Аврелий августин

Житие святого Августина, епископа Гиппонского

Биографические сведения

Аврелий Августин — святитель, активный церковный деятель, плодовитый церковный писатель, авторитетный латинский богослов.

Родился 13 ноября 354 г. в Тагасте в Нумидии (Сев. Африка), в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 г. По обычаю того времени, Августин был оглашен с детства, но не крещен.

Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего г. Мадавра (363-366 гг.). Для продолжения образования в 369 г. будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки г. Карфаген. Здесь Августин предается «разгульной жизни», от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним посвящен диалог «Об учителе»).

Читая Цицерона, Августин проникается «любовью к мудрости», однако Священное Писание не производит на него благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода — Италы). Здесь же начинается его увлечение манихейством, продлившееся около 10 лет. По завершению образования в 373 г. он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философской опыт — пишет трактат «О прекрасном и соответственном» (De pulchro et apto), ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующими интеллектуальными увлечениями Августина становится скептицизм Новой Академии, а затем — неоплатонизм.

Между тем Августин в 383 г. отправляется в Рим, преподавать риторику, а затем в Медиолан, где вскоре становится официальным ритором. Здесь же в Медиолане Августин знакомится с великим богословом и святителем Амвросием и слушает его проповеди, что возвращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 г. Готовясь к принятию крещения, он удаляется от светских дел.

Вскоре после крещения Августина умирает его мать блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. После этого осенью 388 г. новопросвещенный Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь. Слава Августина как ученого богослова и подвижника распространяется по всей Африки, и в 391 г. община г. Гиппона, где он был со случайным визитом, настояла на его рукоположении в пресвитерский сан. В Гиппоне новый пресвитер занимается учительством и проповедью, помогая престарелому епископу Валерию.

Во время своего пресвитерства Августин основывает первый в Нумидии монастырь. Также он занимается толкованием Св. Писания и полемикой с манихеями. В 395 г. епископ Валерий делает Августина своим викарием. В следующем году после смерти Валерия Августин возводится на Гиппонскую кафедру и остается на ней в течении 35 лет, до самой смерти.

Время епископства становится для свт. Августина временем написания огромного количества работ догматического, экзегетического, апологетического и пастырского характера, он произнес множество проповедей. В 397-400 гг. он по просьбе свт. Павлина Милостивого пишет свою замечательную автобиографическую повесть «Исповедь». Самой значительным догматическим трудом Августина становится написанный в 400-415 гг. трактат «О Троице», оказавший большее влияние на развитие последующего западного богословия. Пережив взятие Рима Аларихом в 410 г., Святитель Гиппонский с 413 по 426 пишет монументальный труд в 22 книгах «О граде Божием», посвященный проблемам истории и отношению Царства Божьего и земного государства.

Богословскую и церковную деятельность свт. Августина можно разделить на несколько этапов по основным направления его полемики. Начальный этап — довольно успешная полемика с манихейством. Августином было проведено немало диспутов с манихеями и написано немало богословских работ на эту тему. Следующим этапом была долгая и настойчивая борьба с распространявшимся тогда в Африке донатистским расколом. Гиппонский епископ развивает широкую полемику с раскольниками, в 411 г. его стараниями созывает собор в Карфагене, вынесший осуждение донатистам. В борьбе с расколом свт. Августин получает поддержку государственных властей, что приводит к окончательной победе Церкви над раскольниками.

Новым этапом деятельности Святителя становится борьба с учением британского монаха Пелагия. В 412 г. Карфагенский собор осуждает последователя Пелагия Целестия, а новый Карфагенский собор в 416 г. повторно осуждает Целестия, также самого Пелагия. Однако отношение Рима к Пелагию было неоднозначным, и даже после Большого Карфагенского Собора 418 г. пелагианство находило многих последователей. В полемики с ним Августин формулирует учение о значении благодати в деле спасения, известное как учение о предопределении. Именно в этом пункте мнение Августина содержит наибольшее число спорных положений и несогласно с учением Восточной Церкви. Учение Августина корректировалось впоследствии, например, прп. Иоанном Кассианом, учившем о синергии благодати Божией и свободной воли человека в деле спасения. Итогом всей полемической деятельности Августина становится сочинение «О ересях» (428-429 г.), где он дает краткую характеристику 88 ересям, начиная от Симона Волхва и кончая пелагианством. Предпринимая ревизию всей своей литературной деятельности, свт. Августин пишет в 426-427 г. «Пересмотры» в двух частях, где каталогизирует и критически оценивает 93 своих произведения.

В 426 г. свт. Августин, ослабленный болезнями и старостью, избирает себе преемником пресвитера Иераклия, которому и передает часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили вторгшиеся в Северную Африку из Испании вандалы. Во время осады свт. Августин заболел и на десятый день болезни мирно скончался 28 августа.

