Библия о снах

Восточный сонник

К чему снится Библия во сне по соннику?

Библия — такой сон сулит чистую и невинную радость.

Если же приснится, что ты критикуешь эту книгу — значит, ты поддашься искушению.

Российский сонник

Библия — быть в церкви.

Семейный сонник

Библия — снится к чистой и светлой радости.

Отвергаете во сне библейское учение — смотрите, как бы не поддаться соблазнительным искушениям.

Совмещенный сонник

Наблюдать в сновидении Библию — в реальности посетить церковь, признаться в ошибках, просить покояния. Кроме того, это обещает какое-то возвышенное удовольствие, вы обретете покой.

Чтение библии в сновидении — знак чистой совести, благочестивые поступки, которые вы сделаете, невзирая не на что. Вы сможете правильно распределить свое время.

Если в сновидении вы не можете понять библию — вас ждут трудности в делах.

Современный сонник

Узнайте, что значит, если снится Библия?

Увидеть во сне Библию — наяву посетить церковь, нравственно очиститься, покаяться. Кроме того, это означает возможность какого-то возвышенного удовольствия, внутреннего удовлетворения для вас.

Чтение Библии во сне, толкование ее текстов — символ чистой совести, благородного поступка, который вы совершите, отбросив сомнения. Вероятно также, что вы сможете очень мудро распорядиться своим временем, деньгами, имуществом.

Если во сне вы не понимаете библейских текстов — вас ждут осложнения в делах.

Если же вы отвергаете библейское учение — вы готовы соблазниться каким-то искушением.

Сонник 2012

Библия — отражение поисков духовного в обыденном мире.

Для верующего человека — отражение тщетных поисков ответов на вопросы о духовном.

Сонник XXI века

К чему приснился Библия во сне?

Видеть во сне Библию — сон, который сулит вам повышение по службе, новую и высокооплачиваемую должность или работу, получение ответа на давно мучивший вас вопрос.

Читать Библию — к благополучию.

Купить — уладить вовремя семейный конфликт.

Сонник для стервы

Читать библию — получить чистое и светлое наслаждение от общения с высоконравственным человеком или открыть для себя новые знания.

Сонник Дмитрия и Надежды Зимы

Верующему человеку увидеть во сне Библию и обрадоваться ей — является знаком того, что вера его не напрасна. Для неверующего такой сон — это подсказка, говорящая, что чистая вера может наполнить его жизнь радостью и смыслом.

Если образ Библии оставляет вас равнодушным, пугает или раздражает, то такой сон — это признак того, что ваши представления о вере и религии сильно искажены.

Читать во сне Библию и не понимать, что в ней написано — говорит о том, что вам пора задуматься о смысле жизни. Нередко такие сны предвещают неожиданные события и перемены.

Сонник именинников января, февраля, марта, апреля

Читать библию — к спокойной старости.

Видеть во сне библейских героев — получить предупреждение свыше о том, что следует сходить в церковь и покаяться в грехах.

Сонник именинников сентября, октября, ноября, декабря

Читать во сне Библию — к походу в церковь во время христианского праздника.

Библейские темы — во сне все возможно.

Вам могут присниться двенадцать учеников Христа — двенадцать апостолов, которые творили благие дела. Но среди них был один, предавший своего учителя Иуда Искариотский. Это имя теперь стало нарицательным.

Если во сне вы увидите что-нибудь подобное — это сон-предупреждение: не будьте слишком доверчивым.

Сонник именинников мая, июня, июля, августа

Читать во сне Библию — к смирению.

Слушать во сне лекцию на библейские темы — к благополучной сдаче экзаменов.

Сонник Медиума мисс Хассе

Что означает, если снится Библия во сне?

Библию видеть или читать — тебя ожидает важная, но суровая жизнь.

Сонник Миллера

Видеть во сне библию — означает, что вам представится возможность чистого и светлого наслаждения.

Видеть себя отвергающим библейское учение — знак того, что вы готовы поддаться соблазнительным искушениям.

Сонник от А до Я

К чему видеть Библия во сне?

Видеть во сне Библию — означает, что вам предстоит важная, но суровая жизнь в плане материальном, но спокойная и наполняющая душу радостью бытия.

Читать во сне страницы Библии — значит наяву вести безмятежное и разумное существование без сомнений и волнений, однако в один момент вам придется немало напрячься, чтобы возвышенным и благородным поступком выполнить свое предназначение.

Произносить во сне хулу по поводу Библии, не признавая или отвергая учение, которое она проповедует — предупреждение о том, что вы стоите на грани искушения, за которой возврат к прежней жизни почти невозможен.

Сонник современной женщины

Библия во сне — предвещает чистое и светлое наслаждение.

Чтение — готовит вас к аскетической, духовной жизни.

Если во сне вы отвергаете библейское учение — это знак вашей готовности поддаться ненужным соблазнам.

Сонник Странника

Толкование сна: Библия по соннику?

Библия — приобретение новых духовных знаний, духовный прорыв в сознании; знакомство с наставником.

Сонник Федоровской

Приснившаяся библия — сулит вам чистую, невинную радость.

Вам снится, что вы поносите библейское учение — знайте: вы не устоите перед искушением.

Вам подарили библию — в ближайшее время кто-то окажет вам большую услугу.

Если вам приснилось, что вы подарили кому-то библию — вскоре вы окажете большую услугу совершенно незнакомому вам человеку.

Во сне вы читали библию — вам необходимо сходить в церковь и причаститься.

Вы изрезали, сожгли библию — ждите всевозможных напастей.

Вам приснилось, что вы продали или купили библию — из корыстных побуждений вам придется предать друга.

Сонник Цветкова

Библия — быть в церкви; покаяние; откровение в личном; большие перемены.

