Береги честь смолоду капитанская

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для Петра Гринева и его семьи не было ничего важнее и священнее, чем честь и достоинство. Отец Пети, дворянин, офицер в отставке, сделал много полезного для Отечества, и он ни разу не запятнал своего честного имени.

Своего сына он учил тому же. Перед отъездом Пети на службу отец сказал ему: «Береги честь смолоду». Петя, воспитанный отцом как человек честный, серьезный и ответственный, ни разу не нарушил данного обета.

Из любой ситуации Петя выходил с достоинством, не прибегал к подлости, предательству для достижения своей цели. Юноша держал данное им слово, отвечал за свои поступки и был благородным человеком.

Его противник, Алексей Швабрин, тоже был дворянином, офицером. Однако Швабрин не имел моральных принципов. Он был готов на что угодно ‒ обман, предательство, подлость, шантаж, лишь бы польза была на его стороне. Он часто пользовался ложью, подлостью, клеветничал. При первой же удобной возможности он отступил от присяги и перешел на сторону Пугачева, потому что боялся, что тот убьет его. Петя остался верен присяге и Родине.

Для Швабрина понятие честь ‒ это пустой звук. Он не заботится ни о честном имени, ни о своем достоинстве. Петр делает все, чтобы быть человеком достойным, благородным.

Пушкин «Капитанская дочка». Как происходило взросление Гринева: от недоросля к человеку достойному и честному? Вспоминаются ли пи этом «благие слова»

Важную часть,в формировании личности Гринёва сыграла Белогорская крепость.
Именно там,он впервые влюбился,он узнал,что не стоит судить о людях с первого раза(пример со Швабриным).
Многие встречи и события повлияли на формирование характера(Швабрин,пугаачёвщина).
Он узнал о долге чести(пошёл бы на казнь,но не подчинился Пугачёву),осознал,что такое быть мужчиной .

Другие вопросы из категории

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Всё время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

О, если бы я только мо

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Я вывел бы ее закон,

И повторял ее имен

1.Подумайте, как происходило взросление героя:от недоросля к человеку достойному и честному.Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

преданиями. песнями, рассказывающими о Пугачеве и пугачевском восстании,
с документами об этих событиях. Теперь вы прочитали фрагменты поэмы
С.Есенина «Пугачев». Каким предстает предводитель восстания в этом
произведении? В чем различие и в чем сходство между героем Есенина и
Пугачевым в текстах преданий и в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

ПО ПЛАНУ:
1. Я ПРОЧИТАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЕ А.С. Пушкина » Капитанская дочка». Главными героями этого произведения являются.
2. АНАЛИЗ ГЕРОЯ
Ι. ПОРТРЕТ ГЕРОЯ (внешность,одежда,привычки,интерес,что он(она) любит)
ΙΙ.ПОСТУПКИ ГЕРОЯ И ЕГО ХАРАКТЕР
ΙΙΙ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ГЕРОЯМИ
3. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ И ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ АВТОРА

1.Простота народа и его роли в развитии общества
2.Чести и долга
3.Роли народа в дворянства в становлении истории страны?

2)Что из себя представляет исповедь Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова?
1.Покаяние героя в действиях и поступках
2.Призыв отказаться от бесплодной борьбы
3.защиту и права на волю и счастье

3) О чем рассказ Л.Н. Толстого «После бала»
1.О жизни и судьбе полковника
2.О любви Ивана Васильевича к Вареньке, его отношениях с семьей героини
3.О личной ответственности человека за жизнь общества, фальши, пустоте и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия

4) В центре внимания автора в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского находится:
1.Реальный человек Василий Теркин, побывавший на полях сражений в годы Великой Отечественной войны
2.Народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах
3.События времен Великой Отечественной войны

5)Каково целевое назначение калмыцкой сказки, рассказанной Е.Пугачевым П.Гриневу в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка?
1.Иносказательная дополнительная характеристика образов Е.Пугачева и П.Гринева
2.Отражение жизненной позиции Е. Пугачева: лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем существовать в неволе
3.Дополнительная характеристика Е.Пугачева как хорошего знатока народных легенд и преданий

