Алкоголизм детский

Сегодня уже никого не удивишь словами «детский алкоголизм», «подростковый алкоголизм» , «пьющий ребенок», «дети и алкоголь» . Кто из нас не видел компанию молодых ребят, сидящих во дворе, где-нибудь на лавочке с бутылками пива и сигаретами в руках? Эта картина стала привычной и не вызывает ничего кроме желания поскорее пройти мимо. Такие детские компании привлекают к себе внимание только дворников, ворчащих об окурках и пустых бутылках, всегда оставляемых около лавок. А куда отправляется содержимое этих самых бутылок? никотин из выкуренных сигарет? Этот вопрос волнует по большей части только родителей, которые чаще всего не подозревают и не замечают у своих детей первые признаки алкоголизма. Не подозревают до тех пор, пока ситуация не становится критической.

Первопричины и или как появляется интерес к алкоголю

Что же является первопричиной возникновения детского алкоголизма? Начнем в самого близкого для ребенка окружения – с семьи. Все дети любят праздники и отмечают их вместе со взрослыми, за большим праздничным столом. А все застолья, как известно, традиционно сопровождаются большим количеством разнообразных спиртных напитков. Разумеется, в семье никто намерено не пытается вызвать акоголизм у детей. Редко какому подростку наливают за столом рюмочку вина, обычно для детей предназначается лимонад или морс. Но в детском сознании все равно алкоголь начинает ассоциироваться с атмосферой праздника и веселья.

Кроме того, фиксируется противопоставление между взрослыми, которые пьют алкогольные напитки и детьми, которые пьют лимонад. Впоследствии это проявится в подростковом возрасте, когда ребенок будет стремиться вести себя как взрослый. «Так что же, теперь отказаться от спиртного на праздники, а всем гостям наливать лимонад в бокалы для того, чтобы предотвратить алкоголизм у детей ?» – возможно, спросите вы. На самом деле с ребенком достаточно поговорить, чего родители часто не делают, так как просто не представляют, как он может воспринять и истолковать праздничную традицию пития.

Гораздо сложнее дело обстоит, когда ребенок сталкивается с алкоголем за пределами дома, на улице. Подросток, в силу возрастных особенностей, чаще всего отличается повышенной внушаемостью и конформизмом, то есть желанием быть похожим на значимых для него людей. Значимыми для подростка чаще всего становятся его сверстники из уличной компании. Когда ребенок видит, что пьющие считаются в компании самыми смелыми и «крутыми» и пользуются авторитетом, он с готовностью принимает предложение выпить вместе со всеми. Всё это считается первыми признаками алоголизма у подростков. Со временем посиделки с друзьями за бутылочкой пива или коктейля становятся нормой и единственным известным ребенку способом проведения свободного времени.

Причины, по которым подросток начинает употреблять спиртные напитки, могут быть самыми разнообразными, но все они ведут к формированию детской алкогольной зависимости. Если вовремя не остановить этот процесс, последствия могут быть самыми печальными.

Чем грозит подростку употребление алкоголя

Совершенно очевидно, что алкоголизм у подростков наносит неокрепшему организму гораздо больший вред, чем взрослому человеку. Этиловый спирт вмешивается в процессы развития и становления растущего организма, грубо нарушая их. Подростки пьют обычно в подъездах, тайком и быстро – «пока не застукали». В целях экономии времени и денег закуску практически не покупают, в лучшем случае это чипсы или сухарики, и то в небольших количествах. Такое употребление алкоголя ведет, в первую очередь к проблемам с желудочно-кишечным трактом. Кроме того, содержащийся в пиве (а именно его чаще всего покупают подростки) кобальт может вызывать воспаление в желудке и пищеводе. Однако наиболее негативное воздействие оказывает кобальт на сердечную мышцу человека: сердце становится дряблым и перестает нормально качать кровь. А появляющиеся со временем изменения в составе крови еще больше ухудшают ситуацию.

Также употребление алкоголя грозит подростку появлением функциональных расстройств печени, поджелудочной железы, сердечно-сосудистой системы (тахикардия, варикозное расширение вен, повышение артериального давления), общим снижением иммунитета.

Среди этого букета болезней наиболее опасными все же являются нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы. Алкоголизм у подростков ведет к затормаживанию общего развития интеллекта, памяти, логического и абстрактного мышления, которые развиваются как раз в подростковом возрасте. При этом страдает эмоциональная сфера: ребенок становится замкнутым, со временем деградирует личность, развиваются отклонения в поведении.

Пиво, с которого чаще всего и начинают подростки свое увлечение алкоголем, делает их агрессивными и лишает контроля над собой. Дальше события развиваются по принципу снежного кома. Со временем ребенок начинает приходить домой не только пьяным, но еще и весь в синяках после очередной пьяной драки. Развивающаяся со временем толерантность организма к алкоголю заставляет человека употреблять все больше пива, чтобы достичь желаемой степени опьянения. А так как вместительность человеческого желудка ограничена, приходится переходить на водку, в целях экономии места. А регулярные (и все учащающиеся) попойки с друзьями могут привести и к более серьезным преступлениям, чем драки и хулиганство. Если у вас или ваших близких возникли проблемы с алкоголем, не запускайте ситуацию.

Редакция благодарит специалистов клиники «АлкоМед» за помощь в подготовке материала.

Детский травматизм и его профилактика – очень важная и серьезная проблема.

Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т.д. По результатам статистических исследований основное число травм возникает у детей школьного возраста. Этому способствуют существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу и снижением контроля со стороны взрослых.

На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т.е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т.д. Это падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами.

Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т.д.

Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.

Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.

Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.

Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.

Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т.д.). Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений.

На втором месте по частоте происходящих в школе травм стоят повреждения, получаемые на уроках физкультуры. Происходят они, как правило, во время занятий на воздухе и на спортивных снарядах, не соответствующих по размерам гигиеническим нормам; при их неисправности; недостаточной физической подготовленности учащихся, отсутствии страховки и т.п.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны:
– неблагоустроенность внешней среды;
– халатность;
– недосмотр взрослых;
– неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Работа родителей по профилактике травматизма должна идти в 2 направлениях:
1) устранение травмоопасных ситуаций;
2) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Падения

Падения являются основной причиной большинства несчастных случаев среди детей и самой распространенной причиной ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Дети падают с кроватей, со столов, ступенек, с окон и крылец, с деревьев, с велосипедов и игрового оборудования, на льду и т.д.

Во избежании падений зимой, следите, чтобы дорожки были очищены ото льда, используйте для этой цели смесь соли с песком.

Дети, начинающие ходить, постоянно подвергаются риску упасть с окон и со ступенек, дети постарше могут свалиться с крыши, упасть на игровых площадках или с оборудования, установленного в местах развлечений. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет.

Fotoram.io (1) Их можно предотвратить, если:

• не разрешать детям лазить в опасных местах;

• устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с качелей, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара.

Добровольный прыжок с качелей никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом – перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.

В весенние и летние месяцы очень часто происходят падения из окон. Чтобы предотвратить это, примите соответствующие меры:

1. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, подальше от окон.

2. Заприте все окна, которыми не пользуетесь.

3. Окно не должно открываться больше чем на 10 см. Для этой цели поставьте ограничители.

4. Открывайте фрамуги и форточки.

5. Установите на окнах металлические решетки. Но хотя бы на одном окне в каждой комнате должна быть установлена открывающаяся решетка для непредвиденного случая или пожара. Эта решетка должна сниматься или открываться без применения ключа или специального инструмента.

Травматизм на дороге

Из всевозможных травм на улично-транспортную приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны. Самая опасная машина – стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины. Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:
• остановиться на обочине;
• посмотреть в обе стороны;
• перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
• переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
• идти, но ни в коем случае не бежать;
• переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
• на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
• переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
• если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
• маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
• надо научить ребенка не поддаваться «стадному» чувству при переходе улицы группой;
• детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;
• во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

Fotoram.io Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.

При перевозке ребенка в автомобиле необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.

Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому наплыву раненых, как катание на роликовых коньках – роллинг, который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом – малейший сбой приводит к падению, что всегда чревато травмой.

Покупая ребенку роликовые коньки, научите стоять на них и перемещаться. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Проследите за правильной постановкой голеностопного сустава.

Не покупайте детям роликовых коньков китайского производства, хотя и стоят они дешевле. Они травмоопасны и недолговечны.

Голенище должно служить хорошей опорой, поэтому должно быть твердым.

Пригласите опытного роллера, если сами не можете научить хотя бы одному методу торможения. Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы.

Научите правильно падать – вперед на колени, а затем на руки. Кататься нужно подальше от автомобильных дорог. Научите детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!

Первая помощь

Каждый родитель и все члены семьи должны уметь оказать ребенку первую помощь при несчастных случаях.

Первая помощь при поражении электрическим током

– Если ребенок поражен электрическим током или получил ожоги от него, прежде всего отключите электричество и только после этого оказывайте первую помощь ребенку. Если ребенок без сознания, держите его в тепле и немедленно обратитесь за медицинской помощью.
– Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного приподняв голову. Закройте ноздри ребенка и энергично вдыхайте ему в рот, чтобы грудь ребенка поднималась. Сосчитайте до трех и повторите процедуру. Повторяйте до тех пор, пока дыхание не восстановится.

Первая помощь при падениях и несчастных случаях на дороге

– Повреждения головы, позвоночника и шеи могут вызвать паралич и представляют серьезную угрозу для жизни. Ограничьте подвижность головы и спины, избегайте любых сгибов позвоночника, чтобы предотвратить дополнительные повреждения, и вызовите скорую медицинскую помощь.
– Если ребенок не может двигаться или испытывает острую боль, скорее всего, у него перелом костей. Зафиксируйте место перелома шиной или подручным материалом, после чего вызовите скорую медицинскую помощь.
– Если ребенок без сознания, держите его в тепле и вызовите скорую медицинскую помощь.
– При ушибах и растяжениях погрузите пораженные места в холодную воду или приложите на 15 минут лед. Лед предварительно положите в целлофановый пакет и оберните махровым полотенцем. При необходимости повторите процедуру, Холод уменьшит боль и снимет отеки. Успокойте ребенка.

Первая помощь при порезах и ранах

При небольших порезах и ранах:
– Промойте рану 3%-ной перекисью водорода, а при ее отсутствии – чистой (по возможности кипяченой охлажденной) водой с мылом.
– Высушите кожу вокруг раны, обработайте йодом.
– Закройте рану чистой марлей и наложите повязку.

При серьезных порезах и ранах:
– Если кусочек стекла или другого предмета застрял в ране, не старайтесь удалить его. Это может привести к кровотечению или большому повреждению тканей.
– Если у ребенка сильное кровотечение, поднимите пораженное место выше уровня груди и плотно прижмите рану (или место рядом с ней) подушкой или мягким свертком из чистой ткани. Продолжайте держать сверток или подушку, пока кровотечение не прекратится.
– Не кладите веществ растительного или животного происхождения на рану, поскольку это может вызвать инфицирование.
– Наложите на рану повязку. Повязка не должна быть слишком тугой.
– Отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Спросите медицинского работника, надо ли сделать ребенку прививку от столбняка.