В Западной Церкви почитание св. Августина началось рано и было весьма широко. В Восточные месяцесловы его имя было включено только XIX в. В русский месяцеслов его память была внесена вероятно по » Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца и празднуется 15 июня.

Творения

Автобиографические

  1. Исповедь
    Confessiones (13 кн.) — 397-401 г.

  2. Пересмотры
    Retractationes (2 кн.) — 426-427 г.

Философские

  1. Против академиков
    Contra academicos (3 кн.) — 386 г.

  2. О блаженной жизни
    De beata vita — между 386 и 391 г.

  3. О порядке
    De ordine (2 кн.) — между 386 и 391 г.

  4. Монологи
    Soliloquia (2 кн.) — 386 или387 г.

  5. О бессмертии души
    De immortalitate aniniae — 387, 389 г.

  6. О музыке
    De musica (6 кн.) — 387 г.

  7. О количестве души
    De quantitate aniniae — 388 г.

  8. Об учителе
    De magistro — 389 г.

Апологетические

  1. Об истинной религии
    De vera religione — 389-391 г.

  2. О пользе веры к Гонорату
    De utilitate credendi ad Honoratum — 391 или 392 г.

  3. О вере в незримое
    De fide rerum quae non videntur — 400; 410 г.

  4. О граде Божием к Марцеллину
    De Civitate Dei ad Marcellinum (22 кн.) — 413-427 г.

Полемические

  1. О ересях к Кводвультдеусу
    De haeresibus ad Quodvultdeum — 428-429 г.

Антиманихейские

  1. О нравах католической церкви и о нравах манихеев.
    De moribus ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum (2 кн.) — 388 г.

  2. О свободном решении
    De libero arbitrio (3 кн.) — 1 кн. — 388; 2-3 кн. — 391; 395 г.

  3. О Книге Бытия против манихеев
    De Genesi contra manichaeos (2 кн.) — 388 или 390 г.

  4. О двух душах против манихеев
    De duabus animabus contra manichaeos — 392 г.

  5. Против Секундина-манихея
    Contra Secundinum manichaeum — 399 г.

  6. Рассуждение против Фортуната-манихея
    Disputatio contra Fortunatum manichaeum — 392 г.

  7. Против Адиманта, ученика манихея
    Contra Adimantum manichaei discipulum — 394 г.

  8. Против послания манихея, именуемого Основным
    Contra epislolam manichaei quam vocant Fundamenti — 397 г.

  9. Против Фавста-манихея
    Contra Faustum manichaeum (33 кн.) — 397-398 г.

  10. Против Феликса-манихея
    Contra Felicem manichaeum — 398 г.

  11. О природе блага против манихеев
    De natura boni contra manichaeos — 399 (405?) г.

Антидонатистские

  1. Псалом против Доната
    Psalmus contra partem Donati — 393 г.

  2. Против послания Пармениана
    Contra epistolam Parneniani (3 кн.) — 400 г.

  3. О крещении против донатистов
    De baptismo contra donatistas (7 кн.) — 400 или 401 г.

  4. Против Крескония-грамматика
    Contra Cresconium grammaticum (4 кн.) — 405 или 406 г.

  5. Краткое изложение спора против донатистов
    Breviculus collationis contra donatistas (3 кн.) — после 411 г.

  6. Против донатистов после спора
    Post collationem contra donatistas — 412 г.

  7. Против писаний Петилиана
    Contra litteras Petiliani (3 кн.) — 401 или 405 г.

  8. Прения с Эмеритом, епископом донатистов
    Gesta cum Emerito, donatistarum episcopo (2 кн.) — ок. 418 г.

  9. Против Гауденция, епископа донатистов
    Contra Gaudentium, donatistarum episcopum (2 кн.) — 421 или 422 г.

Антипелагианские

  1. О воздаянии и отпущении грехов, а также о крещении младенцев к Марцеллину
    De peccatorum meritis et remissione et de baptizmo parvulorum ad Marcellinum (3 кн.) — 411 или 412 г.

  2. О Духе и букве к Марцеллину
    De Spiritu et littera ad Marcellinum — 412 г.

  3. О природе и Благодати к Тимасию и Иакову
    De natura et Gratia ad Timasium et Jacobum — 413 или 415 г.

  4. О деяниях Пелагия
    De gestis Pelagii (7 кн.) — 417 г.

  5. О Благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия
    De Gratia Christi et de peccato orieinali contra Pelagium et Coelestium (2 кн.) — 418 г.

  6. О браке и вожделении к Валерию
    De nuptiis et concupiscentia ad Valerium (2 кн.) — 419 или 421 г.

  7. Против двух посланий пелагиан
    Contra duas epistolas pelagianorum (4 кн.) — 420 или 421 г.

  8. Против Юлиана-пелагианина
    Contra Julianium pelagianum (6 кн.) — 421 г.

  9. О душе и ее происхождении
    De anima et ejus origine (4 кн.) — 421 г.

  10. О Благодати и свободном решении к Валентину
    De Gratia et libero arbitrio ad Valentinum — 426 или 427 г.

  11. Об упреке и Благодати
    De correptione et Gratia — ок. 427 г.

  12. О предопределении святых к Просперу и Иларию
    De praedestinatione sanctorum ad Prosperum et Hilarium — 428 или 429 г.

  13. О даре упорства
    De dono perseverantiae — 428-429 г.

  14. Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение
    Contra secundam Juliani responsionem, imperfectum opus (6 кн.) — 429 г.

Антиарианские

  1. Против проповеди ариан
    Contra sermonem arianorum — 418 или 419 г.

  2. Спор с Максимином, епископом ариан
    Collatio cum Maximino, arianorum episcopo — 427 или 428 г.

  3. Против Максимина
    Contra Maximinum (2 кн.) — 428 г.

Другие

  1. Против недруга закона и пророков
    Contra adversarium legis et prophetarium (2 кн.) — 421 г.

  2. К Орозию против присциллианистов и оригенистов
    Ad Orosium contra priscillianistas et origenistas — 415 г.

  3. Рассуждение против иудеев
    Tractatus adversus Judaeos — 429 или 430 г.

Экзегетические

  1. О Книге Бытия буквально. Незаконч. Книга
    De Genesi ad Litteram, liber imperfectus — 393 или 394 г.

  2. Толкования на Псалмы
    Enarrationes in Psalmos — 392-418 г.

  3. Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам
    Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanes — между 393 и 396 г.

  4. Предварительное разъяснение Послания к Римлянам
    Epistolae ad Romanes inchoata expositio — между 393 и 396 г.

  5. Разъяснение Послания к Галатам
    Expositio epistolae ad Galatas — между 393 и 396 г.

  6. О Нагорной проповеди Господа
    De Sermone Domini in Monte (2 кн.) — 394 г.

  7. О христианском учении
    De doctrina christiana (4 кн.) — 396; 426 г.

  8. Евангельские вопросы
    Quaestiones Evangeliorum (2 кн.) — 397 или 400 г.

  9. Заметки на Книгу Иова
    Adnotationes in Iob — ок. 399 г.

  10. О согласии евангелистов
    De consensu evangelistarum (4 кн.) — 400 г.

  11. О Книге Бытия буквально
    De Genesi ad litteram (12 кн.) — 401-414 г.

  12. Рассуждение на Евангелие от Иоанна
    Tractatus in Johannis Evangelium — 407-417 г.

  13. Рассуждения на Послание Иоанна к парфянам
    Tractatus in Epistolam Johannis ad Parthos (10 кн.) — 415 или 416 г.

  14. Беседы на Семикнижие
    Locutiones in Heptateuchum (7 кн.) — 419 г.

  15. Разыскания на Семикнижие
    Quaestiones in Heptateuchum (2 кн.) — 419 г.

  16. Зерцало из Священного Писания
    Speculum de Scriptura Sacra — 427 г.

Догматические

  1. О 83 различных вопросах
    De diversis quaestionibus LXXXIII — 388-395 или 396 г.

  2. О вере и символе (веры)
    De fide et symbolo — 393 г.

  3. О борении христианском
    De agone christiano — 396-397 г.

  4. О различных вопросах к Симплициану
    De diversis quaestionibus ad Simplicianitni (2 кн.) — 396 г.

  5. О Троице
    De Trinitate (15 кн.) — 400-415 г.

  6. Энхиридион к Лаврентию, или о Вере, Надежде и Любви
    Enchiridion ad Laurentium, sive de Fide, Spe et Charitate — 421 или 423 г.

Нравственно-аскетические, посвященные разным вопросам духовной жизни

  1. О воздержании
    De continentia — 395 г.

  2. О монашеском труде
    De ореrе monachorum — 400 г.

  3. О супружеском благе
    De bono conjugali — ок. 400-401 г.

  4. О святом девстве
    De sancta virginitate — 400-401 г.

  5. О прорицании демонов
    De divinatione daemonuin — 406 г.

  6. О пользе поста
    De utilitate jejunii — 408 или 412 г.

  7. О вере и делах
    De fide et operibus — ок. 413 г.

  8. О благе вдовства к Юлиане
    De bono viduitatis ad Julianam — 414 г.

  9. Об усовершении справедливости человеческой
    De perfectione justitiae hominis — ок. 415 г.

  10. О терпении
    De patientia — 418 г.

  11. Против лжи
    Contra mendacium — 420 г.

  12. О прелюбодейном супружестве
    De conjugiis adulterinis (2 кн.) — ок. 420 г.

