Белогорский монастырь Пермский край

Прикоснуться к православной святыни древней языческой земли и взобраться на старейшую из сохранившихся на Урале колокольню. Помолиться перед образом Николая Угодника, подарком самого Ивана Грозного, и испить целебной воды из родника. Побывать на службе в монастыре, построенном пять с половиной веков назад, и полюбоваться живописными видами Уральского Афона.

В канун Рождества «АиФ-Прикамье» рассказывает о самых древних, величественных, неповторимых и уникальных храмах и монастырях Западного Урала, многие из которых действуют и поныне.

Богоявленская церковь: сторожевая башня — храм

Богоявленская церковь в селе Пянтег Чердынского района — самая древняя деревянная постройка на Урале. В прошлом году ей исполнилось 400 лет. Таких храмов в древнерусском деревянном зодчестве больше нет. Церковь возвели в 1617-м году на месте языческого поклонения. Рядом с храмом возвышаются красавцы-кедры, которые считаются остатком священной языческой рощи.

Центральная часть церкви построена в форме восьмигранника и напоминает сторожевую башню. В XVII веке у сооружения было двойное предназначение: религиозное и оборонительное. С верхнего яруса церкви хорошо просматривался изгиб Камы вверх и вниз по течению. К сожалению, за четыре столетия храм ни разу не реконструировался, поэтому он частично разрушен. Так, утерян деревянный шатёр, который венчал церковь. При желании можно взобраться внутрь древнего строения.

Адрес: Чердынский район, село Пянтег (44 км от Чердыни)

Крестовоздвиженская церковь в деревне Верх-Боровая и уникальная храмовая надпись

Крестовоздвиженская церковь или Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в деревне Верх-Боровая Соликамского района — древнейшая из сохранившихся каменных церквей на Урале. Замечательный образец русского каменного зодчества XVII столетия. Крестовоздвиженская церковь построили в 1677 году, освятили годом позже.

Главная достопримечательность строения — надпись на старославянском языке, которая опоясывает храм по периметру в три яруса. Буквы изготовлены из кирпича, а строчки обрамлены особыми фигурными кирпичами — «верёвкой». Слова разделены рельефами – балясинами и изображением павлинов. Вряд ли где-то ещё на Урале можно встретить что-то подобное. Можно взобраться на колокольню храма, с которой открываются прекрасные виды на деревню и окрестности. Сегодня древнейшая Крестовоздвиженская церковь, как и Богоявленский храм в Пянтеге, находится в полуразрушенном состоянии.

Адрес: Соликамский район, деревня Верх-Боровая (около 20 км от Соликамска)

Богоявленская церковь в Соликамске и чудотворная икона Николая Угодника

Богоявленская церковь (1687-1695) — один из наиболее интересных и красивых храмов Соликамска. Храм имеет богатое наружное оформление, фасады украшают виртуозная каменная резьба. В церкви сохранилось великолепное собрание икон XVII — начала XIX веков. Это один из немногих храмов, где удалось сохранить подлинный иконостас и иконы.

Кроме того, здесь хранится особо почитаемый, признанный чудотворным складной образ Николая Чудотворца. Это самая примечательная по древности и известности икона соликамских храмов. С ней связано предание о чудодейственном избавлении города от нашествия неприятеля. Соликамцы просили царя Ивана Грозного прислать военную помощь в борьбе с нагайцами. Но в это время Иван IV отправлялся в поход на Казань, и лишних людей у него не было. Поэтому государь прислал соликамцам образ Николая Чудотворца и грамоту, в которой писал, что войска послать не может, но высылает образ святителя, который и защитит город от вражеского нашествия. На Соликамск в том году никто не нападал.

Адрес: Соликамск, ул. Набережная, 93

Никольская церковь в посёлке Ныроб и целебный родник с серебром

Никольская церковь или храм Николая Чудотворца (1704-1705 гг) — шедевр северного Урала, лучший образец архитектуры барокко. Богато украшенная каменными узорами Никольская церковь поражает своим великолепием.

