Август стихотворение

18 сентября 1931 года
Япония нападает на Манчжурию.

2 октября 1935 — май 1936 года
Фашистская Италия вторгается в Эфиопию, завоевывает и аннексирует ее.

25 октября — 1 ноября 1936 года
Нацистская Германия и фашистская Италия 25 октября заключают договор о сотрудничестве; 1 ноября объявляется о создании «Оси Рим-Берлин».

25 ноября 1936 года
Нацистская Германия и империалистическая Япония заключают Антикоминтерновский пакт, направленный против СССР и международного коммунистического движения.

7 июля 1937 года
Япония вторгается в Китай, начинается Вторая мировая война в зоне Тихого океана.

11-13 марта 1938 года
Германия присоединяет Австрию (так называемый Аншлюс).

Аншлюс, март 1938 года

29 сентября 1938 года
Германия, Италия, Великобритания и Франция подписывают Мюнхенское соглашение, обязывающее Чехословацкую республику уступить нацистской Германии Судетскую область (где находились ключевые чехословацкие оборонительные сооружения).

14-15 марта 1939 года
Под давлением Германии словаки объявляют о своей независимости и создают Словацкую республику. Немцы нарушают Мюнхенское соглашение, оккупировав остатки чешских земель, и создают Протекторат Богемии и Моравии.

31 марта 1939 года
Франция и Великобритания дают гарантии неприкосновенности границ польского государства.

7-15 апреля 1939 года
Фашистская Италия нападает на Албанию и аннексирует ее.

23 августа 1939 года
Нацистская Германия и Советский Союз подписывают пакт о ненападении и секретное приложение к нему, по которому Европа разделяется на сферы влияния.

1 сентября 1939 года
Германия вторгается в Польшу, начав Вторую мировую войну в Европе.

Падение Варшавы

3 сентября 1939 года
Выполняя свои обязательства перед Польшей, Великобритания и Франция объявляют войну Германии.

17 сентября 1939 года
Советский Союз вторгается в Польшу с востока.

27-29 сентября 1939 года
27 сентября сдается Варшава. Польское правительство отправляется в изгнание через Румынию. Германия и Советский Союз делят Польшу между собой.

30 ноября 1939 года — 12 марта 1940 года
Советский Союз нападает на Финляндию, развязав так называемую Зимнюю войну. Финны просят о перемирии и вынуждены уступить Советскому Союзу Карельский перешеек и северный берег Ладожского озера.

9 апреля — 9 июня 1940 года
Германия вторгается в Данию и Норвегию. Дания сдается в день нападения; Норвегия сопротивляется до 9 июня.

10 мая — 22 июня 1940 года
Германия вторгается в западную Европу — Францию и нейтральные страны Бенилюкса. Люксембург оккупирован 10 мая; Нидерланды сдаются 14 мая; Бельгия — 28 мая. 22 июня Франция подписывает соглашение о перемирии, согласно которому германские войска оккупируют северную часть страны и все атлантическое побережье. В южной части Франции устанавливается коллаборационистский режим со столицей в городе Виши.

10 июня 1940 года
Италия вступает в войну. 21 июня Италия вторгается в южную Францию.

28 июня 1940 года
СССР принуждает Румынию уступить восточную область Бессарабии и северную половину Буковины Советской Украине.

14 июня — 6 августа 1940 года
14-18 июня Советский Союз оккупирует прибалтийские государства, 14-15 июля устраивает в каждом из них коммунистический переворот, а затем, 3-6 августа, присоединяет их в качестве Советских республик.

10 июля — 31 октября 1940 года
Война в воздухе против Англии, известная как Битва за Британию, кончается поражением нацистской Германии.

30 августа 1940 года
Второй Венский арбитраж: Германия и Италия выносят решение разделить спорную Трансильванию между Румынией и Венгрией. Потеря северной Трансильвании приводит к тому, что румынский король Кароль II отрекается от престола в пользу своего сына Михая, а к власти приходит диктаторский режим генерала Иона Антонеску.

Встреча Иона Антонеску с Гитлером

13 сентября 1940 года
Итальянцы нападают на находящийся под контролем Британии Египет с территории управляемой ими самими Ливии.

27 сентября 1940 года
Германия, Италия и Япония подписывают Трехсторонний пакт.

Октябрь 1940 года
28 октября Италия вторгается в Грецию с территории Албании.

Ноябрь 1940 года
К германской коалиции присоединяются Словакия (23 ноября), Венгрия (20 ноября) и Румыния (22 ноября).

Февраль 1941 года
Германия посылает в северную Африку свой Африканский корпус, чтобы поддержать нерешительно действующих итальянцев.

1 марта 1941 года
Болгария присоединяется к «Оси».

6 апреля — июнь 1941 года
Германия, Италия, Венгрия и Болгария вторгаются в Югославию и разделяют ее. 17 апреля Югославия капитулирует. Германия и Болгария нападают на Грецию, помогая итальянцам. Греция прекращает сопротивление в начале июня 1941 года.

10 апреля 1941 года
Лидеры террористического движения усташей провозглашают так называемое Независимое государство Хорватия. Немедленно признанное Германией и Италией, новое государство включает в себя также Боснию и Герцеговину. Хорватия официально присоединяется к государствам «Оси» 15 июня 1941 года.

22 июня — ноябрь 1941 года
Нацистская Германия и ее союзники (за исключением Болгарии) нападают на Советский Союз. Финляндия, стремясь вернуть потерянные во время Зимней войны территории, присоединяется к «Оси» непосредственно перед вторжением. Немцы быстро захватывают прибалтийские государства и уже к сентябрю при поддержке присоединившихся финнов осаждают Ленинград (Санкт-Петербург). На центральном фронте германские войска в начале августа занимают Смоленск и к октябрю подходят к Москве. На юге германские и румынские войска в сентябре захватывают Киев, а в ноябре — Ростов-на-Дону.

6 декабря 1941 года
Предпринятое Советским Союзом контрнаступление заставляет гитлеровцев в беспорядке отступить от Москвы.

7 декабря 1941 года
Япония бомбит Перл-Харбор.

Япония атакует Перл-Харбор

8 декабря 1941 года
США объявляют войну Японии и вступают во Вторую мировую войну. Японские войска высаживаются на Филиппинах, во французском Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) и в британском Сингапуре. К апрелю 1942 года Филиппины, Индокитай и Сингапур оккупированы японцами.

11-13 декабря 1941 года
Нацистская Германия и ее союзники объявляют войну Соединенным Штатам.

30 мая 1942 года — май 1945 года
Британцы бомбят Кёльн, таким образом впервые перенеся военные действия на территорию самой Германии. В последующие три года англо-американская авиация почти полностью разрушает крупные города Германии.

Июнь 1942 года
Британские и американские военно-морские силы останавливают продвижение японского флота в центральной части Тихого океана возле островов Мидуэй.

28 июня — сентябрь 1942 года
Германия и ее союзники предпринимают новое наступление в Советском Союзе. Германские войска к середине сентября пробиваются к Сталинграду (Волгограду) на Волге и вторгаются на Кавказ, предварительно захватив Крымский полуостров.

Август — ноябрь 1942 года
Американские войска останавливают продвижение японцев в сторону Австралии в битве на Гуадалканале (Соломоновы острова).

23-24 октября 1942 года
Британская армия наносит поражение Германии и Италии в битве при Эль-Аламейне (Египет), принудив войска фашистского блока к беспорядочному отступлению через Ливию к восточной границе Туниса.

8 ноября 1942 года
Американские и британские войска высаживаются в нескольких местах на побережье Алжира и Марокко во французской северной Африке. Неудачная попытка вишистской французской армии помешать вторжению позволяет Союзникам быстро достигнуть западной границы Туниса и приводит к тому, что 11 ноября Германия оккупирует южную Францию.

23 ноября 1942 года — 2 февраля 1943 года
Советская армия контратакует, прорывает линии венгерских и румынских войск к северу и югу от Сталинграда и блокирует в городе германскую Шестую армию. Остатки Шестой армии, которой Гитлер запретил отступать или пытаться вырваться из окружения, капитулируют 30 января и 2 февраля 1943 года.

13 мая 1943 года
Войска фашистского блока в Тунисе сдаются Союзникам, заканчивая этим североафриканскую кампанию .

5 июля 1943 года
Германские войска предпринимают массированную танковую атаку под Курском. Советская армия в течение недели отражает атаку, а затем переходит в наступление.

10 июля 1943 года
Американские и британские войска высаживаются на Сицилии. К середине августа Союзники берут Сицилию под свой контроль.

Оккупированные Германией территории Италии, 1943 год

25 июля 1943 года
Большой совет итальянской фашистской партии смещает Бенито Муссолини и поручает маршалу Пьетро Бадольо сформировать новое правительство.

8 сентября 1943 года
Правительство Бадольо безоговорочно капитулирует перед Союзниками. Германия немедленно захватывают контроль над Римом и северной Италией, установив марионеточный режим во главе с Муссолини, освобожденным из заключения германским диверсионным отрядом 12 сентября.

9 сентября 1943 года
Союзные войска высаживаются на побережье Салерно возле Неаполя.

6 ноября 1943 года
Советская армия освобождает Киев.

22 января 1944 года
Союзные войска успешно высаживаются возле Анцио, чуть южнее Рима.

19 марта 1944 года
Предупреждая намерение Венгрии выйти из коалиции «Оси», Германия оккупирует Венгрию и заставляет ее правителя, адмирала Миклоша Хорти, назначить прогерманского премьер-министра.

4 июня 1944 года
Союзные войска освобождают Рим. Англо-американские бомбардировщики впервые поражают цели, расположенные в восточной Германии; это продолжается шесть недель.

