Библия про дружбу

Нейрохирург Иван Кудрин в своих заметках о блокадном Ленинграде вспоминает, что ленинградцы часто говорили об открытии «второго фронта». «На союзников, впрочем, мало надеялись. <…> Вспоминали индейскую мудрость: «У меня три друга: первый – мой друг, второй – друг моего друга и третий – враг моего врага”. Все считали, что третья степень дружбы только и объединяет нас с нашими союзниками».

Слово «индейская» у Кудрина, по-видимому, описка или опечатка. В несколько ином виде эта мудрость содержится в индийских «Законах Ману», VII, 158: «Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом – соседа врага, нейтральным – всякого, кроме этих двух». Заметим, что «Законы Ману», вопреки названию, – не свод реальных законов, а сборник поучений, составленный в первые века нашей эры.

О том же говорил Фридрих Ницше: «»Наш ближний это не наш сосед, а сосед нашего соседа” – так думает каждый народ» («По ту сторону добра и зла», 1886).

Но едва ли сентенция о «враге моего врага» заимствована европейцами из «Законов Ману». В Европе с «Законами Ману» познакомились лишь в 1794 году, когда они были переведены на английский. Между тем еще раньше существовало латинское изречение «Amicus meus, inimicus inimici mei», то есть: «Враг моего врага – мой друг». Этой формулы мы не найдем в сочинениях древних римлян; она, по-видимому, принадлежит итальянским юристам Нового времени. Неаполитанец Франческо Мерлино Пиньятелли в трактате «Спорные вопросы общего права» (1634) писал: «Друг моего врага – мой враг <…>. Враг моего врага будет моим другом».

О «друзьях наших недругов» говорил Цицерон, но он как раз не спешил объявлять их врагами. В 56 году до н.э., выступая в суде, он призвал следовать «справедливому и чрезвычайно полезному правилу», а именно: «щадить друзей наших недругов» (речь в защиту Луция Корнелия Бальба).

Еще отчетливее он выразил ту же мысль в письме к Марку Антонию в 44 году до н.э.: «Я всегда полагал, что друзей наших недругов не надо преследовать, особенно друзей, стоящих ниже, и лишать самого себя этого оплота». Это письмо было написано вскоре после «мартовских ид», когда сенаторы-республиканцы во главе с Брутом и Кассием убили Юлия Цезаря. Очень скоро выяснилось, что Антоний метит на место Цезаря, и Цицерон стал поддерживать его соперника – юного Октавиана, будущего императора Августа.

Попытка опереться на врага своего врага Цицерону не удалась: Октавиан и Антоний заключили союз между собой, и Антоний потребовал внести имя Цицерона в проскрипционные списки, то есть объявить его вне закона. 7 декабря 43 года до н.э. Цицерон был убит, причем среди его убийц оказался военный трибун Попиллий Ленат, которого Цицерон когда-то защищал в суде в качестве адвоката.

Временный союз между Октавианом и Антонием против республиканцев приводит к еще одной расхожей фразе: «Против кого дружите?». Обычно она приписывается Фаине Раневской. Обращаясь к группе шепчущихся артисток, Раневская будто бы спрашивала: «Против кого дружите, девочки?».

Столетием раньше во Франции цитировалось изречение философа и моралиста Эрнеста Берсо (1816–1880): «Имейте в виду, господа: с нами дружат против кого-то».

Правилу «Друг моего друга – мой друг» противостоит принцип феодального права «Вассал моего вассала – не мой вассал», известный каждому со школьной скамьи. Он появился в трактате французского правоведа Жана де Блано «О феодах и повинностях» (1256): «…Спрашивается: будет ли вассал моего вассала моим вассалом? И следует ответить, что нет».

С этим принципом перекликается положение римского права, сформулированное знаменитым юристом Ульпианом: «Компаньон моего компаньона – не мой компаньон» («Дигесты Юстиниана», 50.17.47.1).

Напоследок приведем афоризм американско-французской писательницы Натали Клиффорд Барни: «Друзья наших подруг – наши любовники» («Новые мысли амазонки», 1939).