Существует предание, что в этом месте в 1619 году (в начале царствования Романовых) произошло чудесное явление иконы Николая Чудотворца. Купцы, возвращаясь с Печоры, остановились отдохнуть неподалеку от Ныроба и увидели на пне икону. В то время церкви в Ныробе ещё не было, поэтому купцы увезли икону в Чердынь. Но на следующее утро икона снова была на этом пне. Её вновь увезли, но она опять вернулась. И тогда ныробцы решили построить на этом месте церковь, которую назвали Никольской. Свято берегли местные жители икону. Во время пожаров или вражеских набегов они спасали в первую очередь святыню, укрывая её в лесу. И на том месте забил родник, который назвали Никольским. Вода в нём обладает целебными свойствами. При случае обязательно умойтесь этой чудной ключевой водой, которая отличается ещё и изумительным вкусом. В начале XX века воду из родника подвергли анализу и выявили, что она содержит повышенное количество ионов серебра. К большому огорчению верующих в годы революции икона была утеряна.

Ещё одна особенность Никольской церкви — в ней сохранились фрагменты росписи. Одна из фресок храма изображает святого Христофора с собачьей головой. В Ныробе издавна поклонялись святому Христофору, он считается покровителем охотников. Эта фреска — одна из редчайших в России. Именно она вдохновила известного писателя Алексея Иванова создать роман «Псоглавцы».

Никольская церковь действующая.

Адрес: Чердынский район, посёлок Ныроб (48 км от Чердыни), ул. Октябрьская, 11.

Иоанно-Богословский мужской монастырь в Чердыни: 555 лет беспрерывной молитвы

Иоанно-Богословский мужской монастырь – первая православная обитель на Урале. В 1463 году в самом центре язычества епископ Иона Пермский основал монастырь, который назвал в честь апостола Иоанна Богослова. Именно святителю Ионе удалось христианизировать столицу Перми Великой, которой являлась Чердынь вплоть до XVII века. К слову, двух предшественников епископа — святителей Герасима и Питирима, убили язычники.

За пять с половиной веков Иоанно-Богословский монастырь почти не закрывался.
За пять с половиной веков Иоанно-Богословский монастырь почти не закрывался. Фото: Иоанно-Богословский мужской монастырь

В Иоанно-Богословском монастыре хранится удивительный рукописный синодик (первая четверть XVIII в.), богато иллюстрированный цветными миниатюрами. Он до сих пор используется при богослужении. Чудом сохранились великолепные резные иконостасы XVIII века. При монастыре возникли собственная иконописная, рукописная школы, повлиявшие на развитие церковного искусства всего Прикамья.

За пять с половиной веков Иоанно-Богословский монастырь почти не закрывался. Лишь с 1939-го по 1946 год в обители запретили богослужения, а в остальное время всегда действовала как приход. Сегодня настоятель монастыря игумен Герасим (Гаврилович). В 2018 году обитель празднует 555-летие.

Двери храма открыты ежедневно, с 8 до 18 часов.

Адрес: Чердынь, улица Мамина-Сибиряка, 17; телефон.: +7 (34240) 2‑91-29

Сайт: cherdyn1.cerkov.ru

Белогорский монастырь: обитель труда и веры

Самый главный и величественный монастырь Прикамья — Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь на Белогорье. За строгость устава и живописное расположение на высокой красивой горе обитель называют Уральским Афоном.

Почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии - Крестовоздвиженского храма. Постепенно он приобретает первоначальный вид.
Почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии — Крестовоздвиженского храма. Постепенно он приобретает первоначальный вид. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

Сохранились воспоминания основателя Белогорской обители протоиерея Стефана Луканина: в три часа поутру 9 июня 1890 года отец Стефан взошёл на Гору. Он уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Её начали строить, чтобы воцерковить местных старообрядцев.

По отчёту монастыря за 1909 год общая численность братии составила 401 человек. Они занимались хлебопашеством и скотоводством. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство. В это трудное для России время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на нужды Российской армии. Успех обители достигался строгим аскетическим укладом, отказом себе в самом необходимом, кропотливым изнурительным трудом. Некоторые из иноков несли самое строгое послушание — приняли обет молчания.

