Архитектура византии

Тестирование по теме: » Культура Византии»

1. В государственных и частных школах обучали:

А) чтению, письму, счёту, церковному пению

Б) счёту, музицированию, письму

В) чтению, письму, танцам, счёту

2. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

А) порохом

Б) зажигательной смесью

В) » греческим огнём»

3. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

А) отсутствии декоративного украшения

Б) проведения службы вне помещения

В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

4. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

А) Лев Математик

Б) Пифагор

В) Аристотель

5. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

А) введена медицинская практика

Б) создано первое медицинское училище

В) созданы пособия для обучающихся

6. Притвор – это

А) помещение у западного, главного входа

Б) вытянутая, основная часть храма

В) место, куда могли входить только священнослужители

7. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

А) храм в Афинах

Б) храм Святой Софии

В) храм Пантеон

8. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

А) мозаикой

Б) фресками

В) иконой

9. Канон – это…

А) сборник законов

Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

10. Какая византийская икона была привезена на Русь?

А) «Троица»

Б) «Владимирская Богоматерь»

В) «Мадонна»

11. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура?

А) славяне

Б) хорваты

В) болгары

12. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:

А) римский

Б) греческий

В) латинской

Критерии оценки:

Менее 6 верных ответов – » 2 «

От 6 до 8 — » 3 «

От 9 до 11 – » 4 »

1. София Константинопольская

532–537 годы. Стамбул

София Константинопольская. 1910–1915 годы © Library of Congress

Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.

Святая София стала высшим достижением архитектуры Византии, будучи наследницей античной архитектуры. Ее идею в XV веке сформулировал архитектор Донато Браманте  Донато Браманте (1444–1514) — итальянский архитектор, построивший базилику Святого Петра в Ватикане.: «Купол Пантеона  Пантеон — храм в Риме, построенный в 126 году нашей эры. Представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим куполом., выросший на базилике Максенция  Базилика Максенция — храм в Риме, построенный в 308–312 годах нашей эры в форме базилики: прямоугольного строения, состоящего из трех продольных нефов, перекрытых каменным сводом.». Действительно, гениальной догадкой авторов Святой Софии явилась мысль о слиянии двух архитектурных идей Античности: продольный корабль центрального нефа  Неф (от лат. navis — «корабль») — вытянутая прямоугольная часть интерьера, ограниченная одним или двумя рядами колонн и/или стеной. На нефы часто делится пространство средневековых западных и восточных храмов, куда они пришли из древнегреческой и римской архитектуры. (длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Благодаря этому боковые стены здания стали хрупкими, сплошь изрезанными окнами, а весь интерьер Софии оказался залит светом, преображающим каменную массу, делающим ее невесомой и нематериальной.

Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа  Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич.), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана.

Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы© De Agostini Picture Library / Getty Images

Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами  Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию., мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.

Церковь Святых Апостолов (Апостолейон) в Константинополе

VI век. Стамбул

Вознесение. На заднем плане, вероятно, церковь Святых Апостолов в Константинополе. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 1125–1150 годы © Wikimedia Commons

Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306–337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.

Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский:

«В этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возносится в честь апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».

«Жизнь блаженного василевса Константина»

Два века спустя, при императоре Юстиниане, Константинову церковь перестроили, в общих чертах сохранив, однако, первоначальный план. Апостолейон образца VI века, грандиозный крестообразный храм с пятью куполами, явился для Византии почти таким же эмблематичным образом храма, что и Святая София: на протяжении столетий на всей территории империи, начиная с Калат-Семана в Сирии вплоть до Сан-Марко в Венеции, его архитектурная идея вдохновляла византийских строителей. Видимо, именно он изображен на листе со сценой Вознесения в рукописи гомилий Иакова Коккиновафского  Около 1125–1150 годов, Ватикан..

В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).

Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо

Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века © Library of Congress

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

Диптих Барберини

VI век. Лувр, Париж

© Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.
Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар  Андре Грабар (1896–1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).

По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.

Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.

Венский Генезис

Первая половина VI века. Австрийская национальная библиотека, Вена

Ревекка и Елиезер у колодца. Миниатюра из Венского Генезиса. VI век © De Agostini Picture Library / Getty Images

К тому же, VI веку относится древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный манускрипт Библии. Содержащийся в нем фрагмент текста Книги Бытия написан на пурпуре серебряными чернилами — дорогостоящая редкость, явно указывающая на царское происхождение ее владельца.

