Авраам и исаак

У Сарры был мальчик по имени Исаак.

Бог хотел знать, будет ли Авраам слушаться Его. Бог велел ему принести Исаака в жертву на вершине горы.

Авраам очень любил своего сына. Он не хотел приносить Исаака в жертву. Но Авраам хотел слушаться Бога.

Бог сказал Аврааму отправиться на гору. Авраам взял с собой Исаака и двух людей. Авраам и Исаак ехали на осле. Они были в пути три дня.

Два человека остались с ослом. Авраам и Исаак поднялись на гору. Авраам взял нож. Исаак нес с собой дрова.

Исаак спросил, где же ягненок для жертво-приношения. Авраам сказал, чтобы он не беспокоился об этом.

Авраам построил жертвенник. Он положил на него дрова.

Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник. Он занес свой нож над Исааком. Авраам был готов принести в жертву своего сына. Но к Аврааму обратился Ангел. Он сказал Аврааму, что не надо приносить в жертву Исаака. Авраам послушался Бога. Бог любил Авраама.

Авраам огляделся вокруг. Он увидел в кустах овна. Бог дал овна для жертвы. Авраам принес овна в жертву на жертвеннике.

Бог был счастлив, что Авраам послушался Его. Бог сказал, что благословит семью Авраама.

Авраам и Исаак пошли домой. Авраам слушался Бога. Он хотел позволить умереть своему сыну.

То, что сделал Авраам, похоже на сделанное Небесным Отцом. Небесный Отец позволил, чтобы Его Сын, Иисус Христос, умер за нас. Небесный Отец и Авраам любили своих сыновей. Иисус и Исаак любили своих отцов и слушались их.

Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?

Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?

Жертвоприношение Исаака
«Авраам приносит Исаака в жертву». Рейтерн Е., 1849 г.

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.

Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).

Впрочем, Библия рассказывает и об одном эпизоде, когда такая жертва была принесена израильтянином. Много позже судья (т.е. правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал принести Ему в жертву первое животное, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя, пожалуй, мог бы этого и не делать. Увы, всегда и везде были люди, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств, даже если это и стоило жизни кому-то из окружающих.

Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?

И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.

Жертвоприношение Исаака
«Распятие». Дюрер А., 1497 г.

Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа.

А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

Можно, конечно, добавить, что каждого верующего рассказ об Аврааме и Исааке призывает к готовности пожертвовать для Бога самым дорогим и не воспринимать даже единственного ребенка как свою личную собственность.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что

Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.

В том месте, где Авраам некогда занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм, и рядом с этим местом будет принесена Голгофская жертва – самый странный и страшный парадокс библейской истории, самая большая жертва, которую принес – на сей раз – Бог ради спасения людей.

Работа Бога по исправлению и спасению человечества начинается с того, что Авраам приносит в жертву Исаака

С рождением у Авраама сына слова, сказанные Богом Аврааму, исполнились. Это не значит, что на этом план Бога завершился; напротив, великолепный план Бога по управлению и спасению человечества только начался, и то, что Он благословил Авраама сыном, было лишь прелюдией к Его общему плану управления. Кто знал в тот момент, что битва Бога с сатаной неприметно началась, когда Авраам готовился принести Исаака в жертву?

Богу всё равно, умён ли человек или глуп, — Он просит человека лишь быть верным

Теперь давайте посмотрим, что Бог сделал с Авраамом. В Книге Бытия 22:2 Бог приказывает Аврааму следующее: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Смысл послания Бога был ясен: Он говорит Аврааму принести своего единственного, любимого сына Исаака во всесожжение. Рассматривая эту ситуацию сегодня, можем ли мы сказать, что повеление Бога идет вразрез с представлениями человека? Да! Всё, что делал Бог в то время, противоречило представлениям человека, было для него непостижимым. Ход мыслей человека примерно следующий: когда человек не верил и считал невозможным, Бог дал ему сына, а после того, как тот его получил, Бог попросил принести сына во всесожжение — это просто невероятно! Что на самом деле намеревался сделать Бог? Какова была Его истинная цель? Он в безусловном порядке дал Аврааму сына и при этом также попросил, чтобы Авраам сделал своё безусловное жертвоприношение. Было ли это слишком? С посторонней точки зрения, это было не просто слишком, но и из разряда «создать проблему из ничего». Однако сам Авраам не считал, что Бог попросил слишком много. Несмотря на то, что у него были некоторые мыслишки и подозрения по поводу Бога, он, тем не менее, был готов совершить жертвоприношение. Что в этот момент указывает тебе на готовность Авраама принести своего сына в жертву? Что говорится в этих предложениях? В оригинальном тексте сказано следующее: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3). «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:9-10). Когда Авраам простер руку и взял нож, чтобы убить своего сына, видел ли Бог его действия? Конечно же, видел. Весь процесс — с момента, когда Бог попросил Авраама принести Исаака в жертву, до того момента, как Авраам занёс свой нож, чтобы убить сына, — показало Богу сердце Авраама, и, несмотря на его прежнюю глупость, невежество и непонимание Бога, в тот момент сердце Авраама по отношению к Богу было верным и честным, и он действительно собирался вернуть Исаака — сына, полученного им от Бога, назад Богу. В Аврааме Бог увидел повиновение, то самое повиновение, которого Он желал.

С точки зрения человека, Бог совершает много непостижимых и даже невероятных вещей. Когда Бог желает руководить человеком, это руководство часто идёт вразрез с представлениями человека, не поддается его пониманию, хотя именно этот диссонанс и непостижимость и являются испытанием и проверкой Богом человека. Авраам же смог проявить Богу своё повиновение, ставшее основополагающим фактором, благодаря которому он смог удовлетворить требованиям Бога. Только когда Авраам был готов повиноваться требованию Бога и принести в жертву Исаака, Бог действительно почувствовал уверенность в отношении человечества, в лице выбранного им Авраама люди получили Его одобрение. Только тогда Бог убедился, что человек, которого Он выбрал, был незаменимым лидером, который сможет привести в исполнение Его обетование и последующий план управления. Несмотря на то, что это была лишь проверка и испытание, Бог испытал чувство удовлетворения и любовь человека к Себе, почувствовал утешение от человека, как никогда раньше. В тот момент, когда Авраам занёс свой нож, чтобы убить Исаака, остановил ли его Бог? Бог не позволил Аврааму принести Исаака в жертву, так как у Него не было намерения отнять жизнь Исаака, и Он остановил Авраама как раз вовремя. С точки зрения Бога, Авраам уже прошёл свою проверку на повиновение, то, что он сделал, было достаточным, и Бог уже увидел исход того, что Он намеревался сделать. Удовлетворил ли этот исход Бога? Можно сказать, что удовлетворил, что он был таким, каким его желал, жаждал видеть Бог. Не так ли? Хотя в различных ситуациях Бог использует различные способы, чтобы проверить того или иного человека, в Аврааме Бог увидел то, что Он хотел увидеть, Он увидел, что сердце Авраама было верным, и что его повиновение было безусловным, и именно этой «безусловности» и желал Бог. Люди часто сетуют: «Я уже принёс в жертву это, я уже отказался от того — так почему же Бог всё ещё недоволен мной? Почему Бог всё ещё подвергает меня испытаниям? Почему Он всё ещё испытывает меня?» Это говорит об одном факте: Бог не увидел твоего сердца, не приобрёл твоё сердце. То есть, Он не видел такой искренности, как у Авраама, когда тот поднял нож, чтобы убить своего сына собственными руками и принести его в жертву Богу. Он не увидел такого безусловного повиновения и не получил от тебя утешения. Естественно, Он будет продолжать испытывать тебя. Разве не так?

из «Божий труд, Божий характер и Сам Бог II» в книге «Слово является во плоти»

Рождение Исаака

21 Господь, как Он и сказал, был милостив к Сарре и выполнил Свое обещание: 2 Сарра забеременела и родила Аврааму сына, когда тот уже состарился, в то самое время, как обещал ему Бог. 3 Авраам дал новорожденному сыну, которого родила ему Сарра, имя Исаак. 4 Когда его сыну Исааку исполнилось восемь дней, Авраам обрезал его, как велел ему Бог. 5 Аврааму было сто лет, когда у него родился сын Исаак.

6 Сарра сказала:

– Бог заставил меня смеяться; каждый, кто услышит об этом, рассмеется вместе со мной.

7 И добавила:

– Кто бы сказал Аврааму, что Сарра будет кормить грудью? Но я родила ему сына в его старости.

8 Ребенок вырос и был отнят от груди. В тот день, когда Исаак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир.

Изгнание Агари и Измаила

9 Сарра увидела, что сын, которого египтянка Агарь родила Аврааму, насмехается над Исааком, 10 и сказала Аврааму:

– Прогони эту рабыню и ее сына, потому что сын этой рабыни не разделит наследства с моим сыном Исааком.

11 Авраам был сильно огорчен, потому что это был его сын. 12 Но Бог сказал ему:

– Не огорчайся из-за мальчика и рабыни. Послушайся Сарры и сделай все, как она говорит, потому что через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал. 13 Но Я произведу народ и от сына рабыни, потому что и он – твой потомок.

14 На другой день рано утром Авраам взял еды и бурдюк с водой и дал Агари: положил их ей на плечи и отослал ее прочь вместе с ребенком. Она отправилась в путь и блуждала в пустыне Вирсавии.

15 Когда вода в бурдюке кончилась, она оставила мальчика под кустом 16 и, отойдя, села неподалеку, на расстоянии выстрела из лука, потому что думала: «Не стану смотреть, как мальчик умирает». И сидя там неподалеку, она разрыдалась.

17 Бог услышал плач мальчика, и Ангел Бога обратился к Агари с небес и сказал ей:

– Что с тобой, Агарь? Не бойся, Бог услышал, как плачет мальчик там, где он лежит. 18 Вставай, подними мальчика и возьми его за руку, потому что Я произведу от него великий народ.

19 Тут Бог открыл ей глаза, и она увидела колодец с водой. Она пошла, наполнила бурдюк водой и напоила мальчика.

20 Бог был с мальчиком. Измаил вырос, поселился в пустыне и стал стрелком из лука. 21 Он жил в пустыне Паран, и мать взяла для него жену из Египта.

Договор между Авраамом и Авимелехом в Вирсавии

22 В то время Авимелех и Фихол, начальник его войска, сказали Аврааму:

– Бог с тобой во всем, что ты делаешь. 23 Поклянись же мне здесь перед Богом, что ты не поступишь вероломно ни со мной, ни с моими детьми, ни с моим потомством. Окажи мне и стране, в которой ты живешь как пришелец, ту же милость, какую я оказал тебе.

24 Авраам сказал:

– Клянусь.

25 Потом Авраам упрекнул Авимелеха за колодец с водой, который захватили слуги Авимелеха. 26 Но Авимелех сказал:

– Я не знаю, кто это сделал. Ты не говорил мне, и до сего дня я не слышал об этом.

27 Авраам привел мелкий и крупный скот и дал Авимелеху, и они заключили союз. 28 Авраам отделил из стада семь молодых овец, 29 и Авимелех спросил Авраама:

– Что означают эти семь молодых овец, которых ты отделил особо?

30 Он ответил:

– Прими от меня семь этих молодых овец как свидетельство того, что я выкопал этот колодец, и он мой.

31 Вот почему то место было названо Вирсавия: ведь они оба дали там клятву.

32 Заключив союз в Вирсавии, Авимелех и Фихол, начальник его войска, вернулись в землю филистимлян. 33 Авраам посадил в Вирсавии тамариск и призвал там имя Господа, Бога Вечного. 34 Авраам жил на земле филистимлян долгое время.

Footnotes

  1. 21:3 По-еврейски это имя означает «он смеется».
  2. 21:16 Так в еврейском тексте; в одном из древних переводов: «ребенок заплакал».
  3. 21:31 По-еврейски это название означает «колодец семи» и «колодец клятвы».
  4. 21:33 Евр.: «Эль-Олам».