Украинский сонник

Читать библию — к благополучию.

Видеть — на вас ждет значительная, но суровая жизнь.

Эзотерический сонник

Значение сна: Библия по соннику?

Библию видеть, покупать — вам пора подумать о смысле жизни и о вашем предназначении.

Читать, получать в подарок — знак судьбы; вы вскоре найдете свое истинное предназначение.

Старинная, в богатом переплете — вам судьбой предназначено занимать высокое положение.

Видео: К чему снится Библия

Почему нам снятся сны?

Сон – это разновидность вдохновения, дарованного Милостивым и Милосердным Аллахом своему рабу, через которое он может передавать определенные знамения и знания наиболее праведным из них. Сновидение является напоминанием, что Творец всегда видит и помнит о своих творениях.

Это своеобразное окно, через которое человек может познать, что недоступно ему в обыденной жизни. Связанный на протяжении всего дня мирскими проблемами, человек получает возможность при помощи сна познать богатство духовного мира и отдохнуть.

Обращая внимание на то, что сны бывают разной категории, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей умме:

«Праведный сон – одна часть из сорока шести частей пророческого откровения» (Бухари, Табир, 5).

Знаменитый Мухиддин ибн Араби считал, что сон является первой ступенью в путешествии в алями-мисал, то есть скрытый от человека мир.

Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Самые правдивые из вас те, кому снятся самые праведные сны» (Муслим, Руя, 6).

В другом же хадисе, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на значимость снов в жизни человека следующим образом:

— После пророчества останутся лишь увещенья.

А когда сахабы спросили:

— Какие именно, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?

Он ответил:

— Праведные сны.

(Бухари, Табир,5; Муватта, Руя 3)

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Сон Иакова

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь».

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих».

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу».

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое». А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными».

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном».

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет».

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: «Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”».

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его».

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага».

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сон в качестве способа борьбы с подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь”. Другие предстоящих на молитве погружают в сон»; «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может».

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше».

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык». Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние».

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих».

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь».

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой». И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело».

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя».

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка».

(Окончание следует.)

Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.

Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.

Григорий Богослов, святитель. Слово 37.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.

Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.

Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.

Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3

Там же. 20.12–13.

Там же. 20. 3–5, 9, 11

Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.

Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.

Нил Сорский, преподобный. О спасении души.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.

Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.

Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.

Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.

Сны — дар или соблазн?

Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Так как же относиться к этому противоречию? И существует ли оно?

Письмо или бред

По Священному Писанию, иногда сон — вроде письма от Бога. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18).

Благодаря снам были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у преподобного Сергия, преподобного Серафима и других святых. И не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время болезни, хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет страшная судьба. Было и показано, какая именно, — вплоть до повешения. По свидетельству протоиерея Джона Ли, в феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.

Но уже в Ветхом Завете есть оговорки, что далеко не каждый достоин такого послания. «…Слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось» <…> Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23: 25, 28). В Новом Завете ангел во сне успокаивает праведного Иосифа и остерегает волхвов, но чаще сон здесь — следствие усталости, немощи, форма кратковременной смерти. Господь выговаривает апостолам за то, что в Гефсиманском саду они спали в то время, как он молился. В евангельской притче о нерадивых девах сон — метафора духовной расслабленности. Апостол Павел вслед за Христом в своих посланиях призывает учеников вывести сознание из дремотных сумерек: «Бодритесь и трезвитесь!»

Помощь в виде закодированного сигнала

Современная психология видит в снах важный механизм человеческой психики: работу подсознания. «Сознание, несмотря на свои широчайшие возможности, все же способно заблуждаться, поддаваться самообману. В этих случаях та часть психики, которая зовется бессознательным, одним из основных проявлений которого и являются сны, начинает выполнять компенсаторную, или комплиментарную (дополняющую), функцию. Сновидения — это своего рода подсказки бессознательного, дающего ответ на те вопросы, с которыми наше дневное сознание не справляется. Но язык бессознательного чужд разуму. Это язык символов. Для того чтобы раскрыть этот образный символический язык, необходимо, как при дешифровке текста на незнакомом языке, подвергнуть придирчивому анализу весь контекст сна, события, на основе которых он возник, дневные переживания», — говорит кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО Татьяна Снегирева. Психологи, начав изучать сны в середине ХХ века, пришли к выводу, что сны помогают адаптироваться к действительности. «Изучались особенности сна в связи с проблемой адаптации рабочих, с одной стороны, к ночной смене в условиях сменного режима труда, а с другой — к экстремальным экологическим условиям (северо-восток России), — рассказывает Снегирева. — Бодрствующий человек на такие трудности может реагировать по-разному: может испытывать желание сдаться, отступить. Но оказалось, что на определенных стадиях сна (так называемый быстрый сон, когда и возникают сновидения) на материале сновидческих образов непроизвольно осуществляется поисковая активность, задача которой — компенсировать регрессивное состояние, что порой возникает в бодрствовании, — отказ от поиска. Это выработка именно внутренней, психологической адаптации к ситуации, а не поиск способов изменения самой ситуации, на который чаще всего бывает направлено дневное поведение человека. Обнаружилась удивительная особенность: если сновидец не забыл сюжет сна и, проснувшись, рассказал экспериментатору о том, что ему снилось, то есть зафиксировал сон в своем сознании, происходит спонтанная адаптация к тем условиям жизни и деятельности, которые на уровне сознания в бодрствовании воспринимались как невозможные. Просто пересказ сна, без какого-либо осмысления его сюжета и образов, позитивно сказывался на адаптивных возможностях человека, расширяя их».

Сам для себя тайна

Разберемся, каково отношение православной антропологии к самому понятию бессознательного? «Бессознательное как часть личности, возможно, возникало постепенно, — допускает отец Андрей Лоргус, священник и психолог. — После грехопадения по мере накопления чувства виновности перед Богом и перед собой человек мог постоянно вытеснять из своего сознания многие слои своих чувств, мыслей, впечатлений. Так могло накапливаться бессознательное, которое со временем стало постоянной, врожденной частью психики.

У святых отцов можно найти мнение, что первозданный человек — Адам до грехопадения — не имел ничего, что было бы скрыто от его мысленного взора, то есть бессознательного. Однако не все придерживались такого мнения. Например, блаженный Августин считал, что только благодать Божия могла «осветить” душу человека полностью, а по своей природе душа была для сознания не вся открыта. Потому что если бы Адам ведал все тайны своей души, он бы не согрешил, не допустил бы даже на порог сознания искусительные помыслы. Возможно, часть душевной жизни и в первозданном состоянии не была открыта человеку и его сознанию.

С психологической точки зрения бессознательное многообразно и многофункционально. Часть его принадлежит психофизиологии, а часть связана множеством связей с сознанием. Несомненно, что бессознательное активно влияет на сознание и на поведение. Страсти принадлежат бессознательному, и борьба с ними — это борьба осознавания. Умное делание также связано с расширением и прояснением сознания».

Часть снов в психологии называют бытовыми остатками. Их значение в психической жизни невелико. «Наибольшее значение психотерапия придает снам, в которых отчетливую связь с реальностью установить трудно, — объясняет о. Андрей Лоргус. — В них, как считается в психоанализе, происходит то, что дневное, рациональное, сознание исключает. Тому, что человек проживает в таких снах, в реальности произойти человек не даст и не допустит это в сознание (механизм вытеснения). Считается, что в снах бессознательное человека как бы обращается к рациональной части, к сознанию. Обращение это носит импульсивный характер. При этом чувства и эмоции в снах не соответствуют реальным — картина его душевной жизни развертывается перед человеком в превращенной форме. Считается также, что в таких снах абсолютно все фигуры сюжета есть различные «части” самого человека, его здоровье, его тело, его чувства. Принято считать, что все фигуры сна носят метафорический характер, ни один компонент сна не может быть истолкован буквально. Толкование сновидений в современном психоанализе — удел немногих высокопрофессиональных специалистов. Сам человек этого сделать не может».

Откуда взялись доктор Джекил и мистер Хайд

Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них. И все-таки по разным свидетельствам (достоверность которых, впрочем, сравнима с достоверностью сновидений), благодаря записанным снам мир получил немало шедевров и гениальных научных идей. Например, кэрролловскую Алису. Два рассказа Р. Л. Стивенсона, в том числе — историю раздвоения личности на доброго доктора Джекила и злого мистера Хайда. Отрывок поэмы Сэмюэля Колриджа «Кубла Хан», признанный образцом английского сладкозвучия. Рассказывают, что химик Дмитрий Менделеев во сне попал в комнату, где по стенам сплошь стояли какие-то кубы, в них что-то кипело, булькало. Эта загадочная комната навела его на мысль о периодической системе элементов. В прошлом году профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, Кроуди озарило, когда он засыпал во время ответа одного студента.

В свое время поставили переработку снов на поток сюрреалисты: они просто записывали приснившееся и выдавали за произведения искусства. Культура ХХ века в ее модернистской части — это выход бессознательного на поверхность, отвердевшая лава сновидений. В наши дни сновидческие реалии любят иллюстрировать в основном деятели массовой культуры. Так, в американском сериале «Твин Пикс» детектив в своей работе использует подсказки бессознательного, в том числе — из сновидений. Кончается тем, что и сам сыщик оказывается во власти злого духа, бывшего причиной расследуемых преступлений.

Сновидения — визуальное эхо глубинной работы сознания, и только серьезно подготовленный специалист способен извлечь рациональное зерно из этой многоцветной сюжетной каши.

Чтобы защититься от соблазнов бессознательного, святые отцы советуют и во сне призывать Господа Иисуса Христа, не оставлять молитвы. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души».

Разрыв в сновидениях

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святые отцы велят не верить снам нам, страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». В Библии прямо сказано: «сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 35: 7). «Бессознательное беззнаково. Там есть все: и высокое, и низкое. И когда мы пытаемся бездумно и бесстрашно внедряться туда, мы не застрахованы от совершенно необратимых последствий, от вреда душе. Мы можем выпустить на волю такие греховные импульсы, с которыми не сможем справиться. Даже самоанализ — вещь небезопасная, всегда нужен другой человек, которому мы доверяем», — предостерегает психолог, ведущий программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» Наталья Инина.

«С антропологической точки зрения сны не могут быть «вещими”. В ткани снов нет ангелов или бесов, нет и других людей. Явление благодати или демонов происходит, хотя и в сонном состоянии, но не в самом сне, а как бы сквозь сон. То есть сюжет сна к явлениям не имеет отношения. В житиях и сказаниях это выражено в словах «в сонном видении”, «в тонком сне”, что можно понимать как «во время сна”. Страшные фигуры снов (черный человек, черные кошки, страшные преследующие призраки) — все это картины собственного сознания человека. Явление духовных сил происходит под видом обыденных фигур. Демон является в чужих образах, в несобственной форме. Обман — его способ. Явления духовных сил, как правило, разрывают сны, вмешиваются в сновидения. Такие явления случаются крайне редко, и попускаются Богом в особых случаях, и помимо воли Божией не бывают, — объясняет священник Андрей Лоргус. — Недоверие подвижников к снам вполне оправдано. Лишь один процент снов из ста может значить что-либо серьезное для душевной пользы. Но принять эту пользу сможет только духовно опытный человек. Неопытный человек попадает во власть фантазии и романтического самообмана, если пытается разгадывать сны».

