Ария – что это?

Категории словаря

АРИЯ (итал. aria, англ. и франц. air) — жанр вокальной музыки;законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории иликантате, с мелодикой преимущественно песенного склада,исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра.В отличие от речитатива и ариозо, непосредственносвязанных со сценическим действием, ария как бы обобщает вэмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней иромансом ария обладает более сложным, многочастным строением.

Термин «ария» встречается в западноевропейской музыке уже в 15 в.Во Франции с 16 в. арией называли обычную строфическую песню, снач. 17 в. — инструментальные пьесы танцевального или песенногохарактера (air francaise). К этому времени во французской музыкеполучают распространение арии для голоса с аккомпанементом лютниили гитары, реже встречаются 4-голосные вокальные арии. Появляютсяразновидности сольной вокальной арии: придворная ария (air decour), серьёзная ария (air serieux), духовная ария (airspirituelle) и т. п.

Близкие по жанру вокальные пьесы, но в многоголосном изложении,входят в сборники английских композиторов Т. Морли («Canzonets orlittle short airs to five and six voices», 1597), Дж. Дауленда(«The first book of songes or ayres…», 1600). Некоторые французскийкомпозиторы (М. Ламбер, M. Лабар) расширяют форму арии, включая внеё дополнительные куплеты с вариациями (т. н. дубли).

В качестве инструментального номера французские композиторы вводятарию в балеты, балетные интермедии. Танцевальные пьесы подназванием ария встречаются в балетной музыке австрийскийкомпозитора И. Г. Шмельцера.

Немецкие композиторы (не без французского влияния) в середины 17 в.включают инструментальную арию как самостоятельную часть воркестровые сюиты: впоследствии такие арии создавали Г. Ф. Гендель,И. С. Бах (например, знаменитая флейтовая ария из оркестровой сюитыD-dur).

Иное направление в развитии арии, ведущее к современным её формам,связано с эволюцией итальянской камерной вокальной и оперной музыки17-18 вв. Зачатки этого типа арии содержатся в мадригалах Дж.Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601-1602) и в первыхоперах флорентинских музыкантов (Я. Пери и др.). В этот периодстановления арии (1600-50) возникают её различные виды — отодноголосной мелодии (средней между речитативом и кантиленой),порой приближающейся к более позднему ариозо или некоему подобиюканцонетты с несколькими контрастирующими разделами, до арии,основанной на basso ostinato. Такие арии встречаются у Я. Пери («Levarie musiche а 1, 2 e 3 voci», 1609), А. Гранди («Cantate ed ariea voce Solo», 1620), С. Ланди («Arie a una voce», 1620) и др.

Последующий этап развития арии (1650-1750) связан в первую очередьс итальянским оперным искусством. В итальянской оперевырабатываются виды и формы арии как лирической кульминации оперы,кристаллизуются функции арии как музыкального центра оперногопроизведения, тогда как в речитативе обычно концентрируетсядраматическое действие. Второстепенным персонажам поручаются болеепростые арии песенно-танцевального склада, ведущим — более сложныеи развитые, содержащие повторы текста и включающие речитативы иколоратуры.

Складывается типичная форма большой трёхчастной арии — т. н. арияда капо (aria da capo), в которой 3-я часть является повторением1-й (aba). Ранние образцы арий да капо встречаются у К. Монтеверди.В его опере «Коронация Поппеи» (1642) ария — драматическая сцена,музыкальный характер которой целиком подчиняется содержанию текста.Дальнейшее развитие итальянской арии да капо связано с творчествомЛ. Росси, Ф. Кавалли, М. Чести.

В неаполитанской оперной школе, в которой сложился жанр оперы-сериаи достигло высокого развития искусство сольного пения (см.Бельканто), ария да капо принимает иной характер.У А. Скарлатти она представляет собой замкнутую форму, свободнаяреприза которой дала певцам широкие возможности импровизации,показа блестящего вокального мастерства.

Появляются и арии с участием обязательных («облигатных»)концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.). Однако кругэмоций, находящих отражение в арии, остаётся ограниченным. Обычноона воплощает один типический образ, выражает одно настроение.

Различаются: характерная ария (aria di caratterе — энергичная,патетическая), певучая ария (aria cantabile — элегическая, сукрашениями), бравурная ария (aria di bravura — виртуозная,колоратурная) и др. Оттеснение на второй планмузыкально-драматического содержания оперы-сериа вокальнойвиртуозностью приводит к схематизации арии, что свидетельствует окризисе этого оперного жанра.

