Армения православные

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

Представляем Вам наш рейтинг самых красивых и значимых храмов Армении.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.

3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.

4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.

5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.

6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.

7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.

8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.

echmiadzin-1

9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.

10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.

11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.

12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.
13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.
14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.

sevan-3

15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.
16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.

17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.
18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.

19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.
20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.

21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.
22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.

vorotnavank-1

22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.
23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.
24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.
25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.

tatev-55

26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.
27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.
28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди
29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.
30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.

31. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.

Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье — Интерьеры армянских храмов.

Присоединиться к Паломническому туру в Армению.

фото: TRAVEL-ARMENIA, Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

Армяне были обращены в христианство благодаря деятельности Григория I Просветителя (по-армянски — Григор Лусаворич, впоследствии был причислен к лику святых) в 301, и Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Хотя Армянская Апостольская церковь изначально была самостоятельной, она поддерживала связи с другими христианскими церквами вплоть до Халкидонского (451г.) и Константинопольского (553г.) Вселенских соборов, а затем сохранила тесные связи только с Коптской (Египет), Эфиопской и Яковитской (Сирия) церквами.

Армянскую Апостольскую церковь возглавляет Католикос всех армян, резиденция которого с 1441 находится в Эчмиадзине. Каталикосат всех армян включает четыре патриархии (Эчмиадзинскую; Киликийскую, с 1293 по 1930 с резиденцией в городе Сис, совр. Козан, в Турции, а с 1930 — в Антилиасе, Ливан; Иерусалимскую, основанную в 1311; Константинопольскую, основанную в 16 в.) и 36 епархий (8 — в Армении, 1 — в Нагорном Карабахе, остальные — в тех странах мира, где имеются армянские общины).

В настоящее время, помимо Армянской Апостольской церкви, в Армении действуют Армянская католическая церковь, Армянская евангелическая церковь, синагога, а также церкви и молельные дома различных религиозных меньшинств.

Монастырь Нораванк

На уступе извилистого ущелья реки Гнишик в юго-восточном направлении от Еревана находится Монастырь Нораванк. Крупнейший в XII-XIV веках в Армении центр культуры и религии, он до сих пор остается одним из самых известных и интересных средневековых памятников. Одна из двух церквей с одинаковыми названиями Сурб Карапет, к сожалению, сохранилась лишь в руинах, другая была сооружена почти тремя столетиями позже, севернее своей предшественницы и в настоящее время является главной церковью монастыря.

Татевский монастырь

Татевский монастырь расположен у обрыва глубокого каньона реки Воротан, недалеко от селения Татев, что в переводе с армянского означает «дай крылья». Основанный в IX в. и скрытый от посторонних глаз, монастырь некоторое время был религиозным и политическим центром Сюникского княжества. В центре архитектурного ансамбля возвышается храм Сурб Погос-Петрос. По периметру крепостной стены расположены продолжающие скальное основание монастыря помещения, придающие архитектурному комплексу еще большую величественность.

Монастырь Гандзасар

На левом берегу реки Хачен , близ деревни Ванк в Нагорном Карабахе, находится Монастырь Гандзасар – наиболее обустроенный среди арцахских монастырей и единственный действующий. Главная церковь, построенная в 1216-1238 гг., посвящена Ованнесу Мкртицу. Монастырь, основанный в X в., многие столетия был культурным и духовным центром, а современники считают его «воплощением лучших достижений армянских зодчих XIII столетия».

Эчмиадзин

Эчмиадзин – центр Армянской Апостольской церкви, заложенный в 303 г на месте древнего языческого храма, почитаемый армянами всего мира. Прежнее название собора Вагаршапат. Эчмиадзин был и остается постоянным центром духовной власти страны. За всю историю существования его часто разрушали, но также часто восстанавливали и благоустраивали. Редкой особенностью собора является тот факт, что в нем, кроме главного, есть еще три алтаря, один из которых является святым местом. Считается, что именно сюда и сошел Христос в своем явлении Григорию.