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

Белогорский монастырь. Юбилейный 2017 год. | Фотогалерея

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

© АиФ / Софья Штин

В годы террора вместе с настоятелем архимандритом Варлаамом мученическую кончину приняли более 45 насельников обители. Монахов ставили в два ряда и расстреливали на глазах у местных жителей Белой Горы. Кто пытался протестовать, расстреливали на месте. Хоронить не давали. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Архимандрит Варлаам и 26 насельников Белогорского монастыря прославлены в лике святых новомучеников. 25 августа – День памяти убиенной братии. Сегодня в обители около 10 монашествующих, живут послушники и трудники. Обязанности наместника исполняет о. Дорофей.

Верующие могут поклониться чудотворной иконе Иверской Божией Матери, написанной монахами святой горы Афон, и припасть к ковчегу с мощами святых угодников, привезённому из Иерусалима.

Достопримечательности Белогорского монастыря:

  • Крестовоздвиженский храм

Один из красивейших и величественных соборов России. Строился 15 лет: с 1902 г. по 1917 г. В годы большевизма храм осквернили и разграбили. А в 80-е гг. во время сильного пожара сгорели почти все купола. Уже почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии. Постепенно он приобретает первоначальный вид.

  • Царский Крест
Почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии - Крестовоздвиженского храма. Постепенно он приобретает первоначальный вид.
Почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии — Крестовоздвиженского храма. Постепенно он приобретает первоначальный вид. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

«Царским» крест прозвали в народе. Он был сооружён в честь чудесного спасения Цесаревича Николая Александровича (будущего Императора Николая II). 29 апреля 1891 г. во время путешествия по Японии на него было совершено покушение. В 1930-е гг. на месте Царского креста поставили памятник Ленину. Сегодняшний Царский Крест уже третий по счёту. Его установили в 1998 г.

  • Источник-купель в честь святителя Николая. Расположен на южном склоне горы.

Часы работы зимой: с 12:30 до 16:00; летом: с 9:00 до 18:00. Купель работает только в летний период и зимой на Крещение (купель не отапливаемая).

  • Источник-купель на северном склоне в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших» (здесь ежедневно читаются молебны Божией Матери);
  • Елизаветинский источник-купель в Серафимо-Алексеевском скиту
  • Звонница
В звоннице Белогорья 11 колоколов, искусству колокольного звона местных звонарей обучал известный на всю страну мастер Владимир Петровский.
В звоннице Белогорья 11 колоколов, искусству колокольного звона местных звонарей обучал известный на всю страну мастер Владимир Петровский. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

Звонница оборудована 11 колоколами. Её освятили в 2014 г. – к 100-летию посещения Белогорского монастыря Святой Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой и 150-летию со дня её рождения.

Другие храмы Белогорья:

  • Церковь Спиридона Тримифунтского
  • Часовня Николая Чудотворца на источнике
  • Часовня-купель у пруда
  • Часовня «Взыскание погибших» иконы Божией Матери
  • Подворье Белогорского монастыря — храм Рождества Пресвятой Богородицы

Двери храма открыты ежедневно, с 8 до 18 часов.

Адрес: Кунгурский район, дер. Белая Гора, ул. Монастырская, д.1; телефон: +7 (34271) 5-75-35 Канцелярия

Сайт: уралафон.рф

Никольский храм в Кунгуре: тюрьма за колючей проволокой

Нарядный Свято-Никольский (Иоанно-Предтеченский) храм – украшение Кунгура. Трудно вообразить, что в 1990 г. он находился в полной разрухе. Сохранились только стены, даже двери отсутствовали.

Пятиглавый храм в псевдорусском стиле построили в 1894–1917 годах на месте почти полностью разобранной старой Иоанно-Предтеченской церкви. В советские годы жизнь храма была специфична. Недаром краеведы называют Никольскую церковь самой молодой и многострадальной в городе. В 1931 году храм закрыли. Местные власти хотели разрушить недействующий приход, но решили на территории храма устроить женскую тюрьму. Никольская церковь оказалась за высоким забором с рядами колючей проволоки. В 1990 году, когда храм вернули РПЦ, он оказался полностью разоренным. В 1996 году Никольскую церковь посетил патриарх всея Руси Алексий II. Сегодня здание церкви практически восстановлено, идут службы.

Адрес: Кунгур, ул. Гоголя, 5

Верующие пермяки отмечают один из главных праздников православной церкви – Рождество Христово.
Верующие пермяки отмечают один из главных праздников православной церкви – Рождество Христово. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Храмы в канун торжества украшают цветами.
Храмы в канун торжества украшают цветами. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Также внутри обителей расположились ёлки с игрушками.
Также внутри обителей расположились ёлки с игрушками. © АиФ / Дмитрий Овчинников

А у входа в церковь устанавливают Рождественский Вертеп.
А у входа в церковь устанавливают Рождественский Вертеп. © АиФ / Дмитрий Овчинников

По легенде, поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе Вифлеемской звезды, которая привела их к месту Рождения Христа.
По легенде, поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе Вифлеемской звезды, которая привела их к месту Рождения Христа. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Основные мероприятия прошли в ночь на 7 декабря.
Основные мероприятия прошли в ночь на 7 декабря. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Посетить городские храмы пришли тысячи пермяков.
Посетить городские храмы пришли тысячи пермяков. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Так, в центральном храме Перми, Свято-Троицком кафедральном соборе, было не протолкнуться.
Так, в центральном храме Перми, Свято-Троицком кафедральном соборе, было не протолкнуться. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Стоит отметить, что сотрудники правопорядка усилили охрану церквей во время рождественских гуляний.
Стоит отметить, что сотрудники правопорядка усилили охрану церквей во время рождественских гуляний. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Впервые у входа работали арочные металлодетекторы, а на въезде традиционно стояли наряды ДПС.
Впервые у входа работали арочные металлодетекторы, а на въезде традиционно стояли наряды ДПС. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Вплоть до поздней ночи пермские храмы были переполнены.
Вплоть до поздней ночи пермские храмы были переполнены. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Напомним, праздник Рождества символизирует примирение человека с Богом и предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Напомним, праздник Рождества символизирует примирение человека с Богом и предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Празднование Рождества в Перми | Фотогалерея

Верующие пермяки отмечают один из главных праздников православной церкви – Рождество Христово.
Верующие пермяки отмечают один из главных праздников православной церкви – Рождество Христово. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Храмы в канун торжества украшают цветами.
Храмы в канун торжества украшают цветами. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Также внутри обителей расположились ёлки с игрушками.
Также внутри обителей расположились ёлки с игрушками. © АиФ / Дмитрий Овчинников

А у входа в церковь устанавливают Рождественский Вертеп.
А у входа в церковь устанавливают Рождественский Вертеп. © АиФ / Дмитрий Овчинников

По легенде, поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе Вифлеемской звезды, которая привела их к месту Рождения Христа.
По легенде, поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе Вифлеемской звезды, которая привела их к месту Рождения Христа. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Основные мероприятия прошли в ночь на 7 декабря.
Основные мероприятия прошли в ночь на 7 декабря. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Посетить городские храмы пришли тысячи пермяков.
Посетить городские храмы пришли тысячи пермяков. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Так, в центральном храме Перми, Свято-Троицком кафедральном соборе, было не протолкнуться.
Так, в центральном храме Перми, Свято-Троицком кафедральном соборе, было не протолкнуться. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Стоит отметить, что сотрудники правопорядка усилили охрану церквей во время рождественских гуляний.
Стоит отметить, что сотрудники правопорядка усилили охрану церквей во время рождественских гуляний. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Впервые у входа работали арочные металлодетекторы, а на въезде традиционно стояли наряды ДПС.
Впервые у входа работали арочные металлодетекторы, а на въезде традиционно стояли наряды ДПС. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Вплоть до поздней ночи пермские храмы были переполнены.
Вплоть до поздней ночи пермские храмы были переполнены. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Напомним, праздник Рождества символизирует примирение человека с Богом и предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Напомним, праздник Рождества символизирует примирение человека с Богом и предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. © АиФ / Дмитрий Овчинников

Белогорский монастырь Перми (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Белогорский монастырь ПермиБелогорский монастырь Перми AndreyIGOSHEV

Белая гора, расположенная недалеко от Перми, — место, очень популярное среди путешественников. С нее открываются завораживающие панорамы на природные красоты Урала. Но поражают многих не только виды и то, что большую часть года здесь лежит снег (отсюда и название — Белая гора), а царящая атмосфера покоя и умиротворения — на вершине стоит Белогорский монастырь. Сюда часто совершают паломничества верующие и приезжают туристы со всех уголков России. Нередко этот монастырь называют Уральским Афоном.

В районе сегодняшней обители уже в 18 веке существовали поселения монахов-старообрядцев. Но официально история храма начинается с 1891 г., когда на горе был установлен огромный крест в честь спасения цесаревича Николая от покушения во время его пребывания в Японии. Чуть позже началось сооружение Белогорского Свято-Николаевского монастыря. К 1894 г. здесь возвели деревянную церковь, после чего приступили к постройке настоятельского и братского корпусов. Также была открыта сиротская школа, а 3 года спустя из столицы привезли святыни — 5 особо почитаемых икон.

В 1897 г. случился пожар, и храм полностью сгорел. Остался лишь Царский крест, но и он позже был повален сильнейшей бурей. Строительство каменного храма началось лишь в 1902 г. и продолжалось около 15 лет.

С началом Октябрьской революции начались гонения на служителей церкви, Царский крест свергли, а к 1923 г. закрыли и сам храм. Сперва постройку стали использовать для издевательств над раскулаченными и репрессированными, а затем — в качестве дома для инвалидов. В 1980 г. церковь вновь была разрушена пожаром, и реставрация началась только в 1990-х гг. При Горбачеве храм вернули верующим. Сегодня он полностью восстановлен и исправно функционирует.

Что посмотреть

Главная святыня и гордость монастыря — Крестовоздвиженский собор — монументальное сооружение, выполненное в русско-византийском стиле. Он считается крупнейшим собором епархии и вмещает более 5 тыс. человек единовременно. Храм имеет форму креста, вписанного в куб, а основанием традиционно служит русское пятиглавие.

Среди других святынь следует отметить образ первого настоятеля — преподобомученика Варлаама, уникальные иконы дореволюционного периода, мощи святых, относящиеся к первым векам христианства, и Казанскую икону Божией Матери.

В храме регулярно проходят богослужения. Также по монастырю проводятся экскурсии. Для паломников открыта гостиница. А в середине лета в находящемся неподалеку городе Кунгур проходит «Небесная ярмарка Урала» — фестиваль воздухоплавания.

Практическая информация

Адрес: Пермский край, Кунгурский район, с. Калинино. Веб-сайт.

Чтобы добраться до места, сначала нужно сесть на автобус в Перми (отправляется с автовокзала) и доехать до села Калинино. Прибыв в село, на автостанции нужно пересесть на маршрутное такси, следующее до монастыря.

Режим работы: для паломников — ежедневно и круглосуточно.

Одна из самых известных культурно-исторических достопримечательностей Пермского края – Белогорский монастырь. Его часто называют Уральским Афоном. Это место будет интересно не только православным, но и туристам.

Свое название монастырь получил по горе, на которой возник. Белой ее прозвали оттого, что здесь долго не тает снег. Да и зимой, в морозы, она белым-бела от кухты, которой покрываются деревья и постройки.

Белогорский монастырь в Пермском крае

История монастыря

Известно, что еще в XVIII веке в этом районе размещались старообрядческие скиты. Современная «православная» история этого места началась в 1891 году, когда в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе поставили крест высотой более 10 метров. В народе его окрестили «Царским».

Царский крест на Белой горе

Затем родился проект строительства на этой горе большого монастыря. 18 июня 1893 года освятили место будущей стройки. Первый деревянный храм был построен к концу зимы следующего года. Также построили настоятельский и братский корпуса, открыли школу для мальчиков-сирот.

Белогорский монастырь жил небедно. Он владел 580 десятинами земли. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. В 1910-х годах при монастыре появился завод по разведению рыбы.

Белогорский мужской монастырь, Пермская губерния

Однако спустя всего три года после постройки церкви, 16 ноября 1897 года, ее поглотил беспощадный огонь. Деревянные церкви в те времена горели часто.

Позже, 23 апреля 1901 года, случилась новая трагедия. На Белую гору обрушился сильный ураган. Мощный ветер повалил даже Царский крест. Конечно, вскоре его восстановили, и он простоял до смены режима.

Макет храма в честь Иверской иконы Божьей матери

24 июня 1902 года на Белой горе состоялась торжественная церемония закладки нового каменного Крестовоздвиженского собора. Его решили построить в византийском стиле. По проекту он должен был вмещать 8 тысяч паломников. Огромный храм строили долго – на протяжении полутора десятков лет. Кирпичи для строительства делали самостоятельно на принадлежащем монастырю кирпичном заводе. Интересно, что от храма до братского корпуса был построен подземный ход.

Белогорский монастырь. Старое фото

7-9 июля 1917 года состоялось праздничное открытие нового собора. На торжестве присутствовало 30 тысяч паломников из разных уголков.

Однако вскоре власть в стране сменилась. Если царский режим благоволил церкви, как одной из опор власти, помогавшей управлять народом, то с приходом большевиков для церкви наступили темные времена.

Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря. Архивное фото

Богатый монастырь не мог не привлечь внимание большевиков. В августе 1918 года они жестоко замучили, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама из Белогорского монастыря (подробнее об этой печальной истории читайте в статье Владимира Гладышева «Остров Мертвых»). Подобную судьбу разделили с ним и многие рядовые монахи.

В 1923 году монастырь окончательно закрыли. Сначала тут размещали репрессированных и раскулаченных, затем отдали помещения дому инвалидов.

После падения власти коммунистов и с приходом демократов церковь вновь получила свое имущество. В 1990-х годах начались работы по восстановлению монастыря и Крестовоздвиженского собора. В наши дни он вновь радует глаз своей красотой.

Вид с Белой горы

Белогорский монастырь в наши дни

Сейчас Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь притягивает к себе не только паломников, но и многочисленных туристов. Едут сюда как индивидуальные туристы, так и организуются многочисленные коммерческие туры из разных городов Урала.

Крестовоздвиженский собор на Белой горе

Лучше всего сюда ехать в зимние морозы, когда тут самая красота! Все вокруг покрывается впечатляющей изморозью, придавая особенное очарование. Впрочем, и летом тут неплохо. С горы открывается красивый вид на окрестности на десятки километров вокруг.

Посещение Белогорского монастыря можно совместить со знакомством с достопримечательностями Кунгура и Суксуна, также можно посетить Кунгурскую ледяную пещеру, камень Ермак на реке Сылве, водопад Плакун.

План Белогорского монастыря

Видео

Посмотрите небольшой видеоролик, снятый нами во время посещения Белой горы.

Как добраться до Белогорского монастыря?

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от города Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым. Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´ (или 57.392283°, 56.2303°).

Павел Распопов

18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе в память чудесного спасения жизни Цесаревича Николая Александровича, Наследника Российского престола.
В сентябре этого же года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни, а также два колодца «Святой ключ» и «Иордан». Принесены в дар будущему монастырю святые иконы:
«Живоносный источник» — дар жителей города Перми,
Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII века), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы.
В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью.
17 октября, старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам.
В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин.
В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители.
В этот же день отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе.
12 июня 1894 года освящена закладка Иверского (верхнего, летнего) храма. Сооружение храма велось быстрыми темпами. Уже 30 мая 1895 года на Иверский храм были водружены золоченые кресты, пожертвованные кунгурским купцом Ф.Т. Шишигиным. К началу лета 1895 года постройка храма была закончена и 29 июня, при многотысячном стечении народа, епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Красивая галерея окружала Иверский храм со всех сторон — на ней могли разместиться до 1,5 тысяч богомольцев, не попавших в храм из-за многолюдности.
Параллельно с этим, в июле 1894 года начаты работы по расширению Никольского храма, а в ноябре этого же года начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, была открыта школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только грамоте, церковному пению, но и различным ремеслам. На Белой горе получили воспитание 25 сирот. Школа просуществовала до 1917 года.
15 ноября 1894 года отец Стефан Луканин за устройство Белогорского монастыря возводится в сан протоиерея. 1 октября 1896 года состоялось торжественное освящение нижнего храма обители во имя Всех Святых в память помолвки Государя Наследника, Великого Князя Николая Александровича с Высоконареченной Невестой.
20 января 1897 года иеромонах Варлаам назначен настоятелем Белогорского монастыря, а сама обитель утверждена штатным общежительным монастырем.
16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход. В дар новой обители, из Москвы и Санкт-Петербурга, доставлены пять святых икон:
от высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского — Казанский образ Божией Матери,
от высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского — образ преподобного Сергия Радонежского,
от высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Финляндского — образ иконы Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря,
от преосвященного Иоанна, епископа Нарвского — образ святого благоверного князя Александра Невского,
от настоятеля Крондштадского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Сергеева — образ Божией Матери «Скоропослушница»
.
16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. Но строительство не останавливалось. В этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии.
В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен Иверский образ Божией Матери «Вратарница».
В 1899 году в Перми открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста.
23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года.
24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник — торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с пределами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел епископ Пермский и Соликамский Иоанн.
А до этого события, 2 июня 1902 года, в 5 км от Белогорского монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита. 10 сентября рясофорный послушник Георгий Кузнецов (впоследствии настоятель скита игумен Серафим) поставил на освященном месте небольшой деревянный крест, как залог будущей обители. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи великого Саровского подвижника. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермский и Соликамский Никанором и в этот же день Епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха.
30 июня 1905 года совершена закладка второго скитского пещерного храма в честь Антония, Феодосия и всех Печерских чудотворцев. К сентябрю вырытый в склоне горы у речки Бырмы храм был освящен.
В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, священномучеников Харлампия и Григория Армейского, архидиакона Стефана, святого Модеста, патриарха иерусалимского, великомучеников: Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона, Димитрия Солунского, Евстратия, Мины, Артемия, бессребреников Косьмы и Домиана, преподобномучеников: Ефимия, Игнатия и Акакия, новых афонских чудотворцев и части Святого Животворящего Креста Господня, дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами.
8 мая 1910 года игумен Белогорского монастыря Варлаам возведен епископом Палладием в сан архимандрита.
8 декабря 1910 года Император Николай II принял архимандрита Варлаама и скитского игумена Серафима в Царскосельском Александровском дворце. Во время аудиенции Императору были переданы: икона святителя Николая, книга об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители.
В 1912 году Белогорский монастырь начал издавать журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности.
7-9 июня 1917 года был освящен, крупнейший на Урале, соборный Крестовоздвиженский храм, возведенный в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности, тогда благополучно царствующего Императора Николая II. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек. Сооружение храма продолжалось 15 лет, строительством руководил инженер Е.И. Артемов. Главным поставщиком строительных материалов был монастырский кирпичный завод, имевший три печи. Белогорский собор, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве: он стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму — 3.000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением, пол вымостили метлахской плиткой, на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.
Известно о больших пожертвованиях на сооружение храма со стороны конкретных лиц, но эти вклады позволили возместить не все затраты. Как приобретались другие средства? Согласно отчета монастыря за 1909 год общая численность братии составила 401 человек. Белогорские насельники наладили значительное сельскохозяйственное производство — хлебопашество и скотоводство. Монастырь владел 580 десятинами земли, в хозяйстве монастыря было 40 коров. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство (монастырь владел 9 прудами). В это трудное для России время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на благое дело. 19 марта 1916 года обитель пожертвовала 500 рублей золотыми монетами на нужды Российской армии. Успех обители достигался строгим аскетическим укладом, отказом себе в самом необходимом, кропотливым изнурительным трудом иноков — будь то сельская нива или ремесленная мастерская. Посетивший Белую Гору в 1914 году епископ Пермский и Соликамский Андроник записал в книге почетных посетителей: «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета».
С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. Именно тогда владыке Андронику сообщили о разгроме здания, принадлежавшего Соликамскому мужскому монастырю. Белогорским насельникам стало известно об убийстве митрополита Владимирского, насильственной смерти других священнослужителей, о разорении, осквернении монастырей и храмов. Оказались жертвы и среди пермского духовенства. Служителей Церкви подвергали пыткам и жестоким издевательствам. В июне 1918 года был арестован архиепископ Андроник.
А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Пригласив, якобы на собрание, в село Юго-Осокино (ныне село Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама.
«Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в город Осу и, зверски замученный большевиками, брошен в реку Каму.» Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет.
После трагической гибели отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри.
С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года.
24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом город Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков.
4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы, в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол, осквернили и увезли ковчег с мощами, иконописную мастерскую превратили в театр, разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек.
Епископ Пермский и Кунгурский Борис назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа. 19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться.
Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм.
В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов (Индом). На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб.
В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы — дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства.
Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.
Можно считать, что возрождение Белогорья началось в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. С этого времени происходит бурный рост православных приходов. В Пермской епархии в 1985 году насчитывался всего 41 приход, а к 2002 — более 200. Только в 1989-1991 годах открыто 53 новых прихода и 2 монастыря, в том числе и Белогорский.
24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви.
29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь.
18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви.
26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение.
15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок, до своей кончины, отец Варлаам с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители.
В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д.
В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения.
Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК, под председательством Кацко Г.Л., был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же году началось строительство автодороги до Белой горы.
На многотрудный пост наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 года) также многое было сделано. В 1995 году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора.
В мае 1996 года монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
В сентябре 1996 года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря».
С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из города Перми на Белую гору.
2 июля 1998 года на Белой горе состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти установлен 25 августа (12 августа ст.ст.).
27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин (10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей.
Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект «Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора — стена, облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей, независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел.
В сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович — губернатор Пермской области, а председателем правления и президентом Фонда — Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» (1998–2000 гг.).
22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и духовно-культурную общественную значимость».
На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии.
С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. — игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в марте 2003 г. — игумен Антоний (Виталий Щукин). В настоящее время обязанности наместника монастыря исполняет иеромонах Дорофей (Гильмияров).
Было закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины), восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус № 2 и др.
По инициативе Фонда «Белая гора» была разработана Программа восстановления Белогорского монастыря на 2002–2004 годы и утверждена епископом Пермским и Соликамским Иринархом в ноябре 2002 года.
31 мая 2003 года, по инициативе члена Попечительского совета Фонда «Белая гора» Добросоцкого Виктора Ивановича, в Москве учреждено Некоммерческое партнерство «Уральский Афон»
К концу 2012 года закончены штукатурные работы в Крестовоздвиженском храме, закончена побелка фасада, проведены работы по укреплению центрального купола собора, многочисленных окон и рам. В течении 2012 года были заменены полы в верхнем храме собора, проведен освежающий ремонт нижнего храма. Кроме того, отремонтированы кровля и система вентиляции трапезной, работы велись внутри первого братского корпуса, который расположен рядом с храмом.
Идут работы по ремонту кровли храма; работы со стороны западного крыльца, где по проекту будет располагаться церковная лавка. Продолжается работа в скиту, почти завершены работы по строительству дома скитоначальника. Начато строительство гостиницы для паломников на территории деревни Белая Гора. Площадь гостиницы – 200 квадратных метров. Приводятся в порядок хозяйственные постройки на территории монастыря; отремонтирована крыша гаража, проведена новая система отопления.
В 2013 году началось возрождение сада рядом с купелью на северном склоне горы (до революции именно там располагался монастырский сад).
В 2011 году создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон», начала издаваться ежемесячная газета «Голос долга».