­ние деся­ти про­ка­жен­ных (Лк.17:12–20). Обра­ще­ние мыта­ря Зак­хея (Лк 19:1–10).

Пе́­ние все­уми­ле́н­ное при­но­шу́ Ти не­до­сто́й­ный, во­пию́ Ти я́ко ха­на­не́а: Иису́­се, по­ми́­луй мя; не дщерь бо, но плоть и́мам страсть­ми́ лю́­те бе­ся́­щую­ся и я́рос­тию па­ли́­мую, и ис­це­ле́­ние даждь во­пию́­щу Ти: Аллилу́иа.

Исце­ле­ние доче­ри хана­не­ян­ки (Мф.15: 21–28).

Све­то­по­да́­тель­на све­ти́ль­ни­ка су́­щим во тьме не­ра­зу́­мия, пре́ж­де го­ня́й Тя Па́­вел, бо­го­ра­зу́м­на­го гла́­са си́­лу вну­ши́ и ду­ше́в­ную быс­тро­ту́ уяс­ни́; си́­це и ме­не́ те́м­ныя зе́­ни­цы ду­ше́в­ныя про­све­ти́, зову́ща:

Иису́­се, Ца­рю́ мой пре­кре́п­кий; Иису́­се, Бо́­же мой пре­си́ль­ный. Иису́­се, Го́с­по­ди мой пре­без­сме́рт­ный; Иису́­се, Со­зда́­те­лю мой пре­сла́в­ный. Иису́­се, На­ста́в­ни­че мой пре­до́б­рый; Иису́­се, Па́­сты­рю мой пре­ще́д­рый. Иису́­се, Вла­ды́­ко мой пре­ми́­ло­сти­вый; Иису́­се, Спа́­се мой пре­ми­ло­се́р­дый. Иису́­се, про­све­ти́ моя́ чу́вст­вия, по­тем­не́н­ныя страсть­ми́; Иису́­се, ис­це­ли́ мое́ те́­ло, оструп­ле́н­ное грех­ми́. Иису́­се, очи́с­ти мой ум от по́­мыс­лов су́ет­ных; Иису́­се, со­хра­ни́ се́рд­це мое́ от по́­хо­тей лу­ка́­вых. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Обра­ще­ние Савла: (Деян.9:3–7).

Бла­го­да́ть по­да́ждь ми, всех дол­го́в ре­ши́­те­лю, Иису́­се, и при­ими́ мя ка́ю­ща­ся, я́ко­же при­я́л еси́ Пет­ра́, от­ве́рг­ша­го­ся Те­бе́, и при­зо­ви́ мя уны­ва́ю­ща­го, я́ко­же дре́в­ле Па́­вла, го­ня́­ща Тя, и услы́­ши мя, во­пию́­ща Ти: Аллилу́иа.

Пока­я­ние Пет­ра (Ин.21:15–17). Обра­ще­ние Савла (Деян.9:3–7).

Пою́­ще Твое́ во­че­ло­ве́­че­ние, вос­хва­ля́­ем Тя вси, и ве́­ру­ем со Фо­мо́ю, я́ко Гос­по́дь и Бог еси́, се­дя́й со От­це́м и хо­тя́й су­ди́­ти жи­вы́м и ме́рт­вым. Тог­да́ у́бо спо­до́­би мя дес­на́­го стоя́­ния, вопию́щаго:

Иису́­се, Ца­рю́ пред­ве́ч­ный, по­ми́­луй мя; Иису́­се, цве́­те бла­го­во́н­ный, обла­го­уха́й мя. Иису́­се, теп­ло­то́ лю­би́­мая, со­гре́й мя; Иису́­се, хра́­ме пред­ве́ч­ный, по­кры́й мя. Иису́­се, оде́ж­до све́т­лая, укра­си́ мя; Иису́­се, би́­се­ре чест­ны́й, оси­я́й мя. Иису́­се, ка́­ме­ню дра­ги́й, про­све­ти́ мя; Иису́­се, со́лн­це пра́в­ды, осве­ти́ мя. Иису́­се, све́­те свя­ты́й, об­лис­та́й мя; Иису́­се, бо­ле́з­ни ду­ше́в­ныя и те­ле́с­ныя из­ба́­ви мя. Иису́­се, из руки́ со­про­ти́в­ныя из­ми́ мя; Иису́­се, ог­ня́ не­уга­си́­ма­го и про́­чих ве́ч­ных мук сво­боди́ мя. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Уве­ре­ние апо­сто­ла Фомы (Ин. 20:26–28).

О, пре­сла́д­кий и все­ще́д­рый Иису́­се! При­ими́ ны́­не ма́­лое мо­ле́­ние сие́ на́­ше, я́ко­же при­я́л еси́ вдо­ви́­цы две ле́п­те, и со­хра­ни́ до­стоя́­ние Твое́ от враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых, от на­ше́ст­вия ино­пле­ме́н­ник, от не­ду́­га и гла́­да, от вся́­кия ско́р­би и смер­то­но́с­ныя ра́­ны, и гря­ду́­щия из­ми́ му́­ки всех, во­пию́­щих Ти: Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа. (Кондак чи­та­ет­ся трижды)

Две леп­ты бед­ной вдо­вы (Мк.12:41–44).