Нейроэлектрохимия ночи Экспериментальная психология и нейрофизиология различают две фазы сна — медленный и быстрый. И пять субфаз, или стадий, четыре из которых принадлежат медленному сну, а пятая и образует фазу быстрого сна, еще ее называют стадией быстрого движения глаз (БДГ), которое вдруг начинается у спящего в этом промежутке. Если изобразить глубину сна в этих фазах на графике, то получится несколько спусков, как по лестнице, вниз, затем — стремительный, как на лифте, подъем в поверхностный, быстрый сон. Один такой цикл занимает примерно полтора часа. Ночной сон складывается из четырех-пяти подобных циклов. По мере приближения к утреннему пробуждению доля быстрого сна внутри цикла возрастает. Основная часть сновидений приходится именно на БДГ-фазу, хотя от них не закрыты и некоторые стадии медленного сна.

Лучше всех описал сновидения святитель Григорий Нисский — как «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Академик И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что по физико-химической основе внутреннее торможение условного рефлекса и сон — один и тот же процесс.

Современные нейроисследования дали более подробную картину. Было открыто, что в медленном сне лучше всего работает гормон роста и регенерируются ткани. В состоянии бодрствования в мозге происходит передача электрических импульсов от нейрона к нейрону, что создает дисбаланс зарядов внутри и снаружи мозговых клеток. В медленном сне происходит выравнивание электромагнитных потенциалов. В это время активнее всего действуют тормозящие нейромедиаторы (посредники между клетками) — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и пептид галанин. Они препятствуют выбросу нейромедиаторов, характерных для дневного состояния, когда все отделы мозга постоянно на связи друг с другом. В фазе быстрого сна многие отделы мозга тоже интенсивно работают, хотя и с совсем другим набором нейромедиаторов, чем днем (прежде всего — с ацетилхолином). В это же время глицин почти полностью отключает мышечную систему (в медленном сне она лишь заторможена). При дефиците глицина спящий проделывает те движения, которые ему снятся. У здоровых людей во сне мышечная система дезактивирована в пользу коры, продуцирующей сновидения. Исследователи из Цюрихского университета Дитрих Леман и Марта Куку предположили, что во время быстрого сна и сновидений мы не только перерабатываем информацию прошедшего дня, но комбинируем недавно приобретенные знания с уже имеющейся информацией. Жуве, первооткрыватель нейромедиаторов, считал, что происходит перекомбинация новой информации с врожденными инстинктами. Врач и биолог, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры молекулы ДНК Фрэнсис Крик полагал, что в быстром сне ненужная информация удаляется из памяти — т. е. происходит что-то вроде дефрагментации внутричерепного «жесткого диска».

Сном праведных спать

Смотреть что такое «Сном праведных спать» в других словарях:

  • сном праведных спать — Ср. Генерал… только что дотронулся до дивана, как тотчас же склонился на бок, повернулся к стене и заснул сном праведника. Достоевский. Идиот. 1, 12. Ср. Усните здесь сном силы и покоя, Как боги спят в глубоких небесах. А.С. Пушкин. Скупой… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • спать — (засыпать, заснуть, уснуть), дремать (вздремнуть), отдыхать, почивать, храпеть (всхрапнуть); клониться ко сну, клевать носом; (простонар. ) дрыхнуть; (поэт.) лежать в объятиях Морфея. Ложиться спать, идти спать, отправляться на боковую, отходить… … Словарь синонимов

  • десятый сон видеть — спать беспробудным сном, спать без задних ног, спать, спать сном праведника, спать сном праведных, спать сном младенца, спать сладким сном, спать как сурок, спать мертвым сном, спать как убитый Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • сон — сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна. □ Сон … Малый академический словарь

  • УСЫПЛЯТЬ — УСЫПЛЯТЬ, усыпить кого, успити, церк. наводить сон, заставить спать. Усыпить ребенка, укачать, убаюкать. Скука усыпляет, наводить дремоту. Опий усыпляет. * Усыпить боль, унять. Игорь и Всеволод уже лжу убуди, которую бяше успил отец их Святослав … Толковый словарь Даля

  • пра́ведный — ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый. Вот кто свят! вот кто праведен! раздавались возгласы , вот кому в старцах сидеть. Достоевский, Братья Карамазовы. || Отвечающий правилам религиозной морали,… … Малый академический словарь

  • праведный — I. ПРАВЕДНЫЙ ого; м. = Праведник. Спать сном праведных (безмятежно, крепко). ◁ Праведная, ой; ж. II. ПРАВЕДНЫЙ ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. П. старец. П ая душа. Господь… … Энциклопедический словарь

  • праведный — I ая, ое; ден, дна, дно. см. тж. праведно, праведность 1) Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. Пра/ведный старец. П ая душа. Господь праведный (о Боге) 2) Отвечающий правилам религиозной морали, но … Словарь многих выражений

Раньше считалось, что сами боги посылают сновидения людям, наделенным высоким общественным статусом, а толкователи снов сопровождали полководцев во время военных походов. Во времена Римской империи некоторые сны даже становились предметом судебных разбирательства.

Ученые рассказали, к какой опасности приводит плохой сон >>>

Известно множество случаев, когда людям искусства и науки их лучшие идеи приходили во сне. Культовый создатель психоанализа Зигмунд Фрейд верил, что сон — это время, когда человек отказывается от взаимодействия с внешним миром и вступает в общение с миром внутренним, со своим подсознанием.

Зигмунд Фрейд верил, что сон — это время вступает в общение со своим подсознанием
© photo: Sputnik /
Зигмунд Фрейд верил, что сон — это время вступает в общение со своим подсознанием

Так что же такое сон, с точки зрения физиологии, и чем интересен непосредственно процесс сновидения? Во Всемирный день сна, который в этом году отмечается в мире 17 марта, Sputnik Грузия предлагает топ-20 наиболее малоизвестных фактов о сновидениях.

