Белое братство

Белое Братство

Белое Братство — это наше родное, не импортное, религиозное движение. Основателями этого культа были Марина Цвигун и бывший физик Юрий Кривоногов. Может быть, если бы эта парочка не повстречалась, никакого Белого Братства и не родилось. Но волею судеб эти двое встретились на одной из лекций по оккультизму, которые читал Юрий Кривоногов. Журналистка Марина Цвигун тут же оставила своего мужа и стала сопровождать своего гуру. Характер у Марины оказался куда сильнее, чем у Юрия. Да и в журналистской смекалке отказать ей тоже невозможно. Скоро Марина тоже стала называть себя гуру, а еще через некоторое время влюбленные создали свое учение, получившее название Юсмалос. По этой доктрине на Земле наступают последние дни, скоро начнется смена космических эр. Правители прежней эпохи, эммануиловцы, должны будут уйти, им на смену придут юсмалиане. Юсмалиане будут вести счастливую жизнь, а Земля вернется в новый эдемский сад. «Логосы 7-й расы сольются с богом, — обещала Марина. — Править миром будут Сефориты. Постепенно весь мир будет вдыхаться Богом. Господь вдыхает в себя весь мир». Все учение Белого Братства построено на сочетании медитативной практики, осмысленного питания физического тела, наследии Рерихов (Марину и Юрия в этом наследии больше всего привлекал путь в Шамбалу) и троичной системе божества. Мешая христианские и восточные мифы, они создали в чем-то даже очень красивую и стройную систему. В этой божественной структуре новые гуру должны были найти для себя подобающую нишу. Меньше чем на звание пророков претендовать они не желали. Таким образом, Марина стала реинкарнацией Елены Рерих и так себя стала именовать, а Юрий получил имя Адама, то бишь первого человека, созданного Богом. Реинкарнация из Марины вышла очень даже удачная. Во всяком случае, она внезапно открыла для себя, что Елена Рерих — это всего лишь одна из ее ипостасей, а на самом деле она Мария Дэви, то есть Матерь Божья. Адам, само собой, тут же получил вторую ипостась — святого Иосифа, земного отца Иисуса. Через какое-то время к этому своему именованию Марина добавила скромное звание Христос, то есть объявила свою божественную и мессианскую природу. Полное имя Марины Цвигун в ее божественном проявлении теперь выглядело так: Матерь Мира Мария Дэви Христос. Как порядочная феминистка Матерь Мира периодически обозначала мужское божественное начало своего избранника в разных лицах, но ни одно из них не могло сравниться с лучезарным сиянием ее собственной высокобожественной природы. В конце концов Кривоногов стал Юоанном Свами, на чем процесс повышения его божественности и остановился. Рядом с сиятельной Матерью Мира Свами предпочитал держаться в тени.

По учению юсмалиан, Марина провозгласила себя живым богом, который по достижении 33 лет вступит в период преображения. На год исполнения ей этих 33 лет супруги назначили и конец света вместе со страшным судом: «эти юсмалиане, 12 тысяч душ, и сейчас погибнут в качестве жертвы за свидетельство Матери Мира… Готовьтесь к этому, мои дорогие детки. Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества». В день рождения Матери Мира должны были разверзнуться небеса, Марина и Юрий ожидали смерти и воскресения через три дня. «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна Земле! Мы с Марией Дэви «уйдем» последними. Наши трупы пролежат на улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесемся. Начнется преображение Земли». В эти три дня будет вершиться суд над грешниками, а после воскресения на Земле останутся только праведники. Тела преобразятся, обещала Матерь Мира, но сначала должны преобразиться души. Юсмалиане стали носить длинные белые балахоны, похожие на монашеские, голову Матери Мира увенчивало нечто сходное с чалмой. В целом выглядела она интригующе и очень привлекательно. По всей некогда огромной стране, то есть теперь уже в разных странах СНГ, стали образовываться филиалы Белого Братства. Всюду распространялись Маринины листовки — христовочки, с виньетками и призывами к всеобщему покаянию и очищению.

Как пишет исследовательница современных религиозных движений Л. Григорьева, общины Белого Братства строились (и строятся) по такому принципу:

«После допуска претендента в круг «избранных», когда ему сообщается адрес явочной конспиративной квартиры, где происходят закрытые собрания, начинается следующий этап приобщения.

Первое, что предлагается человеку для избежания «государственного кодирования», это максимальная самоизоляция от всех возможных внешних воздействий. Сюда относятся запреты на просмотр телепередач, кино, прослушивание радио, аудиозаписей и т. п.; чтение любой периодики, любой литературы — художественной, технической, учебной и т. д.; пользование электротехникой, любыми сложными приборами.

Аргументируются вышеперечисленные требования тем, что «повсюду уже царят сатанинские энергии и превращение людей в биороботов». Взамен этого настоятельно рекомендуется максимальное количество времени проводить в кругу братьев, занимаясь проповедованием веры, чтением религиозной литературы, пением псалмов, молениями, обсуждением «божественных посланий» и т. д.

Следующей ступенью является запрет не только на опосредованные контакты с контринформацией, но и на возможные альтернативные личные контакты.

При принятии этих требований и их исполнении происходит постепенная перестройка всего образа жизни, полным выражением чего является разрыв нового члена Белого Братства со всем своим прежним окружением и превращение его в странствующего проповедника, что особо поощряется и всемерно пропагандируется. В этом случае уже сто процентов времени человек проводит внутри организации, все глубже пропитываясь ее идеями и установками. Предельно четкий, жесткий режим жизни в общине не оставляет времени и возможности переключения на какие-либо иные вопросы и проблемы. Здесь фактически имеет место создание обстановки непрерывного массированного само- и взаимовнушения.

Рассмотрим подробнее этот режим:

В 4–5 утра — общий подъем. Утренние моления.

С 8–9 утра до 5–6 вечера — проповедь, распространение литературы.

С 7 до 9 вечера — так называемая «литургия».

В 9 — общая трапеза.

После еды — беседы на религиозные темы, прослушивание записей выступлений Юоанна Свами и Марии Дэви.

Около 12 — отбой (за исключением тех, кто остается на ночные бдения).

Все вышеперечисленное дополняется рядом мер, направленных на общее ослабление организма, разбалансирование привычного, нормального ритма физиологической жизни, что облегчает внушение и усиливает его воздействие.

Как видно из приведенного режима, во-первых, рекомендуется ограничение сна до возможного минимума. В среднем ревностный юсмалианин спит не более 4–5 часов в сутки. Во-вторых, это касается изменения питания: единственная в сутки трапеза состоит только из растительной пищи. Помимо мяса, рыбы, яиц из рациона исключаются лук, чеснок, шоколад, все готовые продукты и полуфабрикаты, тонизирующие напитки. В-третьих, здесь имеет место полный, абсолютный запрет на половую жизнь, дополняемый запретом на любые, даже случайные прикосновения, причем не только к людям, но и к домашним животным: «Старайтесь поститься во всем и всегда: мало спать, вести ночные молебны, бдения. Никаких «космических» браков!» — призывают «пастыри» своих «овец». Рекомендуются также обливания ледяной водой, босохождение. Следующие, как правило, за этим заболевания с резким повышением температуры трактуются как прохождение «огненного крещения», ведущего к омолаживанию и сожжению «внутренней скверны». Создание состояния сенсорного голодания организма, сопровождаемое нервным и физическим истощением, изменением гормонального фона, создает в итоге идеальный объект для возможных манипуляций».

Молитвенное общение членов Братства с Отцом и Матерью очень похожи на радения. Во время юсмалианских литургий члены Братства встают на колени, обращаются лицом в сторону портрета Матери, перед которым зажжены свечи, предаются медитации. Через какое-то время у них начинает плыть перед глазами, картинка дрожит, что вызывает прилив восторга, песнопения становятся все быстрее, быстрее, ритм все нарастает — и община впадает в молитвенный экстаз с видениями, откровениями и просветлениями.

Конец света Марина назначила на осень 1993 года. В октябре в Киеве должен был пройти слет Белого Братства. Марина искренне надеялась, что общими усилиями удастся захватить на три судебных дня Софийский собор, где будут лежать в недвижимости тела Отца и Матери в ожидании воскресения. Однако эти сведения (а Матерь Мира их не скрывала) попали в милицию, так что захват Софии был предотвращен, а Марине и Юрию предстоял другой суд, не Страшный, но весьма неприятный. За захват главного собора Украины и общие прегрешения основателям учения Юсмалос дали значительные тюремные сроки: сама Марина получила 4 года тюрьмы, а Юрий — 7 лет. Матери и Отцу инкриминировали не только посягательство на церковную собственность, но и вовлечение в секту (а сообщество юсмалиан было тут же объявлено не религиозным движением, а сектой) молодежи. Что хуже всего, молодежи действительно импонировала красивая Марина и красивые философско-религиозные построения Юсмалос, и многие отказывались жить в домах с родителями и бежали в братства. Так что на юсмалиан полился поток грязи, многое в этом потоке было придуманным, но многое — правдой. И экспертами в «ереси юсмалиан» выступали, конечно же, официальные священники. Еще на суде Отец и Мать стали ссориться и обвинять друг друга в провале апокалипсиса, так что суду приходилось разбирать не только правомерность эклектичного учения, но и внутрисемейные отношения Марины и Юрия. Как бы то ни было, оба «бога» отправились отбывать срок.

Самое интересное, что движению это не нанесло непоправимого вреда. Оно живо и до сих пор. Существуют и общины юсмалиан, где они живут, правда, эти общины — немногочисленные. Но по всей бывшей великой стране их немало. А вот Юрий Кривоногов оказался плохим Юоанном Свами и плохим Адамом. В конце концов от своей Марины он отрекся и ее деятельность осудил. А между тем, назначая день Страшного суда на осень 1993 года, Марина была в чем-то права. В это достопамятное время случился расстрел Белого дома. Для России это был своего рода поворотный момент. Момент Страшного Суда.

Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты // Адукацыя i выхаванне. 2009. №3. – С.59-63.

В настоящей статье рассматривается одна из основных тем, относящихся к области профилактики негативного влияния сект на общество, — портрет потенциального адепта секты. Выделяются как общие причины ухода в религиозные организации, так и ряд социальных и психологических характеристик людей, наиболее склонных к уходу в секты и культы. Выявлены также основные качества личности, предотвращающие либо значительно затрудняющие вход в секту.

Почему люди уходят в секты? Этот достаточно сложный вопрос в современном обществе обычно упрощается до примитивности. Часто можно услышать, что «злостные сектанты «зазомбировали»» человека, отобрали у него свободу, лишили способности самостоятельно мыслить и правильно оценивать окружающий мир. В пример приводится множество сломанных судеб, людей, искалеченных морально и психически, бросивших работу или учёбу, разрушивших собственную семью. Возникает закономерный вопрос: как можно довести человека до такого состояния? Однако этот вопрос изначально неправильно сформулирован, так как априори предполагает, что человека «приводит» к этому кто-то извне.

В первую очередь имеются в виду сами сектанты, на которых сваливается вся вина за искалеченную душу пострадавшего. Это самое простое решение, которое совершенно освобождает нас от ответственности за сам факт ухода близкого человека в секту, от страшного и неприятного осознания своей собственной вины. Да, обвинить во всём секту — очень просто. Намного сложнее разобраться в запутанных процессах и предпосылках, предваряющих и сопровождающих уход в неё.

Интересно, что в то время как в общественном дискурсе тема ухода в секты окружена множеством различных мифов и заблуждений, она же является одной из самых глубоко разработанных проблем психологии религии. Проблемой обращения в религиозные организации занимались ещё родоначальники этой науки — У. Джеймс, Д. Лойба, Э. Старбук и другие. В 1976 году исследователи феномена обращения в религиозные организации Д.Скроггс и У. Дуглас отмечали, что с начала XX века вышло более 500 научных работ, посвященных этой теме. На Западе для обозначения процесса входа в религиозную организацию широко используется термин конверсия (от англ. conversion — переход в другую веру, перемена убеждений, взглядов) . Классическим можно считать определение конверсии, сформулированное Р. Травизано в 1970 году. Учёный полагал, что суть входа человека в религиозную организацию заключается в изменении его общей идентичности, которая включает в себя:

  • а) мировоззрение индивида;
  • б) его личностные характеристики;
  • в) установки для большого количества ситуаций, предписывающие ему его отношение к людям и окружающей среде .

В 1976 году Р. Аустин выделил два основных аспекта входа в религиозную организацию:

  • а) структурный — приобретение либо изменение членства в религиозной группе, которое может сопровождаться внутренним перерождением личности;
  • б) психологический — духовное, внутреннее перерождение личности, которое может сопровождаться изменением членства в религиозной группе .

Структурный и психологический аспекты входа в секты чаще всего сопровождают друг друга. В таком случае речь идёт о тотальной конверсии. Однако они могут существовать и отдельно. В последнем случае человек может формально войти в религиозную структуру, так и не став её полноценным членом, или же, наоборот, отвечать всем психологическим характеристикам сектанта, ещё не вступив ни в какую организацию. Учёные отмечают, что вход в секту включает в себя две основные составляющие:

  • а) комплекс действий, совершаемых сектой для вербовки нового члена;
  • б) индивидуальные характеристики самого человека, его поведение, закладывающие основу для возможного вхождения в секту. Соответственно, возникает вопрос о том, какие именно социальные и психологические характеристики личности делают её потенциальным адептом сект и культов.

О том, как религиозные организации прибегают к обману и хитрости при вербовке новых адептов, написано уже много. Рассматривая портрет потенциального члена секты, мы к этому возвращаться не будем. Важно помнить, что лишь немногие секты начинают вербовку с непосредственного контакта «лицом к лицу» — на улице или у дверей квартиры. Большинство просто вывешивают объявления на столбах, помещают их в местной прессе или интернете. То есть чаще всего первый шаг для вступления в секту делает сам человек, который вовсе не обязан откликаться на рекламу, останавливаться на улице и начинать разговор с навязчивым сектантом да и вообще открывать ему двери своей квартиры. Если первый шаг сделан случайно, машинально, по ошибке, из интереса к чему-то новому и т.д., то на втором этапе, когда человек приходит по объявлению на собрание, начинает разговор с сектантом на улице или дома, подавляющее большинство людей теряют интерес к организации и отсеиваются. Тех же, кто остаётся, уже можно рассматривать как потенциальных членов секты. При этом являются таковыми отнюдь не потому, что остались на втором этапе. Причинно-следственная связь здесь другая. Они остаются именно потому, что уже задолго до этого сформировались как потенциальные члены секты. Это очень важное различие. Некоторые учёные считают, что для глубокого понимания всей истории прихода человека в секту важнее всего понять причины и мотивы, побудившие его после первых же минут знакомства с организацией остаться в ней. Именно поэтому при работе с пострадавшими специалистов интересуют в первую очередь особенности биографии человека, а не то, как конкретно на него воздействовала секта.

Кто же те люди, которые, сами того не подозревая, с наибольшей вероятностью могут пополнить ряды сектантов? Весь массив характеристик, присущих потенциальным членам секты, можно разделить на общие и частные. К общим характеристикам, в той или иной мере присущим всем без исключения потенциальным адептам сект и культов, относятся:

  • а) отсутствующие или сильно сниженные способности к критическому мышлению, всестороннему осмыслению любых возникающих на жизненном пути ситуаций, и в частности тех, где требуется сделать выбор между двумя альтернативными вариантами. При этом уровень образования, научные звания и степени далеко не всегда свидетельствуют о наличии критического мышления и никак не застраховывают от попадания в секту. Более того, даже знания об опасности сект совершенно бесполезны, если человек не умеет мыслить самостоятельно, критически воспринимать получаемую информацию, проверять и перепроверять «авторитетность» её источников. Именно поэтому занятия по логике, философии и развитию критического мышления гораздо полезнее специализированных лекций и книг по сектоведению;
  • б) отсутствующие или сильно сниженные способности к самостоятельному принятию решений, недостаток умения и готовности нести ответственность за свои поступки. В секты чаще всего уходят люди, стремящиеся «быть как все», плыть по течению, не выделяться из общего потока, убегающие от своих проблем и мнений, боящиеся и спасающиеся от самих себя. Секты обеспечат их «хлебом и зрелищами», и они добровольно отдадут за это свою свободу и полноту жизни. Такие люди будут очень благодарны тем, кто возьмёт на себя тяжкий труд — принимать за них все важные решения;
  • в) отсутствующая или чисто формальная принадлежность к традиционной религии. Глубокое знание и понимание основ христианской веры в сочетании с критичностью мысли и внутренней свободой являют собой непреодолимое препятствие для любых попыток закабаления человека, втягивания его в секты и иные тоталитарные системы. Однако простого крещения в церкви без регулярной и осознанной духовной активности для этого недостаточно.

Следует отметить, что наличие даже не всех трёх характеристик в комплексе, а лишь одной из них значительно повышает для человека риск быть втянутым в секту. Различаются лишь способы и результаты входа в религиозную организацию. Так, неверующие, но ответственные и критически мыслящие люди, войдя в секту, достаточно быстро достигнут там руководящих должностей. В то же время глубокая вера, лишённая критичности мышления и ответственности, может привести человека к внутрицерковному сектантству.

Исследования показали, что наиболее часто в секты и культы уходят люди с техническим образованием. Поэтому увеличение в школах и вузах количества времени, отведённого на изучение гуманитарных дисциплин вообще и религиоведения в частности, является важнейшим фактором профилактики ухода молодёжи в секты. Соответственно, сокращение гуманитарных дисциплин в долгосрочной перспективе неизбежно даст негативный эффект.

Можно выделить как минимум пять распространённых частных социально-сихологических характеристик, или, говоря точнее, личностных типов, потенциально склонных к уходу в секты и культы.

К первому типу относятся люди, имеющие какие-либо проблемы социального (неприятности на работе, в учёбе, недовольство своим статусом и положением в обществе и т.д.) или личного характера (семейные неурядицы, конфликты, психические или физические заболевания и т.д.). Люди этого типа осознанно или бессознательно ищут «спасения» от своих трудностей в секте. Последняя же претендует на глубокое понимание их сложных проблем, обещает дать готовые рецепты, как эти проблемы решить. Реальность с её сложными и неоднозначными ситуациями человек меняет на искусственный, простой и беззаботный мир секты, отдаляющий его от жизни. Ему так хочется поверить в то, что рассказываемая ему сказка — это «истинная» жизнь, что сектантам и трудиться особенно не нужно, чтобы привлечь его в свои ряды. Он уже готов нырнуть с головой в новую реальность и совершенно не задумывается о той цене, которую придётся за это заплатить. В современном обществе огромное количество людей пытаются спастись от себя и мира в алкоголе, наркотиках, азартных играх и… сектах.

Ко второму типу относятся, как ни парадоксально, люди, не имеющие по жизни никаких особых проблем. Устроенные и обеспеченные, они просто не знают, чем заняться в этом благополучном, но сером и однообразном мире. Сытый бунт выталкивает их на «поиск приключений». Секта для них — один из вариантов развлечения. Придя в религиозную организацию, они вполне могут в ней остаться и со временем искренне уверовать в её вероучение. Но изначальным мотивом в данном случае был не побег от проблем жизни, а поиск игры, развлечения, новых впечатлений, какого-то нового смысла в жизни. Снова и снова такой человек добровольно отправляется на поиск того, что ему кажется интересным приключением, но в конечном итоге может обернуться весьма печальными событиями для него самого и его близких.

Личности, относящиеся к третьему типу, далеки от крайностей первых двух. Как правило, это замкнутые, спокойные, хорошо воспитанные, умные и вежливые люди, практически не имеющие друзей и особых увлечений. Церкви они не посещают. Их достаточно развитый морально-этический кодекс, которым они руководствуются на практике, не имеет, однако, серьёзных оснований в виде стройной системы взглядов. Секта искусно предлагает им такое обоснование в своей доктрине и, самое главное, обеспечивает их общением с людьми, которые проявляют к ним интерес. К ним таким, какие они есть: замкнутым, пассивным и немножко скучным. Вероучение и ритуалы группы для них второстепенны. Важно само ощущение того, что их понимают и принимают, что с ними рядом есть кто-то, с кем можно поговорить, и кто, возможно, поможет в нужную минуту. Основная масса молодёжи, уходящей в секты, относится именно к этому типу.

К четвёртому типу относятся люди достаточно самоуверенные, стремящиеся к познанию чего-то нового, интересного и загадочного. Они способны, отдав все силы выбранному делу, впоследствии его без всяких проблем бросить, найдя новое увлечение. Такие люди не могут отличить серьёзную, стройную и глубокую систему знания от грубой подделки, претендующей на абсолютное господство во всех областях знаний сразу. Религиозное знание как таковое представляет для них основной интерес. «Религиозное» означает «хорошее» — таков их основной принцип. Различий они не видят и потому обречены на вечные скитания из одной секты в другую, всё принимая, со всем соглашаясь и ничего не понимая до конца. В тех случаях, когда эти люди отягощены достаточно большим зарядом активности, они могут погубить очень многих, уведя их в секту, которую впоследствии сами бросят.

К пятому типу относятся люди, стремящиеся к принятию эксклюзивных и «элитарных» вероучений и систем мировоззрения. Уровни образования и доходов у них могут быть самыми различными. Их объединяет неприятие любых форм массовости и коллективизма, которые являются для них си-нонимами чего-то примитивного и ложного. Владение истиной, по их мнению, является уделом немногих. Секты, ориентирующиеся на работу с этим типом людей, формируют у них уверенность в ценности, уникальности и неповторимости организации и предлагаемых ею знаний с помощью трёх достаточно простых и порой взаимно пересекающихся способов. В первом случае секта требует огромных денег (до нескольких тысяч долларов) за участие в её мероприятиях. Таким образом у человека создаётся впечатление, что он покупает чрезвычайно ценные знания, доступные лишь единицам. Высокая цена, заплаченная за эти знания, представляется ему залогом истинности, элитарности и эксклюзивности информации, получаемой, по сути, от обыкновенных мошенников. Люди этой категории не могут понять, что за деньги можно купить далеко не всё, а действительно сокровенные и глубокие истины даются человеку «бесплатно». Во втором случае секта создаёт многогранное и сложное вероучение, способное заинтересовать лишь более или менее образованных людей. Ощущение уникальности группы поддерживается не за счёт больших капиталовложений, а с помощью учения, доступного для понимания лишь избранным. При этом сложность и запутанность вероучения принимаются в качестве главного критерия и признака его истинности, глубины, ценности. В третьем случае имидж уникальности формируется за счёт серьёзных ограничений, налагаемых на вход в группу. Секта либо вообще не ведёт никакой миссионерской работы, либо приглашает строго ограниченное количество последователей. Последние составляют круг «посвя-щенных» в тайну организации и наслаждаются ощущением своего превосходства над остальным населением планеты. Секты и культы, дающие людям чувство собственной уникальности, избранности среди тёмной и необразованной толпы, достаточно легко находят доверчивых жертв собственной мании величия или просто людей, стремящихся хоть в чём-то превосходить всех и вся.

Описанные выше социально-психологические характеристики являются важнейшей предпосылкой ухода человека в секты и культы. Нередко люди по своим психологическим характеристикам являются сектантами ещё до формального входа в секту, который лишь структурно закрепляет их состояние и мироощущение. К категории потенциальных членов сект относятся также люди, элементы мировоззрения которых совпадают с какими-либо компонентами учения секты. Дело в том что большинство возникающих сект и культов в процессе разработки своего вероучения активно используют идеи и смысловые конструкции не институализированной, нетрадиционной религиозности общества. Имеются в виду псевдонаучные и псевдорелигиозные идеи, которые активно распространяются в современном обществе, но никем из обывателей не отождествляются с сектантством и потому свободно принимаются в качестве достоверных и истинных. К наиболее известным из этих идей можно отнести веру в астрологию, порчу, сглаз, ауру, биоэнергетику и экстрасенсорные способности человека, реинкарнацию, НЛО, аномальные и геопатогенные зоны, фэн-шуй, различные гадания и т.д. Встречая сектантское учение, в котором в той или иной форме присутствуют указанные идеи, человек понимает, что оно не является для него чем-то радикально новым. Он уже верит во что-то из того, что ему предлагается религиозной организацией. Даже если у него нет социально-психологической предрасположенности к уходу в секту, он может задуматься, а не войти ли ему в организацию, которая проповедует что-то знакомое. Сами по себе эти идеи и смысловые конструкции, хотя и вводят людей в заблуждение, не наносят социально-психологического вреда. Однако именно они упрощают вход человека в действительно опасные секты и культы.

Если человек хочет быть обманутым и уже готов присоединиться к секте, для его вербовки требуется минимальное усилие. Что примечательно, по улицам и квартирам ходят не лидеры сект, действительно способные очень грамотно «обработать» человека, а рядовые адепты. Некоторые из них не обладают даже элементарными навыками общения, не говоря уже о серьёзных методах психологического воздействия на сознание и подсознание человека.

Итак, приход в секту всегда есть результат взаимодействия. Влияние идёт не только со стороны того, кто вербует потенциальную жертву, но и со стороны самого вербуемого. Если сектант случайно наталкивается на профессионала в области религиоведения или просто человека, способного логически мыслить, последовательно анализировать предмет разговора, то в результате может быть «завербован» и сам проповедник секты. По крайней мере, в процессе этого краткого взаимодействия можно попытаться пробудить его критическое мышление, показать несостоятельность ложных стереотипов его мировосприятия, что, в конечном итоге, способно привести к его самостоятельному выходу из секты.

УЧЕНИЕ БЕЛОГО БРАТСТВА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ
Перевод Светланы Васильевой

Все в мире развивается. Движение и совершенствование являются основными законами в проявленном мире. Это знали еще древние греки. — Всё течет, всё изменяется — говорили они. Благодаря этому движению, благодаря прогрессу, всё достигнутое сохраняется, потому что, как утверждаёт оккультная наука, движение в Бытии — есть результат деятельности сознания. Значит, само движение связано с сознанием, и, как следствие, — сознание расширяется и обогащается.
Исходя из этого принципа, все теории: и современная эволюционная теория, и древняя эволюционная теория, которую индусы называют теорией перевоплощения душ, и теория древних египтян, которую они называли теорией трансмиграции душ, утверждают: всё приобретенное сохраняется и передаётся последующим формам. В современной биологии это закон наследственности, но характер закона шире — это космический закон.
Бытие в своей целостности вечно и безначально; одна форма сменяется другой, передавая далее то, что ею достигнуто. Это путь развития и совершенствования форм. Весь Космос представляет собой одно органическое Целое, и законы, которые мы видим в современной биологии, описывают только одну из возможных модификаций, одну из вариаций космических законов.
Соглашаясь с утверждением, что космос существует вечно, что он живой и целостный, а всё достигнутое сохраняется и передаётся дальше, мы логически приходим к выводу, что до нашей вселенной в Вечности существовали и другие вселенные. И логика, и факты говорят нам, что до нашей вселенной были другие вселенные, населённые разумными существами. Эти вопросы рассматривает оккультная космогония. Достижения и опыт этих вселенных, полученные разумными и сознательными существами, для Бытия не потеряны — они продолжают жить, но теперь уже в другой среде и в других условиях, потому что уровень сознания определяет и соответствующую ему среду, и космические условия. В оккультной науке это факты, которые каждый, кто искренне стремится к познанию, может проверить, — в природе есть хроники, в которых всё записано. Чтобы прочитать эти хроники, достаточно изучить живой язык природы. Современная наука уже идёт по этому пути.
Существа, жившие до нас в прошлых вселенных, прошли путём развития, которым сейчас идем мы, хотя и не таким же точно, потому что в природе нет повторений. Но через стадию человека они проходили. Поэтому в герметической философии понятие «человек» подразумевает точно определённый уровень развития мирового сознания, с точно определёнными качествами. На этой ступени развития сознания, когда появляется самосознание, или, когда сознание начинает ощущать и понимать себя отдельной единицей, возникает понятие «человек». В этой фазе также зарождаётся истинная мысль, потому человека и называют существом мысли. Существа, прошедшие тем путём, которым сейчас идем мы, знают особенности пути во всех подробностях и преисполнены желанием быть нам полезными. Их опыт может послужить нам светом, руководством и методом, но наш путь они за нас не пройдут — мы должны пройти его сами и лично проверить всё , что они нам дали. Они образуют, так называемое, Белое Братство.
Белое Братства связано с человечеством так же тесно, как мы связаны с животными. Они заботятся о нашем развитии и прогрессе. Им знакомы самые скрытые силы в человеке, у них есть великое живое знание, и они могут научить людей жить разумно и счастливо. Они обладают опытом прошедших веков, их взору открыто и прошлое, и будущее. Они знают причины вещей, знают законы и методы работы с силами, скрытыми за каждой формой, проясняют смысл и раскрывают тайны форм и сил души и духа, их связь и взаимодействие. Они знают тайны жизни и смерти, они – хозяева смерти и носители вечной жизни. А истинное счастье обосновано только бессмертием — смертный человек не может быть счастливым. Именно они вносят в человечество каждый новый импульс, каждую новую мысль, каждую новую идею. Именно они принесли те знания и свет, которыми обладает современное человечество. Они никогда не афишируют своё имя и знание, работают в большинстве случаев незаметно, предоставляя человечеству самому, используя свое собственное сознание, получать новое знание. Открыто они появляются среди людей, когда создают новую эпоху в развитии человечества, задают новое направление развитию, когда содействуют пробуждению новых сил в сознании человечества, направляют космические течения, меняя тем самым внешние условия жизни, чтобы можно было достигнуть поставленной цели. Они – великие Учителя человечества, богочеловеки, идеал человека. Их появление в мире не случайно, но зависит от развития жизни всего космоса. Там, где они появляются, возникает центр новой культуры. Они – предвестники конца одной эпохи и начала новой. Они — физические центры деятельности Белого Братства и через них действует всё Братство, вся живая Природа, чтобы заложить основы новой культуры. Они, как источники живой воды, и где бы они ни появились, бьёт ключом новая жизнь, создаются новое понимание и новый образ жизни. Расцвет каждой из древних культур происходил до тех пор, пока они находились под прямым влияние Братства и его жизни, т.е., пока в них существовали школы Братства, руководившие духовной и социальной жизнью этой культуры. Им обязана своим существованием гигантская культура Египта с её пирамидами, им обязана своим расцветом Греция. Индия, Персия и Вавилон – все они получили первоначальный толчок от школ Братства.

БЕЛОЕ БРАТСТВО

Секта
Русская, синкретическая

Секта также известна под названием «Великое Белое Братство» и «Международный институт души Атма». Сами сектанты называют себя юсмалианами.

I. Основные данные

1. Основатели: Юрий Кривоногов (род. 1941) и Марина Цвигун (род.1960).

Кривоногов Юрий Андреевич родился в 1941 г. в селе Старая Криуша Воронежской обл. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию в Харьковском Институте радиоэлектроники (тема диссертации связана с системами оперативного диспетчерского управления). В 1990 г. на волне общего увлечения эзотерикой также стал «экстрасенсом». В мае 1991 г. Кривоногов, выступая с лекцией по экстрасенсорике, получил записку от Марины Цвигун, которая писала, что имела опыт общения с Богом. Состоялось знакомство, в результате которого Марина Цвигун стала любовницей Кривоногова и «живым богом» созданной им новой «религии». В том же 1991 г. Кривоногов основал в Киеве «Институт души Атма», ставший прообразом «Белого Братства». Кривоногов до 1994 г. был фактическим руководителем «Белого Братства». За организацию массовых беспорядков в Киеве в 1993 г. и другие преступления Юрий Кривоногов был осужден на 7 лет усиленного режима.

Марина Цвигун, в девичестве Мамонтова, родилась в 1960 году в г. Донецке (Украина). В молодости была комсомольским работником, затем работала журналисткой. 11 апреля 1990 г. она заявила, что в ней воплотился Христос. После встречи с Кривоноговым в мае 1991 г. она оставляет семью, и уезжает в Киев, где начинает свое «служение» в качестве «Матери Мира», приняв новое имя Мария Дэви Христос. (Она также считала себя воплощением Евы, Афродиты, княгини Ольги, Елены Рерих, и пророка Моисея). После организации массовых беспорядков в Киеве 11 ноября 1993 г. Марина Цвигун была арестована и осуждена на 4 года колонии. Она разорвала свои отношения с Кривоноговым, списав на него все злоупотребления в секте, и продолжала выдавать себя за «мессию». После освобождения из лагеря она была направлена на принудительное психиатрическое лечение.

После освобождения Марина Цвигун вышла замуж за Виталия Ковальчука. Этот брак был объявлен последователями олицетворением «совершенной любви» мужа и жены. Олик «Матери мира» претерпел серьезные изменения. Вместо белого балохона, она теперь носит яркие и весьма открытые цветные одежды индийского типа, поет и танцует в весьма «свободной» манере.

2. Время основания:

11 апреля 1990 г. считается временем воплощения Христа в теле Марины Цвигун.

В 1991 г. был основан «Институт души Атма», на базе которого возникло «Белое Братство».

3. Место основания:

г. Киев, Украина.

4. Регион распространения:

Возникнув в Киеве, «Белое Братство» быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. К лету 1993 года «Белое Братство» распространилось как минимум в 45 городах России. По примерным подсчетам на территории Украины количество последователей «Белого Братства» в период пика активности секты составляло порядка 3200 человек (около 30 групп). Точных данных по численности адептов «Белого Братства» в России нет.

5. Местонахождение руководящего центра.

Точное месторасположение центров и мест собраний определить крайне сложно, так как вся информация об этом тщательно скрывается.

6. Организационная структура:

Иерархическая структура секты такова: Во главе секты стоят Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) и Юоанн Свами (Юрий Кривоногов – до 1994 г.). С 1992 г. среди высших руководителей секты значится также Виталий Ковальчук, именующий себя «Папой живой церкви Иоанном Петром II».

После первых трех лиц, существует звено «сефиротов» из числа наиболее доверенных лиц, затем – звено апостолов (по некоторым данным, их 12), далее «воины Ильи и Еноха – рыцари», которые делятся на категории «крестителей», вербовщиков и др. Они разбиваются на группы со старшими во главе.

«Белое Братство» имеет крайне сложную и запутанную структуру даже на уровне одной низовой группы, которая включает в себя несколько подгрупп – так называемые «кольца» I, II, III. Все имеют новые имена, которые получили при посвящении. «Белые братья» более высокой степени посвящения знают низших и свой круг, плюс одного «брата» более высокого уровня посвящения, от которого получают команды.

Среди руководителей среднего звена известны: Гибар (Геннадий Полищук), Вулам (наст. фамилия Афанасьев), Иерофан (Сергей Соловьев) и некий Израиль (наст. фамилия Журавель).

7. Базовая литература:

Учение «Белого Братства» распространялось преимущественно через газеты и листовки. Своих «священных книг» секта не создала. В то же время, все произведения Марины Цвигун, в том числе, сборники ее стихов, воспринимаются сектантами как «божественное откровение».

8. Периодические издания:

Газеты: «Атма» и «Юсмалос»

9. Средства массовой информации:

Собственными средствами массовой информации секта не располагала. В то же время, ее приверженцы активно распространяли аудио- и видеокассеты с проповедями руководителей секты.

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

оккультизм (теософия, «живая этика» Рерихов), восточные религии (буддизм, индуизм), элементы христианства (Апокалипсис).

2. Краткое изложение учения:

Учение «Белого Братства» самими последователями именуется «Юсмалос». Аббревиатура расшифровывается следующим образом: Юс – Юоанн Свами, искаженное в восточном духе «Иоанн Святой» (Креститель) – Юрий Кривоногов. Ма – Мария Дэви Христос – Дева Мария, «Матерь Мира», она же – живое воплощение Иисуса Христа, – Марина Цвигун. Лос – сокращение от слова «Логос». Название как бы включает в себя идею новой «троицы». Оно также используется сектантами в качестве мантры, при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что объясняется как слияние с Богом и растворение в божественной сущности.

В действительности учение секты носит синкретический характер: оно включает в себя основные вероучительные положения восточных религий (например, учение о карме, реинкарнации, нирване), а также идеи оккультизма, почерпнутые из трудов Е. П. Блаватской и семьи Рерихов. Это учение о логосах и сефоритах, об энергетических эгрегорах, ауре и энергии «фохат». Само название «Великое Белое Братство» взято из произведений Рерихов, где этим понятием обозначаются «Великие Учителя» или «Махатмы». Оболочка учения секты имеет псевдохристианскую форму: члены «Белого Братства» верят, что Христос в очередной раз сошел на землю в образе Марии Дэви – заступницы и утешительницы, и воплотился в Марине Цвигун. Активно используются пророческие книги Библии и, особенно, Апокалипсис, в вольной трактовке Кривоногова и Цвигун.

Особое место в доктрине секты отведено учению о «Фохате» – некой божественной энергии, которая распространяется Марией Дэви Христос через своих последователей. По словам самих последователей секты, «фохат» насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где юсмалиане живут, крестят, проповедуют. С 1 июля 1990 г. лидеры «Белого Братства» провозгласили (по их выражению, «включили») «Программу спасения Земли – Юсмалос», направленную на «фохатизацию» человечества (144000 избранных) и рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). При этом было заявлено, что «фохат» смертоносен для «демонических личностей», то есть для всех тех, кто не принимает учение секты, и, тем более, противостоит ей. Такие люди «облучаются фохатическими излучениями» и вскоре мучительно гибнут от неизлечимых заболеваний. Необходимо отметить, что угрозы и проклятья занимают весьма значительное место в доктрине «Белого Братства». Вся проповедь сектантов строилась на «предупреждении» о необходимости принять «Бога Живого Марию Дэви Христос» и проклятии, в случае если слушатель отказался от оказанной ему чести присоединиться к числу «избранных». Специальные проклятья были произнесены в адрес религиозных деятелей (Папы Римского, Патриарха Московского и др.), политиков и даже артистов (внимание сектантов привлек Юрий Шевчук).

Что касается «юсмалиан», то, по словам Марии Дэви Христос, они «…получат наши печати при жизни». Они «трансцендентны и не сентиментальны, легко расстаются с близкими и родными, их невозможно искусить, а если ум и заиграет, то властью Марии Дэви Христос он будет обуздан». При этом от последователей требовалось полное самопожертвование и готовность исполнить любой приказ руководства секты. Вот выдержка из послания «Матери Мира»: «Эти юсмалиане, 12 тысяч душ, и сейчас погибнут в качестве жертвы за свидетельство Матери Мира… Готовьтесь к этому, Мои дорогие детки. Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества». Согласно учению секты, в «Золотой век», следующий за Страшным Судом, попадут 144 000 юсмалиан, которые составят новую расу.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья сектантов и общества в целом представляет тема жертвоприношения в доктрине «Белого Братства», которая активно проводилась в сектантских газетах, листовках и брошюрах. В частности, в листовке 1992 года, Кривоногов писал: «Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры..!» (…) «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле! Мы с Марией Дэви «уйдем» последними. Наши трупы пролежат на улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесемся. Начнется преображение Земли». Известны случаи самоубийства сектантов, в частности осенью 1993 г., когда член «Белого Братства» из Каменец-Подольска бросился под поезд, после того как его выгнали из секты. По мнению специалистов, руководство «Белого Братства» апробировало на своих приверженцах методы насильственного управления психикой и поведением, использования изощренных методов гипнотического внушения. Одна из рукописей Юрия Кривоногова называется «Методы психофизической диагностики и регуляции состоянии живых биоэнергетических систем».

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

После основания секты в 1991 г. наступил период «накапливания сил», набора необходимого количества приверженцев. Он продолжался примерно до весны 1993 г. Этот период в рассказах самих сектантов характеризуется как «очень светлый, возвышенный и радостный». Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15 – 19 лет. Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем проповедники секты устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым «духовным инструкторам» школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и пришедшем на Землю «Боге Живом». Желающих тут же «крестили», выводя по одному в коридор. Само действо «крещения», по рассказам бывших сектантов, проводилось по-разному, например, заключалось в следующем: один из «старших братьев» прикладывал руку ко лбу «крестимого», что-то вещал, неотрывно глядя ему в глаза, затем совершал руками пассы вдоль его позвоночника и окроплял водой из фляжки. Селились «юсмалиане» на заранее снятых квартирах человек по двадцать – тридцать. Квартиры то и дело менялись. Диспетчерские, где стояли контактные телефоны, функционировали круглосуточно. Старшие групп вели вахтенные журналы. В них записывали маршруты поездок по СНГ, кто и сколько продал литературы и т.д. Эти сводки регулярно проверялись специальными координаторами.

На первом этапе деятельности «Белого Братства» членов секты можно было узнать по специфичного покроя свободным белым одеждам, но уже к лету 1993 года юсмалиане сняли белые одежды, переодевшись в однотипные спортивные костюмы, за плечами у них появились одинаковые рюкзаки.

Сильное воздействие на психику сектантов началось после московской встречи руководителей «Белого Братства» на Пасху 1993 г., после приезда в Москву тогда же некоего Гибара, одного из помощников высшего руководства секты. Адепты «Белого Братства» принуждались к разрыву семейных и родственных связей. Руководители секты настраивали своих приверженцев против их родных, представляя родителей «исчадиями ада», «приспешниками сатаны», пытались стравливать родителей «белых братьев» из разных городов страны.

Летом 1993 года по православным храмам прокатилась волна драк и потасовок, спровоцированных адептами «Белого Братства» по приказу своего руководства. Группы «белых братьев», среди которых были и девушки, умышленно идя на конфронтацию, врывались в храмы и срывали богослужения. Делалось это, по словам самих же сектантов, для того, чтобы православные их убивали, тем самым предоставляя возможность попасть на небеса в качестве «святых». Примером может служить инцидент в Храме Всех скорбящих радосте в Москве, когда во время вечернего богослужения группа ворвавшихся в храм «белых братьев» напала на священника Даниила Калашникова и жестоко избила его. «Белые братья» пытались сорвать Литургию в Богоявленском соборе в Москве: громко кричали, прорывались на кафедру, оскорбляли священников. Подобное происходило в Уфе, Днепропетровске и других городах. Появлялись «белые братья» и в католических храмах, в частности, в церкви Лурдской Божьей Матери в Санкт-Петербурге.

«Страшный Суд» был запланирован руководителями секты на 24 октября 1993 года, затем перенесен на 13 ноября того же года. По призыву своих лидеров члены секты собрались 11 ноября у собора Святой Софии (в то время государственный музей) в Киеве, под видом посетителей проникли туда, закрылись и стали совершать моление. Часть сектантов пыталась уничтожить находившиеся в храме иконы. Власти Киева, зная заранее о том, что в город стекаются сектанты с Украины и из соседних республик, и опасаясь массового самоубийства, действовали решительно. Отряд милиции особого назначения «Беркут» ворвался в собор, и попытался выпровадить сектантов. Завязалась драка. Собору был нанесен ущерб в ценах 1993 г., по разным оценкам, от 50 до 69 млн. карбованцев.

Украинская милиция задержала 616 человек. Лидеры секты были арестованы, им предъявили обвинения в массовых беспорядках, захвате государственного здания и посягательстве на здоровье граждан под предлогом исполнения религиозных обрядов. Началось следствие по делу о «Белом Братстве», деятельность которого была приостановлена. Вскоре последовали сенсационные разоблачения о нанесении сектой ущерба душевному и физическому здоровью людей. Киевский городской суд признал руководителей «Белого Братства» виновными. Марина Цвигун была осуждена приговором от 9 февраля 1996 г. по статьям 187-5, 209, 101-ч.1 УК Украины к четырем годам лишения свободы в ИТК общего режима. До суда она содержалась в СИЗО-1 УВД Киевской обл. Суд длился 9 месяцев. Этим же приговором суда В. В. Ковальчук был осужден на шесть лет усиленного режима, а Ю. А. Кривоногов – на семь лет усиленного режима.

После ареста руководителей, начался массовый выход из секты, хотя некоторая часть последователей все же осталась. Сектанты продолжили печатать и распространять свою газету «Юсмалос», распространять листовки, так называемые «христовочки», аудио- и видеокассеты с записями речей и стихов Цвигун. Кроме того ими были направлены протесты в правозащитные организации, в том числе зарубежные, с требованиями освободить Марину Цвигун. 137 человек объявили сухую голодовку в знак протеста против ее задержания.

Почти сразу после событий в Киеве, в 1993 – 1994 гг. Цвигун провела корректирование доктрины «Белого Братства», чтобы сохранить влияние на оставшихся последователей. Цвигун тогда разорвала отношения с Кривоноговым и списала на него все негативное, что было в секте. «Никакого Юоанна Свами нет, – сказала она, обращаясь к своим адептам, – это лжеучитель». Часть приверженцев поверила ей и продолжала поддерживать секту. В 1997 г. приверженцы «Белого Братства» еще действовали в 35 городах России.

2. Современная деятельность

В конце 1990-х гг. деятельность секты пошла на спад, и к началу нового тысячелетия она фактически прекратила свое существование. В настоящее время небольшие (до 15 человек) группы последователей Марины Цвигун продолжают собираться в условиях строжайшей конспирации, лелея надежду на возрождение «Великого Белого Братства». В то же время продолжают выпускаться и распространяться видеокассеты, на которых «Матерь мира» танцует и исполняет песни собственного сочинения.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. «Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу «Сектоведение»», Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 1998;
  2. Мороз Алексий, свящ. «Современные ереси: Лжеучение Порфирия Иванова, зловредная секта белого братства», СПб., 1994;
  3. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  4. Под ред. Митрополита С-Петербургского и Ладожского Иоанна «Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России», СПб. Митрополия, СПб., 1994;
  5. «Современные секты в России», сборник, Вестник Всероссийского Православного Молодежного Движения, СПб., 1994.

Ю. Д.