6 июня 1944 года
Британские и американские войска успешно высаживаются на побережье Нормандии (Франция), открыв Второй фронт против Германии.

Десантная операция британских войск на побережье Нормандии в день "Д" — начало высадки Союзников во Франции, открытие второго фронта

22 июня 1944 года
Советские войска начинают массированное наступление в Белоруссии (Беларуси), уничтожив германскую армию группы «Центр», и к 1 августа направляются на запад, к Висле и Варшаве (центральная Польша).

25 июля 1944 года
Англо-американская армия прорывается с плацдарма в Нормандии и движется на восток по направлению к Парижу.

1 августа — 5 октября 1944 года
Польская антикоммунистическая Армия Крайова поднимает восстание против германского режима, пытаясь освободить Варшаву до подхода Советских войск. Продвижение советской армии приостанавливается на восточном берегу Вислы. 5 октября остатки сражавшейся в Варшаве Армии Крайовы сдаются немцам.

15 августа 1944 года
Союзные войска высаживаются в южной Франции недалеко от Ниццы и быстро движутся на северо-восток, к Рейну.

20-25 августа 1944 года
Союзные войска достигают Парижа. 25 августа Французская Свободная армия при поддержке Союзных войск вступает в Париж. К сентябрю Союзники достигают германской границы; к декабрю практически вся Франция, большая часть Бельгии и часть южных Нидерландов освобождены.

23 августа 1944 года
Появление Советской армии на реке Прут побуждает румынскую оппозицию свергнуть режим Антонеску. Новое правительство заключает перемирие и незамедлительно переходит на сторону Союзников. Такой поворот румынской политики заставляет Болгарию сдаться 8 сентября, а Германию — покинуть территорию Греции, Албании и южной Югославии в октябре.

29 августа — 27 октября 1944 года
Подпольные отряды словацкого Сопротивления под руководством Словацкого национального совета, в который входят как коммунисты, так и антикоммунисты, поднимают восстание против германских властей и местного фашистского режима. 27 октября немцы захватывают город Банска Бистрица, где находится штаб восставших, и подавляют организованное сопротивление.

12 сентября 1944 года
Финляндия заключает перемирие с Советским Союзом и выходит из коалиции «Оси».

20 октября 1944 года
Американские войска высаживаются на Филиппинах.

15 октября 1944 года
Венгерская фашистская партия «Скрещённые стрелы» совершает прогерманский государственный переворот, чтобы помешать венгерскому правительству начать с Советским Союзом переговоры о капитуляции.

16 декабря 1944 года
Германия предпринимает на западном фронте последнее наступление, известное как Арденнское сражение, пытаясь отвоевать Бельгию и разделить силы Союзников, размещенные вдоль германской границы. К 1 января 1945 года немцы вынуждены отступить.

12 января 1945 года
Советская армия предпринимает новое наступление: в январе освобождает Варшаву и Краков; 13 февраля, после двухмесячной осады, захватывает Будапешт; в начале апреля выгоняет из Венгрии немцев и венгерских коллаборационистов; взяв 4 апреля Братиславу, заставляет капитулировать Словакию; 13 апреля вступает в Вену.

7 марта 1945 года
Американские войска пересекают Рейн под Ремагеном.

16 апреля 1945 года
Советские войска переходят в решающее наступление, окружив Берлин.

Апрель 1945 года
Партизанские отряды под руководством лидера югославских коммунистов Иосипа Броз Тито захватывают Загреб и свергают режим усташей. Руководители партии усташей бегут в Италию и Австрию.

30 апреля 1945 года
Гитлер совершает самоубийство.

7 мая 1945 года
Германия капитулирует перед западными Союзниками.

9 мая 1945 года
Германия капитулирует перед Советским Союзом.

Вторая мировая война в Европе

Май 1945 года
Союзные войска захватывают Окинаву, последний остров на пути к Японскому архипелагу.

6 августа 1945 года
Соединенные Штаты сбрасывают атомную бомбу на Хиросиму.

8 августа 1945 года
Советский Союз объявляет войну Японии и вторгается в Манчжурию.

9 августа 1945 года
Соединенные Штаты сбрасывают атомную бомбу на Нагасаки.

2 сентября 1945 года
Япония, согласившаяся на условия безоговорочной капитуляции еще 14 августа 1945 года, официально капитулирует, тем самым поставив точку во Второй мировой войне.



«Август» Б.Пастернак

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Август № 1

«Август» Борис Пастернак

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Анализ стихотворения Пастернака «Август»

Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не знал об этом. Хотя и признавался, что его постоянно тянуло зайти в православный храм. Став состоявшимся поэтом и известным литератором, Пастернак неожиданно для себя обратился к теме религии и создал цикл произведений, в которых затронул вопросы православной веры. Для того чтобы понять, насколько сложно было работать над такими произведениями, следует обратиться к тому времени, когда они создавались. Так, стихотворение «Август» было написано в 1953 году, который ознаменовался новым витком гонений на православие. К тому же следует учитывать, что Борис Пастернак, являясь выходцем из еврейской семьи, после крещения стал изгоем среди своих соплеменников и при том не был принят в русской православной среде, малочисленной и постоянно подвергающейся репрессиям. Поэтому со стороны поэта надо было обладать огромным мужеством, чтобы написать стихотворение, посвященное Преображению Господню, и даже опубликовать его, зная заранее, к чему подобный шаг может привести.

Впрочем, для 63-летнего Пастернака, который недавно перенес инфаркт и мог умереть в любой момент, период заигрывания с властями уже закончился. Именно по этой причине он откровенно рассказывает о своих душевных переживаниях и при этом намекает на то. что дни его сочтены. Обращаясь к своим друзьям, поэт отмечает: «Мне снилось, что ко мне на проводы шли по лесу вы друг за дружкой». Проснувшись от теплого августовского солнца, лучи которого своевольно пробрались в комнату, поэт отметил, что его подушка мокра от слез. И вспомнил, что 19 августа православная церковь отмечает великий праздник. Сон, увиденный накануне Преображения господня, Пастернак воспринял как верный знак того, что очень скоро ему предстоит уйти в иной мир. И самое удивительное в том, что именно во сне автор прощался не только со своими друзьями, но и со всем тем, что дорого ему в этом мире.

Это – отнюдь не материальные ценности, к которым Пастернак после того, как лицом к лицу столкнулся со смертью, стал относиться с заметным пренебрежением. Поэта гораздо больше волнуют ценности духовные, поэтому он отмечает: «Прощай, лазурь Преображенская и золото второго Спаса». Поэт понимает, что прожил очень сложную и непростую жизнь, когда за возможность выражать свои мысли приходилось бороться в прямом смысле этого слова. Эпоху социализма поэт считает годами «безвременщины», наполненными унижений, которые прервали его «полета вольного упорство». Но Пастернак ни о чем не сожалеет, так как ему довелось познать «и творчество, и чудотворство», постичь гармонию мира и испытать подлинное счастье.

«Август», анализ стихотворения Пастернака

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Август № 2

Отношения с религией складывались у Бориса Пастернака сложно. Крещеный выходец из еврейской семьи не был принят в православной русской среде. Но, став известным литератором, Пастернак неожиданно обратился к религиозной теме и создал цикл произведений, где затронул тему православия.

Стихотворение «Август» датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно было обладать немалым мужеством, чтобы написать произведение о Преображении Господнем и опубликовать его.

Для Пастернака, недавно перенесшего инфаркт, время заигрывания с властью закончилось. Поэтому в стихотворении «Август» поэт откровенно поведал о своих переживаниях и с горечью намекнул, что дни его сочтены. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Борис Пастернак начал пренебрежительно относиться к материальным благам. Его куда больше волновали ценности духовные.

«Август» состоит из двенадцати строф, многие из которых со временем стали популярными и широко цитируемыми. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический герой видит собственные похороны. Само же действие состоит из нескольких последовательных событий: сон, слезы, пробуждение.

Разбуженный лучами солнца, лирический герой заметил мокрую от слез подушку. Он вспомнил, что православие отмечает в этот день великий праздник Преображения Господня. Когда Иисус Христос молился на горе Фавор в Галилее, его лик внезапно озарился светом Божественного величия. И все ученики это увидели.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора…

Приснившийся накануне праздника сон герой воспринял как пророчество – ему придется в ближайшее время покинуть этот мир. Во сне он прощается с друзьями и с тем, чем дорожил в этой жизни. Летнее солнце яркими лучами разрушило сон героя, в котором тот видел свою смерть. Таким образом, солнце как бы воскресило его. Символ света играет важную роль в стихотворении. Солнечные лучи озаряют все вокруг светом божественной любви и добра.

Сила света постепенно нарастает, но появляются образы, наполненные трагическим смыслом, красные тона преобладают над остальными. Если в первой части стихотворения осень только зарождается «ясная, как знаменье». то в последующих строфах она уже господствует вовсю: имбирно-красный лес, облетевшая листва, притихшие вершины. Это время года символизирует переход в новое состояние, начало чего-то необычного, мостик к иной жизни.

Далее герой видит смерть в облике «казенной землемерши». которая оценивает его рост.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Автор неожиданной рифмой соединил смерть с умершим лицом, усилив впечатление повторяющимися звуками «з». «с». «ш». Смерть, по мнению Пастернака, способна только оценить рост покойника, чтобы выкопать ему яму. Духовный уровень поэта, его внутренний потенциал ей совершенно безразличны.

В заключительных строфах стихотворения звучит «не тронутый распадом»»провидческий» голос, который прощается с миром. Герой воспринимает свою смерть как избавление от мук и страданий души, переход в светлую реальность.

Слова здесь пронизаны особой силой и эмоциями: «поле твоего сраженья». «бездна унижений». «упорство». «вызов». «размах крыла». «горечь рокового часа». «полет». В строках слышен сильный, волнующий голос души героя, наполненный жизнью, которую дает ему творчество.

В Иисусе Христе соединились две сущности — человеческая и божественная. В каждом из нас также есть два начала, считает Пастернак. Под божественным он подразумевает желание творить. Смерть и прощание с лирическим героем в день Преображения создает образ просветления. духовного прозрения. А за преображением, согласно евангельской хронологии, должно последовать воскресение. Герой не просто уснул и проснулся, он умер и воскрес, а также преобразился, очистился, о чем говорит мокрая от слез подушка. Пробуждение героя, таким образом, становится символом духовной победы над смертью .

Примечательно, что эпоху социализма Пастернак называет в стихотворении годами, наполненными унижением, прервавшими полет его вольной мысли. Но поэт не жалеет, ведь он познал «и творчество, и чудотворство». испытал настоящее счастье, постиг гармонию мира.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Август».

Действие стихотворения представляет собой цепь, состоящую из нескольких взаимообусловленных и последовательных сюжетных событий: пробуждение героя, слезы, сон. Мотив сна является здесь стержневым. Сон в свою очередь определяет четыре мотива-события, чередование которых подчиняются прихотливой логике сна, это мотивы смерти, Преображения, смерти как ритуала, провидческого голоса. 1

Поясним для начала христианские символы, упомянутые в стихотворении:

Преображение Господне – двунадесятый праздник, установленный в память события просветления божественной славы Христа Спасителя на горе Фаворе. 2

Фавор – гора в Палестине. Предание церкви признает гору Фавор горой Преображения Господня. 3

Спас – название трех церковно-бытовых праздников у православных. С. первый – медовый, второй – яблочный, третий – полотняный (1, 6, 16 августа по старому стилю). 4

Стихотворение можно разделить на две части: в первой описывается смерть героя во сне, во второй – смерть как ритуал, погребение.

Мы можем предположить, что герой проснулся от солнечного луча, который можно рассматривать как природное явление:

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Но в контексте данного стихотворения луч солнца приобретает метафорическое значение: 1) образ рая, открытые врата в него; 2) свет, исходящий от Иисуса Христа, святого духа.

Текст переносит нас в церковную христианскую среду, а именно в праздник Преображения Господня, другим символом становится исходящий в этот день по преданию Фаворский свет:

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг вспомнил кто-то, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная как знаменье,

К себе приковывает взоры.

Именно на этот свет переходит метафора «свет без пламени», тот таинственный свет, которым просияло лицо Господа при Преображении.

Образ осени в стихотворении олицетворяет перелом, переход в иное состояние, начало чего-то нового, необычного, приход новой жизни.

Во второй части стихотворения описывается сам ритуал смерти, погребение тела:

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

В указанной строфе могила принимает значение ямы, где навсегда остается только тело человека, а рост – духовный рост, так как герой талантлив, одарен. Душа не остается в могиле, она уходит в иной мир, становясь богаче, вбирая в себя все то, что имело значение для человека в его жизни.

Герой видит свою смерть в светлый праздник Преображения, поэтому смерть воспринимается им как избавление от мирских терзаний, страданий, как переход в иной, светлый мир.

Образный ряд Фаворский свет – лес кладбищенский горит – небо представляет собой путь в иной мир. Сначала герой видит свет, озарявший лик Христа, затем горящий лес, олицетворяющий скопление душ, близких творчеству героя, небо – как дом для душ.

После физического ухода человека душа его сталкивается с ликом самой смерти.

Преображение для лирического героя – главное для его души. Дух остается навечно, можно говорить о бессмертии поэта.

Изначально мир был совершенен, без страданий, испытаний, таким, каким его создал Господь Бог. Именно в такой мир и возносится душа после смерти человека.

Стихотворение «Август» принадлежит циклу «Стихотворения Юрия Живаго». В отличие от стихотворений «Зимняя ночь», «Сказка», мы не знаем, при каких обстоятельствах писал его герой, но можно предположить, что толчком к написанию мог стать рассказ Юрия Анне Ивановне о воскресении, душе и смерти, о том, что душа человека это то, что мы есть в других, душа не перевоплощается, а распространяется в мире (1 кн. 3 ч. 3 гл.). Или эпизод, где Юрий, чувствуя болезнь, страшится и плачет вместе с душой ( 2 кн. 13 ч. 10 гл.). Можно предположить, что именно эти слезы увлажнили подушку лирического героя стихотворения:

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

1 Власов, А. Дар живого духа: (стихотворения Б. Пастернака «Август» и «Разлуга» в контексте романа «Доктор Живаго»)//Вопросы литературы. – 2004.-№5.-С.216-238.

2 Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона.-М. Эксмо, 2008. – С.479

Доклад: Анализ стихотворения Пастернака Август

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Август № 3

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Август».

Действие стихотворения представляет собой цепь, состоящую из нескольких взаимообусловленных и последовательных сюжетных событий: пробуждение героя, слезы, сон. Мотив сна является здесь стержневым. Сон в свою очередь определяет четыре мотива-события, чередование которых подчиняются прихотливой логике сна, это мотивы смерти, Преображения, смерти как ритуала, провидческого голоса.

Поясним для начала христианские символы, упомянутые в стихотворении:

Преображение Господне – двунадесятый праздник, установленный в память события просветления божественной славы Христа Спасителя на горе Фаворе.

Фавор – гора в Палестине. Предание церкви признает гору Фавор горой Преображения Господня.

Спас – название трех церковно-бытовых праздников у православных. С. первый – медовый, второй – яблочный, третий – полотняный (1, 6, 16 августа по старому стилю).

Стихотворение можно разделить на две части: в первой описывается смерть героя во сне, во второй – смерть как ритуал, погребение.

Мы можем предположить, что герой проснулся от солнечного луча, который можно рассматривать как природное явление:

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Но в контексте данного стихотворения луч солнца приобретает метафорическое значение: 1) образ рая, открытые врата в него; 2) свет, исходящий от Иисуса Христа, святого духа.

Текст переносит нас в церковную христианскую среду, а именно в праздник Преображения Господня, другим символом становится исходящий в этот день по преданию Фаворский свет:

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг вспомнил кто-то, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная как знаменье,

К себе приковывает взоры.

Именно на этот свет переходит метафора «свет без пламени», тот таинственный свет, которым просияло лицо Господа при Преображении.

Образ осени в стихотворении олицетворяет перелом, переход в иное состояние, начало чего-то нового, необычного, приход новой жизни.

Во второй части стихотворения описывается сам ритуал смерти, погребение тела:

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

В указанной строфе могила принимает значение ямы, где навсегда остается только тело человека, а рост – духовный рост, так как герой талантлив, одарен. Душа не остается в могиле, она уходит в иной мир, становясь богаче, вбирая в себя все то, что имело значение для человека в его жизни.

Герой видит свою смерть в светлый праздник Преображения, поэтому смерть воспринимается им как избавление от мирских терзаний, страданий, как переход в иной, светлый мир.

Образный ряд Фаворский свет – лес кладбищенский горит – небо представляет собой путь в иной мир. Сначала герой видит свет, озарявший лик Христа, затем горящий лес, олицетворяющий скопление душ, близких творчеству героя, небо – как дом для душ.

После физического ухода человека душа его сталкивается с ликом самой смерти.

Преображение для лирического героя – главное для его души. Дух остается навечно, можно говорить о бессмертии поэта.

Изначально мир был совершенен, без страданий, испытаний, таким, каким его создал Господь Бог. Именно в такой мир и возносится душа после смерти человека.

Стихотворение «Август» принадлежит циклу «Стихотворения Юрия Живаго». В отличие от стихотворений «Зимняя ночь», «Сказка», мы не знаем, при каких обстоятельствах писал его герой, но можно предположить, что толчком к написанию мог стать рассказ Юрия Анне Ивановне о воскресении, душе и смерти, о том, что душа человека это то, что мы есть в других, душа не перевоплощается, а распространяется в мире (1 кн. 3 ч. 3 гл.). Или эпизод, где Юрий, чувствуя болезнь, страшится и плачет вместе с душой ( 2 кн. 13 ч. 10 гл.). Можно предположить, что именно эти слезы увлажнили подушку лирического героя стихотворения:

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Власов, А. Дар живого духа: (стихотворения Б. Пастернака «Август» и «Разлуга» в контексте романа «Доктор Живаго»)//Вопросы литературы. – 2004.-№5.-С.216-238.

Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона.-М. Эксмо, 2008. – С.479

Слушать стихотворение Пастернака Август

Темы соседних сочинений

Пастернак

Конец августа. Раннее утро. Солнце только что поднялось из-за верхушек соснового бора и осветило просторное моховое болото. По краям оно поросло частым березняком. Среди него темнеют одиночные молодые сосенки.

Вся земля в низинах покрыта зелёным мохом, а на буграх — целые заросли брусники, черники, гонобобеля.

В воздухе пахнет свежестью, багульником и каким-то особенным запахом вянущих трав и листвы.

Вон на берёзках уже золотятся первые пряди. Отдельные листья, как жёлтые бабочки, кружатся в воздухе и садятся на землю, на зелёные шапки мха.

Ночами уже по-осеннему серебрят землю обильные холодные росы. А на восходе солнца всё кругом — земля, кусты и деревья, — всё искрится разноцветными огоньками, будто в каждом листке, на каждой травинке вспыхнул да так и остался гореть утренний солнечный луч.

Но особенно ярко сверкают обрызганные росой паутинные звёзды. Ими украшены ветви кустов и деревьев. И в каждой звезде, в самом центре, как крупная жемчужина, сидит паук-крестовик.

Я осторожно пробираюсь среди кустов, отяжелевших от ночной росы. Мой пойнтер Джек деловито обнюхивает моховые кочки, заросли брусники, черники в поисках тетеревиных бродков. Это следы, которые оставляют птицы, бродя по росистой траве. В этот утренний час тетерева выходят кормиться из лесной чащи. Самое время застать их на открытых полянах.

Джек уже стар, чутьё у него ослабло, но зато с каким мастерством разбирается он в запутанном, сложном рисунке тетеревиных бродков! Наконец выходной птичий след найден. Джек осторожно отправляется по нему к ближайшим кустам, к молодым берёзкам и там замирает на стойке.

Я подхожу, командую: «Вперёд!» Джек нерешительно делает шаг, другой, и из-под кустов, из густой, слегка завядшей травы, с шумом взлетают тетерева.

Вскидываю ружьё, стреляю. Одна из птиц падает, сбивая с берёзок жёлтые листья. Джек видит её падение, слышит, как она тяжело шлёпнулась на сырую землю, но продолжает стоять, не трогаясь с места. И, только когда я посылаю его вперёд, он опрометью бросается в кусты и через минуту выходит оттуда, неся во рту убитого тетерева. А какое блаженство выражает его собачья морда! Он забавно морщит нос, улыбается и суёт мне в руки добычу. Но, когда я хочу её взять, он чуть-чуть придерживает зубами, будто желая продлить этот миг нашего охотничьего торжества.

— Ну отдай, отдай, пожалуйста, — ласково говорю я.

Джек отдаёт и во все глаза глядит, как я прячу добычу в сумку. На его мягких губах и даже на кончике носа прилипли тетеревиные пёрышки. Я снимаю их, и мы отправляемся дальше.

Но бывает и так. Скроется Джек где-нибудь за кустами да там и станет на стойку. А я не вижу, не знаю, где он. Бегаю по кустам, ищу, зову, даже иной раз охрипну — Джек не идёт. Но почему же? Ведь он слышит меня. Почему же он не отойдёт со стойки, не подбежит ко мне? Вместе бы мы куда скорее опять подошли к найденной дичи. Неужели такой умный пёс не может понять самую простую вещь? Ведь, кажется, сообрази он, что нужно сделать, когда я не вижу его, подойди ко мне сам, насколько осмысленнее, интереснее сделалась бы охота. Нет, значит, страсть, которая приковала Джека к затаившейся дичи, так сильна, что в этот миг лишает его природной смекалки. Ничего уж тут не поделаешь.

Обычно мы охотимся с Джеком всё утро, пока тетерева не уйдут в чащу. Тогда мы возвращаемся домой в деревню.

На крыльце меня поджидает жена. Возле неё на солнышке греется Фрина красный сеттер, баловень и любимица.

Увидя нас, Фрина вскакивает, стремительно бросается навстречу. Подбежит к Джеку и начинает его обнюхивать. При этом Джек обычно стоит в позе победителя, гордо подняв голову и вытянув в струнку свой «прут».

С особым старанием Фрина обнюхивает морду Джека, тычет нос ему прямо в губы, будто целует его. От мягких Джекиных губ, наверное, пахнет тетеревами, которых он недавно держал во рту, подавая мне дичь, и этот запах для Фрины куда приятнее, чем для нас самые тонкие, дорогие духи.

— Хоть бы разок взял на охоту Фрину! — укоризненно говорит мне жена.

— Ну зачем её брать? — отвечаю я. — Ведь ты же сама знаешь. Пробовали её натаскивать, в позапрошлом году целое лето жила у егеря. Вернул назад, сказал — никуда не годится.

— Да знаю! — с досадой отвечает жена. — Не для охоты возьми, а для неё самой. Видишь, как она радуется, когда вас встречает.

Но ходить на охоту с негодной собакой только ради её удовольствия мне, признаться, совсем не хотелось. Я продолжал охотиться с Джеком, а Фрина оставалась дома.

* * *

И всё-таки однажды жена упросила меня взять Фрину в лес, в настоящие тетеревиные места. Это было уже в сентябре.

В прохладный осенний денёк мы пошли на лесные вырубки. Там росло пропасть брусники и обычно держались тетерева. Джека на этот раз я оставил дома, а чтобы он не волновался, ружья с собой тоже не взял.

Жена всю дорогу вела Фрину на поводке, чтобы та зря не бегала по лесу, не гонялась за птичками.

— Ну, Фринушка, найди-ка нам тетерева, — ласково сказала жена, гладя собаку и спуская её с поводка.

Почувствовав себя на свободе, Фрина со всех ног помчалась в лес. В один миг скрылась с глаз.

Я попробовал вернуть её и заставить искать как полагается, не тут-то было: Фрина не слушалась ни окриков, ни свистка.

Она носилась по лесу словно вихрь, только изредка попадаясь нам на глаза.

— Теперь сама видишь, — сказал я жене, — на охоте она никуда не годится — летает как полоумная, всё живое разгонит.

— Да, вижу, — нехотя согласилась жена.

Мы пошли не спеша по лесной тропинке по направлению к дому, уже больше не обращая никакого внимания на Фрину, — носись себе сколько душе угодно! Изредка я только посвистывал, чтобы она знала, где мы, и не потерялась в лесу.

Но вот Фрина, очевидно вдоволь набегавшись, явилась к нам сама, и какая-то виноватая, смущённая. Подходит нерешительно, уши прижала, глядит прямо в глаза.

— Ты что, испугалась чего-нибудь? — спросила жена.

Собака приостановилась и неожиданно совсем легла.

В чём же дело? Мы позвали её и тихонько пошли по дорожке. Глядим — не идёт за нами. Всё на том же месте лежит, а сама глядит на нас, глаз не спускает.

— Что-то неладно. Уж не укусила ли её змея? — забеспокоилась жена.

Мы подошли к собаке.

И вдруг она робко приподнялась и тихо-тихо пошла прочь в кусты. А сама всё оглядывается, смотрит — идём ли мы за нею.

— Она нас куда-то ведёт, — сказала жена.

— Да куда там вести, просто так, дурака валяет, — ответил я.

Мне уже надоело это бесцельное хождение по лесу. То ли дело пройтись теперь по этим же вырубкам с ружьишком, с Джеком! А то лезь через кочки, через кусты невесть куда и зачем.

Но Фрина кралась всё дальше и дальше, с каждым шагом всё тише, всё осторожнее и наконец совсем остановилась, замерла, будто на стойке. Это ещё что за фокус?!

— Ну, иди, иди хоть куда-нибудь! — с досадой сказал я, шагая вперёд мимо собаки.

И вдруг прямо из-под моих ног с громким квохтаньем взлетела тетёрка.

Фрина не выдержала, бросилась за ней.

— Назад, назад! — закричал я.

Отбежав немного, собака вернулась и с виноватым видом легла у моих ног.

Мы с женой стояли в полном недоумении. То, что Фрина погналась за птицей, неудивительно — она ведь была почти не обучена и дома тоже носилась за всякими птичками.

Но вот что совсем непонятно: почему Фрина так долго вела нас по лесу и в конце концов наткнулась на эту тетёрку?

Так и не разобравшись, в чём дело, мы пошли по дорожке к дому, а Фрина вновь исчезла в лесу. Но теперь мы уже невольно прислушивались к лёгкому хрусту сучьев или к шелесту сухой листвы под её быстрыми ногами.

И вдруг Фрина снова явилась к нам с таким же виновато-растерянным видом и приостановилась возле дорожки, взглядом прося идти за нею. На этот раз мы сразу пошли за собакой.

Осторожно, крадучись, она пробиралась между деревьями, между кустами, наконец вывела нас на полянку и там замерла на стойке.

— Вперёд!

Из кустов можжевельника вылетел целый выводок по-осеннему взаматеревших тетеревов. От шума крыльев Фрина даже присела.

— Умница, молодец! — в восторге воскликнул я.

Теперь уже сомнений не было — Фрина сама, без всякого руководства, отыскивала дичь, но не становилась на стойку, а возвращалась к нам и вела нас к найденной птице.

Вот так сюрприз! Жена от радости бросилась обнимать и целовать свою любимицу. Я был тоже чрезвычайно доволен. Но как же егерь-то, у которого Фрина находилась в натаске целое лето, ничего не заметил и вернул её как совсем непригодную?

Всю дорогу к дому мы с женой говорили о Фрине. Ведь возвращаться со стойки её никто никогда не учил. Значит, она сама сумела преодолеть охотничью страсть, которая заставляла её замереть возле птицы. Привязанность к людям у неё оказалась сильнее. А может быть, Фрина по-своему, по-собачьему, как-то сообразила, что именно так и следует поступать. Во всяком случае, Фрина сделала то, чего не смогли сделать ни Джек, ни другие собаки, которых я до сих пор имел.

* * *

С этого дня я начал брать на охоту обеих собак. Но где же старому Джеку было угнаться за быстрой как ветер Фриной!

Она носилась по лесу, отыскивала тетеревов и, только когда, бывало, найдёт, возвращалась к нам и вела вслед за собою.

Но Джек, даже глядя на Фрину, не мог усвоить её повадки. Разыскав дичь, он, как и прежде, упорно стоял на стойке, не двигаясь с места, сколько бы я его ни звал.

Так и не понял старик, чего от него я требую. Смекалка Фрины оказалась не для него.