Апостола Павла

Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал?

Фарисей, сын фарисея

Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена.

А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий.

Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла.

Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем.

Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением.

|Читайте также: Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

Разумеется, чтобы разбираться в тонкостях Закона и всех его толкований, требовалось солидное образование. Именно для этого рожденный в Тарсе мальчик был отправлен в Иерусалим, где он и вырос. Его учителем стал Гамалиил, самый авторитетный богослов того времени. Когда по Иерусалиму пошли слухи о том, что некий Иисус воскрес после казни и всё больше людей стало называть себя Его учениками, фарисеи потребовали немедленных репрессий, но Гамалиил рассудительно умерял их пыл: Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38-39).

А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет! Позднее сам он напишет об этом так:

Вы слышали… что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13-14).

Сначала он был в тени, на вторых ролях — к примеру, люди, побивавшие камнями первого мученика Стефана, оставили его сторожить их верхнюю одежду. Но довольно скоро он выступил в самостоятельный поход.

По дороге в Дамаск

Молодой ревнитель отправился в Дамаск — там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. Но по дороге… Когда же он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян 9:3-5).

Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей?

Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему. Вот Понтий Пилат, например, симпатизировал Иисусу, но отправил Его на крест, руководствуясь политическим расчетом, и говорить уже больше было не о чем…

Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова
Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова

Все изменилось в этот день для пылкого юноши. Сначала он, ослепший от удивительного видения, отправился в Дамаск, но уже совсем с другой целью — нашел там одного из христиан, Ананию, который исцелил его наложением рук. Теперь Павел уже сам проповедовал в синагогах Дамаска, что Иисус есть подлинно Сын Божий — именно за эти слова он некогда гнал христиан, именно за эти слова его потом обвинят в «изобретении христианства». Но из этой истории становится понятно, что такая проповедь давно уже звучала и в Дамаске, и в других местах, где были христиане, а Павел прославился потому, что пронес ее по множеству городов и очень подробно изложил в посланиях.

Но сначала нужно было выбраться из Дамаска: былые соратники не могли простить Павлу такой перемены, и поэтому сторожили его у городских ворот, чтобы убить, едва он выйдет из города. Местные христиане помогли: спустили его в корзине из окна дома, выходившего на городскую стену. Но вообще поначалу включиться в жизнь христианской общины ему было не так-то просто — слишком уж опасались христиане былого гонителя.

Даже до края земли

В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).

Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).

Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.

Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.

А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.

Но и с язычниками было не все так просто. В городке Листре к Павлу и его спутнику отнеслись как раз исключительно хорошо — их приняли за… богов и готовились принести им жертвы! Апостолам еле удалось отговорить от этого наивных горожан. А в крупном городе Эфесе, наоборот, почитатели богини Артемиды заподозрили, что эти странные христиане лишат их «доходов от туризма», — ведь храм Артемиды Эфесской славился как одно из чудес света, на него приезжали посмотреть паломники из всех окрестных стран. Как ни странно, в таких сложных ситуациях Павла не раз выручало то самое римское гражданство: римские власти и войска были просто обязаны защищать своего гражданина, они не могли отдать его на растерзание толпе иноплеменников.

Путешествие в оковах

Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, и вот однажды… Он как раз находился в Иерусалиме, куда периодически возвращался как в центр зарождающегося христианского мира: здесь была самая первая община, здесь обычно собирались апостолы. Именно здесь духовные вожди иудеев решили положить конец проповеди Павла и натравили на него толпу, обвинив его в… даже не очень понятно, в чем именно, но, во всяком случае, враги были уверены, что он заслуживает смерти.

Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова
Апостол Павел. Рисунок Артема Безменова

Павел был взят под стражу командиром римского гарнизона — выглядело это скорее так, что он был взят под охрану. Тем не менее, раз против апостола было выдвинуто обвинение — значит Павла должны были судить. Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать, может быть, не один год. И, разумеется, исход был совершенно непредсказуем, а все это время он оставался бы узником.

Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная машина римской государственности будет работать на него. Ему теперь гарантирован проезд в столицу и проживание в ней — что может быть лучше!

А оковы… что ж, он привык называть их «узами Христа» и вовсе не тяготился ими. К тому же обращение с ним было достаточно гуманным, а центурион, которому было поручено доставить Павла в Рим, проникался к нему всё большим уважением и однажды даже спас ему жизнь. Дело было так: корабль, перевозивший Павла и других узников в Италию, попал в шторм и сел на мель у берегов Мальты. Его уже разбивали волны, и охрана хотела перебить узников, чтобы они не бежали, но центурион ради Павла организовал спасательную операцию, и все остались целы. А для Павла это стало поводом проповедовать Христа еще и на Мальте!

Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг. н. э.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь. Церковь празднует память апостола Павла вместе с памятью апостола Петра 29 июня (12 июля нового стиля), признавая тем самым особую роль этих двух учителей христианства.

«Пишу вам, братие…»

Но самое интересное в апостоле Павле — его собственная личность, ведь это единственный из апостолов, кто оставил так много писем. В Новом Завете его имя носит целых 14 посланий (всех остальных книг, включая Евангелия — только 13), хотя, возможно, не все из них написаны непосредственно Павлом: так, Послание к Евреям несколько отличается и по стилю, и по содержанию от остальных. Но в любом случае, даже если что-то и было дополнено учениками, все Послания отражают характерное для апостола видение Бога и человека… Павел, кстати, собственноручно не писал писем: он диктовал секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои письма кратким приветствием.

Некоторые из его посланий — настоящие богословские трактаты, и прежде всего — Послание к Римлянам. Именно его берут обычно за основу создатели различных трудов по богословию Нового Завета.

Но в основном послания обращены к конкретным общинам и даже отдельным людям, говорят об их особых проблемах, дают им подходящие советы.

Апостол Павел не был сухим теоретиком или морализатором, он погружался в кипение жизни, всё пропуская через сердце, ни к чему не оставаясь равнодушным. Может быть, закончить наш разговор об апостоле Павле стоит несколькими цитатами из его посланий, в которых особенно ярко видны его характер, темперамент, убеждения.

…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:5-8, 12).

…мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:9-10).

И, наконец, слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют «основателем христианства». Он вовсе ничего не «изобрел», но так говорил о себе: я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20).

