Басня лягушка

И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ » ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и » ОБОЗ». ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

ЦЕЛИ УРОКА: расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: чтение басен, беседа по басням.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе;

Басня – эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания;

Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления;

Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации разных художников к басням И.А.Крылова.

ХОД УРОКА.

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

К творчеству И.А.Крылова , баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

Поэтому урок начнем с повторения изученного материала.

  1. ВИКТОРИНА.

а ) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б ) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

в ) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.)

г ) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д )Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? ( 9 ).

е ) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? ( Петр Карлович Клодт).

ж ) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

— «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

— А вот что вам известно об И.А.Крылове?

(Учащиеся вспоминают известные факты из жизни и творчества.)

«Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца,- писал В.Г.Белинский, — мы видим в нем нечто большее. Басни только форма; важен тот дух, который также выражался бы и в другой форме. Басни Крылова, конечно, басни, но сверх того и нечто большее, нежели басни… Басни Крылова – не просто басни, это повесть, комедии, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басни».

Сам Крылов чтением своих басен подчеркивал простоту, естественность их народной речи, их реализм. Все воспоминания об исполнении им своих басен говорят об этом. Так, С.Жихарев (автор содержательных воспоминаний о своем времени, имеющих особенно большое значение для истории русского театра), выслушав чтение Крылова, записал: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него , право, и читать совестно».

Естественность и простота его чтения были так велики, что исполнение им своих басен иногда и не называли «чтением» , а говорили, что он «рассказывает свои басни».

Как велики художественные достижения Крылова – баснописца, вернее всего можно судить по отзывам о нем русских писателей и критиков, ему современных и следовавших за ним , а вслед за тем и по использованию его басенного наследия.

Басенная традиция продолжена в творчестве поэтов нашей эпохи – В. Маяковского, С. Михалкова и , конечно, Д. Бедного, который в 1944 г. писал о Крылове: «Как же народу было не полюбить своего родного заступника, который в некоторых случаях отваживался так дерзить народным угнетателям, что только диву даешься, как могли подобные дерзостные басни увидеть свет».

  1. ЧТЕНИЕ СТАТЬИ УЧЕБНИКА.

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого , кого ни встретит он,

Тотчас засудит и — проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь , в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» — может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

— Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

— С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

— О каких новых баснях вы узнали?

5. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ».

6. БЕСЕДА ПО БАСНЕ,

— О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

— Что же происходит в басне?

— Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

— В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

— В каких строчках заключена мораль басни?

— Кто ее произносит?

7. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ОБОЗ».

— О чем эта басня?

— Какова мораль басни «Обоз»?

— К каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

а ) Выучите наизусть басню по выбору.

б ) Нарисуйте иллюстрации к любой басне.

в ) Подумайте и ответьте, каков смысл иносказаний в этих баснях?

Одно в Царе лишь было худо: Царь этот был осиновый чурбан.Сначала, чтя его особу превысоку,Не смеет подступить из подданных никто:Со страхом на него глядят они, и тоУкрадкой, издали, сквозь аир и осоку; Но так как в свете чуда нет, К которому б не пригляделся свет,То и они сперва от страху отдохнули,Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули; Сперва перед Царем ничком;А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком; Дай попытаться сесть с ним рядом;А там, которые еще поудалей, К царю садятся уж и задом. Царь терпит все по милости своей.Немного погодя, посмотришь, кто захочет, Тот на него и вскочит.В три дня наскучило с таким Царем житье. Лягушки новое челобитье,Чтоб им Юпитер в их болотную державу Дал подлинно Царя на славу! Молитвам теплым их внемля,Послал Юпитер к ним на царство Журавля.Царь этот не чурбан, совсем иного нраву;Не любит баловать народа своего;Он виноватых ест: а на суде его Нет правых никого; Зато уж у него,Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа. На жителей болот Приходит черный год.В Лягушках каждый день великий недочет.С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и — проглотит.Вот пуще прежнего и кваканье и стон, Чтоб им Юпитер снова Пожаловал Царя инова;Что нынешний их Царь глотает их, как мух;Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;Что, наконец, их Царь тошнее им засух.»Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, — Покоя не было от вас?Не вы ли о Царе мне уши прошумели?Вам дан был Царь?- так тот был слишком тих: Вы взбунтовались в вашей луже,Другой вам дан — так этот очень лих:Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
30 Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит всё по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
40 Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля,
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
50 Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
60 Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные», вещал им с неба глас:

От Эзопа до Крылова

Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.

Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».

Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.

Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.

Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.

Предостережение Зевса

Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя» — басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у известного баснописца имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.

Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» — предостерегает лягушек Зевс.

Проведённый анализ басни «Лягушки, просящие царя» поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.

Крылов лягушки просящие царя обоз

Анализ

Комедия была впервые поставлена в 405 году до н. э. и была хорошо встречена афинской публикой. По сути, эта пьеса является отражением литературных взглядов самого автора. Комедия явно направлена против Еврипида, которой предстает изнеженным, сентиментальным и антипатриотичным. В противовес ему выступает Эсхил – высокий поэт, чьи стихи пропитаны героической маралью, глубоки, серьезны и патриотичны.

В произведении очень много предвзятых суждений, в которых видится сам Аристофан. «Лягушки» (краткое содержание представлено в этой статье) были написаны автором после ряда политических и военных неудач Афин. Одну из причин поражения Аристофан видит в новом строе – демократии, которую и олицетворяет Еврипид. В то время как Эсхил является отражением прежнего строя. Несмотря на политическую направленность нисколько не снижается пародийность в произведении. Комедия остается выдержана в традиционном балаганном и шутовском стиле.

краткое содержание лягушки

О рифме, характерах героев

Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящие царя»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком — ничком, рядом – задом, державу – славу.

Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором — болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».

Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».

Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:

  • трусливыми;
  • подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.

Лягушки просящие царя мораль

Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.

  • Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
  • Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.

Для автора кажется вздором и невероятной глупостью поменять волю на угнетённую жизнь.

В чем мораль басни

Мораль басни — это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни «Лягушки, просящие царя», видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.

Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни «Лягушки, просящие царя».

Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал — не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.

Итак, анализ произведения и мораль басни «Лягушки, просящие царя» очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»позволяет подчеркнуть негативное восприятие правителей и руководителей в обществе. Произведение, написанное более 200 лет назад, в определённых случаях может являться примером для некоторых и сегодня.

Народность произведения

В басне «Лягушки, просящие царя» мораль можно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».

Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.

Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж – почему».

Крылов лягушка просящая царя

Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» план-конспект урока по литературе (8 класс)

Из рус. литер. 19 века. Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение

Н.В.Гоголь

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

На доске портрет И.А. Крылова.

— О ком сегодня мы будем говорить?

— Какие факты биографии Вы помните?

Просмотр видео: https://vk.com/video-86933398_171158651

  1. Работа по теме урока

1) -Почему же мы так любим басни Крылова?

— Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

— И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.

Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.

Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

2) Историческая ситуация 1812 года.

Вторжение в пределы России в 1812году армии Наполеона во многом из-менило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие,что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Онапоявилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».

3) Выразительное чтение басни «Обоз»

4) — О чем рассказывает басня » Обоз»?

— Какую картину она рисует?

— В каких строчках заключена мораль басни?

— В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого вывода?

— Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?

— Что такое аллегория в басне?

Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.

— В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

В учебнике предложен справочный материал о взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым.

5) «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». (слайды № ).

В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – «Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Ученик:

-Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой «народ” и всех приговаривает к казни.

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек?

Голос с неба советует им молчать и смириться: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

– За что были наказаны лягушки?

— Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

-И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить.

-«Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

4. Подведение итогов. Рефлексия

— Какой вывод мы можем сделать, прочитав басни Крылова? Чему они нас учит?

И.А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И.Кутузова, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

5. Д/з Подготовить выразительное чтение басни наизусть.

Взгляды Крылова и их выражение в баснях

В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.

Лафортен лягушки просящие царя

Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.

Популярные сочинения

  • Сочинение Ваня из рассказа Бежин луг (характеристика и образ)
    Автор рассказа «Бежин луг» И. Тургенев подробно описывает каждого мальчугана. Они все разные, не похожие друг на друга, но все они принадлежат к одному и тому же социальному сословию.
  • Сочинение про Футбольный матч
    Однажды нам срочно отдали билеты на футбольный матч. Так получилось, что совсем наши знакомые не могли на него попасть! Искать кого-то было уже некогда, поэтому пришлось ехать.
  • Сочинение Князь Всеволод в Слове о полку Игореве (Образ и характеристика)
    Князь Всеволод Святославич по истину великий человек, и в произведении «Слово о полку Игореве» автор прекрасно справился с описанием данного персонажа, ничуть не приуменьшая или не преувеличивая его заслуги.

   Лягушкам стало не угодно    Правление народно,И показалось им совсем не благородно   Без службы и на воле жить.    Чтоб горю пособить,То стали у богов Царя они просить.Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,На сей однако ж раз послушал их Зевес:Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,  И плотно так он треснулся на царство,Что ходенем пошло трясинно государство:    Со всех Лягушки ног    В испуге пометались,   Кто как успел, куда кто мог,И шопотом Царю по кельям дивовались.И подлинно, что Царь на-диво был им дан:   Не суетлив, не вертопрашен,   Степенен, молчалив и важен;   Дородством, ростом великан,   Ну, посмотреть, так это чудо!   Одно в Царе лишь было худо:  Царь этот был осиновый чурбан.Сначала, чтя его особу превысоку,Не смеет подступить из подданных никто:Со страхом на него глядят они, и тоУкрадкой, издали, сквозь аир и осоку;   Но так как в свете чуда нет,  К которому б не пригляделся свет,То и они сперва от страху отдохнули,Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:   Сперва перед Царем ничком;А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:  Дай попытаться сесть с ним рядом;А там, которые еще поудалей,   К Царю садятся уж и задом.  Царь терпит всё по милости своей.Немного погодя, посмотришь, кто захочет,    Тот на него и вскочит.В три дня наскучило с таким Царем житье.   Лягушки новое челобитье,Чтоб им Юпитер в их болотную державу   Дал подлинно Царя на славу!   Молитвам теплым их внемля,Послал Юпитер к ним на царство Журавля,Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:Не любит баловать народа своего;Он виноватых ест: а на суде его    Нет правых никого;    Зато уж у него,Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.    На жителей болот    Приходит черный год.В Лягушках каждый день великий недочет.С утра до вечера их Царь по царству ходит  И всякого, кого ни встретит он,   Тотчас засудит и – проглотит.Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,    Чтоб им Юпитер снова   Пожаловал Царя инова;Что нынешний их Царь глотает их, как мух;Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;Что, наконец, их Царь тошнее им засух."Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?Не мне ль, безумные", вещал им с неба глас:   "Покоя не было от вас?Не вы ли о Царе мне уши прошумели?  Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:Вы взбунтовались в вашей луже,  Другой вам дан – так этот очень лих:Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!"

Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие Царя»

Басня И. А. Крылова, уже занявшего свое место на отечественном поэтическом Олимпе, «Лягушки, просящие царя» увидела свет в 1809 году. Оригинальный сюжет и слог сразу привлекли внимание современников. В этой басне, как ни в одной другой басне Ивана Андреевича, чувствуется народная стилизация – так много в ней свежих разговорных оборотов. Для обеспечения рифмовки автор экспериментирует с ударениями – «сквозь аир (болотное растение) и осоку», «подползть с преданностью дерзнули», «тошнее …засух», с написанием – «инова».

Для полного понимания смысла басни значение некоторых слов нужно уточнить: «сродно» – «свойственно», «пособить» – «помочь», «Зевес» – «Зевс», «пометались» – «заметались», «по кельям дивовались» – «удивлялись, сидя по норам», «превысока – краткая форма от прилагательного «превысокая» – «важная, почетная», «подползть» – устаревшая разговорная форма глагола «подползти», «подлинно» – «действительно», «на диво» – «удивительный». В тексте имеется устаревшая падежная форма – «иного нраву», усечения прилагательных «народное» – «народно», трясинное» – «трясинно».

Автор использует следующие средства художественной выразительности: метафоры – «ходенем (ходуном) пошло государство», «жители болот», «шепотом дивовались», «в лягушках недочет», аллитерацию – «кто как успел, куда кто мог», «царь по царству ходит», олицетворение – «приходит год», инверсию – «стали … царя они просить», «со всех лягушки ног в испуге пометались», «царь тошнее им засух», «нет правых никого».

Небольшое количество эпитетов – «трясинно государство», «болотная держава», «теплые молитвы», «черный год», «превысока особа», «великий (в значении «большой») недочет» – объясняется тем, что в тексте преобладает действие. Для всесторонней характеристики явлений, событий поэтом использованы длинные ряды однородных членов предложения: определений – «не суетлив, не вертопрашек, степенен, молчалив и важен; дородством, ростом великан», обстоятельств – «ничком, бочком, рядом, задом», «со страхом, украдкой, издали, сквозь аир и осоку», сказуемых – «ходит, встретит, засудит, проглотит».

Другие выразительные средства, присутствующие в тексте басни – анафора – «а там, кто посмелей, … а там, которые поудалей», «дай сесть, дай попытаться», синонимы – «Зевес – Юпитер», «трясинно государство – болотная держава», многосоюзие – «что завтрак, что обед, что ужин», эллипсис – «засудит и – (тут же) проглотит. Вот пуще прежнего (раздается) и кваканье, и стон», сравнение – «глотает их, как мух», лексический повтор – «в свете чуда нет, к которому б не пригляделся свет», словосочетание «их Царь» в предпоследней строфе повторяется трижды, антитеза – «слишком тих – очень лих», старославянизм «глас».

Стихийный характер лягушиных желаний, их метания и эмоциональную реакцию на них богов подчеркивают риторические восклицания – «Ну, посмотреть, так это чудо!», «…чтоб им Юпитер дал царя на славу!», «Живите…, чтоб не было … хуже!» – и риторические вопросы – «Почто ж вы прежде жить … не умели? Не мне ль… покоя не было от вас? Не вы ли …мне уши прошумели? Вам дан был царь?»

Наряду разговорной и даже просторечной лексикой – «поудалей», «посмелей», «вертопрашек» (уменьшительное от «вертопрах» – «легкомысленный человек»), «треснулся» – в тексте присутствует лексика высокого стиля – «вещал», «небеса», «дерзнули», деепричастия «чтя» (от «чтить»), «внемля» (от «внимать» – «выслушивать, «принимать во внимание»), которая лишь подчеркивает авторскую иронию. Она же выражена фразой с саркастической авторской ремаркой «со страху отдохнули», «им нельзя (как это ни ужасно!) ни носа выставить, ни квакнуть безопасно».

Автор пренебрежительно относится к своему коллективному персонажу – он заранее называет речи лягушек вздором. В образах Лягушек автор изображает человеческое сообщество – в частности, трусливых обывателей. Басня бичует такие людские пороки как стадный инстинкт, суетливость, дилетантизм, желание быстрых и простых решений по важным общественным вопросам, готовность слепо передать свою судьбу в чужие руки. Лягушки хотят перемен, ориентируясь на собственные представления о природе власти, игнорируя объективные процессы развития общества, которые они даже не в состоянии осознать, и последствия этих перемен.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