Библейские стихи о дружбе

Притчи 18: 24:
Человек, имеющий друзей, должен показать себя дружелюбным, и есть друг, который ближе, чем брат.

Дружба по выбору, а не по принуждению. Сегодня мы рассмотрим библейские стихи о дружбе. Есть мудрое изречение, которое говорит «Покажи мне своих друзей, и я покажу тебе, кто ты» Один из величайших факторов, которые будут влиять на наше будущее, — это друзья, которых мы поддерживаем. Как верующие, мы никогда не должны пренебрегать предметом дружбы. Ваши друзья могут сделать вас или марить вас. Итак, цель этих библейских стихов о дружбе — показать нам из Библии, кем должен быть настоящий друг, и качествами хорошего друга.

Библия — это наше руководство к жизни, поскольку мы, верующие, должны хорошо понимать, что такое дружба в Библии, чтобы получать пользу от наших отношений с другими. Например, Библия призывает нас не преклоняться под чужое ярмо с неверующими, 2 Коринфянам 6:14. Поэтому, выбирая друзей, вам не нужно заводить дружбу с неверующими. Это не значит, что вы не будете уважать их и не покажете им любить, но это означает, что вы не будете следовать за ними и делать то, что они делают. Это учит нас ненавидеть грех, но любить грешников, ненавидеть зло, но проявлять любовь к злодеям, когда у нас есть возможность. Эти библейские стихи о дружбе покажут нам, что Бог думает о дружбе и наших друзьях. Когда вы сегодня изучаете эти библейские стихи, я вижу, как Бог открывает вам глаза и направляет вас в вашей жизни взаимоотношений во имя Иисуса.

Библейские слова

1. Притчи 13:20:
Тот, кто ходит с мудрецами, будет мудрым, а спутник глупцов будет истреблен.

2. Притчи 17:17:
Друг любит во все времена, а брат рожден для невзгод.

3. Работа 16: 20-21:
Мои друзья презирают меня, но мой глаз проливает слезы на Бога. 16:21 О, если бы кто-то умолял человека с Богом, как человек умоляет своего ближнего!

4. Притчи 12:26:
Праведник превосходнее ближнего своего, но путь нечестивых соблазняет их.

5. Притчи 27:17:
Железо точит железо; так человек обостряет лицо своего друга.

6. Притчи 17:17:
Друг любит во все времена, а брат рожден для невзгод.

7. Иоанна 15: 12-15:
Это моя заповедь: любить друг друга, как я любил тебя. 15:13 Нет большей любви, чем это, что человек отдает свою жизнь за своих друзей. 15:14 Вы мои друзья, если вы делаете все, что я повелеваю вам. 15:15 впредь я называю вас не слугами; ибо раб не знает, что делает господин его, но я назвал вас друзьями; обо всем, что я слышал о своем Отце, я открыл вам.

8. Притчи 27: 5-6:
Открытый упрек лучше, чем тайная любовь. 27: 6 Верны раны друга; но поцелуи врага обманчивы.

9. Колоссянам 3: 12-14:
Поэтому наденьте, как избранных Бога, святых и возлюбленных, недра милосердия, доброты, смирения ума, кротости, долготерпения; 3:13 Прощать друг друга и прощать друг друга, если кто-нибудь ссорится против кого-либо: как Христос простил вас, так и вы. 3:14 И над всем этим положитесь на милосердие, которое является залогом совершенства.

10. Екклесиаст 4: 9-12:
Два лучше, чем один; потому что они имеют хорошую награду за свой труд. 4:10 Ибо, если они упадут, тот поднимет своего товарища; но горе тому, кто один, когда он упадет; ибо у него нет другого, чтобы помочь ему подняться. 4:11 Опять же, если двое лежат вместе, у них есть тепло, но как можно быть теплым одному? 4:12 И если кто-то одолеет его, то ему будут противостоять двое; и тройной шнур быстро не разрывается.

11. Притчи 22: 24-25:
Не дружить с злым человеком; и с разъяренным человеком не ходи: 22:25 чтобы не научиться путям его и не получить ловушку для души своей.

