Артаксеркс 3

Артаксеркс II Мнемон (др.-перс. Artaxšaçrā, перс. اردشیر — Ardašir, др.-греч. Αρταξέρξης) (ранее Оарcес) — персидский правитель из династии Ахеменидов в 405—359 до н. э. Сын Дария II и Паризатиды, прозванный благодаря своей памяти Мемноном (или Мнемоном, староперс. Abiyataka). Имя в переводе с древнеперсидского языка означает «могущественный».

Династическая борьба в Персидской империи между царём Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон, братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим (401—400 до н. э.), который располагал греческими наёмниками во главе с Ксенофонтом, позже выдающимся историком, описавшим эти события, ещё сильнее углубила кризис. Его брат Кир Младший стал оспаривать у него престол, победив его в 400 до н. э. в битве при Кунаксе. После этой междоусобной войны между братьями началось внутреннее разложение государства; сатрапы воевали друг с другом, и Артаксеркс был вынужден призвать на помощь против лакедемонян афинянина Конона. Наконец, Артаксеркс заключил со Спартой выгодный Анталкидов мир, по которому греческие города в Азии и Кипр переходила к Персии; тем не менее, в 375 до н. э. он был вынужден вернуть им свободу, чтобы быть в состоянии вести войну с Нектанебом I, фараоном Египта, окончившуюся, однако, неудачей. Внутренние раздоры и дворцовые заговоры окончательно омрачили старость Артаксеркса.

ЕСФИ́РЬ, Эс­фирь, Га­дас­са (евр. אסתר), суп­ру­га ца­ря Ар­так­сер­кса, ге­рои­ня од­но­имённой кни­ги Вет­хо­го За­ве­та, из­ба­вив­шая евр. на­род от ис­треб­ле­ния (гро­зивше­го ему из-за коз­ней цар­ско­го са­нов­ника Ама­на). Из­ло­же­ние ис­то­рии Е. на­чи­на­ет­ся с опи­са­ния рос­кош­но­го пи­ра, уст­ро­ен­но­го Ар­так­сер­ксом в Су­зах (Есф. 1:1–9). На 7-й день пи­ра Ар­так­серкс поже­лал, что­бы его суп­ру­га – ца­ри­ца Ас­тинь пред­ста­ла пе­ред пи­рую­щи­ми (Есф. 1:11); по­лу­чив от­каз, ос­корб­лён­ный царь при­ка­зал ли­шить Ас­тинь цар­ско­го дос­то­ин­ст­ва и на­чать по­ис­ки но­вой суп­ру­ги (Есф. 1:12–22). В чис­ле про­чих ко двор­цу бы­ла дос­тав­ле­на и Е., ко­то­рой со вре­ме­нем уда­лось при­об­ре­сти бла­го­во­ле­ние ца­ря и стать его же­ной (Есф. 2:17). Е. бы­ла си­ро­той, по смер­ти её ма­те­ри и от­ца вос­пи­ты­ва­лась как дочь в до­ме род­ст­вен­ни­ка, Мар­до­хея, сы­на Иа­и­ра, из ко­ле­на Ве­ниа­ми­но­ва (Есф. 2:5–7). Ук­ре­п­ле­нию по­ло­же­ния Мар­до­хея при цар­ском дво­ре спо­соб­ст­во­ва­ло рас­кры­тие им за­го­во­ра ев­ну­хов Га­ва­фы и Фар­ры, за­мыш­ляв­ших убить ца­ря (Есф. 2:21–23). Од­но­вре­мен­но Ар­так­серкс воз­ве­ли­чил Ама­на, сы­на Ама­да­фо­ва, по­том­ка ца­ря ама­ле­ки­тян Ага­га (Есф. 3:1–2). От­каз Мар­до­хея без­ро­пот­но под­чи­нять­ся раз­гне­вал Ама­на, и он за­ду­мал унич­то­жить всех иу­де­ев, «как на­род Мар­до­хе­ев» (Есф. 3:5–6). Аман убе­дил Ар­так­сер­кса, что иу­деи не при­зна­ют его вла­сти, и по его нау­ще­нию царь из­дал указ о по­го­лов­ном их ис­треб­ле­нии (Есф. 3:8–15). Уз­нав об этом, Мар­до­хей, об­лек­шись во вре­ти­ще, явил­ся к во­ро­там цар­ско­го двор­ца и при­звал Е. за­сту­пить­ся за свой на­род (Есф. 4:1–9). По­сле трёх­днев­но­го по­ста Е., не бу­ду­чи при­зван­ной, во­шла в цар­ские по­кои и, об­ре­тя ми­лость ца­ря, про­си­ла его вме­сте с Ама­ном при­сут­ст­во­вать на при­го­тов­лен­ном ею пи­ре (Есф. 5:1–5), а за­тем и на пи­ре сле­дую­ще­го дня (Есф. 5:6–8). На вто­ром пи­ру, уст­ро­ен­ном Е., Ар­так­серкс по­обе­щал вы­пол­нить лю­бое её же­ла­ние, и Е. по­про­си­ла ца­ря за­щи­тить её и весь её на­род от коз­ней Ама­на (Есф. 7:1–6). Раз­гне­ван­ный царь при­ка­зал каз­нить Ама­на, ко­то­рый был по­ве­шен на ви­се­ли­це, при­го­тов­лен­ной им для Мар­до­хея (Есф. 7:7–10). Мар­до­хей был на­зна­чен «вто­рым по­сле ца­ря» (Есф. 10:3), к не­му пе­ре­шло всё иму­ще­ст­во Ама­на (Есф. 8:1–3). То­гда же по прось­бе Е. Ар­так­серкс из­дал но­вый указ, раз­ре­шав­ший иу­де­ям «со­брать­ся и стать на за­щи­ту жиз­ни сво­ей, ис­тре­бить, убить и по­гу­бить всех силь­ных в на­ро­де и в об­лас­ти, ко­то­рые во вра­ж­де с ни­ми» (Есф. 8:11; см. так­же 8:4–17). В про­изо­шед­ших по­сле это­го столк­но­ве­ни­ях, в ко­то­рых иу­деи одер­жа­ли верх, бы­ло уби­то 500 чел., в т. ч. все сы­но­вья Ама­на, а по стра­не в це­лом – 75 тыс. чел. (Есф. 9:1–17). В па­мять об этих со­бы­ти­ях Е. и Мар­до­хе­ем был ус­та­нов­лен еже­год­ный празд­ник Пу­рим, от­ме­чае­мый иу­дея­ми и по­ны­не. Со­глас­но древ­ней­шей тра­ди­ции, ему пред­ше­ст­ву­ет пост Е. (Та­анит Эс­тер) 13-го дня ме­ся­ца Ада­ра. В пост Е. чи­та­ют­ся осо­бые мо­лит­вы (сли­хот) и от­рыв­ки из Кни­ги Ис­ход (32:11–14, 34:1–10). Кни­га Ес­фирь вхо­дит в вет­хо­за­вет­ный ка­нон у всех хри­сти­ан, так­же в чис­ло Пи­са­ний (ке­ту­вим) ка­но­нич. евр. Биб­лии, яв­ля­ясь её 21-й кни­гой.