Авраамиев монастырь

В живописном месте у озера Неро, находящегося в Ростове Великом, расположена одна из древних обителей — Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Основан он преподобным Авраамием Ростовским и датируется примерно концом XI — началом XII вв. Первоначально здесь было капище язычников с установленным в нем изваянием Велеса. Легенда гласит, что Авраамий всем сердцем желал уничтожить это изваяние, и, когда ему было ниспослано видение, он отправился в Царьград. Вскоре неподалеку от Ростова, там, где переправлялись через реку под названием Ишня, преподобному встретился Иоанн Богослов. Святой дал преподобному посох, который обладал особой силой, с его помощью изваяние Велеса было сокрушено. В память об этом на Ишне была возведена церковь в честь Иоанна Богослова.

В месте поклонения язычников Велесу Авраамий заложил храм Богоявления, куда начали приходить христиане с желанием послужить Богу под началом преподобного. Так и возникла обитель монахов у озера Неро.

Собор Богоявления является великолепным памятником церковной культуры и архитектуры. Четырехстолпное сооружение установлено на высоком подклете. Венчают храм пять куполов. С южной стороны находится галерея, выполненная в традициях ярославских храмов. С юго-запада галереи возведена колокольная звонница, а с востока сделан придел. Это также соотносится с обычаями зодчих, строивших церкви на ярославской земле. В соборе есть три придела: один из них посвящен основателю обители — Авраамию Ростовскому, другие два — в честь Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи.

Летописцы тех времен сделали запись, из которой следует, что при походе на Казань царское войско имело с собой священный посох Иоанна Богослова, который хранился при мощах преподобного Авраамия. Существует версия, что по приказу Ивана Грозного для возведения храма приезжал известный московский зодчий Андрей Малой. Правда, эти данные не имеют документального подтверждения.

Жизнь обители в наши дни продолжается. Здесь есть керамическая и швейная мастерские, трапезная и т. д.

Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, 2 августа 2007 года. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, 2 августа 2007 года. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Женский Авраамиев монастырь в честь Богоявления Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Пролетарская
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мужской монастырь был основан святым на месте языческого капища.

Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 году, под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании монастыряря и о его постройках существуют с XVI века. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление.

Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 году, по которым необщежительный Аврамиев монастырь был отнесен ко 2-му классу.

Монастырь пострадал от нашествия польских войск в Смутное время, однако благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича и членов царской семьи в XVII — XVIII веках наблюдался рост его экономического благосостояния.

Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 годов, к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан. Межевые книги 1674 и 1677 годов свидетельствуют о принадлежности монастырю земель в Сотемском, Холмецком, Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов. Накануне реформы 1764 года по описи 1744 года, к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.

В 1914 году на территорию монастыря были временно переведены Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а насельники Авраамиева монастыря переселились в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

После революции

В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.

В 1923 году в монастыре прихожане окрестных слобод организовали религиозную общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» .

3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 года, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована . После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архимандрит Сергий (Озеров), иеромонах Павел (Баляба), диакон Онисим Слинько — служило в Успенском соборе Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна.

По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена (насельницы Полоцкого Евфросиниева монастыря), духовно окормлявшиеся архимандритом Симеоном (Филипповым) из Ростовского Петровского монастыря. Монахия Маргарита прожила в бывшем монастыре до конца XX века, остальные сестры были репрессированы.

С 1919 года помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 года — трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В некоторых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики «Рольма», в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма.

В 1929 году была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте которого планировалось разбить сквер.

Новейшая история

В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя Московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в патриаршее подворье.

В 2000 году храмы и корпуса монастыря находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской области и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование.

В 1996 году началось восстановление братского корпуса и других зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов.

26 декабря 2003 года патриаршее подворье указом Св. Синода было преобразовано в женский монастырь.

Храмы

Богоявленский собор

Богоявленский собор Ростовского Авраамиевского монастыря, 17 мая 2008 года. Фотография Сидорова Григория с сайта sobory.ru

Богоявленский собор Ростовского Авраамиевского монастыря, 17 мая 2008 года. Фотография Сидорова Григория с сайта sobory.ru

Храм, созданный, согласно описи начала XVII века, около 1554 — 1555 годов, может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Грозным после взятия Казани.

Является одним из первых многопрестольных храмов середины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-восточного угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского; у юго-западного — церковь-колокольня ап. Иоанна Богослова (построена в 1828 году), у северо-западного — бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного.

Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы середины XVI века. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547 — 1549 годов.

В 1967 — 1988 годах здание собора занимал Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (ГМЗРК).

В 1995 года трудами насельников подворья началось восстановление собора.

Введенский храм

Каменный храм был построен в 1650 году. В первой трети XIX века был перестроен.

В 1920-х годах был реквизирован для использования под детские ясли.

По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 году занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967 — 1988 годах здание храма занимал ГМЗРК .

Никольский надвратный храм

Святые врата с надвратной церковью свт. Николая Чудотворца были построены в 1655 году. В первой трети XIX века были перестроены.

16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения.

Часовня

С XVIII века в монастыре почиталась память Афанасия (Стахия), юродивого Ростовского, и старца Пимена Затворника, подвизавшихся в обители в XVII веке. В конце XVIII века над их могилами ростовским купцом Н. Хлебниковым была воздвигнута часовня, в которой с середины XIX века совершались ежедневные панихиды и находились иконные изображения подвижников. В этой часовне хранились и вериги старцев — железный камзол и две гири, современное местонахождение которых неизвестно. Часовня была разобрана к 1930 году.

Иоанно-Богословский храм в селе Богослов

В селе Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 году была выстроена деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, в которой служила монастырская братия.

Храм, а также иконы из его иконостаса, в 2000 году принадлежали ГМЗРК.

Статистика

  • ок. 1907 — 13 монахов, 10 послушников .

Святыни

  • Мощи прп. Авраамия Ростовского. Находились до закрытия монастыря на севеврной стороне Авраамиевского придела, а на начало XXI века находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре. Рядом с мощами хранилась древняя святыня обители — крест прп. Авраамия, который, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному.
  • иконы Спас на убрусе и Одигитрия, находились в монастыре со времен Ивана Грозного. Упоминаются в нач. XX века.

Настоятели

  • прп. Авраамий Ростовский
  • Дионисий (упом. 1238)
  • свт. Игнатий (? — 19 сентября 1262)
  • Стефан (упом. 1288)
  • Григорий Пельшемский (нач. XV века)
  • Корнилий (упом. 1546)
  • Иоаким (упом. 1552)
  • Иона (упом. 1563 — 1564)
  • Феодорит (упом. 1571)
  • Иосиф (упом. 1589)
  • Феодосий (упом. 1598)
  • Иосиф (упом. 1613 — 1618)
  • Симон (упом. 1629- упом. 1633)
  • Пимен (упом. 1636)
  • Гермоген (? — 1640)
  • Иона (Сысоевич) (упом. февр. 1646 — 22 августа 1652)
  • Варлаам (24 декабря 1652 — ?)
  • Дионисий (упом. 1655 — упом. 1667)
  • Антоний (упом. 1668)
  • Нифонт (упом. 1677)
  • Герасим (1680 — 1688)
  • Иоасаф (упом. 1701)
  • Адриан (1706 — 1723)
  • Гавриил (1727 — 1742)
  • Георгий (18 июля 1742 — 1743)
  • Иосиф (3 сентября 1743 — 27 марта 1775)
  • Авраамий (Флоринский) (27 марта 1775 — 9 февраля 1786)
  • Ювеналий (Смирнов) (18 мая 1786 — 16 мая 1793)
  • Иосиф (Быков) (23 мая 1793 — 9 января 1798)
  • Никон (10 мая 1798 — 30 ноября 1799)
  • Иоасаф (Сретенский) (1 марта 1800 — 24 октября 1808)
  • Анатолий (Ставицкий) (1 ноября 1808 — 6 февраля 1820)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (6 февраль 1820 — 15 августа 1821)
  • Нафанаил (Павловский) (26 июля 1821 — 1830)
  • Макарий (Зимин) (9 октября 1830 — 9 апреля 1836)
  • Николай (Доброхотов) (9 апреля 1836 — ?)
  • Афанасий (Дроздов) (24 апреля 1841 — 8 августа 1842)
  • Иоасаф (Покровский) (21 сентября 1842 — 24 августа 1844)
  • Софония (Сокольский) (август 1844 — 1847)
  • Иоанникий (Горский) (29 июня 1847 — 3 февраля 1850)
  • Никодим (Казанцев) (3 апреля 1850 — 1854)
  • Антоний (Радонежский) (6 мая 1854 — 15 июня 1858)
  • Иустин (Охотин) (26 мая 1858 — 6 августа 1871)
  • Нафанаил (Леандров) (1873 — 1878)
  • Феодосий (Рождественский) (23 августа 1878 — 31 марта 1881)
  • Миропия (Юрченкова) (с 26 марта 2004), игум.

Литература

  • Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862
  • Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894
  • Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47
  • Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126
  • Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23
  • Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141
  • Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198
  • Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79
  • Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104
  • Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128
  • Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л. Авраамиев Ростовский монастырь // Православная энциклопедия, М., 2000, сс. 163-165
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, с. 925 — 926
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 339-341

РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4

РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63

Денисов Л.И. Указ. соч., с. 926

Уволен на покой

Из Углицкого Воскресенского монастыря, переведен в Спасо-Ярославский монастырь

Уволен на покой. Скончался 21 мая 1776 года

Переведен из Толгского монастыря, скончался 30 ноября 1799

У Строева — Антоний Рождоственский

Определение Священного Синода от 2004.03.26 // ЖМП, 2004, № 4