Апостолы 12

Второй храм Вятского Посада освящен в честь Собора Двенадцати Апостолов. Давайте же вспомним имена и деяния главных учеников Иисуса Христа.

Петр

Первое имя его — Симон, а Господь называл его Кифа (камень). Петр был рыбаком из Капернаума. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа Петр шел с Ним некоторое время по воде.

Он первый уверовал в то, что Иисус — Сын Бога Живого, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу, и Господь простил его, а потом и поставил первым над другими учениками.

Андрей

Апостол Андрей — брат апостола Петра. До встречи с Иисусом он был учеником Иоанна Крестителя. Андрей первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим, поэтому его называют Первозванным.

Иоанн Зеведеев

Иоанн (Богослов) является автором четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Богословом его зовут, потому что в его Евангелии можно найти много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Иоанн был самым молодым и самым любимым учеником Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время Тайной Вечери.

Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время Распятия, а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Именно ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом. Иоанн — единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости.

Иаков Зеведеев

Брат евангелиста Иоанна. Был рыбаком на Галилейском море. Его еще зовут Старшим, потому что среди 12 апостолов есть другой Иаков (Меньший). Вместе с братом Иоанном и апостолом Петром Иаков Зеведеев был свидетелем Преображения Господа на горе Фавор, а также других событий, свидетельствующих об Иисусе как о Боге.

Филипп

Является выходцем из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его, как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь.

Варфоломей

Родился в Кане Галилейской, Этого апостола еще называют Нафанаилом. Иисус сказал, что он — иудей, в котором нет лукавства.

Фома

Этого апостола все знают по его прозвищу «Неверующий». Он усомнился в Воскресении Господа, но когда Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, поверил в случившееся. Предание говорит о том, что недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы, основными чертами которого были упорство и решительность.

Когда над Иисусом нависла опасность, Фома, вопреки предостережениям, решил вернуться в Иерусалим. Именно Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Он же впервые исповедует Иисуса Богом.

Матфей

Матфей или Левий является автором первого Евангелия. До встречи с Христом он был мытарем (сборщиком налогов), но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у Матфея дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином.

Иаков Алфеев

Это брат апостола и евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим.

Симон Зилот

Другое имя Симона — Кананит. Он, по преданию, был женихом на той свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.

Иуда Иаковлев

Другое имя этого апостола — Фаддей. Он был сыном праведного Иосифа Обручника от первой жены. Считал себя недостойным называться «братом Господним». Звался «Иаковлев» по имени своего старшего брата.

Иуда Искариот

Так звали апостола, ставшего предателем и вором. Впоследствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол Матфий.

Как проповедовали апостолы и проповедовать Христа сегодня, размышляет заместитель декана Миссионерского факультета ПСТГУ профессор Андрей Борисович Ефимов.

Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе. Суриков В.И. 1875 год. Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе. Суриков В.И. 1875 год.

Проповедь, поддержанная силой Божией

– Когда мы говорим о миссионерской проповеди, мы имеем перед глазами идеал – апостольскую проповедь. Апостолы, приходя в какое-то селение, рассказывали людям о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Их проповедь позже была записана и стала синоптическими Евангелиями. Верно ли мое представление? Как проповедовали апостолы?

Содержание христианской проповеди всегда было, есть и будет одно и тоже

– Содержание христианской проповеди всегда было, есть и будет одно и тоже – это воплощение Бога, это жизнь Сына Божия Иисуса Христа, Его смерть и воскресение, вознесение на небо и сошествие Святого Духа. Но это содержание имеет разные формы и передается разными методами.

Для нас самый высокий образец проповеди – это Сам Иисус Христос. Он Свидетель о Себе Самом, Он Посланник, Апостол и Миссионер. Да, Он постоянно говорит Свои слова, и эти слова очень разные. Но слова Христа неотделимы от Его дел, и дела Его говорят не меньше, чем Его слова.

– Чудеса подкрепляют слова проповеди, а каковы были слова?

– В Деяниях апостолов описано несколько случаев проповеди самих апостолов и мужей апостольских. Это проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы, где он говорит о смерти и воскресении Иисуса Христа. Это проповедь архидьякона и первомученика Стефана, где он начинает от Ветхого Завета и заканчивает словами о том, что Мессия – Христос был убит иудеями, но восстал из мертвых. Это проповедь апостола Павла в афинском ареопаге и другие примеры. И везде мы видим, что проповеди апостолов о жизни и смерти Христа сопровождались силой Божией.

Апостолы шли по всему миру на проповедь, и, конечно, они говорили людям о Христе. Но главное то, что все их свидетельства были подтверждены силой Божией. Святое Писание и жития всех апостолов говорят, что их проповедь сопровождалась явлениями силы Божией, то есть знамениями и чудесами. Проповедь, поддержанная силой Божией, была действенной, достаточной, чтобы убеждать людей, которых тогда было убедить не легче, чем сегодня.

Проповедь шла по-разному в Европе и Азии, в Китае и Индии, в Африке и у славян. Но было много общего. В то время любой мир – греческий, китайский, римский, славянский – стоился на религиозной основе. В Европе и Греции – одни религии, в Индии и Китае – другие. Но отношения в обществах основывались на религиозных системах. Апостолы несли семя слова Божия людям, так или иначе настроенным религиозно. Они показывали преимущество христианства над всеми языческими религиозными системами. У любого народа, к которому они приходили, было религиозное воспитание. В этом отличие от нашего общества.

Человечество почти отказалось от религиозного воспитания

– Что сегодня происходит в деле миссии?

– Современное человечество почти целиком отказалось от религиозного воспитания. Но жажда найти религиозную основу жизни живет в каждом человеке во все времена, в том числе и сегодня. Она в природе человека, поскольку наша природа двусоставная, человек состоит не только из тела, но и из души. И как тело ищет сродного себе – материальных благ и удовольствий, так и каждая человеческая душа требует общения с Богом, ищет духовной жизни.

Сегодня духовная жизнь почти полностью подавлена материальной жизнью, интересами экономического благополучия

Сегодня духовная жизнь почти полностью подавлена материальной жизнью, интересами экономического благополучия. Распространилось уже даже не язычество, а ниже, чем язычество, люди ведут жизнь, которая напоминает жизнь животных. А те люди, которые стараются подняться над животной жизнью, все равно сами не могут прийти к Богу и занимаются подменой, то есть заменяют духовную жизнь интеллектуальной и культурной жизнью. Так происходит из-за отсутствия религиозного воспитания.

Если человек живет согласно лозунгу, который приводит апостол Павел, говоря о язычниках: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15:32), то это ниже, чем языческое, эгоцентрическое, животное отношение к жизни мешает ему понять, что такое вера в Бога. Человек не понимает, о чем идет речь, когда говоришь ему о религии и вере в Бога, о том, почему религия должна быть в основе всей жизни.

Препятствие животного эгоизма преодолевается очень трудно, потому что от животного состояния подняться к христианским ценностям труднее, чем перейти от язычества или монотеизма к христианству.

Нам сегодня предлагают идеал потребительского общества, достигшего высшего развития в Америке. Его лозунг тот же самый «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрешь». Цель наслаждения – взять от жизни все и сегодня, потому что завтра умрем. Эта жизнь кардинально отличается от христианской жизни, потому что в ней отсутствует не только религиозное, но воспитание вообще. У животных действуют инстинкты – поесть, попить и размножиться. Наш народ переходит от полноценной духовной жизни, или хотя бы жизни душевной и интеллектуальной, к жизни инстинктивной. В этом особенность современной жизни и современной проповеди.

Русская христианская культура является «детоводителем» ко Христу

Андрей Борисович Ефимов. Фото: Александр ФилипповАндрей Борисович Ефимов. Фото: Александр Филиппов

– Как проповедовать таким людям?

– Прежде всего, к ним можно обращаться через воспитание. В России не полностью разрушены институты общества: у нас еще остаются семья, школа, культура, наука, в которых признается ценность великой русской культуры. Русская культура – это европейская и христианская культура, она сегодня является «детоводителем» ко Христу, или педагогом, как звучит это слово в греческом языке. Если человек живет в рамках этой культуры, а не отдает себя, например, в музыке, ритмам африканским или латинским, если не отдает себя лозунгу «бери от жизни все», для него возможен путь ко Христу через культуру.

Русская культура к началу ХХ века была нисколько не ниже, а во многом и выше европейской культуры, которая тогда была вершиной культурного развития человечества, поскольку в русской культуре духовности, христианских начал было не меньше, а часто больше, чем в европейской культуре. Тем более что она основывалась не на западной духовности, а на православной византийской духовности.

Русская культура должна сегодня проповедовать учение о человеке – высокое и чудное

Потенциал русской культуры сегодня колоссальный. Этот потенциал надо «включить», сделать эту культуру доступной восприятию людей. Русская культура и должна сегодня проповедовать учение о человеке – высокое и чудное. Культура должна вести человека от животного к человеческому состоянию, объяснять, что такое любовь, служение Богу и ближнему.

Идею служения так трудно сегодня передать молодому поколению, потому что дух потребительства живет во всем. Но стремление к служению живет в каждом человеке, и только оно может удовлетворить человека и привести его к настоящей счастливой жизни во Христе. Сегодня основной путь проповеди, как мне кажется, – проповедь через культуру.

Каждый христианин должен быть духовно образован

– Вы говорите, что в современном обществе нет религиозного воспитания. С вами согласен преподаватель ПСТГУ Борис Алексеевич Филиппов, который говорит, что сегодня в мире количество верующих людей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается, только они верят в Бога «сами по себе» и не идут в церкви. Самая быстрорастущая конфессия в мире – неопятидесятники, их уже 600 миллионов человек. То есть в человечестве действует мощная религиозная энергия, но она не институализируется. Как проповедовать им?

Употреблять усилие и учиться духовной жизни – вот что нужно для духовной жизни и чего так не хочет делать современный слабый человек

– Во все времена путь следования за Христом – это путь подвига, служения, труда, то есть трудный путь в буквальном смысле. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин. 6, 38), – говорит Иисус Христос. А в другом месте Он говорит: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф. 11:12). Употреблять усилие и учиться духовной жизни – вот что нужно для духовной жизни, и чего так не хочет делать современный слабый человек. Потребительское общество труд не ставит в основу жизни человека.

В результате появляются подмены, которые обещают без труда дать человеку все что угодно – и общение с потусторонним миром, и творчество, и любовь. На самом деле эти подмены – обман. И чем дальше, тем больше подмен.

Подмены проникают и в традиционные религии. В том же исламе растут нетрадиционные экстремистские течения. У католиков возникают те же проблемы с нетрадиционными течениями мирян, такими как «Опус Деи» («Дело Божие»), «Комуникасьон э либерасьон» («Общение и освобождение») и другие. Не говоря о протестантах, у которых происходит непрерывное дробление деноминаций, и уже неизвестно, где основное течение, а где его распад? Там подмены захватывают все, там появляются и женское священство, и однополые браки, и другие нелепости заполняют все течения протестантов.

Есть различные трудные течения и у нас в православии. Глубокая религиозная необразованность православных народов приводит к тяжелым последствиям. В результате необразованности возникают разные сектантские группы, происходят катастрофические явления в православии, когда мы начинаем «канонизировать» Сталина и Грозного, Распутина или очередного сектантского идола и придумывать самое невероятные антихристианские вещи. За этими полуобразованными фанатиками, которые начинают что-то выдумывать, идут обманутые ими православные люди, отходя, таким образом, от Церкви Христовой.

Причина драматического распространения в России сектантов – в глубоком религиозном невежестве русских людей

Причина драматического распространения в России сектантов, в первую очередь пятидесятников – в глубоком религиозном невежестве русских людей. Бороться с этим пороком можно противоположной добродетелью – религиозным образованием. Возьмем, например, такой социальный институт, как система здравоохранения. Она не может строиться на лечении уже случившихся болезней – инфарктов и инсультов. Так же и система «духовно-нравственного здравоохранения» русского народа должна строиться на профилактике духовных болезней, а не только на лечении уже случившихся болезней. Профилактика здесь – воспитание с детства наших ребятишек. Если их не воспитывать, то наш народ станет страшным могильщиком нас, России и самого себя, как говорил Патриарх Алексий II.

Каждый христианин должен быть духовно образован. Духовное образование необходимо давать с детства, или оно должно быть получено во взрослом возрасте, то есть человек должен сам себя образовывать. Но оно обязательно должно быть – это условие духовного роста. Как разумный человек может прийти к пониманию истины без духовного образования?

Само же духовное образование должно быть укоренено в традиции, то есть в Предании. Что такое Святое Предание? Предание – это передача всего, что накоплено в течение двух тысячелетий в христианстве. Каждый из нас выявляется носителем частички православного Предания. Предание включает в себя и подразумевает образование и воспитание. Без христианского образования и воспитания не может быть передачи христианского Предания.

– Я согласен, что как среда для пассивной проповеди культура важна. Но апостолы занимались не культурным просвещением, а проповедью о Христе. А какой должна быть активная проповедь, когда один человек говорит о Христе другому человеку?

Если почва не готова, то семя не даст плода

– Слово Божие – это семя, которое падает на почву человеческой души. Если почва не готова, то семя не даст плода. Культура подготавливает почву и сама содержит часть семян христианской веры. Если человек совершенно ушел от русской культуры, то как ему проповедовать?

– Разве религиозная энергия не является почвой для проповеди?

– Нет, не является. Если человек находится в самости, в эгоизме, в секте, то возвратить его в православие, пересадить его на почву христианства – труднее, чем привести ко Христу человека, живущего в русской религиозной культуре.

– Но вы сами говорите, что даже такого человека легче привести к Христу, чем человека, который живет вне религиозной культуры.

– Есть разные случаи, есть разные религиозные культуры. Конечно, нужны апостолы, которые совершают чудеса и образуют язычников. Более того, они всегда были, есть и будут в Церкви. Но это – единицы. А среда, в которой действуют апостолы, – это система воспитания народов. И это не единицы, а тысячи и миллионы людей, которые трудятся на этой почве. Например, в Российской империи было два миллиона человек, которые учились в церковно-приходских школах. Кроме того, во всех остальных школах преподавался закон Божий.

– Какие проповедники сегодня лучшие? Например, был о. Даниил Сысоев, его убили, кто остался? Кто сегодня говорит о Христе?

– Вы слышите отца Александр Салтыкова, Владимира Воробьева, о. Дмитрия Смирнова и многих других проповедников. Это прямая проповедь разным людям. Отец Андрей Ткачев имеет час на телевидении, он говорит лучше отца Даниила Сысоева. Отец Даниил чудный, но он недостаточно образован и несколько примитивен. Я его очень любил и люблю, но он звучит полноценно только для очень ограниченной аудитории.

Большое значение для проповеди имеют средства массовой информации. Большинство сведений, почти любых, в том числе религиозных, человек сегодня получает через СМИ, а не от апостолов. И СМИ сегодня не служат христианской проповеди, а многие противодействуют проповеди. Это трагедия нашего народа, когда средства массовой информации не транслируют нашу традицию и русскую культуру, а уводят народ от наших традиций к чуждым явлениям.

– Разве можно проповедовать Христа по телевизору?

– Патриарх Кирилл каждую неделю выступает на Первому каналу. На Камчатке каждую неделю часовую передачу вел владыка Игнатий. Это реально, но это требует серьезной настойчивой работы.

Примеры употребления слова искариот в литературе.

Таким образом, в тело, похожее на тело апостола Левия Матвея, который занял освободившееся от Иуды Искариота двенадцатое место в 63 год в девятый день августа после побития его камнями в Иерусалиме, — в тело Джан Ши, лежащее возле голбца русской печки, прямо на полу, под горнушками, в которых торчали Гордовы и Борисовы оленьи расшитые рукавицы, вернется новый, утоленный дух Джан Ши, будущего преданного друга Емели, по воле и силе Медведко побывавший в родных местах.

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15.

Таким образом, можно считать доказанным: Иуда Искариот — пплемянник Иисуса.

Хотя Иуда Искариот — фигура значительная в истории христианства, тем не менее о нем мало упоминается в новозаветных жизнеописаниях Иисуса Христа.

Но следом возникает второй вопрос: неужели Иисус не знал, что из себя представляет Иуда Искариот, а если знал, то почему же все-таки его выбор пал на него?

Источник: библиотека Максима Мошкова