6)Какой пословицей характеризовал свою дружбу с Лугановичами рассказчик («О любви» А.П, Чехова)?
1.Не было у бабы хлопот, так купила порося
2.И от доброй собаки блох наберешься
3.Друзья познаются в беде

7) В каком рассказе центральной темой является тема любви?
1.»Кавказ» И.А. Бунина
2.»История болезни» М.М. Зощенко
3.»Возращение» А.П. Платонова

1.Укажите название города, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачевскими войсками.
2.Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3.Укажите фамилию героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева.
4.Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Поразмышляем над прочитанным романом «Капитанская дочка»

Глава I. Сержант гвардии

1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Сявельича случай с Зуриным?

Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельпчем, каков характер Савельича?

Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.

Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Бслогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях Иване Кузмнче, его жене, Швабриие, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

Глава VI. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?

2. Какие приготовления начались а крепости после получения письма от генерала?

Глава VII. Приступ

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

2. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ попалил на площадь; нас погнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

Глава VIII. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринев называет «новобраннымн изменниками» и почему?

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

Глава IX. Разлука

1. Швабрин на службе у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте п прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкунагельном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чем писала Марья Ивановна?

Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринев в пугачевском станс и как вели себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; воли мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачева об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

Глава XII. Сирота

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

Глава XIII. Арест

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите спое мнение цитатами из текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим. Гриневу, Пугачеву. Маше Мироновой?

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

(сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Предварительный просмотр:

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

(сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Пускай послужит он в армии, да

потянет лямку, да понюхает

пороху, да будет солдат,

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года.

Первая глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком. Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером. Гринев честно признается, что получил посредственное образование — под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Француз Бопре тоже ничему не научил Петрушу. Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию, в отдаленный горизонт.

Встреча с неприятными людьми может оставить чувство стыда или раскаяния. Точно такое чувство осталось у Петруши после встречи с Зуриным. Пётр не знал меры, а ротмистр, в свою очередь, видя перед собой молодого, ещё неопытного юнца, не помог советом, не остановил вовремя, а просто-напросто воспользовался беззащитностью молодости. Эта встреча явилась своеобразным уроком для Петра. Именно в этот момент Гринёв сделал крохотный, но в то же время огромный шажок в долгой и трудной науке — раскрывать для себя людей. Эта встреча помогла Гринёву открыть нечто новое в себе и в окружающих.

Герой прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.

В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.

Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, «поливает ее грязью». Но Гринев видит, что Маша — скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.

Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это. Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, — крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.

Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

Пугачев, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши. Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург. Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит «сироту» вместе с Петром «на все четыре стороны».

Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.

Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями. Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Читая роман, я не только восхищался Петром Греневым, но и мечтал ему подражать.

Капитанская дочка

Береги честь смолоду.

Поразмышляем над прочитанным.

Глава I. Сержант гвардии

1.Глава называется «Сержант гвардии»; О ком рисскааывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Савельича случай с Зуриным?

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича?
Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого: его таинственый разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.

1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношении между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях — Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

Глава VI. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогopской крепости?

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

2. Как вели ceбя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас нагнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?
Глава VIII. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринев называет «новобранными наместниками» и почему?

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

1. Швабрин на служба у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чем писала Марья Ивановна?

Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринев в пугачевском стане и как велн себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; волн мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из тексту произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Вспоминаются ли при этом благие потрясения

Шичёва Оксана Борисовна, учитель информатики

Образовательное учреждение:
МОУ СОШ №30
Используемые медиаресурсы:
MS Power Point
Тема:
«Благие потрясения» в жизни главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
I. Актуальность исследования

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, писателя, видит в нём современника. Пушкина изучают, боготворят, о нём спорят. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина.