Монастырь Хор Вирап

Вместо существующей ныне крепости-монастыря, здесь была царская тюрьма. «Вирап» на армянском языке — яма. Это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных. По летописям известного армянского историка Агатангегоса здесь нес свои мучения Григор Лусаворич — основоположник принятия христянства в Армении (301 г.). В монастыре Хор Вирапа располагалась духовная семинария. С территории монастыря, из-за особой близости, открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат

Монастырь Гегард

Время основания Гегарда точно не установлено. Вероятнее всего, на этом месте в начале IV века была основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах. Позднейшее название монастыря — Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине

Языческий храм Гарни

На холме, окруженном виноградниками, высятся остатки языческого храма (I век). Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в., при царе Трдате I. Руководитель археологической экспедиции Б. Аракелян сделал следующее сообщение об этой замечательной находке: «Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с изумительно тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа… «
На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.

Храм Звартноц

Корни армянского зодчества уходят в глубь веков, обогащаясь влиянием других культур: Рима, Греции, Византии, Ирана. Значительны и многообразны памятники древнего армянского зодчества. И одним из главных сокровищ армянской архитектуры является Звартноц — храм Бдящих Сил. Как и большинство других древних армянских храмов, Звартноц дошел до наших дней в развалинах.
Строительство храма Бдящих Сил началось в 641-643 годах и велось с перерывами на протяжении двадцати лет. Инициатором строительства был католикос Нерсес III Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему было посвящено множество восторженных похвал. Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение.

Монастырь Агарцин

Расположен в Тавушской области Армении в 18 км от города Дилижан, в лесистой долине Иджеванского хребта. Был построен в XI—XIII веках. Это — жемчужина, одно из самых таинственных мест в Армении, утопающее в зелени горных лесов.Монастырь Агарцин принадлежал к числу обителей Армении, разрушенных и разорённых в период нашествий турок-сельджуков во второй половине XI столетия. Со второй половины XII в., когда в северной Армении возродилась политическая жизнь армянских феодалов под эгидой грузинских Багратидов, разорённая страна стала быстро восстанавливаться. В первую очередь восстанавливались монастыри


Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник — Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции — участие в службе приняли… четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы – дети Бога без различия пола и возраста», — сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает «мученик за веру», является «черным монахом» и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», — сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал», — сказал отец Мартирос.

«Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату — 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», — сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке чем можем», — говорит сестра Аида.

«Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое», — сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», — сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу», — сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, — удивляется он. — Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права», — говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. «Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас».

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы может быть свободнее других граждан Армении», — сказала сестра Аида.

Карине Тер-Саакян, независимый журналист, Эчмиадзин

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване (Армения) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в ЕреванеХрам Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване ru.wikipedia.org

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — главная православная церковь в Ереване, расположенная в 7 км к северу от города, в селе Канакер.

Первый Полтавский полк Кубанского казачьего войска расположился здесь в 1828 г. после того, как отбил Ереван у персов. Изначально для него была построена временная церковь в 1906 г., а спустя 10 лет достроен и освящен постоянный храм.

Храм возвели в 1913-1916 гг. по типовому проекту военных церквей, всего в Российской империи было возведено 60 таких одинаковых храмов.

По прямому назначению храм использовали недолго: с 1917 г. церковь обезглавили, в период советской власти здесь находился продуктовый склад, а в годы войны ее переоборудовали в клуб для военных.

Храм открылся заново только в 1990-х гг., и тогда же начались работы по его восстановлению: за советские годы и особенно в период Великой Отечественной войны он сильно пострадал. К 2000 г. церковь восстановили и отреставрировали, однако прежний вид колокольни, изъятой в 1917 г., вернуть уже не удалось. Современный храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой здание с элементами русской и армянской архитектуры, отделанное розовым туфом и украшенное синими куполами, которые символизируют восславление Богородицы.

Сегодня храм Покрова Пресвятой Богородицы — главный храм Русской православной церкви в Армении.

С 2010 г. здесь хранится Владимирский образ Пресвятой Богородицы, созданный армянскими иконописцами, — подарок московского патриарха Кирилла и верховного патриарха и католикоса всех армян Гарегина II.

Практическая информация

Адрес: Ереван, ул. Закария Канакерци, 68.

Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00.

Вход: свободный.