Англиканцы

Примеры употребления слова примас в литературе.

И сразу же неведомый до того миру Иннокентий стал единоначальником католической церкви, а еще епископом Рима, викарием Иисуса Христа, преемником князя апостолов, верховным священником католической церкви, патриархом западным, примасом итальянским, митрополитом- архиепископом римским, рабом рабов божьих.

Папа в благодарность за услуги, оказанные ему в Амьене, даровал Мануэлю титул князя де Бассано, а вдобавок соответствующую грамоту вручил ему шурин, инфант дон Луис Мария, примас Испании, тот самый, что в свое время проходил мимо, не замечая его, словно он был не человек, а воздух.

Неужели вы действительно так опрометчиво вступили в сношения с одним из тех свирепых злодеев, которые умертвили примаса?

Дублинская столичная пожарная команда, капитул финансовых святых в порядке своей плутократической иерархии, епископ Даунский и Коннорский, Его высокопреосвященство Майкл кардинал Лог, архиепископ Армаский, примас всея Ирландии, Его преосвященство, высокопреподобный доктор Вильям Александер, архиепископ Армаский, примас всея Ирландии, главный раввин, президент пресвитерианцев, главы общин баптистов, анабаптистов, методистов и моравских братьев, а также почетный секретарь Общества друзей.

Будь то Регулярный совет или Регентский, архиепископ Валоретский и примас Гвинедда обладает неоспоримым правом заседать в его составе.

Источник: библиотека Максима Мошкова

При ближайшем рассмотрении оказывается, что причиной сенсационных выводов стал один пункт в новом руководстве, только что выпущенном для священников Кентерберийской епархии, старейшей в Церкви Англии. Почему же единственная фраза из инструкций для священников одной, пусть и влиятельной епархии Англиканской церкви, так взбудоражила христианский мир?

Только что выпущенное в свет наставление обязывает священника Англиканской церкви до начала исповеди предупреждать исповедующегося следующими словами: «Если в своей исповеди вы затронете любой вопрос, вызывающий обоснованную тревогу по поводу безопасности и благополучия вас самих или любого иного лица, я обязан передать эту информацию соответствующим государственным службам, а это означает, что я не могу сохранить ее в тайне».

Получается, священник заранее предупреждает исповедующегося о том, что может нарушить его базовое право — право на тайну исповеди и сообщить ее содержание «соответствующим государственным службам». Правда, сделает он это в случае, если в исповеди рассказывается о ситуациях, представляющих опасность самому исповедующемуся или третьим лицам. Как уже отмечают богословы, формулировка крайне казуистическая, а само наставление является ничем иным, как грубым нарушением старинного церковного канона, требующего от священников хранить тайну исповеди.

Секретарь Кентерберийской епархии Джулиан Хилз в интервью британской газете The Telegraph уже пояснил взволнованной общественности, что наставление было подготовлено после целого ряда неприятных случаев в Англиканской церкви. К примеру, священнику через исповедь стало известно о свершившемся и продолжающемся преступлении, и сохранение тайны делает его соучастником преступления по закону, а стало быть, ставит его самого и епархию в целом перед «неразрешимыми дилеммами юридического и морального характера». «Вот почему специальная группа духовенства в епархии, рассмотревшая этот вопрос, пришла к выводу, что священникам нужно предоставить опору в виде наставления, чтобы они знали, как действовать в тех случаях, когда тайна исповеди входит в конфликт с обязанностью охранять жизнь и здоровье человека».

Цель авторов наставления, по словам Хилза, заключалась в том, чтобы «предостеречь исповедующегося от признаний, которые могут повредить правовому статусу священника, сделав его соучастником преступления». А вся инструкция, как считают наблюдатели, выпущена для того, чтобы предупредить преступления на сексуальной почве и не превратить соблюдающего тайну исповеди священника в соучастника сексуального преступления, особенно если дело касается несовершеннолетних. В настоящее время Англиканская церковь Британии принимает участие в расследовании порядка 3300 дел по сексуальным и косвенным правонарушениям — как по частным жалобам, так и по судебным искам. Об этом еще в феврале сообщал Питер Хэнкок, епископ Бата и Уэльса, а также ответственный епископ по вопросам безопасности и правовой защиты.

Хотя скандальная рекомендация носит местный характер, так как выпущена для внутреннего пользования в Кентерберийской епархии, влиятельное христианское издание Christianpost пишет, что отныне Англиканская церковь более не соблюдает тайну исповеди — ведь ее священники обязаны информировать полицию в случаях сексуальных и иных преступлений. А профессор богословия Оксфордского университета Робин Уорд в интервью изданию Christian Today заявляет, что «предписание Кентерберийской епархии не является каноническим. Принятая формулировка не выдерживает никакой критики».

Справка «РГ»

Исповедь — Таинство Церкви, во время которого верующий добровольно исповедующий свои грехи перед Богом, видимым образом получает их прощение от священника, а невидимым — от Самого Бога. В первые века христианства исповеди носили публичный характер. Христианский писатель Тертуллиан в своей беседе «О покаянии» в III веке писал: «Необходимо, чтобы покаяние приносилось не только в совести, но исполнялось также и через некоторое действие. Это действие есть публичное исповедание, в котором мы исповедуем Богу свои грехи, не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог». К концу первой половины III века публичное покаяние на Востоке оформляется в виде особого чина принятия в Церковь. Но наряду с публичным покаянием (общественным), в древней Церкви бытовало и частное покаяние, или исповедание грехов в присутствии одного священника. Оно совершалось по желанию кающегося и состояло в открытии грехов и их отпущении с молитвою и возложением рук священника. Практика публичного покаяния продолжалась в Церкви до конца IV века, и окончательно исчезла к концу VIII-IX веков, заменившись частной исповедью.

Главным побуждением к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее на частную было то, что общественная исповедь превратилась в нелегкое испытание для христиан: многие начали избегать ее из-за стыда. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для слушающих их, поэтому, чтобы спасительный для одних акт не стал источником соблазна для других, Церковь заменила публичную исповедь частной, произносимой тайно, только в присутствии священника.

Что такое тайна исповеди?

Тайна исповеди установлена как обязательная профессиональная тайна для священников в VI веке. В 1594 году папа Климент VIII налагает на духовника Sigilium confessionis — печать молчания под страхом тюремного заключения. Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Для православных священников это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день он должен класть сто поклонов.

Основы социальной политики Русской Православной Церкви также защищают тайну исповеди. Раздел X.2 определяет содействие правоохранительным органам как недостаточное основание для нарушения тайны исповеди. «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди».

В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Тайна исповеди охраняется законом. Согласно УПК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 56) священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Тайна исповеди — самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания.

Кстати

У великого русского святого Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, говорящее, что если перед кающимся лежит крест и Евангелие, то перед священником надо класть еще и нож: чтобы тот помнил: лучше ему отрезать себе язык, чем раскрыть кому-либо тайну исповеди.

Задолго до начала протестантского движения на территории Европы реформаторские идеи ходили среди жителей Англии, так как во времена Средневековья диктатура Римской церкви была достаточно жесткой. Кроме репрессий и вмешательства в частную жизнь, церковь фактически управляла государствами, принимая активное участие в политических играх.

Развитие экономических отношений требовало и перемены линии взаимодействия церковной и светской власти, решения не только социальных, но и религиозных проблем. На основе появления разительных отличий между каноничными текстами и их трактовкой в лице служителей церкви в пятнадцатом столетии появляется новая религиозная община – Англиканская церковь.

Особенности Англиканской церкви

В отличие от других протестантских течений, новая церковь Англии сохранила основные традиции – к примеру, в вопросе преемственности церковной иерархии. При возведении в новый сан обязательно проходит священное таинство с молитвой и призывом Святого Духа. Так, по настоянию Елизаветы I, была создана и одобрена так называемая книга Англиканской веры, которая содержит всего тридцать девять статей и обрисовывает основные догмы новой веры. Но при это пространность основных пунктов допускает возможность неоднозначных трактовок, которые до сих пор являются предметом споров. Что интересно, присягу британские монархи приносят именно на этом своде догм.

Основные догмы

Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.

Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.

Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.

Церковь и государство

На определенном этапе развития любая религия сталкивается с необходимостью разделения церковной и светской жизни. В Англии церковная община является фактически еще одним государственным органом – это с учетом того факта, что страна является светской.

По нормам Англиканской церкви, правящий монарх не только юридически является главой, но также может назначать епископов и архиепископа. Большинство епископов, к тому же, члены Палаты лордов. Монарх может контролировать церковные доходы и решать догматические споры, инспектировать епархии. Изменения церковных канонов происходят только после согласования в Парламенте.

Сейчас Англиканская церковь достаточно распространена в мире – более девяноста миллионов верующих насчитывают ее приходы, и число приверженцев такой ветки христианства продолжает расти.