В начале 30-ых годов XIX века Пушкин начинает изучать архивные документы об исторических событиях конца XVIII века. Особый интерес возникает к крестьянским восстаниям в бескрайних оренбургских степях под предводительством Емельяна Пугачёва. Изучив документы, изъездив те места, где бушевало восстание, Пушкин создаёт повесть «Капитанская дочка».

Труд этот был огромен, так как он воспроизвёл давно ушедшую жизнь, характеры людей, увлекательный сюжет. Поэтому «Капитанская дочка» является не только историческим произведением и откликом на современную писателю действительность, но и духовным завещанием для нас, современников, и для наших потомков.
II. Определение предмета исследования

Для автора был мучительным поиск главного героя. Почему?

Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героев которого является офицер, перешедший на сторону Пугачёва. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», — говорит устами главного героя автор повести. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринёв.

Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдём путь испытаний, ошибок, побед, путём познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
III. Выявление и определение проблемы исследовательской деятельности

  • Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет?
  • Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?
  • Когда начинается второй этап формирования характера Гринёва?
  • Почему А.С.Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в «богоспасаемую крепость»?
  • Каким человеком мог стать Гринёв, если бы любовь завершилась счастливой женитьбой?

IV. Выдвижение гипотезы

  • Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в детские и отроческие годы: взгляды отца; мягкость матери; честность Савельича; доброта мосье Бопре.
  • Многое и главное запало в душу юного Петра Гринёва из взглядов отца.
  • Второй этап формирования характера Гринёва начинается с момента отъезда из родного дома.
  • В Белогорской крепости продолжается воспитание жизнью.
  • Счастливая женитьба явила бы читателям ещё один вариант капитана Миронова.

V. Проверка гипотезы
На данном этапе работа строилась следующим образом: необходимо было проследить по тексту художественного произведения путь духовного становления Петра Гринёва.

Первая глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме.

В отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.

Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, — это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым». Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.

Итак, Гринёв в Белогорской крепости (глава III). Вместо грозных, непреступных бастионов – деревушка, окружённая бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого начальника – комендант, вышедший на учение » в колпаке и китайчатом халате». Жизнь в крепости открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Беседы с этими людьми, занятия литературой, любовные переживания – всё это доставляло Гринёву истинное удовольствие. Таким предстаёт перед читателями главный герой накануне грозных исторических событий.

Нравственный потенциал героя раскрывается во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, между жизнью и смертью (главы VII – VIII).

Но главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринёв должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться генералу, остаться в осаждённом городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши. И Гринёв-человек победил Гринёва-солдата, присягнувшего императрице. Он решил уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачёва.

Честь Гринёв понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Из всех испытаний Гринёв вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.
VI. Интерпретация
Пушкин поставил в повести один из самых сложных вопросов – вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. История — неподвластная людям, враждебная им сила — втянула в свой водоворот героев повести, подвергла их суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести. Пушкин показал два лика истории: светлый и тёмный. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение».
VII. Подготовка к презентации исследовательского материала
Написание отчета
Отчет написан в среде приложения MS Word по результатам исследовательских работ учащихся в рамках школьной научной конференции, состоявшейся в марте 2006 года.
Презентация
Иллюстративный материал представлен в презентации, выполненной в среде приложения MS Power Point. Для оформления презентации использованы иллюстрации художника С. Герасимова из книги А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (Москва, «Детская литература», 1977 год) и рисунки из CD-диска «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий».
Литература и другие информационные ресурсы:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Москва, «Детская литература», 1977 г
  2. Русская литература XIX-XX веков. В 2-х томах. Том 1. Издательство Московского университета, 2001 г.
  3. В. Касатонов «Хождение по водам», журнал » Наш современник», 1994 г. №1
  4. CD-диск «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий»

скачать

Пословица: Береги платье снову, а честь смолоду.

Интерпретация смысла, значение:

Эта пословица употребляется в современной речи, чтобы подчеркнуть, что все действия, совершенные человеком, образуют его репутацию в обществе. Она учит с ранних лет следить за своим поведением, не совершать недостойных и бесчестных поступков. Образно честь сопоставляется с платьем, за которым следует ухаживать, тогда оно прослужит как можно дольше. Хранить старое платье, которое покрылось пятнами, уже не имеет смысла. Его необходимо сберечь новым, чтобы оно надолго сохранило привлекательный вид. С честью и репутацией происходит то же самое.

В настоящее время обычно употребляется только вторая часть пословицы «Береги честь смолоду», так как, к сожалению, границы морали и определение «должного» размываются. Часто ее слышат люди, которые опозорили себя, совершили какой-то бесчестный поступок, поэтому каждому человеку следует обращать внимание на собственные действия и помыслы, тщательно следить за поведением на протяжении всей жизни.

«Береги платье снову, а честь смолоду» — так сказал…

Старший Гринев (отец Петруши Гринева) в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отправляя сына служить Отечеству. Так прозвучал его отцовский завет:

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Таким образом, Пушкин — автор самого произведения, но высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» было придумано народом, задолго до него. Авторы художественных произведений часто включают в них пословицы, чтобы придать образности и мудрости репликам героев.

Выражение «Береги платье снову, а честь смолоду» представляет огромную важность для всего подрастающего поколения, вступающего во взрослую жизнь. Оно является своего рода наставлением. Именно молодежь, начиная жить самостоятельно, не умеет себя вести в разнообразных ситуациях и, как следствие, совершает множество ошибок. Зачастую поступки могут запятнать репутацию. Поэтому данное выражение является поучительным советом для каждого молодого человека.

Все люди вне зависимости от возраста должны сохранить в себе нравственный облик, совесть и честь. Ведь именно эти качества в совокупности создают личность, которая испытывает гордость за себя и пользуется уважением в обществе. К чести и достоинству необходимо относиться внимательнее и с большей ответственностью, чем к материальным благам, потому что доброе имя, очерненное единожды в юном возрасте, вернуть практически невозможно.

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Честь и бесчестие (Капитанская дочка)

Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа «Капитанская дочка». Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом, если с молодости сохранить безукоризненную честь, то в будущем вас будут уважать и ценить, да и самому человеку будет очень тепло на душе.

В романе «Капитанская дочка» очень ярко выражены примеры чести и бесчестия. мы можем увидеть эти примеры в главных героях романа:в Швабрине и в Петре Гринёве.

Швабрин-самый яркий пример бесчестия. Как он предал свою Родину, предал своих родных и друзей. Он предал свою любовь-Машу. Он же так ухаживал за ней, клялся в любви,предлагал выйти замуж, а что потом? Потом спокойно смотрел на то, как убивают её родителей, убивают его приятелей, его друзей. Он сам рассказывал мятежникам, кто предатель, кто глава Белогорской крепости. как он легко перешёл на сторону предателей Родины, как нагло ходил потом и плевал на своих друзей, для него главное было-спасти своё шкуру,свою жизнь. Он обычный трус. А разве не так? только трусом можно назвать такого человека, иначе никак. Заставлял насильно, с угрозами, с шантажом выйти замуж за него Марию Миронову. Его не волновало то, что её родителей у всех на глазах убили, что она осталась сиротой, его это никак не волновало.

А Пётр Гринёв был полной противоположностью Швабрину, он мог воспользоваться милостью Пугачёва, предать Родину, но он остался верен ей. Потому что чувствовал свой долг перед Отчизной. Он понимал, что предательство и трусость-самые худшие качества человека.

Гринёв мог быть любимцем Пугачёва, пользоваться его щедростью, пользоваться его милостью, жить хорошо. но его совесть, его дух не дали склониться перед ним. Какие бы не были обстоятельства, он отстоял свою честь, защитил свою любовь-Марию.

Не смотря на все трудности, все невзгоды своей судьбы и мятежа, мы с гордостью читали этот роман и восхищались Петром Гринёвым. Он сберёг свою честь, он защитил Родину и остался со своей Марией.
В романе Пушкина очень много мудрости, много смысла того, что нужно хранить и беречь то, что дано с детства. А именно в этом романе- честь.

Также примером чести может стать семья Мироновых. Не смотря на то, что крепость взята, комендант и его жена не предали Родину, не предали своих близких и погибли героической смертью. Читая строки о их смерти, невольно вздрагиваешь от гордости за них.

Сочинение Честь и бесчестие в произведении Капитанская дочка Пушкина

Одной из главных А.С. Пушкина «Капитанская дочка»является тема чести и бесчестия. Она раскрывается противопоставлением двух героев — Петра Андреевича Гринёва и Алексея Ивановича Швабрина. Они молоды, хороши собой, оба приехавшие в Белогорскую крепость. С первого взгляда можно подумать, что молодые люди похожи. Но Гринёв попал в этот медвежий угол по воле отца, решившего показать сыну настоящую жизнь. А Швабрин отправился в глухом местечке, чтобы забылась громкая история с дуэлью. В начале повести о каждом из них, можно подумать, что он «человек чести». Но дальнейшие испытания расставляют всё на свои места.

На героев выпало множество различных бед. Например, захват Белогорской крепости Пугачевым. И по поступкам в эту трудную минуту, начинаешь судить о человеке. Гринёв готов разделить судьбу со всеми, пусть даже если его ждёт смерть. Он отказывается преклонить колено перед самозванцем. А Швабрин спасает лишь свою жизнь.

Даже в любви они ведут себя совершенно по-разному. Гринёв любит Машу искренне, восхищаясь ей, даже посвящает ей произведения. Швабрин, наоборот, относится к девушке с пренебрежением, рассказывая ложь о ней и её родных. Пытая и мучая любимую девушку, он показывает себя ничтожным человеком.

Большее уважение конечно вызывает Пётр Андреевич, так как он показывает себя достойным и справедливым человеком. Защита любимой, послушание отцу — действия, показывающие его лучшие стороны. Его качества помогают во всех случаях. Даже на суде он может спокойно смотреть всем глаза, не борясь со своей совестью. Швабрин же так и продолжает выкручиваться, лгать и выставлять себя праведником.

После анализа героев и их действий можно точно сказать, что слово «честь» относится к Петру Алексеевичу. А Алексей Иванович — обычный лгун и бесчестие у него заложено в крови.

И поэтому эпиграф «Береги честь смолоду» показывает, что поступив бесчестно один раз, уже никогда не сможешь назвать себя «человеком чести».

Другие:

По литературе

Честь и бесчестие (Капитанская дочка)

Честь и бесчестие (Капитанская дочка)
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему 1 сентября День знаний

    Вот и наступила осень! Я подумал о том, что только вчера было лето, каникулы, походы на речку. Но осень это не только желтые и красные кленовые листья и увядание природы, это 1 сентября.

  • Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

    Великий русский художник В.И.Суриков написал свою знаменитую картину «Боярыня Морозова» в 1887 году, во времена церковного раскола XVII века. Сам художник родился в Сибири, где жили много старообрядцев. Персонаж своей картины Суриков В.И. взял из

  • Сочинение Мой любимый праздник 23 февлаля

    23 февраля отмечается День защитника Отечества. Ввели его около ста лет назад. Исторических названий у этого праздника было много: День Советской Армии, День рождения Красной армии,

  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир сочинение

    Самый значимый образ в романе — это, конечно же, Наша Ростова. Читая произведение, мы словно проживаем жизнь вместе с Наташей, прослеживая ее превращение из озорного подростка в сильную и волевую женщину. Толстой не одарил Наташу красотой,

  • Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании сочинение

    Каким представлен Санкт-Петербург в романе Ф.М. Достоевсккого «Преступление и наказание»?Перед прочтением романа я слышал, что в этом произведении Достоевский, так сказать, шикарно описал образ Петербурга. Я уже думал, что сейчас моим глазам

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык

    У каждого мальчика есть своя компания, и я не исключение, но именно это сочинение я хочу посвятить своему лучшему другу Жоре.Знакомы мы еще с самого детства, наши мамы гуляли вместе с нами в парке.

Сочинение написано согласно требованиям, предъявляемым к декабрьскому (президентскому) сочинению. Содержит вступление, анализ поступков главных героев в контексте обозначенной темы, выводы.

Честь является важнейшей нравственной ценностью и главным мерилом поступков человека. Честь – это верность данному слову, собственной совести, своему долгу, соблюдение высочайших моральных принципов. Понятие чести тесно связано с такими человеческими качествами, как достоинство, порядочность, благородство, преданность. Все эти качества закладываются в детстве и юношеском возрасте. Сберечь и пронести свою честь через все жизненные невзгоды очень непросто, зато, однажды запятнав свое доброе имя, смыть позорное клеймо «человека без чести и совести» практически невозможно.

Проблема чести и бесчестия во все века волновала умы поэтов и писателей, философов и богословов. Данная тема является ключевой в исторической повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Центральные персонажи – Петр Гринев и Алексей Швабрин – молодые офицеры, дворяне, люди одного поколения и уровня образования. Однако в жизни они оказались полными антиподами. Через призму отношения к долгу и чести раскрываются характеры и нравственные принципы героев.

Петр Андреевич Гринев

Петр Андреевич Гринев – образец мужской и офицерской чести. До 16 лет Петруша, по его признанию, жил беззаботно, проводя время за игрой в чехарду да разгоном голубей. Но на 17-ом году отец посылает его на воинскую службу, не в столичный Петербург, а в армию, «понюхать пороху да потянуть лямку». На прощание отставной офицер напутствует сына фразой: «Береги платье снову, а честь смолоду». Впервые Гринев поступил по зову чести, возвратив карточный долг, хотя мог бы избежать расчета. Позднее, оказавшись в Белогорской крепости, Петр не забыл отцовский наказ.

Гринев отказывается присягать на верность бунтовщику Пугачеву, говоря, что не может сделать того, что противоречит его чести и христианской совести. Более того, он даже не может обещать Пугачеву не воевать против него. Искренность молодого офицера, его преданность офицерскому долгу способность на настоящие поступки поражают Пугачева, и он отпускает Гринева. Следует отметить, что в данной ситуации Пугачев тоже показал себя как человек чести.

Маша Миронова

Честность и благородство проявил Гринев и по отношению к своей возлюбленной – Маше Мироновой. За честь девушки он готов драться на дуэли с Швабриным. В дальнейшем Гринев, рискуя жизнью, едет в захваченную бунтовщиками Белогорскую крепость и не без помощи Пугачева спасает Машу от пленения Швабрина.

Абсолютную противоположность Гриневу являет собой Швабрин. Мы видим, что понятия чести для него не существует. Он позволяет себе оскорбления в адрес девушки лишь потому, что та отвергла его предложение руки и сердца. Став комендантом крепости вместо казненного отца Маши, Швабрин делает девушку своей пленницей, насильно принуждает ее к браку. Но главное преступление Швабрина – это переход на сторону Пугачева, нарушение офицерской присяги.

В каждом поступке Швабрина сквозит хитрость, корысть, малодушие. Уже после подавления бунта он оговаривает Гринева, обвиняя его в измене и выставляя шпионом Пугачева. Однако в конце повести каждый герой получает по заслугам: Швабрина, вероятно, ожидает горькая участь бунтовщика, а Гринев обретает свое человеческое счастье с Машей.

Мне думается, что нравственный завет, вынесенный в заглавие сочинения, актуален и для нас, молодого поколения, которое только вступает во взрослую самостоятельную жизнь. От того, какой нравственный выбор делает каждый из нас ежедневно, зависит то, как будут судить о нас потомки как о людях чести или бесчестных подлецах.