Каждая страничка Генезиса украшена миниатюрами. Некоторые из них имеют форму фризов (сюжеты на них хронологически не связаны), другие же выстроены наподобие картины и заключены в рамку: если в свитке в композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книге-кодексу она возникла.

Как и диптих Барберини, живопись Венского Генезиса полна античных аллюзий и напоминает росписи Помпеев: этому служат изящные колонны, портики и воздушные велумы  Велум (от лат. velum — парус) — занавес, покрывало, изображается обычно дуговидным. Изображения велумов распространены в иконописи, но восходят к Античности., аллегорические фигуры источников и буколические мотивы. Раннехристианская живопись не торопилась расставаться со своим римским прошлым.

Икона Богоматери со святыми

VI–VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

© Wikimedia Commons

Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря. Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.

Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры, постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Живопись восковыми красками, исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Благодаря этому красочная поверхность сохраняла видимыми мазки, передавая, в сущности, движение кисти, почерк и манеру художника. Подобная спонтанность впоследствии оказалась неуместной для развитых богословских представлений об иконописном образе.

Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год © rijksmuseumamsterdam.blogspot.ru

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства, на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века © Wikimedia Commons

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция

Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

Потир императора Романа

X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция

© De Agostini Picture Library / Getty Images

Потир (литургический сосуд, используемый для освящения вина и принятия причастия) — одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году. Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920–944), взошедший на престол после Льва VI (886–912).

В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.

Священная корона Венгрии

1074–1077 годы. Парламентский дворец, Будапешт

1 / 3
© Wikimedia Commons

2 / 3
© Wikimedia Commons

3 / 3
© Wikimedia Commons

Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. На другой стороне короны, будто отражающей ее фронтальную часть, по сторонам от византийского самодержца восседают его сын Константин и царь Венгрии Геза I. Они взирают на василевса c тем же видом покорности и подчинения, что и святые — на Высшего Судию.

По словам византийских панегиристов, обличье и регалии императора ромеев являлись видимым доказательством его величия и достоинств, подобно тому, как его фигура и движения воплощали идеал блистательной красоты. Любопытно, что в императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы — это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам (например, Михаил Пселл в панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик в одной из своих речей называет Иоанна II Комнина «ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага»).

Представления византийцев о двух дворах, земном константинопольском и воображаемом небесном, не были зеркальны: император сравнивается не с Христом, а с ангелами, и лишь Христос восседает на троне, тогда как император и все его сюзерены изображены оплечно. Ясное выражение иерархии власти, заданное византийским художником, фиксировало идею о положении византийского монарха ровно посередине между Христом и прочими земными правителями.

Икона «Лествица»

Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

© Wikimedia Commons

Одной из самых популярных книг у византийцев было поучительное сочинение VII века «Лествица» Иоанна Лествичника: описывая в своих словах-наставлениях монашеские добродетели и пороки, Иоанн рисовал образ духовного восхождения монаха к Богу. Текст «Лествицы» послужил основой одноименной иконографии, сложившейся в XI веке и ставшей необыкновенно популярной в средневизантийский период. Самым знаменитым ее примером является синайская икона конца XII века.
Тридцать ступеней лестницы (по числу слов-наставлений) составляют смысловой центр композиции: монахи, возглавляемые Иоанном Лествичником и архиепископом Антонием (возможно, главой синайского монастыря, для которого икона и была написана), восходят ко Христу, некоторые же члены братии, не выдержав искушения, падают в черную пасть ада.
Исключительно высокая по качеству икона могла быть создана как на Синае, так и в Константинополе. В пользу местного происхождения свидетельствует ее оборот, украшенный взятыми в круг крестами и надписью «Иисус Христос ника» (с греческого — «Иисус Христос побеждает») — аналогичные изображения присутствуют на нескольких других памятниках XII века из собрания монастыря.

Идеально сбалансированная композиция (две диагонали, образованные лестницей с одной стороны и взирающими друг на друга монахами и ангелами с покровенными руками, свидетелями монашеского подвига, — с другой), тонкость письма (прием «золото на золоте», при котором золотой фон оживляют мерцающие, будто залитые мистическим светом нимбы и диски), воплощенный в иконе образ аскетической праведности и трудного восхождения к жизни вечной делают «Лествицу» одним из совершенных созданий зрелого византийского искусства.

Фрески церкви Святого Георгия

1191 год. Село Курбиново, Македония

1 / 3
Архангел Гавриил. Фреска церкви Святого Георгия. XII век© Wikimedia Commons

2 / 3
Богоматерь. Фреска церкви Святого Георгия. XII век© Wikimedia Commons

3 / 3
Святой Георгий. Фреска церкви Святого Георгия. XII век© Wikimedia Commons

У фресок маленькой сельской церкви на озере Преспа обнаруживаются качества, неожиданно ставшие ведущими в византийской живописи конца комниновской эпохи (точнее, времени династии Ангелов, 1185–1204): подчеркнутая динамика, напряженность, взволнованность образов и вместе с тем — тонкий психологизм и разнообразие эмоциональных состояний. Этим целям служат бурные, импульсивные движения персонажей, их активная жестикуляция, пенящиеся складки одежд. В ликах заметна некоторая искаженность черт: мелкие штрихи, световые и теневые подцветки, вытянутые, слегка зауженные книзу овалы, низкие лбы и длинные носы, создающие впечатление тающей пластики. Гипертрофированное античное начало, основанное на стремлении подражать натуре, проявляется и в обилии профильных изображений, перенасыщенности композиций стаффажными фигурами  Стаффаж — группы лиц, не имеющие значения для сюжета, но оживляющие передний план ландшафта., архитектурными элементами и всевозможными орнаментами.

Такая стилистика, получившая название византийского маньеризма, составила исключительное явление византийской живописи. Сложные художественные поиски позднекомниновского времени достигли во фресках Курбиново своего исчерпывающего выражения.

Уже в 1190-е годы это искусство соседствует с совершенно иной образностью, гораздо более типичной и привычной для Византии: с классической структурой и художественным языком, оперирующим понятиями гармонии, баланса и чистых форм. Такой стиль станет ведущим на протяжении всего XIII века.

Фрески церкви Вознесения

До 1228 года. Монастырь Милешево, Сербия

1 / 2
Белый ангел. Фрагмент фрески из монастыря Милешево. Начало XIII века© Wikimedia Commons

2 / 2
Савва I Сербский. Фрагмент фрески из монастыря Милешево. Начало XIII века© Wikimedia Commons

В условиях, когда Византийская империя находилась под властью латинян, на ее окраинах росли альтернативные художественные центры, весьма значимым среди которых оказалось Cербское государство, охотно привлекавшее на службу византийских художников, на родине оставшихся не у дел. Фрески монастыря Милешево, вероятно, были созданы одной из таких артелей — мастерами, приглашенными кралем Владиславом в Сербию из разоренной Византии. Подражая константинопольским образцам, художники Милешево имитировали эффект мозаики: на золотых фонах фресок они навели рисунок квадратиков, напоминающих кубики смальты.

Абсолютный шедевр Милешево — так называемый белый ангел в сцене «Жены-мироносицы у Гроба Господня», покоряющий своей физической красотой, мягкостью черт и натуроподобием. Его лик написан густыми мазками, с ярким румянцем и крупными, правильными чертами. Трехчетвертной разворот головы в противовес положению корпуса создает эффект энергичного, спонтанного движения.

По сравнению с драматичной позднекомниновской живописью, искусство Милешево воспринимается как камерное, тонко одухотворенное и лиричное. Не столь увлеченная деталями, подобная живопись основана на очевидной роли главного героя, подчиняющего себе хор второстепенных персонажей. Статуарный и масштабно подчеркнутый, ангел Милешево обращен непосредственно к зрителю, указуя ему на произошедшее чудо воскрешения.

Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)

Около 1315 — 1321 годы. Стамбул

1 / 5
Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов© Wikimedia Commons

2 / 5
Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора© De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 5
Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях© Wikimedia Commons

4 / 5
Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора© Wikimedia Commons

5 / 5
Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре© Wikimedia Commons / Vladimir Lukic

Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета  Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи. Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс  Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс  Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион  Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).

Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме  Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла  Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.

Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости. Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета.

Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.

Икона «Архангел Михаил»

Вторая половина XIV века. Византийский музей, Афины

© National Gallery of Art

Крупная икона (110 × 80 см), написанная, вероятно, в Константинополе, изображает архангела Михаила Великого Таксиарха (Чиноначальника) со скипетром и сферой мира, увенчанной крестом, инициалами Χ Δ Κ («Христос Праведный Судия») и изображением льва. Этот образ представляет один из совершенных примеров Палеологовского ренессанса. Основой его содержания была античная модель, которую византийские художники никогда полностью не забывали, но в определенные исторические моменты обращались к ней как к ведущей. Одежды архангела испещрены золотым ассистом — отражением того самого божественного света, который, по Григорию Паламе, сообщается человеку. Лик архангела (трактованный очень индивидуально, почти портретно) выхвачен из тени ровным и глубоким свечением, одухотворяющим и преображающим материю. В образе архангела подчеркивается и его царственность (его атрибуты — те же, что у самодержца, воплощавшего верховную власть на земле), и впечатляющая монументальность.

Ансамбль города Мистра

XIV–XV века. Пелопоннес

1 / 4
Руины Дворца деспотов, Мистра© De Agostini Picture Library / Getty Images

2 / 4
Руины в Мистре© De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 4
Верхний город, Мистра© Ronny Siegel / ploync.de/reisen/5063-mistra-mystra-peloponnes.html

4 / 4
Цитадель, Мистра© Ronny Siegel / ploync.de/reisen/5063-mistra-mystra-peloponnes.html

Более чем два столетия Мистра (центр Морейского деспотата  Морейский деспотат — провинция Византийской империи. Деспотат образовался в 1259 году, когда византийский император Михаил VIII Палеолог получил большую часть территории Ахейского княжества, созданного франками после Четвертого крестового похода.) являлась одним из последних оплотов византийской цивилизации. Внутри ее цитадели на протяжении XIV века возникли церкви Святых Феодоров и Афендико (обе входят в монастырь Бронтохион), монастырь Митрополия, посвященный святому Димитрию, монастырь Перивлептос и церковь Евангелистрии, росписи которых исчерпывающе иллюстрируют пути развития последнего этапа искусства Византии. Однако исключительное значение этого места состоит в том, что наряду с религиозными строениями в нем сохранился целый комплекс светских сооружений: система фортификации, дворец, руины частных домов и улиц, ценные для наших представлений об истории византийской светской архитектуры.
На площади Верхнего города находится грандиозный комплекс зданий, строительство которого началось, возможно, еще при франках (1249–1261). В его центральном блоке на двух этажах размещаются шесть обширных покоев — резиденции деспота и его семьи, соседствующие со зданием, размещавшим хрисотриклиний (тронный зал) и всевозможные службы.

Портики в два этажа — единственный живописный элемент, разбивающий однородную поверхность фасада. Предельно простая масса стены, строгое распределение множества крупных окон делают здание монументальным, свидетельствующим о власти и преуспевании его строителя. Декорация проемов, в том числе циркульная форма окошек в верхнем ярусе стен, напоминает стилистику раннеренессансных палаццо.

Наконец, в Мистре мы находим остатки жилых домов XV века — как правило, неровных в основании из-за особенностей местного ландшафта, возведенных на системе мощных опорных арок в двух этажах, в плане представляющих собой вытянутый прямоугольник. Например, так называемый дом Франгопулоса близ монастыря Пантанасса, северный фасад которого имел на уровне балкона два обширных арочных проема, или дом Ласкариса около монастыря Митрополия, в котором низкий первый этаж открывался широкой аркой с балконом сверху. 

Византия считается последней из империй. Кроме того, она последовательница римской государственности, традиций греческой культуры и последней из носительниц античных традиций. Подсчитайте, сколько лет просуществовала Византийская империя , именно столько она оставалась одним из влиятельнейших государств.