  13. О почитании усопших к Паулину
    De cura pro mortuis gerenda ad Paulinum — 421 или 424 г.

Пастырские

  1. Об обучении оглашенных
    De catechizandis rudibus — 399 или 400 г.

Проповеди
Sermones

Письма
Epistolae — 386-429 г.

Наиболее важные письма, изданные впоследствии отдельными книгами:

  • О едином крещении против Петилиана (письмо 120)
    De unico baptismo contra Petilianum — 410 или 411 г.

  • О Благодати Нового завета к Гонорату (письмо 140)
    De Gratia Novi Testamenti ad Honoratum

  • О созерцании Бога к Паулину (письмо 147)
    De videndo Deo ad Paulinum — 413 г.

(Составлено по: Хронологический список сочинений Августина // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991;
Августин Аврелий // ПЭ. Т. I. М., 2000).

Источник: Путем Отцев

Вернуться к разделу «Жития Святых»

Рекомендуйте эту страницу другу!

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (Aurelius Augustinus) (13.11.354, Тагаста, совр. Сук-Арас, Алжир – 28.08.430, Гиппон, совр. Аннаба, Алжир), крупнейший представитель латинской патристики, сыгравший важную роль в истории европейской философии, в т. ч. и как транслятор античного философско­го наследия. Многоплановое в жанровом отношении наследие А., одно из самых обширных в истории патристики (ок. 100 трактатов, ок. 300 пи­сем и более 800 проповедей), сравнительно хорошо сохранилось и небезын­тересно в доксографическом отношении. Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы, напр. «О христианской науке» (396–426), «О Троице» (399–419). «Пересмотры» в 2-х кн. (426/7) – критический обзор собственных сочинений – имеют особое значение для оценки интел­лектуальной эволюции А.

Биография и творчество Августина в связи с его интеллектуальной эволюцией. В творчестве А. можно выделить 3 основных периода. Для 1-го периода (386–395) характерны сильное влияние античной (преим. нео­платонической) догматики, отвлеченная рассудочность и высокий статус рационального: философские «диалоги», цикл антиманихейских трактатов и др. 2-й период (395–410) отмечен преобладанием экзегетических трудов и религиозно-церковной проблематики: «О кн. Бытия», цикл толкований к посланиям ап. Павла, ряд моральных трактатов и «Исповедь», подводящая первые итоги духовного развития А.; антиманихейские трактаты уступают место антидонатистским. В 3-й период (410–430) преобладают труды по эс­хатологии и проблеме предопределения: цикл антипелагианских трактатов и во многом итоговое и ценное в доксографическом отношении сочинение «О Граде Божьем».

Важнейшие (хотя и весьма отрывочные) сведения о детстве и молодо­сти, а также о первых этапах интеллектуальной эволюции А. содержатся в «Исповеди». Дополнительным источником служат другие сочинения А. и жизнеописание, составленное учеником А. Поссидием. А. родился в не­богатой семье. Мать, Моника, была ревностной христианкой и впоследст­вии стала для А. образцом духовного совершенства. Отец, Патриций, член муниципального совета Тагасты, принял крещение незадолго до смерти (Conf. IX 9, 22). Закончив начальную школу в Тагасте, А. изучал риторику в Мадавре (365–366), а затем в Карфагене (с 370), где впоследствии препо­давал риторику (374–383) (VI 7, 11; VII 7, 12). В 372 А. познакомился с диа­логом Цицерона «Гортензий» (III 4, 7–8), почувствовал интерес к поискам мудрости и с тех пор воспринимал античные философские традиции сквозь призму сочинений Цицерона (в одних только ранних трактатах и диалогах А. свыше 30 упоминаний о Цицероне и свыше 50 реминисценций и под­ражаний). Приблизительно в то же время началось почти 10-летнее увле­чение манихейством (IV 1, 1; 4, 7), которое, впрочем, не мешало знакомст­ву с философией и свободными науками. В 374 А. прочитал «Категории» Аристотеля (IV 16, 28; вероятно, в латинском переводе Мария Викторина), и уже начал собирать материалы для соч. «О грамматике», «О риторике», «О диалектике», «О музыке» и «Об учителе»; по-видимому, в 381 он закон­чил свое первое соч. – «О прекрасном и соответственном» (утрачено). В на­чале 380-х годов А. близок к идейному разрыву с манихеями.

В 383 А. переехал в Рим, начал преподавать риторику и пережил крат­ковременное увлечение академическим скептицизмом (Conf. V 14, 25; De ut. cred. 8, 20). Осенью 384 А. получил должность придворного рито­ра в Медиолане, познакомился с еп. Амвросием и в 385 прослушал цикл его проповедей, в которых звучали заметные платонические мотивы. Возможно, именно эти проповеди привели А. к убеждению, что существу­ет философия, превосходящая скептицизм (и тем более манихейство) и бо­лее согласная с христианством. В начале лета 386 в руки А. попадают «libri platonicorum», переведенные с греческого Марием Викторином (Conf. VII 9, 13 сл.; VIII 2, 3). На основании текстов А. невозможно определить, что именно он прочитал, – только трактаты Плотина, только трактаты Порфирия или несколько трактатов Плотина и Порфирия (согласно различным гипоте­зам). Однако несомненно, что в его сознании произошел еще один перево­рот: по словам А., он нашел в этих книгах то же самое, что в Библии, только изложенное другими словами, и уяснил, что существует Истина, постигае­мая умом через мир сотворенный (VII 9, 13–14; 10, 16). С этого времени «платонизм» (который А. воспринимал как контаминацию учений Платона и неоплатоников) прочно занимает первое место в иерархии философских предпочтений А. (ср. C. Acad. III 17, 37 сл.).

Осень 386 и начало зимы 387 А. провел в Кассициаке (возм., Кассаго ди Брианца) в обществе друзей и учеников. Здесь написаны первые из его сохранившихся сочинений: «Против академиков» (3 кн.; критика скепти­цизма в связи с обоснованием принципиальной возможности познания), «О блаженной жизни», «О порядке» (2 кн.), «Монологи» (2 кн.). По воз­вращении в Медиолан А. работал над соч. «О бессмертии души» (возмож­но, под влиянием соч. Порфирия). К 387, вероятно, относятся сочинения о «свободных науках»: наброски трактатов «О грамматике», «О риторике» и начало трактата «О музыке». В апреле 387 А. был крещен еп. Амвросием; с осени 387 по осень 388 жил в Риме, готовясь к возвращению в Африку. За этот год был написан трактат «О количестве души», в основном завер­шен трактат «О музыке» (6 кн.) и начат трактат «О свободном решении».
По возвращении в Тагасту (кон. 388) А. создал небольшую монашескую общину, где жил вместе с друзьями. В это время начат трактат «О 83-х раз­личных вопросах» (закончен ок. 396), включающий отмеченный несомнен­ным платоническим влиянием «вопрос 46: Об идеях», и написан диалог «Об учителе» (воображаемая беседа с сыном Адеодатом о богопознании). Относящийся к 389–391 трактат «Об истинной религии» в своей онтологи­ческой части, возможно, опирается на Порфирия. В начале 390-х работал также над 2–3 кн. трактата «О свободном решении» (закончен в Гиппоне, после 395), в котором выстроил основанную на теодицее рационалистиче­скую этику долга, во многом напоминавшую стоическую. В эти и после­дующие годы написан цикл трактатов, содержащих критику манихейско­го дуализма («О кн. Бытия против манихеев», «О двух душах», «Против Фортуната», «Против Фауста», «О природе блага» и др.).

В 391 А. был рукоположен в священники г. Гиппон-Регий, а с 395 до кон­ца жизни состоял местным епископом. В 396 он начал трактат «О христи­анской науке» (христианская герменевтика, риторика и этические вопро­сы). В нем А. пользуется тремя концептуальными парами терминов: modus inveniendi / modus proferendi (риторика), res / signum (лингвистика и герме­невтика; возможно, под влиянием семантической теории стоиков), uti / frui (этика). К 397–401 относится «Исповедь» (13 кн.), затрагивающая целый ряд теоретических проблем (психологическая интроспекция, память, вре­мя и др.). Цикл трактатов против схизматиков-донатистов, начатый в конце 390-х, не связан с философской проблематикой, за исключением трактата «Против Крескония» (405) (грамматик Кресконий пытался перенести поле­мику в область диалектики). Принципиально важен для творчества А. трак­тат «О Троице» (15 кн.; ок. 399 – ок. 422): 1 часть (кн. I–VII) посвящена обос­нованию тринитарной догмы, соотношению категорий essentia / substantia / persona и проблеме принципиальной применимости категорий для описания божественной сущности; 2 часть (кн. VIII–XV), отмеченная неоплатониче­скими мотивами, трактует о корреляции тринитарных структур на уровне божественного бытия и индивидуального человеческого сознания.

С начала 410-х А. уделяет много сил полемике с пелагианами и создает цикл трактатов («О вере и делах», «О природе и благодати», «О благода­ти и свободном решении», «Против Юлиана» и др.), в которых полностью порывает с этическим рационализмом и развивает концепцию абсолютно­го божественного предопределения, типологически подобного тотальному стоическому детерминизму. Параллельно в 412 А. начинает работу над ито­говым и во многих отношениях самым значительным своим сочинением «О Граде Божьем» (22 кн.; закончено в 427). Основную тему (эсхатологиче­ское соотношение «Града Божьего» и «Града земного») А. предваряет кри­тикой языческой философии, включающей в себя историко-философский экскурс с обзором и оценками отдельных направлений (кн. VI–X).

Августин и античная философия. А. обладал достаточно широкими познаниями в области истории античной философии. Посредственно вла­дея греческим, грекоязычных авторов он знал преимущественно по латин­ским переводам, пересказам и упоминаниям у других латинских авторов (Варрона, Цицерона, Сенеки и др.) и латиноязычным учебникам и компен­диумам. Однако это не помешало ему выстроить собственную историко-фи­лософскую концепцию. Основной критерий развития философии и оценки значения отдельных школ – степень похожести или непохожести на плато­низм (платоники «ближе всех к нам» – Civ. D. VIII 5, ср. VIII 12) в понима­нии теологии, или науки о божестве (VIII 1). Греческих натурфилософов А. делил на две группы – италийскую (Пифагор и его последователи) и ионий­скую (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Диоген Аполлонийский и др.), – считал предварительной фазой развития философии на пути к уче­нию о созерцании истинного блага, которое начинается с Сократа (VIII 3). Его последователи, Платон и платоники (под которыми А. фактически по­нимает неоплатоников), принципиально превосходят всю предшествующую и современную им философию благодаря учению о единой «идеальной» первооснове бытия, творения и истины (VIII 5). Это обстоятельство побу­ждает А. повторить высказанное задолго до него предположение, что дан­ное учение, максимально близкое к христианству, было заимствовано гре­ками у иудеев (VIII 11). Лучшим образцом теокосмогонических умозрений для А. является многократно им цитируемый «Тимей» Платона (известный ему, вероятно, в латинском переводе Калкидия). Плотина А. считает вели­ким преемником Платона, возродившим и лучше всех понявшим его фило­софию (C. Acad. III 18; Civ. D. IX 10). Основательнее всего А. знал, вероят­но, сочинения Порфирия, которого называет «ученейшим философом», хоть он и был врагом христиан (Civ. D. XIX 22). В учении Порфирия А. в числе прочего отмечает 1) отказ от метемпсихоза (X 30), 2) утверждение, что под­линное просветление возможно лишь путем приобщения к божественному уму (X 28), и 3) в целом попытку скорректировать учение Платона в направ­лении, сближающем его с христианством. Однако и платоники все же не достигли уровня истинной христианской теологии, поскольку сохранили многобожие; в связи с этим А. обстоятельно критикует теургию Порфирия (X 1 сл.). К стоикам А. относится с меньшей симпатией. «Апатичный» стои­ческий мудрец представляется ему нежизнеспособной и вредной абстракци­ей, совершенно чуждой христианскому идеалу «любви» (XIV 6; 8–9 и др.). Вместе с тем стоический детерминизм и провиденциализм, отвечавший умо­настроению А. в поздний период творчества, находит его одобрение (V 8–9). А. полностью поддерживает стоиков в критике эпикурейского гедонизма (V 20, ср. C. Acad. III 18), но отвергает гносеологический сенсуализм, прису­щий обеим этим школам (VIII 7), а также атомистику эпикурейцев (VIII 5; XI 5). Безусловно неприемлемы для А. «бесстыдство» киников (XIV 20) и лю­бой вид скептицизма (хотя он и отдал ему кратковременную дань).

Доксографическое значение А. уступает его познаниям. Из его сочине­ний (преимущественно из трактата «О Граде Божьем») заимствуются не­сколько фрагментов досократиков – Лина (DK2a A 11), Фалеса (11 A 17), Анаксагора (60 A 10), Диогена Аполлонийского (64 A 8), – десяток с неболь­шим фрагментов ранних стоиков, три текста, относящихся к Посидонию. Вместе с тем, А. – ценный источник для реконструкции содержания тракта­та Порфирия «Об исхождении души», а также обширного трактата Варрона «Божественные древности».

Учение Августина органично соединяет высокую теологию Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Один из крупнейших представителей платонизирующей христианской мысли, А. со своим небывалым доселе интересом к человеческой личности и челове­ческой истории выступает родоначальником европейского «субъектоцен­трического» и исторического сознания. Далекий от строгого систематизма, он объединяет в идее христианского индивидуума четыре основные группы проблем: онтотеологию, психологическую антропогносеологию, мораль­ную психологию и, наконец, их мистико-эсхатологическую проекцию – ис­торическую теоантропологию «Града»; их внешним обрамлением служат экзегетика и герменевтика.

Онтология и теология. А. отдает дань традиционному для христи­анского неоплатонизма приоритету бытия перед сознанием: неизменное, самотождественное и вечное благо, бытие Божье – исходная высшая реаль­ность (vere summeque est – De lib. arb. II 15, 39) для индивидуального созна­ния, превышающая понятие субстанции и прочие категории (De Trin. V 1, 2; VII 5, 8). Но разум вынужден прибегать к ним, чтобы помыслить Бога или как запредельный свет, или как высшую субстанцию, средоточие вечных идей-парадигм (De div. qu. 46, 2), – хотя полное познание Бога невозмож­но. Абсолютная Индивидуальность (Persona Dei – De Trin. III 10, 19) – суб­станциальное единство «персон»-ипостасей (una essentia vel substantia, tres autem personae – Ibid. V 9, 10). Субстанциальность изменчивых вещей оп­ределяется причастностью высшему бытию и характеризуется формой как совокупностью существенных качеств (Ер. 11, 3; Civ. D. XII 25). Материя – бескачественный субстрат, способный приобретать форму (Conf. XII 28; XIII 2).

Онтотеология А. находит развитие в ант ропологии и гно с еоло­гии. Человеческая индивидуальность, субстанциальная по причастности Абсолюту, структурно изоморфна ему. Человек как субъект-субстанция представляет собой единство трех «ипостасей» – ума, воли и памяти, – т. е. сочетание авторефлексивной интенциональности и «субъективно-исто­рической» объемности индивидуального сознания. Ум сам на себя обраща­ет направленность воли (intentionem voluntatis – De Trin. X 9, 12), т. е. всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею па­мять, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил» (De Trin. X 11, 18 cp. IX 4, 4; X 3, 5; De lib. arb. III 3, 6 сл.). Это структурное единство гарантирует психо­логическую самотождественность всякого конкретно-эмпирического «я» – «след таинственного единства» (Conf. I 20, 31). Однако, говоря о субъекте психологии и гносеологии, А. сочетает с традиционной онтоцентрической позицией принципиально иной ход мысли, неведомый ни Античности, ни предшествующей патристике. Сомнение не всесильно, ибо психологи­ческий факт сомнения свидетельствует о существовании сомневающегося субъекта. Тезис: «Я сомневаюсь (или: я ошибаюсь), следовательно, я суще­ствую» (De lib. arb. II 3, 7; Sol. II 1, 1; De ver. rel. 39, 73; De Trin. X 10, 14; Civ. D. XI 26), не получивший у А. (в отличие от Декарта) универсального методологического статуса, призван тем не менее обосновать существова­ние самого сознания, а тем самым – достоверность высшего бытия, объек­тивность и несомненность истины. Сохраняя свой абсолютный масштаб, Бог обретает контрмасштаб в человеческом сознании. Для разума непо­средственно очевидно его собственное существование: ум, воля и память, или «быть, знать и хотеть» (Conf. XIII 11, 12), являются такой же предель­ной данностью, как и бытие Божье. Логический приоритет самопознания (которое, однако, принципиально возможно лишь в силу причастности к высшему бытию), а следовательно, и психологической интроспекции объ­ясняется тем, что познающий субъект занимает центральное положение ме­жду низшей (чувственной) и высшей (умопостигаемой) сферами, не будучи полностью подобен первой и адекватен второй: чувственное он «поднима­ет» до себя, к умопостигаемому возвышается путем умозрения под выс­шим водительством. Путь познания – восхождение ведомого верой разума к Богу – имеет низшую ступень, чувственное восприятие (Бог познается и через творения – De Trin. XV 6, 10). Восприятия упорядочиваются «внут­ренним чувством» (sensus interior – De lib. arb. II 3, 8 сл.), первичной ин­станцией самооценки и психологической интроспекции (возможно, аналог стоического συναίσθησις). Знание о чувственных вещах возникает в резуль­тате рефлексии разума (mens, ratio, intellectus) над чувственными данными. Кульминация познания – мистическое прикосновение к высшей истине (ва­риант неоплатонической «иллюминации»), просветление умопостигаемым светом, в равной мере интеллектуальное и моральное (De Trin. VIII 3, 4; Civ. D. XI 21). Так соединяются две цели познания, «Бог и душа» (Sol. I 2, 7): «Возвратись в себя – истина обитает во внутреннем человеке» (De ver. rel. 39,72). Поэтому особую важность для А. приобрела проблема времени – внутреннего (переживание «перетекания» времени) и внешнего (объектив­ное время как мера становления, возникающая вместе с веществом и про­странством – Conf. XI 4 сл.).

