Автокефалия, что это?

ПОСТАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ

Что же оставалось делать? Ждать более благоприятных обстоятельств? Но Россия и без того ждала уже очень долго и около семи лет оставалась без митрополита. А притом неизвестно было, настанут ли и скоро ли настанут такие обстоятельства в Константинополе. И вот Василий Васильевич решился на последнее средство, какое у него оставалось,- решился созвать всех епископов своей земли и предложить им, чтобы они сами поставили для России митрополита, и именно Иону, епископа Рязанского, как избранного к тому еще прежде. По зову великого князя прибыли в Москву епископы: Ефрем Ростовский, Аврамий Суздальский, Варлаам Коломенский, Питирим Пермский, а владыки — Новгородский Евфимий и Тверской Илия прислали свои грамоты, в которых выражали свое согласие на поставление Ионы в митрополита. Собор открылся в церкви святого архангела Михаила, и здесь присутствовали, кроме святителей, множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства. Прежде всего обратились к правилам святых апостолов и Соборов и нашли, что правила эти не только не возбраняют, напротив, повелевают епископам известной области поставлять большего святителя или митрополита. Чувствовали, что в России для этого нужны согласие и благословение Цареградского патриарха, и сослались на то, что патриарх с своим освященным Собором уже давно благословил Иону быть митрополитом после Исидора, когда Иона ездил в Константинополь. Припомнили, что в России и прежде по нужде ставились митрополиты Собором своих архиереев: Иларион при великом князе Ярославе и Климент при Изяславе. Вследствие всего этого Иона, епископ Рязанский, 5 декабря 1448 г. поставлен был в митрополита. Самое поставление состояло в том, что при совершении Ионою Божественной литургии на него возложен был митрополичий омофор, а в руки ему дан был великий митрополичий посох — символ митрополитской власти. Это был первый митрополит, поставленный своими епископами собственно в Москве, тогда как прежние два опыта совершены были еще в Киеве.

Поставление митрополита Ионы, хотя имело все свойства законности, но как выходившее из ряда естественно должно было привлечь на себя внимание и возбудить мнения и толки. Потому сам святитель сознавал нужду выяснять значение этого события верующим. Едва только взошедши на свою кафедру, он в своей окружной грамоте ко всем христианам русским между прочим писал: «Вам известно, дети, сколько лет вдовствовала Церковь Божия без большего святителя, без митрополита, и оттого много учинилось лиха и истомы христианству нашей земли. И ныне, волею Божиею, собрались на священный Собор владыки, и архимандриты, и игумены со всем великим Божиим священством нашей земли и, припомнив прежнее о нас повеление святого царя и благословение святого Вселенского патриарха и всего святого Вселенского Собора, поставили меня митрополитом по Божественным правилам и по думе господина сына моего великого князя Василия Васильевича и младшей его братии — князей, которые, пока было в Царьграде православие, оттуда принимали и благословение и митрополита».

Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга 3. Отдел 2. Глава 1. http://magister.msk.ru/library/history/makary/mak3201.htm#number

«НО В МОСКВЕ СОГЛАШЕНИЯ НЕ ПРИНЯЛИ…»

При многострадальном князе Василии Васильевиче произошло важное событие в жизни русской церкви. Как известно, в 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была совершена уния церквей восточной и западной. Император и партиарх константинопольские искали этой унии, надеясь, что когда будет уничтожена церковная распря востока и запада, тогда папа и западные государи помогут грекам в их борьбе с турками. Погибая от турок, греческие власти готовы были на всякие уступки папе, и уния поэтому была устроена так, что греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали все католические догматы и главенство пап. В то самое время, когда в Царьграде готовились к собору, надо было назначить на Русь митрополита. Назначили ученого грека, очень склонного к унии, Исидора. Приехав в Москву, он сейчас же стал собираться на собор в Италию, отправился туда с большой свитой и там стал одним из самых ревностных поборников соединения с латинством. Обласканный папой, возвратился он в 1441 г. в Москву и объявил о состоявшемся соглашении с Римом. Но в Москве соглашения не приняли, так как сами же греки целыми столетиями воспитывали в русских ненависть к католичеству. Исидор был взят под стражу и ухитрился бежать, «изшел бездверием», скрылся в Литву и оттуда перебрался в Италию. А в Москве решились отделиться от константинопольского патриархата, который предал православие папе, и впредь самим ставить себе митрополита по избранию собора русских архиереев. Новым порядком и был поставлен в митрополиты московские рязанский епископ Иона. В то же время в юго-западной Руси, на старой киевской митрополии, водворились особые митрополиты, по-прежнему назначаемые из Константинополя.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats003.htm#gl15

ДЕЛА ЦЕРКОВНЫЕ

Своим последним несчастием как бы примиренный с судьбою и в слепоте оказывая более Государственной прозорливости, нежели доселе, Василий начал утверждать власть свою и силу Московского Княжения. Восстановив спокойствие внутри оного, он прежде всего дал Митрополита России, коего мы восемь лет не имели от раздоров Константинопольского Духовенства и от собственных наших смятений. Епископы Ефрем Ростовский, Аврамий Суздальский, Варлаам Коломенский, Питирим Пермский съехались в Москву; а Новогородский и Тверской прислали грамоты, изъявляя свое единомысле с ними. Они, в угодность Государю, посвятили Иону в Митрополиты, ссылаясь будто бы, как сказано в некоторых летописях, на данное ему (в 1437 году) Патриархом благословение; но Иона в грамотах своих, написанных им тогда же ко всем Епископам Литовской России, говорит, что он избран по уставу Апостолов Российскими Святителями, и строго укоряет Греков Флорентийским Собором. По крайней мере с того времени мы сделались уже совершенно независимы от Константинополя по делам церковным: что служит к чести Василия. Духовная опека Греков стоила нам весьма дорого. В течение пяти веков, от Св. Владимира до Темного, находим только шесть Митрополитов-Россиян; кроме даров, посылаемых Царям и Патриархам, иноземные Первосвятители, всегда готовые оставить наше отечество, брали, как вероятно, меры на сей случай, копили сокровища и заблаговременно пересылали их в Грецию. Они не могли иметь и жаркого усердия к Государственным пользам России; не могли и столько уважать ее Государей, как наши единоземцы. Сии истины очевидны; но страх коснуться Веры и переменою в ее древних обычаях соблазнить народ не дозволял Великим Князьям освободиться от уз духовной Греческой власти; несогласия же Константинопольского Духовенства по случаю Флорентийского Собора представили Василию удобность сделать то, чего многие из его предшественников хотели, но опасались. — Избрание Митрополита было тогда важным Государственным делом: он служил Великому Князю главным орудием в обуздании других Князей. Иона старался подчинить себе и Литовские Епархии: доказывал тамошним Епископам, что преемник Исидоров, Григорий, есть Латинский еретик и лжепастырь; однако ж не достиг своей цели и возбудил только гнев Папы Пия II, который нескромною Буллою (в 1458 году) объявил Иону злочестивым сыном, отступником, и проч.

Карамзин Н.М. История государства Российского. T.5. Глава III http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar05_03.htm

МЕЧ ДУХОВНЫЙ

Если русское духовенство в лице своего представителя, митрополита, так сильно содействовало возвеличению Москвы, то одинаково могущественно содействовало и утверждению единовластия, ибо в это время духовенство сознательнее других сословий могло смотреть на стремление великих князей московских, вполне оценить это стремление. Проникнутое понятиями о власти царской, власти, получаемой от бога и не зависящей ни от кого и ни от чего, духовенство по этому самому должно было находиться постоянно во враждебном отношении к старому порядку вещей, к родовым отношениям, не говоря уже о том, что усобицы княжеские находились в прямой противоположности с духом религии, а без единовластия они не могли прекратиться. Вот почему, когда московские князья начали стремиться к единовластию, то стремления их совершенно совпали с стремлениями духовенства; можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно был направлен меч духовный

12.10.2018

Патриарх Кирилл потерпел историческое поражение. Но журналист Константин Эггерт видит в этом исторический шанс для РПЦ стать свободнее и обрести новую роль в обществе.