Особенность, определившая развитие Византии в средние века

Конец V века – это время неизбежного краха и крушение надежд на возрождение былой мощи Римской империи. Германские племена, пользуясь моментом, захватили, полностью разграбили и без того ослабленную Западную Европу, ускорив ее крах.В начале IV века центр ведения всех дел империи перенесли в Восточную часть. Более спокойную, богатую и защищенную. Ее границы были не так растянуты по периметру, их охраняла армия, которая была лучше вооружена, население многочисленнее. Состояла из Малоазийских и Балканских земель. Немного позже столицей объявлен Константинополь, возведенный по приказу императора Константина, в его честь он и назван. Он принял решение возвести его там, где раньше стоял древнегреческий городВизантий. Теперь, территории расколовшейся империи, разделены на две части: Восточную и Западную. В Западной – власть находилась в руках у правителя тоже, но основная власть сосредоточилась в Восточной части. Ее влияние постоянно росло и крепло.

Фото с сайта hostingkartinok

В V веке, во время жестоких захватнических набегов, Византия не пала, в отличие от слабых соседей. А после ослабления Запада, она стала преемницей Рима. Называть ее Византией, а жителей византийцами, стали позже, после ее падения и полного уничтожения. Сами византийцы, называли себяромеями (римляне), а империю – Ромейской. Окончательное становление, как могущественной и важной на политической арене империи, состоялось в 395 году.

Когда достигла расцвета Византийская империя при Юстиниане

Юстиниан I правил с 527 года по 565 год. Он родился в крестьянской семье. Его дядя прошел путь от солдата до влиятельного полководца. И, сумев использовать свое влияние на армию, захватил престол. Но так как он не имел наследников, то сделал соправителем племянника, который после его смерти стал полноправным правителем.

Силовой захват имперского престола был нормальным явлением. Лишь немногим правителям Византии удалось умереть естественной смертью. Несмотря на официальный монархический строй, получали власть по наследству очень редко, а в основном происходил силовой захват престола при поддержке армии и знатных вельмож.

Именно Юстиниан I попытался вернуть земли, которые принадлежали Римской империи. В результате военных походов к империи были присоединены: Южная Испания, Италия, Северная Африка. Во время его правления территории империи достигли наибольших размеров. Империя находилась на пике своего могущества.

Фото с сайта hostingkartinok

Другим немаловажным достижением было принятие «Свода законов». Этот документ объединил в себе основной набор норм из римского права и нормы, взятые из христианской религии. Этот документ в дальнейшем многие европейские страны брали за основу при составлении своих сводов. В нем отражались такие основные тезисы как:

  • Император наделялся абсолютной властью.
  • Все граждане были равны перед законом.
  • Женщину уравнивали в правах с мужчиной.
  • Развод строго запрещался законом.
  • Не прикосновение частной собственности закреплялось законом.
  • Убийство раба каралось законом. Также рабы имели право получать свободу.

При Юстиниане был возведен храм Святой Софии, который и сейчас поражает своим величием. По тем временам это было грандиозное строительство, в котором участвовало около 10 тысяч строителей и ремесленников разных специальностей. Строительные работы велись около 5 лет. Внешне храм ничем особым не выделяется. Но его внутреннее убранство, и сейчас поражает искусством фресок, которые сохранились до наших дней. Мозаичный свод храма выполнен на высочайшем уровне, который очень тяжело превзойти.
После захвата Константинополя, турки так были поражены красотой и величием этого храма, что не стали его разрушать, а сделали из него мечеть. Однако храм много раз достраивали, чтобы максимально внешне он был похож на мечеть. Сейчас мы можешь увидеть в нем наложение нескольких культур: рядом с христианскими фресками соседствуют щиты с выдержками из Корана.

Падение Византийской империи и сколько просуществовала Византийская империя

Годы существования Византийской империи датируются 395-1453 годами. Сколько лет существовала Византийская империя, столько распространялось ее огромное влияние на внешнюю и внутреннюю политику многих стран, а город Константинополь был крупнейшим центром. Но череда посредственных и никчемных правителей, интересовавшихся лишь увеселениями и мало уделявшим внимания построению правильной политики страны, а также напор внешних врагов, привел к тому, что в XI веке она лишилась значительной части территорий. Европейская часть начала подвергаться все более частым набегам печенегов. В итальянскую часть начали вторжение норманны, которые почувствовали ее ослабление и прилагали много усилий к захвату территорий. В 1071 году, Италия была полностью оставлена норманнам. Однако они на этом не собирались останавливаться, и вскоре высадились в Греции.

