Баруздин с а

Страна, где мы живем — это рассказ-путешествие, написанное Сергеем Баруздиным и выпущенное в 1967 году. В это произведение вошли следующие рассказы:

  • С чего всё началось
  • Необычное путешествие
  • Главный город
  • Машины и зубры
  • Янтарь и наши пассажиры
  • Ещё город, и тоже главный
  • Волга-кормилица
  • Не автомобиль, а по земле шагает
  • Самая большая, самая богатая
  • Пустыня и люди
  • Страна, где мы живем

Страна, где мы живем

Ты живешь, маленький читатель, в чудесной стране, которая называется Союзом Советских Социалистических Республик. В 1987 году нашей стране исполняется семьдесят лет. Семьдесят лет прошло со дня свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Революция, организатором которой была партия Ленина, в корне изменила жизнь народов нашей страны, изменила судьбы народов мира. Это большой праздник всех народов нашей великой страны!

Ты хорошо узнаешь свою страну, когда вырастешь, много поездишь по ней и много поработаешь. Ты узнаешь, кто строил твою страну до тебя и кто ее защищал. На Двадцать седьмом съезде советских коммунистов принята программа новой счастливой жизни для нашей страны и для ее народа. И. конечно, для тебя. Ты живешь в этой жизни. Тебе ее продолжать. Завтра тебе предстоит достраивать то, что не успели достроить старшие, тебе предстоит защищать то, что построили они, и построишь ты.

Эта книга поможет тебе совершить самое первое путешествие по земле, на которой ты живешь, — по Советском у Союзу.

А впереди тебя ждут новые книги, новые большие дела и новые дороги по нашей стране.

С чего все началось

У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.

Лет Димке не мало, не много — пять. Почти как вам. И, уж конечно, Димка, как и вы, всем на свете интересуется.

Однажды Димка спросил меня:
— А мы с тобой где?
— В квартире, — ответил я своему другу.
— А еще где?
— В доме.
— А дом где?
— На улице.
— А улица?
— В Москве.
— А Москва?
— В Советском Союзе, — объяснил я.- Так наша страна называется. Знаешь?
— Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?
Долго я думал, как рассказать Димке про нашу страну, и наконец предложил:
— Надо самому посмотреть, тогда поймешь.
— А как?
— По-всякому можно, — сказал я. — Лучше всего, конечно, пешком по стране пройти или на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно на машине, на поезде или на пароходе прокатиться. Тоже неплохо. Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что …
— Давай на самолете! — предложил Димка. — А где самолет?
— Самолет в аэропорту, — сказал я.
— Поехали в аэропорт! — предложил мой друг.

Необычное путешествие

В Москве не один аэропорт, а несколько. Каждый день из них улетают сотни самолетов. И прилетает не меньше. Во все концы земли летят самолеты. И по всей нашей стране.
— В какой же аэропорт мы поедем? — спросил я своего друга.
Димка не растерялся.
— В самый главный! — сказал он.

Мы поехали в самый главный аэропорт. По улице Горького. Потом через Красную площадь. По мосту за Москву-реку. А там уже новая Москва начинается — Ленинский проспект. От Ленинского проспекта до аэропорта — рукой подать.

Вот мы и приехали в аэропорт. На летное поле заглянули. А на нем самолетов — видимо-невидимо. Есть маленькие, а есть и большие: ИЛ-62, ИЛ-86, TУ-134, TУ-154. Есть новые — ЯК-42. И вертолеты всех марок. Пассажирские, грузовые, вертолеты-краны.

Димка знает все самолеты и вертолеты. Он у нас специалист по технике.
— На каком полетим? — спросил я Димку.
— На самом большом, — ответил он.

Мы с Димкой сели в самый большой, необыкновенный самолет. Сели и полетели.

Ну, а раз самолет был необыкновенный, то и путешествие наше было не совсем обычным. Это был рейс через всю страну!

Главный город

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежал огромный город — площади и улицы, дома и парки, заводы и стадионы. И Кремль под нами проплыл, и Дворец съездов, и Москва-река.
— И это все Москва? — спрашивал Димка.
— Москва, — говорил я.

Внизу проплыли новые районы города. С большими домами и широкими проспектами. С кинотеатрами и школами. Со стадионами и площадями. С искусственными прудами и настоящими лесами.

— И это Москва? — интересовался Димка.
— Москва, — отвечал я.

Говорил, а сам тоже удивлялся. Уж очень велика Москва и красива и с каждым годом все больше и красивее становится!
— Москва — главный город нашей страны, — сказал я, — и главный город России.
— Самый главный? — спросил Димка. — На всей земле?
— Для нас — и на всей земле, — согласился я.

