Азбука читать по слогам

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове. А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Этап №1 Мотивация

Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

  • угостить ребенка апельсином;
  • дать посмотреть мультфильм про ослика;
  • показать уточку и попускать ее плавать в миске.

После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука , то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры:

  • Кубики Мякиши «Азбука в картинках» в магазине OZON.ru.
  • Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
  • Кубики «Азбука», 12 шт.

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Этап №4. Составление слога

Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

  • поставить два кубика рядом;
  • написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
  • поселить буквы в один домик и т.д.

Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука . Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

Читаем по слогам

Представленная методика, как научить ребенка читать по слогам подходит для занятий дома с малышом с 5 лет. Через 2-3 недели занятий ребенок сможет самостоятельно, глядя на написанные буквы, называть слог. Не надо его торопить, однако, если он затрудняется произнести слог по истечению 30 – 60 сек, нужно ему подсказать, помочь составить слог. Делать это нужно в доброжелательной манере, без раздражения и упреков.

Когда ребенок составит первые слоги «ма», «му», пора показать, что соединив некоторые слоги вместе, можно получить целое слово. Объяснять это лучше с использованием слоговых кубиков (можно купить специальный набор или сделать их самостоятельно) или деталей конструктора. Главное, показать, что для прочтения слова нужно называть слоги и затем их объединить. Обязательно спросите у ребенка, какое слово получилось и что оно обозначает.

В дальнейшем, когда уже не нужно будет много времени тратить на объяснение всех описанных азов чтения по слогам, основная часть занятий должна быть посвящена тренировочным упражнениям. Учителя-практики утверждают, что нет иного способа научиться хорошо читать, кроме постоянного чтения. Чем чаще и больше ребенок будет читать, тем лучше это будет у него получаться. А поэтому у него нужно поддерживать постоянный интерес к занятиям по чтению. Для этого рекомендуется использовать разнообразные дидактические игры.

Примеры:

  • Логопедические упражнения.
  • От игры — к чтению. Дидактические упражнения.

Дидактические игры обучения чтению

Игра «Солнышко»

На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.

Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.

Игра «Побежим по дорожке»

Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется.

Игра с кубиками

Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:

  • прочесть все слоги на кубике;
  • выбрать кубики, чтобы составить слово;
  • заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
  • подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.

Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.

Таблица слогов

Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:

  • найти указанную букву и прочитать все слоги с ней;
  • найти в таблице названый слог;
  • показать в таблице названные слоги и составить из них слово;
  • нарисовать лучики между слогами, чтобы получилось слово.

Позже нужно сделать еще одну таблицу, которая будет состоять из сложных слогов.

«В момент, когда ситуация более чем напряженная, нам нужно какое-то поле для рефлексии и поле для ощущений — в этот момент фотография очень важна».

Ольга Свиблова в программе «Действующие лица»

«Куда важнее какими мы выйдем из этого кризиса, чем то, переменится, а что не переменится в привычном для нас экономическом, политическом и даже в культурном существовании…»

Александр Архангельский, писатель

«Писатель в общем-то всегда находится на самоизоляции. Ему надо действительно находится в каком-то замкнутом пространстве своего мира, но при этом и связь с миром должна присутствовать».

Андрей Геласимов в программе «Действующие лица»

«Со слушателем, зрителем нужно разговаривать… нужна работа с аудиторией. И эта работа должна быть осмысленной, качественной и интересной».

Полина Осетинская в программе «Действующие лица»

«Современный художник — это художник знающий и видящий. Его можно назвать такой своеобразной энциклопедией… к тому же он показывает нам, как мы переживаем самих себя, нашу собственную субъективность».

Олеся Туркина в программе «Действующие лица»

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Когда ребенок изучает буквы и учится писать, лучший способ закрепить знания — игра. Выбрали три «развивайки»из книги «Учимся играя»: они помогут освоить алфавит и предлоги, а ещё — самостоятельно построить буквы.

Покупки по алфавиту

Между прочим, увлекательнейший урок письма можно провести и в супермаркете. Ребенок будет в восторге. Когда пойдете в магазин, захватите с собой планшет с зажимом, бумагу и ручку — и время пролетит незаметно. Задача участников — найти на полках по одному продукту для каждой буквы алфавита и записать их названия на листе.

Материалы

  • Планшет с зажимом и бумага (или блокнот)
  • Карандаш

Между прочим, увлекательнейший урок письма можно провести и в супермаркете
Иллюстрация из книги «Учимся играя»

Подготовка

1. Прикрепите лист бумаги к планшету.

2. В левой части листа запишите в столбик буквы в алфавитном порядке.

Как играть

1. Возьмите с собой в магазин планшет с прикрепленным к нему листом бумаги. Если детей несколько, можете дать им один общий планшет или каждому свой. Когда ребенок увидит какой-нибудь продукт, он должен назвать его и произнести первый звук его названия. Следующий шаг — найти соответствующую букву на листе и записать рядом с ней название продукта. Например: А — апельсин, Б — банан, В — вермишель. Такая забавная фонетическая игра будет интересна и полезна ребенку.

2. Каждую букву можно использовать только один раз. Пусть участники постараются найти продукты для всех букв до того, как вы окажетесь у кассы!

Самые маленькие участники произносят название продукта и его первый звук, а записывает слово уже взрослый.

Театр предлогов

Дети должны понимать, что такое предлоги, чтобы не растеряться, встретив их в тексте. Возьмите книжку с увлекательными историями и во время чтения обращайте внимание детей на предлоги. А после предложите маленьким слушателям немного повеселиться и проявить свои актерские таланты. Им нужно будет читать предлоги на карточках и стараться без слов изобразить их, чтобы другие участники их отгадали.

Материалы

  • Карточки размером 7,5 × 13 см
  • Ножницы
  • Карандаш
  • Коробка
  • Игрушки

Котик и птица показывают предлоги
Котик и птица показывают предлоги. Источник

Подготовка

1. Разрежьте карточки пополам.

2. Напишите на каждой карточке по одному предлогу: «в», «на», «рядом с», «под», «над», «около», «между», «за», «перед», «вне», «внутри».

Как играть

1. Выложите карточки словами вниз.

2. Один из игроков выбирает карточку, читает про себя предлог и пробует «изобразить» его, используя игрушки и коробку в качестве реквизита.

3. Другие дети пытаются отгадать предлог, описывая разыгрываемую сценку предложением.

4. Тот, кто отгадал предлог, выбирает следующую карточку.

5. Игра продолжается, пока не закончатся карточки.

Пусть актерами в вашем «театре предлогов» станут игрушки, а сценой — кукольный домик.

Строим букву

Из чего состоят буквы? Из палочек, кружочков и разных дуг! Эта игра идеально подойдет маленьким инженерам, которые любят строить. Изготовьте набор деталек, предложите ребенку выбрать три-четыре из них и посмотрите, какую букву ему удастся сложить. Вот, например, буква — Ю: она состоит из двух дуг и двух палочек разной длины. Давайте собирать остальные!

Материалы

  • Картон или коробки из-под сухих завтраков
  • Линейка
  • Ножницы
  • Бумага
  • Маркер

Из чего состоят буквы? Из палочек, кружочков и разных дуг!
Иллюстрация из книги «Учимся играя»

Подготовка

1. Из картона вырежьте по четыре детали каждого вида:

а) прямоугольники 1,5 × 7,5 см;

б) прямоугольники 1,5 × 15 см;

в) прямоугольники 1,5 × 5 см;

г) круги диаметром 15 см;

д) «бублики» диаметром 7,5 см;

е) половинки овальных «бубликов» диаметром 15 см.

2. Напишите алфавит (прописные или строчные буквы) на листе бумаги, чтобы использовать его как образец во время игры.

Напишите алфавит (прописные или строчные буквы) на листе бумаги, чтобы использовать его как образец во время игры.

Как играть

1. Предложите ребенку сложить любую букву алфавита.

2. Пусть он сам выберет подходящие детали из набора.

3. Зачеркните эту букву на своем листе с алфавитом.

4. Сложите детали обратно.

5. Пусть ребенок повторяет шаги 1–4, пока не сложит все буквы алфавита!

Предложите детям использовать все формы, чтобы собрать простое слово.

По материалам книг «Учимся играя»

Обложка поста: pan xiaozhen

Чтение — путь к широкому кругозору и качественному образованию. Родители придерживаются разных точек зрения: некоторые начинают учить детей чтению в раннем возрасте, а кто-то считает, что это обязанность педагогов в начальной школе. Давайте посмотрим, когда ребенок готов читать тексты по слогам и как быстро может проходить процесс обучения.

Когда можно начинать?

Интеллектуальные способности каждого малыша индивидуальны. Есть дети, способные выучить алфавит уже в 3 года. Однако чтение предполагает не простое механическое воспроизведение звуков, которые отражены в буквах. Это деятельность, требующая богатого жизненного опыта, интеллектуальных усилий, основ аналитического мышления, чем 3-летний ребенок пока не может похвастаться.

в каком возрасте учить ребенка читать

Кроме того, в этом возрасте детям предстоит потратить много сил, чтобы развить навыки коммуникации: они тоже играют важную роль в жизни дошкольника. Прежде чем показывать ребенку буквы, убедитесь, что поведение малыша соответствует критериям:

  • он говорит целыми предложениями, логично и связно;
  • правильно произносит слова, знает отличия между звуками, внятно их проговаривает;
  • не посещает логопеда.

Дети, которые принимаются учить буквы в слишком раннем возрасте, рискуют столкнуться с задержками речевого развития. Обычно человек достигает полной готовности к 4-5 годам, поэтому не торопитесь покупать азбуку для 3-летнего.

Логопедические занятия для детей — большая подборка логопедических упражнений, которые можно выполнять в домашний условиях.

Затягивать с изучением алфавита до поступления в начальную школу тоже не стоит: умение читать облегчит нагрузку, которая неминуемо ляжет на плечи первоклассника. Педагоги следят за техникой чтения вплоть до 4-го класса: в 9-10 лет она должна достигать 120-180 слов в минуту (как у среднестатистического взрослого). Этот уровень указывает на довольно большой словарный запас, быструю реакцию, хорошее восприятие информации.

Этапы обучения чтению

Дети учатся читать поэтапно. Нельзя перейти на следующую ступень, минуя предыдущую.

Добуквенный период обучения

Малыш плохо разговаривает, но учится звукоподражанию благодаря родителям. Важно показать разницу произношения, подчеркнуть, как действует артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык).

Читая вслух стихотворения и сказки, напевая песенки, надо выделять отдельные яркие звуки.
Нужно обращать внимание ребенка на звуки, которые издают животные, насекомые: «Как жужжит пчела? А как воет волк?»

Учим звуки и буквы

Для начала предстоит усвоить, что звуки и буквы — не одно и то же; звуков больше, чем букв, и они могут быть ударными, безударными, мягкими, твердыми и т. д. Конечно, не стоит о объяснять 4-летнему малышу лингвистические нюансы, но основные положения он должен знать с детства.

Начиная знакомить ребенка с алфавитом, избегайте правильных наименований букв, которые обозначают согласные звуки («ха» вместо «х», «эс» вместо «с»). Малыш начнет произносить полное название буквы при чтении. Теорию ему объяснят более подробно в школе, когда абстрактное мышление будет достаточно развито.

Буквы не обязательно учить в алфавитном порядке. Начинайте с букв, связанных с гласными, которые встречаются чаще всего (а, о), затем переходите к согласным.

Повесьте на стену плакат с буквами, выделенными разными цветами: красный цвет — буквы, обозначающие гласные звуки, синий — согласные. Можно распределить их по парам для легкости запоминания. Ежедневно проговаривайте вместе с ребенком сочетания букв.

Показывайте ребенку изображения предметов, начинающихся на один и тот же звук (арбуз, автобус, апельсин). Попросите малыша назвать, что он видит на картинке, а затем спросите, что общего у этих вещей. Когда ученик догадается, напишите рядом букву А.

Читаем буквы слитно

Ребенку необходимо понять, что звуки сочетаются определенным образом для образования слов, которые он слышит каждый день. Обращайте внимание детей на звуки: «Какие звуки ты слышишь в слове «папа»? Какие из них мы учили вчера?»

Лепите буквы из пластилина, вырезайте из бумаги, составляйте короткие слова из нескольких букв (нос, сон).

Пропевайте, очень медленно проговаривайте простейшие слоги, чтобы ребенок успел понять, из каких звуков они состоят.

Складываем слоги

учим ребенка читать слоги слитно

Когда дети начинают без запинки называть буквы по отдельности, пора усложнять задачу, сочетая согласные звуки с гласными для образования слога. Важно делать это максимально наглядно, используя игрушки в виде букв, кубики, карточки.

Методика изучения слогов должна быть следующей: соберите слог из предложенных букв, попросите ребенка прочитать каждый звук по отдельности. Произнесите слитно — четко, с идеальной дикцией. Ребенок будет следить за вами, пытаясь повторить.

