Библиотека древнего востока

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 930.85

Е. А. Ильинская

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Рассматриваются мифологические представления о времени в культурах древних цивилизаций Ближнего Востока, анализируются взгляды различных исследователей культурных особенностей цивилизаций на дофилософские представления о времени, раскрываются мифологические представления о времени в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Израиле и Иудее.

Ключевые слова: мифологические представления о времени, древние цивилизации Ближнего Востока, цикличное время, линейное время, векторное время

Keywords: mythological presentation of time, ancient civilizations of the Middle East, cyclic time, vector time

Раннемифологические представления человечества о времени достаточно трудно сегодня подвергнуть научному анализу. Это в первую очередь связано с тем, что в арсенале исследователей мало достоверной информации, относящейся к дофило-софскому периоду жизни человечества, а дошедшие до наших дней письменные источники в основном датируются более поздними периодами .

По мнению исследователей культурных особенностей древних цивилизаций, дофилософские представления об окружающем мире были безвременными, другими словами, люди жили в непрерывном настоящем. Например, философ А. Г. Спир-кин считает, что «… жизнь первобытного человека была ограничена довольно узким кругом практических интересов, и диапазон времени, на который простирались его помыслы, цели и действия, был сравнительно небольшим, концентрируясь преимущественно на реально осязаемом настоящем, ближайшем прошлом и еще более близком будущем» . Видный историк и социолог И. В. Бестужев-Лада пишет, что «.на ранних стадиях первобытного общества проблема длительности времени, видимо, вообще не осознавалась человеком» . Исследователь Древнего Египта Генри Франкфорт отмечает, что египтяне представляли мир статичным и неизменным. Исторические события, по его мнению, у древних египтян были не чем иным, как поверхностными нарушениями установленного порядка, и только неизменяющееся имело для них истинное значение .

То, что представители древних цивилизаций жили в непрерывном настоящем, сливающемся с прошлым и будущим, не мешало им разрабатывать достаточно точные астрономические календари. Например, жрецы майя в IV — VII вв. н. э. разработали точный астрономический календарь, который

актуален и по сей день. По истечении того или иного периода в жизни народа воздвигались обелиски и алтари. Согласно их пророчествам, прошлое, настоящее и будущее стремились к слиянию в одно .

В первобытном сознании, не имеющем собственного времени, большое значение имело циклическое повторение событий по кругу. В повседневной жизни люди постоянно сталкивались со смертью, были убеждены в ее неизбежности и вместе с тем представляли себя одновременно существующими с царством мертвых, понимая, что они туда все равно попадут. Поэтому память об умерших строго береглась, люди верили, что умершие могут активно влиять на ход настоящих событий, охранять, помогать или мешать ныне живущим. Изменения в жизни считались не непрерывным процессом, а прерывистым и скачкообразным. Природные изменения, по мнению древних, происходили внезапно, но циклично и неизбежно . Неизбежность природных катаклизмов пытались преодолеть с помощью различных обрядов и ритуальных церемоний, которые присущи всем культурам, универсальны по сути, но специфичны при выполнении.

Рассмотрим далее мифологические представления о времени, которые присущи культурам древних цивилизаций Ближнего Востока. Целесообразно начать с исследования мифологического наследия двух симметричных культур древних народов Двуречья и Древнего Египта, так как хронологические рамки этих цивилизаций практически совпадают. Древнеегипетская и древнемесопотамская культуры, соперничающие между собой на протяжении всей своей истории, внесли большой вклад в развитие мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация берет свое начало с эпохи Древнего царства (III тыс. лет до н. э.) и увядает после греко-

македонского завоевания (332 г. до н. э.). Одной из причин гибели данной цивилизации, по мнению исследователей, было то, что народ перестал использовать сложную систему иероглифической надписи (394 г. н. э. датируется последняя надпись), и древнеегипетская письменность постепенно заменялась письменностью захватчиков — древнегреческой и римской. Долгие годы древнеегипетская иероглифика считалась языком мистических символов и только в середине XIX в. была расшифрована исследователями .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первые государственные образования шумеров датируются IV — III тыс. до н. э. В этот период также формируется месопотамская письменность в пиктографической форме. Клинописную систему у шумеров позаимствуют аккадцы, хетты, а также она повлияет на развитие финикийской письменности, которая ляжет в основу греческого и более поздних алфавитов. После разгрома в 126 г. до н. э. парфянами Вавилона древнемесопотамская цивилизация перестала существовать.

