Балахна покровский монастырь

В Писцовой книге 1674 года есть следующие строки: «Против города (деревянной крепости выстроенной в 1536 году), на площади, к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистые Богородицы Владимирские, да в другом приделе священномученика Антипы; соборная церковь и придел священномученика еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные и к окнам решётки, затворки железные и окончины — строенья Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве». Основываясь на том, что главный престол Христорождественского храма в 1674 году ещё не был освящён, краеведы, пишущие о Балахне, обыкновенно датируют его постройку началом 1670-х годов. Однако упомянутый в записи «Кодрат протопоп» (Кондрат Ильин) служил в Успенском соборе значительно раньше. Его имя есть в тарханной грамоте московскому Успенскому собору царя Михаила Фёдоровича. И, кроме того, он фигурирует в «Повести о новоявленных чудесах от образа Богородицы Владимирская в пустыни близ Оранного поля», составленной в 1662 году, но рассказывающей о событиях конца 1620-х — начала 1630-х годов. Удивительно то, что совокупить судьбу протопопа Кондрата, который согласно по сей день бытующему в Балахне преданию, был родом отсюда, с судьбой Христорождественского храма, по-видимому, мало кому приходило в голову.

В статье нижегородской исследовательницы Н.Н. Быхаревой, посвящённой иконам из балахнинской церкви, выдвинуто предположение, что «…церковь Рождества Христова в Балахне строилась во второй четверти ХVII века. Этому предположению не противоречит ряд архитектурно-композиционных и стилистических особенностей храма. Объяснимо и то, почему два престола церкви могли долго оставаться неосвящёнными. Вероятно, лишившись своего покровителя, малочисленный и крайне бедный, судя по документам, монастырь не имел возможностей отделывать все помещения храма, годами довольствуясь службой в одном приделе». Вплоть до приснопамятного 1764 года бытование Христорождественского храма неразрывно связано с историей девичьего монастыря, на территории коего он и находился. Начиная с ХVIII века обитель, в несколько этапов лишаемая государственной поддержки, постепенно приходила в упадок. Сама Балахна в это время тоже переживала если не упадок, то кризис. Соляной промысел иссякал. Высокие пошлины, дороговизна дров, требовавшихся в изрядном количестве при выварке соли, конкуренция новых «соленосных» районов — Пермского и Илецкого, — всё это привело к тому, что во второй половине ХVIII столетия Балахна утратила своё значение главной солеварни страны. Подкосили Балахну и два больших пожара — 1680 и 1730 годов, когда город, почти полностью деревянный, выгорал чуть ли не дотла. Вместе с тем, на фоне упадка соляного промысла в Балахне нарождалось новое градообразующее ремесло — кораблестроение. В 1690-е годы в Балахне сооружали суда для азовских походов, а в дальнейшем — баржи и расшивы, составлявшие основу волжского судоходства.

К концу ХIХ столетия Балахна превратилась в обыкновенный захолустный городок, каких сотнями считалось по всей России. Сообразно захолустному существованию Балахны существовал и Христорождественский храм. Приход его — при весьма значительных размерах самого храмового здания был сравнительно невелик, составляя всего около пятисот человек. Приход, как и прежде монастырь, не обладал большими финансовыми возможностями, благодаря чему облик храма на протяжении столетий оставался почти неизменным. Среди существенных перемен можно выделить лишь две — одну экстерьерную (устройство закрытой галереи вместо открытой паперти) и одну интерьерную (установка в 1801 году нового резного иконостаса, изготовленного попечением купцов Ряхиных, вместо первоначального тяблового). Имелись в Балахне и церковные традиции, связанные с Христорождественским храмом. Так, ежегодно 21 мая, на память Владимирской и Оранской икон Божией Матери, из городского собора в Рождественскую церковь бывал крестный ход.

После революции храм Рождества Христова был закрыт. С 1937 года здесь находились склады Балахнинского горторга, что сыграло отчасти добрую роль: иконостас, загороженный поставленными в несколько ярусов коробками и ящиками, оказался спасён от разграбления. Но всё равно советская эпоха храмовому зданию далась тяжело. Главная утрата той поры — шатровая колокольня, примыкавшая к юго-западному углу церкви. Её разобрали в 1931-м году. Ну и «по мелочи»: например не удалось спасти в процессе реставрации до крайности обветшавшее черепичное покрытие глав. Склады находились в храме до 1988 года, а затем, освободившись от «товаров народного потребления», он вернулся к своему первоначальному призванию. Храм Рождества Христова возродился к богослужебной жизни в 1989 году, но его реставрация и хотя бы минимальное благоустройство заняли много времени: церковь-то большая, самая большая в Балахне. Неудивительно, что в новейшую эпоху именно Христорождественский храм стал центральным храмом Балахнинского благочиния. Поскольку этот храм является и поныне главным храмом Балахнинского благочиния, то все наиболее важные события местной церковной жизни совершаются именно здесь. Здесь служит митрополит Нижегородский, посещая Балахну, сюда в первую очередь наведываются представители администрации разных уровней. Между тем излишнего лоска, приглаженности в храме не заметно. Он выглядит так, как и должен выглядеть храм, живущий своей богослужебной жизнью.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №122, 2015 г.

Нижний Новгород, 30 октября 2007г.

28 октября, в воскресенье, исполнилось 200 летсо дня освящения Сретенской церкви города БалахныНижегородской области. Торжества, посвященные этойзнаменательной дате, начались с соборногобогослужения клириков Балахнинского благочиния,сообщает епархиальный сайт.
Богослужение в храме, построенном в 1807 году наместе древней церкви, сооруженной по завещаниюкнязя Дмитрия Пожарского, возглавил благочинныйБалахнинского округа иерей Михаил Минюхин.
По окончании Божественной литургии отец Михаилпоблагодарил собравшихся за совместную молитву ипоздравил всех со знаменательным юбилеем.
«Сретенская церковь – храмисторический, один из пяти нижегородских храмов,которые не закрывались в советские годы, –сказал отец Михаил. – В самые трудные годыГосподь хранил эту жемчужину нашего города, и еслимы не будем забывать Бога, если будем поддерживатьнаши храмы в достойном виде, то Господь нас неоставит».
«Храм – это место, где молитваобретает крылья, – отметил в своем обращениинастоятель Сретенской церкви иерей РоманСосинович. – Будем же как зеницу ока хранитьнашу веру, наш храм, нашу историю».
По многолетней традиции после богослужениясостоялся крестный ход вокруг храма. А завершениемторжеств стал праздничный концерт в ДК НиГРЭС,подготовленный совместными усилиями Балахнинскогоблагочиния и отдела культуры.
Свои творческие номера показали воспитанникивоскресных школ Сретенской церкви и храма-часовнисвятого благоверного князя Александра Невского, атакже православной гимназии города Заволжье.»Изюминкой» мероприятия стал показдокументального фильма, посвященного историиСретенской церкви, подготовленного к юбилеюсотрудниками Балахнинского краеведческогомузея.
Cправка:
С 1619 года село Кубенцево (ныне часть Балахны),на землях которого находится Сретенский храм, былопередано в вотчинное владение боярину ДмитриюПожарскому. К тому времени бывшая здесь деревяннаяцерковь в честь праведного Симеона Богоприимца ужепришла в ветхость, и после кончины князя по егодуховному завещанию в 1647 году на ее месте былпостроен новый деревянный храм.
Он был освящен уже в честь Сретения Господня позавещанию князя в память о его чудесном спасенииво время восстания против поляков в Москве в 1611году. Тогда Пожарский был тяжело ранен в голову,но чудом остался жив и тайно вывезен сначала вТроице-Сергиев монастырь, а затем в родовоенижегородское село Мугреево.
К 1805 году старинный деревянный храм пришел внегодность, и уже в 1807 году на этом же месте былпостроен каменный храм в честь Сретения Господня.Он закрывался в ХХ веке всего на несколько лет,существует и поныне, а 28 октября этого годаотмечает 200-летие со дня освящения.

Балахна — старинный русский город. Год основания — 1474-й. Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки в ней крепости в 1536 г. В этом году казанский хан Сафа-Гирей практически уничтожил город. После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость, которая сгорела в 1730 г. Отличительной особенностью экономико-исторического развития Балахны от других районных центров Нижегородской области является то, что Балахна, начиная со второй половины XV в. и до наших дней, имела три «золотых века» и играла большую роль в экономике древней Руси, дореволюционной России и Советской России. Эти три «золотых века» Балахны были связаны не с кустарными промыслами, не с военными походами и битвами царей, а с определенным промышленным производством: добычей соли, корабле-строением, производством бумаги и электроэнергии для всей страны.

Троицкая кладбищенская церковь
Церковь расположена на самом старом кладбище Балахны. Архитектура Троицкой кладбищенской церкви, построенной в 1784 г., не характерна для этого времени и скорее напоминает формы начала XVIII в. Церковь имеет вид основанной на четверике восьмигранной башни, разбитой на два равных по ширине яруса и перекрытой куполом с декоративной главой. С запада к церкви примыкает трапезная, имеющая на торце скромно обработанный вход. Колокольня, ныне не существующая, стояла отдельно и также имела форму восьмигранной башни, по размерам и объему близкую церкви. Сооружена церковь с большим мастерством. Тонкое понимание архитектурной пластики стены выражается здесь, например, в том, что детали оконных обрамлений верхнего яруса восьмерика при сходном рисунке имеют рельеф меньший, чем подобные им детали нижнего яруса. Очень колоритны кирпичные ворота, ведущие к Троицкой церкви, с их небольшой главкой и черепичным покрытием.
Спасская церковь
Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава световая, остальные — декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь основного помещения. Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского солепромышленника Г. Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702—1704 гг. главы были покрыты черепицей а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована. Поистине неистощима изобретательность и фантазия, проявленные в декорировке оконных обрамлений Спасской церкви. Детали карнизов и оконных обрамлений колокольни нарисованы так же тонко и прочувствованно, как и на фасадах церкви, но совершенно в иной системе пластического построения. Исключительно красив наличник окна второго яруса колокольни.
Сретенская церковь
Дата постройки — 1807 г. Стоит на левом берегу речки Железницы и расположена в селе Кубенцеве, лишь недавно вошедшем в городскую черту. Она смотрит на дорогу своим восточным алтарным фасадом. Это кубическое здание со всех четырех фасадов завершено треугольными фронтонами, с главами, установленными на коньках восьмискатной кровли. В композиции усложненного пятиглавия, в обработке стен, форме окон церкви, а также верха ворот чувствуются еще пережитки барокко середины XVIII столетия. Небольшие декоративные барабаны поддерживают луковицы глав настолько широких, что они едва умещаются над кровлей здания. Карнизы фронтонов с сухариками и другими элементами классической профилировки вытесаны из кирпича, так же выполнены модульены и другие детали, свойственные архитектуре классицизма, которые в этот период выполнялись обычно из штукатурки и гипсовых отливок. В то же время намечаются признаки перехода к новому, более строгому характеру архитектуры, в соответствии с которым ордерные формы применяются более последовательно. Простые капители пилястр, как и все детали карниза, тщательно вытесаны из кирпича. К сожалению, сейчас под толстыми наслоениями штукатурки и многими слоями покраски их конструктивная основа почти не просматривается. Это свидетельство реалистического понимания связи формы и конструкции, живое еще в те годы у балахнинских каменщиков, не доходит теперь до зрителя. Высокая трехъярусная колокольня, построенная в том же стиле, своим стройным объемом дополняет ансамбль, окруженный оградой с каменными воротами явно барочного силуэта.
Покровская и Никольская церкви
Никольская шатровая церковь, построенная в ХVI в., самое старое сооружение в Балахне, а после Нижегородского кремля и во всей Горьковской области. В этой церкви, более чем в каком-либо другом из памятников каменной шатровой архитектуры XVI в., сохранилась связь с деревянным шатровым зодчеством. Как и в деревянных церквах этого типа, основная объемная схема — восьмерик на четверике — выражена здесь с предельной ясностью. Церковь обладает подчеркнутой монументальностью образа, строгостью и лаконичностью архитектурного языка, простотой своих немногочисленных деталей. Профиль перехода от подклета к верхней части сооружения выполнен из кирпича как аттическая база — в этом отразилась связь с архитектурой итальянского Возрождения.
Так же как и Никольская, Покровская церковь приподнята на высокий подклет. Она была построена во второй половине XVII в. и имела внутри сомкнутый свод, который обрушился при пожаре в 1680 г. и был заменен плоским деревянным перекрытием с пятью декоративными главами, обшитыми кровельным железом.

Церковь рождества Христова
Построена в XVII веке. В XVI—XVII вв. на этом месте находился Рождественский женский монастырь, упраздненный в 1764 г. Известно, что в 1618 г. в монастыре была деревянная шатровая церковь. Стиль и характер выполнения карнизов, наличников окон и других профилированных кирпичных деталей соответствуют 1675 году. Церковь Рождества Христова построена в виде четкого кубического объема. Стены ее традиционно расчленены лопатками на три части, каждая из которых заканчивается закомарой. На гладких плоскостях белых стен окна с их обрамлениями занимают незначительное место. Приземистые алтарные апсиды подчеркивают высоту стен и геометрическую правильность граней основного объема. С трех сторон церковь была окружена одноэтажной галереей, позднее превращенной в закрытую паперть. С севера и с юга к церкви пристроены кубические невысокие приделы. Над юго-западным углом галереи стояла колокольня, впоследствии разобранная, При своих сравнительно небольших размерах простые контуры церкви Рождества Христова производят впечатление спокойного величия, чему в немалой степени способствует контраст ее основного объема с пластически более развитыми, но небольшими приделами. И в церкви и в приделах сохранились иконостасы XVIII в., украшенные характерной барочной резьбой.