Антропний принцип

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП – один из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной (Метагалактики) и существованием в ней человека, наблюдателя. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б.Картер (1973): «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». Наряду с общей формулировкой антропного принципа известны также его модификации: «слабый антропный принцип», «сильный антропный принцип», «принцип участия» («соучастника») Дж. Уилера и «финалистский антропный принцип» Ф.Типлера. Формулировка сильного антропного принципа, по Картеру, гласит: «Вселенная (и следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Перефразируя Декарта (cogito ergo mundus talis est – я мыслю, поэтому мир таков, каков он есть), Уилер афористически выразил суть антропного принципа словами: «Вот человек; какой должна быть Вселенная?» Вместе с тем антропный принцип пока не получил общепринятой формулировки. Среди формулировок антропного принципа встречаются и явно эпатирующие, тавтологические (типа «Вселенная, в которой мы живем, – это Вселенная, в которой живем мы», и т.п.).

Антропный принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем? Мировоззренческая острота этого вопроса обусловлена тем, что наблюдаемые свойства Вселенной жестко связаны с численными значениями ряда фундаментальных физических констант. Если бы значения этих констант были хотя бы немного другими, то было бы невозможным существование во Вселенной ни атомов, ни звезд, ни галактик, ни возникновения условий, которые сделали возможным появление человека, наблюдателя. Как выражаются космологи, Вселенная «взрывным образом неустойчива» к численным значениям определенного набора фундаментальных констант, с необычайной точностью «подогнанных» друг к другу таким образом, что во Вселенной могли возникнуть высокоорганизованные структуры, включая человека. Иными словами, человек мог появиться отнюдь не в любой по своим свойствам Вселенной. Соответствующие условия, выделяемые набором фундаментальных констант, ограничены узкими пределами.

В развитии антропного принципа как научного принципа можно выделить несколько этапов: дорелятивистский, релятивистский, квантовый релятивистский. Так, дорелятивистский этап охватывает рубеж 19–20 вв. Английский эволюционист А.Уоллес сделал попытку переосмыслить коперниканское понимание места человека во Вселенной на основе альтернативных, т.е. антикоперниканских, идей. Этот подход был развит и Картером, который считает, что, вопреки Копернику, хотя положение человека во Вселенной не является центральным, оно неизбежно в некотором смысле привилегированное. В каком именно смысле человек, т.е. земной наблюдатель, занимает во Вселенной выделенное положение, разъясняют модификации антропного принципа – слабый антропный принцип и сильный антропный принцип. Согласно слабому антропному принципу, возникновение человека в расширяющейся Вселенной должно быть связано с определенной эпохой эволюции. Сильный антропный принцип считает, что человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными свойствами, т.е. наша Вселенная выделена фактом нашего существования среди других вселенных.

Обычно антропный принцип обсуждается в плане дилеммы: физический ли это принцип или философский. Такое противопоставление неосновательно. То, что обычно подразумевают под антропным принципом, несмотря на простоту и краткость формулировок, на самом деле имеет гетерогенную структуру. Напр., в структуре сильного антропного принципа можно выделить три уровня: а) уровень физической картины мира («Вселенная взрывным образом неустойчива к изменениям фундаментальных физических констант»); б) уровень научной картины мира («Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось появление человека»); в) уровень философско-мировоззренческих интерпретаций, т.е. различных типов объяснения смысла антропного принципа, среди которых – теологические объяснения («аргумент от замысла»), телеологические объяснения (человек – цель эволюции Вселенной, задаваемая трансцендентным фактором), объяснения в рамках концепций самоорганизации.

На философском уровне противостоят друг другу два типа интерпретации антропного принципа. Его понимают, с одной стороны, следующим образом: объективные свойства нашей Вселенной таковы, что они на определенном этапе ее эволюции привели (или должны были привести) к возникновению познающего субъекта; если бы свойства Вселенной были иными, их просто некому было бы изучать (А.Л.Зельманов, Г.М.Идлис, И.Л.Розенталь, И.С.Шкловский). С другой стороны, при анализе смысла антропного принципа может быть поставлен обратный акцент: объективные свойства Вселенной таковы, какими мы их наблюдаем, потому что существует познающий субъект, наблюдатель (принцип соучастника исключительно к этому сводит смысл антропного принципа).

Антропный принцип является предметом дискуссии в науке и философии. Одни авторы считают, что антропный принцип содержит объяснение структуры нашей Вселенной, тонкой подгонки физических констант и космологических параметров. По мнению других авторов, никакого объяснения в собственном смысле слова антропный принцип не содержит, а иногда он рассматривается даже как пример ошибочного научного объяснения. Эвристическую роль антропного принципа иногда рассматривают, подчеркивая лишь его физическое содержание и лишая каких-либо социокультурных измерений. Вселенная, с этой точки зрения, – обычный релятивистский объект, при изучении которого антропные аргументы выглядят в значительной степени метафорически. Другая точка зрения состоит в том, что «человеческое измерение» не может быть исключено из антропного принципа.

Литература:

АНТРО́ПНЫЙ ПРИ́НЦИП (АП) в кос­мо­ло­гии и фи­ло­со­фии, свя­зы­ва­ет факт су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка с фун­дам. свой­ст­ва­ми на­шей Все­лен­ной (Ме­та­га­лак­ти­ки), на­ли­чи­ем у неё имен­но тех па­ра­мет­ров и чис­лен­ных зна­че­ний ря­да фи­зич. кон­стант (мас­сы элек­тро­на и про­то­на, по­сто­ян­ных силь­но­го и сла­бо­го ядер­ных взаи­мо­дей­ст­вий, трёх­мер­но­сти про­стран­ст­ва и др.), ко­то­рые мы на­блю­да­ем. В рам­ках тео­ре­тич. фи­зи­ки и хи­мии по­ка­за­но, что не­боль­шое из­ме­не­ние этих ве­ли­чин ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло бы свой­ст­ва Все­лен­ной и сде­ла­ло бы не­возмож­ным су­ще­ст­во­ва­ние в ней ядер, ато­мов, мо­ле­кул, звёзд, а сле­до­ва­тель­но, жи­вых су­ществ и са­мо­го че­ло­ве­ка. Тер­мин «АП» был вве­дён англ. ма­те­мати­ком Б. Кар­те­ром (1973). Со­глас­но его оп­ре­де­ле­нию АП, то, что мы ожи­да­ем на­блю­дать во Все­лен­ной, ог­ра­ни­че­но ус­ло­вия­ми на­ше­го су­ще­ст­во­ва­ния как на­блю­да­те­лей. Об­ще­при­ня­той фор­му­ли­ров­ки АП нет, су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во его мо­ди­фи­ка­ций и раз­лич­ных по смыс­лу на­уч. и фи­лос. ин­тер­пре­та­ций. Идея АП вы­ска­зы­ва­лась мн. ан­тич­ны­ми фи­ло­со­фа­ми, раз­ви­тие его в нау­ке про­шло три осн. эта­па: до­ре­ля­ти­ви­ст­ский, ре­ля­ти­ви­ст­ский, кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ский.

Гринёв Илья Олегович,студент, ДГТУ (ИСОиП), г. Шахтыforeverangryandmad@gmail.com
Антропный принцип. Проблема тонкой настройки Вселенной
Аннотация.В данной статье рассматривается проблема антропного принципа, как попытки объяснения происхождения разумной жизни во Вселенной, а так же проблема тонкой настройки Вселенной, выраженной в виде точных значений фундаментальных констант, при изменении которых наше существование было бы невозможно. Затрагивается как физическая, так и философская сторона данного вопроса и ведётся рассуждение о том, является ли антропный принцип и все его возможные продолжения научной теорией или же это псевдонаучная полемика.Ключевые слова:антропный принцип, Вселенная, тонкая настройка,разумный наблюдатель, мультивселенные.
Антропный принцип является одним из главных,на сегодняшний день, принципов в космологии, который пытается объяснить происхождение разумной жизнипутём установления связей между свойствами Вселенной и возникновениемв ней наблюдателя. Иными словами, антропный принцип рассматривает взаимосвязь строго заданных фундаментальных физических констант и философского вопроса о происхождении человека во Вселенной. Впервые его сформулировал советский физик А.Л. Зельманов в своей работе «Диалектика и современное естествознание» в 1955 году, а в 1973 году британский физик Брэндон Картер ввёл в науку термин «антропный принцип».Вместе с тем, Картер вывел разделение на слабый и сильный антропный принцип. Слабый антропный принципзаключается в суждении о том, что значения мировых констант именно такие, какие мы их наблюдаем, потому что в таких условиях высока вероятность появления наблюдателя. Другими словами, значения мировых констант, сильно отличающихся от наших,не наблюдаются, потому что в местах, где они возможны, нет наблюдателя. Сильный антропный принципподразумевает, что Вселенная (а, следовательно, и её основные параметры) должна быть такой и только такой, чтобы в ней на определённой стадии эволюционного развития появился наблюдатель. Данные формулировки имеют общий вид и неоднократно изменялись и модифицировались по мере изучения данной темы. Основная задача антропного принципа, как научной теории,состоит в попытке объяснить устройство мироздания и место в нём человеческого вида. Отличительная особенность его, по сравнению с теориями подобного рода, состоит в эклектике фундаментальной физики и философских вопросах о появлении жизни во Вселенной. Однако,в этом заключается и главная его проблема. Замкнутые в себе же суждения и невозможность объяснения возникновения и функционирования тех или иных аспектов Вселенной ставят под сомнения антропный принцип, как серьёзное подспорье для изучения происхождения разумной жизни и окружающей её действительности. Но, не смотря на всёэто, данная тема заслуживает внимания и подробного рассмотрения.С физической точки зрения антропный принцип рассматривает совокупность таких фундаментальный констант, как размерность пространства, значения масс элементарных частиц, заряд электрона, постоянная Планка, космологическая постоянная, скорость света, безразмерные константы фундаментальных взаимодействий и другие. В процессе изучения данных параметров выяснилось, что они не подчинены никакой закономерности, но если бы любой из них отличался от своего действительного значения, то появление разумной жизни было бы невозможно. Например, изменение значения или исключение какоголибо из квантовых чисел привело бы к невозможности существованияатомов, а соответственно и известной нам окружающей действительности и жизни. Особая размерность нашего пространства позволяет нам наблюдать многие явления, которые были бы невозможны во множестве nмерных пространств, где число nбольше или меньше 3. Количество измерений, отличающихся от привычных нам в трёхмерном пространстве, привело бы к невозможности распространения «чистых» волн (в любом пространстве с количествомизмерений кратных двум) и нестабильности атомных орбиталей, в процессе чего электроны либо рассеются, либо упадут на орбиты. Более того, именно в трёхмерном пространстве возможен очень важный переход ньютоновской нерелятивистской теории всемирного тяготения к общей теории относительности Альберта Эйнштейна, так как вдвухмерном пространстве по ОТО объекты не образуют связную систему, а при числе измерений больше трёх гравитационное взаимодействие слишком велико. Из этого вытекает ряд логичных вопросов: существуют ли зависимые друг от друга константы, существуют ли отличные от наших значения констант, случайны ли значения наших констант или существуют какието закономерности, делающие наблюдаемые значения более вероятными для появления. Постановка и попытки ответов на данные вопросы содержатсяв концепции «тонкой настройки Вселенной», которая, по своей сути, является физической составляющей антропного принципа, но выделяется многими учёными, как отдельный предмет для изучения. Конечно, тот факт, что все параметры нашего существования, как и параметры существования всей Вселенной,»подогнаны» с колоссальной точностью для условий появления разумного наблюдателя, выводит эти рассуждения далеко за рамки физики, и они приобретают философские, а в некоторых случаяхи теологические разветвления. Физика же в данном случае служитинструментом, который демонстрирует уникальность материальной среды, которая нас окружает,и пытается построить гипотетические модели Вселенных, с иными фундаментальными параметрами и законами. Так, особую популярность приобрела теория о мультивселенной, в которой рассматривается вероятное множество всех Вселенных, в том числе и наша. С этой точки зрения, тонкая настройка –это специфический набор констант, характерный для каждой уникальной Вселенной, предопределяющий достаточные и необходимые условия для рождения в ней разумного наблюдателя. Для объяснения выбора тех или иных значений шведский физик Макс Тегмарк выдвинул гипотезу о математической Вселенной. Согласно этой гипотезе, любойвероятный набор фундаментальныхконстант, значения которых не противоречат друг другу и самим себе, формирует независимую и реально существующую Вселенную. Несмотря на то, что подобные тезисы невозможно подвергнуть эмпирической проверке, а, соответственно, они остаются лишь гипотезами, предположения Тегмарка не противоречат естественной логике и объясняют, почему параметры нашей Вселенной именно такие, какие мы наблюдаем. Это находит своё отражение в сильном антропной принципе, рождает новые гипотезы об уникальности нашего мира и разумной жизни в виде человека. При этом вероятные параллельные миры могут в значительной мере отличаться от нашего представления о пространстве и выходить за пределы человеческого понимания сущности бытия. Другим популярным объяснением тонкой настройки Вселенной является версия о том, что существует некая, ещё неизвестная нам, общая теория всего, законами которой должны задаваться фундаментальные параметры. Такая теория должна учитывать все существующие значения констант, необходимых для появления разумной жизни, либо же вытекать из ещё более обобщённых законов. Таким образом, можно сказать, что значения наших констант именно такие, потому что они попросту не могут быть иными. Основная проблема теорий такого рода заключается в абсолютной неполноте объяснения и создании вынужденной аксиоматики, таккак на любой обобщающий закон можно поставить логичный вопрос о его происхождении. Следовательно, в попытках объяснения одного процесса, возникает вопрос о другом процессе, что заставляет человека придумывать искусственные ограничения, играющие роль опорыдля дальнейших суждений. Подобный парадокс в виде бесконечного поиска первопричины является камнем преткновения для любой научной теории –физической, философской, математической, пытающейся объяснить путь нашей Вселенной от её рождения до наших дней. Логически невозможно построить полноценную теорию понимания окружающего нас пространства, поскольку всегда будет возникать вопрос «а что было до?», который заставляет вводить обязательные ограничения в виде постулатов, аксиом, служащих своеобразной точкой отсчёта. Такая проблема поиска причины всех причин опускается в версии о разумном замысле путём введения всё той же аксиоматики, только теперь базирующейся на основах идей креационизма. Теории креационистов признаются научным сообществом, как псевдонаучные и неоднократно опровергались с математической и логической точки зрения ,.Однако не стоит путать идею «разумного творца» с концепцией деистического Бога, который после создания Вселенной и её параметровне вмешивается в естественный ход событий. В таком случае, «высший творец» является причиной всех причин, а последующие процессы и явления происходят путём естественной эволюции, но на основе той настройки, которую задал создатель. Концепция деистическоготворца во многом схожа с идеями об общей теории всего, с существенной разницей в том, что деизм имеет в себе строгое начало в виде Бога, перманентное существование которого не подвергается сомнению и принимается, как данное. Очень часто при рассмотрении антропного принципа ставится противопоставление двух взглядов на данную проблему: физического и философского. Такая формулировка является ошибочной, так как никакого противоречия между ними не возникает, даже наоборот –один из взглядов дополняет другой. Антропный принцип можно представить в виде пирожка с начинкой, в котором роль начинки (наполнителя) играет физика, а роль теста (основы) –философия. Таким образом, отвечая на серьёзный философский вопрос, мы используем в качестве главного инструмента для познания проблемы физику. Именно подобная эклектика подходов в этой теории сделала её столь популярной, как среди популяризаторов науки, так и среди масс. Сама формулировка антропного принципа может сначала показаться очень простой и даже, в некоторой степени, тавтологической. На самом деле она имеет куда более глубокое и сложное значение, но в то же время является замкнутымв себе логическим парадоксом: Вселенная имена такая, какую мы её видим, потому что существует наблюдатель, который появился, потому чтоВселенная существует именно такой, какой мы её наблюдаем. Это подводит нас к двойственному выводу: либо антропный принцип –мнимая теория, либо, в силу ограниченности человеческого разума, мы не в состоянии его понять в полной мере. Чтобы избежать кольцевых рассуждений и пустой полемики,необходимо строго разграничивать научные и псевдонаучные решения этой проблемы. В первую очередь мы задаёмся главным для человечества вопросом: «кто мы есть в этом мире и почему именно мы играем роль наблюдателя», а так жепытаемся идентифицировать своё положение в структуре бытия. Если человек является единственным разумным наблюдателем, значит ли это, что ненаблюдаемые им пространства и явления не существуют? Или же существуют, но тогда человек теряет свою абсолютную уникальность, поскольку появляется вероятность существования других Вселенных, с другими параметрами и другими разумными наблюдателями? И являютсяли, в таком случае, реальными Вселенные, в которых может отсутствовать разумный наблюдатель? К сожалению, в современной науке эти вопросы остаются без какоголибо строгогоответа. Причиной тому служит сложность, а порой даже невозможность, в эмпирической проверкемногочисленных теорий, в результате чего любая гипотеза, какой бы странной и необычной она ни была, имеетправо на существование. Именно поэтому антропный принцип подвергается сильной критике со стороны научного сообщества, как несостоятельная и слабая теория, наглядно показывающая неумение современной науки отвечать на сложные вопросы.
Ссылки на источники1.Философия науки: учеб. пособие для вузов / В.И. Родионова, К.В. Воденко, В.В. Котлярова; отв.ред. Е.Ю. Положенкова. –Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. –189 с.2.Брендон Картер.Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теории и наблюдения. М., 1978.369—370c.3.МаксТегмарк. The Multiverse Hierarchy, 2005.4.Майкл Икеда, Уильям Джефферис. Антропный принцип не поддерживает сверхъестественность, 2006. 5.ДжонМилл, Nature, the Utility of religion, and Theism, 1874, 167175 c.

ая, ое.

1. Связанный с антропным принципом, характеризующийся антропным принципом организации.

Антропная Вселенная.

антропный принцип

Один из принципов современной космологии, гуманистическая концепция, воплощающая философскую идею о случайности/неслучайности мира и появления в нем человека, о взаимосвязи человека и космоса.

Энциклопедическая информация Антропный принцип утверждает, что возможность появления человека во Вселенной обусловлена так называемой «тонкой подстройкой» фундаментальных физических констант. Даже при небольшом изменении их численного значения Вселенная становится совершенно другой — непригодной для человека и всех известных нам форм жизни. Идея антропного принципа как существование разумного создателя Вселенной выдвигалась, начиная еще с античности, целой плеядой философов и естествоиспытателей. Антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Различают сильный (Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни) и слабый (устройство Вселенной допускает зарождение в ней биологической жизни) антропный принцип. С научной точки зрения антропный принцип является предположением, а не строгим и однозначным утверждением. (Е. Э. Чеботарева)