Одним из первых письменных источников Древней Месопотамии, дошедших до наших дней в клинописном исполнении, является шумерская эпическая поэма «Сказание о Гильгамеше», датируемая VII в. до н. э. В мифах народов Двуречья, с точки зрения понимания времени, интересно то, что по представлениям древних шумеров в самом начале возникновения вселенной времени не было, так как праматерь всего сущего Намму не знала, когда в ее чреве зародилась великая гора, которая состояла из Ану (отец всех богов) и Анту (мать всех богов). Боги, по представлениям народов Двуречья, были бессмертны в отличие от созданных ими людей. Умершие люди попадали в подземное царство, но идея о потустороннем мире и загробной жизни не развивается в мифах. В общем и целом в мифах народов Двуречья наблюдается векторное линейное развитие событий; в текстах встречаются такие меры времени, как год, месяц и мера длины под названием «поприще», равная двум часам пути сильного воина. Мифы передаются из уст в уста в течение многих веков простыми людьми, которые в культуре Месопотамии оперировали такой мерой времени, как полдня от рассвета до заката, и использовали в качестве часов длину тени от человеческого тела. Официальной хронологией ведали служители культа, жрецы, обладавшие монополией на исчисление времени и измеряющие время по звездам. Шумеры имели лунно-солнечный календарь, состоящий из

12месяцев по 30 дней, но иногда в соответствии с сельскохозяйственными нуждами вставлялся

13месяц. Вслед за шумерами вавилоняне создали достаточно сложную и развитую шестидесятеричную систему исчислений. Вавилоняне открыли

астрономический период «сарос» (в переводе «повторение»), фиксирующий последовательность повторения лунных и солнечных затмений. В распространенной в эпоху Двуречья религии зороастризме также заключается идея цикличного повторения событий, согласно которой каждые 3000 лет Демиурги добра и зла последовательно сменяют друг друга. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе представлений о времени в культуре государств Двуречья лежит цикличность, повторяемость событий в жизни человека, но в мифологическом наследии данных культур заложены первые зачатки векторного линейного времени, развитые позднее в древнеиудейской культуре.

Далее обратимся к анализу мифологического наследия Древнего Египта. Одной из центральных фигур в мифологии Древнего Египта является бог Осирис. Он интересен нам в контексте понимания времени, поскольку в соответствии с мифами преодолел смерть своим воскрешением и дальнейшим существованием в мире умерших в качестве Хозяина вечности и Владыки умерших. Значимым также является тот факт, что, согласно верованиям древних египтян, бог Осирис после смерти взвешивал сердца на весах справедливости, после чего умершие получали либо вечную жизнь, либо кару за грехи. Здесь видятся истоки христианских представлений о вечности и вечной жизни после смерти. По древнеегипетским преданиям существует место под названием Поля Иару, где заслужившие благословение богов умершие наслаждаются жизнью. Поля Иару — это двойник Древнего Египта со всеми городами и водным путем, и находятся они «на восточном небе, откуда восходит Солнце Ра». Но с III тыс. до н. э. древние египтяне стали верить в то, что Поля Иару расположены под землей. Вероятно, это связано с тем, что умерших хоронили в землю. В Полях Иару умерший встречает своих родственников, таким образом, замыкается цикл существования человека в этом мире. Необходимо также отметить, что именно бог Осирис был первым, кого по преданиям набальзамировали, спеленали полотняными повязками и совершили магические ритуалы, что позволило ему воскреснуть. Поэтому похоронные обряды совершали со всеми умершими в соответствии с традициями, чтобы обеспечить им счастливую загробную жизнь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что древние египтяне не разделяли четко прошлое настоящее и будущее, жизнь протекала по кругу, практически без изменений окружения человека, лишь с надеждой на лучшую счастливую долю. Интересно также, что допускалось существование нескольких параллельных миров одновременно в одном и том же временном пространстве: мир живых, мир богов, мир умерших. В центре этой

системы стоит человек, взгляд которого устремлен не только в будущее, в котором практически все предопределено, но и в незримое прошлое, внутреннее пространство которого постоянно контролируется.