В области морально-психологических проблем, которые А. сво­дил к двум основным вопросам: каким должен быть человек и насколько это в его силах, – взгляды А. претерпели значительную эволюцию. В произ­ведениях первого периода («О свободном решении» и др.) разрабатывалась классическая теодицея, основанная на идее рационалистически и эстети­чески понимаемого мирового порядка. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной «благости» всего сущего: «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша» (De lib. arb. III 13, 36). Бог не отвечает за зло, которое является лишь отсутствием субстанции (блага) и носит моральный характер: единственным источни­ком зла является злая воля. Чтобы мораль была возможна, субъект должен быть свободен от внешней (в т. ч. сверхъестественной) причинности и спо­собен выбирать между добром и злом. Моральность состоит в следовании нравственному долгу: сама идея о нравственном законе выступает как дос­таточный мотив (хотя содержание закона имеет богооткровенный харак­тер). В сер. 390-х эта схема переживает кризис под влиянием растущего внимания А. к психологии морального выбора. В «Исповеди» он описывает тончайшую динамику интимно-духовных процессов (к которой античные и предшествующие христианские авторы были гораздо менее вниматель­ны), приходя к выводу, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Параллельно на основе изуче­ния посланий ап. Павла у А. начинает складываться концепция предопреде­ления; она достигает завершения в антипелагианских трактатах 3-го перио­да и приводит А. к окончательному разрыву с этическим рационализмом. После грехопадения Адама люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Основания такого предпочтения непостижи­мы: в справедливость высших решений можно только верить. Тем самым А. бесповоротно утверждает примат веры над разумом: мы не можем знать всего, во что верим (De praed. sanct. 2). «Уверуй, чтобы уразуметь» (Serm. XLIII 3, 4) – кредо зрелого и позднего творчества А.

Его кульминацией является эсхатология и историческая теоан­тропология трактата «О Граде Божьем», вводящая в философский обиход идеи морального прогресса и линейного исторического времени. «Град зем­ной» и «Град Небесный» – символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя» – XIV 28) моти­вов. Моральную историю человечества А. начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить» (XXII 30). Цель истории свершится не на земле: земные государства – «разбойни­чьи шайки» (IV 4), необходимые лишь в условиях человеческой греховно­сти. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Экзегетика и герменевтика А. развивает традиции Александрий­ской школы, рассматривая текст Писания как совокупность «знаков», имеющих теологическое, историческое и моральное значение. Способы их истолкования (в т. ч. с помощью свободных наук) – тема трактата «О хри­стианской науке», обширных комментариев на книгу Бытия и трех заключи­тельных книг «Исповеди».

А. создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом, находя приверженцев среди католических бого­словов. Концепция предопределения послужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-­психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую че­рез Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.

Сочинения

  • PL 32–46;
  • CSEL 12 сл.;
  • CCL 29 сл.;
  • Bibliothèque Augustinienne. P., 19472.

Рус. пер.:

  • Бл. Августин. Творения. Ч. 1–11. К., 1880–1908; ч. 1–8. К., 1901–19152 (анонимные пер.; перепеч.: О Граде Божьем. СПб., 1994; Творения. Т. 1–4. СПб.; К., 1998 и др.);
  • Избранные проповеди. Пер. Д. Садовского. Серг. П., 1913;
  • О благодати и свободном произволении. Пер. О. Е. Нестеровой, – Гусейнов А. А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987, с. 532–557;
  • Исповедь. Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991 (19972); Против академиков. Пер. О. В. Головой. М., 1999;
  • О Троице. Пер. А. А. Тащиана. Краснодар, 2004;
  • Трактаты о различных вопросах. Пер. и комм. А. Р. Фокина и др. М., 2005.

Биография:

  • Поссидий Каламский. Жизнь Августина. Пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова, – Аврелий Августин. Исповедь. М., 19972, с. 338–379.

Литература

Общие работы:

  • Tröltsch E. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. Münch.; B., 1915;
  • Alfaric P. L’évolution intellectuelle de Saint Augustin. P., 1918;
  • Cayré F. Initiation à la philosophie de St. Augustin. P., 1947;
  • Gilson E. Introduction à l’étude de Saint Augustin. P., 19493;
  • Marrou H.-I. Saint Augustin et l’augustinisme. P., 1955 (рус. пер. Долгопрудный, 1999);
  • Jaspers K. Plato. Augustin. Kant. Drei Grunder des Philosophierens. Münch., 1967;
  • Flasch K. Augustin. Einführung in sein Denken. Stuttg., 1980; 19942;
  • Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. М., 1892;
  • Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина. Т. 1. Ч. 1–2. Серг. П., 1916;
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с. 181–340.

Онтология, теология и гносеоло­гия:

Антропология, пси­хология, этика:

Эсхатология и социология:

  • Deane H. A. The political and so­cial ideas of St. Augustine. N. Y.; L., 1963;
  • Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Camb., 1970;
  • Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985;
  • Уколова В. И. Философия истории Блаженного Августина, – Религии мира, 1985. М., 1986, с. 127–145;
  • Чанышев А. А. «Град земной» в эсхатологической перспек­тиве: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историо­софии Августина, – ВФ, 1999, 1.

Эстетика:

  • Svoboda K. L’esthetique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933;
  • Fontainier J.-M. Le beauté selon saint Augustin. Rennes, 1998;
  • Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Августин и античная тради­ция:

Библиография: