Апостол чтение

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

Перед…

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Иерей Андрей Чиженко

28 апреля 1948 года родился один из величайших английских писателей, тот, кого мировая общественность долгое время ставила на один пьедестал с такими корифеями литературы, как Джон Рональд Руэл Толкиен и Клайв Льюис. Этим человеком был Теренс Дэвид Джон Пратчетт – автор многочисленных фантастических рассказов, романов и новел, а также целого цикла захватывающих книг, посвященных жителям выдуманного им самим Плоского мира.

Идея писать книги пришла в голову ученику технической школы далеко не сразу, успех же пришел лет в 13, после первого же издания коротенького рассказа в местном журнале, за который начинающий писатель получил всего 14 долларов.

Плоский мир – начало успеха

В мире, где жил Пратчет было много обыденного, некрасивого и неинтересного, в нем решительно чего-то не хватало. Послевоенные годы, всплеск и упадок экономики, безработица, насилия и грабежи – вот была та самая реальность настоящего мира, в котором жил писатель.

Фантасты всего мира предпринимали последние бессмысленные попытки придумать нечто большее, чтобы произвести впечатление на читателя, но мало кому это удавалось. И вот, среди всей суеты и несправедливости возникла искра – идея, состоящая из плана, за которым в свою очередь последовала цель, воплотившаяся в жизнь.

Идея была такова: поместить всю землю в особое измерение – Диск, в дальнейшем просто Плоский мир, перевернуть, словно блин на сковороде и заселить странными, но вполне узнаваемыми героями. Плоский мир появляется не сразу, он возникает из тумана и хаоса и покоится на головах трех слонов, которые в свою очередь пытаются устоять на панцире огромной черепахи. Опора эта крайне неустойчива и потому весь мир и его обитателей постоянно пошатывает, те же, кому особо не повезло, могут и вовсе свалиться с края, не успев вовремя отойти назад. Но как считают сами жители Плоского мира – хорошая встряска еще никому не навредила.

Окончив школу Терри Пратчетт становиться штатным журналистом, питая неумолимую тягу к писательской деятельности. Вскоре его фантастические романы становятся весьма популярными, но не настолько, как того хотелось бы молодому писателю, потому он начинает упорно трудиться, чтобы в конечном итоге в 1983 году выдать на суд критиков первую книгу из задуманного им цикла о Плоском мире, написанную в юмористическом ключе, понять который непосвященному практически невозможно. Тем не менее, бросать чтение не стоит, понимание придет со временем, тогда же наступит полнейший восторг от прочитанного.

Немного о последовательности
Необходимо отметить, что читать книги можно в любом порядке, но обычно они все же поделены на несколько подциклов, в каждый из которых входит от 2 до 8 книг.

Начало. Цикл книг о волшебниках и героях плоского мира. Ринсвинд

Начать погружение в историю Плоского мира и его обитателей следует с книги «Цвет волшебства». Именно ее с такой любовью и почтением лелеял писатель долгое время, именно здесь впервые вырисовывается Плоский мир, страны, города, селения. Читателю услужливо сообщают, что одним из главных городов, где будут происходить все дальнейшие действия, является Анк-Морпорк и он начинает понимать, что окружающая реальность изменилась, в ней появляются волшебники, говорящие сундуки, наполненные золотом, абсолютно легальные гильдии воров, убийц, грабителей, и даже воображаемые драконы.

Цикл о волшебниках и героях состоит из 8 полных книг, на страницах которых с читателем может произойти все, что угодно, поэтому лучше всего подготовиться и узнать, что же на самом деле ожидает каждого, задумавшего посетить Плоский мир. Итак, читаем по порядку:

  1. «Цвет волшебства». Книга появилась на прилавках в 1983 году;
  2. «Безумная звезда». Плоский мир обретает реальность, вышел в свет роман в 1986 году;
  3. «Посох и шляпа». Книга пропитана юмором и сарказмом, и что более важно волшебством, издана в 1988 году;
  4. «Эрик». Фантастический роман 1990 года издания;
  5. «Интересные времена». Издавалась впервые в 1994 году;
  6. «Последний континент». Увидела свет в 1999 году;
  7. «Последний герой». Завершающее издание цикла, вышедшее в 2001 году.

Последняя книга заканчивает цикл, но не само повествование о Плоском мире, каждый житель которого сам по себе может являться героем отдельно взятой книги, поэтому писателю не составило особого труда написать еще несколько десятков историй полюбившихся читателям всего мира.

Так, появились следующие циклы: Ведьмы, Тиффани, Смерть, Стража и Фон Лилвиг, каждый из которых стоит рассмотреть более подробно.

«Ведьмы» – Феминизм в Плоском мире

Прочтение цикла книг «Ведьмы» следует начать с книги «Творцы заклинаний», читать которую нужно не питая иллюзий и не ища утопии, в которой все люди счастливы и вполне удовлетворены своей жизнью. Если читатель надеется найти на ее страницах именно это, ему нужно сразу же отложить книгу обратно на полку и взять что-либо из Томаса Мора.

Плоский мир также несправедлив, как и реальный, разница в том, что в последнем несправедливость прикрыта маской из благожелательных намерений и лицемерного сочувствия, тогда как в Плоском мире все выставлено напоказ, всему найдено пояснение и название. Что может быть сложного в мире, где колдовать могут все и каждый, но и в нашем мире жить в достатке могут все, но живут лишь единицы. Это справедливо, точно также, как и в Плоском мире справедливо то, что заниматься колдовством имеют право только мужчины, против чего восстают женщины и начинается удивительно долгая и смешная история, состоящая из 6 книг и одного рассказа:

  1. «Творцы заклинаний», 1987 год;
  2. «Вещие сестрички», 1988 год;
  3. «Ведьмы за границей», 1991 год;
  4. «Дамы и господа», 1992 год;
  5. «Маскарад», 1995 год;
  6. «Хватай за горло», 1998 год;
  7. «Море и рыбки», рассказ, 1998 год.

«Тиффани» – продолжение

Представленный ниже цикл, состоящий из 4 книг, представляет собой нечто вроде продолжения цикла «Ведьмы», но со своей собственной историей:

  1. «Вольный народец», 2003 год;
  2. «Шляпа, полная небес», 2004 год;
  3. «Зимних дел мастер», 2006 год;
  4. «Оденусь в цвет ночи», 2010 год;

Смерть на отдыхе

Наибольший интерес представляет собой цикл под названием «Смерть». Как ни странно все не так уж и мрачно, смерть всего лишь скелет в черном балахоне и с косой – обычный персонаж в Плоском мире. У Смерти есть друзья, родные, даже дочь и внучка имеются. Есть и свои причуды, одна из них – уход от дел во временный отпуск. Именно с отпуска и начинается первая история цикла, куда входят 5 полноценных и крайне захватывающих книг:

  1. «Мор – ученик смерти», 1987 год;
  2. «Мрачный жнец», 1991 год;
  3. «Роковая музыка», 1994 год;
  4. «Санта-Хрякус», 1996 год;
  5. «Вор времени», 2001 год.

Стража, всегда только стража

Плоский мир нуждается не только в волшебниках, ведьмах и Смерти, но и в стражниках. Вдруг какой-нибудь тролль, рассорившись с гномом, решит, не имея на то лицензии убить обидчика, – непорядок, нужна стража. Именно о ней и пойдет речь в целых 7 книгах:

  1. «Стража! Стража!», 1989 год;
  2. «К оружию! К оружию!», 1993 год;
  3. «Ноги из глины», 1996 год;
  4. «Патриот», 1997 год;
  5. «Пятый слон», 1998 год;
  6. «Ночная стража», 2002 год;
  7. «Бум!», 2006 год;

Почтальон всегда приносит письма вовремя

Особое место в Плоском мире занимает почтальон, именно ему посвящен небольшой цикл «Фон Липвиг» из 2 книг, по которым уже отснят не менее интересный фильм:

  1. «Опочтарение», 2004 год;
  2. «Делай деньги», 2007 год.

Подводя итог, необходимо отметить, что всего в коллекции писателя более 40 книг, рассказов, карт, справочников и даже одна кулинарная книга о Плоском мире. Плоский мир уже давно стал отдельной историей, а не просто собранием книг на одну тему, читать его нужно внимательно отдавая дань замечательному мастерству писателя.

Восходя к горнему престолу, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает молитву «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех…». Восхождение это происходит для слушания Слова Божия — Священного Писания, которое является вершиной Литургии оглашенных.

Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола и идет на средину храма, как бы к народам всего мiра, сеять Слово Христа в сердца людей.

«Апостолом» на церковном языке называется выдержка из какого-либо Послания или Деяний Апостолов. На каждый день церковного года (кроме Великого Поста, когда Литургия по будням не служится) полагается свое особое чтение, как и на каждый праздник. Таким образом, на Литургии могут читаться два (иногда три) Апостола.

«Мир всем!» — возглашает священник. Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников (). С этим приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. «Мир, — по слову святого Иоанна Златоуста, — есть матерь всех благ и основание радости». В слове «мир» Господь преподал Своим ученикам, а через них всем пастырям Христовой Церкви, силу духовного мира (). На приветствие священника «Мир всем!» чтец от лица всех молящихся говорит: «И духови твоему», — ответное пожелание того же мира от Господа священнослужителю, преподающему благодатный мир. Во время чтения Апостола совершается каждение. Оно установлено в знак благоговения перед чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельская благодать Святого Духа, разлившись во все концы мiра, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной. ().

Перед Апостолом поется стих из Псалтири, называемый «прокимном», что в переводе с греческого означает «предшествующий». Для каждой Литургии предписывается подходящий прокимен, подготовляющий нас к слушанию Слова Божиего. Прокимен вводит в таинство Слова. Ибо Слово Божие обращено не к одному разуму, а ко всему человеку, к той его глубине, или, на языке святых отцов, — сердцу, которое и является органом религиозного познания, в отличие от неполного, дискурсивного и рационального знания «мiра сего». Слышанию и пониманию Слова предшествует «открытие ума»: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (). Можно сказать, что радостное повторное возглашение прокимна, его «сообщение» собранию и принятие собранием и выражает в богослужении тот момент «отверзения ума», соединение его с сердцем, когда слова Писания мы слышим как слова Господа*.

Прокимен полностью поется только дважды, третий раз первую половину произносит чтец, а другую поет хор. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй — один раз. В воскресные дни поется прокимен воскресный текущего гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый праздник, то поется только прокимен праздника.

*) Прот. Александр Шмеман. Цит. соч. — С. 90.