Андрея рублева

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

На картине Андрей Рублев (молодой) и Сергий Радонежский (пожилой)

Доклад

Андрей Рублёв

Родился Андрей Рублев предположительно в 1360 году. Место его рождения точно не известно, это или Московское княжество, или Великий Новгород. В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монахи. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника.

1405 год – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось 7 икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева.

Второе письменное упоминание о мастере — 1408 год. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви.

Мастера расписали Успенский собор, возведенный под Звенигородом, но его разорила монгольская орда.

В 1422 году Рублев участвовал в восстановлении Троице-Сергиева монастыря. Мастер создал в Троицком соборе икону «Троица», которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Икона «Троица» кисти А.Рублева

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

В Москве и Владимире установлены памятники Андрею Рублеву.

Памятник А.Рублёву во Владимире

rublev1.jpg

В XV веке под молитвы братии скончался инок в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Монаха звали Андрей Рублёв. Время оказалось беспощадным к его могиле, не оставив о ней даже напоминаний, однако навеки прославило его работы. Самое, наверное, известное творение автора – икона «Троица». О нём, о внутреннем мире человека и гениального мастера, есть фильм 1966 года, снятый режиссёром Андреем Тарковским. Кем был Андрей Рублёв и какова мощь наследия, оставленного им человечеству?

Скудные отрывки из биографии

Точное место рождения Рублёва неизвестно: одни источники указывают на Московское княжество, другие говорят о Великом Новгороде. Предположительно он появился на свет в 1360 году в семье ремесленников (фамилия Рублёв происходит от слова «рубель» – инструмент для работы с тканью и кожей). Мирское имя будущего иконописца также осталось загадкой для историков – первые сведения о нём появились после пострига в мужском монастыре на левом берегу Яузы. И вот что удивительно: судя по сохранившимся крупицам, к новому имени Андрей в монастыре добавлялась фамилия Рублёв, хотя устав рассматривал это как признак гордыни.

Обучение в Византии

Биография мастера берёт свой отсчёт с первого письменного упоминания: чернец Рублёв вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле в 1405 году. Подобную работу с корифеями могли доверить только опытному и прославленному художнику – из этого следует, что смиренный монах успел стать известным ещё до пострига. Но где же он обучался мастерству? Тарковский показал нам ходившего пешком по Руси самородка, вдохновлявшегося и учившегося гармонии и красоте у природы родного края. Но на фреске «Земля и море отдают мёртвых» Успенского собора во Владимире изображено византийское морское судно XIV века с мельчайшими деталями. Вряд ли кто-то сумел с такими подробностями описать Рублёву премудрое строение корабля. Можно предположить, что живописи будущий иконописец научился непосредственно в Византии.

Бессеребреник

С каноническим образом отказавшегося от мирских благ инока не увязывается и тот факт, что Андрониковская обитель отчасти строилась на деньги Рублёва. И в собрании древнерусских редкостей графа Алексея Мусина-Пушкина был большой позолоченный крест с надписью: «Ц. И. А. Рублёва» – «Церкви (от) Инока Андрея», материальный вклад инока в монастырь. Зачем прославленному и обеспеченному живописцу принимать постриг? Оставим этот вопрос историкам и искусствоведам.

«Я видел образ Троицы Небесной…»

Одна из самых прославленных икон и символ русского православия – «Троица» авторства Андрея Рублёва. В её основе – ветхозаветный сюжет, повествующий о том, как праотец Авраам встретил трёх таинственных странников. Во время трапезы они поделились с Авраамом, что от него произойдёт «народ великий и сильный», после чего двое путников, оказавшихся ангелами, отправились ровнять с землёй Содом. Одно из популярных толкований этого сюжета – образ триипостасного Бога, то есть Троицы. Рублёв на основе этого библейского отрывка изобразил безмолвное общение трёх ипостасей, принявших облик ангелов. Единство божественной энергии выражено полукругом, а будущая смиренная жертва Иисуса Христа – в чаше, которую центральный персонаж принимает кивком головы. В XVI веке на Стоглавом соборе было признано, что это изображение является эталоном и образцом для всех иконописцев.

Андрей Рублёв скончался предположительно в январе 1430 года, но на основе исследований православного месяцеслова верной принято считать дату 17 октября 1428 года. Он работал тогда над фресками в Андрониковом монастыре – увы, не сохранившимися до наших дней. В XVIII веке, когда в русском православии усилилось секулярное влияние, работы Рублёва были временно забыты, однако память о них сохранили старообрядцы, ревностно почитающие дониконовские традиции. В 1988 году художника канонизировали за «аскетический подвиг и творчество иконописания», а имя Андрея Рублёва навеки стало символом древнерусской культуры.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
rublev.jpg

Экcпозиция расположена на втором и третьем этажах Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие — знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.