12. Притчи 24:5:
Мудрый человек силен; да, человек знания увеличивает силу.

13. Притчи 19:20:
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы ты мог быть мудрым в твоей последнем конце.

14. Притчи 18: 24:
Человек, имеющий друзей, должен показать себя дружелюбным, и есть друг, который ближе, чем брат.

15. Иов 2:11:
Теперь, когда трое друзей Иова услышали обо всем этом бедствии, которое постигло его, они пришли каждый со своего места; Елифаз Феманитянин, Вилдад Шухитянин и Цофар Наамафитянин, потому что они договорились вместе прийти, чтобы оплакивать его и утешить его.

16. 2 Царств 2: 2:
И сказал Илия Елисею: останься здесь, я молю тебя; ибо Господь послал меня в Вефиль. И сказал ему Елисей: жив Господь и жива душа твоя, не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.

17. Псалмы 37: 3:
Уповай на Господа и делай добро; так ты будешь жить на земле и воистину будешь питаться.

18. 1 Коринфянам 15: 33:
Не обманывайтесь: злые связи развращают добрые нравы.

19. Джеймс 4:11:
Не говорите зла друг другу, братья. Тот, кто говорит о зле своего брата и судит брата своего, говорит о зле закона и судит закон, но если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

20. Притчи 16:28:
Нахальный человек сеет раздор, а шепот разлучает главных друзей.

21. 1 Царств 18: 4:
И снял с себя Ионафан одеяние, которое было на нем, и отдал его Давиду и одежда его даже мечу своему, луку своему и поясу его.

22. Галатам 6: 2:
Несите бремя друг друга и так исполняйте закон Христа.

23. Колоссянам 3:13:
Прощать друг друга и прощать друг друга, если кто-то ссорится против кого-либо: как Христос простил вас, так и вы.

24. Филиппийцам 2: 3:
Пусть ничто не будет сделано через беспорядков или тщеславию; но в смиренномудрию почитайте один другого, чем они сами.

25. Луки 6: 31:
Как и вы, люди должны поступать с вами так же, как и вы.

26. Джеймс 4:4:
Вы, прелюбодеи и прелюбодеи, не знаете, что дружба мира враждебна Богу? Тот, кто, таким образом, станет другом мира, является врагом Бога.

27. Иов 29: 4-6
Как я был во дни моей юности, когда тайна Божья была на моей скинии; 29: 5 Когда Вседержитель был еще со мной, когда дети мои были вокруг меня; 29: 6 Когда я вымыл ступени мои с маслом, и скала вылила меня в реки нефти;

28. Исход 33:11:
И сказал Господь Моисею лицом к лицу, как говорит человек другу. И он снова повернул в лагерь, но его слуга Иисус, сын Навин, молодой человек, не вышел из скинии.

29. Псалмы 38: 11:
Мои любовники и друзья стоят в стороне от моей болячки; и мои родственники стоят вдалеке.

30. Псалмы 41: 9:
Да, мой знакомый друг, которому я доверял, который ел мой хлеб, поднял свою пятку против меня.

Объявления

В настоящей дружбе содержится преданность. Так говорит Св.Писание: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья”. (Притчи 17:17)

Лучший друг, который только может быть, — это Иисус. Так говорит Св.Писание: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”. (От Иоанна 15:15)

Избирайте друзей с чистым сердцем, и кто любит Господа. Так говорит Св.Писание: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца”. (2 Тимофею 2:22)

Что может охарактеризовать вас, как хорошего друга? Так говорит Св.Писание: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других”. (Филиппийцам 2:3-4)

Сплетни могут разрушить дружбу. Так говорит Св.Писание: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей”. (Притчи 16:28)

Дорожитье друзьями по соседству; тогда в трудную минуту не придется ехать за помощью далеко к родственникам. Так говорит Св.Писание: «Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали”. (Притчи 27:10)

Друг достаточно любит, чтобы быть откровенным даже тогда, когда это причиняет боль. Так говорит Св.Писание: «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего”. (Притчи 27:6)