А́н­ге­лов Тво́р­че и Го́с­по­ди сил, от­ве́р­зи ми не­до­уме́н­ный ум и язы́к на по­хва­лу́ пре­чи́с­та­го Тво­его́ и́ме­не, я́ко­же глу­хо́­му и гуг­ни́­во­му дре́в­ле слух и язы́к от­ве́рзл еси́, и, гла­го́­ла­ше зо­вы́й такова́я:

Иису́­се пре­чу́д­ный, а́н­ге­лов удив­ле́­ние; Иису́­се пре­си́ль­ный, пра­ро­ди́­те­лей из­бав­ле́­ние. Иису́­се пре­сла́д­кий, па­три­а́р­хов ве­ли­ча́­ние; Иису́­се пре­сла́в­ный, ца­ре́й укреп­ле́­ние. Иису́­се пре­лю­би́­мый, про­ро́­ков ис­пол­не́­ние; Иису́­се пре­ди́в­ный, му́­че­ни­ков кре́­пос­те. Иису́­се пре­ти́­хий, мо­на́­хов ра́­дос­те; Иису́­се пре­ми́­ло­сти­вый, пре­сви́­те­ров сла́­дос­те. Иису́­се пре­ми­ло­се́р­дый, по́ст­ни­ков воз­дер­жа́­ние; Иису́­се пре­сла́­дост­ный, пре­по­до́б­ных ра́­до­ва­ние. Иису́­се пре­чест­ны́й, де́в­ствен­ных це­ло­му́д­рие; Иису́­се пред­ве́ч­ный, гре́ш­ни­ков спа­се́­ние. Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Воз­бра́н­ный Вое­во́­до и Го́с­по­ди, а́да по­бе­ди́­те­лю, я́ко из­ба́вль­ся от ве́ч­ныя сме́р­ти, по­хва́ль­ная вос­пи­су́ю Ти, со­зда́­ние и раб Твой; но, я́ко име́яй ми­ло­се́р­дие не­из­ре­че́н­ное, от вся́­ких мя бед сво­бо­ди́, зо­ву́­ща: Иису́­се, Сы́­не Бо́­жий, по­ми́­луй мя.

Мо­ли́т­ва

Вла­ды́­ко Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́ Бо́­же мой, и́же не­из­ре­че́н­наго ра́­ди Тво­его́ че­ло­ве­ко­лю́­бия на ко­не́ц ве­ко́в во плоть обо­лки́й­ся от При­сно­де́­вы Ма­ри́и, сла́в­лю о мне Твое́ спа­си́­тель­ное про­мыш­ле́­ние, раб Твой, Вла­ды́­ко; пес­но­сло́в­лю Тя, я́ко Те­бе́ ра́­ди От­ца́ по­зна́х; бла­го­слов­лю́ Тя, Его́­же ра́­ди и Дух Свя­ты́й в мир при­и́де; по­кла­ня́ю­ся Тво­е́й по пло́­ти Пре­чи́с­той Ма­те­ри, та­ко­ве́й стра́ш­ней та́й­не по­слу­жи́в­шей; вос­хва­ля́ю Твоя́ А́н­гель­ская ли­ко­стоя́­ния, я́ко вос­пе­ва́­те­ли и слу­жи́­те­ли Тво­его́ ве­ли́­чест­вия; убла­жа́ю Пред­те́­чу Иоа́н­на, Те­бе́ кре­сти́в­ша­го, Го́с­по­ди; по­чи­та́ю и про­воз­вес­ти́в­шия Тя про­ро́­ки, про­слав­ля́ю апо́с­то­лы Твоя́ свя­ты́я; тор­же́ст­вую же и му́­че­ни­ки, свя­ще́н­ни­ки же Твоя́ сла́в­лю; по­кла­ня́ю­ся пре­по­до́б­ным Тво­и́м, и вся Твоя́ пра́­вед­ни­ки пе́с­н­ствую. Та­ко­ва́­го и то­ли́­ка­го мно́­га­го и не­из­ре­че́н­наго ли́­ка Бо­же́ст­вен­на­го в мо­ли́т­ву при­во­жду́ Те­бе́, все­ще́д­ро­му Бо́­гу, раб Твой, и се­го́ ра́­ди про­шу́ мо­и́м со­гре­ше́­ни­ем про­ще́­ния, е́же да́­руй ми всех Тво­и́х ра́­ди свя­ты́х, из­ря́д­нее же свя­ты́х Тво­и́х щед­ро́т, я́ко бла­го­сло­ве́н еси́ во ве́­ки. Ами́нь.

* * *

Стар­ший спи­сок Ака­фи­ста Иису­су Слад­чай­ше­му дати­ру­ет­ся XIII веком; сла­вян­ский пере­вод осу­ществ­лен в XIV веке, автор гим­на неиз­ве­стен. Повест­во­ва­тель­ная часть ака­фи­ста вклю­ча­ет в себя основ­ные эта­пы зем­но­го пути Спа­си­те­ля. Сюже­ты из Еван­ге­лия соче­та­ют­ся с моле­ни­я­ми в поэ­ти­че­ской форме.