Фото с сайта hostingkartinok

В Малой Азии дела обстояли не лучше. В 1071 году, во время битвы при Марцикерке, сельджукиразгромили армию императора Романа IV, после разгромного и позорного поражения и бегства, Византия долго не могла оправиться.Приход к власти Алексея 1 (1081-1118), только временно смог улучшить положение дел. Он подписал договор с сельджуками, из-за чего ситуация в Малой Азии временно нормализовалась. После этого он направил свой взгляд на норманнов, с помощью наемников из числа сельджуков и при поддержке Венецианского флота ему удалось их задержать. После этого, Алексей 1 снова решил занятьсясельджуками. При этом он рассчитывал на помощь Запада и предпринимал множество попыток к заключению договора. Но все попытки так и не дали ожидаемых результатов.

В это время начинался 1 крестовый поход. Цели похода, конечно же, отличались от плана византийцев. С 1095 по 1195, по территории империи неоднократно проходили крестоносцы, которые очень часто и открыто занимались грабежами. К XV веку, Византия уже не была огромной и великой, потеряв большую часть своих земель, а способствовало этому и то, что предшествующий ему, 14 век был также веком великих неудач.
В 1449 году, императором стал Константин XIV Палеолог (1449-1453). Все годы недолгого правления, он пытался договориться с западом и подготавливал Константинополь к осаде. В результате долгих переговоров, никто так и не согласился прийти на помощь и выставить армию, флот против Османов. Одна из основных причин, это нежелание Византии, а скорее даже ее простых граждан, чтобы влияние папской церковной власти было распространено и на нее. Папская власть, в это время, имела огромнейшее влияние. Поэтому никто из европейских политиков не посмел нарушить запрет папы на помощь Византии. Поэтому, как результат, турки вышли к Дунаю и Константинополь оказался окружен неприятелями.

Фото с сайта hostingkartinok

В 1453 году, турки атаковали территории севернее и западнее Константинополя. Города на побережьях Черного и Мраморного морей были разрушены или сдались без боя. Турки подготовили огромный флот и 100-тысячную армию для осады столицы.Константин смог им противопоставить только лишь гарнизон, состоящий из 26 кораблей, и всего 5-7 тысяч солдат. Часть жителей покинула города задолго до осады.
29 мая 1453 под мощнейшим натиском турков Константинополь пал. Император был убит в бою. Можно смело сказать, что это был переломный момент в истории человечества. Так как в этот день пала Великая империя. На три дня город был отдан туркам на разграбление. Были разграблены дома жителей, храмы, мужские и женские монастыри. Жителей массово уводили в рабство. Кто был ранен или болен – убивали. Не жалели даже младенцев. За эти три дня были уничтожены все основные святыни ортодоксальной церкви. Например, икона Богоматери Одигитрии, которая была важной святыней не только для Византии.

Султан Мехмед II въехал в Константинополь лишь 2 июня. Он даровал свободу, оставшимся в живых жителям. Не слезая с коня, он въехал в храм Святая София. А после того как с нее был сбит крест, и произведено чтение молитв по канонам Мусульманства, храм был объявлен мечетью. С этого момента Константинополь прекратил свое существование как православный город и столица империи.

Фото с сайта hostingkartinok

Вывод

После разгрома империи многие страны пребывали в смятении. Было мнение, что с ее падением может наступить конец света. Такое мнение сложилось потому, что она – последовательница Римской империи и последняя из империй. И сколько лет просуществовала Византия , примерно 1000 лет, столько лет она имела огромный авторитет и влияние, особенно как колыбель Православия.

Многие начали обвинять в падении последней империи Рим и Венецию. Но даже, если бы они и ослушались папского приказа, без ведущих европейских государств того времени они не смогли бы одержать верх над Османами.

Сколько лет просуществовала Византийская империя , столько времени она имела огромное влияние на славянские земли, а в дальнейшем, на Киевскую Русь и Российское государство. Именно, благодаря ей, произошло крещение, и Русь стала Православной. После падения Великой империи Русь осталась единственным свободным православным государством. А князь Московский Иван III взял себе в жены племянницу последнего Византийского императора.

Поэтому, вполне естественно, что Русь стала последовательницей Православия и традиций. Впоследствии, именно Русь стала колыбелью Православия.