План

1. Причины и последствиядетского алкоголизма.

2.Особенностидетского алкоголизма.

3.Уровнивовлечённости детей в употребленииспиртного.

4. Проблемаалкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодняв нашем обществе, выдвинули целый рядпроблем, одной из которых являетсяпроблема воспитания трудного ребенка.Актуальность ее заключается в том, чтос каждым годом отмечается рост детскойпреступности, наркомании, алкоголизма,прослеживается тенденция к увеличениючисла детей с девиантным поведением.Причины отклонений в поведении ребенкавозникают как результат политической,социально-экономической, экологическойнестабильности общества и неблагоприятныхсемейно-бытовых отношений, отсутствияконтроля за поведением, чрезмернойзанятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространениянаркомании в России ослабло вниманиек проблеме массовой алкоголизациинаселения. Между тем, практически повсем параметрам – уровню потребленияалкоголя, заболеваемости, смертности,преступности на почве алкогольногоопьянения, степени подверженностиалкоголизации подростковой и женскойчасти населения, оно достигло уровня,серьёзно подрывающего духовно-нравственныеосновы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые средиподростков-школьников, выявили, чтоосновную роль в приобщении к алкоголюсыграли существующие традиции и обычаи.57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервыепознакомились со спиртными напиткамидома в дни праздников и семейных торжеств.На развитие склонности к алкоголизмуу детей младшего подросткового возраставыявлено также влияние сверстников.Среди мотивов употребления алкоголяподростки 12–16 лет называют: самоутверждение– 56,9 %, символическое участие (давлениесо стороны подростков того же возраста)– 31,1 %, снятие психического напряжения– 12 %. Причём, если у взрослого человекапереход от пьянства к алкоголизмузанимает 5–10 лет, то у ребёнка формированиехронического алкоголизма происходитв 3–4 раза быстрее.

1.Причиныи последствия детского алкоголизма.

Кпроблеме детского алкоголизма обращалисьразные ученые: медики, психологи которыевыделяли причины алкоголизма у детей,а также его последствия.

Приобщениек спиртным напиткам детей и подростковнаиболее интенсивно

происходитв трех возрастных периодах: раннегодетства, дошкольного и

младшегошкольного возраста, детского и юношескоговозраста.

Рассмотримпоследовательно каждый из трех периодов.

Первыйпериод – раннее детство, в которомалкоголизация детей носит

неосознанный,непроизвольный характер. Этомуспособствуют следующие основные причины:пьяное зачатие, употребление алкоголяво время беременности и кормлениягрудью, что ведет к аномалиям физическогои психического развития ребенка.

Второйпериод – дошкольный и младший школьныйвозраст. В этот период наиболеесущественными причинами являются две– педагогическая неграмотностьродителей, которая приводит к алкогольномуотравлению организма, и семейныеалкогольные традиции, приводящие кформированию интереса к спиртному.

Педагогическаянеграмотность родителей проявляетсяв существующих

предрассудкахи заблуждениях о целебном действииалкоголя: алкоголь усиливает аппетит,излечивает малокровие, улучшает сон,облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваютсяродители за свою неграмотность алкогольнымотравлением детей, которое может дажепривести к смертельному исходу.

Алкоголизациядетей и подростков способствуеталкогольное окружение, которое составляютпьющие ближайшие родственники.

Биологическимиисследованиями доказано, что самалкоголизм генетически не передается,передается только склонность к нему,вытекающая из особенностей характера,полученного от родителей. В развитиипьянства у детей решающую роль играютдурные примеры родителей, обстановкапьянства в семье.

Третийпериод – подростковый и юношескийвозраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучиесемьи; позитивная реклама в средствахмассовой информации; незанятостьсвободного времени; отсутствие знанийо последствиях алкоголизма; уход отпроблем; психологические особенностиличности; самоутверждение. В этот периодпроисходит формирование влечения калкоголю, которое перерастает в привычку,приводя в большинстве случаев калкогольной зависимости ребенка.

Алкоголькак показатель неблагополучия семьи.Нравственно-эмоциональная сторонасемейных отношений – важнейшее условиенравственного развития ребенка.

Выделяютнесколько типов семей, в которых ребенокчаще начинает употреблять спиртныенапитки, чем в других:

1)конфликтныесемьи, когда отношения между членамисемьи строятся по типу соперничества,изоляции, невротического дополнения.Чтобы добиться каких-либо уступок, детиначинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированныесемьи, ведущие аморальный, а в большинствеслучаев антисоциальный образ жизни, снизким материальным уровнем, санитарнойзапущенностью, неорганизованным бытом.В таких семьях отсутствует контроль заребёнком.

Уребёнка формируется потребность скрыватьалкоголизм своей семьи, переживая внутрисвою неполноценность. Эти дети становятсясоциально изолированными.

Ребёнокчувствует себя в опасности в своём доме,где должен был бы

чувствоватьсебя более защищенным.

Алкоголькак средство самоутверждения.Одна из причин пьянства подростков

– усиленныепритязания на взрослость. Потреблениеалкоголя в подростковом возрастесчитается символом мужественности,состоятельности. Отсутствие у пьющегоподростка навыков полезной деятельностии интереса к ней приводит его к употреблениюспиртного как к форме самоутверждения,влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголькак времяпрепровождение.Объединенные в компании, не занятыеполезной деятельностью подростки, какправило, начинают употреблять спиртныенапитки.

Употреблениеспиртного становится патологическинеобходимым атрибутом

времяпрепровождения,расширяется число поводов и мотивовпьянства.

Алкоголькак компенсация психических отклоненийот нормы.Психологической предпосылкой развитияалкоголизма у детей часто становятсяотклонения от нормы психическогоздоровья или патологии, затрудняющиесоциальную адаптацию личности. Независимоот причин появления дефекта у ребенканарушаются гармоничные отношения ссоциумом, формируется неадекватностьсамооценки.

В специальнойлитературе выделено 4 типа личностиребенка, наиболее

предрасположенныхк вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, сзавышенной

самооценкой;2) дети, с повышенным чувством жестокостии агрессивности; 3) дети, не приспособленныек жизни в силу повышенной опеки состороны

родителей;4) дети, подверженные депрессиям ипаранойе.

2.Особенностидетского алкоголизма.

О детскомалкоголизме говорят в том случае, когдаего признаки впервые

появляютсядо достижения ребенком возраста 18 лет.

У детейалкоголизм, в отличие от взрослых, имеетряд характерных особенностей:

— быстроепривыкание к спиртным напиткам. Этообъясняется анатомо-

физиологическимстроением детского организма;

— злокачественное течение болезни. Этообъясняется тем, что в

подростковомвозрасте организм находится в стадииформирования и устойчивость

центральнойнервной системы к действию алкоголяснижена, вследствие чего

происходятглубокие и необратимые процессы ееразрушения;

— принятиеребенком больших доз алкоголя. Этосвязано с тем, что

принятиеалкоголя детьми не одобряется обществом,поэтому подростки, как

правило,пьют тайком, обычно без закуски, принимаявсю дозу одновременно;

— быстроеразвитие запойного пьянства. Дляподростков становится

нормой питьпо любому поводу, при этом в состояниилегкого опьянения они

начинаютчувствовать себя неуверенно. Болеетого, трезвость становится для

них страннымсостоянием. Поэтому характерно стремлениек полному опьянению –

только вэтом случае выпивка расценивается какудачная, полноценная;

— низкаяэффективность лечения.

Пьянствосреди несовершеннолетних тесно связаннос их отклоняющимся поведением.

Воснове этой связи лежит самая главнаядля подростков опасность алкоголизма– он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболеечасто в состоянии опьянения совершаютсянасильственные преступления.

3.Уровнивовлеченности детей в употреблениеспиртных напитков.

Опираясьна исследования ученных, выделили семьуровней вовлеченности

старшеклассниковв процесс алкоголизации.

Нулевойуровеньхарактеризует несовершеннолетних,которые никогда не

употреблялиалкоголя благодаря личной установкена полную трезвость.

Начальныйуровеньхарактеризуется единичными или оченьредкими случаями употребления спиртныхнапитков.

Уровеньэпизодического употребления алкоголяхарактеризуется знакомством с различныминапитками, содержащими алкоголь.

Уровеньвысокого рискаотличается тем, что расширяется числоповодов

выпивок,обычно более двух раз в месяц.

Уровеньвыраженной психической зависимости оталкоголя.Алкогольное

опьянениепревращается в наиболее желанноепсихическое состояние и используетсяподростками как регулятор поведения инастроения.

Уровеньфизической зависимости от алкоголя.Формируется повышенная

переносимостьспиртного, появляется синдром похмелья,не контролируется

количествоприема алкоголя.

Уровеньалкогольного распада личностихарактеризуется развитием запойногопьянства, снижением переносимостиспиртных напитков, психическойзависимостью от алкоголя, которая вомногом перекрыта тяжелой физическойзависимостью. В этом случае такженеобходимо срочное стационарное лечение.

Проблемаалкоголизма

Ф. Углов пишето работах известного учёного Б. И.Исакова, которые показывают, чтоповреждающее действие алкоголя нагенетический аппарат женщин наиболеесильный. Отказ от спиртных напитков втечение 4 лет приводит к восстановлениюрепродуктивной функции мужчины,восстановления детородных органовженщины не происходит. Повреждениегенетического кода (при алкоголизме внескольких поколениях) приводит крождению детей с нарушением сознания,которое проявляется в агрессивности,интеллектуальной ослабленности,физических нарушениях, нарушенияхповедения. Причём семьи даже «умеренноупотребляющие» алкоголь расплачиваютсяограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейногоалкоголизма выделяют два направления:первое – более частая приверженностьк алкоголю детей хронических алкоголиков;второе – появление детей с умственнымии телесными дефектами вследствиеалкоголизма родителей.

К основным проблемам,оказывающим негативное влияние навоспитании, относятся конфликты междусупругами и ближайшими родственниками;противоречивость педагогическихпозиций; чрезмерная занятость родителей,влекущая за собой замену неспешногодоброжелательного общения с детьми наконтролирующую функцию, подавляющуюличность и эксплуатирующую её какпредмет реализации родительских амбиций;чрезмерная опека, тревожность, недовериек возможностям и силам ребёнка, которыепровоцируют формирование аналогичныхпараметров в его личности; феноменединственного ребёнка, лишённоговозможности переживать свои детскиеэмоции среди детей; смена жизненныхстереотипов, переезд, длительный отрывот значимых взрослых, круглосуточноепребывание в детских учреждениях;заброшенность детей в силу асоциальногообраза жизни родителей, либо в силупредпочтения ими собственных проблем,связанных с карьерой, конфликтами,здоровьем, выживанием.

Выявлено влияниесверстников на развитие склонности калкоголизму у детей младшего подростковоговозраста. Среди мотивов употребленияалкоголя подростки 12-16 лет называют:самоутверждение – 56,9 %, символическоеучастие (давление со стороны подростковтого же возраста) – 31,1 %, снятие психическогонапряжения – 12 %.