Он показал с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Апостол Павел прожил действительно христианскую жизнь — и потому по его следам, как и по следам других апостолов, праведников и учителей, люди до сих пор приходят ко Христу.

На заставке: рисунок Артема Безменова

Савл: в Иерусалиме до обращения (9:1–2)

1. Савл: в Иерусалиме до обращения (9:1–2)Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2 И выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим,Если мы

Варнава и Савл покидают Антиохию (12:25 — 13:4а)

1. Варнава и Савл покидают Антиохию (12:25 — 13:4а)Варнава и Савл побывали в Иерусалиме, чтобы отвезти туда собранные пожертвования в помощь голодающим (11:30). Теперь же они, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию) (12:25). Итак, Варнава и Савл, отправившись в

Варнава и Савл на Кипре (13:46–12)

2. Варнава и Савл на Кипре (13:46–12)Итак, два миссионера из церкви в Антиохии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, порт недалеко от устья реки Оронт, в пятнадцати милях от Антиохии, а оттуда отплыли в Кипр (4). Нам не сказано, почему они выбрали местом назначения

9:1—31 Савл Тарсянин на пути в Дамаск

9:1—31 Савл Тарсянин на пути в ДамаскХотя до этого места в книге мы редко встречались с Павлом (или Савлом), именно он — важнейшая фигура Книги Деяний. С середины гл. 12 и до конца всей книги (гл. 28) рассказчик сосредоточен почти исключительно на личности Павла и его

11:19–30 Варнава, Савл и первая церковь из язычников

11:19–30 Варнава, Савл и первая церковь из язычников19–21 Здесь автор вновь возвращается к событиям, отраженным в гл. 8 и последовавшим гонению, бывшему после Стефана, в результате которого, по крайней мере косвенно, Евангелие было проповедано самарянам (гл. 8). Вначале

САВЛ

САВЛСавл одобрил убиение Стефана. В те дни было большое гонение на церковь в Иерусалиме. Терзал церковь и Савл. Он входил в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал их в темницу.Дыша угрозами, пришел Савл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск, в собрания, чтобы

Павел (Савл) фарисей

46. Павел (Савл) фарисейПавел родился около 5-го года по Р. Х. в Тарсе, столице Киликии, в Малой Азии (на юге современной Турции). Это был довольно древний университетский город. Он упоминается еще на т.н. «Черном обелиске» ассирийского царя Салманасара III, относящемся к IX веку

Савл и Варнава призваны для служения язычникам

Савл и Варнава призваны для служения язычникамВ общине антиохийской были тогда такие пророки и учителя, как Варнава, Симеон, которого также звали Нигер, Лукий Киринеянин, Манаин, который воспитывался вместе с правителем Иродом, и Савл. 2 Однажды, когда они совершали

Савл проповедует в Дамаске

Савл проповедует в ДамаскеСавл провел несколько дней с учениками в Дамаске 20 и сразу же начал возвещать в синагогах о том, что Иисус — Сын Бога. 21 Все, кто его слышал, удивлялись и говорили:— Разве не он истреблял в Иерусалиме призывающих это Имя и разве он не пришел сюда,

Савл в Иерусалиме

Савл в Иерусалиме26 Савл пришел в Иерусалим и пытался присоединиться к ученикам, но они боялись его и не верили, что он тоже ученик. 27 Варнава же привел его к апостолам и рассказал им о том, как Савл на пути встретил Господа, как Господь говорил с ним и как в Дамаске он смело

Варнава и Савл посланы на служение

Варнава и Савл посланы на служение1 В церкви Антиохии были пророки и учители: Варнава, Симеон, называемый Нигер a, киренец Луций, Манаин, получивший воспитание вместе с правителем Иродом, и Савл. 2 Однажды, когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал:— Отделите

Савл в Иерусалиме (9:26–30)

Савл в Иерусалиме(9:26–30)»Савл прибыл в Иерусалим» — это было, по словам самого Павла в Гал 1:18, уже три года спустя после его обращения: часть этого времени он пробыл в Аравии. Об этом прибытии в Иерусалим и кратковременном пребывании в нем святой Павел сам дает краткие

Савл из Тарса

Савл из ТарсаНо более известным и влиятельным из всех представителей греческой партии был человек по имени Савл, и он начинал свою деятельность как твердый противник последователей Иисуса.Савл был из колена Вениамина и имел свои основания для еврейской

Глава 14. Еврей Савл

Глава 14. Еврей СавлМиновали пасхальные празднества, отмеченные казнью Иисуса в субботу 3 апреля 36 года. Но омрачила ли она жителям Иерусалима празднование Пасхи? Скорее всего, нет. Только для немногочисленных последователей Иисуса и его родных праздничные дни

starstarstarstarstar
Поделиться:ОдноклассникиFacebookВконтакте

Толкование имени

Савл это человек с идеалистическими наклонностями, носитель таких качеств, как привязчивость, влюбчивость, стремление видеть «эталон» во всем, что попадается на глаза.

Но это еще и повышенная требовательность к окружающим, довольно часто не имеющая реальных оснований. Такой человек искренне считает, что если «абсолют» существует, то все просто обязаны стремится к его достижению. Переубедить его невозможно, он «останавливается» только тогода, когда заканчивается «горючее» – собственные ресурсы.

Производные формы имени Савл

Проиcхождение

еврейские, библейские

Значение

Подходящие цвета

Красный

Счастливые числа

9, 8, 1

Планета

Марс,Юпитер

Металл

Железо

Знак зодиака

♈ Овен,♐ Стрелец

День недели

Вторник

1177

Место в рейтинге
Популярных имен

Даты именин

Камни-талисманы имени

Халцедон, Камень Боджо, Хризоберилл, Диопсид, Полевой Шпат, Гематит, Малахит, Фенактит, Пещаник, Тектит, Желтый Топаз, Голубой Турмалин, Коричневый Турмалин, Розовый Турмалин, Полосчатый Камень.
Узнать больше об имени Савл

Внешний облик

Вероятно, громкие названия элитных домов моды существуют в том числе и для пополнения вашего словарного запаса. Вы всегда должны выглядеть «comme il faut», это Ваше свидетельство о принадлежности к определенному кругу, подтверждение Вашего веса и статуса. Только так Вы чувствуете себя «в своей тарелке», и тогда можете проявлять добродушие, дружелюбие, легко идти на любой контакт.

Совместимость имени Савл, проявление в любви

Савл, вы умеете любить искренне, глубоко и трепетно. Со свойственным Вам максимализмом Вы придаете своим чувствам первостепенное значение. И если партнер готов ответить Вам взаимностью и при этом соответствует всем Вашим требованиям — как своим внешним обликом, так и внутренним содержанием – любовь может надолго овладеть всем Вашим существом, стать смыслом жизни. В то же время Ваше стремление доминировать вкупе с неумением или нежеланием демонстрировать глубину своих чувств, может сильно осложнить отношения для Вашего партнера: Вы страстно влюблены, но холодны и замкнуты; Вы готовы боготворить, но при этом постоянно «ставите на место».

Лучшие имена для брака, какое женское имя лучше всего подходит имени Савл

  • Полина
  • Александра
  • Ева
  • Алёна
  • Таисия
  • Вера
  • Ольга
  • Ангелина
  • Наталия
  • Камилла

Мотивация

Основой мотивации для Вас является стремление к независимому положению. Именно поэтому Вы всегда выбираете тот путь, по которому еще никто не ходил. Если направление не освоено, значит – нет «авторитетов», и никто не сможет корректировать Ваши действия, указывать, как и куда нужно двигатьс.

Как следствие, Вы ни за кем не признаете права утверждать, что Ваше мнение – ошибочно, а выбор – недостаточно обоснован. Свернуть Вас с пути, заставить усомниться в своих силах – практически невозможно. Наоборот, любая критика подстегивает Вас, провоцируя на еще более решительные шаги.

Однозначно в Вашу пользу говорит тот факт, что Вы никогда не пытаетесь «перевалить» ответственность за свои поступки на кого-то еще. Желая добиться успеха именно «в одиночном разряде», Вы готовы к тому, что, в случае неудачи, винить в ней будут именно Вас.

Впрочем, ясный ум и смелость, которая, как известно, «города берет», делают подобный исход маловероятным. Поэтому в Вас верят и охотно идут за Вами следом.

Характеристика имени Савл

В молодости ваш характер может быть двойственным, что придает вам внешнюю непоследовательность и нелогичность и приводит к возникновению множества проблем. Вы можете быть великодушной, сердечной, доброй — даже в ущерб себе. И в то же время, способны вдруг стать жесткой, отчужденной, холодной и весьма эгоистичной, добиваясь личной выгоды и жертвуя при этом интересами близких вам людей. А еще вы можете витать в облаках, быть рассеянной и непрактичной, не слушать разумных советов. Такая резкая смена настроений способна вызвать некоторую задержку в вашем личностном развитии, но только до тех пор, пока эти грани вашего характера не сольются и не станут единым целым. Тогда вы наконец-то увидите перед собой высшие цели и начнете искать место среди тех, кто стремится к достижению благоденствия всего человечества.

У вас нередко возникают странные и даже парадоксальные ситуации в дружбе, любви и браке, до той поры, пока вы не поймете, что настоящая любовь – это не обладание и не жертвоприношение, а награда, основанная на силе характера, личной привязанности и законах высшего бытия. Подлинная любовь всегда способствует развитию и духовному росту.

Вам не стоит бояться жизненных перипетий – имя Савл обладает поистине магической способностью «притягивать» в нужные моменты помощь и благоприятные возможности для достижения ваших целей.

Новое в блоге

Введение

Апо́стол Па́вел (Савл,Саул, ивр. שאול‎ (Шауль),ивр. שאול התרסי‎ ŠaʾulHaTarsi (Шауль из Тарса); др.-греч.Σαούλ (Saul), Σαῦλος (Saulos) и Παῦλος(Paulos); лат. Paulus и Paullus; предп.5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостолязычников» (Рим.11:13), не входивший в числоДвенадцати апостолов и участвовавшийв юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опытвстречи с воскресшим Иисусом Христомпривёл к обращению и стал основаниемдля апостольской миссии. Павлом былисозданы многочисленные христианскиеобщины на территории Малой Азии иБалканского полуострова. Послания Павлаобщинам и отдельным людям составляютзначительную часть Нового Завета иявляются одними из главных текстовхристианского богословия.

1.Источники

Главными источникамисведений о жизни и проповеди Павлаявляются книги Нового Завета: Деяниясвятых Апостолов и Послания Павла.Аутентичные послания являются первичнымиисточниками, содержащими свидетельствоот первого лица и современными исследуемымсобытиям. Вопрос о том, какие именно из14 новозаветных посланий, традиционноприписываемых апостолу Павлу, вдействительности принадлежат ему,рассмотрен ниже и в статьях, посвящённыхотдельным посланиям. СвидетельстваПосланий требуют критического подхода.Павел небеспристрастен и непосредственнововлечён в упоминаемые события, поэтомупри чтении Посланий необходимо приниматьво внимание его склонность к той илииной интерпретации фактов. Необходимотакже, насколько это возможно, учитыватьадресата послания и ситуацию, в которойоно было написано, поскольку это влияетна риторику письма и характер возвещенияЕвангелия (керигмы).

Деяния Апостолов,датируемые большинством исследователейконцом 70-х — первой половиной 80-хгодов, написаны уже после смерти Павлаи являются источником, содержащимсведения из вторых рук. Возможноеисключение — так называемые»мы-отрывки» (Деян.16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 —все три отрывка относятся к морскимпутешествиям Павла), в которых авторвнезапно начинает повествование отпервого лица. Не исключено, что этим онподчёркивает, что был свидетелемописываемых событий; существует дажепредположение, что это отрывки издневника, который Лука или кто-то другойвёл во время путешествия. Достоверностьсвидетельств книги Деяний существенноповышается, если они находят хотя быкосвенное подтверждение в Посланияхили других источниках (включая упоминаниетех или иных реалий у античных авторов,археологические находки и др.). Подробнеео проблемах источников и историчностиДеяний см. статью Деяния святыхАпостолов.

Послания Павла —основной источник сведений о его вере,учении и мировоззрении. Приводимые вДеяниях речи Павла нельзя считатьбезусловно подлинными.Сопоставление книги Деяний, основнымдействующим лицом второй половиныкоторой является Савл—Павел, супоминаниями мест, лиц и путешествий вПосланиях позволяет в некоторой меререконструировать жизнь Павла, преждевсего во время его миссионерскихпутешествий (прибл. 46—61 гг.). Существуетряд противоречий между Деяниями иПосланиями; в таких случаях, как правило,предпочтение отдаётся свидетельствуПосланий.

О Павле несколько разупоминается в писаниях мужейапостольских. Павел такжеявляется действующим лицом или ложнымавтором ряда новозаветных апокрифов,но ценность этих книг как источниковинформации об историческом Павленеизмеримо ниже. К числу таких апокрифовотносятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины,Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла,апокрифические послания Павла и к Павлу(включая переписку с Сенекой) и др.

2.Жизнь

2.1.Происхождение

Павел — еврейсредиземноморской диаспоры, родившийсяв Тарсе, главном городе Киликиии одном из крупнейших центровэллинистической культуры. Еврейскоеимя Павла — Савл (др.-греч. Σαῦλος,эллинизированная форма имени Саул, ивр.שאול‎). Павелпроисходил из колена Вениаминова,и, вероятно, был назван в честьпринадлежавшего к тому же коленубиблейского царя Саула.

Семьяи воспитание

Отец Павла был фарисеем(Деян 23:6), и сам Павел был воспитан втрадициях фарисейского благочестия.При этом Павлу перешло от отца римскоегражданство, что говорит овысоком статусе семьи, поскольку в товремя лишь немногие обитатели провинцийРимской империи обладали статусомгражданина. С этим, вероятно, связаноналичие у Савла римского имени лат. Paulus(в греческой транскрипции др.-греч.Παῦλος), то есть «маленький». Впоследствии,называя себя «наименьшим из апостолов»(1 Кор 15:9), Павел возможно обыгрывал смыслсвоего имени.

В Деян 22:3 Павел говорито себе: «Я Иудеянин, родившийся в ТарсеКиликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила,тщательно наставленный в отеческомзаконе». Если это свидетельство Деяний,не находящее, правда, подтверждения вПосланиях, верно, то Павелобучался Торе и искусству её раввинистическойинтерпретации у одного из самых знаменитыхучителей того времени, раввина ГамалиилаСтаршего. Примеры раввинистическоготолкования можно найти в посланияхПавла, причём в качестветолкуемого текста выступает не Тора надревнееврейском, а её греческий перевод,Септуагинта. Во времена Павла этотперевод широко использовался средиевреев диаспоры, чьим родным языком какправило был греческий (позже, в ходероста противостояния с христианством,иудеи практически отказались отиспользования Септуагинты).

Павел был обученремеслу — шитью палаток (Деян 18:3).Возможно, это является косвеннымуказанием на то, что Павел собиралсястать раввином: за обучение Торе нельзябыло брать деньги, поэтому все раббизарабатывали себе на жизнь тем или инымремеслом. В посланиях Павел не разупоминает, что не был обузой для общины,поскольку кормил себя сам (см., например,1 Кор 9:13—15).

В 1 Кор 7:8 Павел пишет:»Безбрачным же и вдовам говорю: хорошоим оставаться, как я». Был ли сам Павелбезбрачным или вдовцом, в Новом Заветеявно не сказано. Православные преданиятрактует эти Павловы слова в том смысле,что он был именно девственником.

Апостол Павел, личнодля себя избравший девство и призывавшийподражать ему в этом (1 Кор. 7. 8), тем неменее осуждает «лицемерие лжесловесников,сожженных в совести своей, запрещающихвступать в брак» (1 Тим. 4. 2-3)

…Святые АпостолыИоанн Богослов, Павел, Варнава и, безсомнения, многие другие былидевственниками

Однако, согласносообщению из книги Деяний апостолов:»…получив власть от первосвященников,я многих святых заключал в темницы, и,когда убивали их, я подавал на то голос»(Деян. 26:10), — можно заключить, что Павелбыл членом синедриона, поскольку имелправо голоса казнить христиан. Членыэтой организации были обязаны вступатьв брак. Более того, Павел, будучистрогим фарисеем, вряд ли пожелал быпренебречь тем, что Иудеи считалисвященным долгом, а именно браком.Его подробные наставления из седьмойглавы первого послания к Коринфянамтакже позволяют предположить, что онбыл хорошо знаком с проблемами подобнымитем, которые возникают в связи с браком,а значит, мог быть женат до написанияэтого отрывка.

Согласно преданию,святые мученицы Зинаида Тарсийская иФилонила являются родственницами (понекоторым данным — родными сёстрами)апостола Павла.

Связис эллинизмом

Наряду со знаниемТоры, из Нового Завета очевидно знакомствоПавла с общими местами греко-римскойкультуры того времени: философии,литературы, религии и, прежде всего,риторики. По широко распространеннойверсии, послания Павла написаны на живомидиоматическом греческом языке.По другой, существует четкое доказательствоприменения игры слов, стихосложенияпроявляющихся только на арамейскомязыке. Родной город Павла Тарсбыл одним из центров эллинистическойобразованности, уступавшим в этомотношении лишь Александрии и Афинам.Правда, неизвестно, в каком возрастеПавел покинул Тарс и отправился на учёбув Иерусалим, но известно (Деян 9:30), чтоуже после обращения Павел был вынужденвернуться на длительное время на родину,чтобы избежать преследований со стороныбывших соратников.

Было убедительнопоказано, насколько широко в речах ипосланиях Павла используются приёмыантичной риторики. Можно такжеотметить, что многие из встречающихсяв Новом Завете цитат или аллюзий напроизведения секулярных античныхавторов приводятся Павлом или, по крайнеймере, вкладываются в его уста.Многие исследователи пытались такженайти в богословии Павла следы влияниямалоазийских мистериальных культов.

2.2.Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям святыхАпостолов, Павел был моложе Иисуса.Весьма вероятно, что оба они находилисьв Иерусалиме в одни и те же пасхальныедни. Однако в Новом Завете нет никакихсвидетельств о том, что Павел виделИисуса до казни.

В 7-9 главах ДеянийАпостолов несколько раз говорится обактивном участии Павла (называемоговплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом)в гонениях на раннюю христианскуюцерковь; сам Павел также упоминает вряде посланий, что до обращения участвовалв преследовании христиан.

УбийствоСтефана

Впервые Савл упоминаетсяв 7-ой главе Деяний, в сцене избиениякамнями первомученика Стефана.Проповедника Стефана привлекли к судуза богохульство представители синагог»эллинистов» (евреев, приехавших вИерусалим из диаспоры и говоривших нагреческом языке), в частности, выходцевиз Киликии (Деян 6:9), одним изкоторых мог быть Савл. В Деяниях описансуд над Стефаном, но непонятно, был лиему вынесен смертный приговор, или егопобила камнями разгневанная толпа, неставшая дожидаться окончания суда..

Причиныи характер преследований

Гонения, в которыхпринял участие Павел, были вызваныранней христианской проповедью,становившейся неприемлемой дляортодоксального иудаизма из-за такихмоментов как:

  • Проповедь распятогоМессии. «…мы проповедуем Христараспятого, для Иудеев соблазн…»(1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималаськак богохульство, поскольку распятиебыло особо позорной казнью, несовместимойс богоизбранностью Мессии, которыйдолжен прийти как царь и победитель. ВГал 3:13 Павел цитирует Второзаконие21:23: «Проклят всяк, висящий на древе».Для Павла-фарисея было немыслимо видетьв распятом и, следовательно, проклятомпреступнике Мессию.

  • Критика храмовогокульта. Многие исследователи считают,что уже в это время в среде христиан из»эллинистов», таких, как Стефан, сталопроявляться критическое отношение кеврейской сосредоточенности наИерусалиме и Храме, плохо совместимойс вселенским характером христианскогоблаговестия. В речи Стефана передСинедрионом, в написании которой Лукамог опираться на источник, довольноточно передающий взгляды «эллинистов»,содержатся открытые нападки на Храм.Возможно, именно критика храмовогокульта и стала основной причинойпреследований.

В ранних гонениях нахристиан можно видеть попытку синагогальныхобщин, находившихся под всецелым влияниемфарисеев, навести порядок в своей средепутём «дисциплинарного» наказаниянеортодоксальных взглядов. Именно такимнаказанием могли быть упоминаемыеПавлом бичевание (5 раз по 40 ударов безодного) и тюремное заключение, которымон подвергся уже став христианином (2Кор 11:23—24). Не исключено, чтопреследования христиан велись в основномв эллинистских общинах, членомодной из которых мог быть Савл. Основнуюроль в преследованиях играли, по всейвидимости, фарисеи, но в них могло принятьучастие и храмовое саддукейскоесвященство. В Деян 9:1—2 фарисей Савлполучает от саддукейского первосвященникаполномочия привести в Иерусалим длянаказания христиан из Дамаска.

2.3.После обращения

Как повествует книгаДеяний, на пути в Дамаск он неожиданнымобразом услышал неведомый голос «Савл!Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дняослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он былисцелен христианином Ананием и крестился(9:17-18). Затем новозаветные сведения одальнейшей судьбе Павла разнятся. АвторДеяний утверждает, что тот прибыл вИерусалим, но местные христиане долгоне могли принять его. Только заступничествоВарнавы примирило Павла с апостолами(9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатамсообщает, что он после Дамаска не пошелв Иерусалим, но отправился проповедоватьв Аравию, после чего вернулся в Дамаск.И лишь через три года он осмелилсявстретиться с апостолом Петром(Гал1:17-18). Заручившись поддержкой апостолаПетра, Павел останавливается в Антиохии,где его сподвижниками становятся Варнаваи Марк (Деян.12:24).

Затем Павел 14 летзанимается проповедническим служениемв Сирии и Киликии, где он вызываетнарекания со стороны иудео-христиан(фарисейской ереси) за отрицаниенеобходимости обрезания. Споры междусторонниками Павла и его противникамитребуют созыва Апостольскогособора(Деян.15:1-6).

Когда в Антиохиюприбывает Петр, то у него с Павломначинаются прения (Гал 2:11-14). ВпоследствииПавел распространяет свою проповедьна Европу, проповедуя на Балканах(Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) ив Италии. Одним из самых значимых егопосланий является Послание к Римлянам,написанное в 58 году в Коринфе и адресованноехристианской общине Рима.

Апостол Павел сталревностным проповедником Евангелия вПалестине, Греции, Малой Азии, Италии идругих регионах античного мира. Согласнокниге Деяний, во время празднованиявоскресного дня в Троаде апостол Павелвоскресил юношу по имени Евтих, которыйсидел на окне и, заснув, упал вниз стретьего этажа.

За распространениеверы Христовой апостол Павел перенесмного страданий и был как гражданин нераспят, а обезглавлен в Риме при Неронев 64 году (по другой версии — в 67—68гг.). На месте его погребения ученикиоставили памятный знак, который позволилимператору Константину разыскать этоместо и построить там церковьСан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные христианеотмечают память Петра и Павла в одиндень — (12 июля н. ст.), католики 29 июня,как двух наиболее почитаемых апостолов,называемых первоверховными святымиапостолами за особо ревностноеслужение Господу и распространениеверы Христовой.

3.Обнаружение останков апостола Павла

В день памяти апостолаПавла 29 июня 2009 года, папа римскийБенедикт XVI рассказал, что впервые вистории было проведено научноеисследование саркофага, находящегосяпод алтарем римского храмаСан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы,в саркофаге были обнаружены «…мельчайшиефрагменты костей, которые были подвергнутыисследованию с использованием углерода-14экспертами, не знавшими об их происхождении.Согласно результатам, они принадлежатчеловеку, жившему между I и II веком».»Это, похоже, подтверждает единодушнуюи бесспорную традицию, согласно которойречь идет об останках апостола Павла», —заявил понтифик на церемонии по случаюзавершения торжеств, связанных с2000-летием святого Павла. Вскрыватьдревнюю находку долго не решались.Саркофаг пытались просветить рентгеновскимилучами, но камень оказался слишкомтолстым. «В саркофаге, никогда ранее неоткрывавшемся на протяжении веков, былопроделано очень маленькое отверстиедля введения зонда, посредством которогобыли обнаружены следы драгоценнойльняной ткани, окрашенной в пурпурныйцвет, пластина из чистого золота и тканьголубого цвета с волокнами льна. Былообнаружено присутствие красного ладана,а также белковых и известковых соединений».Понтифик пообещал, что, когда ученыезакончат исследования, саркофаг с мощамибудет доступен для поклонения верующих.

4.Послания апостола Павла

Литература

  • Дэвид Ауни НовыйЗавет и его литературное окружение. —СПб.: РБО, 2000. — ISBN 5-85524-110-6

  • Ален БадьюАпостол Павел. Обоснование универсализма.— СПб.: Университетская книга, 1999. —ISBN 5-85133-062-7

  • Рудольф БультманИзбранное: Вера и понимание. — М.:РОССПЭН, 2004. — ISBN 5-8243-0493-9

  • Джеймс Д. ДаннЕдинство и многообразие в Новом Завете.— М.: ББИ, 1999. — ISBN 5-89647-014-2

  • Епископ Кассиан(Безобразов) Христос и первоехристианское поколение. — М.: ПСТБИ,2003. — ISBN 5-7429-0106-2

  • И. А. ЛевинскаяДеяния Апостолов. Главы I-VIII:Историко-филологический комментарий.— М.: ББИ, 1999. — ISBN 5-89647-033-9

  • Брюс М. МецгерНовый Завет: контекст, формирование,содержание. — М.: ББИ, 2006. — ISBN 5-89647-149-1

  • Радостная Весть:Новый Завет в переводе с древнегреческого.Учебное издание с историко-филологическимипримечаниями. — М.: РБО, 2006. — ISBN5-85524-323-0

  • Н. Т. Райт Чтона самом деле сказал апостол Павел. —М.: ББИ, 2004. — ISBN 5-89647-085-1

  • Клеон Л.Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс IIIНовый лингвистический и экзегетическийключ к греческому тексту Нового Завета.— СПб.: Библия для всех, 2001. — ISBN5-7454-0545-7

  • Толкование НовогоЗавета: сборник эссе о принципах иметодах. — СПб.: Библия для всех, 2004. —ISBN 5-7454-0835-9

  • Макрей Дж. Жизньи учение апостола Павла. — Черкассы.:Коллоквиум, 2009. — ISBN 978-966-8957-13-0

Списоклитературы:

  1. Данн,стр. 64—66.

  2. Левинская,стр. 13—55.

  3. Краткоерезюме точек зрения на авторствоприводимых в Деяниях речей дано вTalbert, C.H. ‘Again: Paul’s Visits to Jerusalem’, NovumTestamentum,, 9, 1967, pp. 26—40 (p. 37).

  4. 1-еПослание Климента 5:5, 47:1; ПосланияИгнатия к Эфесянам 12:2 и Римлянам 4:3;Послание Поликарпа 3:2 и 9:1.

  5. Известнолишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).

  6. ВПосланиях имя Савл нигде не упоминается.

  7. Рим11:1, Фил 3:5.

  8. Фил3:5; Гал 1:14; Деян 23:6, 26:5.

  9. Деян16:37—38, 22:25—29, 23:27. В Посланиях упоминанийоб этом нет.

  10. Доводыпротив ученичества у Гамалиила, равнокак и римского гражданства Павла и рядадругих фактов, не находящих подтвержденияв Посланиях, приводятся, в частности,в Roetzel, C. Paul: The Man and the Myth, Columbia:University of South Carolina, 1998. В фарисействе времёнПавла шли постоянные споры междупоследователями раввинов Гиллеля иШаммая. Гамалиил принадлежал к более»мягкой» школе Гиллеля, в то время какрисуемый Деяниями и Посланиями образПавла-фарисея явно ближе к «суровым»шаммаитам (Райт, стр. 26-37). Это можетслужить доводом против свидетельстваДеяний об учении у Гамалиила или, покрайней мере, говорить о расхождениив убеждениях между Савлом и его учителем.

  11. Например,Рим 4:3—25, Гал 3:8—14 и 2 Кор 3:7—18 можнорассматривать как примеры мидраша. Обиспользовании в Новом Завете пятиприёмов еврейской экзегезы (таргум,мидраш, пешер, типология и аллегория)см. Данн, стр. 122—32; Толкование НовогоЗавета, стр. 239—264.

  12. Основысоциальной концепции Русской ПравославнойЦеркви X.1

  13. СвятительИгнатий Брянчанинов, «О монашестве»

  14. ТалмудSanftedrin 3Н издания Санкина, 1 том. 229 стр.

  15. Yebatnath6.6, издания Санкина; Талмуд, 1 том, 411 стр.

  16. Житиесвятой мученицы Зинаиды

  17. Роднымязыком большинства евреев диаспорыбыл греческий. Тем не менее, многиекомментаторы трактуют слова Павла осебе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) втом смысле, что Павла с детства училиговорить по-еврейски и/или арамейски,так что греческий был для него не родным,а вторым языком (Радостная Весть, стр.410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708;Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах»,говоривших по-гречески, и евреях-«евреях»,даже в диаспоре сохранявших в качествеповседневного языка арамейский (илиеврейский), см. раздел Участие впреследовании христиан.

  18. КнигаRaphael Lataster «Was the New Testament Really Written in Greek?».В книге кроме разбора игры слов,стихосложений Пешитто, уделяетсявнимание разночтению греческихманускриптов, могущих появиться только,если предположить первенство арамейскогооригинала НЗhttp://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm частичныйперевод этой книги .

  19. Вчастности, в Тарсе во времена Павланаходилась школа известного стоическогофилософа Нестора, бывшего какое-товремя наставником императора Тиберия.

  20. Ауни,стр. 181—222. Масштабные исследованияиспользования форм и приёмов греко-римскойриторики в Новом Завете были инициированыкнигой Betz, H. D. Galatians: A Commentary on Paul’sLetter to the Churches in Galatia, Philadelphia: Fortress, 1979.

  21. Вчастности, в 1 Кор 15:33 Павел цитируеткомедиографа Менандра («Таис», фр. 218),в Послании к Титу 1:12 — сочинениеЭпименида «Об оракулах», а в речи передафинянами (Деян 17:28) приводит строчкуиз дидактической поэмы Арата «Явления».Конечно, отсюда вовсе не следует, чтоПавел читал эти сочинения, но всё жеочевидна некоторая степень его знакомствас эллинистической культурой.

  22. Критическийразбор исследований на эту тему см.,например, в Metzger, B. M. ‘Methodology in the Study of theMystery Religions and Early Christianity’, In: Historical andLiterary Studies: Pagan, Jewish, and Christian, Grand Rapids:Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. ‘The Soteriology of theMysteries and Pauline Baptismal Theology’, Novum Testamentum,29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в:Мецгер, стр. 265—266.

  23. Припервом упоминании в Деян 7:58 Савл названюношей. Можно предположить, что он былмоложе Иисуса на 10—20 лет.

  24. 1 Кор15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.

  25. Левинская,стр. 212—215.

  26. Левинская,стр. 247—248. Некоторые исследователисомневаются в историчности свидетельстваЛуки об участии Савла именно в расправенад Стефаном и последовавших гоненияхна христиан в Иерусалиме. В частности,A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лукахотел представить читателю Павла, итак как известно было, что Павелучаствовал в преследованиях церкви,Лука ввёл его в повествование о первомакте преследований (убийстве Стефана)и так называемом «великом гонении»(Деян 8:1)» (Hultgren, A. ‘Paul’s Pre-Christian Persecutionsof the Church: Their Purpose, Locale, and Nature’, Journal ofBiblical Literature, 95, 1976, pp. 97—111).

  27. др.-греч.σκάνδαλον — «скандал», соблазн;камень преткновения; то, что сбивает сверного пути.

  28. Распятие —разновидность повешения; дерево —метонимия деревянного креста. Когда вВетхом Завете говорится о повешении,не всегда можно с однозначностьюсказать, идёт ли речь о повешении всовременном смысле слова или о распятии(см., например, рассказ о том, как ИисусНавин повесил пять аморрейских царейна пяти деревьях (Иисус Навин10:26)). Крест несколько раз назван древомв Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этотобраз получил распространение подвлиянием интерпретации Втор 21:23 Павлом.Символика дерева-креста очень широкораспространена в христианской литературе.

  29. Представленияо страдающем и гибнущем Мессии вортодоксальном иудаизме того временине было. Толкование 53-й главы книгипророка Исайи как пророчества обискупительной жертве Мессии впервыепоявилось именно в христианстве. Правда,важным исключением из этих утвержденийможет быть Кумранская община. О развитиивнутри иудаизма представления острадающем Мессии, основанного натолковании Ис 53, см. Fishbane, M. Midrash andMessianism: Some Theologies of Suffering and Salvation, In:Schaefer, P., Cohen, M. (eds) Toward the Millennium: MessianicExpectations from the Bible to Waco, Leiden: Brill, 1998, pp.57-121. Автор возводит эту (в основном,средневековую) традицию к свиткамМёртвого Моря.

  30. Похожиедисциплинарные наказания за неповиновениерелигиозным властям предписываютсяМишной (Санхедрин 1:2, 9:5), составленнойпозднее, но, возможно, отражающейпрактику времён Павла. Ср. такжепредсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) отом, что его последователей будут битьв синагогах.

  31. Наэто может указывать тот факт что, посообщению Луки (Деян 8:1), «все, кромеапостолов, рассеялись по разным местамИудеи и Самарии». Под «апостолами»здесь, возможно, следует пониматьконсервативную («иудеохристианскую»)общину христиан из «евреев», остававшихсястрогими приверженцами храмовогокульта. Иначе трудно представить, чтогонения затронули всех, кроме вождейдвижения, которых должны были схватитьв первую очередь. Впоследствии,руководимая братом Господним Иаковомиерусалимская община оставалась оплотомконсервативного иудейского христианства.См. Данн, стр. 294—301. Впрочем, в последнеевремя общепринятая теория о разделенииранней церкви на «эллинистов» и «евреев»была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G.Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the EarliestChurch, Minneapolis: Fortress, 1992.

  32. Проповедьв праздник святых апостолов Петра иПавла

  33. [http://www.rus-sky.com/history/library/barsov/9.htmМ.Барсов. Сборник статей по истолковательномуи назидательному чтению деяния святыхапостолов

Савл из Тарса

Но более известным и влиятельным из всех представителей греческой партии был человек по имени Савл, и он начинал свою деятельность как твердый противник последователей Иисуса.

Савл был из колена Вениамина и имел свои основания для еврейской националистической гордости, как это можно заметить из его описания себя в Послании к филиппийцам:

Флп., 3: 5. Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей…

Неудивительно, что как ребенку семьи Вениамина ему дали имя самого великого Вениамина в истории — царя Саула. По крайней мере, царь Саул был самым великим Вениамином до пришествия этого нового Саула.

Однако, хотя Савл и называет себя «Евреем от Евреев» (то есть не просто иудеем, но и иудеем по происхождению — сыном родителей-иудеев), он не входил в состав еврейского сообщества ранних христиан, поскольку он не был уроженцем Иудеи или Галилеи. Он родился в Малой Азии и поэтому был из греческого сообщества:

Странствия апостолов

Деян., 21: 39. Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города…

Тарс действительно был самым крупным городом в Киликии. В своей древнейшей истории он был, возможно, хеттским городом. Финикийские торговцы, должно быть, поселились там в великие дни Гирама Тирского (когда Израилем правили Давид и Соломон), и также, должно быть, туда пришли греческие торговцы. В более поздние века, когда греческая культура стала светской, Таре всегда претендовал на то, что он греческий город, но вплоть до римских времен оставался выраженным финикийский оттенок.

Примерно в 850 г. до н. э. Тарс был захвачен расширившейся Ассирийской империей, а после падения Ассирии им продолжали править сначала персидские цари, а затем Селевкиды. Тем не менее, в нем всегда сохранялась значительная роль самоуправления, и в 171 г. до н. э. он получил подлинную независимость от самого Антиоха IV.

В последующие два столетия в Тарсе произошел заметный взлет культуры и процветание, город гордился своим греческим духом, философами и университетом. Император Август, когда он был еще подростком и обучался на острове в Эгейском море, имел в качестве своего учителя философа из Тарса Афенодора. Это действительно был «небезызвестный город».

После убийства Юлия Цезаря бывший заместитель знаменитого полководца Марк Антоний получил во владения восток, и он избрал своим местом жительства Тарс.

Именно в то время, когда Марк Антоний жил в Тарсе, он позвал Клеопатру на совет, чтобы она привезла деньги из богатого Египта. Клеопатра прибыла в Таре на судне, снаряженном с чрезвычайной роскошью, и сама блистала нарядами и красотой. Она имела успех, и вторым самым известным событием в истории города Тарс стала первая встреча в его гавани Марка Антония и Клеопатры.

Тем не менее, еще более важным было то, что происходило тогда совершенно незамеченным. Так как Тарс был важным центром торговли, в нем собралась колония иудеев, которая развивалась и процветала. В какой-то год, который совершенно неизвестен, но можно рискнуть, предположив, что это был 10 г., там родился Савл из Тарса, и это стало действительно самое известное событие в истории города.

Очевидно, родственники Савла имели значительное влияние. Они были римскими гражданами (возможно, были достаточно богатыми, чтобы купить гражданство). Гражданство часто предоставлялось за некоторые услуги Риму, но оно также могло быть куплено, как, например, это было с рыцарством в английской истории. В Библии не говорится, что было в случае семьи Савла, но, какова бы ни была ситуация, Савл от рождения был гражданином.

Римское гражданство во времена Нового Завета стоило того, чтобы его иметь, так как оно давало не только престиж и статус, но также и некоторые важные привилегии.

Так, однажды, когда Савл оказался в опасности быть высеченным, он воспользовался преимуществом иммунитета римского гражданина перед телесным наказанием без суда. Он сказал римскому воину с плетью:

Деян., 22: 25. разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?

Сотник сразу сообщил об этом своему начальнику, который тут же спросил у пленника:

Деян., 22: 27. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да.

Тысяченачальник гордо возвестил, что он также стал римлянином, заплатив за это бешеные деньги, и Савл спокойно осадил его, объявив, что он гражданин от рождения:

Деян., 22: 28. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем.

Савл был тут же избавлен от порки, спасенный своим гражданством.

Очень немногое известно о родственниках Савла. По-видимому, сам он никогда не женился и не имел детей. Однако у него были по крайней мере сестра и племянник, поскольку о них упоминается:

Деян., 23: 16. …Услышав о сем умысле, сын сестры Павловой пришел и, войдя в крепость, уведомил Павла .

На процветание семьи Савла вполне может указывать тот факт, что она могла позволить себе послать своего сына в Иудею для основательного религиозного обучения непосредственно в Иерусалим.

В результате этого Савл приобрел хорошее знание арамейского (в отличие от многих представителей греческой фракции), достаточное для того, чтобы он мог не только понимать арамейские комментарии к Священному Писанию, но и мог фактически беседовать и проповедовать на этом языке. Эта двуязычная способность дала ему значительно большее влияние на родное население Иудеи, чем он мог иметь в противном случае:

Деян., 21: 40. Когда же тот позволил, Павел , стоя на лестнице, дал знак рукою народу и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на Еврейском языке так…

Деян., 22: 2. Услышавши же, что он заговорил с ними на Еврейском языке, они еще более утихли…

В Иерусалиме Савл присоединился не к кому иному, как к Гамалиилу, ведущему фарисею того времени и тому, кто отстаивал терпимость в отношении христиан. Так, Савл говорит:

Деян., 22: 3. «…Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом Законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне».

И конечно, Савл стал впоследствии фарисеем, как и сам он признает, поскольку в том же самом стихе, в котором он называет себя «евреем от евреев», он добавляет, что он:

Флп., 3: 5. …по учению фарисей…

В ходе своей карьеры Савл не сомневался в том, что получит поддержку фарисеев, объявив себя одним из них в философии, в противоположность саддукейским фракциям. Стоя перед советом, он ловко добился поддержки со стороны группы фарисеев, говоря:

Деян., 23: 6. мужи братия! я фарисей, сын фарисея…

Возможно, богатства его семьи было не достаточно для того, чтобы содержать Савла в праздности в течение всех его ученических лет. Возможно, ему пришлось, по крайней мере частично, так сказать, «подрабатывать». Если это так, то это было какое-то ремесло. Он был рабочим, а также ученым. Это ремесло упоминается, когда во время путешествий некоторые представители того же ремесла оставили Савла у себя:

Деян., 18: 3. И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.

Эту работу, возможно, более правильно было бы назвать ремеслом «ткача», поскольку вряд ли она была столь специализированной, чтобы ограничиваться одними палатками, особенно в связи с тем, что он занимался этим по заказу в греческих городах, где едва ли было много заказов на палатки. Возможно, это ремесло было даже ремеслом всей семьи Савла, поскольку Тарс был известен ткацким искусством, где из козьей шерсти изготавливали ткань, известную как «cilicium» («власяница»), названную в честь того региона, в котором был расположен Таре.

В свои юношеские годы Савл был бескомпромиссным фарисеем и совершенно оппозиционно настроенным в отношении взглядов тех, кто верил в то, что Иисус был Мессией. Возможно, Савл посещал синагогу, которую посещали «некоторые из Киликии и Асии», поскольку он сам был родом из Киликии. Без сомнения, он дискутировал со Стефаном и, возможно, даже был на переднем краю среди тех, кто осудил его. Несомненно, он был заметным в казнившей Стефана толпе.

Согласно Закону Моисея, свидетели против Стефана были обязаны первыми бросать камни:

Втор., 17: 7. …рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.

Соблюдая этот долг, свидетели снимали верхнюю одежду, чтобы их руки могли быть свободными для броска.

Деян., 7: 58. И, выведши за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла.

Деян., 8: 1. Савл же одобрял убиение его…

Это первое упоминание о Савле в Деяниях, и совершенно ясно, что он, должно быть, бросал свою часть камней после того, как первыми бросили свидетели.

Более того, Савл возглавил те силы, которые затем начали преследование христиан:

Деян., 8: 3. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

В более поздние годы жизни он вспоминал о множестве случаев этого раннего периода, когда он преследовал секту, величайшим приверженцем которой он должен был стать позже. Например, в Послании к галатам он говорит:

Гал., 1:13. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru