Библия об исламе

12.09.2017

Дева Мария, царь Соломон и другие персонажи Библии встречаются в исламских книгах. Почему? Об этом — в интервью DW.

В Пергамском музее (Pergamonmuseum) в Берлине проходит выставка «К изумлению верующих: библейские традиции в исламском мире» (Gläubiges Staunen – Biblische Traditionen in der islamischen Welt). На примере старинных рукописей она показывает, какие взаимовлияния христианства и ислама существовали на Ближнем и Среднем Востоке. Об этой действительно удивительной связи рассказал в интервью DW куратор выставки Кристоф Раух (Christoph Rauch), возглавляющий отдел востоковедения Берлинской государственной библиотеки.

DW: Выставка рассказывает о библейских традициях в исламском мире. О каких традициях идет речь, и какими временными рамками ограничивается эпоха, которую охватывает экспозиция?

Кристоф Раух: Речь идет о традициях, зародившихся в разщных религиозных общинах в регионе, в котором сегодня преобладает ислам. К ним относятся, например, армянская апостольская и эфиопская православная, а также арабская антиохийская и сирийская христианская церкви. То есть это различные восточные христианские церкви, которые появились в этом регионе в третьем веке нашей эры или ранее и существуют там до сих пор.

Выставка посвящена эпохе, в которую религиозные тексты или Библии писались от руки. Самые древние тексты, представленные на выставке, относятся к IV веку. Это коптские и эфиопские библейские тексты, написанные на папирусе. А самая «молодая» рукопись на выставке – сирийское евангелие XIX века.

— Какие христианские мотивы присутствуют в исламских рукописных книгах?

— Речь идет, в первую очередь, о библейских сюжетах, которые существуют и в исламских народных сказаниях, а также в персидских и индийских. Часто встречаются история Иосифа и царя Соломона. Иудейский царь Соломон был в представлении многих мусульман идеальным правителем, поэтому его изображение зачастую можно найти на первых страницах исламских рукописей. Можно увидеть также изображения Девы Марии и других святых.

Мы следуем в экспозиции двум линиям. Одна показывает христианские мотивы, которые присутствовали в исламских рукописях, потому что изображаемые истории были известны. Ведь и в самом Коране присутствуют христианские мотивы и рассказываются библейские истории.

Мать с младенцем из книги предзнаменованийю. Индия, 1580 год

Вторая линия экспозиции заключается в том, что мусульманские правители, в частности, правители Империи Великих Моголов в Индии, вступили в контакт с европейским искусством в начале XVII века. Иезуиты, которые приезжали сюда, имели при себе Библию и произведения искусства, которые очень интересовали индийских падишахов. Падишахи империи Великих Моголов Джахангир и Акбар Великий давали в начале XVII века своим индийским художникам заказы на копирование европейских гравюр и эстампов c библейскими мотивами.

— В Коране содержатся ссылки на текст Библии. Объясните, пожалуйста, как соотносятся эти два священных писания по своему содержанию.

— Откровение Мухаммеда, с которым он выступил в качестве пророка, было адресовано, в том числе, также христианам и иудеям на Аравийском полуострове. Коран ясно говорит, что Мохаммед является одним из ряда пророков, и откровения были и до него.

Святой Иероним, Индия, 1620 год

Поэтому в Коране есть различные цитаты, сюжеты и фигуры из Библии. Правда, лишь история Иосифа рассказывается в нем полностью, в то время как такие библейские фигуры, как Ной, Моисей, Мария только упоминаются. Кроме того, истории, в том числе и библейские, представлены в Коране не в хронологическом порядке, как это происходит в Библии.

— Есть ли свидетельства культурного трансфера в обратном направлении, то есть из исламской традиции в христианскую?

— Христиане и мусульмане жили в едином мире, в едином визуальном пространстве. Например, в архитектуре в армянских церквях в восточной Турции видны исламские элементы в отделке. И на примере некоторых экземпляров Библий, представленных на нашей выставке, можно видеть, что они украшены так, как украшали исламские рукописи или рукописные книги Корана. В случае некоторых армянских рукописей отчетливо видно, что исламские визуальные представления оказали здесь свое влияние.

— В чем актуальность этой выставки?

— С одной стороны, нами двигало желание перед лицом преследования и изгнания меньшинств, перед лицом угрозы, которую представляет собой «Исламское государство», привлечь внимание к тому, какое разнообразие традиционно существовало в этом регионе, какую важную культурную роль играли там христиане. Важно было обратить внимание на то, что угроза существует, и что существуют меньшинства, которые нуждаются в защите. С другой стороны, важно, чтобы не складывалось одностороннее представление об исламе. В современной политической ситуации зачастую проводят знак равенства между исламом и фанатизмом, терроризмом. Следует указать на то, что в течение долгого времени и на протяжении целых эпох сосуществование мусульман и христиан определялось терпимостью друг к другу, и что ислам был открыт влиянию и импульсам извне, из других культур и религий.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Золотые браслеты эламских принцесс

Золотые браслеты из гробницы эламских принцесс (первая половина VI века до н. э.). Некрополь случайно обнаружили во время строительных работ в 2007 году. На одном из браслетов было выгравировано имя главы царской династии. Это позволило точно датировать захоронение.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Мастерство 2500-летней давности

Пряжка из гробницы эламских принцесс. Золото с агатом. Поразительно, с каким мастерством изготовлены эти украшения — две с половиной тысячи лет назад!

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Золото скифов?

А эти золотые украшения были найдены еще в 1940-е годы в другой гробнице у подножия гор в северо-западной части Ирана. Они датируются VIII веком до н.э. и показывают сходство со скифскими украшениями. Это позволяет говорить о сильном влиянии скифских кочевников на древнюю иранскую культуру.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Посуда из могильника

Богато украшенная изображениями животных золотая чаша еще из одного захоронения — могильника в местности Марлик на восточном берегу реки Сефир-руд. Найдена в 1950-е годы, датируется рубежом первого и второго тысячелетий до н. э. Изготовлена специально для того, чтобы пить из нее в потустороннем мире.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Змеи против человека

Изображение змей часто встречается на домашней утвари джирофтской культуры — как на этой чаше из горшечного камня, изготовленной в третьем тысячелетии до н. э. Змеи символизировали силы зла. И человеку в кувшине, на которого они нападают, явно приходится несладко.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Царская игра из Ура

Это — выполненное в виде орла игровое поле популярной три тысячи лет назад игры, которую, так как ее название не дошло до нас, называют «царской игрой из Ура». Поле разбито на двадцать квадратов, которые были сгруппированы в два или три неравных блока. К игральной доске прилагались фишки, намного позже появились и игральные кости.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
На помин души

Такая необычная скульптурная группа предназначалась для ритуала, сопровождавшего захоронение жителей Западного Ирана в начале первого тысячелетия до н. э. В керамические кувшинчики с длинным носиком, в виде животных с человеком-«пастухом», наливали вино.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Прообраз Вавилонской башни

Так выглядел возведенный в XXI веке до н. э. храмовый комплекс — «Большой зиккурат» — в Уре. Его построили в честь лунного божества. Высота храма, который много раз перестраивался, составляла до 30 метров, основание — 64 на 46 метров. Зиккурат служил образцом для зодчих Древнего Междуречья и, возможно, стал прообразом описанной в Библии Вавилонской башни.

Свидетельства древнейшей истории Ирана
Персидский сад

Персидский сад у здания федерального выставочного зала в Бонне, где разместилась экспозиция «Иран. Древние культуры между водой и пустыней». От названия традиционного сада на древнеперсидском языке возникло слово «парадиз», то есть рай. Жаль, что погода в Бонне пока не дотягивает до персидского лета.

Библия мусульман

Коран является Священным Писанием мусульман, аналогом Библии у христиан и Трипитаки у буддистов. Иногда Коран даже называют Библией мусульман. Однако Коран для мусульман более значительная книга, чем, скажем, Евангелие для христиан. Прежде всего это обусловлено тем, что Коран выступает как Слово и Откровение самого Бога, лишь переданное через Мухаммада. Разумеется, Книга, идущая от самого Бога, оказывается более значительной, нежели жизнеописания Иисуса Христа, которые, хотя и канонизированы, но все-таки созданы конкретными людьми.

Содержание Корана для мусульман можно сравнить с тем, что является Логосом, Словом Божьим, Божественным промыслом, поэтому не только общее изложение, отдельное слово, но даже каждая буква считаются в Коране божественным. Перевод слова «Коран» (то, что читается, произносится вслух) можно истолковать в более сокровенном смысле. У мусульман есть книга, в которой начертано абсолютно все, что было в прошлом, что есть в настоящем и чему предстоит случиться. Эта священная книга мусульман, написанная на арабском языке, состоит из 114 глав (сур). Поскольку один из догматов ислама провозглашает вечность и несотворенность Корана, мусульмане утверждают, что Коран в его каноническом значении невозможно перевести на другие языки.

Единственность и внутренняя целостность Аллаха (ат-Тау- хид) – одна из основных тем Корана. Аллаху подчинено и повинуется все в мире, ничто не может состояться без его воли и его осведомленности об этом. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, воспринимая могущество и величие Аллаха, полностью подчинять себя Ему (ислам), быть покорными Аллаху, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и полагаться на Его волю и милость. Он – единственный подлинный царь (малик) и судья (хаккам) для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поетупки. Один из излюбленных сюжетов Корана – наказание, которое Аллах обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать его и вели себя неблагочестиво. В угодное для себя время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джаханнам) или блаженство в раю (ал-джанна).

Исламская культура

По форме текст Корана представляет собой рифмованную прозу, отдельные разделы которой представляют собой образец художественной силы. Достоинства Корана высоко оценивал А. С. Пушкин. Известен цикл его стихотворений «Подражание Корану», а также вольный перевод его отдельных разделов:

Земля недвижна – неба своды,

Творен, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой.

Многие, наверное, помнят, например, пушкинский перевод коранической клятвы:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой,

Клянуся утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой…

Именно художественное творчество – литература, архитектура, изобразительное искусство и ремесло – сообщает культуре, а следовательно, и религии непреходящий характер. «Аллах красив, и Он любит красоту» – так словами пророка формулируется в исламе художественный смысл религии. Аллах красив, красивым надлежит быть как созданному Им миру, так и воссоздаваемому человеком и культурой миру поэтических, архитектурных и изобразительных форм. Таковы непременное условие существования диалогического бытия ислама, его риторическая установка. По мнению Шукурова, естественно, что и художественное творчество мусульман не приемлет времени, мы нигде не найдем в нем принципиальной установки на передачу событий, выстроенных в хронологическом порядке. Газель, каллиграфия и арабеска услаждают слух и зрение.

Другую программу творчества мусульман представить себе немыслимо: традиционное творчество облечено теургическим замыслом единства смысла и формы «вещи», поэтому именно абстрактное мышление и абстрактная форма, подчеркивая вневременной модус художественного сознания, по сию пору остается стержнем творческой деятельности мусульман.

Вспомним русского философа Флоренского, который объяснял, что появление современной науки и техники, сопряженное с «ростом рассудочного миропонимания», способствует распадению религии и, соответственно, теургии художественного творчества. Это и произошло с христианским искусством, но пока счастливо миновало, как считает Шукуров, искусство ислама. Поэзия и искусство ислама остаются по своей сути явлением ностальгическим, предвкушающим и осуществляющим Божественный замысел.

Легче всего это увидеть на примере того, что мусульмане называют Домом Бога – мечети. Строго говоря, мечеть не есть храм, аналогом храма для мусульман является Кааба – духовный центр ислама. В обязанность мусульманина входит ритуальное посещение Каабы хотя бы один раз в жизни, а мечеть – сакральное место каждодневного общения с Богом, место постоянного напоминания о вечном божественном Завете. Нет ничего удивительного в том, что классическая архитектурная форма первой мечети, построенной пророком Мухаммадом, и все последующие ее воспроизведения соответствуют канону ветхозаветной скинии, заповеданной Моисею.

Мечеть является символическим аналогом божественной скинии, Домом Бога, явленного людям. Но если скиния Моисея – это «образ настоящего времени», а христианская церковь – «образ совершенной и нерукотворной скинии» будущего времени, то мечеть имеет более узкое назначение.

Ислам в переводе на русский язык означает покорность. Это одна из трех мировых религий. Ислам, принесший факел цивилизации в Европу тогда, когда она переживала темные века, в XX в. переживает возрождение. Мусульмане живут во многих странах Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки. В ряде стран ислам – государственная религия. Численность мусульман достигает 860 млн человек. Это означает, что ее исповедует примерно пятая часть населения. Всюду теперь строятся мечети. Религиоведы говорят о мусульманском возрождении, имея в виду растущее внимание, которое уделяется системам образования, основанным на исламской мысли.

  • См.: Шукуров Ш. Что такое культура ислама.