Апостол – что это?

До начала книгопечатания книга на Руси была дорогой вещью. Относительно полные собрания рукописных книг имели только кафедральные соборы, крупнейшие монастыри и царские библиотеки. Несмотря на изобретение книгопечатания ещё в середине XV в., первые русские печатные книги появились лишь спустя столетие благодаря основанию в Москве в 1553 г. Государева печатного двора. До начала реформ патриарха Никона в 1650-1660-х гг. эта типография выпустила около 250 тыс. книг.

Сначала русские издания выходили без указания даты выпуска. Первая датированная печатная книга появилась на Руси лишь в 1564 г. 19 апреля 1563 г. Иван Фёдоров вместе со своим учеником и помощником Петром Тимофеевичем Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». И по свидетельству самих печатников, окончена работа была «…в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…». Все выходные данные книги и история ее выпуска были размещены авторами в послесловии «Апостола».

Текст книги изложен систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. Язык освобождён от архаизмов, неславянских выражений и оборотов. Иваном Федоровым были сделаны богатые заставки для каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы в начале абзацев. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой с изображением евангелиста Луки. Это первая в истории русского искусства гравюра, композиционным центром которой является фигура человека.

Сразу после издания «Апостола» начались гонения на печатников со стороны переписчиков книг, справедливо опасавшихся конкуренции. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров и Мстиславец вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское, где продолжили своё дело в типографии, основанной в имении гетмана Ходкевича.

Лит.: Апостол 1564 года // Книжные памятники Русского Севера. Б. д. URL: http://virtmuseum.aonb.ru/z5/z5_ap64.html; Бахтиаров А. А. История книги на Руси. СПб., 1890; Апостол. М., 1564; То же . URL: http://www.spsl.nsc.ru/rbook/Издания%20Ивана%20Федорова/Апостол-московское%20издание/index.html; Немировский Е. Л. Иван Федоров (Москвитин) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. Л., 1989; У истоков русского книгопечатания. М., 1959.

См. также в Президентской библиотеке:

Денисов Л. И. Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Фёдоров. М., 1908;

Емельянова Е. А. 450-летие начала книгопечатания в России : . СПб., 2014. 30 мин. 43 с.;

Иван Фёдоров, первопечатник: . М.; Л., 1935;

Петрушевич А. С. Иван Фёдоров русский первопечатник. Львов, 1883;

Савельев А. А. Издания Ивана Федорова в собрании научной библиотеки СПбГУ : . СПб., 2014. 57 мин. 58 с.;

Сиренов А. В. Рукописная и печатная книга в России XVI-XVII вв. : . СПб., 2014. 48 мин. 04 с.

В конце Своего земного служения Иисус отправился на гору помолиться. Проведя ночь в непрестанной молитве, Он призвал Двенадцать учеников, которым предстояло следить за продолжением работы Церкви, учрежденной Им «на основании Апостолов и пророков» (см. к Ефесянам 2:19–20).

Это основание живущих Апостолов и Пророков, избранных и призванных через пророчество и откровение властью священства, служащих в любви и единстве под руководством воскресшего Христа, существует и сегодня.

Кто призывает нового Апостола?

Когда появляется свободное место, «его заполняет человек, призванный Президентом Церкви, получившим вдохновение в связи с этим призванием» («Кворум Двенадцати Апостолов”, MormonNewsroom.org).

Апостолов выбирает по вдохновению Президент Церкви, поддерживают на общем собрании члены Церкви и посвящают возложением рук члены Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов (см. Символы веры 1:5).

Президент Гордон Б. Хинкли (1910 – 2008 гг.) разъяснил, как это происходит, в своем выступлении на апрельской Генеральной конференции 1994 года, озаглавленном «Бог стоит у руля».

«Я уверяю вас, что Церковь находится в хороших руках, – свидетельствует Президент Томас С. Монсон. – Установленная система Совета Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов убеждает нас в том, что Церковь всегда будет в хороших руках, и, несмотря ни на что, не нужно волноваться или бояться. Наш Спаситель Иисус Христос, Тот, за Кем мы следуем, Кому мы поклоняемся и Кому служим, всегда у штурвала» («Протянуть руку помощи”, ChurchofJesusChrist.org).

Кто может быть призван в качестве Апостола?

«Новый член Кворума Двенадцати Апостолов может быть призван из одного из Кворумов Семидесяти (которые состоят из представителей Высшей власти Церкви, то есть, из старших руководителей Церкви); им также может стать любой член Церкви по всему миру. Старшинство в Кворуме Двенадцати определяется по дате получения апостольского призвания, а не по возрасту» («Кворум Двенацати Апостолов”, MormonNewsroom.org).

Старейшина Рассел М. Нельсон, член Кворума Двенадцати Апостолов, учит: «В Церкви Господа все руководители призываются надлежащей властью. Ни один Пророк или любой другой руководитель в этой Церкви никогда не призывал сам себя. Ни одного Пророка никогда не избирали голосованием. Господь четко дал нам это понять, сказав: ‘Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас’ (от Иоанна 15:16). Мы с вами не ‘проводим выборы’ церковных руководителей ни на каком уровне. В то же время нам предоставляется привилегия поддерживать их голосованием»(«Поддерживать Пророков», октябрьская Генеральная конференция 2014 года).

Чем занимается Апостол?

Господь призвал Своих Двенадцать Апостолов, чтобы они проповедовали и «обильно» благословляли других людей.

Загрузить: небольшой

В Учении и Заветах сказано, что Апостолы служат «особыми свидетелями имени Христа во всем мире» (У. и З. 107:23).

Пророк Джозеф Смит подтвердил важное значение апостольского служения, отметив: «Основополагающими принципами нашей религии являются свидетельства Апостолов и Пророков об Иисусе Христе – о том, что Он умер, был похоронен, и восстал на третий день, и вознесся на Небо; все остальное, относящееся к нашей религии, является лишь придатком к этим свидетельствам» (История Церкви, 3:30).

«Первое Президентство и Совет Двенадцати Апостолов, призванные и посвященные держать ключи священства, имеют власть и обязанность управлять Церковью, совершать ее таинства, разъяснять ее учение и устанавливать и поддерживать ее порядки», – учил Президент Хинкли («Бог стоит у руля”).

Члены Первого Президентства и Совета Двенадцати Апостолов служат до конца своей жизни. Старейшина Даллин Х. Оукс объяснял: «Это – первоочередное призвание, провести остальную часть вашей жизни, все время, в Его служении, и прожить вашу жизнь, свидетельствуя о Его плане, Его силе, Его Искуплении и Его Воскресении и принимать участие, согласно назначению, в руководстве Церковью” («Даллин Х. Оукс”, ChurchofJesusChrist.org).

Старейшина Джеффри Р. Холланд говорит, что служение в призвании, в которое он был рукоположен, стало для него, как и для всех других, принявших его, процессом совершенствования длинною в жизнь. «Все, что я имею, и все, что я знаю, – все это является частью моего свидетельства о Божественности жизни Спасителя и Восстановлении Евангелия, – признался он. – Моя величайшая радость и моя торжественная обязанность – всю свою жизнь, куда бы я ни пошел и с кем бы я ни был, свидетельствовать об Иисусе Христе» (Старейшина Джеффри Р. Холланд: О Кворуме Двенадцати Апостолов, Лиахона, Август 1995).

Как мы можем поддерживать Апостолов?

По словам Президента Генри Б. Айринга, Первого советника в Первом Президентстве, поддерживать Пророков и Апостолов мы можем с помощью своей веры, молитвы, служения, а также семейно-исторической и храмовой работы. Он учил: «Мы должны пересматривать свою жизнь, каяться, если это необходимо, обещать соблюдать заповеди Господа и следовать за Его слугами» («Истинная и живая Церковь», апрельская Генеральная конференция 2008 года).

Бумажное книгопечатание было изобретено дважды: в Китае в IX в. и в Европе в середине XV в. Европейское книгопечатание Германии и Италии, ориентированное, в первую очередь, на создание религиозных книг, через сто лет достигло и Московского царства, активно развивавшееся в тот период. В 1553 г. царь Иван IV под влиянием митрополита Макария основал в Москве Печатный двор.

Именно там 10 марта 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Апостол» – первую точно датированную печатную книгу на Руси. Она являлась своеобразным «учебником» для духовенства. Работа над «Апостолом» велась в течение года. Для изготовления книги были отлиты нужные шрифты и создано специальное оборудование. Также долгое время шло исправление рукописного первоисточника, в котором принял участие сам митрополит Макарий. Всего были напечатаны около двух тысяч экземпляров «Апостола», из которых до наших дней сохранились 65 книг.

В 1565 г. Федоров и Мстиславец издали «Часовник» – сборник повседневных молитв, использовавшийся при обучении грамоте. Однако после его появления на книгопечатников начались гонения со стороны переписчиков, боящихся из-за появления печатного станка потерять работу. Поэтому они были вынуждены уехать в Великое княжество Литовское, где их радушно принял гетман Григорий Ходкевич. В его польском имении Заблудово силами Федорова и Мстиславца были выпущены две книги: «Учительное Евангелие» и «Псалтырь».

Для продолжения печатного дела Иван Федоров переселился во Львов, где в 1574 г. он напечатал второе издание «Апостола». В 1577 г. его пригласил к себе Константин Острожский – влиятельнейший православный князь Речи Посполитой. Через три года в созданной Федоровым типографии в Остроге (сейчас – Ровенская область, Украина) напечатана «Острожская Библия» – первая полная Библия на церковнославянском языке.

«…а не кляните так, как не дух святой и не ангел писал, а грешная и тленная рука…»

Из предисловия к «Апостолу»

Иван Фёдоров

1 (14) марта 1564 года повелением Ивана Грозного и с благословения московского митрополита Макария вышла первая русская точно датированная книга — «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛ, СПИСАНА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ И ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЮ». Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России.

Напомним, что это было за время. Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз тогда, когда на Красной площади возводился знаменитый Собор Василия Блаженного великими архитекторами Бармой и Постником. Велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний.

В Послесловии к первопечатному Апостолу говорится о большой потребности в книгах для новых церквей, создававшихся в Москве и других городах, больше же всего в только что завоеванной Казани и в ее окрестностях. Царь Иван Васильевич велел строить «многие церкви» и покупать для них «на торжищех» священные книги: псалтыри, евангелия и апостолы. Но, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей. «Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде». Иван Грозный решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались.

Организацией работ по созданию типографии занялся один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для новой типографии. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование.

Выбор «Апостола» для первого государственного печатного издания был неслучаен, т.к. он использовался для обучения духовенства. В нём заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Апостол (от греческого apostolos — послан­ник) — часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включа­ет в себя написанные евангелистом Лукой дея­ния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, послания апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен Ки­риллом, Мефодием и их учениками.

Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Издателям удалось избежать распространенных ошибок при переписывании, а язык «Апостола» был очищен от устаревших форм и слов, тем самым приблизившись к церковнославянскому языку позднего времени.

Московский «Апостол» 1564 года – произведение во многом новаторское. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы. Надо отметить, что послесловие к Апостолу это единственный документ, из которого мы можем узнать, что Иван Фёдоров был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле.

В «Апостоле» 267 листов, на каждой странице по 25 строк. Примечательна гравюра на 14 странице. Она изображает евангелиста Луку в триумфальной арке. Гравюра печаталась с двух досок. Предположительно доску для рамки изготовил сам Иван Фёдоров; гравер, изобразивший фигуру евангелиста, склонившегося над рукописью, неизвестен.

Помимо гравюры с Лукой, в книге 48 гравюр-заставок с растительным орнаментом.В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса.

Сам текст «Апостола» набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Сохранив основные черты рукописного полуустава XVI в., Фёдоров сделал шрифт более ёмким. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это принцип «перекрещивания строк», когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами. Во-вторых — оригинальный, изобретённый, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской.

Шрифт «Апостола» 1564 г. настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве он считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия.

«Апостол» – книга без опечаток. Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Это свидетельство того, что текст был подготовлен очень тщательно. Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. Произведения всех русских печатников XVI века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года.

Исследователи определяют тираж первого «Апостола» по разному — от 600 до 2000 экземпляров. Экземпляр первопечатного «Апостола» имеется в Государственном историческом музее в Москве. Замечательно, что он сохранился в своем первоначальном переплете. Доски переплета обернуты кожей с великолепным золотым тиснением. На верхней крышке переплета, в центре, оттиснут двуглавый орел с надписью: «Иоанн, божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». На груди орла — гербовый щит с изображением Ивана Грозного в короне. В библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 экземпляров «Апостола». Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело ут­верждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах. К примеру, в феврале 1985 г. Архангельский областной краеведческий музей приобрел «Апостол» 1564 года, который хранился в крестьянской старообрядческой библиотеке Кухтиной Анастасии Власьевны.

«Апостол» 1564 года — важен не только как первая датированная книга в истории русского книгопечатания, но и как непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века, памятник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и на Руси, и далеко за её пределами.

Григорьев, Е. И. О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ ВОПРОСАХ РУССКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ/ Е. И. Григорьев // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. – 2001. – том 71, № 5. – Стр. 443-452.

М. Н. Тихомиров. Начало книгопечатания в России. Режим доступа от 08.03. 2017 http://sobornik.ru/article/uistokov/uistokov02.htm

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛ, СПИСАНА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ И ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЮ. Москва, Печатный двор, 1564. Печатники Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Стр. 260 – 261: .

История России: учебник /В. В. Моисеев | М.: Директ-Медиа, 2014. Стр 166.

Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гуттенберга. М., 2000. С. 166—167.

Режим доступа от 08.03. 2017 http://www.nmosk-lib.ru/news/virtualnye-vystavki/detail.php?ID=914

Протасьева, Т. «Начаша изыскивати мастерства печатных книг…» / Т. Протасьева// Наука и жизнь.– 1964. – № 3. – Стр.7-10.

Книжные памятники Архангелского Севера Режим доступа от 08.03. 2017 http://virtmuseum.aonb.ru/z5/z5_ap64.html