Машины и зубры

Наш самолёт полетел выше туч, выше облаков. Кроме неба, ничего не стало видно. Внизу облака, а справа солнце.
— Доволен? — спросил я Димку.
— Доволен, — ответил он. А потом подумал и сказал: — Нет, не доволен.
— Это почему же? — удивился я.
— Потому… — сказал Димка. — В самолёте лечу — доволен. А не вижу ничего — не доволен.
— Ну, это беда поправимая! Ведь самолёт наш необыкновенный…

Мы попросили лётчиков спуститься пониже. Спустились — и вскоре землю увидели. Эта была Украина.
— Там что? — спросил Димка, заметив на земле большие жёлтые квадраты.
— Пшеница. Из неё белый хлеб делают. Ел?

Димка только улыбнулся:
— Конечно, ел. А там?
— Кукуруза.
— А там?
— Сахарная свёкла. Из неё саха варят.
— А там?..

Проплывали под нами и поля, и сёла, и города, и заводы. И самая главная украинская река Днепр. А на ней стоит главный город Украины — Киев, чудесный большой город-красавец.

Тут Димка посмотрел вниз и увидел плотину.
— А это что?
— Это электростанция, «Днепрогэс» называется, — объяснил я. — Когда-то она была самой большой в стране. А теперь есть другие — побольше. Кременчугская, например, или Каховская. Возле них целые моря на Днепре родились.

Рядом с Днепрогэсом тоже большой город. Улицы прямые, зелёные, заводские трубы подпирают небо.
— А это что?
— Город Запорожье, — сказал я и спроси своего друга: — А какие у нас самые маленькие легковые машины? Знаешь?
— Известно, «Запорожцы»! — ответил Димка.
— Верно, — согласился я. — Их здесь выпускают. А дальше будет Донбасс. В Донбассе уголь добывают, металл в домнах льют. Без угля и металла ни одной машины не сделаешь. А в украинском городе Львове автобусы выпускают: «Львов», «Турист» и «Спутник». Видел?
— Красивые! — подтвердил Димка. — Значит, на Украине всё есть?
— Вот мы с тобой над Москвой летели, — сказал я. — В Москве всё есть: и заводы разные, и фабрики, и школы. Так и везде. У нас в стране, куда ни поедешь, — всё есть. И все-таки в каждом крае, в каждой республике есть что-то своё, особое…

Только мы об этом заговорили, внизу появились сады и виноградники. Очень много садов, а виноградников и того больше.

— Это Молдавия, — объяснил я. — Молдаване растят для нас с тобой виноград и яблоки, груши и сливы, ягоды и табак.
— Табак? — удивился Димка. — Это для тебя.
— Пожалуй, верно! — согласился я. — Табак — это больше для меня. Зато компоты здесь для тебя делают.
— А где самые большие автомашины делают? — принялся за своё Димка.
— Сейчас увидим.

Как раз вскоре мы над Белоруссией полетели. Поля увидели — тоже разных цветов.
— Это лён, — объяснял я Димке. — А это картофель, а это капуста, а это…

Большой город Минск Димка и сам увидел.
— Вот здесь выпускают самые большие грузовики, — объяснил я. — Двадцать пять тонн поднимают, а есть — и сорок…
— «МАЗы» называются! — не дал мне досказать Димка. — А если поставить рядом «МАЗ» и «Запорожец», здорово получится, правда?

Хотел я Димку от автомобильного разговора отвлечь. Под нами была Беловежская пуща. Леса и леса. Конца им и края не видно.

— В этих лесах зубры водятся, — сказал я. — Слыхал о таких?
— Слыхал, — подтвердил Димка. — И в зоопарке видел. А ещё такие зубры на всех «МАЗах» сидят, на радиаторах. Я знаю. Верно?

Вот и попробуйте моего друга зубрами удивить!

Янтарь и наши пассажиры

Конечно, мы с Димкой летели не одни. Много пассажиров было в самолёте не считая нас. А с лётчиками и того больше. Были среди пассажиров и строители, и рыбаки, и животноводы, и инженеры, и военные моряки, и…

Об этом «и» обязательно надо рассказать.

Мы пролетели над Беловежской пущей. Прошло несколько минут, и вдруг один из наших пассажиров забеспокоился. Бегает по самолёту, то в один иллюминатор заглянет, то в другой. И при этом всё интересуется:
— Янтарный не пролетели? Не было ещё Янтарного?

