Библейский онан

У всего на свете есть цель. У полового влечения их даже две: порождать детей и создавать семью, укрепляя отношения между мужем и женой. Обе эти цели предусматривают реализацию полового влечения в супружестве. Поэтому удовлетворение полового желания (в особенности мужского) вне брака порицается еврейской традицией, и даже более чем порицается.

В Талмуде (Нида, 13а) р. Йоханан утверждает, что за истечение семени напрасно человеку полагается смерть от руки Небес, как сказано об Онане. Здесь нужно заметить, что, судя по тексту, Онан практиковал не мастурбацию, а прерванный половой акт: «Но знал Онан, что семя будет не ему; и бывало, когда входил к жене брата своего, ронял на землю, чтобы не дать потомства брату своему» (Берешит, 38:9). По мнению р. Ицхака и р. Ами, онанирующий подобен проливающему кровь, как сказано в Йешаяу, 57:5: «Разгорячающиеся под теребинтами, под каждым деревом зеленеющим, закалывающие детей в долинах, в расселинах скал». По словам р. Аси, он как будто служит идолам, а по мнению р. Элиэзера — как будто приводит в мир Потоп.

Отсюда р. Шмуэль Вознер, знаменитый алахический авторитет последних десятилетий, в респонсе «Шевет а‑леви» (4:160) делает вывод: «Мужское самоудовлетворение с истечением семени приравнено к разврату, кровопролитию и идолопоклонству, задерживает приход Машиаха и препятствует соединению с Всевышним». Однако р. Элиэзер Вальденберг (Циц Элиэзер, 9:51; Медицина и семья, 1:8), утверждает, что истечение семени впустую не является развратом (гилуй арайот) и кровопролитием (это мнение он приводит от имени «Пней Йеошуа»), но самостоятельным запретом. Поэтому по медицинским показаниям и по рекомендации врача оно — по мнению р. Вальденберга — разрешено, если нет другого выхода.

В «Шульхан арух» (Эвен а‑эзер, 23:1) написано: «Запрещено источать семя впустую, и этот запрет важнее всех запретов Торы». Но это мнение оспорил р. Моше Файнштейн (Игрот Моше, Орах хаим, 4:116): «Сказанное в «Шульхан арух” с опорой на «Зоар”: «этот запрет важнее всех запретов Торы” не совсем верно, и так же считает р. Гальберштам из Цанза (Диврей яцив, Эвен а‑эзер, 32:2), ведь из слов комментария «Хелькат мехокек” мы видим, что он легче запрета, караемого «отсечением души”. А из этого следует, что он относится к тем заповедям, которые искупаются раскаянием и постом в Йом Кипур, как сказано в Талмуде и у Рамбама. И вряд ли можно сказать, что этот грех карается смертью от руки Небес, ведь Рамбам не упомянул его в перечне таких грехов в Законах о Сангедрине, 19:2‑3 и в Законах о запретных совокуплениях, 21:18, и также «Арбаа турим” и «Шульхан арух” не упомянули смерть от руки Небес. А то, что Б‑г погубил Эра и Онана, было однократным действием и не может быть основанием для общего запрета, и по закону Торы они не были виновны в каком‑либо нарушении. Хотя, разумеется, онанизм — это большой грех». Он же в другом месте (Игрот Моше, Эвен а‑эзер, 1:56) пишет: «Данное нарушение не относится к запретам типа «умри, но не нарушь” и закон не следует мнению р. Тарфона в Нида, 13б». На какой же стих Торы опирается наш запрет? Р. Моше Файнштейн (Игрот Моше, Эвен а‑эзер, 3:14) видит его источник в стихе Торы: «И берегись всего дурного» (Дварим, 23:10, на основании толкования р. Пинхаса бен Яира в Ктубот, 46). А на вопрос, почему же он не упомянут Рамбамом в его «Книге заповедей» в списке запретов, р. Моше отвечает: потому что он входит в общий запрет «и берегись всего дурного», а Рамбам не упомянул многих частных запретов Торы, вытекающих из общих.