Древнеегипетская культура обладала календарем, в котором было 3 сезона, 12 месяцев по 30 дней, но в году было 365 дней, поэтому к последнему месяцу прибавляли лишние 5 дней. Конечно, этот календарь не был совершенным и соотносился в первую очередь с сельскохозяйственными работами. Начало года древние египтяне отсчитывали от появления на небе планеты Сириус, этот момент назывался «восходом» Сириуса. Фазы Луны не учитывались. Летоисчисление велось по годам царствования. Из этого можно сделать вывод, что представления о времени были абсолютно лишены историзма, с воцарением каждого нового правителя жизнь общества начиналась сначала, и все шло по кругу. Естественно, хронологическое выстраивание исторических событий по такому летоисчислению затруднительно, и это еще раз доказывает, что в функциональную культуру древних египтян входило понимание именно настоящего.

Особняком стоят представления о времени народов Древнего Израиля и Иудеи. Хронологические рамки данной цивилизации датируются началом I тыс. до н. э. и 66-70 гг. до н. э., когда Иерусалим был полностью разрушен римлянами . Несмотря на то, что еврейская древнейшая культура развивалась параллельно и в тесной связи с культурами народов Двуречья и Древнего Египта, идея времени понималась иначе. Основным источником, отражающим развитие понимания времени, является Книга Бытия, первая книга Торы. На протяжении многих веков записывать события, изложенные в Торе, было запрещено, их могли предавать только из уст в уста. Это было связано с тем, что записанная речь теряла индивидуальную окраску, ощущение личности, которое привносилось в нее говорящим человеком. Для древнего еврея даже самый банальный бытовой вопрос был предметом обсуждения и мысленного эксперимента, так как первоочередной задачей вставало непрерывное изменение мира с целью приближения его к идеальному, задуманному Создателем. Устная Тора (Мишна) была собрана, отредактирована и записана через несколько столетий после разрушения Второго Храма, примерно в 210 г. н. э. В Книге Бытия отражены мифологические события от Сотворения мира и человека до смерти Иосифа в Египте; содержатся предания о происхождении мира и еврейского народа, древнейшей истории человечества. Древние евреи верили, что до Сотворения мира времени не было,

только на 4-й день Творец отделил день от ночи, одно время года от другого. Большое значение в Книге Бытия придается числам: 7 дней Сотворения мира, 7 кругов, 7 Земель, 7 Небес, в Раю 7 ворот и 7 домов; 33 дня Ева остается нечистой после рождения сына; пока не прошло 33 поколения до правления царя Соломона, Земля не была чистой. Вводится также понятие Священного Дня, равного тысяче лет. В отличие от циклически повторяющегося античного времени, время библейское является векторным, направленным от начала сотворения мира до прихода Мессии. Интересно также, что, согласно еврейской традиции, человек сам творец своей судьбы и имеет свободу выбора. Приобщение к вечной жизни зависит только от самого человека и от его поступков, перед вечностью все абсолютно равны. В повседневной жизни у древних евреев существовала цикличность, но она не обладала смыслом вечного повторения, а скорее, вносила периодичность в повседневное линейное существование Вечности.

В истоках временных представлений древних евреев лежат шумерские письмена и вавилонская система исчислений, которая сохранилась до сих пор, т. е. в одном часе шестьдесят минут и в одной минуте шестьдесят секунд. В Талмуде упоминается малая единица измерения времени — хелек, равный 3,3 секунды. Это дает нам основания предполагать, что в начале нашей эры евреи могли измерять время не только годами, месяцами и днями, а более мелкими отрезками. В Древней Иудее применялся лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев, а 13-й месяц прибавлялся в високосном году. В основание еврейского календаря положено определение первого новолуния, датируемого 3761 г. до н. э. Сейчас в еврейской религиозной традиции сохранено галахическое исчисление времени, отличное от европейского. Вообще евреи издавна тяготели к четкости в подсчете времени, например Сим, сын Ноя, прожил по преданиям 600 лет, Адам — 930 лет, а допотопный вавилонский царь Алулим — 28 800 лет. По традиции, самых старых предков награждали самыми долгими жизнями.

Интересными также являются представления древних евреев об Оламе. Первоначальное значение этого термина — «век», «далекое будущее», «далекое прошлое», «продолжительность», «всегда», т. е. мировое время (в переводе М. Бубера и Ф. Розенцвейга) . Данная концепция трактует мир как поток необратимого времени, в котором существует все, только Господь Бог вне времени. Таким образом, поток времени — это исторический, закономерный, направленный процесс, который обладает смыслом, началом и концом, и поэтому имеет место доверие не только к настоящему, но и к будущему .

Древнееврейские представления о времени отличны от древнегреческих, в которых мир — это статичный космос. Это отражается в искусстве, когда главным для древних евреев остается внутренний мир героя, его душевные переживания, в отличие от древнегреческих изображений героев и их внешних описаний .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав мифологические представления о времени народов древнейших цивилизаций Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древнего Израиля и Иудеи, можно сделать вывод о том, что, хотя культуры данных цивилизаций симметричны, развивались практически в одно и то же время, идея времени понималась в них по-разному. В Древнем Египте и Древней Месопотамии время воспринималось как цикличный процесс, сильно привязанный к природному земледельческому календарю, хотя в мифологическом наследии культур государств Двуречья заложены зачатки векторного линейного времени, которые получили

достаточное развитие в Древней Иудее и легли в основу христианского понимания времени.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно условно выделить две группы мифологических представлений о времени, присущих культурам древних цивилизаций Ближнего Востока. Первая группа характеризуется пониманием времени как постоянно повторяющегося непрерывного процесса, где прошлое, настоящее и будущее практически сливаются, и человек живет в непрерывном настоящем. К данной группе можно отнести культуры таких государств, как Древний Египет и Древняя Месопотамия. Важно отметить, что цикличность — это признак именно мифологического понимания времени. Вторая группа характеризуется пониманием времени как закономерного, направленного в истории процесса, время следует из прошлого в будущее, а настоящее — это лишь мгновение. К данной группе можно отнести культуры Древнего Израиля и Древней Иудеи.

1.Аверинцев, С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Противостояние и встреча двух творческих принципов / С. С. Аверинцев // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. — М.: Наука, 1971.

2. Бестужев-Лада, И. В. Развитие представлений о будущем: первые шаги (Презентизм первобытного мышления) / И. В. Бестужев-Лада // Совет. этнография. — 1968. — № 5. — С. 123-133.

3.Бычков, В. В. Эстетика поздней античности: моногр. / В. В. Бычков. — М.: Наука, 1981. — 328 с.

4.Липперт, Ю. История культуры: моногр. / Ю. Липперт; излож., доп. и примеч. Н. Н. Андреева, Л. В. Щегло. -М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 264 с.

5. Спиркин, А. Г. Происхождение сознания: моногр. / А. Г. Спиркин; АН СССР; Ин-т философии. — М.: Госполитиз-дат, 1960. — 471 с.

6. Тантлевский, И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого храма / И. Р. Тантлевский // Библиотека электронных публикаций . — Режим доступа: http://hebrew-studies.narod.ru/title/history.html.

7.Уитроу, Дж. Дж. Естественная философия времени:пер. сангл./ Дж.Дж. Уитроу;общ.ред.

М. Э. Омельяновского. — Изд. 4-е. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 400 с.

8. Хасанов, И. А. Феномен времени / И. А. Хасанов. — М., 1998.

9.Чертихин, В. Е. Очерки по истории культуры / В. Е. Чертихин. — М.: Бастион, 2007. — 416 с.