1. Сколько мы спим?

Прискорбно, но факт. Среднестатистический человек проводит во сне треть своей жизни. Как известно, во время правильно протекающего сна организм восстанавливает силы, потраченные на дневную активность, и «приводит себя в порядок». Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил. Ну, в лучшем случае!

Отделение реанимации в больнице
© photo: Sputnik / Evgeniy Samarin

2. Сновидения против психозов

Сны – это прекрасное средство против психоза. В ходе одного исследования его участникам не давали видеть сны, хотя позволяли спать как минимум 8 часов в сутки. Через три дня все участники эксперимента стали испытывать трудности с концентрацией внимания, раздражительность, галлюцинации и первые признаки психоза. Когда испытуемым предоставили возможность видеть сны, все признаки начинающегося психоза исчезли, а сами испытуемые стали видеть больше снов, чем обычно.

3. Что таится за снами?

Самые таинственные, захватывающие и интересные впечатления в жизни мы получаем, когда спим и видим сны. Когда мы засыпаем, наша воля утрачивает контроль за мыслями, возникает совершенно особый тип мышления. Именно благодаря ему мы способны наблюдать фантастические образы, искаженные и не связанные друг с другом сюжетные сцены, где время течет не так, как в реальной жизни. И это прекрасно!

4. Мы помним лишь 10% наших снов

Вы знаете, что в течение первых пяти минут после пробуждения у нас есть реальный шанс «ухватить за хвост» примерно половину сюжета сна, но уже через десять минут 90% содержания, увы, будет потеряно, и смысл сна рассыплется, как карточный домик.

5. Не видеть сны – нельзя

Многие уверяют, что никогда не видят снов. Но полное отсутствие сновидений является проявлением некоторых тяжелых психических заболеваний. Все нормальные люди, погружаясь в дрему, видят сны, но большинство при пробуждении моментально их забывает. Это подтверждают энцефалограммы, снятые во время сна. За всю историю лишь у одного пациента военного госпиталя в Израиле такое обследование не показало «присутствия» сновидений. Тот человек до этого был ранен в голову.

6. Сны видят даже слепые

Доказано, что люди, потерявшие зрение в течение жизни, видят сны наравне со зрячими людьми. Люди, слепые от рождения, не видят изображений в привычном нам понимании, но точно так же переживают в снах различные эмоции: образы в их подсознании формируются через запахи, звуки и тактильные ощущения.

7. Во сне мы видим только реальных людей

Примечательно, что наше подсознание не в силах самостоятельно и произвольно генерировать лица людей. А это значит, что абсолютно всех незнакомцев в наших снах мы когда-то да видели, но, возможно, не запомнили. За время жизни при разных обстоятельствах мимо нас проходят миллионы лиц, а значит, наш мозг никогда не испытает дефицита в новых актерах на самые неожиданные роли в сценариях наших сновидений.

8. Не всем дано видеть цветные сны

Неприятно, но факт! Около 12% зрячих людей видят исключительно монохромные сны. Точнее, так было до середины шестидесятых годов. Позже доля людей, видящих сны исключительно в черно-белом варианте, упала по 4,4% от общей выборки исследования. Интересно, что многие исследователи сна предполагают, что причина этой тенденции заключается в повсеместном распространении цветного телевизионного вещания.

Заставка передачи Спокойной ночи, малыши
© photo: Sputnik / Cheprunov
Заставка передачи «Спокойной ночи, малыши»

9. Сны символичны

Вы наверняка слышали анекдот про Зигмунда Фрейда и его племянницу: «Иногда банан – это просто банан». Однако, серьезно, сны нельзя толковать прямолинейно и однозначно, так как любой образ во сне может быть символом другого объекта. Через сновидение наше подсознание обращается к нам на языке метафор и символов. Некоторые из них имеют глобальное однозначное толкование на всех континентах, другие содержат понятные лишь нам одним знаки.

10. Игры подсознания

Психоаналитики давно обратили внимание на то, что сновидения — это способ решения каких-то психологических проблем. Человек в нереальных условиях «проигрывает» критические ситуации и находит из них тот выход, который его устраивает и не травмирует психику. И, даже если в действительной жизни ему порой приходится смириться с другим решением, он дает выход эмоциям во сне. Возможно, именно поэтому мужчины в своих снах гораздо более агрессивны, чем в жизни, а женщины — более сексуальны.

11. Поразительный факт

Известно, что туземцы острова Бали при неожиданном испуге впадают в сон, как это свойственно некоторым насекомым.

12. Сны-печальки

Как бы это грустно ни звучало, но самыми частыми эмоциями, переживаемыми во сне, являются тоска, тревога или отчаяние, и, в целом, негативные эмоции в сновидениях превалируют над позитивными.

13. Количество снов

Всем знакомо выражение: «Видеть седьмой сон». Оказывается, за ночь мы, действительно, способны увидеть от четырех до семи снов. В среднем, сновидения занимают два часа за ночь.

14. Осознанное сновидение

Большинство картинок в вашем сновидении являются уникальными для одного конкретного случая. Ученые знают это, потому, что у некоторых людей есть способность видеть свои сны в качестве наблюдателей, при этом они не просыпаются. Это состояние сознания называется осознанным сновидением, что является большой загадкой.

15. Животные тоже видят сны

Как доказывают исследования, проведенные над разными группами животных, очень многие из них во сне переживают аналогичные режимы нервной активности. Мыслительные импульсы высокоразвитых животных во время сна по рисунку практически не отличаются от человеческих, из чего можно сделать уверенный вывод – звери тоже видят сны. Причем многие из них переживают увиденное не менее эмоционально, нежели наяву.

Животные тоже видят сны
© photo: Sputnik / Alexander Kryazhev
Животные тоже видят сны

16. Паралич тела во сне

Ученые-сомнологи выделяют две ключевые фазы сна – глубокий сон и сон с быстрым движением глаз (REM). REM-фаза – это абсолютно нормальное состояние сна, занимающее от 20 до 25% всего времени во сне. Именно в фазе быстрого сна человек видит сны. Чтобы исключить непроизвольные физические движения тела, подсознание буквально парализует его на время REM-фазы сна, однако по неизвестным причинам этот механизм часто дает сбои.

17. Женщины и мужчины видят сны по-разному

Как известно, представители слабой и сильной половины человечества видят сны по-разному. В двух случаях из трех мужчина во сне общается, воюет или устанавливает отношения с мужчиной. В снах женщин такого перекоса нет, и они видят примерно одинаковое количество женщин и мужчин.

Радио Sputnik
© photo: Sputnik / Konstantin Chalabov

18. Сон курильщика

Говорят, что люди, которые бросили курить, видят гораздо более яркие сны, нежели курильщики, или те, кто никогда не курил.

19. Сон – предсказание

Согласно результатам исследований, от 18% и до 38% респондентов хотя бы раз в жизни видели сон-предсказание, а 70% граждан переживали дежа вю. Вера в саму возможность вещего сна распространена практически повсеместно – от 63 до 98% опрошенных в разных странах мира.

20. Горе от ума

История гласит, что некоторые исторические личности были способны спать всего 3-4 часа в сутки. Эдисон, Да Винчи, Франклин, Тесла, Черчилль – все они спали гораздо меньше признанной нормы и чувствовали себя вполне здоровыми. Однако учёные утверждают, что подобные нарушения сна – обратная сторона большого таланта или гениальности, которая не всегда во благо.

Впервые Всемирный день сна (World Sleep Day) был проведен 14 марта 2008 года и с тех пор проводится ежегодно, в пятницу второй полной недели марта, в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и здоровья. Каждый год мероприятия в рамках дня посвящены определенной теме. Во Всемирный день сна активизируется социальная реклама, устраиваются конференции и симпозиумы, посвященные повышению осведомленности о важности сна, проблемам сна и влиянию расстройств, связанных с его нарушением, на здоровье человека и общество в целом.

Сновидения представляют собой не только яркие зрительные образы, но и набор других ощущений: тактильных, осязательных, обонятельных и слуховых. Отличительной особенностью сновидений является то, что увиденные в них события не происходят на самом деле, однако воспринимаются нами как абсолютная реальность. Ощущения бывают столь реалистичны, что наутро многие не могут понять, видели они какое-то событие во сне или наяву.

Отдельный разряд сновидений составляют вещие сны. Что же такое вещий сон? Вещим сном можно назвать сон, рассказывающий о событиях, которые еще не произошли. Собственно понять, что сон является вещим, можно лишь тогда, когда приснившаяся ситуация станет реальностью. Кроме того, есть сны, которые ни о чем не предупреждают, а являются, если так можно выразиться, откровением, раскрывающим некие неисследованные до сих пор тайны. Ярчайшим и доказанным примером является приснившаяся великому русскому химику таблица элементов, которая впоследствии получила его имя.

Рассматривая природу вещих снов, мы умышленно не будем рассматривать метафизические и оккультные теории. Они не содержат под собой никаких научных данных и являются лишь домыслами, не базирующимися на физиологии. Не будем мы рассматривать и религиозный аспект таких снов. Это работа священников, имамов, раввинов и других религиозных лидеровю Оставим в стороне и толкования снов при помощи сонников. Делать такие толкования – все равно, что производить нано-роботов при помощи топора, молотка и гвоздей-двухсоток. Дело в том, что у снов очень много нюансов, которые сонники, как правило, игнорируют. Также стоит обратить внимание на то, что в большинстве случаев сны – это просто сны, и в них не нужно искать глубокий смысл.

Все вещие сны можно разбить на несколько категорий:

  • Сны-решения. К этой категории можно отнести сны, «чудесным» образом дающие ответ на задачу, которую человек безуспешно пытался решить на протяжении дня или более долгого времени.
  • Сны-предупреждения о болезни. В этих снах мы получаем явные намеки на то, что уже больны или вот-вот заболеем какой-то болезнью, видимых проявлений которой у нас нет.
  • Сны, предсказывающие какие-либо жизненные ситуации.
  • Сны, в которых человек видит места, которых раньше никогда не видел.

Сны-решения

В народе говорят: утро вечера мудренее. Нашему народу в мудрости не откажешь. Действительно, многие из нас замечали, что проблема, которая вечером казалась сложной и непреодолимой, утром становится простой и разрешимой. Она больше не беспокоит. Как часто задача, которую не удавалось решить весь прошлый день, наутро вдруг получается с первого раза. Независимо от того, приходит решение явно в ночном сновидении, которое мы помним наутро или неявно, просто как утреннее просветление – это все является одним и тем же процессом.

Чтобы понять, в чем тут дело, нужно сначала рассмотреть процессы, происходящие в мозгу человека ночью.

Первый постулат будет звучать несколько парадоксально: мы мешаем нашему мозгу думать. Увы, это правда. Днем мозг должен обрабатывать множество сигналов от глаз, ушей, носа. Обработка внешних сигналов очень энергозатратна. Кроме того, мы постоянно пытаемся сами думать, и у нас это получается не всегда хорошо. Мозг должен координировать движения, поддерживать нас в вертикальном положении и пр. Это нам только кажется, что все происходит само собой, на самом деле ничего не случается с нами без участия нашего мозга. Когда мы спим, наш мозг проживает ситуации за прошедший день и обрабатывает их в несколько раз быстрее, чем он это сделал бы во время бодрствования тела. Мозг обрабатывает информацию и ищет пути решения проблем, он активно образовывает новые связи и стирает лишние данные, которые оказываются ненужным балластом и не приносят никакой пользы.

Вследствие такого процесса в мозгу возникают зрительные образы, соответствующие обрабатываемой информации. Именно таким образом в видении появляется решение задачи. Мозг, свободный от наших привычек или умственных шор, быстро находит правильное решение. Обязательной предпосылкой для решения задач таким образом является важность этой задачи для человека и количество времени, потраченное на ее решение до этого. Кроме того, нужно понимать, что мозг не черпает знания из некоего метафизического космоса. Чтобы найти решение, ему нужны знания, ваши знания. Нелепо ожидать, что во сне придет решение сложной теоремы высшей математики, если там нет необходимых для ее решения кирпичиков из начальной школы.

Предупреждения о болезни

Во время ночного сна мозг направляет во все наши органы огромное количество сигналов и обрабатывает ответы от разных органов. Это происходит каждую ночь, равно как каждую ночь организм сам себя ремонтирует. Такая диагностика позволяет выявить проблему, а будучи выявлена, она будет обработана мозгом и не исключено, что мозг сочтет ее настолько важной, что она появится в сновидении. Кроме того, может работать и другой механизм. Все мы люди, и всем нам страшно. Мы боимся заболеть, и это естественно. Однако у этих страхов есть одно важное следствие: мы склонны не замечать явных сигналов о наступлении или приближении заболевания. Мы трактуем сигналы организма как нам удобнее, а не как нужно. В этом плане во время сна мозг освобождается от наших страхов и, обнаружив болезнь, может подать явный сигнал, что на тот или иной орган нужно обратить повышенное внимание.

Такое предупреждение может проявляться в различных ощущениях. Нередко при проблемах легких нам во сне может казаться, что на нас кто-то сидит, при болях в каком-то органе кажется, что по нему кто-то бьет и т.п. Однако не все предупреждения могут быть столь явными, расшифровка некоторых предупреждений может быть непростой. И в любом случае нужно будет преодолеть собственный страх, иначе предупреждение будет отвергнуто.

Предсказания жизненных ситуаций

Умеем ли мы анализировать свою жизнь и события, произошедшие в ней? Опыт показывает, что нет. Мы совершенно не умеем держать в мозгу факты и подставлять их в нужные места картины мира. Мы неправильно интерпретируем события. Виной всему узость нашего мышления. В ночное время мозг действует намного эффективнее и с анализом фактов справляется намного лучше. Более того, он отлично строит прогнозы. Именно такие прогнозы, пришедшие к нам в виде ночных видений, и называются вещими снами.

Например, вы увидели во сне, что вас или другого сотрудника увольняют и скоро так и происходит. Такие события редко происходят ни с того ни с сего. За некоторое время до этого уже появлялись сигналы, которые говорили о близости подобной развязки: возникший конфликт, случайный разговор, совещание, косые взгляды, тайные отношения между сотрудниками, семейные неурядицы и многие другие вещи, которые мы не дали себе труда сложить в единую цепочку, однозначно могли указать на чье-либо увольнение. И мозг это понял, когда мы ему не мешали.

Сны-видения незнакомых мест

Нередко можно слышать о том, что тот или иной человек видел во сне места, в которых он раньше никогда не был. Таких рассказов много, но нужно огорчить почитателей таких историй практически все они представляют собой городские былички (разряд устного народного творчества). Даже если это точно был знакомый вашего друга, это ни о чем не говорит, даже более того, отличительной чертой подавляющего большинства городских быличек как раз и является то, что они произошли с «другом подруги», «другом кума», «сотрудником жены» и пр. Несмотря на то, что нам хочется в это верить и, несмотря на то, что в это верят все, правды в таких историях попросту нет.

Теперь о подобных историях, произошедших с историческими личностями. Такие истории тоже часто мифологизированы. Что касается научных данных, то их на сегодняшний день недостаточно. В любом случае, вещие сны подобного типа, впрочем, как и всех других видов, еще подлежат тщательному изучению.

Наконец, нужно сказать еще об одной важной категории сновидений: явления, вызванные воздействием внешних факторов. В частности, научно доказано, что инфразвуковые колебания на частоте 7Гц приводят к появлению панического страха, а электромагнитные волны могут вызывать ощущение присутствия постороннего человека или существа. Такие же ощущения возникают у людей при обработке определенных участков мозга магнитным полем. Подобные явления можно понять, ведь работа мозга по сути своей основана на передаче электрического импульса по определенным путям от одного нейрона другому. Данная передача осуществляется посредством ионов, которые чувствительны к воздействию электрического и магнитного полей. Высокий уровень электромагнитного поля вблизи изголовья вашей кровати может вызвать самые разные видения и ощущения. Однако однозначно утверждать это пока рано, исследования еще проводятся в различных лабораториях мира.

Здравствуйте, Юлия.

Нет, не так. Если Бог может говорить через сны, это совсем не означает, что Он делает это в обязательном порядке. Мы должны иметь здравый, взвешенный подход к вопросу о снах и понимать, что порой Бог говорит через сны, но это далеко не самый частый и распространенный способ, как Господь открывает человеку Свою волю или будущее. Насколько я понимаю, человек, пытающийся понять смысл сна, переживает за свое будущее и хотел бы понять, что Бог для него приготовил. Другими словами, ему интересна воля Божья.

Но христиане знают, что критерием определения, что исходит от Бога, а что нет, является Его написанное Слово — Священное Писание. Исследуйте, что Библия говорит о Вашей жизни, это и поможет Вам двигаться в правильном направлении.

По поводу пророческих снов Писание приводит как позитивные, так и негативные примеры. В Ветхом Завете мы находим истории о том, как Господь являлся Иакову (Быт.28:12-15), Иосифу (Быт.35:5-11), Соломону (3Цар.3:5-15) во сне. Также Бог дал Иосифу (Быт.41:14-15) и Даниилу способность к толкованию сновидений(Дан.5:12). Но далеко не все сны, конечно же, были пророческими. Лучший метод проверить, от Бога ли сон – это посмотреть, исполнится ли он.

В один из важнейших периодов человеческой истории, рождении Спасителя, Господь также открывался через сны и явления Ангелов Божьих – когда Ангел явился Иосифу и сказал принять Марию; когда волхвам он повелел не возвращаться к Ироду (Мф.1,2 главы). Этот же Ангел предупредил об опасности смерти для Младенца и он же воззвал святое семейство из Египта.

В конце земного служения Христа мы находим историю, когда жена Пилата пришла к своему мужу и сказала, чтобы он ничего не делал Праведнику тому, потому что «ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19).
Эти примеры, хотя они и многочисленны, не доказывают того, что все сны приходят от Бога. Библия свидетельствует, что бывает очень много ошибочных и даже ложных сновидений.

Проповедник Екклесиаст говорит, что «…как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» (Еккл.5:2). Современная наука сделала немало открытий по свойствам сна, и одно из них — что чаще всего сновидения являются результатом активности головного мозга, который продолжает мыслительную деятельность во сне, когда мы сильно о чем-то переживаем, находимся в поиске решения. Наиболее яркая и известная история, подтверждающая эту теорию – открытие таблицы химических элементов Д. И. Менделеевым. Он увидел ее во сне, но это не было внезапным озарением: ученый постоянно размышлял об этом, пытался упорядочить элементы, его мозг был напряжен, так что, в конце концов, паззл сложился и он нашел решение, хотя это и произошло во сне.
У меня тоже были подобные ситуации в жизни: я размышлял о чем-то, и после Господь давал мне во сне понимание, что делать. Но это было не сверхъестественное озарение, а следствие постоянных размышлений, которое, я верю, Господь использовал во благо.

В пророках сказано, что была опасность для народа Божьего обольщаться снами. К примеру, пророк Иеремия говорит не раз, что люди шли путем ложных снов.

«Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:32).

В другом месте пророк говорит: «Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер.29:8).

Сегодня в этом мире, не знающем Бога, люди разными способами пытаются узнать будущее. Они обращаются к оккультистам — к гадалкам, астрологам, ворожеям, к астрологам, — пытаясь через сны, по линиям руки понять, что сулит им будущее. Мотивированы они не столько желанием знать волю Божью, сколько страхом и переживанием за собственную судьбу. Именно поэтому так популярны сонники. Их авторы пытаются чуть ли не автоматизировать и поставить на поток толкование снов, придавая каждому предмету, явлению или личности, увиденным во сне, какой-то особый смысл.

Но это серьезное заблуждение, потому что Бог не собирался начинать конвейерное производство откровений через сны. Толкование при помощи сонников — проявление оккультизма, это опасно для духовной жизни всякого человека.

Я не смогу сказать Вам, какой сон от Бога, как не сможет и любой другой служитель. Однако несколько советов я все же дать могу.

1. Надо решить, что не всякий сон от Бога. Есть сновидения, которые порождены суетностью нашего ума, ночными мозговыми процессами, нашими дневными внутренними переживаниями или подсознательным страхом. («Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов», Екк.5:2).
2. Не надо толковать каждый сон. В большинстве случаев отнеситесь к нему не более, чем как к просмотру фильма. («Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога», Еккл.5:6).

3. Никогда не используйте сонники, книги по толкованию снов, и не обращайтесь к гадалкам и другим представителям оккультного мира. Если Вы делали это – покайтесь перед Богом и отрекитесь от этих действий. («Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь», Иер 23:32; «Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся», Иер 29:8; «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего», Втор.18:10-12).

4. Библия как слово Божие важнее всякого сна. Она должна быть приоритетом для принятия решений, определения шкалы ценностей, обретения смысла жизни, призмой, через которую мы смотрим на мир. Всякий сон следует проверять по Писанию. («Все испытывайте, хорошего держитесь», 1Фесс.5:21; «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», 1Иоан.4:1).

5. Сны от Бога не будут противоречить стандартам и заповедям Писания. К примеру, если во сне человек понял, что надо развестись с женой и уйти к другой женщине – то будьте уверены, что это не сон от Бога, каким бы он ни был ярким или повторяющимся. («Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует», Лук.16:18; «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем», 1Кор.7:10; «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света», Ис.8:19-10; «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», 1Тим.14:16).

6. Если нет понимания сна, то не надо переживать об этом. Воспримите это спокойно. Забыв сон, не напрягайтесь, чтобы его вспомнить. Когда что-то от Бога, это будет не просто яркое ночное сновидение, но будет и ясный здравый смысл, понимание, которое не противоречит Библии и подтверждается реальностью. («Сокрытое Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего», Втор.29:29; «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом!!, Иов.33:14-18).

7. Чаще всего то, что сон был от Бога, мы можем увидеть после, в его исполнении, причем, которое не противоречит Библейским стандартам. («Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей», Втор.13:1-3; «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его», Втор.18:22).

8. Если же сон напугал Вас, то лучше помолитесь, чтобы это не исполнилось, но ни в коем случае не начинайте заквашиваться пережитым в сновидении, пересказывая это себе или другим. Помните, что «…дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7). Оставьте всякие страхи и живите верою в Господа.

Благословений Вам!

С уважением,
Денис Подорожный.