Французской оперной арии того же периода присущи простотаструктуры, песенность. Итальянская ария, проникшая во Францию, вотличие от французской называлась ариеттой. Внемецкой музыке были распространены французский и итальянский типыарии (в операх И. З. Куссера и Р. Кайзера), пользовалисьпопулярностью простые, песенного характера строфические арии,обычно с ритурнелем.

Тип итальянской арии с участием концертирующих инструментов получилвысокохудожественное претворение в кантатном и ораториальномтворчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана. Итальянскаяария да капо оказала влияние и на развитие инструментальной музыки:её обобщённо-абстрактный тематизм явился основой для формированияинструментального тематизма, а 3-частность подготовиласоответствующее построение первых частей (Allegro) раннихсимфонических циклов (симфонии Й. Гайдна).

Важнейшим рубежом в развитии арии явилась оперная реформа К. В.Глюка. Выражавшая ранее немногие типизированные состояния(аффекты), ария превращается в органический элементмузыкально-драматического действия, передаёт всё богатствоэмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации.

У В. А. Моцарта старые оперные формы наполняются новым содержаниеми органически связываются с действием. Появляются новые виды арии(например, концертная ария с инструментальным сопровождением,представленная в творчестве композиторов венской классическойшколы).

Типы оперных арий были обогащены каватиной (в итальянскойопере-буффа, сыгравшей значительную роль в развитии формы арии),арией-рондо, позднее, динамичной арией-стретто. На основеорганического сочетания свободной разработки, речитатива и сильноизменённой репризы арии да капо складывается более сложная форма»вокальной сцены» («сцена и ария», «речитатив и сцена», «сцена икаватина» и т.п.).

Типичные вокальные сцены встречаются в операх композиторов 1-й пол.19 в. — К. М. Вебера, Дж. Мейербера, Дж. Верди (в среднем периодеего творчества), использующих в драматических целяхпоследовательное соединение контрастирующих речитативных и песенныхформ (баллады, романса, каватины). Ограничивается применениеколоратур (за исключением произведений некоторых итальянскихкомпозиторов — В. Беллини, Г. Доницетти), вокальная мелодия болееорганично следует за эмоциональными нюансами текста, в которомначинает преобладать нестрофическая форма изложения.

В зрелых операх Р. Вагнера и поздних операх Дж. Верди деление наарию и речитатив отсутствует; ясно оформленные арии встречаютсялишь изредка и тесно связаны с действием, ситуацией. Во 2-йполовине 19 в. ария получает новое развитие в жанре французскойлирической оперы у Ш. Гуно и Ж. Массне, в конце 19 — начала 20 вв.- в творчестве композиторов-веристов, в особенности у Дж. Пуччини.

На формировании самобытных черт русской арии сказались особенностистановления русской национальной оперы, которая складывалась в 18в. в основном как бытовая комическая опера из народной жизни.Широкое использование композиторами народной крестьянской игородской песни, а также бытового романса как средств жанровойхарактеристики музыкально-сценических образов оказало влияние наинтонационный строй арии, отчасти и на её структуру.

Вместе с тем в ранних русских ариях заметно и плодотворноевоздействие сложившихся художественных традиций зарубежногооперного искусства. Первые художественно-весомые образцы русскойарии представлены в оперном творчестве В. А. Пашкевича («Несчастьеот кареты», пост. 1779) и в особенности Е. И. Фомина (например,героическая ария Боеслаевича из оперы «Новгородский богатырьБоеслаевич», пост. 1786; лирическая ария Соретты и арии Фолета изкомической оперы «Американцы», пост. 1800).

Дальнейшая эволюция арии связана с процессом интонационногообновления музыкального языка в русской опере 1-й трети 19 в. Так,в ариях, написанных С. И. Давыдовым к «Русалке» Ф. Кауэра(1803-07), ощущается стремление к созданию сквозной оперной формы(ария-полонез Тарабара), а в арии Лесты из 4-й части одноимённойоперы, использующей интонации русской протяжной песни, намеченылинии развития, ведущие к ариям Гориславы («Руслан и Людмила»Глинки) и Княгини («Русалка» Даргомыжского). Романтическиетенденции характерны для некоторых арий в операх К. А. Кавоса.