Димка заинтересовался:
— Янтарный?
— А ты о янтаре не знаешь? Ну, брат, тёмный ты человек! — сказал беспокойный пассажир.

Димка чуть не обиделся:
— А что такое янтарь?
— Янтарь — это смола сосен, попавшая в море давным-давно, тысячи лет назад, — объяснил пассажир. — Стала смола в морской воде чудесным камнем. Вот мы и добываем его из моря. А посёлок, где живём и работаем, называется «Янтарный». Если хочешь — сойдём вместе, покажу тебе, как мы достаем янтарь, и даже брошку или бусы тебе подарю. Для мамы!
— Спасибо! — поблагодарил Димка.

В это время как раз под ними появился посёлок Янтарный. Он стоит прямо на берегу Балтийского моря. А за Янтарным — Калининград, а ещё Балтийск, а потом Рига, Таллин…

Здесь уже все пассажиры вступили в разговор.

— Янтарь — это хорошо! — сказал литовец. — Да только мы тоже из Балтийского моря кое-что достаём. Рыбу любишь? Так вот мы ловим рыбу для всей страны. и еще угря. Ел когда-нибудь?
— А мы суда строим для рыбаков, — сказал другой пассажир. — Чтобы рыбу ловить, хорошие суда нужны.

Димка посмотрел на море, а там целые флотилии рыболовецких судов плывут. Суда тянут за собой сети, а в сетях серебрится рыба. Много рыбы.

— Мы тоже рыбу в Балтийском море ловим, — сказал латыш.
— А мы горючие сланцы добываем, чтобы тепло было в домах. Сланцы не хуже угля говорят, добавил эстонец. — И рыбу мы ловим, и бумагу изготавливаем, и даём стране молоко и масло.
— А мы ещё радиоприёмники делаем и маленькие удобные автобусы «Латвия» называются. Слышал? — сказал один из пассажиров.
— А мы морские границы охраняем, — сказал военный моря. — В небе — на самолётах, в море — на кораблях, под водой — на подводных лодках. Чтобы все наши люди жили спокойно.

Димка опять не выдержал и спросил:
— И все вы здесь живёте, на Балтийском море?
— Конечно, — сказали пассажиры. — Все мы балтийцы: и калининградцы и литовцы, и латыши, и эстонцы…

Все живём-трудимся — друг другу помогаем хорошие дела делать.

Еще город, и тоже главный

Но вот наш самолет пошел на посадку.
— Вот и остановка, — сказал один из летчиков.
Димка посмотрел вниз, увидел огромный город и огорчился:
— Уже прилетели? Это Москва?
Я успокоил Димку:
— Нет, не Москва, это Ленинград. Тоже большой и славный город.
— Про Ленинград я знаю, — сказал Димка. — По телевизору видел. А почему он такой же, как Москва?
Как ответить Димке?
— Ленинград и такой, как Москва, — сказал я, — и не такой.
Большой город, верно. А вот красота у Ленинграда своя, особенная. И история у Ленинграда своя.
— А какая красота особенная?
— Сейчас сам увидишь.

Пока наш самолет готовили в дальнейший путь, успели мы с Димкой немного по Ленинграду прокатиться. По его прямым и красивым улицам, по набережной Невы, где стоит крейсер «Аврора», мимо здания Смольного и памятника Владимиру Ильичу Ленину, мимо Русского музея и памятника Александру Сергеевичу Пушкину. И конечно, мимо Медного всадника — памятника Петру…
— В очень давние времена были на этом месте не улицы и площади, — объяснил я Димке, — а непроходимые болота и леса. При Петре Первом построили здесь город. А много-много лет спустя в этом городе под руководством Владимира Ильича Ленина началась революция. Ленин руководил революцией из здания Смольного.

А началась она по сигналу крейсера «Аврора». Значит, и наша Советская власть как бы с этого города началась, с выстрела крейсера «Аврора».

И сейчас крейсер «Аврора» стоит на Неве. На него юные моряки-нахимовцы приходят учиться морскому делу. И просто разные люди из нашей страны и из других стран, как приедут в Ленинград, обязательно придут на «Аврору» посмотреть. Необычный это корабль, исторический!

— А что в Ленинграде делают? — спросил Димка.
— Тракторы самые большие — «кировцы», атомные ледоколы, турбины для электростанций, станки и поточные линии, которые без человека сами работают…

Понравился Димке Ленинград. И улицы его, и парки, и дома, и заводы, и памятники.
— Как в Москве, — сказал Димка.
— А может, и лучше, — добавил я. — Улицы в Ленинграде прямее, чем в Москве.
— Может, — согласился Димка. — Ведь Ленинград тоже главный! город! Верно?

Волга-кормилица

С берегов Балтики мы перемахнули на берега великой русской реки Волги. Да не в те места Валдая, где начинается Волга. Там она вовсе и не великая и ничем не знаменитая речушка. А подальше, к городу Горькому, где Волга сливается с другой большой русской рекой — Окой.

Близка река Волга всем нашим людям. На Волге, в городе Ульяновске, Владимир Ильич Ленин родился. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге, под Сталинградом, в последнюю войну наши воины разбили фашистов.

Хороша Волга! Недаром зовут ее рекой-красавицей. Еще называют Волгу рекой-кормилицей.

— Что хочешь загадывай! — предложил я Димке. — Все на Волге найдешь!
— Так и все? — засомневался Димка.
— Все! — сказал я.

Димка задумался. Так задумался, что я решил: «Сейчас задаст мне какую-нибудь задачу!»

Так и есть. Придумал.
— А машины?

Тут я уже не выдержал — рассмеялся:
— Да ты вниз смотри! Ярославцы шины и автомобильные моторы выпускают. А ниже на Волге … Видишь — завод. Как раз на нем, автомобили тоже делают — и грузовые и легковые. Из легковых ты «Волгу» знаешь и «Чайку». Грузовики и вездеходы «Уазики».

А в городе Тольятти делают легковые машины, «Жигули», или «Лада», как их иностранцы называют. А из Татарии, с берегов Камы, по всей стране идут могучие КамАЗы. Автомобили с прицепами! Целые грузовые поезда. Вот она, Волга!

Мой друг вновь подумал и другой вопрос задал:
— А пароходы?
— Смотри! — опять сказал я.

Вниз по реке плыли могучие теплоходы, проносились быстроходные суда на подводных крыльях — «Ракеты», «Метеоры» и «Вихри». Их тоже на Волге делали.

На самоходных баржах везли по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу и нефть, сборные дома и одежду, станки и рыбу, помидоры и арбузы. И все это тоже с Волги.

Перегородили Волгу большие плотины. Настоящие моря получились.

От плотин и электростанций во все концы страны тянутся мачты с проводами. Это Волга дает электрический ток нашей стране.

По берегам Волги в земле лежат большие черные трубы. Что в них? Газ и нефть. Это Волга кормит страну газом и нефтью.

Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Есть среди них и старые, и новые, да только все они выглядят как молодые. Много строят наши люди. Строят русские и татары, чуваши и удмурты, мордва и марийцы. Каких только народов нет на Волге!

А живут все одинаково хорошо и вместе думают о том, как еще лучше жить.

Димка смотрел, слушал, а сам о чем-то о своем думал.
— А космонавты? — наконец спросил он.
— И Юрия Гагарина, и Германа Титова можно волжанами назвать, — сказал я. — Ведь их космические корабли приземлились в Поволжье, в Саратовской области.
— Не Юрий Гагарин, а Юрий Алексеевич Гагарин, — поправил меня Димка. — А Титова зовут Герман Степанович. И правда, выходит, что Волга — всем рекам река.

Не автомобиль, а по земле шагает

А вот и Урал под нами. Есть на Урале и горы высокие, и степи бескрайние, и леса дремучие.

В горах — руды ценных металлов, разные камни-самоцветы, в степях — моря пшеницы, в лесах и тундре — дорогой зверь, в реках — рыба.

Только я наполнил Димке про Урал, а он уже интересуется:
— А Чапаев на Урале был? Я песню знаю: «Ходил по Уралу Чапаев-герой».
— Правильно, — подтвердил я. — Чапаев воевал на Урале, защищал наш город от врагов. И после Чапаева на Урале много-много героев родилось. В годя войны они строили самые могучие танки и пушки, а потом на врага шли и побеждали. А сейчас они строят тракторы для полей и шагающие экскаваторы, добывают руду и делают автомобили. Наш народ называет Урал и могучим и героическим.

И еще зовут Урал кузницей. Потому что Урал даёт стране очень много металла.

Больше всего моего друга заинтересовали шагающие экскаваторы.
— А какие они? — спросил Димка.
— Сами по земле ходят, — сказал я, — и одним ковшом сразу большую машину нагружают.
— А как они по земле ходят?
— На двух башмаках, или, правильнее сказать, лыжах, — объяснил я. — Приподнял одну лыжу — вперёд поставил, затем другую — тоже вперёд, так и передвигается.

Тут наш разговор услышал один из пассажиров.
— Шагающие экскаваторы на нашем заводе строят, молодой человек, — сказал он Димке. — А завод наш называется «Уралмаш».
— Значит, тоже на Урале, — сообразил Димка, — раз «Уралмаш».
— Точно! — подтвердил пассажир. — У нас на Урале!

Самая большая, самая богатая

Еще одна остановка, и наш самолёт полетел вдоль линии жележной дороги. Не высоко, не низко летел самолёт, да всё равно было видно: бегут по железной дороге поезда один за другим. Из Москвы и Лининграда. С Украины и из Белоруссии. Из Прибалтики и Поволжья. А люди в них едут всё молодые. Поют, смеются, как на праздник едут. Одно слово — комсомольцы.
— Куда они едут? — спросил Димка.
— В Сибирь и на Дальний Восток, — сказал я.
— А что это такое?
— Сибирь и Дальний Восток — самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, — объяснил я. — Вот и едут комсомольцы туда жить и работать.

Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Димка только успевал задавать вопросы:
— А это какая река?
Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетали: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Амур, и Лену.

А когда я Лену назвал, Димка очень удивился:
— Лена? Как наша?

Лена — старшая Димкина сестра. Живёт она теперь и работает на новых землях — в Целинном крае.

Объяснил я Димке, что река Лена, к сожалению, не в честь его сестры называна.
— А в Целинном крае, где твоя Лена живёт, мы еще побываем.

А Димка уже другой вопрос задаёт:
— А это какой город: А это?

Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амурск, Находка. В глухой тайге растут всё новые и новые города и заводы.

Не так растут, как прежде. Раньше каждый дом по кирпичикам собирали, долгая работа! А теперь иначе. На заводе делают целые стены домов, и лестницы, и потолки. Подъёмный кран ставит новый дом быстро, как в сказке. Месяц прошёл — и дом готов. Справляй новоселье!

На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу — омуля, а на бескрайних целинных землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.

На севере Сибири добывают алмазы и смелые охотники-чукци охотятся на моржей.

Пролетели мы Сибирь и Дальний Восток, попали на другой конец нашей страны — на Камчатку. Камчатка — край огненных гор, вулканов. И правда видим, как дымятся сопки. На сопках еще снег лежит, а на полях уже растут картофель и капуста, куры и утки огромными стадами пасутся. В море вышли корабли — за рыбой, за крабами Далёк их путь в море зато и добыча велика. Больше всех в стране добывают жители Камчатки крабов. И рыбы ловят много. И зверя.

— А какая здесь погода? — спросил меня Димка. Он был очень удивлён.

Сейчас июнь месяц. Вроде бы лето. Когда мы с Димкой из Москвы улетали, там уже зелени было много, и солнце светило жарко, и люди были легко одеты.

А здесь под нашим самолётом то снега лежали, то цветы цвели и травы зеленели.

— Смотри, на санях едут! — заричал Димка.
Через минуту посмотрел в окно:

— Смотри, в реке купаются! Почему здесь и зима и лета сразу — спросил Димка.
— Здесь не только зима и лето, а и осень и весну сразу можно увидеть. Очень большая зима сибирская и дальневосточная! Если бы мы на поезде по ней ехали, то за много-много дней не проехали эту землю. А на самолёте видишь как быстро!

И верно. Если бы походили мы с Димкой по Сибири да по Дальнему Востоку пешком, то повстречали бы в одно и то же время и зиму, и лето, и весну, и осень.

Вот по Северному Ледовитому океану атомный ледокол «Ленин» плывет — разрезает могучим носом льдины, а по берегу на санных собачьих упряжках ребятишки едут. Зато на реке Амуре в это время уже лианы цветут и мальчишки в воде бултыхаются, на солнце загорают.

На Камчатке в море не очень покупаешься. Зато там же, возле сопок, из-под земли горячие ключи бьют. В них можно купаться круглый год, даже зимой. Вокруг лежат многометровые снега, а в горячей воде жарко. Купйся — не хочу.

На Севере, где белые медведи живут, люди кутаются в шубы, а в Южно-Сахалинске щеголяют в одних рубашках, как летом. В Усть-Камчатске пурга метёт, а на реке Уссури хлещет тропический ливень. Хлещет ливень, но уссурийским тиграм и в дождь жарко!

В городе Омске жара, а в городе Игарке на реке Енисее прохладно. И всё это в начале июня.

Да только наши люди, где бы они ни жили, одинаково хорошо трудятся!

Всю страну облетели мы с моим другом и всюду что-нибудь интересное встречали. На Украине и в Молдавии хорошо, и в Белоруссии интересно. О Прибалтике можно много рассказывать, и о Волге никак не меньше. Чего только не повидали мы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе! Но настал конец нашему путешествию — вернулись мы в Москву.
— Как, доволен? — спросил я своего друга.
— Ух! — сказал Димка, и «ух», видно, означало, что путешествие ему понравилось.
— Так какая же она, наша страна? — спросил я Димку.
— Большая! — сказал Димка.
— А еще?
— Богатая!
— А еще?
— Сильная!
— А еще?
— Дружная!
— А еще?
— Добрая!
— А еще?
Тут Димка подумал-подумал и добавил:
— Наша!
— Верно! — согласился я. — Страна — наша! Она и большая, и богатая, и сильная, и дружная, и добрая! А станет наша страна еще богаче, еще сильнее, еще красивее. Потому что советские люди под руководством партии коммунистов хорошо трудятся, строят новую, счастливую жизнь. А называется эта новая, по-настоящему счастливая жизнь ­ коммунизм!

Отзыв о рассказе С.Баруздина "Простуженный ежик"Главные герои рассказа Баруздина «Простуженные ежик» — два солдата. Когда Великая Отечественная война уже подходила к концу, на территории Польши один из наших отрядов расположился на ночь в лесу. Стояла осенняя пора и солдаты разожгли костер. Ночью боец, первым дежуривший на посту, услышал подозрительный шорох, но никого не заметил.

Через некоторое время он снова услышал шорох, и, вглядевшись внимательнее, заметил шевелящийся недалеко от костра ворох листьев. Потом этот ворох несколько раз чихнул, и солдат понял, что перед ним ежик, который простудился.

Когда этого солдата на посту сменил другой солдат, он предложил разместить больного ежика в теплой машине. Так ежик остался жить в машине у бойцов. Он совершенно перестал чихать и чувствовал себя превосходно.

Когда наступила весна, солдаты выпустили ежика на волю, в лес. А случилось это уже на территории Чехословакии.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Баруздина «Простуженный ежик» заключается в том, что даже во время суровых испытаний человек остается человеком. Многим людям свойственно милосердие и сострадание к больным и слабым. И солдаты, прошедшие суровую войну, не являются исключением.

Рассказ Баруздина учит добросердечному отношению к животным, заботе о братьях наших меньших.

В рассказе «Простуженный ежик» мне понравились главные герои, солдаты, которые позаботились о судьбе и здоровье маленького лесного ежика.

Какие пословицы подходят к рассказу «Простуженный ежик»?

Осень непогоду сеет.
Солдат скуп на слово, добр на дело.

Баруздин Сергей Алексеевич

Вежливый бычок

Сергей Алексеевич Баруздин

Вежливый бычок

У опушки леса пасся бычок. Маленький, месяц от роду, но довольно плотный и бойкий.

Бычок был привязан верёвкой к колышку, вбитому в землю, и так, привязанный, весь день ходил по кругу. А когда верёвка слишком натягивалась, не пуская бычка, он поднимал морду с неровной белой звёздочкой на лбу и тянул неустановившимся, дребезжащим голосом: «М-м-му!»

Каждое утро мимо бычка проходили ребята из детского сада, отдыхавшие по соседству.

Бычок переставал щипать траву и приветливо кивал головой.

— Поздоровайтесь с бычком, — говорила воспитательница.

Ребята хором здоровались:

— Здравствуйте! Здравствуйте!

Они говорили с бычком, как со старшим, на «вы».

Потом ребята, идя на прогулку, стали приносить бычку разные лакомства: кусок сахару, или сдобную булку, или просто хлеб. Бычок охотно брал угощение прямо с ладони. А губы у бычка мягкие, тёплые. Так, бывало, приятно пощекочет ладошку. Съест и головой закивает: «Спасибо за угощение!»

— На здоровье! — ответят ребята и побегут на прогулку.

А когда вернутся, вежливый бычок снова приветливо кивнёт им головой:

«М-м-му!»

— До свиданья! До свиданья! — хором отвечали ребята.

Так повторялось каждый день.

Но вот однажды, отправившись на прогулку, ребята не нашли на прежнем месте бычка. Опушка была пуста.

Ребята заволновались: не случилось ли что-нибудь? Стали звать бычка. И вдруг откуда-то из лесу раздалось знакомое:

«М-м-му!»

Не успели ребята опомниться, как из-за кустов, задрав хвост, выбежал бычок. За ним тянулась верёвка с колышком.

Воспитательница взяла верёвку и вбила колышек в землю.

— А то ещё убежит, — сказала она.

И вновь бычок, как прежде, поздоровался с ребятами:

«М-м-му!»

— Здравствуйте! Здравствуйте! — отвечали ребята, угощая бычка хлебом.

На следующий день повторилось то же самое. Сначала бычка не было, а потом, когда он появился, за ним тянулась верёвка с выдернутым колышком. И опять пришлось воспитательнице привязать бычка.

Ребята пошли дальше в лес. Стали играть. Вдруг навстречу им женщина.

— Вы здесь поблизости бычка не видали? — спрашивает. — Чёрненький такой, со звёздочкой на лбу.

— Видели! Видели! — закричали ребята.

— Он на месте, на опушке, — сказала воспитательница. — Я его там привязала.

— Вот чудеса! — пожала плечами женщина. — Второй день привязываю бычка на новом месте, а нахожу на старом. Понять не могу, чем оно ему так полюбилось!

— Наверное, он к ребятам моим привык, — засмеялась воспитательница. Бычок у вас вежливый, каждый день с нами здоровается.

— Не уводите его от нас! — стали просить ребята. — Мы с ним дружим!

— Да уж если дружки просят, придётся оставить! — согласилась женщина. Раз он с ребятами подружился…

Наутро ребята отправились в лес. На опушке леса, как и прежде, их ждал бычок.

— Здравствуйте! Здравствуйте! — закричали ребята.

И довольный бычок закивал им в ответ головой:

«М-м-му!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Байр» с.Яшалта Республики Калмыкия

Проект «С чего начинается Родина?»»

Информационная карта проекта

Автор проекта: Леванова Светлана Дмитриевна

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – большая Россия, Российская Федерация. Она одна на всех кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые шли бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  • Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
  • Формирование любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественная литература;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
  • Создание развивающей среды в группе (центр социализации, патриотический центр).

Реализация проекта ориентирована на получение следующих результатов:

  • Обогащение знаний по темам: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мое село — Яшалта», «Моя Россия».
  • Формирование ценностно-нравственных качеств, являющихся фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
  • Расширение знаний о народных традициях родного края.
  • Повышение познавательной активности, общей культуры и компетентности всех участников проекта.
  • Укрепление взаимосвязи между участниками проекта.
  • Обогащение предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара.

1 неделя марта

2 этап

Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.

Март-май

3 этап

Анализ деятельности по реализации проекта

3-4неделя мая

4 этап

Презентация результатов деятельности

4 неделя мая

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • экскурсия;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • выставки рисунков;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
  • презентации

Формы взаимодействия с родителями:

  • консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
  • папки-передвижки;
  • сотворчество детей и родителей.

Продукт проекта: презентация «С чего начинается Родина?», игра-викторина «Русь, Россия – Родина моя!»

Формы и методы реализации проекта

  1. «Моя семья»

Основные направления

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Беседы «Мой дом», «Особый день моей семьи», «Хочу быть похожим на маму (папу)»
  • Составление рассказов на тему: «Моя семья».
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Анализ бытовых ситуаций «Почему бабушка расстраивается», «Как сказать о плохом поступке маме», «Чем я порадовал маму»
  • Конструирование «Красивая мебель в моем доме».
  • Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик» В.Катаев, «Мамина работа», Е.Пермяк, «Косточка» К.Ушинский, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкая сказка «Кукушка»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Мамины глаза» — выставка детского рисунка.
  • Слушание песен о семье

Физическое развитие

  • Подвижные игры, народные игры (русские, калмыцкие, турецкие, украинские)
  • Пальчиковая гимнастика «Семья».

Социально — личностное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Мама на работе». «Дочки-матери»
  • Дидактическая игра «Кто больше назовет ласковых слов для родных?», «Нужные предметы», «Кто старше (младше)?»
  • Пословицы, поговорки о семье
  • Труд на участках детского сада.

Взаимодействие с родителями

  • Консультация «За здоровьем всей семьей»
  • Родительское собрание «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»
  • Совместное творчество «Герб моей семьи»
  1. » Мой детский сад»

Основные направления

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Составление рассказов «Наш любимый детский сад»
  • Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?»
  • Экскурсия по детскому саду.
  • Беседа «Где аккуратность, там и опрятность», «Что такое хорошо, и что такое плохо…».
  • Чтение «Правила поведения для воспитанных детей»
  • Конструирование «Детский сад будущего»
  • Чтение художественной литературы: «Про себя и про ребят» Г. Ладонщиков, «Солнце в доме» Е. Серова, «Тихий час» Е. Тараховская,

