Алкоголик

Вопрос: грех ли напиваться?

Да.

Что говорит Библия?

Библия предупреждает о пагубных последствиях злоупотребления алкоголем. Ефесянам 5:18 убеждает: «Не напивайся вином, в котором есть разврат». Также в Притчах 23:20 говорится: «Не будь среди тех, кто пьет вино, среди тех, кто прожорливые едоки» плоти Ибо пьяница и чревоугодие придут в бедность «. И Исаия 5:11 говорит:» Горе тем, кто встает рано утром, что они могут искать просто опьяняющий напиток, которые задерживаются до поздней вечерней темноты, так что само вино разжигает их! «

Библия также упоминает удовольствия и преимущества умеренного употребления алкоголя. Например, в Псалме 104: 15 говорится, что один из даров Бога — это «вино, которое радует сердце смертного человека». А награда за добрые дела, говорит Екклесиаст 9: 7, заключается в том, чтобы «есть пищу с радостью и питьем». ваше вино с добрым сердцем «. Зная о лечебных свойствах употребления вина, Павел сказал Тимофею не» больше пить воду, а употреблять немного вина ради желудка и частых случаев болезни «(1 Тимофею 5: 23) Способность алкоголя помогать терпеть страдания отмечена в Библии (Притчи 31: 6, 7).

Очевидно, что Библия не запрещает употребление алкогольных напитков. Однако то, что он осуждает, — это пьянство и пьянство. Поэтому Павел наставлял христианских надзирателей, служителей и пожилых женщин не отдавать себя «на много вина», и он посоветовал Тимофею взять только «немного вина» (1 Тимофею 3: 2, 3, 8; Титу 2: 2, 3) Всем христианам напоминают, что «пьяницы» не «наследуют Царства Божия» (1 Коринфянам 6: 9, 10).

Заслуживает внимания тот факт, что Библия связывает пьянство с обжорством, предписывая избегать и того, и другого. (Второзаконие 21:20). Если бы предполагалось, что мы вообще не должны употреблять алкоголь, не означает ли это, что любое употребление пищи также является неправильным? Скорее, это чрезмерно до степени опьянения и обжорства, которое Библия говорит, что это неправильно — не есть и пить в умеренных количествах.

Это неправильно пить алкогольные напитки?

Пьянство — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Бокал вина часто предлагают в качестве освобождения от стресса и эмоциональных трудностей. В то же время алкоголь может быть источником множества проблем. Рассказываем, почему без алкоголя — лучше.

Читать в полной версии

Фото: Till Kraus/Unsplash

Фото: Till Kraus/Unsplash

1. Алкоголь — депрессант

Алкоголь часто относят к антидепрессантам, и это неверно. Он лишь краткосрочно расслабляет организм и повышает настроение за счет повышения дофамина — гормона удовольствия. Но впоследствии организм адаптируется к выработке гормона, и его требуется все больше для достижения эффекта. Кроме того, образуется тетрагидроизохинолин — вещество, которое блокирует выработку дофамина и серотонина. Человек перестает наслаждаться жизнью без стимуляции, впадает в депрессивные настроения. Уничтожаются тысячи нейронов, восстановить которые уже невозможно.

Вслед за краткосрочным повышением настроения следует рост агрессии, апатии. В статье журнала «Alcoholism: Clinical and Experimental Research» («Алкоголизм: клинические и экспериментальные исследования»), опубликованной в 2015 году, ученые утверждают, что алкоголь способствует бессоннице, повышает тревожность, а при систематическом употреблении может стать причиной нервных расстройств.

Негативные последствия для настроения снижаются через две недели отказа от алкоголя и почти полностью исключаются в течение месяца — человек восстанавливает мыслительные функции, нормализуется настроение, повышается жизненная сила и мотивация.

2. Употребление алкоголя отражается на внешности

При частом употреблении алкоголя кожа теряет эластичность из-за обезвоживания. Это ведет к преждевременному старению и косметологическим проблемам: появляется краснота и отечность, сероватый оттенок кожи, синяки под глазами и морщины. В крови повышается холестерин, что приводит к появлению красноватых прожилок на белках глаз. Когда человек перестает выпивать, большинство функций организма постепенно восстанавливается, что положительно сказывается на внешнем виде. На это потребуется от пары недель до нескольких лет, в зависимости от длительности употребления спиртного.

3. Алкоголь провоцирует переедание

Сара Кейнс с группой ученых из Университетского колледжа Лондона провели исследование, в результате которого пришли к выводу, что этанол стимулирует особый белок AGRP, названный «белком ожирения». Он значительно повышает аппетит, вызывая обжорство, даже когда человек полон энергии и не хочет есть. Привычка выпивать бокал вина способствует замедлению метаболизма, поэтому алкоголь лучше заменить полезными напитками.

4. Алкоголь является причиной болезней

Алкоголь — причина развития цирроза и гепатита из-за воспаления и рубцевания тканей печени. Он активно разрушает поджелудочную и вызывает склонность к диабету. Стенки кишечника разрушаются под воздействием спирта, изменяется структура клеток, они перестают полноценно всасывать полезные вещества, что сказывается на иммунитете и общем здоровье. Спиртосодержащие напитки негативно влияют на большинство органов. В желудке подавляется продукция муцина — вещества, которое защищает слизистую от раздражителей. Без него желудок подвержен гастритам и язвенным болезням.

Кишечная микрофлора постепенно восстанавливается уже через неделю после избавления организма от алкоголя. Кстати, вывод алкоголя из женского организма происходит на 20-25% медленнее, чем у мужчин. Если человек остается трезвым в течение двух недель, у него появляется ясность мысли, нормализуется давление, стабилизируется сердечный ритм, пройдут одышка и головные боли.

5. Постоянные финансовые траты

Одно из неочевидных, но приятных последствий отказа от алкоголя — экономия. В 2017 году были утверждены минимальные цены на шампанское — не менее 165 рублей за 0,75 литра, и коньяк — 370 рублей за бутылку 0,5 литра. На винодельческое сырье установлены высокие пошлины, поэтому преимущественно в стране покупают готовые напитки из-за границы. Цены на алкоголь постоянно повышаются, и если пить качественный (а другой и не стоит), то это скажется на бюджете. Даже при средней стоимости около 150 рублей за бокал вина за ужином в месяц вы сэкономите порядка 4-5 тысяч рублей. Добавьте сюда стоимость посещения врачей, а также покупки лекарств и косметики, которых нужно гораздо меньше при здоровом образе жизни.

6. Риск развития алкоголизма

Кажется, что алкоголизм может развиться только у людей неблагополучных. На самом деле, это не всегда ярко-выраженная болезнь с внешними признаками. Страдающий алкоголизмом на ранних стадиях может продолжать активную социальную жизнь, ходить на работу, заботиться о близких и общаться с друзьями. Алкоголизм возникает независимо от уровня жизни, достатка и образования. При этом появляются неочевидные, на первый взгляд, сбои в работе организма и психики. Поэтому особенно важно контролировать эту привычку и следить за здоровьем, чтобы избежать необратимых последствий. При этом чем раньше человек перестает употреблять алкоголь, тем быстрее решается большая часть возникающих из-за него проблем.

А если по чуть-чуть?

Часто можно встретить мнение о том, что в малых дозах алкоголь полезен для здоровья. С этой теорией спорят медики из Американской ассоциации сердца. В течение шести лет они наблюдали около пяти тысяч добровольцев, половина из которых выпивали часто и понемногу — всего бокал вина или кружку пива вечером. Специалисты отметили, что у этих людей по общим показателям здоровья увеличен риск развития нарушений сердечно-сосудистой системы, в том числе повышена вероятность фибрилляции предсердий.

Страница проверена врачом. Информация корректна и актуальна.
Проверено: 23-09-2019

Игнатьев Сергей Васильевич

Психиатр-нарколог

Главными проблемами алкоголизма по мнению специалистов выступают два фактора — нежелание алкоголика признать свою зависимость и бороться с ней. Практически все больные алкоголизмом, причем зачастую независимо от стадии заболевания и социального статуса, страдают агнозогнозией. Под этим медицинским термином в наркологии подразумевается отрицание больным патологической привязанности, регулярной потребности в спиртном, нарушений здоровья и дефектов в поведении, вызванных употреблением алкоголя.

Если в семье есть пьющий человек, то под угрозу ставится все аспекты жизни — материальное состояние, социальное положение, внутренняя гармония и взаимоотношения. Очень сложно убедить алкоголика в его зависимости, он находит массу отговорок и оправданий для себя. И многие люди просто теряются — как помочь бросить пить человеку, который попросту не видит проблемы в регулярном употреблении спиртных напитков. Предлагаем рассмотреть методы, которые помогут воздействовать на алкоголика.

Как помочь бросить пить

Каждый человек становится алкоголиком постепенно, проходя через три стадии заболевания. У каждого пьющего есть свои причины, по которым он начал злоупотреблять алкоголем, также и рычаги давления для каждой личности индивидуальны. По этим причинам терапия алкоголизма — процесс индивидуальный, имеющий отличия в физиологических и психологических методиках.

Чтобы помочь бросить пить, можно использовать ряд общих методов:

  • Разговор о наболевшем. Очень важно правильно подобрать момент и эмоциональный настрой для такой беседы. Бесполезно начинать вразумляющие или задушевные разговоры с человеком в состоянии алкогольного опьянения или похмелья. Пытаться донести до алкоголика суть проблемы и опасность создавшейся ситуации можно лишь, когда он трезв и умиротворен.
  • Убеждение, мотивация. Чтобы создать узависимого стимул к избавлению, нужно подобрать такие доводы, которые покажут ему насколько значительную угрозу его жизни представляет алкоголь. В этом контексте можно использовать — опасность для жизни и здоровья, потеря материального обеспечения, крах социального статуса.
  • Исключение из круга пьющих. Этот метод срабатывает лишь на первой стадии алкоголизма, когда пристрастие к спиртному еще не переросло в патологическую потребность. На этапе привыкания для решения проблемы вопрос, как помогать начинающему бросить пить, кроется в простом решении — ограничить его от соблазна. По возможно исключить мероприятия, на которых он может выпить, а также минимизировать общение с любителями спиртного.
  • Лекарственные препараты. Сейчас многие фармацевтические компании разрабатывают специальные лекарственные средства, которые облегчают процесс отвыкания от алкоголя и даже вызывают физиологическое отвращение. Однако применять эти препараты без консультации медицинского специалиста чревато, так как они могут иметь побочные эффекты. А для того, чтобы обратиться к врачу, алкоголика сначала нужно уговорить. Лучшим вариантом будет согласие человека на анонимное лечение алкоголизма в Москве в частной клинике под постоянным присмотром врачей.
  • Народные средства. Алкоголизм как стойкое заболевание известно уже не одну сотню лет, наши предки тоже задавались вопросом, как помочь бросить пить пьющему. Отчаянные попытки избавить близкого человека от алкоголизма приводят к тому, что люди ищут помощь в народных средствах и методах нетрадиционной медицины. Здесь есть резон и опасность. Действительно некоторые сборы лекарственных растений способны вызвать физиологическое отвращение к алкоголю, но не способны устранить психологическую зависимость. И еще один важный фактор — травяные сборы тоже имеют побочные эффекты и противопоказания.
  • Общение с людьми, которые страдают подобным заболеванием. Например, популярное на Западе «Общество анонимных алкоголиков» помогает больным осознать свою зависимость и показывают, как с ней бороться. Изучите информацию от том, как помогают человеку бросить пить, люди, столкнувшиеся с такой же проблемой. Попробуйте приобщить алкоголика к поискам спасения, приведите в качестве примера тех, кто уже смог избавиться от зависимости. Хорошо помогает в борьбе с алкоголизмом гипноз, но нужен специалист высокой квалификации.

Все способы, как помочь пьющему человеку бросить пить, как самостоятельные, так и клинические, можно разделить на три группы — медикаментозные, физиотерапевтические и психологические методики. Медикаменты и лечение должен назначать врач, психотерапия сложных случаев и запущенных стадий — работа опытных специалистов. В домашних условиях решить проблему, как помочь алкоголику бросить пить, нужно начинать решать с разговора, убеждения и мотивации.

Какие доводы можно использовать для мотивации

Проблема мотивации алкоголиков и возбуждение стимула к избавлению от пагубной зависимости очень сложно решаемая, поэтому близким придется постараться найти для убеждения весомые доводы. На первый взгляд кажется, что все доказательства вреда алкоголизма понятны и убедительны, но только не для пьющего человека. На определенном этапе болезни алкоголик перестает адекватно оценивать свое состояние, он не замечает изменений в своем поведении, не видит вреда и патологических нарушений в поведении. Чтобы открыть ему глаза, нужно достучаться до сознания.

Для каждого пьющего человека нужно найти свои рычаги, которые все еще удерживают их в обществе нормальных людей. В качестве аргументов можно привести такие факторы:

  1. Потеря семьи и детей, для любящих родителей это важный повод изменить свою жизнь;
  2. Страх возникновения неизлечимых заболеваний и смерти, у каждого найдется наглядный пример спившего и умершего в итоге знакомого;
  3. Потеря денег и финансового благополучия, на алкоголь тратятся немалые суммы и для людей, ценящих деньги, это может стать аргументом;
  4. Перспектива потери работы и социального статуса, на любой помойке найдется горький пьяница, который когда-то был нормальным человеком — очень хороший и страшный пример;
  5. Вероятность ДТП, относится к водителям и автолюбителям, статистика аварий по причине алкогольного опьянения с каждым годом все ужаснее.

В последние годы в клинической практике лечения алкоголизма нередко применяется шоковая терапия. Суть ее заключается в том, что человека в пьяном состоянии помещают в такие условия, которые вызывают у него страх и ужас. При повторении подобной ситуации у больного вырабатывается четкая связь алкогольного опьянения с сильным стрессом. Подобные методы проводятся только по назначению и под наблюдением врачей. Примеры из жизни алкоголиков, опустившихся, потерявших здоровье, семью, работу, действуют также. С их помощью возможно достучаться до сознания пьющего человека. Главное донести до него мысль, что и он идет по этому пути.

Чего не стоит делать

Отметим способы, которые не стоит применять по отношению к пьющему человеку. Их всего два:

  • Не нужно укорять и взывать к совести пьющего человека. Под этим доводом подразумеваются различные способы грубого психологического давления на алкоголика. Слезы, истерики, упреки и угрозы могут привести к обратному эффекту. Вместо того, чтобы бросить, человек уйдет в запой.
  • Нельзя заставлять или насильно вести больного к наркологу. Врач может вывести больного из запоя, облегчить симптомы абстинентного синдрома, провести очищающие и общеукрепляющие процедуры. Однако даже опытный психолог не сможет заставить навсегда бросить пить алкоголика, который не осознает проблемы, и не имеет желания лечиться.

Что делать, если доводы не помогают

Бывает и так, что никакие разговоры и убеждения не помогают преодолеть тягу человека к спиртному. В таком случае необходимо как можно раньше обратиться к врачу. Алкоголизм не останавливается, он постепенно и закономерно развивается, начинаясь от легкого пристрастия к сильной зависимости.

В наркологии алкоголизм разделяют на три стадии, каждая из которых усугубляет проблемы с физиологическим и психическим здоровьем. В клинике больному разрабатывают индивидуальную программу терапии, ориентируясь на его состояние и степень зависимости.

Есть вопросы по данной статье? Задайте вопрос врачу.

Игнатьев Сергей Васильевич

Психиатр-нарколог

Задать вопрос врачу

АНОНИМНО. БЕСПЛАТНО. ОТВЕТИМ ВСЕМ

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога».

О причинах пьянства

Прп. авва ДорофейПрп. авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай».

О дозволенной мере

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.comДионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.com

Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «»Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник

Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. «Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: «Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. «Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”». Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом».

Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый «букет” заболеваний». Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили «для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: «Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось». Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.

Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными». Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».

Отеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог». Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает».

Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги». Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».

Апостол ПавелАпостол Павел

Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: «Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо «чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним».

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. «Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу». «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех». Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».

«Пьяница – живой мертвец»: увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.

Обыкновенно подвергшийся несчастью или тяжелой болезни человек испытывает некоторое облегчение и утешение от помощи и соболезнования со стороны других людей. Грех винопития лишает свою жертву и этого утешения. «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства».

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола».

Путь к исцелению

Святители Василий Великий и Иоанн ЗлатоустСвятители Василий Великий и Иоанн Златоуст

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной». Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния». Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею».

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу».

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: «Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии».

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом». И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья».

Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.

Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: «ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние».