Антропоморф

(1)Сколько бы ни упрекали меня в антропоморфизме (очеловечивании животных), всё же расскажу об одном случае. (2)Не так давно моя семья переехала в новый дом на окраине Москвы. (3)Вокруг стояли неказистые хибары с садиками. (4)Дни их были сочтены — район быстро застраивался. (5)И вот владельцам одной из хибарок предложили благоустроенную квартиру. (6)Владельцы затеяли гнусный спор: брать ли с собой овчарку, долго и верно сторожившую их сад и имущество? (7)Спор длился не один день. (8)И закончился плохо — собака умерла. (9)Могут сказать, что она умерла от старости или от голода. (10)Но почему овчарка отказалась от еды? (11)Почему она тоскливо глядела на хозяев, а те стыдливо отворачивались от укоряющих собачьих глаз? (12)По-моему, пёс понял, что происходит, и не смог пережить предательства.

(13)И как тут не вспомнить волшебные слова Акселя Мунте: «Собака — святая. (14)Она… с радостью признаёт превосходство своего хозяина, он для неё — незыблемый авторитет, но, вопреки мнению многих любителей собак, в её преданности нет ничего рабского. (15)Её подчинение добровольно, и она ждёт, что её скромные права будут уважаться. (16)Она видит в своём хозяине царя, почти бога, и понимает, что бог может быть строгим, но знает, что он должен быть справедливым…»

(17)Среди собак есть подлые твари, но предательство собаки — дело неслыханное. (18)Наоборот, ради обожествлённого хозяина они готовы на всё. (19)Борис Рябинин в книге «О любви к живому» рассказывает про величественнейший, благороднейший поступок собаки, хозяев которой фашисты бросили в концлагерь. (20)Сеттер Сильва каким-то немыслимым образом разыскала лагерь, куда заточили её хозяев. (21)Она прорыла ход под колючей проволокой, и по ночам (днём застрелит охрана!) приносила вконец изголодавшимся людям то косточку с остатками мяса, то сырую морковку. (22)Сама Сильва была худющей как скелет.

(23)А вот поступки другого кормильца — спаниеля, жившего в Париже в начале века. (24)Спаниель добывал клиентов мальчику — чистильщику обуви. (25)Пёс пачкал в луже мохнатые лапы и как бы нечаянно наступал на башмаки прохожих. (26)Если же клиентов было вдоволь, спаниель мирно лежал возле своего маленького хозяина.

(27)Ещё в древние времена воспевали собачью преданность. (28)Например, Плутарх славил Меламфита — пса, который уплыл в море вслед за своим господином, не взявшим его на корабль. (29)А единственному оставшемуся в живых боевому псу, спасшему Коринф от внезапной атаки врагов, из казны выдали дорогую награду — массивный серебряный ошейник с надписью: «Защитник и спаситель Коринфа».

(30)Какой же тогда ошейник (золотой, бриллиантовый?) нужно было надеть на Дика? (31)Эта овчарка в трудные годы Великой Отечественной войны по запаху взрывчатки нашла 12 тысяч немецких мин и огромную бомбу с часовым механизмом, спрятанную фашистами в фундаменте Павловского дворца под Ленинградом. (32)Не менее знаменит ратный труд небольшой серенькой Дины. (33)Она вместе с ефрейтором В. Ненашевым обезвреживала мины, доставляла донесения, уходила в немецкий тыл и подорвала фашистский эшелон… (34)После войны Дину прикомандировали к музею боевой славы. (35)Здесь она дожила до глубокой старости.

(С. Старикович)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

В Викиданных есть лексема антропоморфизация (L87320).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. антропоморфиза́ция антропоморфиза́ции
Р. антропоморфиза́ции антропоморфиза́ций
Д. антропоморфиза́ции антропоморфиза́циям
В. антропоморфиза́цию антропоморфиза́ции
Тв. антропоморфиза́цией
антропоморфиза́циею
антропоморфиза́циями
Пр. антропоморфиза́ции антропоморфиза́циях

антропоморфиза́ция

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -антроп-; интерфикс: -о-; корень: -морф-; интерфикс: -из-; суффикс: -ациj; окончание: -я.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. то же, что антропоморфизм; уподобление человеку, наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий и т. п. ◆ Происходит процесс антропоморфизации. Животное приобретает тело человека; в некоторых случаях позже всех исчезает животное лицо. Так создаются такие боги, как Анубис с волчьей головой, Гор с головой кобчика и т. д. В. Я. Пропп, «Исторические корни волшебной сказки», 1946 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. очеловечивание

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. уподобление

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Первобытнаякультура

      Основныечерты первобытнойкультуры.Антропоморфизм.Традиционализм.Духовнаякультура первобытного человека.Формырелигии.Магиякак способ познания и освоения мира.Мифкак основная форма архаическогосознания.

      Основныечерты первобытной культуры

      Первобытностьявляется исторически первым и самымпродолжительным этапом развитиячеловеческой культуры. Вопрос о временныхрамках этого периода вызывает многоспоров. В целом принято делить древнейшийпериод человеческой культуры наэпохи палеолита (800-13тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом свозникшими цивилизациями продолжалижить архаичные племена охотников исобирателей, а также земледельцы искотоводы, находящиеся на стадииродоплеменных отношений, использующиепримитивные орудия труда.

      Первымматериальным свидетельством существованиячеловека являются орудия труда. Уархеологов нет единого мнения относительновозраста самых примитивных орудийтруда. В палеоантропологии считается,что они появились 2 млн. лет назад. Поэтомужителей этого периода называют Homohabilis (человек умелый). Но ряд археологовдатируют первые орудия труда возрастом5-4 млн. лет назад. Конечно, это быличрезвычайно примитивные инструменты,очень трудно отличимые от естественныхосколков камней. Считалось, что ониизготавливались путем разбивания камнякамнем. 800-300 тыс. лет назад наши предкиуже могли использовать огонь. Но тольконеандертальцы (250-50 тыс. лет назад),видимо, стали делать это постоянно. Споздними неандертальцами связанопоявление первых искусственныхпогребений, что говорит о формированиикульта предков. Анатомическое строениенеандертальцев позволяет предположить,что у них уже были зачатки речи. Однакоученые считают, что коллективная жизньнеандертальцев носила еще стадныйхарактер. Поэтому только Homo sapiens(неоантроп, кроманьонец), появившийся50-30 тыс. лет назад, может в полной мересчитаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцевпо-прежнему оставались охота, собирательствои рыбная ловля. Использовались каменные,деревянные, костяные орудия для охотыи обработки. Техника их изготовленияносила здесь гораздо более совершенныйхарактер. Так, отколотые с помощьюзаготовки пластины кремния подвергалисьвторичной обработке, превращаясь вскребки, резцы, ножи и т.д. Жилищамислужили в основном пещеры, землянки, нопоявились и постройки из костей животных.Кроманьонцы изготавливали одежду изшкур и растительных материалов. Призахоронении несомненно использовалисьпогребальные ритуалы. Обнаружение впогребениях костей животных, орудийтруда и оружия свидетельствует о наличиипредставлений о загробной жизни. Вэто время появляется пещерная живопись,статуэтки и украшения.

      Вэпоху мезолита в связи с отступлениемледников на север, стоянки людей сталиразмещаться под открытым небом, вблизиберегов морей, рек, озер. Интенсивноразвивалось рыболовство, создавалисьновые виды орудий труда (ручные мельницы,сети), появились охотничий лук и стрелы,было приручено первое домашнее животное- собака. Усложнялись похоронные обряды.

      Внеолите были открыты новые способыобработки камня и кости при изготовленииорудий труда – полирование, сверление,пиление. Появились такие транспортныесредства как лодка и лыжи. Возниклакерамика и ткачество. Интенсивноразвивалось домостроительство. Но самымважным событием стал переход отприсваивающего хозяйства (охота,собирательство) к производящему(земледелие, скотоводство), что повлеклоза собой рспространение оседлого образажизни.

      Такимобразом, изготовление орудий труда,возникновение захоронений, появлениечленораздельной речи, переход кродовой общине и экзогамии, созданиепредметов искусства явились основнымивехами на пути формирования человеческойкультуры.

      Анализхарактерных особенностей первобытнойкультуры строится прежде всего на основеданных археологов. Но они часто вызываюточень много споров и позволяют исследоватьпрактически только материальнуюкультуру. Однако археологическиесвидетельства являются не единственнымисточником информации о первобытности.Ведь архаичные племена в различныхчастях света и сегодня живут подобнонашим далеким предкам. Некоторые из нихделают каменные инструменты, которыетрудно отличить от тех, что производилисьв эпоху палеолита. Их способы построенияжилищ и захоронения, скульптурныеизображения и рисунки часто напоминаютпервобытные. Поэтому данные этнографово духовной культуре архаичных обществмогут быть перенесены и на историческуюпервобытность. Конечно же, различиямежду жителями палеолита и современнымитрадиционными культурами существуют,но в существенных чертах они сходны ( вдальнейшем понятия первобытный иархаичный будут использоваться каксинонимы). Еще одним важнымисточником исследования первобытностиявляется язык и фольклор. Различныефразеологизмы, а также песни, сказки, пословицы, поговорки несут на себеотпечаток древних верований и представленийо мире.

      Наоснове данных археологии, этнографиии языкознания можно обозначить основныечерты первобытной культуры.

      Синкретизм первобытнойкультуры означает нерасчлененность вэту эпоху различных сфер и явленийкультуры. Можно выделить следующиепроявления синкретизма:

      Синкретизмобщества и природы. Род,община воспринимались как тождественныекосмосу, повторяли структуру вселенной.Первобытный человек воспринимал себякак органичную часть природы, ощущаясвое родство со всеми живыми существами.Эта особенность, к примеру, проявляетсяв такой форме первобытных верованийкак тотемизм, когда наблюдается частичнаясамоидентификация людей с тотемом илисимволическое уподобление ему.

      Синкретизмличного и общественного. Индивидуальноеощущение у первобытного человекасуществовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровнедуховном он отождествлял себя не с самимсобой, а с общиной, к которой принадлежал;обретал себя в ощущении собственнойпринадлежности к чему-то внеиндивидуальному.Человек первоначально становился именночеловеком, вытесняя свою индивидуальность.Собственно человеческая сущность еговыражалась в коллективном «мы» рода. Ив наши дни в языке многих примитивныхнародов слово «я» вообще отсутствует,а о себе эти люди говорят в третьем лице.Это значит, что первобытный человеквсегда объяснял и оценивал себя глазамиобщины. Слитность с жизнью социумаприводила к тому, что худшим наказанием,после смертной казни, являлось изгнание.Оставить в общине человека, который нежелает следовать ее нормам, означалодо основания разрушить социальныйпорядок, впустить в мир хаос. Поэтомувсе, что происходило с каждым членомплемени, было важно для всей общины,представлявшейся как неразрывная связьлюдей. К примеру, во многих архаичныхплеменах люди убеждены, что охота небудет удачной, если жена, оставшаяся вдеревне, изменит своему мужу, ушедшемуна охоту.

      Синкретизмразличных сфер культуры. Искусство,религия, медицина, производящаядеятельность, добывание пищи не былиобособлены друг от друга. Предметыискусства (маски, рисунки, статуэтки,музыкальные инструменты и т.д.) долгоевремя использовались главным образомкак магические средства. Лечениеосуществлялось с помощью магическихобрядов. И даже практическая деятельностьбыла связана с магическими ритуалами.К примеру, охота. Современному человекудля успеха охоты нужны только объективныеусловия. Для древних искусство метатькопье и бесшумно пробираться по лесу,нужное направление ветра и другиеобъективные условия также имели большоезначение. Но всего этого здесь явнонедостаточно для достижения успеха,ибо главными условиями являлисьмагические действия. Магия – самосущество охоты. Охота начиналась смагических действий над охотником(пост, очищение, причинение себе боли,нанесение татуировки и т.д.) и над дичью(пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цельвсех этих обрядов состояла, с однойстороны, в обеспечении власти человеканад будущей добычей, а с другой стороны,в обеспечении наличия дичи во времяохоты независимо от ее воли. В сам моментохоты также соблюдались определенныеритуалы и запреты, которые имели цельюустановление мистической связи междучеловеком и животным. Но и после удачнойпоимки животного проводилась целаясерия обрядов, которые были направленына предотвращение мести со стороны духаживотного.

      Синкретизмкак принцип мышления. Вмышлении первобытного человекаотсутствовали четкие оппозиции междутакими категориями как субъективное –объективное; наблюдаемое – воображаемое;внешнее – внутреннее; живое – мертвое;материальное – духовное; единое — многое.В языке понятия жизнь – смерть или дух- тело часто обозначались одним словом.Важной особенностью первобытногомышления было также синкретичноевосприятие символов, т.е. слияние символаи того, что он обозначает. К примеру,предмет, принадлежащий человеку,отождествлялся с самим человеком.Поэтому с помощью нанесения вредапредмету или изображению человекасчиталось возможным причинить емуреальное зло. Именно подобный синкретизмсделал возможным появление фетишизма –веры в способность предметов обладатьсверхъестественной силой. Слияниесимвола и объекта приводило также котождествлению психических процессови внешних предметов. Отсюда происходилимногие табу. Например, нельзя смотретьв рот едящего и пьющего человека, таккак взгляд способен извлечь душу изорта. А обычай завешивать зеркала в домеумершего восходит к опасению, чтоотражение живого человека (его душа)может быть похищено духом покойника.Особым символом в первобытной культуревыступало слово. Называние явления,животного, человека, мистическогосущества в магических обрядах былоодновременно вызыванием его, а слова,срывающиеся с уст шамана, который вмомент экстаза становился вместилищемдуха, создавали иллюзию его фактическогоприсутствия. Имена воспринимались какчасть человека или вещи. Поэтомупроизнесение имен в определенномконтексте могло таить опасность для ихобладателя. В частности, имя тотемногоживотного в повседневном общении неназвалось. Вместо него использовалосьиное обозначение. Так, у славян слово»медведь» – иносказательное именование(«ведающий мед»), а запретная форманазвания этого животного, вероятно,была близка индоевропейской (ср. нем.Bar), отголоском чего выступает словоберлога («логово бера»).

      Антропоморфизм (отгреч. антропос – человек, морфэ – форма)– наделение человеческими свойствамипредметов и явлений неживой природы,небесных тел, растений и животных.Первобытный человек не просто не выделялсебя из природы, но и рассматривалпоследнюю по своему образу и подобию.Поэтому он наделял как живую, так инеживую природу сознанием, волей,чувствами. Народный фольклор долгоевремя сохранял эту особенность архаичногомировосприятия. Сравнение внешнеговида и свойств растений, животных иразличных предметов с чувствами имыслями человека были обязательнымэлементом народной песни. Современныйязык также хранит в своей памяти множествофразеологизмов, которые создают картинумира,ориентирующуюся на человека: подносом, рукой подать, в один присест,забот полон рот, и глазом не моргнул, вомгновение ока, сломя голову, ног подсобой не чуя, прибрать к рукам, палец опалец не ударить, на каждом шагу природарадуется, земля устала, дождь идет,облака плывут, молния бьет.Значениецелого ряда слов образовалось на основеантропоморфизма: голова колонны, горлышкобутылки, ножка стола, дверная ручка.Антропоморфизм как принцип мировосприятиямира давал возможность освоить природнуюреальность, объясняя по принципу аналогииразличные природные явления. В подобномчеловеку мире можно было чувствоватьсебя гораздо более уверенным. Можнобыло вступать в переговоры с различнымиявлениями и даже требовать от нихвыполнения каких-либо важных действий.Именно антропоморфизм приводил к тому,что первобытные формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание,священный страх и трепет, но и обращениес духами на равных. Ведь духи не были запределами единого природно-человеческогомира.

      Традиционализм

      Традициииграют важную роль в любой культуре,выступая каналом передачи накопленногоопыта. Но в первобытности они имелиособое значение, поскольку именно вокругтрадиции и в связи с традицией быловозможно само существование общины.Именно традиция, которая в архаичнойкультуре понимается как изначальноустановленный порядок, вывела обществоиз состояния хаоса. Поэтому забвениетрадиций приводит племя к гибели. Отсюдавытекает характерная именно дляпервобытности жесткость соблюдениятрадиций. Накопленный опыт передается»один к одному», при точном воспроизведениивсех деталей независимо от того, идетли речь об изготовлении ножа или посуды,охоте, приготовлении пищи или кормленииребенка грудью. Поэтому для первобытнойкультуры была характерна неприязнь кинновациям и инакомыслию. Это, однако,не означало,что новое не появлялось.Инновации могли происходить за счетнеточной интерпретации ритуалов или всвязи с межплеменными взаимодействиями.Тем не менее, сколько бы реально измененийне происходило, представитель этойкультуры воспринимал их как неизменные.Психологическое значение традиционализмасостояло в том, что традиция давалапервобытному человеку чувство стабильностии устойчивости. Однако столь однозначноевоспроизведение навыков и знанийтормозило развитие общества.

      Сточки зрения социальной организациихарактерной особенностью первобытнойкультуры было отсутствие государства,а также ярко выраженного имущественногонеравенства, слабая социальная дифференциация.

      Отсутствиеписьменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться втакой культуре только при непосредственномконтакте в форме ученичества. При этомопыт сливался с личностью, был прозрачени непрерывен. Старые, много повидавшиелюди с хорошей памятью особо ценилисьв такой культуре, так как являлись»ходячими библиотеками». Но культура,зависящая от человеческой памяти иустной передачи культурных образцоввынуждена была оставаться предельнопростой. Все выше сказанное не означает,однако, что в первобытной культуре несуществовало никаких способов фиксацииинформации. Задолго до возникновенияписьменности существовал периодпредписьменной культуры, когда людииспользовали для передачи информациизнаки татуировок, причесок, украшений,одежды. Существовало также так называемоепредметное письмо. К примеру, дляобъявления войны род посылал соседямстрелу. Еще позже появилось узелковоеи палочное письмо. С помощью узелков изарубок на палочках различной длины итолщины передавалась счетная информация.Самым последним способом передачиинформации, ближе всего стоящим собственнок письменности была пиктография илирисуночное письмо, которое отражалоконкретный предмет или целостноесобытие. Но все эти формы предписьменностине могли передать сложные абстрактныепонятия, пространные и детальныесообщения.