Существует проблемавлияния типа акцентуации характераподростка на бытовое пьянство иалкоголизм. Об этой зависимости пишутВ. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности,А. Е. Личко отмечает, что злоупотреблениеспиртным имеет место у 45 % обследованныхпредставителей неустойчивого типа, у35 % — эпилептоидного, у 28 % — истероидных,у 25 % — гипертимного и гипертимно -неустойчивого типов. Лишь единицышизоидов предпочитают лёгкое опьянение.А.Е. Личко даёт достаточно подробнуюхарактеристику своеобразия способови форм вхождения подростков с конкретнымиакцентуациями характера в бытовоепьянство и алкоголизм. Из сказанногоследует, что подростков с акцентуацияминадо считать группой риска по отношениюк пьянству и алкоголизму. За ниминеобходимо постоянно наблюдать, чтобыбыстро выявить начало девиантногоповедения.

Профилактическаяработа должна содержать три направления:

1) санологическое(лечение, профилактика, коррекцияхронических и острых заболеваний,поддержание здоровых условийжизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формированиездорового образа жизни, активнаямотивация на здоровье, диагностикапоказателей психического и физическогоздоровья, выявление и устранение»факторов риска», сохранение иувеличение резервов здоровья в связис различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающеес использованием санологического ивалеологического подходов проблемусоциальной адаптации подростков, включаяпоказатели успешности обучения,профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способампрофилактики алкоголизма среди детеймладшего подросткового возрастаотносятся:

· превентивноеобразование родителей в форме лекций,бесед;

· формированиенравственной личности учащихся иосознания подростком ценности своегоздоровья;

· определениефеномена психологической готовностик употреблению алкоголя у подростков;

· изданиеспециальной литературы для подростково вреде алкоголя.

При организациипрофилактической работы необходимоучитывать:

o характерныеособенности социализации детей имолодёжи в современных условиях;

o наличие ифункциональную состоятельностьинститутов социализации, содержаниеих деятельности;

o спецификусоциума, в котором будет проводитьсятакая работа.

Социально — педагогическаяпрофилактика в семье включает:

v созданиеблагоприятных условий для развитияребёнка и, следовательно,- исключениенеблагоприятных (попустительства,гиперопеки, подавления и дискриминациии т. д.);

v укреплениесамооценки ребёнка и формирование унего осознанного отношения к здоровью;

v укреплениеего личной способности к преодолениюкризисных ситуаций, конфликтов,трудностей;

v помощь ворганизации деятельности и отдыха;

v укреплениефункций поддержки ребёнка в семье, егозащищённости.

Наиболее эффективнымиформами профилактики алкоголизмапредставляются следующие:

§ санитарноепросвещение родителей (с приглашениемврачей — наркологов или школьного врача);

§ пропагандана родительских собраниях здоровогообраза жизни;

§ оценкасоциальной сущности и природы употребленияалкоголя в общении с детьми на урокахи классных часах;

§ ориентацияучащихся на трезвый образ жизни какидеал;-

борьба с любымпотреблением спиртного.

Дети младшегоподросткового возраста испытываютзатруднения в общении со сверстниками.Они отмечают, что друзья не понимают ихвнутреннего мира, у них нет общихинтересов. Иногда дети ни к кому не могутобратиться за помощью в трудную минуту.Некоторые считают, что учителянесправедливо ставят им оценки, ругаютза плохое поведение. Таким образом, детинуждаются в доверительных беседах сродителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженныхфакторов риска в возникновении алкогольнойзависимости является неадекватнаясамооценка детей младшего подростковоговозраста, обычно она занижена: 29,63 %учащихся имеют заниженную самооценку,55,56 % — адекватную, 14,81 % — завышенную.

Вывод:

1) родителинедооценивают опасность развитияалкоголизма, в качестве самойраспространённой причины отмечаютсоциально-бытовые условия и считают,что его можно эффективно профилактироватьс помощью СМИ;

2) дети младшегошкольного возраста нуждаются вформировании адекватной самооценки.

Разработаны рекомендации:

1. Необходимопроводить профилактическую работусреди детей младшего подростковоговозраста в школе.

2. Послевыявления детей, относящихся к «группериска» (развития алкоголизма), проводитьиндивидуальную профилактическую работу.

3. Необходиморазработать комплексную программу,целью которой будет оздоровлениенаселения города, в рамках общероссийскойпрограммы «Здоровье города, здоровьесообщества».

4. При выбореконкретной антиалкогольной программынеобходимо учитывать возраст, пол,культурное развитие и социально-экономическийстатус подростка.

5. Использоватьтехнологии, обращённые к личностиподростка, группам сверстников.

6. Социальнымпедагогам обучать учителей ведениюпрофилактической работы.

7. Проводитьвоспитательную работу среди населения,направленную на повышение его культурногоуровня, нравственного сознания иформирование антиалкогольного мнения.

8. Формироватьустановку на трезвость у подрастающегопоколения.

9. Противоалкогольноеобучение в школе необходимо начинатьс первого класса, так как именно в этомвозрасте целесообразно вырабатыватьустановки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании– это духовно пробудить ребёнка,воспитать личность, перед которой былибы бессильны все соблазны и искушениясовременного сатанизма. Библиотекамжелательно целенаправленно проводитьмероприятия, посвященные проблемамборьбы с пороками, распространённымив молодёжной среде. Определяя практическиезадачи духовно-нравственного воспитания,следует ориентироваться на те аспектыэтой сферы, которые выделяет обслуживаемоебиблиотекой образовательное учреждение.При планировании работы предпочтениестоит отдавать формам и методам,помогающим ученикам самим формироватьдуховно-нравственные установки,собственные оценки и убеждения.

В системе образованиявсё чаще начинают рассматривать какособый современный инструментдуховно-нравственного воспитания новыеинформационные технологии. Они позволяютне просто отыскать материалы по теме иизучить их, но на их базе создавать своитворческие продукты:

– текстовые (рефераты,обзоры, сочинения, доклады и сообщения,творческие работы), визуальные (таблицы,в т.ч. синхронные, рисунки-картины,коллажи с использованием фото иизоматериалов),

– аудитивные (записисвоих выступлений, сообщений и докладов,декламации и пения, музыкально-поэтическиекомпозиции и др.),

– мультимедийные(видеофильмы, мультфильмы, игровыепрограммы).

Вместе с тем, нам надопомнить, что сегодня посредством кактрадиционных, так и новых носителейинформации, в том числе и попадающих ив фонды библиотек, ведётся сознательноераспространение чуждой нам субкультуры(культуры наркозависимых, криминальнойи гей-культуры и пр.). Так, например, черезИнтернет можно получить самую разнуюинформацию, в том числе и угрожающуюнравственному и физическому здоровьюлюдей.

Список используемойлитературы:

  1. Мудрик А.В., Введениев социальную педагогику. М., 1997 г.

  2. Мудрик А.В., Социальнаяпедагогика, Программа курса, М. –Воронеж, 1997 г.

  3. Мудрик А.В., Социальнаяпедагогика, М., Академия, 1999 г.

  4. Социальная педагогика// под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос,2000 г.

  5. История социальнойпедагогики // под ред. М.А. Галагузовой,М., Владос, 2000 г.

  6. Василькова Ю.В.,Василькова Т.А., Социальная педагогика,М., Академия, 1999 г.

  7. Шептенко П.А., Г.А.Воронина, Методика и технология работысоциального педагога, М., Академия, 2001г.

  8. Андреева И.Н.,Антология по истории и теории социальнойпедагогики, М., Академия, 2000 г.

  9. Ю.Н. Галагузова идр., Социальная педагогика, (практика),М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д.,Пограничные состояния у детей иподростков., М., Академия, 1998 г.

Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период– раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно‑психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале XIX в. были обследованы более 8 тыс. детей‑идиотов, содержащихся в специальных домах‑приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря, к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период– дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период– подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно‑эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких‑либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно‑оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и, прежде всего, через приобщение к алкогольным традициям компании.

Алкоголь как средство самоутверждения . Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как реклама . Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино– и телегероев – наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20.00. до 23.00 за каждый час показывают в среднем 7 случаев употребления алкогольных напитков. При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще, чем отрицательные. Такая статистика у нас не проводилась. Однако, когда смотришь некоторые сериалы по телевидению, например про «Ментов», то можно удивляться, как работают эти специалисты, если у них выпивка на работе происходит систематически.

«Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья – дело обыденное и непредосудительное.

Алкоголь как времяпрепровождение . В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы . Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:

1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родителей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики;

2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности;

3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей;

4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

Алкоголь как иллюзорная реальность . Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

– социально‑экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

– социально‑психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально‑положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно‑психологического климата микросреды и т. д.);

– криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, т.е. становление человека жертвой в результате неблагоприятных социальных условий, и т. д.);

– физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений).

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Опираясь на исследования ученых Научно‑исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.

Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:

Дет­ский алко­го­лизм (под детьми мы имеем ввиду лиц, не достиг­ших 18 лет­него воз­раста) – это ост­рая про­блема прак­ти­че­ски всех совре­мен­ных раз­ви­тых госу­дарств. Уже давно не сек­рет, что зло­упо­треб­ле­ние спирт­ным намного опас­нее для дет­ского орга­низма, чем для взрос­лого, поскольку он еще не окреп и нахо­дится на актив­ном этапе раз­ви­тии. Тем более, ребе­нок по срав­не­нию со стар­шими намного быст­рее при­вы­кает к креп­ким напит­кам. Алко­го­лизм может нане­сти рас­ту­щему орга­низму непо­пра­ви­мый вред, кото­рый выра­жа­ется как в физи­че­ской, так и в душев­ной непол­но­цен­но­сти. У детей, регу­лярно упо­треб­ля­ю­щих алко­голь, а ребенку доста­точно напи­ваться 3–4 раза в месяц, нару­ша­ется функ­ция роста, про­ис­хо­дит дегра­да­ция лич­но­сти, воз­ни­кает тяже­лая форма зави­си­мо­сти от алко­голя, наблю­да­ются пси­хи­че­ские нару­ше­ния, про­ис­хо­дит раз­ре­ше­ние внут­рен­них орга­нов, задер­жи­ва­ется поло­вое раз­ви­тие, при­чем про­ис­хо­дит это все гораздо быст­рее, чем у взрос­лого чело­века. Дети спи­ва­ются гораздо стре­ми­тель­ней, чем взрос­лые. Нико­гда нельзя забы­вать о том, что алко­го­лизм — одна из раз­но­вид­но­стей токсикомании.

Суще­ствует мне­ние, что в неболь­ших дозах алко­голь может ока­зы­вать полез­ное вли­я­ние на чело­ве­че­ский орга­низм. Воз­можно, так оно и есть, но вся беда в том, что нам под­час очень тяжело уста­но­вить грань, когда польза пере­хо­дит во вред, а «можно” в «нужно”.

Почему дети ста­но­вятся алкоголиками?

Пси­хо­логи выде­ляют основ­ные при­чины дет­ской зависимости:

недо­ста­ток вни­ма­ния родителей;
чрез­мер­ная опека родителей;
побег от про­блем в семье, школе, коллективе;
при­мер зло­упо­треб­ля­ю­щих родителей;
жела­ние само­утвер­диться, почув­ство­вать себя взрослым;
вли­я­ние пло­хой компании;
оби­лие сво­бод­ного времени.

Это то, что каса­ется под­рост­ков. Но, каким бы ужас­ным нам это не каза­лось, нар­ко­ло­гам иной раз при­хо­дится наблю­дать и мла­ден­че­ский алко­го­лизм. Он воз­ни­кает у совсем малень­ких детей. У боль­шин­ства из них при­вычка к алко­голю выра­ба­ты­ва­ется еще в то время, когда они нахо­ди­лись в утробе мате­рей — пью­щие жен­щины, будучи «в поло­же­нии”, «делятся” выпи­тым спирт­ным со сво­ими еще не родив­ши­мися мла­ден­цами. Алко­голь спо­со­бен про­ни­кать через пла­центу в кровь плода, в резуль­тате воз­ни­кает так назы­ва­е­мый феталь­ный алко­голь­ный синдром.

1. ано­ма­лии в раз­ви­тии челюстно-лице­вой обла­сти: удли­нен­ное лицо; недо­раз­ви­тие (гипо­пла­зия) ску­ло­вой дуги, недо­раз­ви­тие под­бо­родка, ниж­ней челю­сти; низ­кий лоб; косо­гла­зие, узкие глаз­ные щели, опу­ще­ние верх­него века в резуль­тате пара­лича мышц; малень­кий носик, сед­ло­вид­ного типа, уко­ро­чен­ная спинка носа; уко­ро­чен­ная верх­няя губа, «заячья губа», непра­виль­ное стро­е­ние нёба — «вол­чья пасть»;

2. воз­мо­жен упло­щен­ный заты­лок, малень­кая голова;

3. низ­кая масса тела ребе­ночка при рождении;

4. нару­ше­ния физи­че­ского раз­ви­тия ребенка: непро­пор­ци­о­наль­ное тело­сло­же­ние, задержка в росте или, наобо­рот, рост слиш­ком высо­кий в соот­вет­ствии с весом;

5. непра­виль­ная, дефор­ми­ро­ван­ная форма груд­ной клетки, уко­ро­чен­ные стопы, непол­ное раз­ги­ба­ние ручек в лок­те­вых суста­вах, нару­ше­ния рас­по­ло­же­ния паль­цев рук и ног, недо­раз­ви­тие тазо­бед­рен­ных суставов;

6. пато­ло­гии нерв­ной системы, в част­но­сти: мик­ро­це­фа­лия — недо­раз­ви­тие мозга ново­рож­ден­ного или отдель­ных его частей, кото­рое может стать при­чи­ной нев­ро­ло­ги­че­ских и интел­лек­ту­аль­ных рас­стройств; «spina bifida» — в пере­воде, «откры­тая спина», проще говоря, непол­ное зара­ще­ние или не зара­ще­ние спин­но­моз­го­вого канала;

7. раз­лич­ные ано­ма­лии раз­ви­тия внут­рен­них и внеш­них орга­нов, наи­бо­лее часто — около поло­вины деток — пороки раз­ви­тия сердца, гени­тально-аналь­ные нару­ше­ния, ано­ма­лии поло­вых орга­нов и суставов.

Нянечки, рабо­та­ю­щие в дет­ских домах, под­ме­чают, что даже при отсут­ствии выра­жен­ного алко­голь­ного син­дрома дети от пью­щих мате­рей более бес­по­койны, чем от непью­щих, при этом один только запах алко­голя вли­яет на них успо­ка­и­ва­юще, они пере­стают пла­кать. Мла­денцы могут родиться уже с зави­си­мо­стью от алко­голя! Есте­ственно, такие дети нахо­дятся в группе риска в плане раз­ви­тия у них алко­го­лизма в более стар­шем возрасте.

В Рос­сии дет­ский алко­го­лизм уже стал при­выч­ным явле­нием. Очень часто в Рос­сии спирт­ные напитки исполь­зу­ются в каче­стве лечеб­ных средств, когда ребе­нок забо­ле­вает про­студ­ным забо­ле­ва­нием. Еще недавно при помощи спирт­ного сла­бым, исто­щен­ным, стра­да­ю­щим рахи­том детям воз­вра­щали аппе­тит, спо­кой­ный сон и укреп­ляли орга­низм. Кроме того, для повы­ше­ния аппе­тита исполь­зо­вали порт­вейн, чере­му­хо­вую наливку и кагор при­ме­няли при поносе, мали­но­вую настойку – при про­сту­дах, а «ряби­нов­кой» спа­са­лись от глист­ных инва­зий. Уни­вер­саль­ным лекар­ством от всех болез­ней счи­та­ется водка. В отда­лен­ных дерев­нях, где у насе­ле­ния един­ствен­ный спо­соб раз­вле­че­ния это пьянка, 10-лет­ние дети уже во всю упо­треб­ляют само­гон, при­чем в коли­че­ствах, вызы­ва­ю­щих опья­не­ние, а под­ростки пьют уже наравне со взрослыми.

В горо­дах кар­тина несколько иная. Здесь под­ростки от 16 до 18 лет часто под­са­жи­ва­ются на пиво. Ритуал потреб­ле­ния пива уси­ленно насаж­да­ется как обя­за­тель­ный атри­бут «кру­то­сти”, про­дви­ну­то­сти, совре­мен­но­сти. Пиво, пре­под­но­си­мое про­из­во­ди­те­лями как совер­шенно невин­ный напи­ток, на самом деле тоже отно­сится к алко­голю. 0,44 грамма пива это то же самое, что 50 грамм водки в пере­счете на эти­ло­вый спирт, а под­ростки спо­собны выпить за вечер 5–6 буты­лок пива, то есть фак­ти­че­ски ста­кан водки. При этом, не при­да­вая зна­че­ния всей серьез­но­сти «моло­деж­ному” напитку, они могут пить его каж­дый день, а что такого, пиво же не водка! Врачи пре­ду­пре­ждают о том, что пив­ной алко­го­лизм опас­ней водоч­ного именно потому, что его жертвы лег­ко­мыс­ленно отно­сятся к пиву, не осо­зна­вая всех его свойств.

С каж­дым годом рас­тет число детей, кото­рым ста­вится диа­гноз «дет­ский алкоголизм”.

Для уста­нов­ле­ния диа­гноза «алко­го­лизм» в Рос­сии опре­де­ляют нали­чие у боль­ного ниже­пе­ре­чис­лен­ных симптомов:

отсут­ствует рвот­ная реак­ция на приём боль­шого коли­че­ства алкоголя
потеря кон­троля над коли­че­ством выпитого
частич­ная ретро­град­ная амнезия
нали­чие абсти­нент­ного синдрома
запой­ное пьянство

Вме­сте с этим сни­жа­ется и сред­ний воз­раст несо­вер­шен­но­лет­них, кото­рые зло­упо­треб­ляют алко­голь­ными напит­ками – с 14 до 11 лет. В основ­ном это пив­ные алкоголики.

Социум, в кото­ром рас­тет ребе­нок, также очень важен. Ведь при­чины дет­ского алко­го­лизма часто вызваны обще­нием в непра­виль­ной ком­па­нии, куда попа­дают несо­вер­шен­но­лет­ние, кото­рые не пре­бы­вают под стро­гим роди­тель­ским кон­тро­лем. Именно такие «дети улицы» и рас­про­стра­няют дет­ский алкоголизм.

Непра­виль­ное вос­пи­та­ние в семье – это оче­ред­ные при­чины дет­ского алко­го­лизма. Среди них стоит выде­лить без­над­зор­ность и гипе­ро­пеку. Если со сто­роны роди­те­лей отсут­ствует какое-либо вни­ма­ние и кон­троль, ребе­нок предо­став­лен сам себе, попа­дает в хули­га­ни­стую среду и спи­ва­ется из-за мно­го­чис­лен­ных про­блем, кото­рые его, бро­шен­ного, окру­жают с ран­него дет­ства. Гипе­ро­пека сер­до­боль­ных роди­те­лей, кото­рые удо­вле­тво­ряют все при­хоти сво­его люби­мого чада и пота­кают ему, не дают несо­вер­шен­но­лет­нему, выра­щен­ному в теп­лич­ных усло­виях, само­сто­я­тельно справ­ляться со стрес­сами и невзго­дами. Его все дет­ство и юность лишали необ­хо­ди­мо­сти бороться с какими-либо труд­но­стями. И когда он сам на сам стал­ки­ва­ется с ними, то совер­шенно не готов к подоб­ным жиз­нен­ным испы­та­ниям и поэтому исполь­зует алко­голь, как сред­ство, кото­рое создает види­мость благополучия.

За послед­ние годы при­чины дет­ского алко­го­лизма попол­ни­лись и пагуб­ным вли­я­нием теле­ви­де­ния и кино. Кроме того, сего­дня не запре­щена реклама алко­голь­ных напит­ков. Умело сня­тые ролики при­зы­вают попро­бо­вать спирт­ное и пере­жить небы­ва­лые ощу­ще­ния, полу­чить неве­ро­ят­ное удо­воль­ствие, оку­нуться в при­ят­ную атмо­сферу. Такая про­па­ганда сильно воз­дей­ствует на неокреп­шую дет­скую и под­рост­ко­вую пси­хику, что в свою оче­редь и раз­ви­вает дет­ский алкоголизм.

Про­фи­лак­тика дет­ского алко­го­лизма заклю­ча­ется в том, что ее нужно начи­нать с фор­ми­ро­ва­ния пол­но­цен­ной, здо­ро­вой семьи, в кото­рой все ведут трез­вый образ жизни и совер­шенно счаст­ливы. Про­фи­лак­тика дет­ского алко­го­лизма должна быть и в учеб­ных учре­жде­ниях. Ведь именно в школь­ном воз­расте дети любят про­бо­вать все новое и неиз­ве­дан­ное. Фор­ми­ро­ва­ние пол­но­цен­ной, здо­ро­вой семьи.

Про­фи­лак­тика дет­ского алко­го­лизма вклю­чает и такие фак­торы защиты:

— бла­го­по­луч­ная семья;
— доста­ток;
— посто­ян­ное меди­цин­ское наблюдение;
— про­жи­ва­ние в бла­го­по­луч­ном районе;
— при­ня­тие обще­ствен­ных норм;
— высо­кая само­оценка и пре­об­ла­да­ние поло­жи­тель­ных качеств харак­тера над негативными.

Про­фи­лак­тика дет­ского алко­го­лизма заклю­ча­ется в устра­не­нии фак­то­ров риска и уси­ле­нии фак­то­ров защиты.

Пер­спек­тивы пре­одо­ле­ния алко­го­лизма, кото­рым стра­дает ребе­нок, весьма уте­ши­тельны, если забо­ле­ва­ние рано диа­гно­сти­ро­вано или про­во­дится ран­няя и ком­плекс­ная про­фи­лак­тика. Дети должны быть заняты уче­бой и раз­ными сек­ци­ями, нахо­дится под стро­гим наблю­де­нием роди­те­лей. А со сто­роны вла­стей необ­хо­димо уси­лить кон­троль над про­да­жами спирт­ного среди несо­вер­шен­но­лет­них и запре­тить рекламу алко­голя. Осо­зна­ние гло­баль­но­сти и опас­но­сти про­блемы помо­жет пре­одо­леть дет­ский алкоголизм

Азбука вос­пи­та­ния