В историко-архитектурном заповеднике «София Киевская» в Киеве идут ремонтные работы. Именно здесь, в Софийском соборе с его фресками и мозаиками 11 века, эмиссары Вселенского патриархата официально обнародуют «томос» — указ — патриарха Варфоломея о даровании автокефалии Украинской православной церкви. Собор должен стать духовным центром поместной церкви Украины.

Мечта Филарета (Денисенко) сбывается

11 октября Священный Синод Вселенского патриархата не только одобрил автокефалию, но снял церковные прещения (то есть возобновил полноценное общение) с главы самопровозглашенного Киевского патриархата Украинской православной церкви Филарета (Денисенко). Причина — необходимость признать, что все рукоположения епископов и священников, совершенные им за последние 20 с лишним лет, законны (на церковном языке — каноничны). Бывший митрополит Русской православной церкви и проигравший кандидат на выборах патриарха в 1990 году теперь имеет большие (хотя и не абсолютные) шансы реализовать свою мечту — стать патриархом поместной Украинской православной церкви, когда Вселенский патриарх наконец подпишет «томос», дарующий автокефалию.

Константин Эггерт

Реакция Москвы была предсказуемо яростной: «…Константинопольским Патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя. Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от Церкви». Так глава Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда прокомментировал в своем телеграм-канале действия Константинопольского патриархата. Он обещал, что Священный Синод РПЦ соберется 15 октября в Минске и даст ответ на действия Вселенского патриархата. Нет никакого сомнения, что отношения с Фенером (Фанаром), где находится резиденция патриарха Варфоломея, будут окончательно разорваны.

Ненадежные союзники патриарха Кирилла

Что дальше? Во-первых, РПЦ начнет искать союзников для борьбы с Константинопольским патриархатом и попытается расколоть мировое православие. В 2016 году патриарх Кирилл смог успешно убедить Сербскую, Болгарскую, Грузинскую и Антиохийскую церковь не участвовать во Всеправославном соборе на Крите под председательством Константинопольского патриарха из-за конфликта Москвы и Фенера. Можно предположить, что эти четыре поместные церкви вновь поддержат патриарха Кирилла и выпустят совместное заявление, критикующее Вселенский патриархат (хотя и это пока не гарантировано). Однако едва ли они станут рвать с ним отношения — это будет слишком драматичным шагом. В конце концов, это война двух патриархов, в которой не в их интересах занимать одну сторону. Скорее всего, они будут поддерживать отношения с обеими сторонами спора.

Во-вторых, большая часть поместных церквей не сможет игнорировать будущий «томос» и делать вид, что Украинской церкви не существует. Большинство попытается действовать по принципу «и нашим, и вашим». При всем значении Русской церкви для мирового православия, патриарх Кирилл не может потребовать от других глав поместных церквей «Выбирайте — либо мы, либо они!»

В-третьих, если не вдаваться в споры о каноничности решения Вселенского патриархата (а спорить есть о чем), случившееся — несомненно поражение Москвы. Как мне уже приходилось писать, вопрос об украинской автокефалии едва ли возник бы так остро, если бы Русская православная церковь не поддержала ложь Кремля о «гражданской войне» в соседней стране, не одобрила захват Крыма, не продолжала настаивать на имперской иллюзии «Русские и украинцы — один народ». Можно сказать, что у патриархии не было выбора — но тогда приходится признать, что нынешний кризис закономерно возник бы все равно. Тем более что вопрос об автокефалии для Украины стоял и раньше. В том числе и потому, что 40-миллионная страна с православным большинством, но без поместной церкви выглядит довольно странно.

Победа Порошенко и поражение Путина

В-четвертых, случившееся — также поражение Кремля. И Владимир Путин не забудет этого патриарху Кириллу. Независимая украинская церковь станет зримым символом провала постсоветского неоимпериализма путинского режима. Однако Москва сделает все для того, чтобы максимально осложнить процесс становления украинской церкви. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков недвусмысленно пообещал защищать права православных Украины, если их будут нарушать. Это прозвучало как откровенная угроза Киеву. Хотя как именно Кремль может осуществлять защиту, не вполне ясно.

В-пятых, решение Фенера — политическая победа Петра Порошенко (как сообщалось ранее — прихожанина РПЦ), ходатайствовавшего перед Вселенским патриархом об автокефалии. Это плюс к его биографии накануне президентских выборов 2019 года. Опытный политик, Порошенко попытался нейтрализовать пропаганду Москвы. Он заявил, что все желающие остаться в юрисдикции РПЦ могут спокойно в ней остаться. Украинское законодательство в этом смысле — на стороне верующих. Однако важным станет вопрос собственности. Церковная недвижимость в Украине, как правило, принадлежит государству. Религиозные общины пользуются ей или арендуют ее. Если власть начнет процесс массового перераспределения недвижимости, это может привести к беспорядкам и без участия российских агентов. Имущественный вопрос — один из самых чувствительных в нынешней ситуации.

Вызовы будущего для Москвы и Киева

В-шестых, пока неясно, сколько приходов Украинской православной церкви, находящихся в юрисдикции Москвы, захотят перейти в новую церковь. Особенно если ее патриархом будет избран Филарет (Денисенко). Может сложиться так, что нынешний Киевский патриархат перейдет в автокефальную украинскую церковь, а большая часть «московских» общин сохранит лояльность патриарху Кириллу.

Возможно (это мое впечатление после недавней поездки в Киев), процесс смены юрисдикции будет постепенным, но, особенно вначале, не таким массовым. Однако в перспективе сомнений нет — влияние Русской церкви в соседней стране уменьшится очень существенно. Война и позиция иерархии РПЦ только помогают этому.

Наконец, в-седьмых: то, что сегодня называют «потерей Украины» может оказаться шансом для русского православия. Разумеется, при патриархе Кирилле никаких изменений ждать не приходится. Но в будущем у РПЦ есть все шансы начать ту внутреннюю трансформацию, которая давно назрела.

Речь идет о большей независимости от государства, в том числе финансовой, усилении роли мирян, широкого внедрения выборности на церковные должности, превращении Священного Синода из нынешнего «митрополитбюро» в орган коллегиального управления. Самое главное: как красноречиво говорил на недавней конференции в Праге клирик РПЦ и одновременно один из самых ярких ее мыслителей-нонконформистов архимандрит Кирилл Говорун, без Украины РПЦ теряет не просто имидж «церкви империи», но и перестает ею быть по существу. Она получает шанс перестать жить иллюзиями прошлого, стать беднее, но свободнее, и — как бы парадоксально это ни звучало сегодня — заслужить настоящую любовь и влияние в обществе.

Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert

Этот комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
«Добрый вечер» от папы Франциска

Кардинал из Аргентины, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо приветствует верующих, собравшихся на площади у базилики Святого Петра в Ватикане, после того, как конклав из 115 кардиналов избрал его новым главой Римско-католической церкви. Папа Франциск стал первым за последние несколько столетий неевропейцем и первым представителем ордена иезуитов, взошедшим на Святой престол.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
8 кардиналов, реформирующих церковь

Едва заняв пост главы Римско-католической церкви, папа Франциск коснулся тем, которые вызывали дискуссию еще до его избрания. Папа собрал консультативный совет из 8 кардиналов, который будет заниматься вопросами реформирования католической церкви. Ранее понтифик заявлял, что самая большая проблема Ватикана — это светскость, недостаток духовности и карьерные амбиции членов курии.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Скромный понтифик

Взойдя на Святой престол, кардинал Бергольо, иезуит, нарек себя Франциском в честь святого Франциска Ассизского — основателя Ордена францисканцев, покровителя бедных. Папа Франциск во всем демонстрирует скромность. На этом фото — автомобиль Renault 4, подаренный ему 30 лет назад пастором из Вероны. Папа охотно ездил бы на нем и сейчас, но это невозможно по соображениям безопасности.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Против безразличия в отношении слабых

Гибель мигрантов, по морю добирающихся из Африки в Европу, — «как шип в сердце», сказал папа Франциск, впервые посетив Лампедузу в качестве главы Римско-католической церкви. Уже тогда, летом 2013 года, на итальянском острове находились тысячи беженцев, которые надеялись легальным способом оказаться в Европе.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Папа-посредник и «мосты мира»

К своей миссии возводить мосты, и не только между церковью и людьми, папа Франциск относится очень серьезно. В Центральной Африке и Колумбии он выступает посредником между сторонами конфликтов. Понтифик также пытается повлиять на то, чтобы между Вашингтоном и Гаваной закончился ледниковый период. А президента США Дональда Трампа призывает не возводить стену, а строить отношения с Мексикой.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Контакт с верующими по всему миру

Папа Франциск стремится налаживать связи между представителями разных конфессий. Он совершил молитву у Стены Плача в Иерусалиме, встретился с одним из мусульманских лидеров. В Каире отслужил мессу для коптов. В Мьянме выступил перед буддийскими монахами, а в Гаване встретился с главой РПЦ патриархом Кириллом. Эти переговоры на Кубе стали первой встречей глав двух церквей с XI века.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Папа Франциск и СМИ

Папа Франциск не избегает общения с журналистами. А в одном из своих посланий, приуроченном ко Всемирному дню социальных коммуникаций, понтифик призвал сотрудников СМИ усилить противодействие фейковым новостям и не забывать о ценности человека. «Несмотря на недолговечность новостей, в пучине сенсационной прессы нельзя забывать, что в центре новости стоит человек», — написал папа римский.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Ближе к людям

Во время своей поездки в Чили и Перу в январе 2018 году папа Франциск спонтанно прямо в самолете обвенчал молодую пару. Молодожены Паула и Карлос — члены экипажа, обслуживающего авиарейс, рассказали понтифику, что хотели бы обвенчаться. Папа римский помог осуществить их желание.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Папа Франциск опасается ядерной войны

Папа Франциск предупредил о реальной опасности ядерной войны. «Я действительно боюсь», — сказал Франциск, общаясь с журналистами во время полета в Чили. По мнению понтифика, мир находится на грани ядерной катастрофы. Комментируя случай ложной тревоги на Гавайях, Франциск заявил, что одного инцидента может быть достаточно для начала атаки с применением ядерного оружия.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Скандалы в церкви

Поездка в Чили была и экзаменом для папы Франциска. Католическая церковь в этой стране уже многие годы теряет свой авторитет — слишком часто местное духовенство оказывается замешанным в разного рода скандалах. Папа Франциск извинился за это. Но не уволил епископа Хуана Барроса, который остался на своем посту.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Папа на обложке журнала

Папа Франциск быстро стал иконой для многих прогрессивных католиков и других христиан. Даже неверующие выражают одобрение действиями понтифика, который проводит отличающийся от его предшественника папы Бенедикта XIV курс. После 10 месяцев пребывания на посту главы Римско-католической церкви фотография папы Франциска украсила обложку журнала Rolling Stone.

Папа Франциск: 5 лет во главе Римско-католической церкви
Критика из Ватикана

Очень часто избранный папой Франциском курс на реформирование церкви подвергают критике, как и самого папу, который якобы не терпит никаких возражений в Ватикане. Многие оппоненты считают, что папа Франциск слишком «земной», его смирение — «показное», а его присутствие в медийном пространстве «недопустимо». Они опасаются, что церковь может лишиться своего духа, потерять свою святость.

1
| 12

03:53 мин.

| 06.10.2018

Украинский Нежин накануне томоса

Константин Эггерт