«Утро» В. Донникова, «Наши полотенца» Н. Найденова

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование «Мой любимый детский сад».
  • Лепка «Любимые игрушки»
  • Слушание песен: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг».
  • НОД «Нарисуй, что интересного произошло в детском саду» (по замыслу)
  • Развлечение «День именинника»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Каравай».
  • Игры со спортивными игрушками
  • Игры-эстафеты «Чье звено быстрее соберется», «Самолеты»

Социально — личностное развитие

  • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
  • Коллективный труд: ремонт книг, коробок от игр, стирка кукольного белья.
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Праздник в детском саду»
  • Дидактическая игра «Кому что надо для работы?» (профессии работников ДОУ), «Детский сад: хорошо-плохо» (ТРИЗ)

Взаимодействие с родителями

  • Отчетный концерт «Весенние нотки»
  • Субботник по благоустройству участка.
  • Родительское собрание «Наши успехи»

  1. «Мой дом, моя улица»

Основные направления

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Беседа «Чье имя носит моя улица?», «»Кто больше расскажет о своей улице? «,
  • Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Улицы нашего села», «Дом в котором я живу» (предварительно дети приносят фото со своими домами).
  • Экскурсии и целевые прогулки по улицам села.
  • Конструирование «Дома на нашей улице».

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование «Дом, в котором я живу».
  • Рисование «Цветут сады»

Физическое развитие

  • Подвижные игры «Светофор», «Самый быстрый», «Где чей дом? «
  • Народные игры: русские, калмыцкие. турецкие, украинские

Социально — личностное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», » Экскурсия по селу».
  • Д/И «Дорожный винегрет», «Будь внимателен», «Звуки улицы», «Найди безопасный путь»

Взаимодействие с родителями

  • Выставка работ «Уважайте светофор»
  • Консультация «Что можно рассказать ребенку о нашем селе, улицах»
  1. «Моя малая Родина»

Основные направления

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Беседа «С чего начиналась Яшалта» Рассматривание фотографий с изображением самых значимых мест в селе.
  • Экскурсия в краеведческий музей им. В.Педера
  • Экскурсия в детскую библиотеку.
  • НОД «Профессии нашего села»
  • Знакомство с материалами из журнала «Байр»
  • Знакомство с картой Калмыкии

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Весенняя степь».
  • Разучивание стихов о Родине, Калмыкии
  • Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, калмыцкими пословицами
  • Разучивание песни «Яшалта», калмыцких танцев.

Физическое развитие

  • Калмыцкие народные игры.
  • Эстафета «Хотон кочует»

Социально — личностное развитие

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край», «Кто живет в степи», «Четвертый лишний»
  • Дидактическая игра: » Найди флаг», «Составь флаг»

Взаимодействие с родителями

  • Консультация «Национальный колорит прививаем с детства»
  1. «Моя Россия»

Основные направления

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Знакомство с картой России
  • Беседы: «Символы России», «Москва – столица России»
  • НОД «День Победы»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Салют в честь праздника Победы»
  • Слушание: гимн РФ, песни народов России

Физическое развитие

  • Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно», «Горелки», «Заря-заряница» и др.

Социально — личностное развитие

  • Дидактические игры «Народные промыслы», «Узнай флаг», «Чей костюм?», «Укрась кокошник»
  • Чтение: С. Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День победы», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ю.А. Гагарин «Вижу землю», А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», М.Ю. Лермонтов «Родина», С.Баруздин «За Родину».

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
  • Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну».
  • Выставка работ «Дорога в космос»

Литература:

1. «С чего начинается Родина?» Л.А.Кондрыкинская – ТЦ «Сфера» М., 2005

2. «Познавательное развитие» ТЦ «Учитель» В., 2004

3. «Я -ребенок, и я…имею право!» Н.Г.Зеленова – М. «Скрипторий 2003», 2007

4. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» Н.В.Полтавцева – ТЦ «Сфера» М., 2012

5. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» А.В.Аджи – ТЦ «Учитель» В., 2006

6. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Г.Я.Затулина – М.,2007

7. «Три сигнала светофора» Т.Ф.Саулина – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М.2010

8. «Как научить детей ПДД?» Т.П.Гарнышева – «Детство-Пресс» СПб, 2009

9. «Ребенок на улице» Л.А.Вдовиченко – «Детство-Пресс» СПб, 2009

10. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева – «Детство-Пресс» СПб, 2010

11. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А.Антонова, О.М.Ельцова – «Детство-Пресс» СПб, 2012

12. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (старшая . подготовительная группа) — «Детство-Пресс», СПб,2013

13. «Мы живем в России»Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа.) Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Интернет-ресурсы

1. http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию

2. http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»