Игра «Солнце». Нарисуйте желтое солнце. В центре круга расположите букву, с которой начинается слог. У каждого лучика нарисуйте по одной букве, продолжающей слог. Задание: прочитать вслух все слоги, переходя от центра солнца к лучу.

Работа с таблицей. Составьте набор слогов. Называйте их в свободном порядке. Задача ученика — найти то, что требуется.

Составляем слова и читаем их по слогам

Учите детей без принуждения, занятия должны проходить в игровой форме. Не лишним будет показать пользу чтения. Например, во время прогулки спросите у ребенка, что написано на вывеске или включите мультфильмы с субтитрами. Также интерес могут вызвать комиксы.

Нарисуйте или распечатайте картинку, положите рядом набор букв. Подпишите внизу, что на ней изображено. Ребенок называет все звуки по порядку, а потом собирает слово из кубиков или карточек.

Напишите несколько слов на бумаге, разрежьте по слогам, перемешайте. Малышу будет предложено задание: соединить начальный слог с последующими, чтобы получилось слово (ма-ма, ма-ши-на). Понемногу увеличивайте количество слогов, когда поймете, что ребенок быстро выполняет упражнение.

Читаем целые предложения

учимся читать слова и предложения

Когда дети начнут читать слова по слогам, пробуйте складывать их в предложение. Здесь помогут фантазия, изобретательность и капелька терпения.

Пусть ребенок устно придумает короткое предложение («Я ем кашу»), возьмет кубики и попробует его воспроизвести без посторонней помощи. Поначалу игра будет даваться непросто, но вскоре малыш научится составлять небольшие тексты.

Купите адаптированные книжки для чтения с детьми, где слова разбиты на слоги (или расчертите слова в обычном издании с крупным шрифтом). Сказки, стихотворения, пьесы для чтения по ролям. Читайте с ребенком вслух, эмоционально и артистично. Интригуйте его вопросами: «Интересно, а что было дальше? Прочитай следующее предложение вместо меня».

Упражнения и игры для обучения чтению

Педагогами и логопедами разработано множество упражнений, способных помочь родителям научить малыша читать по слогам.

  1. Игра «Найди лишнее». Перед ребенком раскладывают несколько карточек и говорят, чтобы он нашел лишний слог на основании какого-либо признака (например, отсутствие буквы А).
  2. Взрослый начинает произносить слово, ребенок проговаривает окончание и находит нужный слог среди предложенных (допустим, корзи-на).
  3. Упражнение «Наведи порядок». Скажите, что любимый сказочный персонаж ребенка все перепутал местами. Нужно поставить каждый слог на нужное место, чтобы получить слова (ка-ру — ру-ка).
  4. Придя в магазин, соревнуйтесь с малышом, кто прочитает больше слов на ценниках. Остановитесь у витрины, подождите, пока ребенок самостоятельно прочитает название товара и выберет его. Это упражнение убеждает в практической пользе чтения, применимости к реальной жизни.
  5. Игра «Говори наоборот». Вы загадываете слово из 3-4 слогов, а дети произносят его задом наперед — буквально по звукам или по слогам (корова — аворок или ва-ро-ко).

Тексты для чтения по слогам

Вот пример группы текстов, предназначенных для занятий с ребенком. Они помогут улучшить навык беглого чтения по слогам.

Кот Пу-шок

Ка-тя гу-ля-ла с по-дру-га-ми. О-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го ко-тен-ка и за-бра-ла до-мой. Вме-сте с ма-мой о-ни ре-ши-ли дать ко-тен-ку и-мя Пу-шок. Он о-чень ми-лый и лю-бит пить мо-ло-ко.

Ле-то

Ле-том на у-ли-це те-пло. Зе-ле-не-ет тра-ва, цве-тут цве-ты, мож-но ку-пать-ся и за-го-рать на сол-ныш-ке. О-но ра-ду-ет нас сво-и-ми лу-ча-ми. Де-ти мно-го гу-ля-ют и и-гра-ют. А вы лю-би-те ле-то?

Дру-зья

Се-го-дня у Ми-ши День ро-жде-ни-я. Он при-гла-сил всех дру-зей в го-сти. А-ня по-да-ри-ла е-му кни-гу. Са-ша при-нес мяч. Ви-ка и Ан-тон на-ду-ли ша-ри-ки. Ре-бя-та ве-се-ли-лись и е-ли вкус-ный торт. Хо-ро-шо и-меть мно-го дру-зей!

Авторские методики обучения чтению по слогам

методики обучения чтению

С чего начать освоение алфавита? Разработано множество методик. Расскажем о наиболее популярных, проверенных временем системах и способах.

Фонетический способ

Именно на этой методике строится система обучения в школах. Многие авторы дошкольных пособий берут его за основу своих книг. в их числе — Е. В. Колесникова.

Можно представить его в виде лестницы, по которой ребёнок идёт от простого к сложному: от звуков — через слоги — к словам и предложениям. Колесникова предлагает в своих учебных пособиях такую последовательность: простые гласные (А, О, У, Ы, Э), сонорные согласные (Л, М, Н, Р), слоги из этих изученных звуков, далее — йотированные гласные (Я, Ё, Ю, Е), и затем — парные глухие-звонкие и твёрдые-мягкие согласные, шипящие и Ь, Ъ.

Параллельно с изучением новых звуков ребёнок может складывать уже известные ему буквы в слоги, простые слова и даже предложения.

Методика Жуковой

Как логопед с большим стажем работы Надежда Жукова смогла создать методику, предупреждающую возможные ошибки детей на письме.

Основой является то, что ребёнку легче выделить в слове слог, чем звук. Чтение слогов Жукова вводит уже с третьего занятия. Поэтому важно учесть, что ребёнок к началу обучения должен быть знаком с буквами.

Безусловным плюсом методики можно назвать её доступность любому родителю (пособия снабжены рекомендациями для взрослых). В числе пособий не только всем известный «Букварь», но и большое количество сопутствующих книг и материалов («Магнитная азбука», прописи, книга для логопеда и другие).

Методика Монтессори

Мария Монтессори была убеждена, что буквы для ребёнка — не какая-то абстракция, а конкретный узор, рисунок, которые так любят воспроизводить все дети. Поэтому она предлагает начинать с письма, постепенно переходя к чтению.

Весь процесс делится на этапы: сначала штриховка и обводка, затем — изучение тактильных букв на ощупь, составление и прописывание слов, в завершении — чтение. Причём всё обучение построено на основе игр и содержит множество упражнений («От точки к точке», «Шершавые буквы», «Домино из букв» и другие).

Несмотря на привлекательную для детей игровую форму и внимание к мелкой моторике, метод Монтессори проигрывает другим в том, что рассчитан больше на групповые занятия в детском саду. Огромное количество обучающих материалов, которые придётся приобрести или изготовить самим, также останавливает при освоении этой методики.

Метод Елены Бахтиной

упражнения для обучения чтению

Е. Н. Бахтина долгое время изучала детскую психологию и пришла к выводу, что буквы в первоначальном виде плохо усваиваются малышами. Процесс идет намного быстрее, если буквы отождествляются с вещью или живым существом. С буквами надо играть: например, вырезать из бумаги У, сравнить ее с улиткой, показать, как медленно она ползет; сравнить букву Ч с чашкой

Соединение букв в слоги называется «дружбой»: буква М подружилась с А, получаем МА. Все сопровождается красочными иллюстрациями. Фантазия, ассоциативный подход помогают учить алфавит без проблем.

Карточки Домана

Гленн Доман — специалист из США, который предложил новаторский способ обучения детей чтению. Он отказывается от постепенного освоения букв и слогов. Его методика — восприятие лексем целиком. Родители показывают ребенку карту с надписью, затем убирают ее. Малыш смотрит на слово в течение нескольких секунд. Предполагается, что прочитанное откладывается в памяти.

От простых слов (мама, папа) переходят к абстрактным понятиям, формам, цветам. Никаких тестов, проверок устраивать не нужно: ученик впитывает знания без помощи со стороны.

Педагоги считают, что метод направлен преимущественно на тренировку быстрого визуального восприятия и увеличения словарного запаса.

Кубики Чаплыгина

Педагог Е. В. Чаплыгин разработал обучающую игру для детей от 3 лет. Комплект состоит из 10 одинарных кубиков (по 4 буквы на каждом) и 10 блоков, состоящих из 2 кубиков (каждый элемент можно вращать вокруг своей оси).

Пособие не занимает много места в квартире и позволяет ребенку осваивать буквы, играя с ними. Малыш смотрит на слоги, трогает поверхность кубиков, самостоятельно создает новые сочетания. В обучении задействованы многие каналы восприятия, органы чувств, что делает занятие эффективнее.

К кубикам прилагается отдельная инструкция для родителей с описанием методики.

Кубики Зайцева

Обучение чтению по методике Зайцева подходит всем — дошкольникам и учащимся начальной школы. Система быстро завоевала популярность.

кубики зайцева

Зайцев предлагает учить читать не по буквам и слогам, а по складам. Склад — минимальная речевая единица, которую ребенку легче всего произнести (первые звуки, издаваемые малышом — ма, па). Склад не может содержать более 2 букв, что делает его компактным, удобным для восприятия на отдельном кубике.

Предметы оформлены по правилам. Например, внутри кубиков с глухими согласными находится наполнитель из дерева, со звонкими — из металла; на больших кубиках изображены твердые согласные, на маленьких — мягкие и т. д. Полный список условий прилагается к набору.

Ребенок рассматривает происходящее как игру, учится складывать слова. Из минусов — дети забывают окончания слов, школьники с трудом выполняют фонетический разбор лексем.

Кубики Воскобовича

В. В. Воскобович пересмотрел методику Зайцева, усовершенствовав ее. В комплексе под названием «Складушки» собраны все существующие склады русского языка. Каждая карточка снабжается тематической иллюстрацией, текстом детской песенки внизу (аудиоформат входит в состав комплекта).

Набор «Теремки» — кубики, разделенные на согласные и гласные звуки. Их можно комбинировать, изучать, составлять слоги, образовывать новые слова. В инструкции есть примеры игр, которые можно проводить с детьми. Начинать занятия рекомендуется с 3 лет.

Буквари и азбуки

В СССР был разработан звуковой метод обучения грамоте, который используется по сей день. Заслуженные педагоги, авторы советских азбук и букварей (А. И. Воскресенская, И. Ф. Свадковский и др.) опирались на современные достижения лингвистики, включали в систему фонетические особенности русского языка.

Звуки и слоги давались детям по мере сложности восприятия: сначала слоги из 2 букв, затем из 3; далее шли комбинации разных типов слогов. Методика состояла из переходов от простого знания к сложному, повторения ранее изученного материала. Пособия развивали фантазию, речь и память учеников, включали в себя сравнительный анализ звуков.

Советы и рекомендации для родителей

учим ребенка читать в домашних условиях

Следуя базовым принципам организации домашних занятий, вы сможете заметно улучшить результат. От соблюдения этих правил зависит успеваемость вашего ребенка.

  1. Дети всегда учатся, глядя на родителей и воспитателей. Малыш не вырастет библиофилом, если никогда не увидит вас с книгой в руках. Интересуйтесь чтением, покупайте бумажные книги, скачивайте электронные. Слушайте произведения в аудиоформате.
  2. Чтение часто вызывает у детей неприятные воспоминания: родители заставляют разбираться в непонятных символах, произносить вслух скучные тексты. Советуем превратить чтение в семейную традицию. Выберите издание вместе с ребенком (возможно, он хочет почитать про героев любимого мультфильма?), выделите свободный вечер и читайте по ролям.
  3. Не упрекайте малыша за отставание, сравнивая с друзьями: «Все твои знакомые уже читают по слогам, а ты буквы выучить не можешь!» Дети с особым складом психики потеряют интерес к чтению навсегда. Помните: у каждого ученика особый темп развития. Не торопитесь.
  4. Прочитанное не должно оседать в памяти мертвым грузом. Обсуждайте книги, ищите в жизни ситуации, применимые к сюжету. Желательно устраивать дискуссию после каждого занятия. Ребенок научится выслушивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, вести спор грамотно и аргументированно.
  5. Если малыш просит почитать ему, не отказывайте. Поддерживайте зародившийся интерес к текстам. Выделите хотя бы 5 минут, чтобы прочитать главу.

Подбадривайте детей на протяжении непростого пути, и тогда чтение станет радостным, познавательным процессом.

blogArticleAd-image
blogArticleAd-image
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

– С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

– В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

– Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

– у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

– у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

– ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

– фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :

СОВЕТ 1

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

СОВЕТ 2

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

СОВЕТ 3

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

СОВЕТ 5

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

СОВЕТ 6

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

СОВЕТ 7

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».

СОВЕТ 8

Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

СОВЕТ 9

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

СОВЕТ 10

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное – правильно. Заниматься обучением ребенка шести – семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день – не более 4 уроков.

УРОК 1

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

– В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

– Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

УРОК 2

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

УРОК 8

Смотрите диафильмы

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

УРОК 9

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

УРОК 10

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

УРОК 11

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

Новое видео: