Амвросию Оптинскому

Житие преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский

Разными путями люди приходят к Богу. Но монашеский путь – особый. Самый прямой, но и самый трудный. И пути в монастырь бывают разными, иногда неожиданными для самого человека. Но тот, кому Бог предназначил этот путь от рождения, будет Им призван в своё время через соединение внешних обстоятельств жизни с внутренним устремлением человеческого сердца.

Будущий преподобный Оптинский старец Амвросий в детстве был бойким и смышлёным мальчиком — шестым из восьмерых детей в семье. При крещении ему дали имя Александр. Маленький Саша отличался озорным характером, нередко затевал шалости, за которые ему потом попадало от взрослых. Но его веселый и лёгкий нрав всегда привлекал к нему людей. В годы учёбы в семинарии он оставался душой общества и не думал в будущем идти в монастырь. Но в последний год обучения Александр тяжело заболел…

«Прощайте, братцы… Прощай, Божий свет! Не встать мне больше,… а если… Господи Милостивый! Если воздвигнешь меня от смертельной болезни, то всю свою жизнь я посвящу Тебе! Уйду в монастырь, буду молиться, буду служить тебе до конца дней! Господи, спаси!»

…Чудо совершилось. Александр выздоровел. Он не забыл обещания, данного Богу, но не мог сразу расстаться с миром. Лишь через четыре года Александр поступил послушником в Свято-Введенскую Оптину пустынь. При пострижении в монахи он получил имя Амвросий, и это имя во второй половине девятнадцатого столетия стало известным всей России. Это время возрождения старчества. Слово «старец» – не указание на возраст человека, так называют опытных в духовной жизни монахов-наставников, которые через послушание ведут своих духовных детей к спасению души. Именно своими старцами прославилась Оптина пустынь. Под их руководством отец Амвросий прожил более двадцати лет, совершенствуясь в послушании и духовной мудрости. Ему ещё не было сорока лет, когда он принял на себя трудный подвиг старчества. За духовной помощью и наставлениями к отцу Амвросию приходили люди всех сословий и званий. Старец принимал у себя в келье сотни людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. К отцу Амвросию за советом приезжали Достоевский, Толстой, Соловьёв. Так более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. И всё это время его не оставляла тяжёлая болезнь, иногда ставившая его на грань смерти. Сила святого старца заключалась в его всеобъемлющей любви, смирении и совершенном незлобии. Он обладал дарами прозорливости, чудотворения, исцеления.

До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только стал духовным отцом для множества женщин, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь. Там он и скончался в 1891-м году.

Под моросившим осенним дождём тело старца перенесли в Оптину, и ни одна из свечей, окружавших гроб, не погасла.

Старца Амвросия Оптинского причислили к лику святых спустя почти сто лет после кончины. Незадолго до грозных событий, потрясших Россию в 20-м веке, он стал ярким воплощением заповеди о всепрощающей, безграничной любви, был молитвенником перед Богом за русскую землю.

В программе по литературе 5–11 классов (под редакцией А.Г. Кутузова) в разделе «Духовная литература» рекомендуется познакомить учащихся 8 класса с биографией Амвросия Оптинского и его поучениями и письмами, а также дать представление об Оптиной Пустыни, ее монахах и старцах, ее связях с русской литературой. Текст одного из писем Амвросия Оптинского и краткая справка об Оптиной Пустыни приводятся в учебнике-хрестоматии «В мире литературы» для 8-го класса общеобразовательных школ под общей редакцией А.Г. Кутузова (2001).

Нами предлагается материал, позволяющий учащимся самостоятельно дать ответы на поставленные программой вопросы.

***

Амвросий Оптинский, в миру Александр Михайлович Гренков, , преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель.

Родился в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и жены его Марфы Николаевны. При крещении дано имя Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского. Шестой из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной атмосфере: учился грамоте по часослову и псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет Александра отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании его в 1830 году как первый ученик, он был принят на казенный счет в Тамбовскую духовную семинарию и в июле 1836 года успешно ее окончил. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 году занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии Александр опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Иллариона Александр отправился в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. Осенью 1839 года он прибыл в обитель. Старец схиархимандрит Лев благословил Александра жить на монастырском гостином дворе. В апреле 1840 года последовал указ Калужской духовной консистории об определении А.М. Гренкова в число братии. В монастыре он был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 года переведен в скит под начало старца Макария. Александр стал его келейником после кончины старца Льва. Осенью 1842 года был пострижен в мантию и наречен Амвросием во имя святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В 1843 году рукоположен в иеродиаконы, в 1845 — в иеромонахи. В декабре этого же года тяжело заболел и по-настоящему поправиться уже не смог. В 1846 по болезни вышел за штат. После кончины старца Макария в 1860 году Амвросий стал его достойным преемником. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей. Его посещали Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой. Своим духовным детям о. Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы о вере и о жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. Отцу Амвросию посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и мудрого наставника.

В последние годы жизни старца поблизости от Оптиной Пустыни в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская обитель. Там старец скончался. В июне 1988 года на поместном соборе Русской Православной церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.

► Читайте также о других произведениях древнерусской литературы:

  • «Хождение Богородицы по мукам»
  • «Сказание о Вавилонском царстве». «Повесть о Бове королевиче»
  • «Сердечное» искусство «Слова»
  • «Слово о погибели Русской земли»
  • «Великий раскол»
  • «Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием»
  • Оптина Пустынь
  • Монахи и старцы Оптиной Пустыни

Словарь терминов по древнерусской литературе

Список рекомендуемой для изучения литературы

► Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Икона создана на основе прижизненного портрета преподобного Амвросия Оптинского. Святой изображен в монашеском клобуке и мантии, с двумя иерейскими крестами на груди, один из которых подарен старцу в 1870 г. архиепископом Калужским Георгием в знак особого почитания. В правой руке отец Амвросий держит трость, свидетельствующую о слабом здоровье; чётки указывают на преуспеяние в молитвенном делании. Получив от Бога дар прозорливости и исцеления, святой явился продолжателем старческого служения своих великих наставников – Льва и Макария Оптинских.
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется доска из натурального дерева (липы), и во избежание деформации укрепляется дубовыми сквозными шпонками. Далее доска покрывается льняным холстом, на который кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии подлиника, изображение наносится на левкас печатным способом. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.