На арии сказалось также влияние водевиля, народно-бытовойинтермедии и дивертисмента. Арии применяется в оратории («Минин иПожарский» С. А. Дегтярёва, 1811), в театральной музыке (например,»Эсфирь» О. А. Козловского, 1816). Этот исторический периодразвития арии завершается в творчестве А. Н. Верстовского,создавшего в своих операх замечательные образцымелодически-характерной и эмоционально-насыщенной романтическойарии («Аскольдова могила», 1835).

Расцвет арии в русской оперной музыке связан с оперным творчествомМ. И. Глинки. Ария занимает важнейшее место в произведениях Глинкии других русских композиторов-классиков, придававших большоезначение мелодическому обобщению, вокальной мелодике. Нередко этикомпозиторы используют традиционную 2- и 3-частную форму арии,однако трактуют её по-новому, наполняя самобытным содержанием.

Мелодика арий русских классических опер глубоко национальна,опирается на интонационные богатства русской народной песни.Русские оперные арии отличаются особенно тесной связью с действием;порой они представляют собой обобщение интонаций предшествующихречитативов и ариозо, составляя кульминационные пункты единой линиимузыкального развития; это позволяет говорить о вокальномсимфонизме русских классических опер.

У Глинки мелодика арий отличается особой пластичностью, широкойраспевностью (например, ария Ивана Сусанина «Ты придёшь, моязаря»), у А. С. Даргомыжского в ариях песенность, напевностьобогащены речевыми интонациями, широко использованы и интонациигородской бытовой песни (первая ария Мельника из «Русалки»), у П.И. Чайковского темы арий драматичны и импульсивны. Развитие внутриарии в произведениях М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П.Бородина и М. П. Мусоргского нередко связано с вариационной»перекраской» музыкальной мысли (баллада Финна из оперы «Руслан иЛюдмила»), со свободным последованием мотивов; у П. И. Чайковскогои С. В. Рахманинова оно более едино, целостно, как бы вытекает изначального мотива-зерна (например, ария Ленского из оперы «ЕвгенийОнегин»).

Наряду с русской классической арией своеобразные формы ариивозникли в творчестве представителей национальных музыкальныхкультур дореволюционной России (Н. В. Лысенко и др.). Характернаядля русских композиторов-классиков трактовка арии находитпродолжение и развитие в лучших операх советских композиторов (у С.С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича, Д. Б.Кабалевского и др.). Совесткие композиторы используют испецифические виды арии (ария-рассказ, ария-монолог, ария -монологическая сцена). Широко применяли арии композиторы,участвовавшие в становлении советской национальной оперы (З. П.Палиашвили, А. А. Спендиаров, Р. М. Глиэр, М. Заринь и др.). Арияпостоянно встречается также и в сочинениях ораториально-кантатногожанра.

Литература: Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы,Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики,М., 1952;Конен В., Опера и симфония, М., 1966; Goldschmidt H., ZurEntstehungsgeschichte der Arien- und Symphonien-Formen,»Monatshefte fьr Musikgeschichte», XXIII, 1901; Flegel В., Studienzur Arientechnik in den Opern Hцndeis, в сб.: Hцndel-Jahrbuch, II,Lpz., 1929; Godefroу J. V. L., Some aspects of the aria, «ML»,XVII, 1936; Robinson M. F., The aria in opera seria. 1725-1780, всб.: Proceedings of the Royal Musical Association, 88 session.1961-1962, L., 1962; Hjelmborg В., Aspects of the aria in the earlyoperas of Fr. Cavali, в кн.: Natalicia Musicologie. Festschrift Kn.Jeppesen, Kph., 1962.

И. М. Ямпольский

Сегодня речь пойдет об арии. Нет, не о легендарной рок-группе, а об арии, как составной части оперы, оперетты и других жанров классической музыки. Наверняка, для многих, кто читает эту статью, ария ассоциируется с чем-то скучным, с чем-то занудным. Но это далеко не так, это стереотипное мышление. Многие наши читатели, кто постарше, наверное вспомнят, как на уроках музыки в школе нам было скучно, когда учитель ставил нам пыльную пластинку с какой-то арией, заставляя слушать и анализировать музыку. Но, для тех, кто увлекается музыкой, не обязательно в академическом жанре, сведения об арии могут быть полезны и для чисто вокального опыта, и для общего музыкального кругозора.

