Апостол варфоломей

Во время перед страстями Господа нашего Иисуса Христа, собрались апостолы и спрашивали Его и просили: — Господи, открой нам тайны небесные. Но Господь отвечал им: — Пока я не сброшу это плотское тело, не сделаюсь Вам известным.
Но, когда Он страдал, и воскрес, все Апостолы, глядя на Него, не о чём Его не спрашивали, т.к. Его образ был не таким, как раньше, а Его божественность полностью открылась.
Но Варфоломей ступил перед ним (к нему) и спросил: — Господи, я хотел бы поговорить с Тобой.
Иисус ответил Ему: — Дорогой Варфоломей, я знаю, что ты хочешь сказать. Спрашивай, и я отвечу на всё, что ты пожелаешь.
Говорит Варфоломей: — Господи, когда ты шёл на казнь, чтобы
Тебя (распяли) повесили на кресте, тогда я следовал за тобой невдалеке и смотрел, как ты был распят на кресте и как ангел спустился с неба, и поклонился Тебе. И когда наступила тьма, тогда я видел, что Ты исчез с креста, только твой голос слышал я в преступном мире, и как там внезапно начался плач и скрежет зубов. Скажи мне Господи, куда ты сошёл с креста?
Ответил Иисус:
— Когда я сошёл с креста, тогда вошёл я в преступный мир к Адаму и всем патриархам: Аврааму, Исааку, Иакову, вывести их оттуда. При этом сопровождал меня Архангел Михаил. Как только я со своим Ангелом спустился в преступный мир, сокрушил железные засовы, и сломал врата преступного мира, тогда говорит Ад Дьяволу: Я вижу, Бог на землю сошёл. А Ангел сказал: —
Откройте ваши врата, так как Царь великий сошёл в преступный мир. Как только прошёл я 500 ступеней ниже, тогда начал Ад трепетать и говорит: Я думаю, что Бог сошёл, Его колоссальное дыхание идёт перед Ним. Я не могу Его вместить. (принять) Но дьявол говорит Ему: Не смиряйся, а укрепись, это не Бог сошёл.
Но когда я ещё спустился на 500 ступеней, тогда говорит сильный ангел: — Открывайте князья, ваши врата, один за другим, ваши засовы.
Смотрите: Великий Царь сошёл.
И опять говорит ад:
Горе мне, я принимаю дыхание Бога Правды
(Истины), а ты говоришь, что Бог не сошёл на землю. Beelzebub отвечает: Чего ты страшишься? Это пророк, а ты утверждаешь, что это Бог. Сделал пророка равным Богу. Его мы примем и причислим к другим, которые, предполагают, что поднялись в небо. А ад говорит: Кто из пророков?
Енох, писавший закон? Но Бог ему не позволил спуститься на землю до 6.000лет. Ты скажешь, что Илия мститель? Но перед концом придёт он не вниз. Что я сделаю, когда от Бога пагуба? Когда пришёл наш конец.
Когда моё число лет в Его руках.
26
Но когда бес узнал, что Слово Отца сошло на землю, он сказал:
— Не страшись ад, мы крепко закроем врата на сильные засовы. Если сам Бог сошёл на землю, сюда не спустится.
А ад говорит:
— Где спрячемся мы от Лица Божьего, Царя великого? Оставь меня, не противься, ибо я был создан раньше тебя, оставь меня прежде, чем сокрушат они железные врата, и сломает Он железные засовы.
И вошёл я, и потряс их, и поглотил их с сотней ударов, и связал их в нерастворимые узы. И вывел я всех патриархов, и пошёл снова на крест.
А Варфоломей говорит:
— Господи, я видел, как ты опять сошёл с креста и воскресил всех мёртвых и они поклонились Тебе. Открой мне Господи, что это были за ангелы, принесшие их на своих руках, и кто тот, что превыше человека, и что Ты говорил ему, что он так тяжело вздыхал?
–Это был Адам, первостепенный, ради которого сошёл я с небес на землю. А сказал я ему:
– Ради тебя и твоих детей, повесил я себя на крест.
И когда он это услышал, вздохнул он и сказал:
— Ты так соизволил, Господи.
Снова говорит Варфоломей:
— Я так же видел, Господи, как ангелы поднялись вверх и запели хвалебную песнь. Но один из Ангелов, больший, чем другие не хотел подниматься.
У него в руке был огненный меч, и он смотрел на Тебя. И все Ангелы просили его подняться, но он не хотел. Но когда Ты ему повелел, видел я, вышло пламя из его рук, которое простёрлось до города Иерусалима.
И Иисус говорит ему:
— Благословен ты, Варфоломей, мой возлюбленный, если ты эту тайну видел. Это был Ангел мести, который стоит перед троном Отца моего.
Этот Ангел послан ко мне, оттого он не хотел подниматься, ибо он хотел уничтожить дела мира. Когда я повелел ему подняться, вышло пламя из его рук, и после этого разорвал он завесу храма, разделил её на две части, к свидетельству сынам Израиля, для страдания т.к. они распяли меня на кресте.
И когда Он это сказал, говорит Он Апостолам: Ждите меня в этом месте, ибо сегодня будет принесена в рай жертва для того, чтобы я принял это после моего пришествия.
Варфоломей говорит Ему:
— Господи, что это для жертвы в Раю?
Иисус отвечает:
— Души праведные идут, когда они плоть оставят, в Рай, и если я не приду, не найдут они там впуска. (входа)
Затем спрашивает Варфоломей:
— Господи, сколько душ каждый день покидает мир?
Иисус отвечает:
— 30 тысяч.
27
И опять спрашивает Варфоломей:
-Господи, когда Ты живёшь между нами, ты тоже принимаешь жертвы в Рай?
Иисус отвечает:
— Истинно я говорю тебе, мой возлюбленный, тоже, когда я учу между вами, сижу я по праву Отца и принимаю жертвы в Рай.
Варфоломей говорит:
— Господи, если 30 тыс. душ ежедневно покидают мир, как много находят вход в Рай?
Иисус отвечает:
— Только три.
Дальше спрашивает Варфоломей:
— Господи, сколько душ изо дня в день рождается в мир?
Иисус отвечает:
— Только одна, избыточная (излишняя) над теми, которые этот мир покинули.
И как Он это им сказал, дал Он им покой и исчез с их глаз.
Вместе с Апостолами была и Мария. Варфоломей говорит Апостолам: Петру, Андрею и Иоану, мы хотели спросить Марию, как она получила непостижимое помилование, или как она понесла невозможное
(непосильное), или как она рождает величие. Но они опасались её спрашивать. Тогда говорит Варфоломей Петру: —
Отец Пётр, выйди ты, как старший и спроси её. Но Пётр повернулся к Иоану:
— Ты целомудренный, юный и безукоризненный, ты спроси её об этом. Так они обдумывали, и вышел Варфоломей с ясным лицом к ней и говорит:
— Ты Помилование, верховный шатёр, незапятнанность, мы Апостолы, спрашиваем тебя: можешь ты нам сказать, как ты получаешь непостижимое, как несёшь ты непосильное, или как ты рождаешь такое Величие?
Мария отвечает:
— Не спрашивайте меня эти тайны! Если я начну об этом говорить, выйдет пламя из уст моих и съест всю землю. Но они спрашивают её ещё настойчивей. И тогда она, не желая отказывать слуху Апостолов, говорит: — Мы хотели стать на молитву!
И Апостолы стали за Марией сзади. Тогда говорит она Петру:
— Пётр, старший Апостол, крепчайший столп, ты стал за мной? Не нам ли Господь сказал: Глава мужчины – Христос, но глава жены – муж?
И так, станьте на молитву впереди меня.
Но они говорят ей:
— В тебе Господь соизволил поставить шатёр. От тебя мы станем принимать. Значит ты теперь больше, чем мы имеешь право принять молитву.
Но она говорит им:
— Вы светящие звёзды, как сказал пророк: «Я вверх поднял мои глаза на горы, откуда идёт помощь» (псм. 120 –1LXX)
Значит вы – горы, и вы должны молиться.
28
Апостолы говорят ей:
— Ты должна молиться, как мать небесного Царя.
А Мария им:
— После ваших образов, образовал Бог воробьёв, и возникли они в четырёх углах мира.
Они отвечают ей:
— Он, который вмещает семь небес, соизволил принимать от тебя.
Тогда стала Мария впереди их, подняла руки к небу и начала, как следует молиться:
— О, весьма великий и всезнающий Бог, Царь Эонов, неописуемый, невысказанный. Ты, который Словом своим сотворил простор небес и образовал небеса в гармоничном порядке, Ты, который сформировал беспорядочную материю (предал ей форму) и отделил, использовал к слиянию. Ты, который мрак тьмы развёл светом. Водоём, вытекающий из основания источника, перед которым дрожит существо эфира, и боятся творения земли. Ты, который, вечный Логос Отца. Семь небес едва ли в состоянии Тебя охватить. Но мне Ты соизволишь, не причиняя боли, (вмещать) принимать Тебя, Ты который совершенный Логос Отца, через тебя было всё сотворено. Прославленно, весьма величественно Имя Твое, дай мне говорить, говорить перед Твоими Апостолами. И после того, как была закончена молитва, начала она с ними говорить: — Мы хотели сесть на землю. Иди ты Пётр, Старший Апостол, сядь от меня справа и положи твою левую руку мне на плечо, а ты Андрей, сделай тоже слева. Ты, девственный Иоан, держи мою грудь, ты Варфоломей, надави своими коленями мне на плечи нажми мне на спину, при этом, если я не смогу начать говорить, то дави мне руками на спину, пока не начну говорить, мои члены откроются.
Когда они так сделали, начала она говорить:
— Когда я прибываю в храме Божьем и получаю мою пищу из рук Ангела, является мне однажды Ангел, его лицо неописуемо и в руке своей он не имеет хлебов и сосудов. Подошёл Ангел ко мне, и сразу завеса храма разорвалась, и произошло колоссальное землетрясение, и я упала на землю, я не перенесла тогда Его образа. Он сжал меня рукой своей и направил меня. И взглянула я на небо, тогда появилось облако Taus на моём лице, и окутало меня с головы до ног, и он вытер меня своим одеянием.
Тогда сказал Он мне:
— Возрадуйся! Ты помилование, ты избранный сосуд. И тогда хлопнул Он по правой стороне своих одежд и достаёт колоссального размера хлеб, кладёт его на алтарь храма, ест сначала сам, потом также даёт мне. И снова хлопает Он, в этот раз по левой стороне своего одеяния, и я смотрю, и вижу наполненный вином сосуд. Он ставит его на алтарь храма, пьёт сам, сначала, потом и мне даёт тоже пить. И я смотрю, и вижу, что в хлебе ничего не отсутствует и сосуд полон, как и прежде.
Тогда говорит Он мне:
29
— Ещё три года, потом передам я тебе свой Логос, и ты получишь моего сына, и через Него будет спасён весь мир. Ты принесёшь миру спасение (Благо). Да будет мир (покой) с тобой, ты помилование, и мой мир будет с тобой всегда. И как Он это сказал, исчез он с моих глаз, и храм был как раньше (до этого).
Когда она это сказала, вышел огонь из уст её, и мир вокруг загорелся.
Тогда пришёл поспешно Иисус, и говорит Марии:
— Не говори дальше. Так как всё моё творение погибнет.
И стали Апостолы трепетать от страха: – Бог гневается на них.
И вошёл Он к ним на гору Маурия и сел в их середине. Но они боялись помыслить спрашивать Его (обращаться к нему с вопросами) т.к. они страшились. И Иисус берёт Слово и говорит: – Спрашивайте меня, о чём хотите, пока я вас учу, и вы можете видеть. Ибо ещё есть 7 дней, потом я иду к моему Отцу и больше не стану приходить в этом образе перед очами.
Но спрашивают они Его нерешительно:
— Господи, покажи нам бездну, как Ты нам обещал.
Он отвечает: — Это не хорошо для вас, видеть бездну. Но если вы это хотите, тогда я сдержу своё обещание. Идёмте, следуйте за мной и смотрите! И Он ведёт их в одно место, зовёт Херувима, место правды. И он даёт знак, и земля разворачивается, как лист папируса, и перед их глазами открылась бездна. Когда Апостолы её увидели, пали они на лица свои.
Но Иисус говорит им:
— Разве я не говорил вам, что это не добро, для вас, видеть бездну? И снова Он дал знак Ангелу, и бездна сокрылась. И Он взял их, и Он повёл их на Масленичную гору.
Тогда говорит Пётр Марии:
— Помилование, проси Господа, чтобы Он нам всем открыл, что есть небеса.
А Мария отвечает Петру:
— Ты, вершина отёсанной скалы, не на тебе ли Господь свою церковь построил? Значит, ты первый подойди к Нему и спроси Его.
Пётр опять:
— Ты есть шатёр, превыше всех созданий Божьих. Спрашивай ты Его! Мария возразила:
— Ты образ Адама. Не ты ли был создан от силы прежде Евы? Смотри – солнце! Оно сверкает по роду Адама. Смотри – луна! Она полна грязи, когда Ева нарушает заповедь. То есть – это Господь садит Адама на восток, а Еву на запад, и Он повелевает обоим светилам, оба светят, так, что солнце своей огненной колесницей светит Адаму на востоке, луна должна на западе дарить молочный свет Еве. Но она замарала заповедь господа, поэтому стала луна грязной, и свет её не сияет. Значит ты образ Адама, который ты носишь.
Во мне Господь взял жилище, при этом я восстанавливаю достоинство женщины.
Как только они взошли на вершину горы, отошел Господь от них. Тогда говорит Пётр Марии: Ты исправила проступок Евы, в котором превратила ты её стыд в радость, в тебе есть это, и так ты спрашивай.
30
Но когда Иисус опять появился, тогда спросил Его Варфоломей:
— Господи, покажи нам противника человека, чтобы мы видели какого он склада (порядка), или каково его произведение, или откуда он произошёл, или какое дело он имеет, что он сам тебя не щадит, и тебя распинает на кресте.
Тогда взглянул Иисус на него и сказал:
— О, смелое сердце! Чего ты не можешь увидеть, о том ты спрашиваешь.
Но Варфоломей испугался. Он пал к ногам Иисуса и говорит:
Никогда негаснущий свет Господи, Иисус Христос, необходимый, Ты, который одолжил милость всему миру, который тебя любит, и послал вечный Свет своего сияния на землю, которую ты имеешь в наличии. Звание данное Отцом и труд Твой завершены. Ты превратил в радость уныние Адама, и скорбь Евы, с милостивым лицом, через своё рождение, сделал её девственной матерью, израненный, не сердись на меня и дай мне право спросить. Когда он так сказал, поднял его Иисус и спрашивает его:
— Ты хочешь увидеть противника человека, Варфоломей? Я говорю, что если ты его увидишь, не только ты, а также Апостолы и Мария падёте на лицо и станете как мёртвые.
Но все пояснили Ему:
— Господи, мы хотим его видеть.
И Он вывел их с Масленичной горы вниз, грозя ангелу преисподней, и дал Михаилу дело, он должен своим колоссальным тромбоном потрясать вышину неба. Тогда сотряслась земля и поднялся Белиар вверх, держали его 660 ангелов и опутывали его цепью. Он был 1600 локтей высотой и 40 локтей шириной. Его лицо было как огненная молния, его глаза были, как искры, и из его ноздрей исходило зловонное дыхание. Его рот был, как щель в скале и одно единственное крыло было у него 80 локтей.
Как только Апостолы его увидели, упали они на землю, на лицо своё, и стали как мёртвые. Но Иисус Христос вышел вперёд направил (обратил) Апостолов и дал им дух силы (силу духа). Тогда говорит Он Варфоломею:
— Выйди Варфоломей вперёд и поставь твои ноги на его шею (затылок), тогда он тебе скажет, что есть его дело (каково его дело), и как он людей обманывает. А Иисус с Апостолами остался стоять в стороне.
И Варфоломей спросил его, повысив голос:
— О материнское лоно, выстроенный, как город!
О, материнское лоно! больше чем помещение небес!
О, материнское лоно, которое ты охватываешь, которое не охватит 7 небес. Ты охватываешь его без боли и держишь его. Его суть, в его одеяние облачаешь свою грудь. О, материнское лоно, сокрытое в любви, в которой зримый Христос рождён! О, материнское лоно, которое Ты строишь, как все создания. И говорит Варфоломей, потрясённый от страха:
Господи Иисусе, дай мне краешек твоих одежд, чтобы я от них приобрёл смелость.
Иисус ответил ему:
31
— Ты не можешь получить края моих одежд, так как моё одеяние не такое, каким оно было до распятия. Тогда Варфоломей сказал:
— Я страшусь, Господи, он хочет поглотить и меня, как и твоего Ангела не уберёг.
Иисус отвечает: Я был сотворён не через моё слово, а по плану моего Отца Вселенной? Сам Соломон был дух, подданный Духа. И так иди и при этом будешь приглашённым Именем Моего Отца, и спрашивай, что ты хочешь. Тогда пошёл Варфоломей вниз и наступил ему на затылок и толкнул его лицом до ушей в землю.
И спросил его Варфоломей: Скажи мне, кто ты есть, и как зовут тебя?
Он отвечает: — Облегчи моё положение немного, и я хочу сказать тебе, кто я есть, и как я в этом состоянии прибываю, и в чём существует моё дело, и как велико есть дело моё.
Варфоломей предоставил ему облегчение и потребовал у него:
— Говори всё, что ты разогнал, что гонишь? Велиар отвечает говоря: Если ты хочешь узнать моё имя, я был сначала назван Сатанаель, что означает «Ангел Божий». Но когда я отбросил образ Бога, стал я называться Сатана, что означает ,,Ангел бездны,,. И снова призывает его Варфоломей:
— Открой мне всё, и ничего не скрывай! Он отвечает:
— Я клянусь тебе перед колоссальной Святостью Божьей, что я сам, если я захочу, ничего от тебя не смогу сокрыть, ибо рядом со мной стоит тот, кто меня может исправить (перевести). При этом имел я дело, а именно, когда я растлевал и портил, так как я один из вас свергнут в растление. Я был сотворён, как первый Ангел, ибо Господь Небес берёт в одну руку великий огонь и образует сначала меня, затем Михаила, который предводитель верховного войска. Третий Габриэль, четвёртый Уриэль. На пятом месте Рафаэль, на шестом месте Нафанаэль, и дальше 6 тысяч Ангелов, имена которых я не могу назвать. Это дают несущие розгу Божью. И они стегают меня семь раз в день и семь раз ночью. И оставляют меня быть ничем и разрывают (разрушают) всё моё дело. Это Ангелы мести, которые стоят около трона Божьего, все они относятся к первосотворенным Ангелам. И после них была сотворена вся полнота Ангелов: 100 миллиардов для первого неба и столько же для 2,3,4, 5, 6 и 7 небес. За приделами небес считается первая сфера, небесный свод, и там Ангелы желаний, которые воздействуют на людей. Это дано также четырём Ангелам, которые установлены над 4 ветрами. Один правит над Бореем (название северного ветра). Это название Херувима, и в его руках огненный посох, и установлен большой предел влаги, над которой этот ветер распоряжается, при этом земля не пересыхает. И Ангел, который правит над Антарктикой, назван Оерта. Он имеет огненный факел в руке, и держа его, утепляет таким образом от мороза, при этом он следит, чтобы земля не замёрзла. А южный ветер назван Керкута, и он порывистый и буйный, при этом он не сметает землю.
Ангел, который установлен над юго-западным ветром назван Наоута.
32
У него в руке посох изо льда, и он кладёт его себе в рот, и тушит огонь, который выходит из его рта.
И если этот Ангел не станет класть в свой рот ледяной посох, то весь мир сгорит. И следующий Ангел правит над морем. Он делает волны. Больше не скажу тебе. Ибо, который стоит рядом со мной, не допустит этого.
Тогда спрашивает его Варфоломей: — Как наказываешь ты людские души? Белиар отвечает:
— Должен я тебе описать наказание лицемера, клеветника, паяцника, корыстолюбивца, изменника, чародея (гадателя), описать наказание и того, которые в нас верят, всех, кто за нами следует?
Варфоломей пояснил ему: — Я желаю, чтобы ты охватил кратко (вкратце).
И он сглотнул один за другим свои зубы, и поднял вверх колесо из преступного мира и сверкающий огнём меч.
И я спросил его, что это за меч? Он ответил:
— Это меч для чревоугодника. Он падёт от него т.к. он в своём чревоугодничестве, от каждого греха страдает.
На втором месте идут клеветники, когда они тайно клевещут на своих ближних.
В третьем течении идут лицемеры (притворщики, ханжи) и те, которых, между прочим, я ставлю на ноги своим делом.
Варфоломей:
— Это дело одной персоны (личности)? Сатана отвечает:
— Если я лично смог бы выйти, то опрокинул бы весь мир, испортив его в 3 дня (сверг), но я ещё 1 из 600. Мы имеем других проворных (ловких) слуг, которым даём мы поручения (снаряжаем, вооружаем). Мы вооружаем ангелов крючками и посылаем их на охоту, и они ловят нам человеческие души. Тем, что они развращают вас усладами многоликого соблазна, которые есть: пьянство, смех, клевета, лицемерие, развлечение
(увеселение, гулянье), блуд и остальные средства из их, которые делают человека слабым. Я назову также имена остальных ангелов. Ангела града зовут Мехмеотх, он держит град на своей голове, и мои слуги подтверждают его и посылают его, куда они хотят. И другой Ангел над снегом, следующий над грозой, следующий над молнией, и если один дух хочет выйти из нашей середины над землёй, или над водой, то эти ангелы посылают горящие камни и садят наши члены в огонь.
Тогда Варфоломей говорит:
— Умолкни дракон (змей) преисподней! Но Белиар говорит: — Я тебе ещё много сообщу об Ангелах. Они, которые над другими участками небесными и земными – Мертеот, Онаматат, Думх, Мелиотх, Харутх, Халкатура. Вместе с другими они пролетают через небесные, земные и подземные округи…
Варфоломей оборвал его и сказал: Умолкни и пади в бессилии, при этом я смогу молиться моему Господу. И Варфоломей пал на лицо своё, посыпал голову себе землёй и воззвал:
33
— Господи Иисус Христос, великое и славное Имя. Все хоры Ангелов славят тебя, Господи, также я, я, который есть – недостойные уста, славлю тебя, Господи! Услышь меня, твоего холопа, и как ты меня позвал из дома пошлины (дани) и не потерпел, чтобы я остался у моего прежнего уклада жизни, так услышь меня, Господи Иисус Христос и сжалься надо мной грешником!
Когда он так помолился, сказал ему Господь:
— Встань, поверни стопы к себе, я возвещу тебе остаток. И Варфоломей поднялся и сказал сатане:
Иди в своё место вместе со своими ангелами, Господь имеет жалость ко всему своему миру.
Но сатана говорит: — Дай мне ещё рассказать тебе, как я был брошен сюда и как Бог сотворил человека. Я странствую (скитаюсь, брожу) по всему миру. Бог сказал Михаилу: Принеси мне землю от четырёх концов
мира, и воду из четырёх рек. И когда Михаил Ему это приготовил, образовал Он на востоке Адама, сформировал он бесформенную землю и сжал, и всё гармонично соединил. И оказал Он ему почитание (уважение) в его собственной воле, так как он был Его собственный образ (изображение). Также об этом попросил Он Михаила.
Но когда я пришёл перед концом мира, сказал мне Михаил: Поклонись изображению Божьему, который Он сотворил по своему образу.
Но я заявил – я есть огонь от огня, я сотворён был, как первый Ангел и я должен глине и материи поклоняться? Тогда говорит мне Михаил: — Поклонись, при этом Бог не прогневается на тебя! Я ответил – Господь не прогневается на меня, но я свой трон напротив Его трона воздвигну и буду, как Он. Тогда прогневался на меня Бог и бросил меня вниз, после этого оставил он выходы неба открытыми. Когда был я свержен, спросил Он 600 ангелов, которые ниже меня, хотят ли они поклониться Адаму? Они ответили:
— Как мы это сделаем нашему предводителю, мы тоже не поклонимся тому, кто ничтожнее, чем мы. После нашего свержения (падения) на землю, лежали мы в глубоком сне 40 лет, и когда однажды солнце засветило в семь раз сильнее, чем огонь, пробудился я. И когда огляделся, увидел я 600 ангелов, ниже меня, охваченных глубоким сном. И я разбудил моего сына Салрсана и (…) с ним, как я могу обмануть человека, из-за которого я был сброшен с неба. И придумал я следующее: Взял я в руку свою чашу и стряхнул в неё пот с груди моей и из-под подмышек моих и вымылся в источнике, из четырёх рек вытекающем. И Ева выпила из него, и похоть охватила её. Если бы она не выпила эту воду, не мог бы я обмануть её.
Тогда повелел ему Варфоломей идти в ад (к Аду), но сам он подошёл к Иисусу, пал ему в ноги и начал так говорить сквозь слёзы: — Авва, Отче! для нас неизученный (неисследованный), Слово ( Логос ) Отца,
семь небес охватывающий. Ты соизволил внутри, в любви девы, оставить себя, охватить легко и безболезненно,
34
что дева не заметила, что она тебя носит. Спустя некоторое время, ты всё сделал по своему замыслу, расположил так, как это должно было быть, по развитию действий. Когда этого нет, тогда мы тебя просим дать нам наш ежедневный хлеб. Ты, который понёс в нас терновый венец раскаянием грехов, образовал бесценный, небесный венец (корону). Ты, которого на кресте распинают, вином и уксусом поят, в нас пьёшь вино сокрушения, и Твоя сторона проткнута копьём, в нас. Твоя плоть и Твоя кровь к насыщению (нашему).Ты, который дал имена четырём рекам. Первая – Фисон – пути вверх, которые Ты по своему усмотрению открываешь на земле. Вторая – Геон – (если) когда человек образован из земли, третья – Тигр – потому что мы от Тебя указываем на троицу, равную существу небес, и четвёртая – Евфрат, потому что Ты, через своё пришествие на землю. Порадовал каждую душу, через открытие (известие) Твоего непреходящего.
Мой Бог, великий Отец и Царь! Спаси, Господи, грешников! Как Варфоломей эту молитву произнёс, говорит Иисус ему: — Варфоломей, Отец зовёт меня Христос, при этом я спускаюсь на землю, и каждого, кто идёт ко мне, мажу маслом жизни. Но Он зовёт меня (так), что я исцеляю всякий грех незнания и дарую человеку Правду Божью (Истину). И опять говорит Варфоломей Ему: Господи, должен ли я каждому человеку эту тайну оповестить (открыть)? Иисус отвечает ему: — Варфоломей, мой возлюбленный, все, кто верует – есть! и они могут содержать (сами) для себя, они верят! Это дано именно таким, которые достойны. Даны также другие, которым нельзя верить, а именно: бахвал, пьяница, высокомерный, бессердечный, идолопоклонник, обольститель к разврату, клеветник,
учитель лжи, и убийца, все произведения дьявола.
И поэтому они не достойны, чтобы им таковым поверить. Эти вещи тоже пути, которые задерживают тайну, которую вы не можете охватить. Ибо все, которых они могут схватить, станут в нём иметь часть (станут его частью). И так это бери мой возлюбленный, говорю тебе, что ты и все твои близкие, счастливой души, потому что поверили в эту весть, вы, кого она уловила, всё, что хотите, будите получать во всё время моего суда. Тогда написал я, Варфоломей, это в моём сердце, взяв руку друга Человека, и ликуя, я стал говорить так: — Честь Тебе, Господи, Иисус Христос, Ты всем даруешь свою милость, которую мы все испытываем. Аллилуйя! Честь Тебе, Господи, Ты жизнь грешников, Честь Тебе, Господи, через смерть приговорённому к позору!
Иисус отвечает: — Всякий, кто клевету указал против человека, который моему Отцу служит, указал против Духа Святого. Ибо всякий человек, который почитает Бога, достойный Святого Духа, и кто что-либо злое против его скажет, не будет прощено тому. Увы, горе тому, кто главой Бога клянётся, даже если он не лжи присягает, а говорит правду. Ибо Бог высший, имеет 12 голов. И сам есть Истина, и нет лжи у Него, и клятвопреступничества. Он спускается и открывает всему миру Слово Правды.
35
Но ты, Варфоломей, открывай каждому, кто хочет эти тайные Слова и все кто поверит, получит Жизнь Вечную. После этого Варфоломей: — Если кто грешит желанием плоти, какое ему будет наказание? Иисус отвечает: — Это прекрасно, если крещённый сохранит своё крещение без порицания, из-за желаний плоти, раздражения работать.
Суть телесного наказания, соответствует одному браку. Ибо, истинно я говорю тебе: — Кто после третьего брака ещё грешит, не угоден богу. Все должны провозгласить, что они оберегают себя от такого рода. Ибо, тогда я не войду к вам, и не дам вам Святого Духа.
И Варфоломей высоко восхвалил перед Ним, с Апостолами, Бога и сказал: — Честь Тебе Святой Отец, никогда не затмевающееся Солнце, необъяснимый, лучистый. Тебе Слава, Тебе Честь, и Поклонение во всю вечность!
Аминь.
36

Апостол Варфоломей (Нафана́ил)

Кондак 1

Избранному от людей израилевых во Христова Апостола на уловление человеков, чудному Варфоломею, пения похвальная принесем, вернии, яко оставльшему дом свой, нищету Христову возлюбившему и Христово учение паче учения еврейских книжников избравшему. Ты же, святый Апостоле, всех нас, память твою честную празднующих, не остави своим предстательством и заступлением, да благодарными устнами вопием ти:

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Икос 1

Ангелов Господь и Спаситель всего рода человеча, провидев чистоту души твоея, святый Варфоломее, благоволи избрати тя во единаго от обоюнадесяте и нарещи Апостолом Своим. Мы же, дивящеся духовным дарованиям твоим, прославляем тя сице:

Радуйся, Варфоломее, великий Христов Апостоле.

Радуйся, учениче Христов усерднейший.

Радуйся, яко сердце свое непорочно имел еси.

Радуйся, яко лукавыя наставления старцев еврейских отвергл еси.

Радуйся, яко всем сердцем своим Христу прилепился еси.

Радуйся, яко вся мирския блага ни во чтоже вменил еси.

Радуйся, яко отца и матерь, братию и сестры своя ради Господа оставил еси.

Радуйся, яко во следовании за Христом истинное блаженство восприял еси.

Радуйся, учением Христовым пленивыйся.

Радуйся, в пути Христовом благо Царствия Небеснаго предвкусивый.

Радуйся, благогласнейший проповедниче Христова учения.

Радуйся, верный слуго Господь.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 2

Видя чудная дела Господа своего и Учителя и слыша из уст Его исходящее небесное учение, ясно уразумел еси, святый Варфоломее, со Апостолом Петром и прочими Апостолы вкупе, яко глаголы живота вечнаго Учитель ваш имать, и яко Он есть воистину Сын Бога Живаго, Емуже вся земля едиными усты взывати научается: Аллилуиа.

Икос 2

Разумному Солнцу Правды вседушевно восхотел еси, святый Апостоле Варфоломее, поработати и радостно приял еси заповедь Господа о проповеди овцам погибшим дому Израилева; сего ради потщался еси со всеми Апостолы по весям и градом Израилевым ходяще, болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти и всем проповедати и вещати, яко приблизися Царствие Небесное. Воспоминающе апостольския труды твоя, сия похвальная восписуем ти:

Радуйся, усердный заповедей Христовых исполнителю.

Радуйся, всего себе Господеви послушно поработивый.

Радуйся, яко не стяжал еси ни злата, ни сребра, ни меди при поясе своем.

Радуйся, яко ни пиры в путь, ни двою ризу, ни жезла с собою, по заповеди Христа, не брал еси.

Радуйся, яко мир Христов в домы вносил еси.

Радуйся, яко с добрыми добре пребывал еси.

Радуйся, яко от неприявших мира Христова паки себе мир приимал еси.

Радуйся, яко учение Господа своего усердно проповедал еси.

Радуйся, ты бо, по слову Христову, яко овча посреде волков с Евангелием шествовал еси.

Радуйся, яко болезни неисцельныя целил еси.

Радуйся, яко духов лукавых изгонял еси.

Радуйся, яко прокаженныя очищал еси и мертвыя воскрешал еси.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 3

Сила духовная Божественнаго учения всесовершенно плени тя, славный Варфоломее, сего ради никояже сладости мира сего восхотел еси вкушати, токмо единаго истиннаго блага желал еси присно наслаждатися, во еже слушати словеса Учителя своего, созерцати сладкий лик Господа своего, зрети дивное служение Его скорбящим и обремененным и во веки со всеми избранными Его взывати Ему ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея богатство неизреченныя благости, Спас мира и Господь, ведый, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, тайноводствова Своя, сущия в мире, ученики, показуя им прежде Креста Своего путь добрейший смирения, начат умывати нозе другом Своим и отирати лентием; таже хлеб и вино благослови Господь и Таинство Причащения в Церкви Своей на веки утверди. Сия видев святый Варфоломей с прочими Апостолы, всем сердцем своим вожделе Учителю своему подражати и, в Его воспоминание, Святое Таинство Причащения присно совершати. За таковое твоего сердца благое изволение ублажаем тя, святый Апостоле, восхвалениями сими:

Радуйся, добрый и послушный Христов учениче.

Радуйся, благоговейный исполнителю Христовых заповедей.

Радуйся, яко сподобился еси прияти омовение ног своих от Господа твоего и Учителя.

Радуйся, яко на Тайной Вечери Тела и Крови Христовых приобщился еси.

Радуйся, Христову тайноводству научивыйся.

Радуйся, заповедь новую от Господа приявый, во еже душу свою положити за други своя.

Радуйся, смирения Христова истинный служителю.

Радуйся, словом Христовым очищенный.

Радуйся, за Господа и Христа жизнь свою положити обещавый.

Радуйся, любве Христовы проповедниче.

Радуйся, о всем мире теплый к Богу молитвенниче.

Радуйся, всех скорбящих и обремененных заступниче.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 4

Буря велиих смущений найде на тя, святый Апостоле, егда видел еси Господа своего и Учителя от предателя лестию лобзаннаго, в руце лютых и беззаконных судей преданнаго и на смерть позорную осужденнаго; егда же услышал еси святых жен мироносиц, радостную весть о Воскресении принесших, и егда своима очима сподобился еси зрети воскресшаго Господа, язвы Своя на пречистем теле Своем показующаго, тогда со всеми Апостолы, печаль свою на радость преложив, воззвал еси велегласно Господу Христу, из мертвых воскресшему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышал еси, славный Варфоломее, Божественныя глаголы Господа, по воскресении Своем отверзшаго Апостолом ум разумети Писания, яко тако подобаше пострадати Христу и воскреснути из мертвых в третий день; видел еси Господа своего с горы Елеонския во славе вознесшагося и с радостию велиею возвратился еси во Иерусалим, хваля и благословя Бога. За таковое твое радостное прославление Господа, паки во славе грядущаго судити живым и мертвым, воспеваем ти, святый Апостоле, похвалы сицевыя:

Радуйся, воскресшаго Господа видети сподобивыйся.

Радуйся, гвоздиным язвам на пречистем теле Его усердно поклонивыйся.

Радуйся, яко во Христовом воскресении уверился еси.

Радуйся, яко явлением Его всесладким мудрости и разума исполнился еси.

Радуйся, со Христом, по воскресении Его, общия трапезы насладивыйся.

Радуйся, от Него Писания пророческая разумети научивыйся.

Радуйся, на горе Елеонстей, яко в преддверии небеснем, со Учителем своим обретыйся.

Радуйся, благословение Господне получити сподобивыйся.

Радуйся, Божественнаго вознесения свидетелю.

Радуйся, светлых небожителей собеседниче.

Радуйся, великия благодатныя радости в день вознесения причастниче.

Радуйся, хвалы и прославления Господа светлый источниче.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 5

Богоглаголивый Лука явственно всей вселенней повествует, яко собранным во Иерусалиме всем учеником Христовым, внезапу бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже ученицы Его бяху седяще, и явишася им разделени языцы, яко огненнии, седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. С прочими святыми Апостолы Христовыми в Сионстей горнице и ты был еси, блаженне Варфоломее, и дара языка сподобился еси получити, и с велиею радостию и крепким дерзновением, Духом Святым водимый, научился еси иными языки в Троице славимому Богу непрестанно взывати: Аллилуиа.

Икос 5

Увидел еси, святый Апостоле Варфоломее, в павшем ти жребии проповедати Христово Евангелие в Сирии, Асии и прочих соседних странах со Апостолом Филиппом вкупе, повеление Самаго Господа. Сего ради тягостных путей апостольских не убоялся еси, страданий за Господа Христа не устрашился еси и, купно с Филиппом, единаго Господа в сих странах проповедал еси; тогда и Лидийския и Мизийския грады и веси оглашени быша проповедию апостольскою. Дивящися сим благовестническим трудом твоим, сице радостно тебе глаголем:

Радуйся, неленостный исполнителю заветов Христовых.

Радуйся, безбоязненный проповедниче Христова Евангелия.

Радуйся, яко со Апостолом Филиппом и сестрою его Мариамною по градам и весям Асийским и Лидийским с благовестием шествовал еси.

Радуйся, яко со Апостолом Иоанном Богословом благодатными утешении наслаждался еси.

Радуйся, неустанный к Богу молитвенниче.

Радуйся, дара любве к Богу и людем усердный приумножителю.

Радуйся, покаяния учителю.

Радуйся, смирения наставниче.

Радуйся, идолов сокрушителю.

Радуйся, великих Таин Божиих провозвестниче.

Радуйся, огненными словесы своими слух языческих людей огласивый.

Радуйся, ко Христу детоводителю их прилежный.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 6

Проповедницы учения Христова усерднейшии явишася святии Варфоломей, Филипп и блаженная Мариамна, егда со Христовым Евангелием внидоша во град фригийский Иераполь, иже бе исполнен мерзких идолов, ослепленнии же людие его боготвориша змии и ехидны. Первее святии Апостоли, со Иоанном Богословом вкупе, велию ехидну молитвою своею победиша и копием умертвиша; послежде же день и нощь ко славе Божией труждающеся, научиша многия воспевати купно с ними песнь хвалебную Господеви: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия обильно свет учения Христова во граде Иераполе, егда святый Варфололей, с Филиппом и Мариамною вкупе, отверзоша очи некоему Стахию, четыредесят лет слепотствующему, жену Анфипата Иерапольскаго, змием угрызенную, от одра смертнаго воздвигоша, еще же и многи недужныя исцелиша и бесныя уврачеваша. Анфипат же злый, ярости исполнися, егда услыша, яко жена его веру Христову прият, повеле святых Апостолов лютым мукам предати. Мы же, воспоминая сия славныя страдания и подвиги во славу Христа, восхваляем святаго Апостола Варфоломея всеусердно:

Радуйся, Духа Святаго сосуде вседрагий.

Радуйся, велиих чудес совершителю.

Радуйся, слепым зрение даровавый.

Радуйся, хромым благошествие устроивый.

Радуйся, от укушения ядовитых змий целителю.

Радуйся, бесов прогонителю.

Радуйся, неустрашимый исповедниче всесладкаго имене Христова.

Радуйся, купно с Филиппом на смерть осужденный.

Радуйся, на стене идольскаго капища распятый.

Радуйся, силою Божиею невредим сохранивыйся.

Радуйся, чудесы своими многи ко Христу обративый.

Радуйся, Стахия во епископа Иерапольскаго поставивый.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 7

Хотя вси концы вселенныя учением Христовым огласити, святый Варфоломей, от лютых гонений Анфипата Иерапольскаго избавленный, с проповедию Христовою, Духа Святаго повелением, прииде во Индийския страны, идеже во славу Христову нимало времени потрудися, шествуя из града во град, из веси в весь, благосвествуя мир Христов, исцеляя болезни неисцельныя и научая люди стран Индийских оставити идолы безстудныя, единому же Богу, благодеющему всем, взывати: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное благопопечение о людех стран Индийских явил еси, святый Апостоле, егда насельники стран сих просветив и Церковь тамо устроив, Евангелие от святаго Матфея, с собою носимое, на язык их преложи, и самое то Евангелие, от Матфея написанное, у нихже остави. Сего ради просвещеннии тобою людие стран Индийских благодарно воспеваху ти, святый Варфоломее, тако:

Радуйся, великий наш Апостоле.

Радуйся, во Христе отец наш чадолюбивый.

Радуйся, муками рождения о нас болезновавый.

Радуйся, Христа Господа в нас вообразивый.

Радуйся, идольскую лесть обличивый.

Радуйся, ко истинному свету вся ны наставивый.

Радуйся, словеса Евангелия Христова нам оставивый.

Радуйся, Церкве Божия устроителю.

Радуйся, неустанный о нас пред Престолом Божиим предстоятелю.

Радуйся, о всем мире теплый пред Богом ходатаю.

Радуйся, крепкое наше упование.

Радуйся, о нашем спасении изрядный попечителю.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 8

Странно есть неверующим слышати, како святый Апостол Варфоломей, светом истины Христовы осиявый страны Индийския, паки новую ниву, Христовым учением невозделанную, обрете, и на конец жития своего в Великую Армению устремися, да просветит и зде люди, во тьме и сени смертней седящия, и да научит их единому Творцу и Господу благодарными усты воспевати: Аллилуиа.

Икос 8

Весь духом горя о славе Господней, прииде святый Апостол Варфоломей в Великую Армению и усердно воззва в молитве своей ко Господу, да посрамлени будут беси, во идолех страны тоя обитавшия, и да будут ниспровергнуты бездушнии идоли; и не тща бе молитва святаго Апостола: беси умолкоша, идоли падоша, людие же сего бесовскаго мучительства и безумия избавльшеся, восхваляху святаго просветителя своего сицевыми радостными воззвании:

Радуйся, Апостоле, красными ногами своими землю нашу освятивый.

Радуйся, святую истинную веру всем нам возвестивый.

Радуйся, бесов изгонителю.

Радуйся, идолов сокрушителю.

Радуйся, в молитве и дерзновении пламенеющий.

Радуйся, во святем служении Господу добрый пример нам показующий.

Радуйся, дивный Христов благовестниче.

Радуйся, преславный чудотворче.

Радуйся, болезни наша врачующий.

Радуйся, скорби наша разгоняющий.

Радуйся, всех нас истинно возлюбивый.

Радуйся, всем нам путь ко спасению показавый.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 9

Вси людие Великия Армении зело удивляхуся, зряще чудеса и знамения тобою, святый Апостоле, совершаемая; егда же видеша идолы падшия, духи нечистыя изгонимыя, славляху Бога, дивнаго во святых Своих, и воспеваху Ему благодарными усты: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык человеческий не возможет достойно восхвалити болезни и труды твоя, знамения и чудеса, святый Апостоле, в Велицей Армении бывшая; сила же знамений сих даже до царева дому достиже, егда из дщере царевой молитвою твоею бес изгнася. Егда же царь и вси людие твою во Христе нелицемерную нищету узревше, обратишася ко Христу, тогда вся Великая Армения от царева дому и до обиталища бедных огласися сицевыми радостными и хвалебными пении тебе, великому Апостолу и чудотворцу:

Радуйся, чудотворче предивный.

Радуйся, всех болящих врачу безмездный.

Радуйся, славу Христову паче земных сокровищ возлюбивый.

Радуйся, о спасении душ человеческих прилежавый.

Радуйся, царя Полимия, царицу и дщерь их ко Христу обративый.

Радуйся, и царедворцы знатныя, и от простых людей нимало святым Крещением просветивый.

Радуйся, нищету духовную и телесную возлюбивый.

Радуйся, славный безсребрениче.

Радуйся, Великия Армении просветителю.

Радуйся, отче наш чадолюбивый.

Радуйся, райския двери нам отверзающий.

Радуйся, от пути погибельнаго нас исхищающий.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 10

Спасению новых и новых людей работая, достигл еси, святый Апостоле Варфоломее, блаженнаго конца жития своего: жрецы бо идольстии в Велицей Армении видяще, яко препитания своего лишахуся, научиша царева брата, лютаго Астиага, да погубит тя, святый Апостоле. Сей же, неистовый, предав тебе во граде Альбане многим мукам, повеле на кресте стремглав распяти тя, да престанут уста твоя вещати учение Христа распятаго; ты же, Апостоле, и на кресте радостно взывал еси Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

Царя и Господа не престал еси проповедати, святый Апостоле, усты своими и вися стремглав на кресте: учил бо еси собранныя на позор сей люди твердо за веру Христову стояти, согласно заповедем Евангельским жити и неверныя ко Христу привлекати. Мы же, дивящеся укрепляющей тя силе Божией и твоему, святый Апостоле, мужеству, в похвалу тебе сице глаголем:

Радуйся, славный Христов мучениче.

Радуйся, Христова учения исповедниче дерзновенный.

Радуйся, устами своими даже до смерти истину Божию проповедавый.

Радуйся, терпением своим всю вселенную удививый.

Радуйся, в смертный час твой тысящи людей ко Христу привлекий.

Радуйся, явный благодатныя силы Христовы свидетелю.

Радуйся, позор крестныя смерти, яко победный венец, радостно понесший.

Радуйся, в час смертных мучений своих с Господем в единении пребывый.

Радуйся, в смертном часе райския сладости на земли предвкусивый.

Радуйся, в сей райстей сладости Божественнаго естества истинный причастниче.

Радуйся, терпения усердный учителю.

Радуйся, всяких добродетелей вместилище.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, славный Апостоле Христов Варфоломее, смертный твой час на древе крестнем воспоминающе, дивимся твоему священному за Христа заколению, со слезами ублажаем твою кончину, егда мучитель лютый повеле и кожу с твоего честнаго тела содрати; ты же, святый Апостоле, не престал еси Господа восхваляти до того блаженнаго часа, егда с кожею твоею глава твоя, велением мучителя, усечена бысть, чистая же душа твоя, святый Апостоле, восхищена бысть на небеса воздавати славу Господеви и со светлыми небожители во веки взывати Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Свет велий во исцеление немощей человеческих возсия от честных мощей твоих, славный Апостоле, во граде Альбане, егда вернии, вземше по кончине твоей со креста честное тело твое, во оловянней раце благоговейно, вкупе с главою и кожею, положиша. Егда же невернии бесов служителие узреша, яко мнози в той стране от неверных ко Христовой Церкви прилагахуся, ввергоша в море честныя мощи твоя: тии же во оловянней раце, аки в легцей ладии, по водам понесошася, дондеже пристаху ко острову Липару, идеже епископ Агафон, по Божию откровению, с народом и клиром с радостию сия прият и во храме благоговейно постави, воспевая тебе сице:

Радуйся, славный Апостоле Христов.

Радуйся, верный самовидче Бога Слова и слуго Его.

Радуйся, мудрый Евангелия Христова проповедниче.

Радуйся, чудес неистощимый источниче.

Радуйся, яко мощи твоя от востока и до запада имя Господне восхвалиша.

Радуйся, яко шествием мощей твоих море освятися.

Радуйся, Сирии и Асии просветителю.

Радуйся, Иераполя фригийскаго Апостоле.

Радуйся, яко с проповедию Христовою даже до Индии дошел еси.

Радуйся, яко насельников брегов моря Хвалынскаго светом Христова учения просветил еси.

Радуйся, яко Великую Армению ко Христу привел еси.

Радуйся, яко и нас пришествием мощей твоих сладостно утешил еси.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 12

Благодать от Господа достойно подражати житию твоему и прославляти болезни и труды твоя, подаждь нам, святый Апостоле, якоже иногда Иосифу Песнописцу, егда в навечерие праздника твоего явился еси ему во олтари и святым Евангелием благословил еси его, да и мы молитвами твоими, благодатию Божиею озареннии, купно со всею вселенною Господеви со умилением взываем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое за Христом последование, восхваляем дивная апостольския труды твоя, благоговейно чтим двукратное твое за Христа распятие, ублажаем честныя твоея главы отсечение, славим неисчетная чудеса от честных мощей твоих и в похвалу велегласно тебе глаголем:

Радуйся, проповедию твоею многи концы вселенныя огласивый.

Радуйся, многия люди ко Христу приведый.

Радуйся, мудрый Евангелия Христова проповедниче.

Радуйся, Христовых заповедей твердый исполнителю.

Радуйся, яко жителие острова Липара и града Беневента, идеже мощи твоя почивают, яко своего Апостола тя почитают.

Радуйся, яко подвигам твоим вся вселенная дивится.

Радуйся, во Христе отец наш многопопечительный.

Радуйся, Апостоле, о нашем спасении зело рачительный.

Радуйся, яко в день Страшнаго Суда Христова возсядиши на единем от обоюнадесяте престолов, да судиши со Христом всю вселенную.

Радуйся, яко за праведников ходатаем пред единым Судиею и Господем в той час явишися.

Радуйся, славных дел Божиих возвестителю.

Радуйся, злых козней сатанинских сокрушителю.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 13

О святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее! Приими сие от нас, недостойных, приносимое тебе хвалебное пение, и якоже ты сам всем сердцем, душею и телом предал еси себе на служение Господеви своему и Учителю, тако и нас, молитвами твоими, сподоби жизнь свою во славу Господню устрояти, вся от Него посылаемая со благодарением приимати, и тако тебе подражающе, вечное Царствие наследовати и Господеви, Творцу нашему и Промыслителю, с тобою и всеми святыми во веки воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Молитва

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Наверное, всякий, кто бывал в Риме, посещал великолепную Сикстинскую капеллу. Под головокружительными сводами, изукрашенными картинами Микеланджело, мы видим основные этапы человеческой истории от Адама и Евы до Страшного Суда.

варфоломей_микеланджжелоРассматривая фигуры святых, вы наверняка обратите внимание на изображение старца со странным предметом, в руке — плащом? накидкой? Но почему на нем видно человеческое лицо?.. Кто это? Это апостол Варфоломей. И когда вы вспомните, что с него за проповедь о Христе сняли кожу, вас бросит в пот от догадки — что это за накидка. Апостол Варфоломей предстоит перед Богом, держа в руке страшное свидетельство своего подвига.

Итак, Варфоломей… Или правильнее, в другой транскрипции, Бартоломей, что в переводе с арамейского означает «сын Фалмая». Свидетельства Евангелий позволяют сделать вывод, что у него было и еще одно имя — Нафанаил.

Варфоломей (он же Нафанаил) был зажиточным горожанином Каны Галилейской и родственником апостола Филиппа, который и познакомил его со Христом. История этого знакомства сохранена для нас Иоанном Богословом: На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною… Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе, и пророки, Иисуса… из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин 1:43—49).

Эта зарисовка неожиданно много может рассказать человеку, знакомому с реалиями того времени. Нафанаил — прямой и честный человек. Когда от своего родственника Филиппа он слышит о Христе, он реагирует скептично, цитируя известную в те времена поговорку: из Назарета может ли быть что доброе? Жители этого городка, Назарета, не пользовались в Израиле особой любовью и доверием. И Сам Христос, выросший в Назарете, с грустью отмечал, что меньше всего Его хотят видеть и слышать в Его родном городе.

варфоломей

Нафанаил не верит, что из Назарета может быть настоящий пророк, наверняка какой-нибудь проходимец, но все же отправляется посмотреть. Слова, которыми встречает Христос Нафанаила, обескураживают его и повергают в трепет: …прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что это значит? Смоковница — дерево очень важное в истории Израиля, своего рода символ этого государства. Благочестивые евреи любили молиться или о чем-либо размышлять под смоковницей. А размышляли в то время иудеи об освобождении родной земли от тирании Рима, о падении власти сатаны и о торжестве владычества Божия. Своей фразой Христос намекает на то, что Он видел Нафанаила под смоковницей и слышал его молитвы. Для Нафанаила другого знака не требовалось, чтобы понять: перед ним — Тот, к Кому он обращал свои молитвы под инжирным деревом. И Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

И, конечно, эта встреча стала переломным моментом в жизни Нафанаила. Он оставляет свой дом и отправляется вслед за Учителем.

После Вознесения Господня апостол проповедует в Малой Азии вместе со своим родственником Филиппом. Затем отправляется на территорию нынешней Армении. Здесь вместе с апостолом Иудой Фаддеем он основывает армянскую Церковь и здесь же принимает мученическую кончину в городе Альбане (ныне Баку). Взбешенные его проповедью, языческие жрецы подговорили царя казнить Варфоломея как заговорщика против власти и ниспровергателя общественных устоев. Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли со креста и содрали кожу, а потом обезглавили.

Христиане погребли тело мученика. Впоследствии его святые останки были выкопаны и переправлены на Запад. Сейчас мощи эти находятся в Риме, на острове Тиберино.

Илл.: Апостол Варфоломей. Маттео ди Джованни, 1480 г.

В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:

  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Апостол Филипп
  • Апостол Фома, называемый Близнец
  • Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
  • Апостол Иаков Алфеев
  • Апостол Симон Кананит
  • Апостол Иаков Зеведеев
  • Апостол Иоанн Богослов
  • Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
  • Андрей Первозванный
  • Апостол Петр
  • Иуда — один из двенадцати

Иисус и Нафанаил

Иисус и НафанаилВ нашем отрывке это вытекает с полной ясностью из диалога Иисуса с Нафанаил ом. От предубеждения и неверия Нафанаил обращается к вере, когда Иисус ему являет Свое сверхъестественное знание в земных делах (ст. 48–49). Вера Нафанаила, как он ее исповедует, не

Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей (О лести)

Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей(О лести)I. Св. апостол Варфоломей, память коего ныне, в Евангелии называемый Нафанаилом, отличался прямым и открытым характером. Он говорил то, что чувствовал. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это. Это было так. Только что Иисус

Святой апостол Варфоломей

Святой апостол ВарфоломейСвятой апостол Варфоломей в Евангелии святого Иоанна Богослова упоминается под именем Нафанаил (см.: Ин. 1, 45 и далее; 21, 2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда

Варфоломей, апостол

Варфоломей, апостолВарфоломе?й (Нафанаи?л) (арам. ??-?????, греч. ????????????, лат. Bartholomaeus) – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, упомянут в Новом Завете.Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях

г) Нафанаил (1:45–51)

г) Нафанаил (1:45–51)Иисус приветствовал Нафанаила не только с целью привлечь его внимание. Он был удивлен тем, что увидел в сердце этого человека. Интересно, что если сравнить описание этой встречи с текстом из Книги Бытие (28), то становится ясно: Иисуса поразила

Варфоломей-Нафанаил

Варфоломей-НафанаилЕвангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: «Из

7. Нафанаил — апостол, в котором нет лукавства

7. Нафанаил — апостол, в котором нет лукавства»Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»Иоан. 1:49.Близкий товарищ Филиппа Нафанаил назван Варфоломеем во всех четырех перечнях Двенадцати. В Евангелии от Иоанна этот апостол упоминается как Нафанаил.

ВАРФОЛОМЕЙ

ВАРФОЛОМЕЙВАРФОЛОМЕЙ (арам, bar talmay, «сын Толмая»), один из двенадцати апостолов. Упомянут (всегда после Филиппа) по ходу перечисления апостолов во всех трех синоптических Евангелиях. (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:14; срв. также Деян. 1:13). В четвертом Евангелии это имя не встречается,

Варфоломей

ВарфоломейАпостол Варфоломей упомянут в евангелиях Матфея, Марка и Луки. Лишь в Евангелии от Иоанна его имя не встречается, но зато там фигурирует Нафанаил. По-видимому, речь здесь также идёт о Варфоломее, сыне Толмая.По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в

Апостол Варфоломей (I)

Апостол Варфоломей (I)Апостолов Варфоломея и Варнавы (I) – 24 июня (11 июня по ст. ст.)Апостолов Варфоломея (Нафанаила), Луки и Климента (I) – 5 мая (22 апреля по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Перенесение мощей (VI) – 7 сентября (25

ВАРФОЛОМЕЙ(Николай Федорович Ремов), архиеп. (1888–1935), рус. экзегет. Сын моск. священника. Окончил МДА (1912). В 1912 был назначен доцентом. В 1914 за исследование «Кн. прор. Аввакума. Введение и толкование» (Серг. Пос., 1913) удостоен звания магистра. С 1916 э. — орд. проф. МДА по каф. Свящ.

Филипп и Нафанаил

Филипп и Нафанаил43 На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею. Встретив Филиппа, позвал Он его: «Пойдем со Мной!»44(Филипп тот был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.) 45 Филипп разыскал Нафанаила и сказал ему: «Мы нашли Того, о Ком Моисей написал в

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.Все сомнения Нафанаила после этого исчезли, и он выразил свою твердую веру во Христа как в Сына Божия и Царя Израилева. Впрочем, некоторые экзегеты толкуют название «Сын Божий», употребленное Нафанаилом, в смысле

I Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей

IИгумен Югской Дорофеевой пустыниВарфоломейБатюшка дражайший! Приехали Вы не на чужом, видно, основании здать! И не чужими трудами питаться, а свой положить.Святитель ИгнатийВ числе многолетних корреспондентов святителя Игнатия Брянчанинова находились два инока,

Нафанаил

НафанаилСпособ, которым Иисус собирает своих учеников, описан в четвертом Евангелии совершенно не так, как в синоптических Евангелиях. В синоптических Евангелиях Иисус выбирает учеников в Галилее; в Евангелии от Иоанна, где с Иисусом повсюду обращаются с большим