В спальне. Фрагмент миниатюры. Италия. XIV век. Еврейская национальная и университетская библиотека, Иерусалим

В спальне. Фрагмент миниатюры. Италия. XIV век. Еврейская национальная и университетская библиотека, Иерусалим

Заметим, что у этого запрета есть и ограничения. «Тосфот» в Сангедрин, 59б также говорят, что истечение семени зря — это запрет Торы. Но они связывают его с заповедью плодиться и размножаться, ведь оно мешает выполнению этой заповеди: «Тот, Кто заповедал плодиться и размножаться, заповедал и запрет уничтожать семя». И р. Ицхак Герцог (Гейхаль Ицхак, Эвен а‑эзер, 2:16) говорит: «Отсюда следует на первый взгляд, что для того, кто уже выполнил заповедь Торы «плодитесь и размножайтесь”, истечение спермы впустую — уже запрет не Торы, но мудрецов». А упоминавшийся выше р. Файнштейн (Игрот Моше, Эвен а‑эзер, 1:63) утверждает, что запрещено только напрасное излияние спермы, а для какой‑либо надобности (например, для выполнения заповеди супружеского долга) разрешено, даже если при этом наверняка не будет оплодотворения (к примеру, если женщина применяет противозачаточные средства, беременна или бесплодна), и так пишет Ритва в комментариях к трактату «Ктубот». Ведь если бы не было этих рассуждений, то заповедь исполнения супружеского долга не могла бы отодвинуть запрет излияния семени впустую, она не имеет такой силы! Поэтому р. Меир разрешает в случае совокупления с кормящей матерью — если есть опасность того, что она забеременеет и молоко пропадет, — «толочь внутри и сеять снаружи» (Тосефта Нида, 2:4), хотя он мог бы посоветовать матери нанять кормилицу. А ведь «толочь внутри и сеять снаружи» — это и есть то, что делал библейский Онан! Мы видим, что алаха не считает истечение семени впустую абсолютным запретом. Но в еврейской традиции всегда существовало сильное стремление к аскетизму, хотя и не ставшее мейнстримом. Достаточно сказать, что в Талмуде йецер, то есть дурное начало, по умолчанию — это сексуальное желание, а авера, то есть преступление, по умолчанию — запретный секс. В свете этого понятно категорическое неприятие самоудовлетворения в каббале.

«Зоар», следуя аскетическим побуждениям, о которых мы говорили выше, постановляет (1:62а): от «греха против завета» (так это называется) не помогает раскаяние. Очень странное утверждение, если вспомнить, что говорят мудрецы о преодолевающей всё силе раскаяния, но об этом мы ещё поговорим. Р. Цадок а‑Коен из Люблина (Цидкат а‑цадик, Сота, 4б) говорит: «Согрешивший против завета не избежит ада». А в книге «Махшавот харуц» он утверждает: «Знай, что все несчастья, которые случаются с человеком в этом мире, происходят из‑за «греха против завета”!»

Каково же искупление этого греха и как от него уберечься? Существует множество книг и трактатов, посвященных еврейским аскетическим практикам, необходимым для предотвращения онанизма. Приведем некоторые из них:

В «Зоар» сказано, что царь Давид был наказан за то, что «недостаточно хранил завет», — и ни заслуга изучения Торы, ни заслуга добрых дел не помогли ему. А в нашем поколении никто не свободен от этого греха в юности. Поэтому стоит человеку принять на себя истязание плоти и изгнание. Впрочем, Реш Лакиш в Талмуде говорил, что грех снимается следующими пятью действиями: а) постом, б) молитвой, в) постоянным посещением синагоги, г) изучением Торы, д) благотворительностью. Если сочетать некоторые из этих действий, грех будет снят и суровый приговор разорван.

(Решит хохма , О раскаянии, 3)

Один из способов искупления этого греха — соблюдение субботы, праздников и заповеди тфилин, поскольку все они названы «знамениями» (от), как и обрезание, в месте которого происходит грех.

(Решит хохма, О святости, 17)

…Нужно искренне, всем сердцем покаяться. Еще нужно произносить благословение «Воструби в большой шофар» с истинным намерением, как сказано в сидуре Аризаля, а также особую просьбу, приведенную там. Но главное раскаяние — это Тора, молитва и благотворительность, по мере возможности. В особенности полезно изучение алахи, так как посредством подробного выяснения деталей законов мы собираем разбросанные искры святости из «скорлуп нечистоты».

(Огев Исраэль , глава «Вайехи»)

Сказано в «Зоаре» (1:62а), что от «греха против завета» не помогает раскаяние. Но все комментаторы и мудрецы удивляются: как такое может быть, ведь у нас есть со времен Талмуда правило: «Ничто не устоит перед раскаянием, пробивающим железные заборы» (Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1)! В книге «Решит хохма» сказано, что не помогает «низшее раскаяние», а «высшее раскаяние», охватывающее всю душу человека, помогает.

(Игра де‑кала )

Но жизненная сила мужских капель семени, исторгнутых впустую, несмотря на то что она спустилась вниз и оказалась включенной в три нечистые категории клипот, поднимается оттуда через подлинное покаяние и очень усердное прочтение перед сном молитвы «Шма», как известно из трудов рабби Ицхака Лурии и как намеком сказано в Гемаре: «Каждый, кто читает на ложе своем «Шма”, будто держит меч обоюдоострый, и т. д.».

(Танья, гл. 7)

Как видно, отношение мудрецов каббалы и хасидизма к истечению семени впустую чрезвычайно серьезно. Однако в еврейской традиции есть и другие подходы:

Если человек опасается того, что он может согрешить совокуплением с чужой женой или с нидой, он может излить семя. Но после этого пусть постится сорок постов летом или сидит в снегу зимой.

(Хелькат мехокек к Шульхан арух, Эвен а‑эзер, 23:1, от имени Сефер хасидим, 176)

Всевышний по Своему милосердию может очистить от этого греха даже мелкими страданиями, подобными тем, о которых сказано в Арахин, 16б. (Это мнение приведено в Диврей яцив, Эвен а‑эзер, 41:3.)

(Бней Иссахар , Проповеди месяца тишрей, 4:10:29)

А по мнению р. Нахмана из Брацлава, нужно прочитать составленную им подборку из десяти псалмов, называемую «Тикун клали», и окунуться в микву. Если миквы поблизости нет, как минимум нужно прочитать «Тикун клали». Р. Нахман обещал, что его чудесная сила исправит содеянный грех.

Приведенные выше источники не стали менее актуальными оттого, что евреи, в особенности молодое поколение, сегодня открыты всем соблазнам мира через газеты, журналы, уличную рекламу и интернет. При этом стремление юношей бороться с соблазнами и хранить верность идеалам как минимум не укрепилось. В последние годы тема «греха против завета» вышла из подполья и стала активно обсуждаться в религиозной среде, пытающейся найти к ней новые подходы.

lech281_Страница_09_Изображение_0001Если мы хотим, чтобы еврейские юноши жили естественной жизнью, не борясь со своим телом, и при этом не нарушали алаху, возможность для этого есть, и она хорошо известна. «О том, кто любит жену, как себя, почитает ее больше, чем себя, наставляет своих детей идти прямой дорогой и женит их близко к возрасту созревания, в Писании сказано: «И узнаешь, что благополучен шатер твой, и осмотришь жилище твое, и не будет у тебя ущерба” (Иов, 5:24)» (Сангедрин, 77б). «Рав Гуна говорил: кому уже двадцать, и он все еще не женат — все дни его в грехе. В грехе — может ли прийти такое в голову? — Следует сказать так: все дни его — в греховных помыслах. Сказал Рава, и так же учили в доме учения рабби Ишмаэля: до двадцати лет Святой, благословен Он, ждет, когда же человек женится; если же тот достиг двадцати лет и не женился — Он как бы говорит: пусть лопнут кости этого человека!» (Кидушин, 29б). В былые времена евреи так и жили — заключали ранние браки. Что мешает следовать этому совету сейчас?

К сожалению, многое. Еще в XIX веке было принято, что молодожены «сидят на хлебах у тестя» несколько лет, в особенности если жених занимается только Торой. Теперь же считается неправильным, чтобы молодая семья висела на шее у родителей. А значит, люди хотят приобрести профессию до создания семьи, а для этого в наше время нужно долго учиться, и свадьба все откладывается…

В прошлом гораздо меньше внимания, чем сейчас, уделялось развитию личности. Любой жених примерно представлял, что такое еврейская невеста, что она умеет и что она должна, а у любой невесты были такие же стандартные представления о еврейском муже и требованиях к нему. А в XXI веке царит культ индивидуальности, ее развитие поставлено во главу угла, ее интересы превалируют над общественными нормами.

Отвечая на незаданный вопрос, можно сказать: такую очевидную возможность решения проблемы, как предоставление юношам и девушкам свободы контактов и строительства отношений со всем из этого вытекающим, мы в нашей статье не рассматриваем — по многим причинам она находится за рамками иудаизма.

Итак, путь раннего брака не закрыт, однако далеко не все захотят идти по нему. Но если человек решает оставаться до поры до времени холостяком, он должен осознавать не только преимущества этого выбора, но и связанные с ним проблемы. Его выбор означает готовность эти проблемы решать и с ними справляться. И Всевышний поможет ему, как сказано: «Тому, кто желает очис­титься, помогают свыше» (Йома, 39а).

Любавичский Ребе говорил:

Тора раскрывает истинную суть и предназначение всех вещей… Это означает, что использование всякой вещи будет соответствовать ее внутренней сути, только если ее используют согласно указаниям Торы. Если же этого не происходит, Б‑же упаси, то это не только противоречит Торе и воле Всевышнего, но и самой природе вещи.

(Сефер а‑сихот, 5748 г., 2:590, примеч. 10)