Итак, ария — это в музыке, разберем что же это такое. Даже начинающие музыканты знают, что арию поёт только солист или солистка. Это — не хоровой жанр. Ария в целом представляется нам как законченное произведение по своей музыкальной форме. Где мы можем услышать арию? Она может звучать просто в вокальных концертах; думаю, все, кто хоть раз был в филармонии, знают как объявляют арию. Сначала называют композитора, потом из какой оперы эта ария и потом уже имя исполнителя. В целом, даже как самостоятельный жанр, ария может жить полной музыкальной жизнью.

Также, ария может звучать в камерном формате, где только солист и аккомпаниатор за роялем. Ну и конечно, самый шик арии — это исполнение солистом вместе с симфоническим оркестром. Оперный композитор ставит себе задачу через формат арии максимально раскрыть персонажа своей оперы, оперетты или другого жанра! В одной опере у одного персонажа может быть сразу несколько арий.

Cамый шик арии — это исполнение солистом вместе с симфоническим оркестром

Зачастую, сначала исполняется ария, в которой мы знакомимся с героем оперы, а во втором акте в следующей своей арии персонаж раскрывается и через музыку рассказывает нам о своих переживаниях. Это, скажем так, традиционные лекала о том, какое место занимает ария в классической и оперной музыке. Представим, что у нас есть герой и героиня, и в 90% случаев за одну оперу каждый из них имеет от двух арий и обязательно один-два дуэтных номера. Ария — это в музыке максимально наполненное переживаниями произведение, которое исполняется главным героем внутри оперного спектакля.

Ну, а сейчас настало время познакомить наших дорогих читателей этой статьи с реальными примерами самых популярных арий в мировой и русской музыке. Готовьте свои ушки к прекрасной музыке и встречайте первый пример!

1) Многие фразы из легендарных опер, что называется «ушли в народ”. Кто не знает фразу: «Смейся паяц над разбитой любовью?”. Ну, а откуда эти слова и из какой арии, тут уже возникают пробелы в знаниях. Блистательный композитор Руджеро Леонкавалло написал 20 опер, но его опера «Паяцы” вошла в пантеон самых прекрасных опер мира. Послушаем же эту великолепную арию в исполнении великолепного Лучиано Паваротти

2) «Что день грядущий мне готовит?” — еще одна крылатая фраза из известнейшей русской оперы Чайковского «Евгений Онегин”. Арию эту исполняет оппонент Онегина по сюжету, Ленский. Примечательно, что арию этот герой исполняет перед дуэлью. Своим голосом он раскрывает нам свои переживания, ведь не знает, встретит ли он завтрашний рассвет или нет! «Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?” Ария оставляет смысловые вопросы и в этом ее великолепие. Слушаем и наслаждаемся неподражаемым тенором Ивана Козловского!

3) «У любви как у пташки крылья, её нельзя никак поймать” — перевод страстной и зажигательной, пленяющей и волнующей арии Кармен из одноименной оперы Бизе. В этой музыкальной композиции персонаж Кармен раскрывается зрителям в полной мере. Мы слышим и чувствуем характер героини, её жизненный путь. Отметим здесь, что ария Кармен перекликается с хором. Насладимся же этой прекрасной музыкой, конечно в оригинале.

4) Еще одна прекраснейшая женская оперная ария достойна нашего внимания. Это ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта”. Сама по себе опера не является, безусловно, лучшей оперой Моцарта. И вряд ли неискушенный оперой зритель её знает. Но, наверняка, по первым же аккордам музыки многие узнают саму арию, да и как мы можем её не послушать, если её исполняла сама Мария Каллас? Каллас в этой арии делает голосом такие вещи, что порой кажется, что она инопланетянка!

5) «Люди гибнут за металл” — всем прекрасно известная фраза из оперы Гуно «Фауст”. Эту партию исполняет мифический персонаж Мефистофель, который поёт о том, что все люди мира чтят лишь золото, и все войны происходят из-за этого! Вечная истина, известная всем взрослым людям. По сюжету оперы, эта ария называется «Куплеты Мефистофеля”. Послушаем прекрасную музыку в русскоязычном варианте в исполнении Муслима Магомаева

Безусловно! Список прекрасных арий можно продолжать и продолжать бесконечно. Прослушав каждую из них вы, наверняка, поняли, что ария — это в музыке часть спектакля, которая требует огромной подготовки. Нужна постановка голоса, нужна прокачанная опора и в целом вокальный опыт. Я лично приглашаю каждого из вас, кто неровно дышит к арии и в целом к классической музыке, получить этот опыт у нас в школе вокала. Потому, что всегда хочется тянуться к легендам мировой музыки, всегда хочется учиться у гениев и сравнивать себя с ними.